Условия развития речи ребенка раннего возраста

Условия для развития речи детей раннего возраста.

Важным и основным компонентом речевой среды является живая речь взрослого.

С ребенком необходимо постоянно разговаривать: в ходе режимных моментов (одевание, раздевание, умывание, принятие пищи, прогулка, подготовка ко сну), различных бытовых ситуациях (раскладывание игрушек по местам), во время игры, чтения книг. Надо разговаривать с детьми в течение дня о том, что они видят и делают, готовя к следующему виду деятельности, воспитатель объясняет, что предстоит делать. Обсуждая с малышами события дня, взрослый побуждает их к высказываниям, задает вопросы. Но не требуйте от малыша немедленного ответа. Если ребенок не ответит после паузы, ответьте на вопрос сами.

Совершая ежедневные процедуры, воспитатель комментирует свои действия, использует в речи подходящие присказки, стишки, напевает песенки. Следовательно, воспитатель просто обязан знать наизусть великое множество различных потешек, прибауток, присказок. Он сопровождает речью все повседневные дела в группе: уход за растениями, накрывание на стол и пр.

Постоянный комментарий происходящего вокруг со временем даст свои плоды. Помогая воспитателю, наблюдая за его действиями, дети узнают новые слова, учатся воспринимать речь, действовать по инструкции взрослого.

Так как речевой навык формируется у ребенка в процессе подражания необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной. Кроме того, ребенок копирует взрослых силу голоса, темп и ритм речи, интонационную насыщенность, в целом манеру говорить.

Итак, окружающая малыша устная речь должна соответствовать правилам русского языка. Это касается звукопроизношения, употребления ударения, правильного смыслового употребления слов и словосочетаний и других сторон речи.

Учитывая все вышесказанное, необходимо следить за тем, чтобы речь взрослых, окружающих ребенка была простой, с четкой артикуляцией, без речевых нарушений.

В связи с этим к речи воспитателя в повседневном общении с детьми предъявляются определенные требования. Она должна быть:

– по возможности чаще адресована каждому ребенку. Этим обеспечивается привлечение внимания малышка к речи взрослого и готовность ответить на нее;

– эмоционально окрашенной. Эмоциональное содержание, выраженное определенным тоном, маленькому ребенку часто более понятно, чем смысл слов;

– правильной, отчетливой, неспешной;

– понятной ребенку по содержанию, касаться интересных для него тем, что обеспечивает вовлеченность ребенка в речевой контакт со взрослым и его активность в этом процессе;

– более сложной, чем речь ребенка по структуре и форме фраз, так и по лексической новизне; взрослый должен давать ребенку более сложные образы, чем те, которыми он уже владеет.

Существенное значение для развития речи ребенка имеет речевое общение со сверстниками. Поэтому воспитатель стимулирует малышей обращаться друг к другу с вопросами, просьбами, предложениями. Постепенно уровень речевого развития ребенка усложняется. У ребенка появляются новые речевые навыки, расширяется спектр его возможностей. Для того, чтобы в полной мере использовать новые возможности малыша, необходимо в соответствии с ними менять уровень требования к его речи.

Часто такое усложнение и расширение речевого общения происходит само собой: ребенок растет и меняется стиль общения с ним. Соответственно, меняется и уровень сложности речевого общения, требования к речи ребенка повышаются. Однако следует помнить о том, что уровень требования должен соответствовать уровню развития ребенка, вредно как завышать требования, так  занижать их.

Важным компонентом речевой среды являются специальные речевые игры и упражнения, которые целенаправленно создают условия для развития у детей разных сторон речи и способствуют ускорению речевого развития малыша. Игра является наиболее эффективным методом обучения детей раннего возраста. Игры и упражнения, занятия на речевое развитие включает:

 – потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки, звукоподражательные и др.;

– чтение и рассказывание сказок, стихов, историй, пересказывание их детьми;

– рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;

– демонстрацию диафильмов;

– игры-занятия с предметными и сюжетными картинами;

– игры, направленные на развитие детской моторики.

Все эти игры и занятия способствуют развитию речи у детей, и в то же время, каждый их вид вносит в этот процесс специфический вклад.

Игры-потешки и хороводные  полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да» и т.д.). Важно, что в ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. Все это облегчает малышу понимание и подражание речи. По мере овладения ребенком речью он начинает самостоятельно играть в эти игры, руководствуясь собственной словесной «инструкции»

В звукоподражательных играх развиваются грамматический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Этому же способствуют и речевые игры, побуждающие малышей к словотворчеству, рифмованию. Они также очень полезны для развития чувствительности к родному языку, овладению его фонематическим и грамматическим строем.

Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи, что создает условия для развития планирующей и регулирующей функции речи.

Чрезвычайно полезно для развития речи совместное чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов.

Следует подчеркнуть, что совместное восприятие диафильмов значительно полезнее для речевого развития, чем просмотр мультфильмов. «Экранная» речь плохо воспринимается маленькими детьми, а быстро мелькающие изображения не позволяют сосредоточиться на происходящем. Диафильмы же позволяют регулировать темп восприятия, возвращаться к предыдущей картинке. Воспитатель читает детям, показывает картинки, задает вопросы, при затруднениях сам называет предметы, персонажей, их действия, побуждает малышей воспроизводить речевые образцы.

Особое место в работе по развитию речи принадлежит занятиям и играм с предметными и сюжетными картинками.  Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше. Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определенные словесные обозначения – названия. Рассматривая изображения, узнавая в них знакомые предметы, дети называют и то, что не дано им в непосредственном восприятии, но хранится в их памяти. Это свойство картинок особенно важно для развития речи ребенка раннего возраста. Оно способствует постепенному освобождению слова от привязанности к конкретному объекту. Рассматривание картинок, называние не только того, что на них изображено, но и отсутствует, становится ступенькой в возникновении и постепенном развитии у детей способности оперировать словесным материалом без опоры на наглядность: слушать рассказываемые взрослым сказки, а позже и самим их пересказывать.

Читайте также:  Развитие ребенка метро коломенская

В педагогическом процессе можно использовать разнообразные тематические наборы картинок (посуда, одежда, овощи, животные и т.п.); сюжетные картинки с изображением действий («кошка пьет молоко», «девочка одевается» и др.) и их последовательности (например, иллюстрации к сказкам).

В играх с картинками дети могут не только называть изображенные на них предметы и действия, но и подбирать их по словесной инструкции, развернуто отвечать на вопросы. К играм с картинками относятся также различного рода лото, домино и простые сюжетные игры с использованием картинок – заменителей реальных предметов (игры в «магазине», «зоопарк», «лечение» куклы и др.).

Таким образом, игры с картинками способствуют расширению словарного запаса, формируют обобщенное значение слов, развивают грамматический строй речи, стимулируют активное ее использование. Картинки играют важную роль и в формировании у детей способности оперировать образами, вызванными  словом.

Для развития умение слушать и понимать содержание словесного текста, способности его пересказывать можно использовать рассказы без сопровождения иллюстрациями. Это открывает для ребенка возможность выхода за рамки наглядной ситуации, способствует формированию вербального общения и мышления, стимулирует его к использованию в речи сложноподчиненных предложений, слов, обозначающих свойства объектов и их действия, объяснению причинно-следственных связей.

Очень полезно для речевого развития детей отгадывание и совместное придумывание загадок. В играх в загадки дети учатся узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на их зрительное восприятие. Например, можно расположить  на столике несколько игрушек (или предметных картинок) и предложить ребенку найти одну из них по ее словесному описанию. Более старшие дети могут отгадывать простые загадки и без опоры на зрительное восприятие.

Особое место в играх, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнение кистей и пальцев рук способствует развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центра мозга, ведающего в том числе, и развитием мелкой моторики. Мелкая моторика – залог дальнейшего речевого развития (ладонь – рот, пальчики – язык). Две самые подвижные области (язык и пальцы).

Источник

Ирина Гребенькова
Развитие речи детей раннего возраста

СЕМИНАР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (часть 1).

Тема: «Развитие речи детей раннего возраста вне занятий» (2) (продолжение).

План:

1. Педагогические приёмы развития речи детей.

2. Условия успешного развития речи детей раннего возраста.

1. Педагогические приёмы развития речи детей.

Осуществляя руководство развитием речи детей, воспитатель должен хорошо владеть соответствующими методами и приёмами. Так как мы развиваем у детей понимаемую и активную речь, то и приёмы и методы работы при решении этих задач различны.

Методы и приёмы активизации речи детей:

1. Разучивание слов по типу подражания с голоса, без показа предметов (у детей проявляется сильная слуховая ориентировка).

2. «Разговор» с ребёнком в доступной для него форме (повторения слов, ответов на вопросы, подговаривания – заканчивания народных прибауток, потешек).

Если взрослый добивается, чтобы ребёнок повторил за ним слово, тон его должен быть ласковым, но спокойным, деловым, а не чрезмерно эмоционально приподнятым. Только настойчивым повторением поручения можно добиться от ребёнка, чтобы он сосредоточил внимание на лице взрослого, прислушался и ответил. Но разумеется, что грубой тренировки, принуждения здесь ни в коем случае не должно быть. Следует воспитывать у детей потребность говорить, постоянно создавать ситуации, при которых ребёнок вынужден произносить слова и фразы: нужно что-то попросить у взрослого, на словах передать его поручение.

3. Непринуждённая форма организации детей (экскурсии, наблюдения).

4. Внезапное появление и исчезновение предмета, внезапная смена действий (занятия – «сюрпризы»).

5. Элементы неожиданности в сюжетных показах, инсценировках.

Внезапно появляющийся предмет вызывает у детей яркую ориентировочную реакцию, что служит благоприятным фоном для развития речи, особенно её понимания. Но при слишком частом использовании принципов новизны и быстром введении новых предметов, возникают ошибки, примитивное обобщение внешне несходных предметов исключительно по признаку новизны и ухудшается узнавание уже известных ребёнку предметов. Широко используя указанные приёмы, необходимо помнить, что диапазон их действия неширок, кроме того их нельзя с одинаковым успехом использовать во всех занятиях. Наряду с правильными ответами они вызывают много примитивных.

6. Договаривание детьми слов.

7. Повторение одного и того же задания несколько раз.

8. Включение наряду с новыми словами – названиями предметов – слов, жизненно необходимых, как называет их В. А. Петрова (дай, на, упал, иди и др.). Дополнительная тренировка в произношении этих слов в жизненных ситуациях обеспечивает активное использование их во время занятий. Правильный ответ на знакомый вопрос доставит радость ребёнку и придаст уверенность в своих силах (даже при недостаточном уровне развития речи и способности к подражанию).

Читайте также:  Шушенский центр развития ребенка

9. Вопросы (могут быть простыми: кто? что, и в более сложной форме: во что одет? кому и что шьёт? зачем? когда? как?

Вопросы необходимо задавать не только о действиях, совершающихся в данный момент, но и о том, что было ранее и о том что будет – это помогает усвоить взаимосвязь и последовательность действий. Устанавливают причинно-следственные связи.

10. Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи.

Например, дети объясняют, кто как подаёт голос (квакает, крякает, что можно делать ножницами, кисточкой; угадывают, что изменилось (катя спряталась за домик, убежал далеко и т. д.) при проведении подобных упражнений используются разнообразные картинки, предметы, игрушки.

11. Сочетание показа и объяснений воспитателя с игрой детей.

Играя с предметом, который в показе-инсценировке использовал взрослый, ребёнок употребляет слова и фразы, которые слышал от взрослого.

12. Поручения, требующие от ребёнка развёрнутого высказывания (Анна Ивановна, достаньте, пожалуйста матрёшку. Сам я не могу – высоко стоит». Женя, скажи Кате: «Катенька, я принёс тебе интересную книжку»).

13. Показ с называнием, образец слова и построения фразы.

14. Упражнения в назывании, побуждение к произнесению слова и выполнению действия. («Что тебе дать? Скажи.» «Где ты взял мишку? Покажи».)

15. Использование потешек, коротких стихов.

Приёмы обогащения и уточнения словаря:

1. Показ с называнием (вместе с ребёнком рассмотреть предмет, сообщить название, обследовать).

2. Многократное повторение нового слова (Это помидор. Что это? – помидор. У меня в правой руке…помидор, и в левой руке тоже…помидор).

3. Объяснение происхождения слова (Лягушка-квакушка. Почему квакушка) и назначения предмета.

4. Поручение, предлагающее ответ действием (найди, принеси, дай, сделай).

Чем разнообразнее приёмы при проведении игр, тем эффективнее будет их воздействие на детей.

5. Использование нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами.

6. Обследование предметов и игрушек вместе с ребёнком, его рукой. (Мяч – большой и маленький, кошка – пушистая и т. д.)

Чем разнообразнее приёмы при проведении игр, тем эффективнее будет их воздействие на детей.

2. Условия успешного развития речи.

Для своевременного и полноценного развития речи детей раннего возраста в детском саду необходимо создавать специальные психолого-педагогические условия:

-необходимо обеспечить достаточное разнообразие внешней среды,

– давать возможность ребёнку разнообразно действовать,

– развивать его движения,

– и наряду с этим создавать наиболее благоприятные условия для лучшего восприятия, учить ребёнка хорошо видеть, слышать, дифференцировать предметы и устанавливать между ними связи.

Далеко не обязателен показ всё новых и новых предметов. Наибольшее значение имеет установление у детей более разнообразных связей со знакомыми предметами.

Ошибки педагогов, отрицательно влияющие на развитие речи детей раннего возраста:

а). Шаблонная стереотипная речь. Установление стереотипной связи какого-либо действия ребёнка всегда только со стереотипным сочетанием определённых слов не способствует ни поднятию эмоционального тонуса ребёнка, ни развитию его речи.

б). Однообразие, стереотипность условий жизни детей мало способствует развитию их речи. Новое появление даже ранее хорошо знакомых предметов на фоне обычной ситуации в группе, их новое сочетание, показ новых действий с ними вносит необходимое разнообразие в жизнь детей, повышает интерес к окружающему, вызывает новые поводы обращения ко взрослому, тем самым способствует развитию речи детей.

в). Не индивидуальное, а групповое обращение. Общение с детьми первых двух лет жизни должно быть преимущественно индивидуальным. Даже при проведении групповых игр, занятий следует по возможности чаще обращаться к каждому ребёнку в отдельности. Индивидуально адресованная речь привлекает большее внимание ребёнка, повышает эмоциональное значение слова и способствует поэтому его активной речевой реакции.

г). Нерасчленённость конкретных задач при проведении занятий по развитию речи.

д). Несвоевременное изменение методических приёмов, несоответствие этих приёмов уровню развития речи детей.

е). Игнорирование обращения ребёнка или реакция типа: «Я не понимаю, что ты хочешь» недопустимы. Это ведёт к разрушению ещё не окрепшей потребности в общении и не находит своего дальнейшего развития.

Источник

Татьяна Самсонкина
Речевое развитие детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС 

Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется по-степенно, вместе с развитием ребенка.

Из целевых ориентиров по ФГОС ДО:

«Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребёнка складываются предпосылки грамотности»

Основной целью речевого развития является: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития в соответствии ФГОС ДО:

1. Овладение речью как средством общения.

2. Обогащение активного словаря.

3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

4. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

5. Развитие речевого творчества.

6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

7. Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Принципы речевого развития детей

1. Принцип взаимодействия сенсорного, умственного и речевого развития

2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи

3. Принцип развития языкового чутья

4. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка

5. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи

6. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности

7. Принцип обеспечения активной языковой практики

Основными направлениями работы с детьми по развитию речи являются:

Читайте также:  Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста

1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятия звуков род-ной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя речи (морфология, синтаксис, словообразование).

4. Развитие связной речи (диалогической, монологической).

5. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

6. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (звук, слово)

Методы развития речи

Мы все их знаем – это наглядные, словесные, практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Средствами достижения цели речевого развития детей являются:

• Общение детей и взрослых

• Культурная языковая среда, речь воспитателя

• Обучение родной речи в процессе НОД

• Художественная литература

• Изобразительное искусство

• Музыка, театр

• НОД по другим разделам программ

• Игра

Условия развития речевой активности детей раннего возраста в рам-ках ФГОС.

• Внимательное и бережливое отношение взрослого к ребёнку.

В раннем возрасте общение является основной формой воспитания. Общение – взаимоотношение взрослого с ребенком, которое включает обращение взрослого к ребенку и ответ ребенка. В результате малыш сам становится активно действующим лицом.

• Организация совместной деятельности ребёнка со взрослым доступной по форме и средствам.

• Правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса является ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста.

При его организации необходимо следовать требованиям дидактики. Предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию.

Установлено, что лучшим временем для занятий с ребенком является первая часть бодрствования, когда малыш находится в состоянии оптимальной возбудимости и не сразу после еды, а спустя минут 30.Не рекомендуется проводить с детьми занятия в неблагоприятное для этого время: сразу после сна, когда ребенок еще находится в несколько заторможенном состоянии, сразу после прогулки, когда ребенок уже несколько утомлен, или непосредственно перед едой и перед сном, что снижает качество проведения следующего процесса.

Игры-занятия с детьми проводятся небольшими подгруппами (7-8 человек) или индивидуально.

Воспитатель обязан точно определить программное содержание, куда включаются воспитательные, образовательные, оздоровительные и развивающие задачи. Продумать, какой материал давать детям, как эффективней его преподносить. Предусмотреть варианты и способы размещения детей,чтобы им было удобно: все видно и слышно, и каждый ребенок принимал активное участие в меру своих сил и возможностей.

Игры-занятия с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал должен быть динамичным, ярким, звучащим.

• Создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами.

• Налаживание тесного контакта воспитателя с родителями является одним из главных условий для развития речевой активности ребёнка.

Это очень важно, чтобы мама, оставляя малыша в яслях, была спокойна, доверяя его сотрудникам дошкольного учреждения. Каждый день мы рассказываем родителям о том,как малыш провел время: как ел, как спал, во что и с кем играл, о чем мы с ним разговаривали

Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами, но существуют нормативы развития речи:

к году словарный запас примерно должен составлять 9-15 слов; к 2 годам- 200-300 слов, а к 3 годам до 2000 слов

Тревожные признаки речевого развития детей раннего возраста, это когда ребёнок:

• Не называет полностью имя и фамилию.

• Не понимает значения вопросов «Что?», «Где?»

• Много использует слов, значения которых понятно только ребенку («тарабарщина»).

• Отвечает на вопрос повтором этого же вопроса.

• Не использует больше одного слова за один раз.

• Указывает на предмет, раньше, чем называют его.

• Не может назвать каждый предмет на картинке.

Существуют специальные приёмы развития и стимуляции речевой активности,такие как:

• Разговор взрослого с самим собой в присутствии детей (сейчас мы пойдем одеваться на прогулку, мыть руки, открою кран и т. д.);

• Провокация – искусственное непонимание действий ребенка;

• Распространение – дополнение сказанного ребенком;

• Использование игровых упражнений совместно с ребенком;

• Выбор – предоставляйте ребенку возможность выбора;

• Игры с природным материалом;

• Продуктивные виды деятельности;

• Замещение;

А также, упражнения по развитию речи у детей раннего возраста:

• Упражнения по развитию мелкой моторики – одни из самых действенных стимуляторов речи.

Этих упражнений существует великое множество: разнообразные игры в мозаику, конструктор, пазл; лепка пластилином (к играм для детей до года подойдет обычное тесто, перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую, игры в шнуровки, пальчиковые игры (сорока-белобока, пальчики-мальчики и др.)

• Физические упражнения.Упражнения с артикуляционным аппаратом: «поцелуйчики», «губки-зубки», «потерялся язычок» и др.

• Голосовые упражнения.

• Упражнения на произношения согласных звуков (чистоговорки).

Ранний возраст – особый период развития ребенка. Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте, в 1 младшей группе это – необходимая база, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старших возрастных группах.

Таким образом, мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС.

Источник