Успешные зоны развития ребенка

В воспитании нового поколения все чаще встречается проблема, связанная с неспособностью детей успешно освоить счет, чтение до начала школьного обучения. Также часто родители жалуются, что невозможно заставить ребенка выполнять элементарные домашние дела. С чем это связано и как это исправить? давайте разбираться!
В данной статье предпринята попытка проанализировать причины трудностей и нежелания детей развиваться, а также описан подход, который поможет добиться результатов в этом нелегком и, в то же время, полезном занятии – приучении ребенка к новым занятиям.
Как говорилось в статье “Как научиться понимать своего ребенка?”, любые желания и стремления ребенка строятся на потенциальной возможности их реализовать. Если ваш ребенок родился здоровеньким и не болел в течение первого года жизни, он обязательно научится ходить к концу первого года. Есть потенциал – есть стремление. Однако, что касается деятельности, не на всё изначально есть потенциал. Очень много чего ребенок самостоятельно не осилит.
Давайте сделаем краткое отступление в историю психологии. Это поможет нам разобраться с понятиями, знание и применение в жизни которых поможет в приучении детей к новому.
В отечественной психологии, особенно в советское время, большое внимание уделялось научности психологических знаний. Только проверенные экспериментально данные ложились в основу психологической теории. Открытые в отечественной психологической школе закономерности развития психики работают на нас с неизменной эффективностью.
В данной статье раскрывается практический смысл такого понятия как “Зона ближайшего развития”, которое предложил советский ученый психолог Л.С. Выготский. В психике любого человека условно есть два сектора. Зона актуального развития и зона ближайшего развития.
У детей зона актуального развития это багаж знаний, умений, навыков, которыми они пользуются без помощи взрослого, самостоятельно. Это потенциал для стремлений и желаний. Когда ребенок научается читать самостоятельно, вероятно, он захочет прочитать книгу самостоятельно, так сказать, для себя. Я сам! Уйди! Не мешай! Полюбит ли он чтение в будущем или не полюбит, это уже вопрос другой статьи.
Основой для зоны актуального развития служит, так называемая, зона ближайшего развития. В этом секторе находятся те знания, умения и навыки, которые неподъемным грузом лежат в «таинственном сейфе» и ждут своего часа. Без помощи взрослого ребенок не может открыть этот сейф. Он смотрит на него, ходит вокруг, заглядывает в щелочку, но если вы не покажете содержимое сейфа своему ребенку, он быстро потеряет интерес. Потенциал смотреть на сейф есть ввиду наличия глаз, а взять оттуда что-либо для себя малыш сам не может…
Если ребенок просит помощи в каком-то деле, обязательно помогаем ему. Отмахнуться – значит препятствовать развитию. Ключ от сейфа у вас. Однако здесь есть тонкости.
Перед началом приучения к какому-либо новому занятию необходимо определить операции, которые ребеночек может делать сам, а какие нет. Делайте дело вместе, но выполняйте только те операции, которые он пока не может делать сам. Например, бессмысленно приучать детей мыть посуду, заставляя их отмывать пригоревший жир от сковороды. Это дается с трудом даже взрослому психологу со стажем. Постепенно передавайте трудные операции в деле ребенку, после того как он неоднократно на вашем примере увидит, как это делается.
Конечной целью приучения должна быть полная творческая самостоятельность в новом деле.
Таким образом, зона ближайшего развития становится зоной актуального развития. Расширенные вместе со взрослым границы актуального развития открывают новые горизонты, формируется новая зона ближайшего развития. И так постоянно происходит процесс развития человека.
С возрастом человек научается сам осознавать свою зону ближайшего развития и ищет помощника в лице учителей, тренеров, коучей, гуру и наставников, а также психологов. Личностный рост – неотъемлемая часть гармонично развивающегося человека.
Если ребенок не хочет делать то, что бы вы хотели, этому есть свои причины.
- Возможно, это занятие лежит в зоне ближайшего развития или еще дальше, вне её (как, например, невозможно научить обезьянку играть на скрипке).
- Также причиной невыполнения требуемых действий могут оказаться негативные переживания (затуркали, заставляли, принуждали, уговаривали, иными словами конфликт принуждения).
- Еще одна причина – неумение услышать истинные потребности ребенка в данный момент. Быть может, он в данный момент занят чем-то действительно для него важным, а вы тут пристали со своей посудой. С потребностями ребенка нужно считаться – он ведь тоже человек, хоть и маленький. Услышьте его, поймите, и он научится слышать и вас, причем очень скоро!
Александр Усольцев, психолог-консультант
Полный список моих статей по психологическим темам смотрите на моем официальном сайте
Источник
1. Понятие о «зоне ближайшего развития»
Понятие о зоне ближайшего развития является основой развивающего обучения. Понятие зоны ближайшего развития было введено Выготским. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день.
При этом Выготский выделяет основной методологический принцип изучения и практического использования зоны ближайшего развития: то, что сегодня ребенок не может сделать сам, но делает с помощью взрослого, это и есть его зона ближайшего развития. На основании такого понимания психологической сути зоны ближайшего развития Выготский сделал два очень важных вывода:
1)только то, обучение является хорошим, которое ведет за собой развитие;
2) то, что ребенок делает сегодня с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно.
Учитывая эти выводы, была разработана программа психологического сопровождения групп кратковременного пребывания МБУДО ЦРТДиЮ г. Нерюнгри.
2. «Зона ближайшего развития» в дополнительном образовании
Данные группы посещают неорганизованные дети, т.е. те дети, которые по тем или иным причинам не посещают детский сад. Данная категория имеет свои особенности:
- особенности эмоциональной сферы;
- особенности здоровья;
- особенности семейного воспитания;
- религиозные предпочтения;
- билингвизм.
В начале и конце учебного года в группах кратковременного пребывания проводится диагностическое обследование –психологическое и педагогическое выявляющее уровень развития ребенка. Данные диагностического обследования заносятся в карту развития ребенка и анализируются “по вертикали” и “по горизонтали”.
“По горизонтали” педагоги определяют сильные и слабые стороны каждого воспитанника, которые сравниваются с нормой и с результатами предыдущего обследования. На основании этого отмечаются индивидуальные достижения, намечаются пути работы на занятиях и семье, по необходимости разрабатывается «индивидуальный маршрут». Данная информация становится содержанием контактов с семьей ребенка, при этом результаты обследования сообщаются близким родственникам строго в индивидуальном порядке.
“По вертикали” педагоги определяют сильные и слабые стороны развития всей группы в целом, проводят сравнительный анализ результатов последнего и настоящего обследования, выявляют наиболее характерные для конкретной группы недостатки, исправлением которых занимаются в ходе дальнейшей работы.
Для организации индивидуальной и подгрупповой работы дети были поделены на три категории – по степени сложности выявленных недостатков.
В первую категорию вошли дошкольники с наибольшим количеством недостатков (серьезное отставание по всем или нескольким направлениям развития), которые требовали самого пристального внимания, систематической подгрупповой и индивидуальной работы.
Во вторую категорию вошли дети билингвы – требующие особого подхода к работе с ними.
В третью категория вошли дети, у которых развитие происходит в пределах нормы.
При подобном распределении детей все педагоги занимаются со всеми категориями, однако, работа с каждой из них разная.
С детьми первой подгруппы – проводятся индивидуальные занятия психологом, педагоги на своих занятиях используют дифференцированный подход, который позволяет спланировать и проводить работу со всеми детьми одновременно, но с учетом уровня развития каждого ребенка, деля их на подгруппы, а также проводятся консультации с родителями.
С детьми второй подгруппы – работают в комплексе психолог, педагоги.
С детьми третьей подгруппы – проводится работа по подгруппам с использованием индивидуального подхода на групповых занятиях, подготавливаются рекомендации для родителей.
Для того что бы работа строилась наиболее эффективно, были разработаны инструменты для качественного формирования «зоны ближайшего развития». Эти инструменты имеют под собой основу, строящуюся на педагогических идеях Выгодского, которые выразились в определенных приемах воздействия на детей:
- раскрытие потенциала ребёнка в максимальной степени;
- построение максимально теплых взаимоотношений между ребенком, его родителями и педагогическим персоналом;
- развитие основных компетенций через игру, а не «через надо».
3. Средства формирования «зоны ближайшего развития.
В нашей практике мы используем следующие средства формирования «зоны ближайшего развития»:
- Создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний педагогами – Проведение консультационных занятий по психологическому сопровождению образовательных программ. Дискуссионные площадки по волнующим педагогов темам. Тренинги психологического роста. Теоретические и практические семинары по повышению профессиональных компетенций всех участников образовательного процесса. Учебно-практические семинары.
- Обогащение знаний родителей о закономерностях психологического воспитания и развития детей дошкольного возраста – проведение лекториев для родителей по программе «Дружная семья».
- Сравнение достижений ребенка с его предыдущими достижениями – ведение портфолио ребенка на протяжении всего периода обучения и разработка индивидуального маршрута.
- Проведение занятий по модифицированным и авторским программам, с использованием интеграции разных образовательных областей. Спортландия – шахматы и спорт, Говоруша – сказка и развитие речи. Волшебная радуга –
- Создание сенсомоторной среды. Дети на занятиях, а также в свободной деятельности выполняют разные задания со специально подобранным материалом: купание в «сухом бассейне», поиск игрушки в фасоли, составление рисунка из пробок и др
- Использования на занятиях и на переменах дидактических игр (или игр по намеченным правилам). Каждый педагог подбирает игры, которые помогают ему решать задачи, поставленные на занятии.
- Применение современных технологий в том числе использование ИКТ – проведение занятий и мероприятий с использованием интерактивной доски, показ видеофайлов на компьютере в процессе психолого-педагогической работы.
4. Результаты работы по применению средств формирующих «зону ближайшего развития».
В конце года проводится заключительная диагностика, которая показала, что проводимые мероприятия на протяжении всего образовательного периода дают положительную динамику по всем основным психологическим параметрам:
- Готовность к школе, начало года – 33%, конец года – 95%.
- Уровень самооценки, начало года – 39%, конец года – 95%.
- Уровень мотивации к обучению, начало года – 54%, конец года –81%.
- Уровень эмоциональной комфортности, начало года – 55%, конец года – 99%.
Выводы: опираясь на теоретические обоснование Л.С. Выгодского о зоне ближайшего развития ребенка, можно выровнять стартовые возможности неорганизованных дошкольников и подготовить их к регулярному школьному обучению.
Библиография
- Выгодский Л.С. психология развития ребенка. Режим доступа: https://www.studfiles.ru/preview/4583981/ ;
- Развитие детской психологии в трудах Л. С. Выгодского. Режим доступа: https://doshkolnuk.com/razvitie-detskoj-2;
- Роль культурно-исторической психологии Л.С. Выгодского в современной системе дошкольного образования детей с особенностями в развитии. Режим доступа: https://refdb.ru/look/1519117.htm.
Источник
Картинка взята с сайта smartprogress.do
Выдающийся отечественный педагог, психолог, дефектолог Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.
Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.
Зона ближайшего развития –это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).
Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.
В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще неуверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот.
Зона ближайшего развития (ЗБР) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо,– писал Л.С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.
Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на ЗБР, – это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения.
ЗБР дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка.
Воспитание и обучение, ориентируясь на «зону ближайшего развития», идет впереди сегодняшнего уровня развития и продвигает развитие ребенка.
Здесь, уважаемые читатели, мы должны понимать, что требования к ребёнку не должны завышаться. Ребёнок не может “прыгнуть выше головы”. Вы должны трезво оценивать возможности своего ребёнка и не перегружать его. Иначе, можете спровоцировать негативизм, снижение мотивации, работоспособности и даже развитие проблем со здоровьем.
Зона ближайшего развития – это промежуточный этап в развитии ребенка, лежащий между зонами актуального и недоступного. Его можно определить и как потенциальный уровень развития малыша, при этом у каждого ребенка он будет свой, неповторимый.
Продуктивное сотрудничество со взрослым помогает перевести задачу из зоны ближайшего развития в зону актуального.
Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на мой канал. Здесь вы найдёте много интересное о развитии и воспитании детей. Ваша Виктория.
Источник

Система, разработанная Марией Монтессори, существует более ста лет. Долгое время из-за запрета западной пропаганды она была недоступна для отечественных специалистов. Но относительно недавно (в конце 20-го века) они смогли наконец познакомиться с идеями великого педагога, чья методика изменила всю систему воспитания детей. На сегодняшний день, зная принципы данной методики, можно организовать Монтессори среду дома.
Среда Монтессори: принципы зонирования
Принцип Марии Монтессори заключается в простой фразе: «помоги мне сделать это самому». На этом постулате построена вся методика. Основная задача взрослого заключается в организации подготовленной среды Монтессори, которая будет максимально способствовать развитию дошкольника. Именно правильно организованная развивающая среда Монтессори — ключевое понятие в авторской методике.
И в ее организации (дома или в детском саду) очень важно придерживаться следующих принципов:
- помещение Монтессори должно быть просторным (на 1 человека в группе не менее 5-6 квадратных метров класса);
- предпочтительно, если будет возможность переноса части занятий на свежий воздух;
- натуральное яркое освещение. В идеале панорамное окно для максимального доступа солнечного света;
- в помещениях бытового и санитарного назначения (туалет, ванная) выключатели света располагаются на уровне детского роста;
- в зоне УПЖ (практических навыков) устанавливаются розетки;
- ковры на полу нежелательны, лучше отдать предпочтение деревянным или керамическим покрытиям;
- свободный доступ к воде. В условиях квартиры достаточно сделать доступной (для ребенка) ванную комнату, в учебных групповых классах точка доступа должна быть непосредственно в помещении;
- организация среды по Монтессори предполагает максимальную самостоятельность ребенка, поэтому туалет должен быть оборудован в соответствии с его ростом. Допустимо использование специальных подставок;
- в помещении должно быть много живых растений. Они помогут развить в детях навык ухода за ними, а также создают комфортную среду;
- мебель не ставится вплотную друг к другу, но и нельзя оставлять больших свободных пространств. Оптимально островное расположение с группировкой по зонам;
- все материалы, что находятся в среде Монтессори, ребенок может достать самостоятельно;
- материалы, включая книги, должны быть только в единственном экземпляре. Это способствует развитию социальных навыков.
Организация квартиры в соответствии с идеями Марии Монтессори — более сложная задача. В данном случае зона УПЖ не имеет конкретной локализации, но при этом все бытовые приборы должны быть доступны для использования ребенком. Принцип организации среды по Монтессори заключается в создании максимально доступных условий для самостоятельной деятельности. Это предполагает:
- уровень мебели, которой пользуется ребенок (кровать, стул, стол), должен быть подобран с учетом его роста;
- полочки с книгами и игрушками Монтессори расположены доступно;
- вешалка для верхней одежды также занижена;
- сама одежда должна быть удобной, желательно из натуральных тканей. Застежки в соответствии с возрастом (он должен раздеваться самостоятельно);
- свободный доступ к воде и столовым приборам, посуде.
Домашняя Монтессори среда помогает воспитывать самостоятельную и уверенную в себе личность. Но, к сожалению, ее организация в полном объеме не всегда возможна в условиях стандартных отечественных квартир.
Зона практических навыков
В возрасте от 2 до 4 лет ребенок находится в периоде активного познания окружающего мира, поэтому практическая зона Монтессори его особенно привлекает. Именно с зоны УПЖ в Монтессори среде начинаются занятия. Это дом малыша, где он не просто учится взаимодействовать с реальными бытовыми предметами, но и осваивает самостоятельную «взрослую» жизнь. Освоение этой части Монтессори среды закладывает фундамент к дальнейшему развитию математических и языковых навыков. Эта зона должна располагаться на входе в класс. Занятия в остальной части Монтессори среды рекомендовано начинать не ранее, чем через две недели после упражнений в УПЖ.
Многие родители склонны недооценивать ее значимость, а, тем не менее, именно зона практической жизни по Монтессори играет важнейшую роль в развитии личности. Ее задачи:
- адаптация к реальной жизни и социуму,
- развитие самостоятельности и самоуважения,
- формирование бытовых навыков самообслуживания,
- социализация,
- развитие координации и мелкой моторики,
- развитие самоконтроля и способности к концентрации на определенной задаче,
- формирование понятия последовательности и причинно-следственных связей,
- развитие волевых качеств личности,
- формирования чувства порядка.
Помимо этого, зона УПЖ в Монтессори среде помогает детям отдохнуть от тяжелой интеллектуальной деятельности, отвлечься и успокоиться.
Важно! Все дидактические материалы должны быть настоящими, из реальной жизни.
Успешное освоение других зон развития по методике Марии Монтессори невозможно без положительного опыта в зоне УПЖ.
Зона сенсорного восприятия
С 2 до 6 лет проходит этап сенсорного развития. Это время, когда мозг получает огромное количество информации об окружающем мире посредством органов чувств. Ребенок не только накапливает сенсорный опыт, но и учит анализировать и систематизировать его. Очень важно обеспечить его в это время достаточным количеством сенсорных раздражителей.
Подбирая материал для сенсорной зоны Монтессори среды, важно учитывать, что предмет должен быть направлен на развитие одного чувства, изолируя другие.
Материалы сенсорной зоны по Марии Монтессори:
Назначение | Пример дидактических материалов |
Изучение размеров, соотношения «больше-меньше» |
|
Различение цветов |
|
Развитие тактильного восприятия |
|
Формирование слуха |
|
Формирование стереогностики (изучение объемных фигур) |
|
Развитие обоняния и вкуса | Вкусовые баночки и набор запахов (коробочки с различными приправами) |
Формирование барического чувства (ощущение веса) | Весовые цилиндры, гирьки |
Восприятие тепловых ощущений | Бутылочки с горячей и холодной водой, лед |
В сенсорной зоне развития по Монтессори занятия начинаются с формирования тактильного восприятия. Первые упражнения можно проводить уже в полгода, постепенно усложняя задачи и расширяя набор материалов.
Важно! Знакомство с зоной и материалами должно проходить самостоятельно. Это позволит ребенку чувствовать себя свободно и уверенно.
Математическая зона
Математическая зона Монтессори среды направлена на формирование понятия количества, пространства, а также способствует развитию логики. Монтессори среда в детском саду предполагает тесную связь сенсорной и математической зоны. Многие дидактические материалы используются в обеих зонах среды. Связано это с тем, что знакомство с простейшими математическими понятиями осуществляется при помощи конкретных предметов. Детский мозг на этом этапе развития еще не в состоянии оперировать абстрактными значениями.
Материалы математической зоны в Монтессори среде:
- штанги,
- цепочки,
- бусины,
- таблицы сложения, вычитания, умножения и деления,
- геометрический комод,
- игра с марками,
- доски Сегена и многое другое.
Придерживаясь принципа «от простого к сложному», дети в Монтессори среде еще до школы осваивают счет до 1000, сложные арифметические действия, понятие доли и дробей.
Зона языковых навыков
После 4 лет у ребенка наступает период, когда он проявляет интерес к буквам. Это самое благоприятное время для занятий в зоне языковых навыков. Важно, чтобы материалы в зоне также были разными по фактуре. Различная текстура карточек, коробочек помогает ребенку лучше усвоить информацию.
Развивающая среда по Монтессори в ДОУ должна содержать следующие материалы для формирования языковых навыков:
- набор карточек с рисунком и понятием (помогает расширить словарный запас);
- звуковые и музыкальные игры (развитие фонематического слуха);
- рамки и вкладыши для обведения фигур и заштриховки (тренировка кисти к будущему письму);
- набор букв, вырезанных из разноцветной бумаги с разной текстурой (изучение алфавита);
- подвижный алфавит, кубики (первые навыки написания слов);
- карточки со словами (обучение чтению).
Занятия в Монтессори среде не предполагают скучных и утомительных уроков и заданий. Изучение родного языка должно проходить в форме игры и только в те моменты, когда ребенок действительно проявляет интерес.
Космическая зона
Космическая зона или зона формирования представления об окружающем мире появилась значительно позже. В классической теории Марии Монтессори все навыки, получаемые здесь, относились к зоне родного языка, математики и сенсорики.
Космическая зона Монтессори формирует целостное восприятие внешнего мира и затрагивает сферы географии, биологии, истории, этики, науки.
Здесь используются:
- энциклопедии, справочные материалы,
- карты и глобусы,
- календари,
- часы,
- макеты солнечной системы,
- карточки с животными и растениями,
- гербарии и горшки с живыми цветами,
- материалы для практических научных опытов.
Основной принцип космической зоны заключается в том, что материал не имеет возрастных ограничений. Любая справочная литература, независимо от ее сложности, доступна детям всех возрастов.
Преимущество обучающей среды по Монтессори заключается в том, что зоны не меняются с взрослением ребенка, достаточно постепенно заменять дидактические материалы.
Видео
057
Источник