Условия способствующие личностному развитию ребенка

Условия способствующие личностному развитию ребенка thumbnail

Личность и личностное развитие детей дошкольного возраста

Личность – это сложный и многогранный феномен, который включает в себя множество компонентов. В психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайне мере, можно говорить о четырех основных положениях:

  1. Личность присуща каждому человеку.
  2. Личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет.
  3. Личность – это продукт исторического развития, то есть возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа.
  4. Личность – это индивидуальная, отличительная характеристика человека, то есть то, что отличает одного человека от другого.

Основой характеристики личности служит самооценка, в которую входят отношение к себе и знания о себе.

Качества личности формируется в течение жизни, и зависят от социального окружения.

К концу дошкольного возраста формируется самосознание благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием. Ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографиях в 2,3-3 года. Постепенно он начинает осознавать себя как причину происходящих вокруг него и с ним событий. Начинает осознавать себя как субъекта собственных действий и поступков. Понимать свои потребности, желания. Он стремиться выразить себя через собственные действия («Я сам!»). С этим связан кризис трех лет.

В четыре года ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом становится «почему?». Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения. Уменьшается чувственность к физическому дискомфорту. Продолжает активно развиваться фантазирование. В возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты личности.

У 5-6-ти летнего ребенка оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представление ребенка о Я – реальном и Я – идеальном дифференцируются более четко. Ребенок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов. Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, то есть ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения.

Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста 6-7-ми лет достаточна, адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

Развивается наглядно – образное мышление с элементами абстрактного.

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:

  • возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;
  • оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;
  • дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;
  • к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;
  • развивается способность мотивировать самооценку;
  • появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения.

Постепенно, шаг за шагом, формируется личность ребенка, причем каждый новый сдвиг в формировании личности изменяет влияние условий, увеличивает возможности дальнейшего воспитания. Условия развития личности так тесно переплетаются с самим развитием, что разделить их практически невозможно. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона – развитие чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.

Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.

Можно выделить два типа закономерностей возрастного развития личности:

  1. Психологические закономерности развития личности, источником которого выступает противоречие между потребностью личности персонализации (потребностью быть личностью) и объективной заинтересованностью референтных для него общностей принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, ценностям и условиям развития этих общностей.
  2. Закономерности развития личности как в результате вхождения в новые для нее группы, которые становятся для индивида референтными, выступая в качестве институтов его социализации (семья, детский сад, школа, трудовой коллектив и т.д.), так и вследствие изменения его социальной позиции внутри относительно стабильной группы.

Как уже отмечалось выше, на становление и развитие личности влияет социальное окружение. К социальному окружению дошкольника мы относим его родителей, педагогов (воспитателей), сверстников.

Читайте также:  Личностно ориентированное физическое развитие ребенка

Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей – организация усвоения детей ими моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые – их поступки, взаимоотношения. Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих близких людей. Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых многими путями – наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Образцом для ребенка может служить так же и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе. Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действие сказочного персонажа, наделенных теми или другими моральными чертами. Решающий момент в усвоение образцов поведения, выходящих за рамки поведения окружающих ребенка людей, – та оценка, которую дают другим взрослым, детям, персонажам рассказов и сказок люди, к которым ребенок привязан, мнение которых для него наиболее авторитетно. Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются, таким образом, от детей выполнения правил. Постепенно и сами дети начиняют оценивать свои поступки исходя из представлений о том, какого поведения ждут от них окружающие.

В детском возрасте воспитательное воздействие родителей и близких является одним из решающих факторов формирования определенного стереотипа поведенческих реакций и характерологических особенностей. Ученые выделили некоторые типы неправильного воспитания, способные повлиять на поведение ребенка.

Безнадзорность. Ребенок в силу каких-либо причин оказывается совершенно в не поле зрения родителей. Последние только внешне якобы заботятся о нем (кормят, одевают), в основном же ребенок предоставлен самому себе. Его духовными потребностями и увлечениями не интересуются, поступки и поведения остаются бесконтрольными. К этому же типу следует относить и формально осуществляемое воспитание. Родители только для проформы проявляют интерес к ребенку.

Сверхопека. Чрезмерная опека с непрерывными запретами, наставлениями, нравоучениями, контроль за каждым шагом ребенка оказывает крайне неблагоприятное влияние на формирование у него волевых и характерологических качеств. Она лишает его инициативы и самостоятельности, подавляет чувство ответственности и долга.

«Кумир семьи» или «мимозное воспитание». В отличие от гиперопеки здесь имеет место стремление оградить ребенка от малейших трудностей и всевозможных неприятных обязанностей. Вокруг ребенка создается атмосфера восхищения, преувеличения и восхваления его способностей и дарований, зачастую мнимых. Все желания ребенка безоговорочно выполняются, он в центре внимания семьи. Такое сверхвнимание способствует формированию эгоцентризма, мешает выработки навыков систематического труда и самостоятельности при решении поставленных задач.

Эмоциональное отвержение, воспитание по типу Золушки. Этот тип воспитание характерен для семей, где мать или отец тяготятся ребенком, который постоянно ощущает это, особенно если в семье есть другой ребенок, получающий со стороны родителей больше внимания, душевного тепла и заботы. Эмоциональное отвержение способствует развитие повышенной ранимости и чувствительности, обидчивости и скрытности.

Жестокие взаимоотношения. Жестокое отношение с суровыми расправами за мелкие проступки и непослушание вызывает у ребенка страх перед родителями, ожесточение.

Родители стремятся дать ребенку как можно более широкое образование, развить его действительные и чаще мнимые способности. Кроме детского сада ребенок занимается музыкой, иностранным языком, спортом, обучается в дошкольной гимназии. Он постоянно занят, куда то спешит, от него постоянно требуют знаний. Освоить же намеченную программу он просто не может в силу своих возрастных и интеллектуальных возможностей. В тоже время родители предъявляют повышенную требовательность, полагая, что закладывают будущее благополучие ребенка. В таких случаях ребенок лишается возможности участвовать в детских играх, общаться со сверстниками. У него развивается чувство безысходности и в тоже время растет протест против такого режима. Чрезмерная загруженность способствует развитию повышенной истощаемости нервной системы и тревожности.

Таким образом, личность – это человек, как субъект межличностных и социальных отношений, достигший такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную деятельность.

Личность развивается в течение всей жизни:

  1. В кризис трех лет, когда ребенок говорит «Я сам».
  2. Когда у ребенка формируется психологическая устойчивость, ребенка все интересует, и он задает вопрос «Почему?».
  3. Развитие произвольности и волевых качеств.
  4. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведения.

Воспитатель Сухорукова Светлана Александровна

Источник

Готовя малыша к взрослой жизни, родителям важно уделить особое внимание развития личности в дошкольном возрасте, поскольку, если момент упущен, наверстать будет практически невозможно. А ребенок вырастет неуверенным в себе, неспособным оценить произведения искусства, неинтересным для окружающих. Поэтому недостаточно научить его читать и знать счет, крайне важно уделять внимание и личностному развитию, на которое оказывает влияние среда.

Что включается в развитие личности?

Родителям и воспитателям в детских садах следует обратить внимание на такие элементы развития личности ребенка:

  • самосознание;
  • объективная самооценка;
  • нравственные нормы;
  • мотивы побудительной деятельности;
  • чувства и эмоции;
  • эстетическое восприятие.

Каждому элементу необходимо уделить особое внимание, только в этом случае ребенок вырастет гармоничной и всесторонне развитой личностью, готовой к продуктивной деятельности.

Условия развития

Развитие личности – сложный процесс, который подчиняется определенным закономерностям, но при этом происходит индивидуально. Поэтому задача родителей довольно сложна – помочь ребенку найти свой путь, но не навязывать ему свои стремления, свои интересы.

В 3-4 года ребенок вступает в новый для него период, начинает посещать детский сад, в его воспитании принимают участие теперь не только родители, но и педагоги. При этом если своевременно малыш не был подготовлен к такой перемене, у него возникнет так называемый «кризис трех лет», через который проходит огромное число детей.

Читайте также:  Условия для развития ребенка с особенностями инклюзия

Оказавшись среди ровесников, кроха попадет в новую для него среду. В этом периоде принято выделять три стадии:

  1. Адаптация. Проще говоря, привыкание к новым особенностям поведения и режиму дня.
  2. Индивидуализация. Каждый малыш находит что-то свое, пытается выделиться из числа ровесников, используя для этого либо свои достижения, либо же проказы и баловство.
  3. Интеграция. Ребенок пытается выразить свою уникальность, при этом взрослые готовы его таким принять.

Очень часто малыш подражает, как своим родителям, так и ровесникам, героям прослушанных сказок и просмотренных мультфильмов. Ребенок в силу своей возрастной специфики еще не способен многого понять, поэтому родителям важно вовремя пояснить ему нормы поведения и необходимость их соблюдения.

Особенности самосознания

Самосознание представляет собой понимание ребенком себя самого, своих качеств, отношений с окружающей действительностью. Наиболее яркой формой самосознания считается самооценка, то, как малыш оценивает свои достижения, личностные качества и возможности. Первоначально малыш не имеет возможности оценивать себя, поэтому использует позицию окружающих. Так, если мама будет постоянно говорить ребенку, что он молодец, именно такая позиция отложится у него.

Кроме того, в самосознание дошкольника следует включить:

  • понимание своего пола (ребенок осознает себя как мальчика или девочку) и соответствующее поведение;
  • понимание своего места в мире, собственной социальной позиции, чаще всего происходит это к началу младшего школьного возраста. Поступивший в первый класс ребенок уже четко осознает, что является школьником.

У ребенка появляются новые ценности, переживания, его внутренняя жизнь усложняется, меняются поступки и поведение. Очень важно помочь ему в этом непростом процессе, поскольку только так малыш сможет стать равноправным членом общества.

Чаще всего высокой самооценкой отличаются те дети, которые посещали детский сад, поскольку их деятельность координировалась профессиональным педагогом и направлялась по необходимому руслу. Однако роль воспитателя не отменяет и важности общения с родителями, родственниками, среды.

Специфика детской оценки и самооценки

У ребенка дошкольного возраста еще не сформировалось умение оценивать своих сверстников, поэтому очень часто они используют упрощенные категории и одни качества приравнивают к другим. Например:

  • плохой – это и непослушный, и невнимательный, и неумный;
  • хороший – напротив, послушный, дисциплинированный, старательный.

Именно так дети оценивают своих ровесников. Примерно с 5 лет малыши начинают использовать слова более точно, разграничивая различные проявления «хорошего» и «плохого».

Детям довольно сложно оценивать самих себя, причем как положительно, так и отрицательно, чаще всего ставят себе положительные оценки и стараются наивными способами замаскировать свои недостатки. При этом специалисты отмечают, что если кроха умеет делать что-либо хорошо, например, бегать, читать, знает счет, то он будет чувствовать себя уверенно и в самооценке, зачастую неоправданно преувеличив ее. Старший дошкольный период – время осознания собственных слабых сторон, детям уже присуща некоторая доля самокритичности.

Проблемы с самооценкой

Бывают ситуации, когда дети даже старшего дошкольного возраста не могут объективно оценивать себя, при этом выделяют завышенную и заниженную самооценку.

  • При заниженной малыш отличается скромностью, неуверенностью в своих силах, он, даже выполнив задание правильно, будет сомневаться в том, что родителю или воспитателю понравится его творение. Чаще всего в том, что у ребенка возникла такая ситуация, виноваты родители, которые постоянно обвиняли его в недостатке старания или же в плохом результате.
  • Завышенная – полная противоположность. Ребенок уверен в том, что обладает теми качествами, которых на самом деле у него нет, полагает, что любая его работа достойна всяческих похвал, самая лучшая, и очень негодует и обижается, если кто-то из взрослых с этим не согласен.

И то, и другое – результат неправильного воспитания и негативного воздействия среды.

Развитие самосознания, самооценки

В этих процессах роль родителей и семьи в целом огромна. Ребенок смотрит на взаимоотношения родителей и использует эту информацию в качестве «фундамента» для формирования собственной системы ценностей. Кроме того, мальчики нередко берут пример со своих отцов, девочки – с матерей, подражая им. Если родители излишне строги к крохе, у него возникнет низкая самооценка, неверие в собственные силы.

Напротив, гиперопека и стремление потакать всем капризам – причина завышенной самооценки, неоправданно высокого представления о собственной значимости. И такому малышу в дальнейшем будет очень трудно адаптироваться. Так, в школе из всеобщего любимца он неожиданно станет самым обычным ребенком.

Семья, в которой использовалась «политика невмешательства», станет базисом для появления сильной и независимой личности, которая привыкла добиваться всего своими силами, но не способная на сострадание, чувства, сопереживания. Конечно, бывают и исключения, обусловленные характером и темпераментом малыша, но, как правило, влияние семьи очень сильно.

Наиболее продуктивным типом семейных отношений является сотрудничество, благодаря которому ребенок становится искренним, отзывчивым и трудолюбивым.

Влияние социума

Для малыша до 2 лет особое значение имеет лишь его семья и немногочисленное ближайшее окружение – друзья, няни. Однако чем старше он становится, тем с большим количеством членов общества ему приходится контактировать. Сначала это ровесники, с которыми он играет на детских площадках, потом – воспитатели и другие дети в группе. Увеличивается число правил, которым необходимо следовать.

Появляются первые друзья, которые также оказывают свое влияние на личностное развитие дошкольника. Родителям необходимо всегда быть рядом, быть готовыми помочь, не навязывая свою позицию.

Нравственное воспитание

Это важный этап, поскольку, если ребенок не будет соблюдать принятые в обществе нормы морали, то ему будет сложно выстроить отношения с другими членами социума. Следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Отношение к стране и к миру, стремление к справедливости.
  • К родине. Ребенок должен любить свою страну, но в то же время не допускать расовой неприязни.
  • Отношение к людям. Постепенно малыш осознает себя членом огромного коллектива, понимает, что должен помогать другим, но не допускать издевательства над собой.
  • Правильное отношение к труду. В любой работе необходимо соблюдать дисциплину, свои обязанности выполнять тщательно.
  • Отношения к материальным ценностям, природе. Важно беречь то, что нам досталось от предков, уважительно относится к животным и растениям, уважать чужой труд, не мусорить на улице.
  • Правильное отношение к себе. Важно воспитать в ребенке чувство собственного достоинства, но он не должен ставить себя выше других.
Читайте также:  Влияние книги на развитие ребенка дошкольного возраста

Добиться этого поможет планомерная регулярная работа, беседы, пояснение ребенку, почему нужно поступать так, а не иначе. И, конечно, от родителей требуется показывать положительный пример. В семье, где отец позволяет себе поднять руку на мать, не может быть и речи о формировании у ребенка нормального отношения к семейным ценностям.

Бывают ситуации, когда спокойный и послушный малыш начинает вести себя непривычным для него образом: дерзить, не слушаться, поступать назло. Причиной может быть его окружение в группе детского сада. Очень часто дошкольники начинают копировать манеру поведения лидера, ребенка, который является популярным у сверстников, но не всегда соблюдает нормы поведения. В этом случае важно пояснить малышу, что бездумно повторять нельзя, каждый должен развиваться по собственному пути.

Побудительная сфера

Дошкольное детство – период развития личности, ключевой и очень важный. Именно сейчас происходит становление основных мотивов, которые будут побуждать ребенка к деятельности. В чем же его специфика?

Появляются мотивы, связанные с тем, что ребенок стремится включиться во взрослую жизнь, стать более похожим на своих родителей или их друзей, жить, как они. Зачастую такие мотивы переплетаются с игрой, поэтому малыши часто развлекаются, играя в «Дочки-матери», «Магазин» и подобные.

Кроме того, выделим и такие мотивы:

  • Быть лучше ровесников, соревновательный элемент.
  • Установление и поддержание положительных отношений со взрослыми. Ребенку крайне важно, чтобы его выделили, похвалили, порадовались его достижениям.
  • Моральные мотивы – послушание, помощь окружающим, стремление как-то порадовать их.
  • Мотивы учения – приобретение знаний, умений и навыков.

Для дошкольника присуще не ждать похвалы, а прикладывать определенные усилия, чтобы ее получить. Кроме того, именно в этот период возникает иерархия мотивов, их соподчинение.

Эмоции, чувства, воля

Для формирования дошкольника как гармоничной личности важное значение имеет и развитие его эмоционально-волевой сферы, поэтому родителям следует учить малыша чувствовать. Помогут сказки, мультфильмы, по сюжетам которых следует побеседовать с малышом, выяснить его впечатления, понять, верно ли он разобрался с чувствами персонажа.

Начиная с 4 лет дети хорошо понимают проявления эмоций, знают, что какой-то их поступок вызовет недовольство взрослого, кроме того, ведется формирование и высших чувств. Родителям важно сейчас демонстрировать свою любовь, быть внимательным к малышу, это поможет создать положительный настрой. Однако и излишне баловать кроху недопустимо, в противном случае он может стать эгоистом.

Эстетическое воспитание

Огромную роль в личностном развитии играет воспитание эстетических чувств, которому важно уделить особое внимание. Необходимо научить ребенка понимать, ценить и создавать произведения искусства, прекрасное. При этом «прекрасное» не совпадает с понятие «красивое», это может быть нечто гармоничное, возвышенное, духовное.

Задачи эстетического воспитания дошкольника:

  • развитие у него способности к восприятию, то есть возможность замечать прекрасное в природе, искусстве, повседневности;
  • формирование эмоциональной оценки;
  • развитие потребности получать эстетическое наслаждение;
  • становление художественного вкуса, идеалов.

В итоге ребенок должен стать гармоничной личностью, готовой если не создавать собственные произведения, то хотя бы оценивать чужие творения.

Методы

Чтобы развивать в дошкольнике эстетические чувства, следует использовать всю совокупность методов:

  • личный пример;
  • посещение экскурсий, театра, выставок;
  • занятия в кружках и секциях художественной направленности.

Причем педагоги отмечают, что самым мощным мотиватором является личный пример. Глядя на родителей, которые наслаждаются красотами природы или произведением искусства, ребенок сам захочет это делать. Именно поэтому важно беседовать с ним, делиться впечатлениями, задавать вопросы. Не менее значим и привлекательный внешний вид членов семьи, мама и папа всегда должны быть опрятными, относиться друг к другу и к ребенку с уважением, соблюдать правила поведения.

Воспитание музыкального вкуса

Оно начинается с самого раннего детства, когда мама, укладывая малыша спать, напевала ему колыбельные. Далее необходимо приобщать ребенка к классической музыке, а при возникновении желания – научить его играть на музыкальном инструменте.

Другие направления

Развивать художественный вкус следует при помощи рисования, которое интересно большинству детей дошкольного возраста. При этом важно использовать различные техники:

  • рисовать красками (акварель, гуашь, пальчиковые);
  • мелками;
  • карандашами;
  • фломастерами.

Полезными будут лепка, бисероплетение, участие в импровизированных театральных постановках.

С раннего действа необходимо знакомиться со сказками, произведениями классической литературы, вести с ребенком беседы по содержанию прослушанного.

Важно и подходящим образом оформить комнату (или уголок) ребенка, где обязательно должны царить гармония и уют, порядок и атмосфера любви. Общение с животными – еще один фактор развития личности, поэтому по возможности желательно завести крохе кошку, собаку или хотя бы хомяка. Они научат его ответственности, доброте, отзывчивости.

Развитие личности ребенка – важнейшая задача, стоящая перед родителями, необходимо каждый день заниматься в этом направлении, не перекладывая ответственность на сотрудников ДОУ. Только в этом случае малыш станет гармоничным, целеустремленным, понимающим красоту этого мира, способным к сопереживанию и оказанию помощи, но при этом уважающим себя и знающим свои достоинства.

Источник