Условия развития взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста

“Родители являются первыми педагогами.
Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности
ребенка в раннем детском возрасте”
(Закон РФ “Об образовании” Статья 18, п.1)
Дети – самый главный, самый ценный ресурс общества. Естественная среда, где происходит воспроизводство этого ресурса, – это семья. Семья определяет то, какими будут дети, вырастающие в ней, на несколько поколений вперед.
Семья – первая школа воспитания растущего человека. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, сочувствовать, терпеть, радоваться, знакомиться с первыми предметами окружающей его жизни.
В жизни ребенка именно семье принадлежит главная, первостепенная роль в становлении его личности, социализации, так как именно в семье начинается процесс познания особенностей человеческих отношений, усваиваются понятия о добре и зле, складываются первые представления об окружающей действительности, формируются интересы, развиваются способности.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, неумения выбирать методическую литературу и практические пособия для развития дошкольников. Нередко они явно недооценивают роль своих отношений и действий в развитии ребенка, не знают, чем могут ему помочь. Но при желании всегда можно найти оптимальный для себя и своего ребенка путь развития его эмоциональной сферы, поддержки его творческого потенциала, развитие которого подчиняется закону взаимодействия ребенка и взрослого. Любая педагогическая система без семьи – полная абстракция. Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми, поэтому возникают трудности в установлении контактов с такими родителями. Воспитание детей – трудное дело, требующее от родителей не только любви к детям, но и большой ответственности, выдержки, терпения.
Многочисленные исследования убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка социальным опытом. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир.
В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” и Типовым положением о дошкольном учреждении, одна из основных задач детского сада – “Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка”, поскольку это важный и по-своему сложный аспект педагогической деятельности[1].
Ранний возраст является важным для всего последующего, умственного, эмоционального и физического развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями. Каждый день в жизни ребенка требует пристального внимания родителей, воспитателей, всех близких к нему людей. Мозг детей готов воспринимать и учиться, но без помощи ему это не под силу.
И поэтому необходимо найти союзников и единомышленников в родителях детей раннего возраста и вместе добиваться одной цели: формирования всесторонне развитой, гармоничной личности ребенка. Педагоги детского сада должны с терпением относиться к несформированной родительской компетентности вызывать у родителей доверие к детскому саду и готовность сотрудничать с ним в вопросах воспитания детей, помочь им овладеть психолого-педагогическими знаниями, умениями, при этом нужны конкретные рекомендации. Успех работы с ребенком, наряду с другими составляющими, зависит и от сотрудничества с родителями. Организация в детских дошкольных учреждениях родительских клубов являются одной из форм привлечения родителей к совместному сотрудничеству.
Цель: развитие родительской компетентности.
Задачи.
- Дать родителям представление о психологических особенностях детей раннего возраста;
- Оказать квалифицированную помощь родителям при организации совместного взаимодействия на содержательном уровне.
- Раскрыть роль семьи в решении проблем адаптации к ДОУ;
- Развитие навыков сотрудничества семьи и дошкольного учреждения.
Участники реализации программы:
Педагог-психолог, воспитатели, родители. Формирование группы происходит на добровольной основе. Занятия посещает кто-то из родителей (можно по очереди).
Количественный состав группы: 10 – 15 человек.
Периодичность занятий: цикл включает 6 занятий, продолжительность каждого от 30 минут до 1 часа. Занятия проводятся 1 раз в 1 -2 месяца.
Механизм реализации программы родительского клуба.
Программа состоит из 3 этапов.
1 этап – Диагностический этап. На данном этапе осуществляется диагностика. Проводится анкетирование родителей: “Оказание психолого-педагогической помощи ребенку в семье”, “Тест для родителей по организации жизнедеятельности ребенка”, наблюдение за ребенком “Измерение степени адаптации ребенка” (по исследованиям А.Остроуховой) [1].
2 этап – Информационный этап. Содержание воздействия на родителей представлено двумя формами работы: индивидуальной и групповой.
Индивидуальная работа осуществляется в виде бесед или частично структурированного интервью с родителями ребенка. В ходе этих бесед родителей происходит обучение приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка.
Групповая работа включает в себя проведение семинаров-практикумов, консультаций. Недостаточная грамотность родителей в вопросах педагогики и психологии приводит их к некомпетентности в воспитании своих детей, отсутствию взаимопонимания, доверия друг к другу. Данный материал поможет разобраться в особенностях развития детей, пересмотреть взгляды на воспитание.
3 этап – Аналитико-обобщающий. На данном этапе проводится контрольная диагностика по тем же методикам, что и на первом этапе.
Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими ему людьми, взрослыми. Особенности межличностных отношений, общения, форм совместной деятельности и способов ее осуществления составляют важнейший компонент развития, определяют его зону ближайшего развития.
Показатели оценки результативности работы клуба “Школа раннего развития”.
- Воспитанники легко адаптируются в условиях детского сада.
- Воспитанники и родители группы эмоциональны, психически и физически здоровы, общительны.
- Родители удовлетворены воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.
Краткое содержание программы работы родительского клуба “Школа раннего развития”
Занятие 1. “Здравствуй, детский сад!”
Цель. Ознакомление родителей с проблемой адаптации ребенка к условиям детского сада.
Задачи.
- Познакомить родителей с основными показателями изменений в поведении ребенка в период адаптации к детскому саду.
- Дать представление о педагогических целесообразных методов воздействия на малыша в период адаптации к условиям детского сада.
- Дать рекомендации ” Подготовка ребенка к посещению детского сада”.
Содержание: Понятие “адаптация”. Показатели изменений в поведении ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению (эмоциональное состояние, общение с взрослыми и сверстниками, сон, аппетит). Памятка для родителей по подготовке ребенка к дошкольному учреждению.
Занятие 2. Индивидуальная беседа “Особенности протекания адаптационного периода “
Цель. Ознакомление родителей с особенностями протекания адаптационного периода каждого ребенка к условиям детского сада.
Задачи.
- Познакомить родителей с основными показателями изменений в поведении каждого ребенка в период адаптации к детскому саду.
- По мере необходимости дать индивидуальные рекомендации по улучшению адаптации ребенка к детскому саду”.
Содержание: Знакомство родителей с картами наблюдений каждого ребенка. Индивидуальные рекомендации для родителей по улучшению адаптации ребенка к детскому саду.
Занятие 3. “Психологические особенности детей раннего возраста”
Цель: Дать родителям представление о психологических особенностях детей раннего возраста.
Задачи:
- Познакомить родителей с важнейшими изменениями в психическом развитии детей раннего возраста.
- Дать представление о ведущей деятельности раннего возраста – предметной.
- Дать рекомендации “Правила общения взрослого с ребенком раннего возраста”.
Содержание: Важнейшие изменения в психическом развитии детей – формирование мышления, развитие двигательной сферы, появление первых устойчивых качеств личности. Важная характеристика этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающими. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами: рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и их сравнение. Общение с взрослым. Представления о себе, первая самооценка детей.
Занятие 4. “Влияние развития мелкой моторики на развитие речи и мышления”
Цель: Дать родителям представление о воздействии мелкой моторики на умственное развитие
Задачи:
- Познакомить родителей о влиянии мелкой моторики на развитие речи и мышления.
- Предложить примерные пальчиковые игры и игры с мелкими предметами, как один из способов развития речи и мышления детей.
- Познакомить с приемами художественно – творческой деятельности детей.
Содержание: Теоретические основы влияние мелкой моторики на развитие речи и мышления. Пальчиковые игры как массаж и гимнастика для рук. Примерные варианты пальчиковых игр. Игры с мелкими предметами (варианты: игры с мозаикой, игры с пуговицами, с крупами, со шнуровкой, с косточками). Лепка (варианты: мячики, шарики, колечки и т.д.). Рисование с карандашами и красками (примерная тематика рисунков: дорога для зайчиков, травка, дождик, лучи для солнца, клубок для котенка, аквариум для рыбок, бусы и т.д.)
Занятие 5. “Совместные виды деятельности взрослого и ребенка”
Цель: Помочь правильно организовать совместное взаимодействие с ребенком на содержательном уровне
Задачи:
- Познакомить родителей с видами совместной деятельности с ребенком.
- Предложить примерные игры с ребенком раннего возраста
Содержание: Виды совместной деятельности: Общение (с взрослыми и детьми) – развитие речи (беседа по картинкам, “Покажи где?” “Повтори за мной”, “Кто так кричит?”, “Покажи, где большой-маленький, красный-синий”; рассматривание игрушек; пение детских песен; ролевые игры (“Семья”, “Магазин”, “Парикмахерская” и т.д.). Воспитание (Чтение книг; знакомство с окружающим миром, правилами поведения). Игровая и художественно-творческая деятельность (игры с песком, водные игры, конструирование гаража, забора, ворот, дома, башенки). Двигательная активность детей (игры в прятки, игры в мяч).
Занятие 6. “Организация игрового уголка для ребенка в условиях семьи”
Цель. Оказание помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей с учетом их возраста и интересов.
Задачи.
- Познакомить родителей о роли игрушек во всестороннем развитии ребенка
- Познакомить родителей с видами игрового оборудования.
Содержание: Качества игрового оборудования для всестороннего развития ребенка: полифункциональность; дидактическая ценность (возможность использования в качестве средства обучения детей); эстетическая направленность; соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребенка. Игрушки и материалы для
различных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной. Например: сюжетные игры и игрушки: игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей); игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы); различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков); игры с правилами: мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т.п. – на физическую компетенцию; детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т.п. – на умственную компетенцию; пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные
игрушки, головоломки и др.; настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению (разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов); мячи, обруч, скакалку, кольцеброс – для развития быстроты двигательных реакций; набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и др. для развития координации и ловкости; различные массажеры, мелкие предметы (палочки, шарики для захвата пальцами ног) – для укрепления стопы и профилактики плоскостопия.
Список литературы
1.Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощь занимающимся воспитанием детей 2-3 лет.- М.: АРКТИ, 2005.
Источник
2.2. Условия, необходимые для развития взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста
Родители составляют первую общественную среду ребенка [18]. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. В современном обществе смена идеологических ориентиров или их отсутствие создают дополнительные трудности, с которыми приходятся сталкиваться современным родителям. Поэтому часто наблюдается искажение детско-родительских отношений либо в сторону тревожности и гиперопеки либо отстраненности от ребенка, переложение воспитательных функций на образовательные учреждения, развивающие центры, рост социального сиротства.
Ситуация родительства осложняется еще и тем, что ребенок растет и развивается, а с возрастом меняются его потребности и степень зависимости от родителей. Поэтому на каждом возрастном этапе родитель должен подстраиваться под особенности возраста. При выстраивании отношений с ребенком раннего возраста, необходимо учитывать следующие потребности ребенка: в любви и принятии, в насыщенной предметной среде, во взаимодействии со взрослым. Следовательно, модель взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста выглядит следующим образом:
1. безусловное принятие ребенка
2. совместность действий
3. ответственность за воспитание и развитие ребенка родитель берет на себя, а не перекладывает на педагога или других специалистов (воспитателей, врачей, учителей, психологов)
Исходя из описанных выше обстоятельств, возникает необходимость специальной организации обучения родителей, создания условий для развития их отношения к детям, которое будет способствовать не только созданию психологического комфорта в семье, но и развитию ребенка.
Условия:
1. взаимодействие родителей и специалиста,
2. организация совместных действий родителя и ребенка,
3. создание развивающей среды
Опишем каждое из условий подробнее.
Взаимодействие родителей и специалиста
– проведения семинара – тренинга для родителей
Для гармоничного воспитания ребенка, родителям необходимо знать особенности ребенка, задачи развития на данном возрастном этапе. На семинаре будут обсуждаться особенности и задачи развития ребенка раннего возраста. Также на тренинге будут применяться полученные знания, отрабатываться навыки эффективного взаимодействия.
– консультирование родителей по возникающим вопросам, помощь в преодолении трудностей, разрешении конфликтов.
Часто родителям не хватает педагогических, психологических знаний для разрешения возникающих в процессе воспитания сложностей. Тогда требуется консультация специалиста. На групповых занятиях родитель может получить такую консультацию. Преимущество такой работы заключаются в следующем: во-первых, родитель знаком со специалистом, доверяет ему, а специалист, в свою очередь, знает ребенка, особенности семьи;
во-вторых – родитель получает консультацию по мере возникновения трудности (не нужно ждать записи на консультацию), тут же на занятии может опробовать полученные рекомендации, вместе со специалистом подобрать необходимую тактику поведения;
в-третьих – у других родителей появляется возможность услышать рекомендации по вопросам воспитания ребенка, поделиться опытом.
Организация совместных действий родителя и ребенка
Определяющим построение всей нашей работы с родителями является то, что на занятиях родители находятся вместе с детьми. Они вместе выполняют задания, играют, родители видят успехи ребенка, радуются вместе с ним. Основная идея на группе – это идея совместности. Мы стараемся минимизировать как директивную, так и отстраненную позицию взрослого, родитель становится партнером ребенка. Именно в ситуации взаимодействия, родитель осваивает тактики эффективного взаимодействия с ребенком.
Эта ситуация создается по средствам совместных игр, занятий, ориентации родителей на важность совместных действий с ребенком (структура занятий см. Приложение 6).
На группе родитель – не посетитель, а активный участник. Родитель – партнер, играет важную роль в проведении занятий, так как родители, лучше знают особенности собственного ребенка, именно на родителей направлено большинство воздействий педагога. На занятии родитель рядом с ребенком, помогает ему выполнить задания, играет с ним. Родители участвуют в планировании занятий – могут предложить идеи для проведения занятий, ведущий прислушивается к мнениям родителей.
Создание развивающей среды. В создании среды мы опираемся на принципы М. Монтессори [25] принципы организации среды:
1. безопасность – из помещения убираются опасные предметы – острые, бьющиеся, тяжелые; углы закрываются. Это способствует большей самостоятельности ребенка, освобождает родителей от необходимости контролировать каждое действие ребенка.
2.доступность – используемые игровые средства должны располагаться так, чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ребенку чувствовать себя самостоятельным,, позволяет проявлять интерес.
3. постоянство – оборудование, игрушки лежат на одних и тех же местах, ребенок всегда знает, где находятся те или иные предметы, при желании может ими воспользоваться, также это приучает ребенка к порядку.
4. свобода выбора – на занятии есть четкая структура, которой должны придерживаться все дети. Но если ребенку хочется делать что-то другое, и это не отвлекает внимание других детей, он вправе это делать. Во время свободной игры, ребенок сам выбирает игрушки, а родитель следует за его интересом.
5. насыщенность – необходимо наличие оборудования для двигательной активности ребенка (горка, батут, труба, мягкие модули и лабиринты), материалов для продуктивной деятельности (краски, пластилин, тесто, оборудование для игры с песком/ водой и т.д.), игрушки (активные центры, куклы, наборы животных, кнопочные и музыкальные игрушки, дидактический материал (картинки, если есть возможность, Монтессори-материал), материалы для совместных игр (мыльные пузыри, обручи, мячи, платки). Каждая группа игровых средств становится доступной для детей во время занятий с ними. Игровые средства должны быть привлекательными для ребенка, соответствующими его возможностям.
Глава 3 Анализ влияния выделенных условий на развитие взаимодействия родителя и ребенка
3.1. Материал и методы исследования
Объектом исследования выступает взаимодействие родителей и ребенка раннего возраста
Предметом исследования являются условия, способствующие развитию взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой создание таких условий как:
1. взаимодействие родителей и специалиста,
2. организация совместной деятельности,
3. создание развивающей среды,
способствует развитию взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста.
Для проверки гипотезы нам было необходимо провести опытно-экспериментальную работу.
База исследования:
На базе РОО «Красноярский центр лечебной педагогики» проводились групповые занятия для семей, имеющих детей раннего возраста. Занятия строились на основе представленной программы. В качестве экспериментальной группы выступили 20 семей, имеющих детей от 1,5 до 2 лет. 10 семей посещают групповые занятия более 1 года, 10 семей – более 6 месяцев.
Этапы исследования:
– Констатирующий этап – первый диагностический срез необходим для диагностики взаимодействия родителей и ребенка, планирования дальнейшей работы с данной семьей
– Формирующий этап – проведение групповых занятий – направлен на создание выделенных условий, развитие взаимодействия родителей и ребенка
– Итоговый срез – направлен на диагностику изменений во взаимодействии родителей и ребенка, оценку эффективности проведенной работы по полученным результатам.
Методики исследования
Оценка взаимодействия родителя и ребенка проводилась двумя методами – опрос и наблюдение, что позволило получить более достоверные данные.
В начале посещения групповых занятий всем родителям было предложено заполнить опросник взаимодействия родителей и ребенка (ВРР), так как именно эта методика позволяет оценить взаимодействие родителя и ребенка со стороны родителя по нескольким шкалам (см. Приложение 3).
Для оценки изменения поведения родителей по отношению к ребенку было проведено невключенное стандартизированное наблюдение «Протокол обследования поведения родителей». Первый срез проводился в начале посещения семьей занятий, итоговый – для 10 семей после 6 месяцев посещения, у 10 семей – после 1 года. Наблюдение было выбрано, потому что именно этот метод позволяет специалисту оценить реальное взаимодействие родителей и ребенка, не изменяя естественных условий его протекания. (Приложение 4).
Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 101519
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 4
… предоставлен отчет о составленном нами для родителей плане занятий с детьми раннего возраста. 2.2 План (проект) для родителей по семейному (домашнему) развитию ребенка раннего возраста Перед тем как начать разработку плана занятий нами был проведен опрос среди родителей детей раннего возраста на сайте www.my.mail.ru, в сообществах «МАМА+ПАПА+ДИТЯ» и «БЕБИ.РУ – БЫТЬ ХОРОШЕЙ МАМОЙ». Тема опроса …
… уровень развития. Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведения формирующего этапа эксперимента в соответствии с предложенной гипотезой. 2.2 Реализация педагогических условий развития детей раннего возраста В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек экспериментальной группы. На формирующем этапе эксперимента мы попытались реализовать условия, …
… интен- сивно и становится речевым. Общение, связанное предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность. По Д. Б. Эльконину, развитие ребенка в раннем детстве имплицитно содержит в себе распад этой ситуации. Совместное действие уже потому, что оно предметно, содержит в себе свою гибель. И. А. Соколянский и Д. И. …
… в них именно те стороны, которые важны для решения конкретной задачи. Конечно, эти действия лишь намечаются и являются предпосылкой обобщенности мышления. Таким образом, особенностью развития мышления в раннем детстве является то, что разные его стороны – развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, формирование обобщений, с одной стороны, и усвоение знаковой функции сознания – …
Источник