Условия развития воображения ребенка старшего дошкольного возраста
Особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте.
Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии.
Воображение старших дошкольников входе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность, имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может проходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение.
Воображение ребёнка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта. Все образы создаваемые воображением основаны на впечатлениях реальной жизни.
«Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и приемов».
Для детей младшего дошкольного возраста характерно репродуктивное воображение (механическое воспроизведение действительности), которое в старшем дошкольном возрасте постепенно начинает набирать творческие составляющие. Формирование воображения у дошкольников протекает в тесной взаимосвязи с формированием и развитием мышления. Постепенно деятельность дошкольников начинает приобретать осознанный и целенаправленный характер. Главным и ведущим видом деятельности для развития творческого воображения и прочих познавательных процессов у старших дошкольников становится игровая деятельность. При отсутствии правильной воспитательной работы развитие воображения сильно задерживается.
Воображение старших дошкольников можно разделить на две категории: познавательное и аффективное.
Аффективное воображение развивается в результате осознания своего собственного «Я».
Основная задача познавательного воображения воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления. Воображение способствует умственной концентрации, повышает интенсивность внимания.
По Л.С. Выготскому, воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни.
В дошкольный период наряду с развитием непроизвольного воображения появляется качественно новый тип воображения – произвольное воображение. Появление и дальнейшее развитие целенаправленного воображения в этом возрасте психологически связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребенка с окружающими, в первую очередь со взрослыми.
Вначале образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослых в сюжетно ролевой игре. «Игра ребенка, – пишет Л.С. Выготский, – не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».
Д.Б. Эльконин указывает, что игра детей – дошкольников, особенно если она осуществляется при умелом руководстве взрослых, способствует развитию у них творческого воображения, позволяющего им придумывать, а затем и реализовывать замыслы и планы коллективных и индивидуальных действий. Несколько позже произвольное воображение проявляется и в других видах деятельности, требующих предварительного планирования (рисование, лепка, конструирование, труд и др.).
Л.С. Выготский отмечает, что мощный шаг в развитии воображения совершается в связи с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда идут к недоразвитию воображения ребенка. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает возможность представить себе тот или иной предмет, который он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. С возрастом в игровых сюжетах все большее место отводится речи, и все меньшее время занимает действие. Воображение все больше отделяется от действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя речь еще не сложилась, ребенку необходим партнер, который выступает в роли слушателя. Этот партнер может не вмешиваться в игру, но он все – таки нужен как опора образа. Ребенок сам рассказывает содержание игры и произносит реплики, как своего, так и чужого персонажа.
Т.А. Репина указывает на то, что целенаправленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов возрастают от младшего к старшему дошкольному возрасту. Это, в частности, находит выражение и в увеличении продолжительности игры на одну тему, большей устойчивости ролей, в более детальном предварительном планировании ее хода.
Важную роль в воображении ребенка играет внешняя опора. На первых этапах, в период своего зарождения, воображение дошкольника практически неотделимо от реальных действий с воспринимаемым им игровым материалом. Сам процесс воображения ребенка в ролевой игре определяется характером игрушек, наличием атрибутов роли.
Наиболее значимо сходство предметов – заместителей с заменяемыми предметами в играх детей младшего и среднего дошкольного возраста. У старших дошкольников уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала, их воображение уже может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Особенно легко (как показало исследование Т.А. Репиной) развертывается игра у старших дошкольников, когда в качестве игрового материала они используют природный материал (шишки, камешки, листья, палки).
К числу наиболее доступных для дошкольников приемов преобразования действительности относится смещение величин, которое доводится детьми до одной из противоположностей. Вообще преувеличения (гиперболы) широко используются ими для создания резких противоположностей, легкодоступных примитивному пониманию.
Так, например, в сказках, созданных дошкольниками, герои – либо чудо добродетели, либо чудовища и злодеи и т.п. Новые образы создает ребенок, приписывая предметам несвойственные им качества (часто антропоморфические), наделяя их способностью к превращению (в другой предмет, состояние и т.п.).
Нельзя не обратить внимание на высокий уровень эмоциональной окрашенности образов детского воображения. Особенно заметно эмоциональность детского воображения проявляется в творческих играх. Дети стремятся к привлекательным (с их точки зрения), эмоционально насыщенным ролям (поэтому может оказаться не занятой роль начальника гаража и не хватит машин для желающих быть шоферами и т.п.). Огромное значение игры в психическом развитии ребенка в значительной степени объясняется тем, что чувства, испытываемые играющим ребенком, настоящие.
Л.С. Выготский считает, что «отлет же от действительности» детского фантазирования заключается главным образом в том, что ребенок не знает основных закономерностей объективной действительности, не учитывает их и потому легко нарушает жизненную реальность. И видимое богатство детской фантазии является в действительности скорее проявлением слабости критической мысли ребенка, чем силы его воображения.
Воображение ребенка развивается в процессе его жизни под влиянием условий жизни и воспитания. Его развитие предполагает накопление опыта и выработку умения мысленно объединить образы в новые сочетания.
Таким образом, особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что в дошкольном возрасте воображение еще очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссоздающим, а с другой стороны – непроизвольным характером. Воображение в старшем дошкольном возрасте становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов; воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию.
В воображении же дошкольника большую роль начинает играть общий замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия. Воображение старшего дошкольника приобретает черты некоторой целенаправленности, известной произвольности. Все эти изменения в детском воображении возникают, конечно, не сразу. Воображение проходит в своем развитии ряд качественно своеобразных ступеней на протяжении дошкольного детства.
Источник
В статье рассматриваются особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Автор перечисляет методы обучения, способствующие формированию творческого воображения, а также выделяет психолого-педагогические условия его эффективного развития.
Ключевые слова: творческое воображение, старшие дошкольники, возрастные психологические особенности развития, психолого-педагогические условия
В современном обществе, претерпевающем серьезные изменения во всех его сферах, требуется самостоятельная творческая личность, обладающая системными знаниями и способная применять эти знания в практической деятельности. Решение глобальных проблем современности и разработка высоких информационных технологий возможны при наличии определенных творческих способностей и стиля мышления, выводящего человека на осознание новых связей между объектами и обеспечивающего создание нового в духовной или материальной сфере. Формирование творческой личности – одна из важнейших педагогических задач на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, ведь способность к творчеству является специфической особенностью человека, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. В дошкольном возрасте эту задачу возможно решить через развитие у детей творческого воображения. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для обеспечения успешности развития воображения детей необходимо создать в условиях детского сада художественно‐эстетическую психологически комфортную образовательную среду, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями [4].
Процесс воображения является предметом многих психолого-педагогических исследований в отечественной и зарубежной науке.Ученые рассматривали психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей и отмечали как различные виды детской деятельности влияют на развитие творческого потенциала ребенка. Психология искусства представлена работами А. Н. Леонтьева, А.Я Пономарева, С. Л. Рубинштейна; исследования по совершенствованию педагогического процесса проведены Ю. К. Бабанским, Н. Ф. Талызиной, М. М. Поташником, В. А. Сластениным, В. А. Черкасовым; проблема развития детского воображения нашла отражение также в исследованиях отечественных психологов и педагогов, таких как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко.
В работе «Воображение и его развитие в детском возрасте» Л. С. Выготский говорил о творческой деятельности как о «деятельности, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувств, живущим обнаруживающимся только в самом человеке. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее». [1, c.120].
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать следующее определение «творческое воображение» – это воображение, в ходе которого, человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Наиболее активно процесс воображения происходит в дошкольном возрасте и оказывает влияние на психическое развитие детей.
Воображение играет в жизни ребенка главную роль. Работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и планы их реализации. В первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, т. е. там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов в воображаемых ситуациях.
Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемые в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию. В старшем дошкольном возрасте воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. Воображение, как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребенок начинает контролировать и определять характер своего воображения – воссоздающего или творческого.
Согласно периодизации психического развития, предложенной Л. С. Выготским, воображение является центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста. Воображение возникает как самостоятельная психическая функция в начале дошкольного периода развития. По мере взросления ребенок овладевает различными видами воображения и учатся произвольно им пользоваться. [1, c.114].
Процесс воображения включает навык сопоставления, выявление важных свойств объекта, мысленное достраивание объекта, воплощение слов в художественный образ, преобразование объекта различными приемами. В таком контексте развитие воображения является основой для совершенствования творческих способностей ребенка, в том числе важнейшей характеристикой и условием развития детей дошкольного возраста. В отличие от творческого воображения взрослого, фантазия ребенка не является частью процесса создания новых, социально значимых общественных продуктов труда, но активно участвует в развитии операций воображения, в создании предпосылок для «взрослого» творчества в будущем. Как показывает практика, дети с развитым воображением сохраняют творческий подход к решению любых задач, у них больше шансов занять лидирующие позиции в социуме. Старший дошкольный возраст сензитивен для развития воображения. Дети в процессе воображения осваивают алгоритм преодоления стереотипов, установленных рамок реального: чем сильнее развита их фантазия, тем смелее их мечты, тем интереснее задумки и результаты деятельности. Творческое воображение старших дошкольников отличается подвижностью образов, вариативностью решения заданной темы, индивидуально-оригинальным подходом. И всегда творчество детей сопровождается положительными эмоциями, благодаря чему «обладает большой притягательной силой» для дошкольников. Для развития воображения большие возможности имеет изобразительное искусство. Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии творческого воображения детей. Процесс рисования помогает лучше понять ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы ребенка. Процесс развития воображения должен осуществляться с учетом следующих принципов построения занятий: идти от простого к сложному; обеспечить дозированный дефицит информации; осуществить интеграцию образовательных областей; применить комплексно‐тематический подход; использовать соотношение известного и неизвестного на оптимальном уровне.
Анализ практических работ и диссертационных исследований позволил выделить ряд условий, способствующих эффективному развитию творческого воображения детей:
‒ проведение оперативной диагностики для получение первичной информации об индивидуальном развитии личности каждого ребёнка, их жизненном опыте. Воспитатель, обладающий готовностью к проектированию психологически безопасной образовательной среды способен диагностировать количественные и качественные изменения в когнитивном и личностном развитии ребенка. [2, c.30];
‒ работа с детьми должна выступать в форме целостной системы и предполагать педагогическую поддержку увлеченности детей, их потребности в самоутверждении;
‒ творческая переработка прошлого опыта ребенка, который рождает новые фантазии. Чем обширнее знания и опыт ребенка, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения;
‒ полноценное эмоциональное общение детей со взрослыми. Эмоция собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения;
‒ использование игровых методов на занятиях по развитию творческого воображения, так как в игре дети раскрепощаются, чувствуют родную стихию, и это способствует полету фантазии, обучение приемам фантазирования;
‒ использование нетрадиционных методов работы с детьми: кляксография, монотипия, рисование нитями, рисование углем и др. Данные техники способствуют развитию творческого воображения, притягивают своей непредсказуемостью и индивидуальностью результата, доступностью, увлекательностью. Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками позволяют использовать многообразие способов и средств рисования, способствуют проявлению индивидуальности ребенка, вызывают положительные эмоции, прививают любовь к изобразительному искусству, а также непринужденно развивают мелкую моторику рук.
‒ создание комфортной и психологически безопасной среды. Ребенок должен стать соучастником творческой деятельности, при этом необходимо поддерживать его неповторимую индивидуальность, личностную активность, ориентировать на успех. Необходимо обеспечить условия, способствующие свободной самореализации каждого ребёнка в разных видах деятельности, развитию его самооценки. При этом характер взаимодействия с детьми и организация общения должна осуществляться в форме диалога и иметь доверительный характер [3, c.26].
В заключении хотелось бы отметить, что у человека врожденны не сами способности, а способности к их развитию. Таким образом, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей, оказывать ему помощь в индивидуальном и творческом росте, обеспечивать атмосферу психологического комфорта.
Литература:
- Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии 1972. № 2. С. 114-123.
- Ежкова Н. С., Трухина Н. М. Проблема развития творческого воображения дошкольников // сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции «Современная психология: методология, парадигмы, теории»: 25 марта 2016 г. Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2016. – 71 c.
- Основы проектирования психологически безопасной образовательной среды в современной школе: учеб. пособие / И. Л. Федотенко, А. В. Сергеева, Т. В. Губарева, Д. В. Малий; Под ред. И. Л. Федотенко. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2013. – 132 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета – Федеральный выпуск № 6241 (265). Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 12.12.2016г.).
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, творческое воображение, процесс воображения, развитие воображения, воображение, развитие, старший дошкольный возраст, творческая деятельность, творческое воображение детей.
Источник