Усложнение двигательной функции ребенка в связи с развитием мозжечка

Усложнение двигательной функции ребенка в связи с развитием мозжечка thumbnail

Мозжечковая стимуляция показана при плохой работе мозжечка. Состояние проявляется нарушением речевой функции, письма, координации движений, наличием дисфагии (трудностей с проглатыванием пищи), гиперактивности, дефицита внимания и другими симптомами.

Что такое мозжечок и какие функции он выполняет?

Мозжечок – это структура мозга, которая отвечает за координацию движений, письмо, речевую артикуляцию, движения глаз и другие функции. Он находится в нижней задней части черепной коробки.

Мозжечок корректирует сигналы, которые направляются к мышцам из головного мозга, делая их правильными, четкими. Этот отдел головного мозга помогает удерживать равновесие, задает скорость, силу, ритмичность и точность движениям мышц и всего тела.

Помимо двигательной выявлены следующие функции мозжечка:

  • регулирование скорости, последовательности, согласованности психических функций;
  • формирование поведения, эмоций, внимательности;
  • участие в анализе информации, полученной от органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата, а также от других областей мозга;
  • координация артикуляционного аппарата (мышц языка, щек, губ), жестов во время речи;
  • формирование телосложения;
  • планирование движений.

Мозжечок обеспечивает связь между отделами головного мозга, регулирует реакции торможения и возбуждения, помогает переключиться с одной задачи на другую.

Активность мозжечка увеличивается при чтении вслух или про себя, во время мысленных процессов или воображения.

Как проявляется слабость развития мозжечка?

При плохой работе мозжечка у ребенка отмечается нарушение двигательной активности, когнитивных способностей, речи.

Основные нарушения мозжечковой слабости:

  • снижение внимания;
  • синдром гиперактивности;
  • изменения в поведении;
  • нарушения осанки;
  • патологии вестибулярного аппарата (плохое удержание равновесия, головокружение);
  • плохая обучаемость, снижение памяти, отсутствие планирования движений и действий;
  • нарушение речевой функции (устная речь и письмо);
  • неловкость в движениях, изменение походки;
  • нарушения аутического спектра;
  • задержка развития (психомоторного, речевого).

Все эти проявления могут быть выражены в разной степени.

Причиной повреждения мозжечка могут стать стремительные роды, тонус матки во время беременности, внутриутробные инфекции. К нарушению мозжечковой функции приводит гипоксия, которую провоцируют болезни плаценты (отслойка, фетоплацентарная недостаточность). Изменения работы мозжечка отмечаются у малышей с детским церебральным параличом.

Что представляет собой программа стимуляции мозжечка?

Стимуляция мозжечка – это комплекс упражнений на координацию движений. Методика похожа на лечебную физкультуру.

Программа предусматривает использование специальных приспособлений – балансиров, которые требуют от ребенка концентрации внимания, удержания равновесия, выполнения несложных задач.

В каком возрасте можно проводить стимуляцию мозжечка?

Занятия по мозжечковой стимуляции начинают проводить с 3 лет. Ранее этого возраста их назначают редко, так как ребенку сложно объяснить, что нужно делать. А вот с 3–4-летнего возраста малыши уже хорошо понимают задачи, которые перед ними ставят.

Иногда упражнения назначают с 2-летнего возраста. Но в этот период малышу сложно объяснить, что от него требуется. Для облегчения тренировочного процесса ребенку показывают движения и одновременно объясняют словами. Упражнения малыш делает вместе с мамой или папой.

Виды методов стимуляции мозжечка

Для стимулирования работы мозжечковой функции активно используются специальные приборы, а также быстрые перемещения тела в пространстве.

Приспособления:

  • Прибор постурограф — используется для развития равновесия, координации.
  • Балансировочная доска Ф. Билгау – улучшает равновесие, координацию, ловкость.
  • Платформа Wii Fit – имеет 4 вида занятий (аэробика, физкультура, йога, игры, стимулирующие баланс тела).
  • Оборудование «Тренажерно-информационная система» – тренирует аппарат равновесия.

Самой популярной и доступной считается методика Бильгоу с использованием балансировочной доски.

Помимо приборов с детьми проводятся занятия в виде свободного перемещения тела в пространстве:

  • Вертикальные – занятия по прыжкам в воду, на батуте, пружинистых снарядах, матах, катание с горок.
  • Горизонтальные – упражнения на фитболах, роликах, велосипедах, самокатах, сигвеях.
  • Вращательные – кольца, карусели, диски, кресла, кувырок через перекладину или в воде.
  • Маятниковые – качели, кольца, гамак, канат.
  • Ощущение невесомости – плавание, прыжки в воду или на батуте, катание с горок.

Эти методы доступны даже в домашних условиях, в детских садах, на игровых площадках.

Что такое балансир для мозжечковой стимуляции?

Балансир – это приспособление для удержания равновесия. Он представляет собой доску (платформу), на которой ребенок стоит или сидит, выполняя задания инструктора.

К балансировочному комплексу прилагается оборудование, облегчающее занятия. Для усложнения техники упражнений применяются мячики, палочки с разметкой, боулинг, чашки и другие приспособления.

Доска Бильгоу

Сегодня в реабилитационных центрах активно используется балансировочный комплекс «Баламетрикс». Он был создан ученым Френком Бельгоу, работавшим над способами стимуляции внимания. Бельгоу создал балансировочную доску, которая помогала тренировать равновесие. После изготовления платформы был разработан комплекс упражнений.

Доска выглядит как деревянная платформа, которая имеет округлую основу. За счет полукруглого основания платформа качается из стороны в сторону. Угол наклона регулируется в зависимости от возраста и сложности упражнений (от 5 до 50ᵒ).

Упражнения на доске

Упражнения проводятся в специальном хорошо вентилируемом помещении.

Частота проведения занятий на доске – 3–4 раза за неделю. Длительность одного сеанса – 30–40 минут. Дольше заниматься не рекомендуется, так как пациент устает, внимание притупляется.

Малыш встает на балансировочную доску, удерживает равновесие. Дальше пациент начинает выполнять задания мамы или инструктора: кинуть и поймать мячик, рассказать все буквы алфавита, животных, имена девочек, мальчиков и так далее.

Возможные задания:

  • Перекидывание мешочков с крупой или песком, которые имеют разный вес.
  • Кидание мячиков. При этом ребенок должен поймать мяч одной рукой или двумя, кинуть маме (инструктору).
  • Подкидывание мяча или мешочка вверх двумя руками или одной, стоя на доске.
  • Отбивание мяча (одной или двумя руками).
  • Кидание предметов по мишеням.
  • Отбивание мяча от наклонной плоскости.
  • Отбивание мячика при помощи ракетки или палки.

Эти упражнения подходят для детей после 5-летнего возраста.

Мозжечковая стимуляция для детей 3 лет

Для малышей с 2–3-летнего возраста используют самые простые упражнения на покачивание, балансирование. Ребенок может не только стоять, но и сидеть на доске.

Виды упражнений:

  • Залезть, слезть.
  • Сидя «по-турецки», раскачивать доску, после чего удерживать равновесие.
  • Сидя на доске, осуществлять плавательные движения руками.
  • Покачиваться на доске в положении сидя на корточках. После раскачивания рекомендуется зафиксировать взгляд, сделать круговое движение головой.
  • Покачиваться на доске под музыку.
  • В положении сидя осуществлять круговые движения руками.

Начинают занятия с самых простых заданий, постепенно увеличивая уровень сложности.

На фоне занятий у пациента улучшается координация движений, чувство равновесия, отмечается положительная динамика в развитии речи, чтения, письма. Дети становятся ловкими, активными, уверенными в себе. Эффект виден уже через 1–2 месяца при регулярном проведении занятий.

Источник

Моя практика каждый раз доказывает, что мозжечковая недостаточность является одной из причин безграмотного письма и низкой техники чтения.

Что следует знать о мозжечке?
Мозжечок состоит из древнего отдела – червя и полушарий. Древний отдел связан с вестибулярными системами мозга, которые поддерживают равновесие и координацию движений. Расстройство работы мозжечка (или мозжечковая недостаточность) проявляется прежде всего нарушением равновесия в вертикальном положении. Данное нарушение в работе мозжечка легко можно увидеть в почерке.

Мозжечок активно участвуют в формировании двигательный навыков и развитии умственных способностей. При нарушениях работы полушарий мозжечка снижен мышечный тонус в мышцах, страдает координация движений, возникает дрожание рук (тремор).

Образцы письменных работ наглядно демонстрируют нам то, как нарушение в работе мозжечка проявляет себя в письме.

Трудности координированной работы руки и глаз, слабая моторика руки, ТРЕМОР особенно ярко виден в данном образце письма ученика 2-го класса.
______________________ * * * _____________________________

Это образец почерка ученика 8 класса с выраженными проблемами в общей координации. Данный образец почерка также позволяет увидеть эмоциональную неустойчивость писавшего, нервозность, импульсивность и зацикленность на своих эмоциях.

И опять причина в мозжечке!

Потому что мозжечок отвечает ещё и за регуляцию эмоций, внимания. В результате нарушений в работе мозжечка в раннем детстве может возникнуть синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания характеризуется расстройством эмоциональной сферы, внимания, физической координации, гиперактивностью и импульсивностью.

Укачивание младенцев стимулирует развитие мозжечка. Качели или кресло-качалка – великолепные тренажеры, которые стимулируют функции мозжечка у детей дошкольного и школьного возраста; успешно корректируют мозжечковую недостаточность и у взрослых.

Мозжечок определяет скорость работы всего мозга.
Мозжечок человека содержит больше нервных клеток – нейронов, чем все остальные отделы мозга (более 50%). Это самый быстродействующий в мозге механизм: он может быстро перерабатывать любую информацию, которая поступает из других частей мозга. Мозжечок перерабатывает информацию и вновь посылает обработанные импульсы к различным структурам мозга, помогая им в работе.

Именно мозжечок участвует в процессе, в котором новые двигательные навыки после некоторой практики автоматизируются. Посредством такой автоматизации серия движений выполняется с большей скоростью, большей точностью и с меньшими усилиями. Так происходит рост способностей благодаря мозжечку.

Симптомы мозжечковой недостаточности:

 – ребенок/ подросток/ взрослый с трудом может стоять с закрытыми глазами, вытянув руки вперед,

 – ребенок/ подросток/ взрослый плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге,

 – ребенок/ подросток/ взрослый демонстрирует плохую координацию движений и много лишних движений,

 – у людей с мозжечковой недостаточностью отмечается низкий мышечный тонус, особенно в руках, дрожание рук.

ЕСЛИ БЫ РОДИТЕЛИ ЗНАЛИ о том, что пишет не рука, а мозжечок, то перестали бы заставлять своих любимых чад плакать над прописями.

Очень надеюсь, что данный материал поможет мамам иначе взглянуть на пути решения проблем с почерком у своих детей.

Я могу писать красиво!
Так начинают писать мои ученики после физических упражнений, которые направлены на стимуляцию работы мозжечка.

Если материал Вас заинтересовал,
оставляйте здесь свои комментарии и вопросы, чтобы продолжение темы было для вас интересным.

Источник

Мозжечок головного мозга человека – это одна из структур центральной нервной системы, отвечающая за координацию движений, состояние мышечного тонуса и управление равновесием. Это строение располагается за мостом Варолия и продолговатым мозгом.

В первых изучениях за мозжечком не закрепляли определенных функций. Первые исследователи считали, что эта структура является маленькой копией конечного мозга, и отвечает она за функцию памяти. Однако в поздних веках, путем хирургических манипуляций удаления, ученые сделали заключение, что «маленький мозг» отвечает за некоторые механизмы равновесия. В конце XIX века Лучани удалось изучить некоторые заболевания этого отдела, такие как атаксия или атония мышц. В современном мире науки мозжечок активно исследуется в ходе множества экспериментов, подтверждающих его роль в формировании двигательного управления отделами человеческого тела.

  • Строение
  • Функциональные связи
  • Функции
  • Последствия нарушения работы
  • Заболевания

Строение

Как и конечный мозг, полушария мозжечка обладают корой. Сама структура состоит из белого и серого вещества. Белое вещество представлено собственно телом мозжечка. Две дольки маленького мозга соединены меж собой червем. Масса мозжечка достигает в среднем 130 г, а поперечник составляет до 10 см. Непосредственно над мозжечком возвышается затылочная кора конечного мозга.

Мозжечок головного мозга человека отгорожен от большого мозга глубинной щелью. В нее вклинивается небольшой отросток твердой оболочки конечного мозга. Этот вырост, называемый наметом мозжечка, натягивается над областью задней черепной ямки.

Мозжечок головного мозга - строение и функции

image-191

Функциональные связи

Мозжечок выполняет свои функции, благодаря его связям с соседними структурами мозга. Располагаясь между корой двух полушарий и спинным мозгом, в мозжечок поступает копия чувствительной информации, идущей от спинного к головному мозгу. Также эта структура получает и эфферентную информацию от двигательных центров. Кора больших полушарий конечного мозга поставляет данные об актуальном состоянии положения частей тела в пространстве, а спинном мозг требует эти данные. Таким образом, кора мозжечка выступает в роли фильтра, сопоставляя первый и второй вид информации.

Функции мозжечка

Несмотря на то, что кора мозжечка почти напрямую связана с корой больших полушарий, функции мозжечка головного мозга человека не управляются сознанием.

У всех живых существ, обладающих позвоночником, мозжечок выполняет похожие функции, к которым относятся следующие:

  • Координация движений.
  • Мышечная память.
  • Управление тонусом мышц.
  • Регуляция положения тела в пространстве.

Все функции подтверждаются экспериментами. Удаляя или нарушая строение мозжечка, у человека наблюдаются разного рода расстройства координации, регуляции движений и удержания позы. Так как мозжечок не подвластен сознанию человека, его функции осуществляются рефлекторно.

Анатомически и физиологически мозжечок связывается с прочими отделами нервной системы множеством связей, среди которых различают афферентные и эфферентные волокна. Последние проходят через верхние ножки структуры. Как видно, средние ножки связывают мозжечок и некоторые участки непосредственно коры головного мозга.

афферентные и эфферентные потоки мозжечка

image-192

Волокна, идущие от спинного мозга к коре мозжечка, проходят через нижние ножки.

Верхние ножки структуры:

  • передний спинально-мозжечковый тракт;
  • красный путь;
  • мозжечково-таламический путь;
  • мозжечково-ретикулярный путь.

Средние ножки представляют афферентные тракты:

  • лобно-мосто-мозжечковый путь;
  • височно-мосто-мозжечковый тракт;
  • затылочно-мосто-мозжечковый путь.

Нижние ножки:

  • задний спинально-мозжечковый путь;
  • оливо-мозжечковый путь;
  • вестибуло-мозжечковый тракт.

верхние, средние и нижние ножки мозжечка

image-193

Последствия нарушения работы

Так или иначе, мозжечок, как и всякая структура нервной системы, способен поддаваться различным заболеванием и состоянием, среди которых инфекционные недуги, черепно-мозговые травмы или опухоли. Люди, пережившие различные заболевания, в последующем задают себе вопрос о том, как тренировать мозжечок.

Развития функций мозжечка можно достичь выполнением ряда простых упражнений, среди которых:

  • Выполнение 15 наклонов в положении, когда стопы прилегают друг к другу с закрытыми глазами.
  • Поднятие и опускание ноги со сгибанием коленного сустава при закрытых глазах. Необходимо повторять до 20 раз.

Статическое положение, когда одна стопа расположена перед другой. Для этого нужно закрыть глаза и стоять в течение 20-30 секунд. Ключ к тому, как развить мозжечок, лежит в выполнении этих действий, которые отпечатываются в мозгу и после недолгого курса повторений закрепляются в качестве рефлексов. Данные упражнения нужно выполнять систематически на протяжении месяца.

Заболевания

Поражения мозжечка отражается в виде двигательных нарушений, нарушения координации, расстройствах речи и нарушении мышечного тонуса.

Абсцесс мозжечка отогенный – это тяжелое заболевание, характеризующееся наличием патологических полостей в структуре органа, которые заполнены гноем. Болезнь начинается с воспалительных процессов в ухе. В дальнейшем воспаление, дорогой среднего и внутреннего уха, проникает в черепную полость и распространяется на мозжечок.

Среди симптомов выделяют резкое повышение температуры, повышение внутричерепного давления и развитие некоторых очаговых признаков. Неврологическая клиника проявляется в виде следующих симптомов:

  • Расстройства походки.
  • Расстройства сознательных движений.
  • Нарушение координации всего тела или отдельных его частей.

Агенезия червя мозжечка – это патология, которая обусловленная врожденным отсутствием соединяющей структуры долей мозжечка – червя. Среди причин выделяют:

  • хроническое курение матери во время вынашивания плода;
  • употребление спиртных напитков, наркотиков или токсических веществ в том же периоде;
  • облучение;
  • перенесенные матерью острые инфекции.

У ребенка, рожденного без червя, наблюдаются следующие симптомы:

  • Торможение в развитии двигательных функций.
  • Нарушение координации в работе телесных мышц.
  • Скандированная речь.
  • Трудности с удержанием равновесия как в положении сидя, так и стоя.
  • Нарушение равномерности походки.

Кроме того, врожденная агенезия мозжечка может быть в комплексе синдрома Денди-Уокера. Эта патология характеризуется, кроме отсутствия червя, кистозными образованиями в четвертом желудочке и увеличением в объеме задней черепной ямки.

Не нашли подходящий ответ?
Найдите врача и задайте ему вопрос!

Источник

Мозжечок (дословно «малый мозг») — отдел головного мозга, участвующая в коорди­нации и регуляции произвольных и непроизвольных движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, в регуляции вегетативных и поведенческих функций.

ФАКТ 1

Все функции мозжечка осуществляются без участия коры больших полушарий, т.е.
 
бессознательно

ре­ализуя их через всю структуру центральной нервной системы.

мозжечок принимает участие в различных видах деятельности организма:

  • моторной,
  • соматической,
  • вегетативной,
  • сен­сорной,
  • интегративной и т.д.

Мозжечок состоит из двух полушарий и имеет кору из серого вещества. В коре находятся клетки с многочисленными дендритами, получающие импульсы из многих источников, связанных с мышечной деятельностью: проприоцепторов сухожилий, суставов и мышц, а также от моторных центров коры. Поэтому мозжечок интегрирует информацию и координирует работу всех мышц, участвующих в движении или сохранении позы. Мозжечок абсолютно необходим для координации быстрых движений таких, как бег, набор текста на клавиатуре, разговор.

Мозжечок анатомически и функционально делится на архи-, палео-и неоцеребеллюм.

      • Архицеребеллюм (древний мозжечок) — к нему относится флоккуломедулярная доля, имеет наиболее выраженные связи с вестибулярной системой, что объясняет значение мозжечка в регуляции равновесия.
      • Палеоцеребеллюм (старый мозжечок) —со­стоит из участков червя мозжечка, пирамиды, языка, парафлоккулярного отдела и получает информацию преимущественно от про-приорецептивных систем мышц, сухожилий, надкостницы, оболочек суставов.
      • Неоцеребеллюм (новый мозжечок) — включает в себя кору полушарий мозжечка и участки червя,  он получает информацию от коры, преимущественно по лобно-мосто- мозжечковому пути, от зрительных и слуховых репетирующих систем. Это свидетельствует о его участии в анализе зрительных и слуховых сигналов и в ор­ганизации  соответствующих  реакций.

Кора мозжечка создает усло­вия для быстрой обработки информации

Эфферентные сигналы из мозжечка в спинной мозг регулируют силу мышечных сокращений, обеспечивают способности: длительно­го тонического сокращения мышцы, сохранять оптимальный тонус мышц в покое или при движениях, соразмерять произвольные дви­жения с целью этого движения, быстрого перехода от сгибания конечностей к разгибанию и наоборот.

Влияние мозжечка на вегетативные функции :
       Мозжечок оказывает нормализующее( угнетающее и стимулирующее) влияние на работу сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем организма. В результате двойственного влияния мозжечок стабилизирует, оптимизирует функции систем организма.

1. Сердечнососудистая система реагирует на раздражение мозжечка либо усилением , либо снижением этой реакции. Направленность реакции зависит от фона, на котором она вызывается. При раздражении мозжечка высокое кровяное давление снижается, а исходное низкое — повышается.

2. Раздражение мозжечка на фоне учащенного дыхания (гиперпноэ) снижает частоту дыхания. При этом одностороннее раздражение мозжечка вызывает на своей стороне снижение, а на противоположной — повышение тонуса дыхательных мышц.

3. Обменные процессы при повреждении мозжечка идут более интенсивно, гипергликемическая реакция (увеличение количества глюкозы в крови) на введение глюкозы в кровь или на прием ее с пищей возрастает и сохраняется дольше, чем в норме, ухудшается аппетит, наблюдается исхудание, замедляется заживление ран, волокна скелетных мышц подвергаются жировому перерождению.

Таким образом, мозжечок принимает участие в различных видах деятельности организма: моторной, соматической, вегетативной, сенсорной, интегративной и т. д. Однако эти функции мозжечок реализует через другие структуры центральной нервной системы.

Мозжечок выполняет функцию оптимизации отношений между различными отделами нервной системы, что реализуется, с одной стороны, активацией отдельных центров, с другой — удержанием этой активности в определенных рамках возбуждения

Мозжечок играет первостепенную роль в регуляции позы и движений. Многие движения могут оптимально осуществляться только при участии мозжечка.

Все функции мозжечка осуществляются без участия коры больших полушарий, т.е. бессознательно.

На начальных этапах научения сохранения равновесия на Танцующем Стуле включаются элементы тренировки. Это может отвлекать, мешать сосредоточиться. В это время кора головного мозга управляет мозжечком, и необходимы определенные волевые усилия для реализации двигательных актов. Например, это имеет место при обучении езде на велосипеде, плаванию и т.д. После же выработки и закрепления двигательных актов мозжечок берет на себя функцию контроля соответствующих рефлексов. Поэтому балансировку на Танцующем Стуле можно легко совмещать с умственной работой и другими интерактивными занятиями и делами.

Мозжечок обеспечивает синергию сокращений разных мышц при сложных движениях. Например, при ходьбе, делая шаг, человек заносит вперед ногу, одновременно центр тяжести туловища мыш­цами спины переносится вперед.

 мозжечок, получив информацию о готовящемся движении, корректирует программу подготовки этого движения в коре головного мозга и одновременно готовит тонус мускулатуры для  реализации  этого движения  через спинной  мозг.

 Роль мозжечка

Мозжечок за счет влияния на сенсомоторную кору может изме­нять уровень тактильной, температурной, зрительной чувствитель­ности. 

Удаление мозжечка приводит к ослаблению силы процессов воз­буждения и торможения, нарушению баланса между ними, развитию инертности. Выработка двигательных условных рефлексов после уда­ления мозжечка затрудняется, особенно в случаях формирования локальной, изолированной двигательной реакции. Точно также за­медляется выработка пишевых условных рефлексов, увеличивается скрытый  (латентный)  период их проявления.

Мозжечок оказывает угнетающее и стимулирующее влияние на работу

      • сердечно-сосудистой,
      • дыхательной,
      • пищеварительной и дру­гих систем организма.

В результате двойственного влияния мозжечок стабилизирует,  оптимизирует  функции систем  организма.

Сердечно-сосудистая система реагирует на раздражение мозжечка либо усилением ответа, например, прессорные рефлексы, либо его снижением. Характер изменений зависит от фона, на котором они вызываются: при раздражении мозжечка высокое кровяное давление снижается, а исходное низкое — повышается.

Раздражение мозжечка на фоне учащенного дыхания (гиперпноэ) снижает частоту дыхания, при этом одностороннее раздражение мозжечка вызывает на соот­ветствующей стороне снижение, а на противоположной —повышение тонуса дыхательных  мышц.

Удаление или повреждение мозжечка приводит к уменьшению тонуса гладкой мускулатуры кишечника, из- за низкого тонуса этих мышц нарушается ход эвакуации содержимого желудка и кишечни­ка. Нарушается также динамика секреции и всасывания в желудке и  кишечнике.

Обменные процессы при повреждении мозжечка идут более ин­тенсивно, а гипергликемическая реакция (увеличение количества сахара в крови) на введение глюкозы в кровь или на прием ее с пищей увеличивается и сохраняется более длительно, ухудшается аппетит, отмечается исхудание, заживление ран замедляется, волокна скелетных  мышц подвергаются жировому перерождению. При повреждении мозжечка нарушается генеративная функция, что проявляется в нарушении последовательности родовой деятельности.

Мышечные сокращения, сосудистый тонус, обмен веществ, изме­нения чувствительности к раздражениям и т.д. реагируют на воз­буждение или повреждение мозжечка также, как на это реагирует симпатическая система, т.е. при раздражении мозжечка происходит активация систем организма по типу симпатической реакции, а при повреждении его — превалируют противоположные по характеру эффекты.

Таким образом, мозжечок принимает участие в различных видах деятельности организма:

      • моторной,
      • соматической,
      • вегетативной,
      • сен­сорной,
      • интегративной и т.д.

Однако, эти функции мозжечок ре­ализует через другие структуры центральной нервной системы.

Моз­жечок выполняет функцию оптимизации взаимоотношений между различными отделами нервной системы. Это реализуется, с одной стороны, активацией отдельных центров, с другой — удержанием этой активности в определенных рамках возбуждения, лабильности и т.д. После частичного повреждения мозжечка могут сохраняться все функции организма, но эти функции, порядок их реализации, ко­личественное соответствие потребностям трофики организма нару­шается.

Следовательно, основная функция мозжечка — адаптацион­но-трофическая.

Влияние мозжечка на вегетативные функции [ 2 ] . Мозжечок оказывает угнетающее и стимулирующее влияние на работу сердечно­сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем организма. В результате двойственного влияния мозжечок стабилизи­рует, оптимизирует функции систем организма.

Сердечно-сосудистая система реагирует на раздражение мозжечка либо усилением (например, прессорные рефлексы), либо снижением этой реакции. Направленность реакции зависит от фона, на котором она вызывается. При раздражении мозжечка высокое кровяное давление снижается, а исходное низкое — повышается. Раздражение мозжечка на фоне учащенного дыхания (гиперпноэ) снижает частоту дыхания. При этом одностороннее раздражение мозжечка вызывает на своей стороне снижение, а на противоположной — повышение тонуса дыхательных мышц.

Удаление или повреждение мозжечка приводит к уменьшению тонуса мускулатуры кишечника, из-за низкого тонуса нарушается эвакуация содержимого желудка и кишечника. Нарушается также нормальная динамика секреции и всасывания в желудке и кишеч­нике.

Обменные процессы при повреждении мозжечка идут более интенсивно, гипергликемическая реакция (увеличение количества глюкозы в крови) на введение глюкозы в кровь или на прием ее с пищей возрастает и сохраняется дольше, чем в норме, ухудшается аппетит, наблюдается исхудание, замедляется заживление ран, волокна скелетных мышц подвергаются жировому перерождению.

При повреждении мозжечка нарушается генеративная функция, что проявляется в нарушении последовательности процессов родовой деятельности. При возбуждении или повреждении мозжечка мышечные сокращения, сосудистый тонус, обмен веществ и т. д. реагируют так же, как при активации или повреждении симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Таким образом, мозжечок принимает участие в различных видах деятельности организма: моторной, соматической, вегетативной, сенсорной, интегративной и т. д. Однако эти функции мозжечок реализует через другие структуры центральной нервной системы. Мозжечок выполняет функцию оптимизации отношений между различными отделами нервной системы, что реализуется, с одной стороны, активацией отдельных центров, с другой — удержанием этой активности в определенных рамках возбуждения, лабильности и т. д. После частичного повреждения мозжечка могут сохраняться все функции организма, но сами функции, порядок их реализации, количественное соответствие потребностям трофики организма на­рушаются.

Таким образом, мозжечок  играет первостепенную роль в регуляции позы и движений.  Многие движения могут оптимально осуществляться только при участии мозжечка. В то же время он не принадлежит к числу жизненно важных органов, поскольку  у людей, рожденных без мозжечка, отсутствуют серьезные двигательные нарушения. Мозжечок состоит из двух полушарий и имеет кору из серого вещества. В коре находятся клетки с многочисленными дендритами, получающие импульсы из многих источников, связанных с мышечной деятельностью: проприоцепторов сухожилий, суставов и мышц, а также от моторных центров коры. Поэтому мозжечок интегрирует информацию и координирует работу всех мышц, участвующих в движении или сохранении позы. При повреждении мозжечка движения становятся резкими, а не плавными. Мозжечок абсолютно необходим для координации быстрых движений таких, как бег, набор текста на клавиатуре, разговор.

Все функции мозжечка осуществляются без участия коры больших полушарий, т.е. бессознательно. Однако на ранних этапах онтогенеза или научения они могут включать элементы тренировки. В это время кора управляет мозжечком, и необходимы определенные волевые усилия для реализации двигательных актов. Например, это имеет место при обучении езде на велосипеде, плаванию и т.д. После же выработки и закрепления двигательных актов мозжечок берет на себя функцию контроля соответствующих рефлексов.

Источник