В 3 4 года мотив труда кроется в интересе ребенка

В 3 4 года мотив труда кроется в интересе ребенка thumbnail

Елена Васильевна Саломатова
Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности у детей дошкольного возраста

Выступление из опыта работы.

«Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности у детей дошкольного возраста»

Организация труда, дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленные, активные. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.

Трудолюбие и способности к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.

Труд-это, что развивает маленького ребенка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудовое воспитание –это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленное на развитие общетрудовых умений и способностей, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.

Для того чтобы сформировать положительную мотивацию к трудовой деятельностинеобходимы следующие условия:

-создание эмоционально положительной обстановке в процессе труда;

-создание мотивации трудовой деятельности;

-демонстрация заинтересованности педагога;

-подбор оборудования для труда;

– систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера;

-учет нагрузки, состояние здоровья, интереса, способности ребенка;

-поощрение в процессе и по результатам труда;

-создание трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полученным делам;

Главная цель, трудового воспитания дошкольников- это формирование личности ребенка, а также правильное отношение к трудовой деятельности. На начальном этапе становления трудовой деятельности важно закрепить эмоционально-положительный настрой к деятельности-основу формирования положительного отношения к труду в дальнейшем. Основной метод, который я при

этом использую-это положительная оценка в разных формах одобрения ребенка за проявленное желание включиться в трудовой процесс,поощрение самый действенный и необходимый прием: «Молодец, что согласился мне помочь. Мне одной тяжело» или «Какой ты молодец! Я бы без тебя ни справилась». Хваля детей за каждое малое достижение и даже в случае неудачи нахожу положительное: «Сегодня ты старался застегнуть пуговицу, и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко потренируемся и скоро ты сможешь застегнуть их все! Зато рубашку ты сам надел. Молодец!»

Поощряя ребенка, я закрепляю в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у детей положительное отношение к труду, а так же вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.

Для активизации у детей положительных эмоций в связи с усвоением навыков, я использую поэтапное мотивирование, которое является одним из эффективным методов. Оно является как бы эмоциональным подкреплением, стимулом к дальнейшей деятельности. Мне важно увидеть промежуточные результаты в ходе усвоения навыков (удачные действия ребенка, умелое следование показу воспитателя, копирование его поведения, стремление к самостоятельному выполнению работы, старательность, исполнительность, послушание) и другие проявления в труде, и если они положительные поощрять их.

Создаю специальные педагогические условия, которые как бы подсказали малышу, где и в чем может проявить инициативу. Не редки случаи, когда малыши включаются в трудовойпроцесс по подражанию: они видят работающих няню, воспитателя и изъявляют желание помочь им. Эффективный прием является наблюдение, поэтому организую как можно чаще наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя и т. д., которые выполняют простые и понятные детям действия, акцентрируя их внимание на той или иной деятельности, разъясняю детям, почему взрослые трудятся, поощряя их желание помочь.

Часто, специально затеваю при детях дела, чтобы привлечь их внимание, применяя такой пример, как «разговор самим собой», который ведется по ходу работы.Например:наводя порядок в физкультурном уголке: говорю достаточно громко, чтобы слышали находящиеся рядом дети. «Сейчас, я аккуратно сложу на полочку. Нужно поставить машину в гараж, чтобы они не мешали. Вот так». Ребенок слышит слова, начинает присматриваться к моим действиям, а затем постепенно включается в совместную со мной деятельность.

Конечно, же возможности включения ребенка в деятельность взрослого в качестве участника, требует предварительного продумывания реального содержания деятельности, доступной ребенку.

Сильным побудителем включения детей в труд является игровой прием эпизодического появления игрушек и наш разговор с детьми от лица того или иного персонажа.

С помощью наглядных изображений имею возможность и экономно передать детям информацию о действиях и их последовательности. Учу понимать жизненно близкий сюжет, развиваю умение слушать пояснение, короткий рассказ воспитателя, расширяя словарь детей, учу детей рассказывать. В качестве наглядности использую картинки, реальные предметы-игрушки.

Очень важным является и организация специального обучения совершению действий.Например: предлагаю действовать лопаткой, одновременно показывая действия и объясняя их. А также обучаю не только словесно, но и действенно. Обучая детей приемам работы, показываю свою заинтересованность деятельностью. Достигается это общением с ребенком в ходе работы, разговором с ним по поводу выполняемого дела. Доверительная манера общения, искренний интересен тому, что делает ребенок, практическая помощь-все это позволяет создать обстановку, для поддержания активности детей, сосредоточение его внимания на трудовом процессе в течении определенного времени. Процесс формирования трудовых навыков влияет на нравственное развитие детей, на формирование у них коллективных взаимоотношений, если в него будет включен привлекательный для ребенка мотив.Например: «Давай, Рома, поучимся аккуратно вешать одежду в шкафчик, ты научишься, а потом научишь Радмилу».в данной ситуации у детей при непосредственном руководстве со стороны взрослого начинают формироваться первые элементы коллективных действий.

Нередко при выполнении трудовых действий,я использую аудиозапись, так как музыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку труд становится легче и приятнее. Ее полезно использовать во время уборки игровой комнаты.

Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но и вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участия в них каждого ребенка.

Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости» (Е. А. Аркин, что так же затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжение, внимание, поэтому необходимо дозировать его, учитывать физические возможности психологические возможности детей данного возраста. Труд по объему и сложности должен быть посильным для ребенка. Предлагаемый вид труда должен быть немного опережать возможности ребенка, чтобы он мог овладеть новыми способами или же основываться на уже приобретенных навыках и умениях. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.

Эстетически организованная среда важное условие осуществления трудового воспитания детей, поэтому большое внимание следует уделить подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать размеру, легкость, удобство в использовании. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.

Повседневная жизнь детей в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя- постоянного внимания к тому, на сколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

На предварительном этапе накопления и систематизации опыта была сформированапредметно-развивающая среда:

-уголок природы (календарь природы, комнатные растения и средства ухода за ними.

-центр конструирования)разные виды конструктора, технологические карты)

-центр художественно-продуктивной деятельности.

-книжная зона (художественная литература, энциклопедии, журналы, тематические альбомы.

-театральная зона (разные виды театра)

-зона сюжетно-ролевых игр (атрибуты)

-игровая зона (настольно-печатные игры, пазлы, лото)

-физкультурно-оздоровительная зона (спортивный инвентарь, атрибуты для подвижных игр, альбомы с видами спорта)

-экспериментально-исследовательский центр (различные материалы для исследования, лупы, пинцеты, памятки)

-учебная зона

Подготовлен инвентарь для работы на участке и на огороде.

В группе создана копилка дидактических игр например: «кому, что нужно для работы», «Светофор», «Поступи правильно», «Собери растение» «Сварим суп или компот» и т. д

Разработала конспекты по трудовой деятельности «

Изготовила альбомы:

-загадки, пословицы, поговорки, стихотворения о труде;

-профессии мам и пап.

Разработаны сюжетно-ролевые игры по теме профессии: «Строители», Семья», «Больница», «Магазин», «Салон красоты».

Разработан проект «Все профессии важны», «Моя семья»

Важный аспект в работе воспитателя –это работа с родителями. Для более успешного достижения цели в работе с родителями были запланированы консультации для родителей «Приобщение детей к труду», «Как воспитывать у ребенка желание трудиться».

Выставки коллективных и семейных работ, совместные мероприятия (согласно плану) «Осенняя фантазия».. родительское собрание было проведено в форме круглого стола, где были подняты вопросы по трудовой деятельности.

Таким образом, использование разнообразных методов, приемов и создание условий побуждает детей к труду, позволяет создать благоприятную обстановку для последующего обучения, выполнению трудовых действий, вызывает желание ими овладеть.

Человек должен обучаться труду, так как это единственный источник благополучного существования. Трудолюбие с ранних лет обеспечивает успех и достаток в будущем. Обученные труду с младенчества дети более самостоятельные, легко приспосабливаются к любым условиям, и быстрее решают различного рода проблемы.

Источник

Байзельдинова Рабига ДП -12С

Занятие № 4

ТЕМА: РАЗВИТИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Вопросы для обсуждения:

  1. Предпосылки формирования трудовой деятельности в раннем детстве.

В раннем детстве проявляется ярко выраженное стремление ребенка действовать, как взрослые. Ребенок наблюдает за трудовыми действиями взрослых, результат которых ощущает на самом себе (вкусная еда, чистая одежда и т.д.). Ребенка привлекает деятельность взрослых и он часто выражает стремление, чтобы ему позволили выполнять какое-либо трудовое задание. При этом сам смысл трудовых действий и их назначение не всегда осознанны ребенком. Эмоциональная привлекательность совместных действий со взрослым выражена значительно сильнее, чем объективная полезность результата – качество трудовых действий ребенка часто является низким. Важно, что у ребенка есть желание выполнять трудовые действия, которые являются для него интересными и привлекательными. Поэтому именно на этом возрастном этапе начинают закладываться основы трудолюбия и уважения к любому труду взрослых.

Первые трудовые действия в раннем возрасте формируются благодаря интересу к окружающим предметам и желанию действовать с ними. Орудийность – это главная характеристика трудовой деятельности, поэтому освоение орудийных действий – главная предпосылка формирования навыков трудовой деятельности. В начале периода ребенок не способен выделять результата своих действий и поэтому часто не доводит начатое дело до конца. Цель трудовых действий для ребенка заключается в самих действиях: не вымыть посуду, а мыть ее, не выстирать одежду, а стирать ее и т.д.

Практический пример

Света В., 2 года 7 месяцев. В свободное время любит стирать белье. Она наливает в тазик воду, просит мыло и трет им одежду куклы. Затем правильными движениями отжимает одежду и вешает ее на веревочку. Через минуту все белье снова в тазу. Она снова стирает. И так повторяется несколько раз.

В конце раннего детства в самосознании ребенка появляется важное новообразование – гордость за собственные достижения. Ребенок начинает выделять результат своих трудовых действий и хочет получить позитивную оценку со стороны взрослого. Действия с орудиями труда способствуют проявлению у детей раннего возраста стремления к самостоятельности. Взрослый направляет ребенка на получение качественного результата и помогает ему осознать общественную значимость труда, подчеркивая смысл и результат его трудовых действий. Это способствует становлению общественных мотивов труда.

Ребенок начинает осознавать результативность трудовых действий, осваивает способы употребления орудий. Осознание связи между трудовым действием и его результатом позволяет представить будущий результат. Представление о желаемом результате трудового действия лежит в основе контроля и планирования трудовой деятельности. Этому во многом способствует развитие речи ребенка, с помощью которой фиксируется трудовое действие и его результат, а к концу третьего года осуществляется планирование предстоящей трудовой деятельности.

В целом развитие предпосылок трудовой деятельности ребенка раннего возраста связано с потребностью выполнять совместную с кем-то общую деятельность, действовать, как взрослый. Предпосылки трудовой деятельности складываются в предметной деятельности и связаны с освоением орудийных действий и стремлением к достижению результата и получению его оценки взрослым.

Ранее детство – период, благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков, тесно связанных с предметными действиями. Для детей в этом возрасте представляют интерес функции, назначение и способы использования различных предметов, в том числе и включенных в бытовые процессы. Благодаря этим знаниям ребенку открывается бытовая сторона мира взрослых и формируются культурно-гигиенические навыки. Развиваются навыки самообслуживающего труда, направленные на самого ребенка (табл. 5.4). Они способствуют самоутверждению и удовлетворению стремления к самостоятельности.

Развитие компонентов трудовой деятельности в дошкольном возрасте:

– общественных мотивов;

– трудовых умений и навыков;

– планирования, самоконтроля, самооценки.

Трудовая деятельность дошкольника развивается в нескольких направлениях. Во-первых, происходит усложнение ее компонентов. Во-вторых, это усложнение ведет к освоению новых видов и форм труда.

Совершенствование компонентов труда включает усложнение его мотивов, целей, контроля и навыков. В 3-4 года мотив труда кроется в интересе ребенка к самому процессу или его оборудованию. Нередко в труд переносятся игровые мотивы: когда ребенок моет посуду, он выполняет роль мамы. На протяжении всего дошкольного возраста действенным остается мотив поощрения и порицания. Если малыш объясняет смысл труда так: «Чтобы мама не ругала», «Чтобы мама похвалила», «Когда потружусь, мне всегда что-нибудь вкусненькое дают», значит, взрослый занял неадекватную позицию в трудовом воспитании. Об ошибках в трудовом воспитании говорят и мотивы, связанные с выполнением требований взрослого: «Тружусь, потому что мама сказала». Подчеркнем, что указанные две группы мотивов быстро приобретают устойчивый характер. Ссылка на них свидетельствует о том, что ребенок не понимает смысла труда, а в конечном счете у него не формируется потребность трудиться. Общественные мотивы труда («Помогаю маме») появляются достаточно рано. Сначала малыш их не осознает, хотя и руководствуется ими. В старшем дошкольном возрасте такие мотивы становятся осознаваемыми, ребенок видит смысл труда в оказании помощи другим людям («Трудиться надо, чтобы помогать маме, взрослым, маленьким. И вообще маме надо помогать»). Ребенок переходит от того, что интересно самому, к тому, что нужно другим. Для формирования общественных мотивов важно, чтобы ребенок понимал смысл труда взрослых. Таким образом, именно в дошкольном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для становления общественных мотивов в трудовой деятельности. Труд требует от ребенка умения принимать от взрослого и самостоятельно ставить цель деятельности. Причем чем младше дети, тем больше их цели определяются удовлетворением собственных потребностей. Подчинить свои действия поставленной цели ребенок 2-4 лет может только в том случае, если эта цель им чувственно воспринимается, а задание понятно. Часто 3-4-летние дети отказываются убирать игрушки именно потому, что хорошо не представляют, что же от них требуется. В такой ситуации необходимо пояснение: «Сложи кубики в коробку, а игрушки расставь на полке». Постепенно с накоплением опыта трудовой деятельности задание может формулироваться более обобщенно: «Наведи порядок в игрушечном уголке».

Старшие дошкольники принимают и ставят цель труда на основе сформированных представлений. Они уверенно действуют под влиянием словесной инструкции взрослого, предполагающей выполнение сложных действий на протяжении достаточно длительного времени. С возрастом цели становятся не только более устойчивыми, но и реальными, опирающимися на оценку ребенком своих возможностей и умений.

Источник

Трудовая деятельность дошкольников не подразумевает конкретных достижений, но она имеет важнейшее значение для психического и личностного развития. В труде ребенок учится планировать и контролировать свои действия, развивает самостоятельность и волевые качества. Трудовая деятельность также способствует формированию произвольности процессов и поведения.

Особенности трудовой деятельности дошкольников

Взрослым важно не упустить момент, когда дети хотят трудиться и участвовать в выполнении бытовых дел. Это желание пробуждается в дошкольном возрасте. Грамотной поддержкой взрослые смогут укрепить интерес к труду, в то время как отстранением ребенка от дел постепенно отобьют у него желание физически трудиться.

Трудовая вовлеченность дошкольника

Почему мамы, папы, бабушки частенько предпочитают запретить участие ребенка в каком-либо деле, чем поддержать? Причиной является либо повышенная тревожность за ребенка – как бы не ушибся, как бы не навредил себе, пытаясь манипулировать шваброй, дотянуться до крана и пр. Либо у взрослых вызывают недовольство неумелые действия ребенка, после которых предстоит еще больше стирки и уборки.

Но с этими моментами придется смириться, если взрослые понимают собственную ответственность за привитие трудолюбия своему маленькому помощнику.

Характерной особенностью трудовой деятельности дошкольника является то, что малыш ориентирован не на качественный результат, а на непосредственный процесс. В дошкольном возрасте актуализируется потребность – принимать участие в настоящей жизни и быть причастным к миру взрослых людей. Реализовать эту потребность можно, включаясь в конкретные дела.

Данная потребность только частично реализуется в игровой деятельности. Дети часто моделируют взрослую жизнь в сюжетных играх. Но они понимают, что это «понарошку». А юным личностям хочется настоящего участия в реальных делах, которые они ежедневно наблюдают дома или в детском саду.

В труде ребенок получает возможность самостоятельно выполнять те действия, за которыми ранее он только наблюдал. Прикладывая усилия, ребенок считает, что он, как и взрослый, приносит пользу. Поэтому трудовая деятельность так притягательна в дошкольном возрасте.

Мотивы, побуждающие детей к труду

Мотивация к приложению трудовых усилий меняется с взрослением дошкольника. Мотив – структурный компонент любой деятельности. Наряду с операциями он формирует трудовой процесс с ранних лет. Другие компоненты трудовой деятельности дошкольников появляются позднее.

Трех-четырехлетние малыши движимы мотивом интереса к самому процессу. Ведь так интересно помешать половником в кастрюле или подвигать щеткой пылесоса.

В среднем дошкольном возрасте к выполнению посильной работы детей подталкивают мотивы поощрения и порицания. Например, ребенок с удовольствием протирает столовые приборы, потому что мама хвалит, какой он замечательный помощник. Точно так же дошкольник прытко наводит порядок в своих игрушках, потому что после уборки папа пообещал вместе почитать книжку. Или ребенок самостоятельно берется складывать разбросанные детали конструктора, чтобы мама не ругала.

Высшей ступенью в дошкольном возрасте являются общественные мотивы труда. Руководствуясь названными мотивами, дети переходят от выполнения увлекательных действий или дел, за которые они ожидают похвалы, к действиям, которые важны другим людям.

Смастерить поделку в подарок маме, помочь бабушке полить грядку, надеть ботинки и завязать шнурки младшей сестренке – примеры дел, которые старшие дошкольники выполняют, стремясь проявить заботу о близких. В подобных случаях не рассматриваться вопрос, интересен ли непосредственный процесс. Ребенок осознает ценность своего трудового участия с пользой для других.

Организация трудовой деятельности дошкольников

Трудовые действия на протяжении дошкольного детства усложняются, преодолевая путь от освоения навыков самообслуживания до выполнения обязанностей по дому и ухода за растениями и домашними животными.

В 3-4 года даже самостоятельно почистить зубы или одеться на прогулку является трудом. С развитием ручной умелости ребенка навыки самообслуживания автоматизируются и переходят из категории «работа» в обыденные действия. Трудовая деятельность дошкольника наполняется иными процессами с освоением орудий труда и достижением результатов.

Своеобразие трудовой деятельности младших дошкольников

Понятно, что 3-летний малыш настойчиво будет требовать допустить его до теста на кухне, чтобы «помогать» лепить пирожки. Но его интерес иссякнет в ответ на предложение навести порядок в игровом уголке своей комнаты.

Дошколенок трудится

Главная причина в отсутствии новизны, а следовательно, увлекательности процесса. К ней добавляются и другие, не менее важные причины. Малыш может просто не понимать, как наводить этот самый порядок…

В младшем дошкольном возрасте для приобщения ребенка к посильному для него труду важно давать конкретные и понятные инструкции. «Сложи кубики в коробку, поставь коробку на полку»,  «Складывай в ящик носочки» — услышав подобные руководства, малыш поймет, чего от него хотят в данный момент, а также постепенно сформирует последовательность наведения порядка.

Четкая инструкция – обязательный элемент формирования трудовых навыков дошкольника.

Только усвоив правила, позволяющие организовать свою работу, дошкольник сможет в дальнейшем самостоятельно инициировать и довести до конца повседневные трудовые дела.

Труд в старшем дошкольном возрасте

Старшие дошкольники приобщаются к труду не ради участия. Хотя бывают и такие случаи, когда 6-7-летними детьми управляет исключительно любопытство: «Как ты это крутишь? Дай и я попробую». «Я тоже хочу копать» — ребенок берется за лопату, но через несколько попыток теряет желание заниматься делом, довольно тяжелым физически.

Однако в большинстве случаев в занятиях дошкольников прослеживаются все компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, собственно действия, контроль и оценка. То есть, ребенок видит цель для приложения своих усилий, выбирает средства, как он может получить результат, выполняет действия и интересуется итогом своего труда.

Например, 5-летняя Маша сообщает, что она хочет подмести комнату, «чтобы было чисто». Худо-бедно поупражнявшись с веником, она собирает мусор в совочек и тут же спрашивает, хорошо ли она подмела. Хотя девочка рассчитывает исключительно на похвалу за свои старания, ее интересует достижение цели.

Освоение компонентов трудовой деятельности благоприятствует развитию личностных качеств дошкольника. Прослеживается прямое влияние на формирование следующих качеств:

  • трудолюбие
  • ответственность
  • самостоятельность
  • настойчивость
  • критичность

Старшие дошкольники более объективно оценивают свою работу. Они замечают, в отличие от младших детей, грубые недочеты и стараются их исправить. Но им важно, как оценивает качество их трудовых действий взрослый, поэтому обращаются с соответствующими вопросами.

Благодаря развитию речи дети в старшем дошкольном возрасте хорошо воспринимают словесные инструкции, как выполнить определенное дело. Взрослые помогут ребенку, если вместе обсудят последовательность шагов, которые приведут к нужному результату.

Социализация ребенка дошкольного возраста в трудовой деятельности

Труд – эффективное условие для социализации ребенка. Дошкольник смотрит, как другие дети выполняют некие трудовые действия, и ему также хочется приобщиться к такому занятию. При выполнении дела неизменно завязывается общение. Дети любят делиться советами в стиле: «Ты не так делаешь! Смотри, как я!».

Трудовая деятельность

Можно наблюдать, как дошкольники меняются орудиями труда, испытывая, чем лучше (или хуже) инструмент у партнера по занятию. Выполняя общее дело, они учатся договариваться, распределяют обязанности, придумывают правила, контролируют их выполнение.

Еще в коллективном труде обнаруживаются прекрасные возможности для формирования умений контролировать и оценивать собственную работу и деятельность других. Ребенок наблюдает, как взрослый оценивает работу других детей, и воспринимает оценивающие высказывания как ориентир для своих действий.

Трудовая вовлеченность дошкольника далеко не главная среди видов деятельности, которыми  занимаются дети до школы. Но труд играет важнейшую роль в воспитании ребенка, в зарождении потребности трудиться. Без своевременного формирования трудовых навыков и осознания общественных мотивов труда, взрослеющий ребенок вряд ли станет в будущем трудолюбивым и ответственным человеком.

Источник