В 3 года ребенок не спит днем рождения
Обычно дети спят днем как минимум до трех лет: примерно до года бывает два дневных сна, затем остается один. Привычку к дневному сну поддерживает и режим детского сада — там многие дети спят днем почти до школы. Что делать, если ваш ребенок вот-вот окажется от дневного сна? По-прежнему укладывать его спать или не стоит?
Ребенок не спит днем: как отказаться от дневного сна
Трехлетний малыш, отвыкающий от тихого часа, сегодня засыпает, а завтра нет. Часто это не составляет проблемы, но случается, ребенок «зависает» на полпути от старого режима к новому и очень плохо переносит дни, когда не спит, или ночи после дневного сна. Он недостаточно сонный, чтобы заснуть днем, но и сил на целый день у него не хватает, например, из-за того, что его ночной сон не успел должным образом увеличиться.
Постепенно он сникает и во второй половине дня начинает капризничать. Иногда ему удается поспать в располагающих к этому условиях — скажем, в машине, где он оказался в нужное время, или в детском саду, поскольку там приходится спокойно лежать в тихий час. Однако после этого ему не хочется спать в обычное время вечернего укладывания, и несвоевременное бодрствование длится долгие часы.
Обычно переходный период исчерпывается неделями. Если он затягивается, нужна ваша помощь. Как правило, проще разом отменить дневной сон, чем многократно отказываться от него и снова возвращать. Попробуйте полностью исключить его на одну-две недели и проверить, по силам ли ребенку новый режим.
По окончании переходного периода трудности уйдут сами. Скорее всего, ребенок будет несколько вялым примерно в то время, когда раньше спал, избегая активных игр и проводя около часа, свернувшись клубочком на диване перед телевизором. (Если и есть в сутках правильное время для телевизора или видео, то вот оно.) В это время он мало на что способен.
Подобное случается и с маленькими детьми, переходящими от двухразового дневного сна к одноразовому. Одни отказываются от послеполуденного, но продолжают спать утром, вместо того чтобы ложиться после обеда. Другие засыпают то утром, то во второй половине дня. Решением является постепенный перенос оставшегося сна так, чтобы он начинался после обеда, а если ребенок спит всегда в разное время — приучение его к стабильному распорядку с единственным сном в середине дня.
Иногда ребенок готов отказаться от дневного сна несколько раньше, чем ожидают родители. Например, 11-месячный ребенок засыпает в 10.00 и в 14.00, но один из снов (не всегда один и тот же) становится проблемным. Вы тратите 45 минут на то, чтобы он угомонился и проспал всего полчаса. Очевидно, что проблемы создает двухразовый дневной сон, с которым ребенок так или иначе простится в ближайшие месяцы. Значит, попробуйте перевести малыша на одноразовый после обеда. Возможно, это пойдет на пользу и ему, и вам. Если же вам кажется, что он еще слишком мал, можно сократить его ночной сон на 30–60 минут, чтобы он мог «добирать» днем.
Дневной сон и плохие привычки: как отучить от укачивания
Ребенок может ассоциировать с дневным сном, как и с ночным, разного рода действия: укачивание, поглаживание по спинке, посасывание пустышки, питье из бутылочки. Тогда все эти ассоциации можно изменить одновременно. Но бывают и нежелательные ассоциации, связанные именно с дневным временем, например, привычка засыпать в машине. Если ребенок еще не готов отказаться от дневного отдыха, отучите его от вредных привычек — это не составит труда.
В этом деле, как и во всем, главное — последовательность. Например, чтобы научить ребенка засыпать дома, а не в машине, или в своей кроватке, а не у вас на руках, не разрешайте ему погружаться в сон в привычных условиях. На тихий час укладывайте его в колыбель или в кроватку. Если за полчаса он не заснул, объявите сон или тихий час законченным и сделайте другую попытку в следующий дневной сон.
Возможно, он не дотянет до следующего тихого часа и уснет на полу или на диване. Но хотя бы заснет сам, не получив подкрепления дурной привычки, так что это уже прогресс. Не допускайте, чтобы время укладывания или подъема менялось. Бывает, два-три дня ребенок не спит совсем, но вскоре дневной сон восстанавливается, если только вы не переоцениваете его потребность в сне.
Иногда родители замечают, что малыш засыпает сам в кроватке без привычных условий, но просыпается раньше времени и в дурном настроении. Если не подходить к нему, он плачет, а сон не возвращается. Оказавшись в привычных условиях — скажем, у вас на руках, — он засыпает, спит, сколько положено, и встает довольный. Это можно пережить, но не слишком долго.
Если же его приходится подолгу укачивать или для вас это попросту неудобно, лучше забрать его из кроватки, когда он проснулся в первый раз, но отказаться укачивать до погружения в сон. Пускай поначалу он недоспит и покапризничает, зато запомнит, что на укачивания можно больше не рассчитывать. Заснет за игрой — тем лучше, ведь это случилось без вашей помощи.
Примерно через неделю ребенок начнет сам возвращаться ко сну в своей кроватке. В противном случае может удлиниться его ночной сон, компенсируя дневное недосыпание, и он уже не будет пробуждаться в плохом настроении.
Ребенок не спит в детском саду: что делать?
Обычно дошкольники спят в яслях или детском саду три-пять раз в неделю, и предполагается, что и дома они будут спать днем. Тем не менее ребенок, регулярно спящий в дошкольном учреждении, может отказаться от тихого часа дома. Это само по себе не проблема, если отсутствие дневного сна не сказывается на его поведении.
Как правило, такое происходит с детьми не младше трех лет, то есть достаточно большими, чтобы совершенно отказаться от дневного сна. Если можно договориться, чтобы вашего ребенка в детском саду не укладывали, возможно, ему будет проще полностью перейти на режим без дневного сна, чем менять его день ото дня.
При отсутствии выбора с этой проблемой — осложненным вариантом переходного периода, о котором шла речь выше, — придется немного повозиться. Не принуждайте ребенка спать дома — предложите ему именно «тихий час» (полежать под сказку, музыку или видео, поиграть в спокойную игру). В период спада дневной активности ему не нужно будет заниматься ничем, требующим внимания, как не придется и воевать за право не спать днем, а в какие-то дни он, возможно, и поспит.
Ребенку, совершенно отказавшемуся от дневного сна, трудно лежать молча и ничего не делать в детском саду, когда вся группа спит. В большинстве детских дошкольных учреждений к этому вопросу подходят разумно. Обычно все дети ложатся, но через 15 минут тем, кто так и не уснул или уже проснулся, разрешают подняться и тихонько поиграть.
Но в некоторых садах всех детей, даже если у них сна ни в одном глазу, заставляют лежать по часу и больше. Это не вариант — жестоко принуждать ребенка ежедневно проводить целый час в неподвижности и безделье. (Это хорошо для воспитателей, но плохо для детей.) Поговорите об этом с сотрудниками сада. Если они категорически откажутся пойти вам навстречу, лучше поискать другой.
Источник
Педиатры отмечают рост обращений по поводу отсутствия дневного отдыха деток двух – трехлетнего возраста.
Жалобы, волнения родителей обоснованы, ведь сон жизненно необходим в таком возрасте для полноценного роста, развития младенцев. Работоспособность организма, головного мозга, нервной, иммунной систем зависит от качества отдыха. Суждение о росте организма во сне не домыслы, а реальность. Подробнее о потребностях детского организма в отдыхе описано в статье.
Проблема отсутствия дневного отдыха актуальна для родителей, малышей в возрасте до четырех лет.
Какие факторы способствуют отказу от дневного отдыха? Какие ситуации требуют консультации со специалистом, медикаментозного лечения, какие не вызывают опасений, являясь физиологической особенностью?
Для каждой возрастной категории детей характерны явления, которые относятся к нормальным физиологическим особенностям.
Физиологические нормы сна для детей 2-3 лет
Современные дети отличаются склонностью к уменьшению продолжительности дневных сновидений относительно существующих норм.
Груднички первых двух месяцев жизни теоретически спят по 17-22 часа в сутки, просыпаясь для кормления. Практически продолжительность отдыха намного меньше.
Медицина сформировала нормы продолжительности отдыха с учетом потребностей современных малышей:
Возрастная категория | Дневной отдых | Ночной отдых |
2 года | 2 – 2.5 часа | 11-13 часов |
3 года | 1-1,5 часа | 8-10 часов |
Дети развиваются по-разному. Каждый грудничок индивидуален, соблюдение общих норм не всегда актуально. Отклонение от установленных норм на 1-3 часа не считается патологическим.
Абсолютное большинство деток двух лет спят один раз днем. Продолжительность дневного отдыха – 1.5-2.5 часа. В этом возрасте период активного времяпрепровождения длительностью шесть, семь часов сменяется периодом отдыха.
Дети, достигая четырехлетнего возраста, прекращают спать днем. Основная масса испытывает потребность в дневном отдыхе до шести, семи лет.
Понаблюдайте за сыном, дочкой. Когда дети прекращают спать днем, но ночью спят 10-12 часов, качество сновидений не страдает, поводов для беспокойства нет. Не переживайте, если дети остаются активными, веселыми, подвижными. Малыш активно играет, не капризничает, хорошо питается при отсутствии дневных сновидений – это физиологическая особенность.
Родители деток, прекративших спать в светлое время суток, отмечают закономерную связь с собой. Когда-то мамы, папы рано отказались от дневного отдыха.
Генетической взаимосвязи научно не установлено. Наличие закономерности заставляет задуматься…
Зачем ребенку дневной сон?
Мамы без ознакомления с медицинскими источниками понимают важность, необходимость дневного отдыха для здоровья крохи. Отдохнувший малыш любознателен, активен, хорошо кушает. Детки, которые хорошо спят, придумывают разные игры, склонны общаться.
Полноценный отдых – залог физического, психического здоровья. Дети, которые спят днем, реже болеют заболеваниями неврологического профиля.
К двум годам работа головного мозга становится сложной, количество новой информации увеличивается. Кроха, который не отдохнул днем, перевозбужден от избытка эмоций, полученных сведений. Ему сложно улечься спать ночью. Усталость, возбуждение нарастают, провоцируют напряжение, перегруженность центральной нервной системы. Итог – нервные расстройства.
В период сновидений головной мозг не отдыхает, а интенсивно работает. Мозг переваривает полученные эмоции, умения, информацию. Отдых необходим для перезагрузки мозговой деятельности.
Постоянное недосыпание не только вызывает хроническую усталость, но и нарушения функций органов, систем. Это связано с тем, что обменные процессы активизируются период отдыха, синтез гормонов осуществляется в период сновидений.
Недосыпание, усталость, напряжение, ослабляют защитные силы организма. Малыши подвержены простудным заболеваниям, болезням вирусной, инфекционной этиологии. Дети не могут сконцентрироваться, ухудшается память, внимание. Изменяется поведение. Дети раздражительные, капризные, отказываются от пищи.
Укладываем спать ребёнка в 1 год
Мамы, папы, бабушки, дедушки, укладывая спать, мотивировали необходимость отдыха интенсивным ростом. Это не сказка. Во сне интенсивнее протекают некоторые обменные процессы.
Для маленького, растущего организма продолжительность, качество дневного отдыха имеет значение.
Сон – это вид жизнедеятельности организма, в процессе которого усваивается, принимается полученная информация, эмоции. В процессе активной дневной деятельности расходуется меланин, накопленный за ночь (спит ночью, без ночника, свет мешает восстановлению, если спать днем процесс восстановления меланина нарушается). Восстановительные процессы организма в период отдыха протекают интенсивнее. Отдых жизненно необходим для возобновления работоспособности организма. Функции, качество, значение сновидений изучено не досконально.
Для годовалых малышей важен процесс укладывания спать, продолжительность, соблюдение традиций, ритуалов.
Новоиспеченные родители не понимают, как вести себя, если бодрствование затягивается, грудничок не укладывается спать, капризничает. Процесс подготовки превращается в каторгу для маленького человечка, родителей. Проблема рационального отхода ко сну актуальна для родителей младенцев. Перед тем, как выбрать тактику поведения, определите причины проблемы. Устранить провоцирующий фактор – значит устранить проблему, прогрессирование.
Причины отказа детей от дневного сна
Провоцирующих факторов, вызывающих бессонницу в возрасте двух – трех лет много.
Распространенные причины:
- Крошка поздно просыпается утром. Когда малыш спит не менее 10 часов ночью, сон спокойный, не тревожный, к обеду он еще недостаточно бодрствовал, чтобы спокойно улечься спать. В два, три часа дня желания спать у малютки нет. Во второй половине дня малыш устает, появляется желание отдохнуть, но позднее укладывание не рекомендуется, так как вечером улечься спать не получится. Поздний отход ко сну вечером сопровождается поздним подъемом утром.
- Малютка не выплескивает накапливаемое количество энергии. Когда активная деятельность организована с недостаточным количеством подвижных игр, гуляний, нахождения на свежем воздухе, малыш не успевает уставать, спать не хочется. Подвижные игры на улице позволяют затрачивать большое количество сил, энергии. Прогулки на улице не вызывают напряжения нервной системы, как аналогичные игры в замкнутом пространстве.
- Крошка напряжен. Родители отмечают, что если в процессе дня происходит нестандартное событие (поход в гости, поездка в развлекательный центр, поход в кино), малыш от избытка эмоций не может улечься спать. Усилия, которые прикладывают родители, чтобы склонить любимое чадо ко сну, тщетны. Итог – измученные, раздраженные малыш, родители, все не спят. Усталость, чрезмерное возбуждение вызвано гипер активной игровой деятельностью крохи до обеда.
- Внешние раздражители. Внешних провокаторов масса – некомфортное постельное белье, неудобная, неподходящего размера пижама, холодное либо душное помещение, высокая либо недостаточная влажность, яркий свет, шум.
- Родители не соблюдают распорядок дня. Мамы, папы не всегда стремятся приучать детей к режиму, считая это бесполезным, жестким по отношению к малышу. Понятие режима, распорядка не означает требование неукоснительного исполнения определенных действий. Режим – соблюдение последовательности мероприятий. Дети привыкают к установленной последовательности, начинают непроизвольно сами выполнять. Это придает ощущения комфорта, уверенности, постоянства. Вырабатывается способность ориентироваться во времени.
Пробуждение утром в одно и тоже время. После подъема малыша ждет завтрак, гигиенические процедуры. Когда кроха насытился, наступает время игровой деятельности. Далее следует прогулка на свежем воздухе, дневной отдых.
Маленькие любознательные человечки копируют модель поведения взрослых членов семьи. Новые действия, реакции вызывают опасения, недоверие. Мероприятия, которые проводятся регулярно, не пугают деток, не вызывают опасений, тревог, непонимания, для чего это нужно.
Пользуйтесь этим для приучения к гигиеническим процедурам, формированию навыков убирать игрушки, складывать одежду, и т.д. Дети, приученные к подобным манипуляциям, с детства воспринимают их, как необходимую, привычную процедуру.
Выяснение причин нарушения сновидений начинается с общения с родителями. Мамы, папы отвечают, что не всегда удается соблюдать режим, погулять в привычное время, уложить спать, покормить.
Несоблюдение распорядка чревато для крохи, для родителей. Спустя несколько дней игнорирования распорядка привычка спать исчезает, возникают трудности с укладыванием деток. Организм привыкает существовать в новых условиях. Привить привычку, сформировать соблюдение распорядка снова потребует усилий, времени, терпения.
Прежде, чем искать причины нарушения сновидений, проанализируйте грамотность своих действий в организации режима, распорядка дня крошки. Проблемные ситуации связаны с беспорядочным распорядком дня, невыполнением ритуалов подготовки ко сну.
Причинами нарушения отдыха могут быть заболевания неврологического профиля.
- Повышенная активность крохи. Детки в постоянном движении, бегают, изучают. Складывается ощущение, что они не устают.
Такие дети не способны сосредоточиться на одном занятии. Поступки хаотичные, необдуманные, быстрые. Отмечаются вспышки эмоций, смена настроения. Качество, продолжительность сна страдают из-за особенностей функционирования центральной нервной системы.
Утверждать, что малыш гиперактивный, рассеянный, не может сконцентрировать внимание слишком рано. Уделите внимание особенностям поведения, фиксируйте изменения.
Взрослые члены семьи, отмечая повышенную активность своего чада, направляют ее в полезное русло. Неадекватное поведение взрослых, неправильная позиция усугубляет положение, формируя неуверенность в себе, фобии, комплексы.
Раздражение, недовольство поведением крошки, повышение голоса провоцирует страх, нервное напряжение, создает стрессовую ситуацию.
Активные дети нуждаются в соблюдении распорядка больше остальных. Периодическое повторение мероприятий вырабатывает способность ориентироваться в пространстве, определять временные интервалы. Изменение вида игровой, занимательной деятельности.
- Болезни, которые протекают скрыто, провоцируют снижение качества сна, продолжительность. Прерывистый, беспокойный сон – следствие эмоциональных нагрузок, активности, утомления.
Беспокойный, тревожный, прерывистый отдых – причина визита к лечащему врачу. Специалист поможет выявить причину, подобрать пути решения проблемы.
Что делать родителям малыша?
Качество сновидений, продолжительность напрямую связаны с времяпрепровождением в дневное время. Длительность прогулок, организация досуга, питание, сказывается на полноценности отдыха.
При отсутствии патологических процессов в организме, заболеваний органов, систем родители налаживают распорядок дня.
Формирование режима производится с учетом рекомендаций:
- Последнее кормление не обильное. Интервал между кормлением и укладыванием спать – не менее часа.
- Устраните раздражающие факторы – яркое освещение, шум.
- Проветривайте помещение, где укладывается спать малыш. Контролируйте, поддерживайте температурный режим, влажность. Сухой, спертый воздух пересушивает слизистые носа, ротовой полости, вызывает желание пить. Ощущение дискомфорта, жажда не дадут крохе выспаться. Подходящая температура воздуха в помещении – 18-22С.
- Соблюдайте распорядок. Ложитесь спать в одно и то же время ежедневно. Выполняйте традиционные мероприятия, способствующие скорейшему засыпанию: чтение книг, купание, прослушивание музыки. Для успокоения младенца полежите рядышком, погладьте ребенка.
- Устраните зрительное, психологическое напряжение. Не включайте телевизор, мультфильмы перед сном. Ограничивайте просмотр телевизора, использование гаджетов.
Просмотр телевизора, мультиков приносят вред маленьким детям. Избавление от пагубной привычки начинается с родителей. Взрослые мотивируют просмотр телевизора обеспечением комфорта: ребенок при деле, взрослые занимаются полезными делами. Расставьте приоритеты: значимость дел, или здоровье малютки.
- Не злитесь, не ругайте маленького непоседу, если ему не спится. Не нарушайте покой, тишину, не травмируйте детскую психику. Раздражение, повышенный тон мамы вгоняют крошку в депрессию, расстраивают, пугают. Громкие крики, раздражению не помогут ребенку уснуть, только напрочь отобьют желание дневного отдыха.
Дети этой возрастной категории склонны копировать настроение взрослых. Стиль поведения, тон, манера общения заимствуются у мамы, папы. Малыш копируют взрослых во всем. Не давайте повода перениманию плохих привычек, манер.
- Распределите уровень дневной нагрузки так, чтобы основная часть пришлась на первую половину дня. Прогулки на свежем воздухе, активные игры, общение со сверстниками формирует новые навыки, энергия растрачивается рационально.
Послеобеденное активное времяпрепровождение завершается успокоением, проведением традиционных подготовительных ко сну мероприятий. Активные игры оставьте на потом. Они нарушают процесс отхода ко сну, снижают качество отдыха.
- Детки разных возрастных категорий укладываются спать за разный промежуток времени. В возрасте до двух лет крошки засыпают в течение получаса. Трех, четырехлетние малыши затратят от сорока минут до часа. Обеспечьте тактильный контакт, ласку, нежность ребенку.
Всегда ли ребенок в два-три года должен спать днем?
Учитывайте особенности характера, степень эмоциональности.
Специалисты рекомендуют укладывать спать малыша двух – трехлетнего возраста, сохранить привычку, как можно дольше. Если ребенок посещает детское дошкольное учреждение, дневной отдых – обязательный пункт распорядка. Отсутствие привычки отдыхать днем усугубляет, затягивает процесс привыкания к новым условиям.
После трех лет детки прекращают спать днем. Особенности психического развития возрастной категории проявляются в желании все делать по – своему, не подчиняться взрослым.
Выход из ситуации – объявите о том, что отдыхать днем не надо. Малыш не захочет подчиняться, сделает наоборот.
При отсутствии дневного отдыха нормальное, активное, жизнерадостное состояние ребенка не требует усилий, стараний. Дневной сон сменяют спокойная, размеренная организация досуга: лепите, рисуйте, стройте башенки из кубиков, собирайте конструктор.
Качественный, продолжительный ночной отдых восполняет нехватку дневного сна.
Коррекция, соблюдение распорядка не всегда актуально, эффективно. Нарушение сна, процесса укладывание в дневное, ночное время, постоянное недосыпание, изменение поведения требует консультации невропатолога.
Специалист назначает диагностические мероприятия с целью исключить наличие неврологических патологий. Для восстановления сна назначается фитотерапия, массаж, теплые ванны с расслабляющими отварами трав, фито чаи детские.
Личный опыт налаживания дневного сна с помощью режима дня
Многие мамы отмечают беспокойный сон младенцев с рождения. Пробуждения, крики, капризы приводят к тому, что родители баюкают, качают крошку, вызывая привыкание спать на руках.
Перекладывание деток во сне в кроватку затрудняется.
Выбор метода борьбы с нарушением зависит от причин, раздражающих, провоцирующих факторов.
Длительные прогулки с коляской по улице не всегда помогают. Активные дети, умеющие сидеть, разглядывают все вокруг во время прогулок.
Возникает потребность в стабильности – формировании, соблюдении режима.
Бывайте с детьми на свежем воздухе. Мамы, придерживающиеся режима, гуляют с детками дважды в день – перед дневным, ночным сном. Прогулки, игры на природе укрепляют детские сновидения, увеличивают продолжительность. Выспавшись, кроха встает веселым, жизнерадостным, активным, отдохнувшим.
Формирование, соблюдение правил уменьшает потребность в качании, баюканьи перед сном. В зависимости от предпочтений маленького человечка придумайте традиции отхода ко сну: укладывайте спать любимые игрушки, пойте колыбельные, читайте книги.
Купайте ребеночка перед ночным сном в теплой ванночке, перед дневным почитайте стихи, расскажите сказку.
Отклонения от нормального поведения, расстройство сна вызывается неправильными реакциями, поведением взрослых.
Соблюдение графика поминутно выполнять не требуется. Наблюдайте за крошкой. Если он поздно проснулся утром, недостаточно устал, не желает отдыхать, не заставляйте
Формирование дневного распорядка с учетом индивидуальных особенностей малыша – необходимое условие для полноценного отдыха, роста, развития маленького организма.
Список использованной литературы:
- Левин Я. И., Ковров Г. В. Некоторые современные подходы к терапии инсомнии // Лечащий врач. — 2003. — № 4.
- Котова О. В., Рябоконь И. В. Современные аспекты терапии инсомнии // Лечащий врач. — 2013. — № 5.
- Т. И. Иванова, З. А. Кириллова, Л. Я. Рабичев. Бессонница (лечение и предупреждение). — М.: Медгиз, 1960. — 37 с.
Источник