Условия развития речевой активности ребенка

Условия развития речевой активности ребенка thumbnail

Отрывок дипломной работы выпускницы программы дополнительного профессионального образования «Детская практическая психология» Щипиной Елены Сергеевны. Название диплома: «Использование сказки в процессе развития речевой деятельности ребенка дошкольного возраста (теоретическое обоснование проекта “Семейная мастерская сказки “Чемодан Чудес”)», научный консультант программы – Осорина Мария Владимировна:

Психолого-педагогические условия успешного развития речевой деятельности ребёнка в целом (формирования речевого умения)

К семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в условиях нормальной речевой и социальной среды).

О.С. Ушакова указывает, что успешное овладение речью зависит от многих условий:

  • речевой среды,
  • социального окружения,
  • семейного благополучия,
  • индивидуальных особенностей,
  • познавательной активности ребенка.

Ушакова утверждает, что данные условия необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания [1].

Речевая среда и образец речевой деятельности взрослого

Детская практическая психология

43 800 руб.

Участвовать

Важным в ранние периоды развития речи является общение ребенка со взрослым. Но при этом к речи взрослого предъявляются особые требования.

Речь взрослого для ребенка является образцом для подражания, поэтому она должна быть:

  • грамматически правильной,
  • интонационно выразительной. Установлено, что раньше всего дошкольник начинает понимать и соответственно реагировать именно на речевую интонацию. Бедность интонации отрицательно влияет на развитие понимания значений слов и усвоение активного словаря.
  • негромкой,
  • не быстрой,
  • четкой и немногословной.

Многословие затрудняет понимание высказываний взрослого и поэтому тормозит формирование активных реакций у ребенка в ответ на обращенную к нему речь [2].

Мотивированная речевая активность ребёнка

Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. О.Н. Сомкова подчеркивает, что исследования последних лет (Г.И. Вергелес, О.В. Солнцева) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребенка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности: чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.

Успешное развитие связной речи невозможно, если ребенок отвечает лишь из необходимости выполнить задание педагога (воспитатель спрашивает – надо отвечать).

При обучении, когда каждое высказывание мотивируется только подчинением авторитету педагога, когда связная речь представляет собой лишь «полные ответы» на бесконечные вопросы, желание высказаться (мотив речи) угасает или ослабевает настолько, что уже не может служить стимулом для высказывания детей [2]. Чтобы дети говорили живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, необходимо «ввести детей в роль увлекательного рассказчика» [3]. В частности, в работе В.В. Гербовой было зафиксировано повышение у детей уровня связности речи, ее развернутости, когда они понимали важность задания, чувствовали потребность в связном высказывании [3].

Психолого-педагогические условия успешного развития отдельных фаз речевой деятельности

Опираясь на представления о фазовой организации речевой деятельности, сделаю обзор психолого-педагогических условий для формирования успешного развития различных фаз речевой деятельности.

Побудительно-мотивационная фаза речевой деятельности

Первой фазой речи, согласно классификации Зимней, является побудительно-мотивационная (речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями – мотивами).

Поэтому, наличие мотивации речи означает, что у ребенка:

  • есть мысли и чувства, которые могут быть выражены;
  • хочется ими поделиться (имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства).

Целью общения является коммуникация. Именно формирование коммуникативных функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в онтогенезе [2].

Ориентировочно-исследовательская фаза речевой деятельности

Первым компонентом этой фазы является ориентация ребенка в ситуации: “где, с кем, о чем я говорю”. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Поэтому, качество отношений ребенка со значимыми взрослыми и социальным окружением будет влиять на успешность развития его речевой деятельности.

Вторым компонентом данной фазы является планирование речи. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе:

  • объект рассказа,
  • уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества,
  • устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Но связная речь – это именно речь, а не процесс мышления, не размышления, не просто «думанье вслух». Поэтому для достижения связной речи необходимо также:

  • уметь использовать интонацию,
  • логическое (фразовое) ударение,
  • выделение наиболее важных, ключевых слов,
  • подбирать точно подходящие для выражения данной мысли слова,
  • уметь строить сложные предложения и перехода от одного предложения к другому.

Связная речь постепенно вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

Это не значит, что развивать связную речь ребенка можно только тогда, когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка, так как формирование связной речи начинается, раньше. Педагогические наблюдения показывают, что дети не сразу овладевают правильным воспроизведением знаков языка: одни явления языка усваиваются раньше, другие позже.

Чем проще по звучанию и структуре слово, тем легче оно запоминается ребенком.

Читайте также:  Диплом центр развития ребенка

Особенно важную роль для развития данной фазы играет совокупность следующих факторов:

а) имитация (воспроизведение) речи окружающих;

б) сформированность сложной системы функциональных (психофизиологических) механизмов, обеспечивающих осуществление речи;

в) условия, в которых воспитывается ребенок (психологическая обстановка в семье, внимательное отношение к ребенку, полноценное речевое окружение, достаточное общение со взрослыми).

Исполнительская (регулирующая) фаза речевой деятельности:

Данная фаза определяет реализацию речевого высказывания или его восприятие и понимание. Также она включает операции контроля за осуществлением деятельности и ее результатами. Самоконтроль – это не только возможность выполнять какие-то действия, с помощью усилия воли, но и возможность найти ошибки в своей речи, опираясь на помощь взрослого или, сравнив работу с образцом. Первый шаг к произвольному владению речью и самоконтролю над ней – это подражание. Сначала, это речь взрослого, обращенная к ребенку, затем самостоятельная речь ребенка.

В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, дети овладевают умением воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если и отмечаются при этом отдельные ошибки, то встречаются они, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах.

При этом достаточно всего 1-2 раза поправить ребёнка, дать образец правильного произношения, чтобы ребёнок ввел это новое слово в свою самостоятельную речь.

Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. Как завершающий этап развития речи в дошкольном возрасте, у детей формируется «чувство языка» (интуитивное чувствование языковой нормы употребления знака), что обеспечивает правильное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий и форм слов [4].

Сноски:

1. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

2. Психолого-педагогические условия развития речи детей раннего возраста.По материалам обзора https://lencko.minsk.edu.by/main.aspx?guid=2583

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – 2-е изд., испр.. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с. – (Библиотека практикующего логопеда)

4. Глухов В.П. “Психолнгвистика”, учебник и практикум для академического бакалавриата /. В. П. Глухов. – М. : Издательство Юрайт, 2016

Источник

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Орлянская Р.Р. 1

1 ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»

В статье проведен анализ психолого-педагогических исследований посвященных развитию речи детей раннего возраста. Автор разводит понятия «речевая активность», «коммуникативно-речевая активность», «активная речь», дает определение «речевой активности». Коммуникативно-речевая активность представляется как свойство человека или его деятельностное состояние, характеризующееся стремлением к разнообразной речевой деятельности на уровне тех языковых возможностей, к которым он готов в смысле владения языком. Речевая активность – это устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих; самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в практике общения; активном стремлении овладеть языком. «Активная речь» входит в состав «речевой активности» и является необходимым условием последней. Анализ исследований и результаты экспериментальной работы позволили выделить критерии, показатели и уровни речевой активности детей второго года жизни.

ранний возраст

речевая активность

активная речь

коммуникативно-речевая активность

1. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста/ Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 301 с.

2. Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений/ Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора. Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002. – 192 с.

3. Елецкая О.В. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста/ О.В.Елецкая, Е.Ю.Вареница. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.

4. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды/ А.А. Леонтьев. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство «МОДЭК», 2003. – 536 с.

5. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет/ Под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 240 с.

6. Разенкова Ю.А. Мы: общение и игра взрослого с младенцем/ Ю.А. Разенкова, Е.Р. Баенская, И.А. Выродова. – М.: Полиграфсервис, 2002. – 132 с.

7. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития/ Т.Н. Ушакова. – М.: ПЕРСЭ, 2004. – 256 с.

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека. Пластичность мозга ребенка от рождения до трех лет, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта и личности в целом определяют большие потенциальные возможности развития. Именно в это время у ребенка развиваются такие ключевые качества, как доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и др. Однако эти качества не возникают автоматически, как результат физиологического созревания, их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. Недооценка возможностей раннего возраста приводит к тому, что многие резервы ребенка остаются нераскрытыми и последующее отставание в его развитии компенсируется с трудом и не полностью.

Главное и важнейшее приобретение раннего возраста – речь. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни – не просто количественное накопление словаря, это сложнейший нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения, при котором ребенок не только пассивно претерпевает воздействие взрослого, но и сам становится активно действующим лицом. М.И. Лисина рассматривает общение как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Важная характеристика общения – обоюдная активность.

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка в раннем возрасте при нарушении интеллекта

Речевое общение осуществляется между двумя или несколькими людьми, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих собеседниках. Особой формой активности является речевая активность. Термин «речевая активность» широко используется в научной литературе, но авторы по-разному рассматривают это понятие.

Одна группа исследователей (Л.И.Айдарова, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев и др.) рассматривают речевую активность как один из факторов, влияющих на успешность овладения речевой деятельностью.

При этом речевая деятельность определяется единством двух сторон – внешней исполнительной, реализующей свою деятельность, и внутренней, внешне не наблюдаемой. В качестве внутренней стороны деятельности, осуществляющей организацию, планирование и программирование, выступают те психические функции, которыми она реализуется: потребности и эмоции, мышление и память, восприятие и внимание. Сложное их единство рассматривается в качестве того психологического механизма, посредством которого реализуется деятельность вообще и речевая деятельность, в частности.

Речевая деятельность ребенка раннего возраста имеет свои особенности. По мнению С.Н.Цейтлин, И.П.Дайлидене, отличительной особенностью маленького ребенка является преобладание в его лексиконе звукоподражательнх слов (ономатопей), для которых характерна простота звукового облика и артикуляции, мотивированность звуковой формы. Дети постепенно переходят к нормативному употреблению слов, иногда параллельно употребляя ономатопеи и нормативные слова, постепенно отказываясь от ономатопей. Еще одной отличительной чертой лексикона маленького ребенка являются протослова (слова изобретенные детьми). Эти звукокомплексы приобретают смысл при постоянной поддержке и понимании окружающих ребенка взрослых.

Детская речь носит ассоциативно-ситуативный характер, то есть может быть понята лишь с опорой на ситуацию, интонацию, жесты. Слова ребенка могут иметь смысл целого предложения или высказывания, этот смысл может меняться в зависимости от ситуации. Вкладывая в произносимые слова свой собственный смысл, часто непонятный окружающим, дети в то же время хорошо понимают речь взрослых и редко ошибаются, выполняя их инструкции. Дальнейшее развитие речи происходит быстрыми темпами, однако дети не всегда правильно справляются с грамматическими формами, заменяя одни слова другими, создавая свои слова (Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова).

Другая группа исследователей (Б.Г.Ананьев, А.А.Алхазишвили, М.М.Бахтин, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, О.Е.Грибова, Р.М.Фрумкина и др.), рассматривают речевую активность как условие речевого общения. Согласно их взглядам, общение является важнейшим компонентом формирования личности ребенка и в разные возрастные периоды общение может принимать статус ведущей деятельности. Формой проявления речевого общения исследователи называют речевое поведение. Формирование активной личности ребенка предполагает развитие речевого общения в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения.

В частности, А.А.Алхазишвили указывает на то, что язык как средство общения функционирует через речевую активность, которая в форме речевых действий включается в акты поведения, когда индивиду для удовлетворения своей потребности необходимо вступить в контакт с другими членами данной среды. Включение речевых действий в поведение характеризуется определенной спецификой, когда член социальной среды, с которым индивид вступает в контакт выступает для него в роли слушающего. Наличие слушающего создает ситуацию, которую можно квалифицировать как речевую. Речевая ситуация представляет собой условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие.

По мнению А.А.Леонтьева и Д.И.Изаренкова, речевая ситуация не просто влияет на формирование коммуникативного высказывания, но и побуждает к нему. Они полагают, что в процессе общения формирование высказываний происходит под влиянием факторов, являющихся внешними по отношению к речи: обстоятельства, в которых совершается коммуникация, и отношения между предметами и явлениями действительности. Совокупность этих отношений и составляет речевую ситуацию. Исследователи отмечают также компоненты речевой ситуации: внутреннее состояние говорящего (его потребности, мотивы), внутреннее состояние слушающего, предметы и явления, о которых идет речь, и материал языка.

Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет уместность тех или иных стилистических средств языка, поэтому правильное понимание речевых ситуаций необходимо каждому человеку для того, чтобы его высказывания соответствовали нормам культуры речи.

Еще одна группа исследователей (Л.С.Выготский , А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.) считает речевую активность показателем интеллектуального развития ребенка. Согласно их взглядам, развитие высших психических функций происходит в ходе усвоения или присвоения ребенком общественно-исторического опыта накопленного человечеством, в процессе деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира. Такая деятельность ребенка формируется в практическом и речевом общении с окружающими людьми, в совместной деятельности с ними. При этом важнейшим условием интеллектуального развития ребенка является овладение речью, поскольку именно в речевой форме перед ребенком выступает богатство накопленных человечеством знаний, понятий об окружающем мире. По мнению исследователей, язык и речь являются основой для развития мышления. Речь – это канал развития интеллекта (Н.И.Жинкин). Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Соответственно, с увеличением знаний ребенка увеличивается его речевая активность.

Наряду с термином «речевая активность» в литературе встречаются термины «коммуникативно-речевая активность» и «активная речь». В словаре «Педагогическое речеведение» под коммуникативно-речевой активностью понимается свойство человека или его деятельностное состояние, характеризующееся стремлением к разнообразной речевой деятельности на уровне тех языковых возможностей, к которым он готов в смысле владения языком.

Читайте также:  Образец индивидуального маршрут развития ребенка в детском саду

Коммуникативно-речевая активность это и предмет, и основное условие обучения речи. Она может изменяться в связи с изменениями самой личности, социальной среды, в которой развивается личность под воздействием обучения. Организация коллективного взаимодействия в группах, где происходит интенсивное общение, способствует повышению коммуникативно-речевой активности.

Проявление коммуникативно-речевой активности зависит от: особенностей характера человека; наличия потребности в самовыражении; конкретной ситуации, обстановки; уровня владения языком, организации обучения (стимулов, методов, приемов обучения); характера педагогического обучения; характера общения сверстников.

«Речевая активность» и «активная речь» часто используются как синонимы, но это не совсем правильно. Мы придерживаемся взглядов Т.В.Ахутиной, Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, И.А.Зимней и других на активную речь как на форму речевой деятельности, заключающуюся в осуществлении речевых высказываний в звуковой форме (говорение). В то время как речевая активность – это не только способность высказаться, но и способность воспринимать и понимать речь другого. Это устойчивое свойство личности, обеспечивающее инициативное речевое поведение. «Активная речь» входит в состав «речевой активности» и является необходимым условием последней.

В исследованиях, посвященных развитию речи детей раннего возраста, понятие «речевая активность» также широко используется (М.Т.Елагина, В.В.Ветрова, И.П.Дайлидене, Г.Л.Розенгарт-Пупко, М.И.Попова, Л.Н.Павлова и др.), вместе с тем авторы, не давая определения, рассматривают лишь отдельные ее составляющие: проявления первичных голосовых реакций, увеличение словарного запаса ребенка и пр.

Мы под «речевой активностью» понимаем устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих; самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в практике общения; активном стремлении овладеть языком.

Анализ исследований и результаты экспериментальной работы позволили нам выделить критерии, показатели и уровни речевой активности детей второго года жизни (таблица).

Критерии, показатели и уровни речевой активности детей

критерии

показатели

уровни

Понимание речи взрослых

Понимает словесные инструкции взрослого, быстро показывает все предметы, названные взрослым. Выполняет все действия с предметами и инструкции взрослого, не подсказанные жестом.

I уровень

Понимает и показывает только часть предметов (находящихся на постоянных местах), выполняет действия с предметами, словесные инструкции взрослого, подсказанные жестами.

II уровень

Понимает и выполняет только разученные ранее действия, подсказанные жестом и предметами в конкретной бытовой или игровой ситуации

III уровень

Собственно речевое развитие ребенка, включая коммуникативные умения и навыки

Самостоятельно употребляет в речи простые (ходовые) слова-названия, слова-действия, признаки предмета. По собственной инициативе произносит слова и короткие фразы с различной интонацией, воспроизводит слоговую структуру 2х-3х сложных слов. Самостоятельно составляет еще грамматически не оформленные предложения из 2х и более слов. Постоянно проявляет инициативу в общении. Обращается к взрослому по разным поводам, задает вопросы.

I уровень

Употребляет в основном звукоподражательные, облегченные слова. Повторяет слова за воспитателем. Произносит слова, с различным составом звуков и фразы по просьбе взрослого. Использует в речи различные интонации. Составляет 2х-3х словные предложения по подражанию или с помощью взрослого. Отвечает на вопросы воспитателя. Вступает в контакт с взрослыми, но самостоятельно инициативы не проявляет.

II уровень

Сам почти не говорит. Иногда повторяет слова за взрослым. Преобладают невербальные средства общения. Не воспроизводит слоговую структуру слов (ни по собственной инициативе, ни по просьбе взрослого). Использует в речи лепетные слова. «Речь» интонационно не окрашена.

III уровень

Познавательная активность и предметно-практические действия

Проявляет интерес к окружающему. Самостоятельно выполняет различные действия с предметами. В «игре» отображает часто наблюдаемые действия. Ориентируется в контрастных формах и величинах предметов. Оречевляет свои действия. Привлекает взрослых к совместным действиям.

I уровень

Интерес к окружающему проявляет эпизодически. Охотно начинает выполнять действия с предметами, но быстро теряет интерес. Однократно или эпизодически обращается к взрослому за помощью. В «игре» воспроизводит разученные ранее действия. Соотносит предметы по форме и величине. Оречевляет свои действия после стимулирования взрослого.

II уровень

Не проявляет интереса к окружающему, действиям с предметами, не отвечает на инициативу взрослого по поводу предметов и действий с ними. Не различает предметы по форме и величине. Игровые действия манипулятивны, играет молча.

III уровень

Большинство исследователей сходятся во мнении, что развитие речевой активности – это управляемый процесс. Низкий уровень речевой активности ограничивает возможности самореализации детей, не обеспечивает свободной коммуникации, а это, в свою очередь, не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельностей, препятствует овладению знаниями, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение дошкольника.

Рецензенты:

Алисов Е.А., д.п.н., профессор общеинститутской кафедры теории и истории педагогики института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ, г. Москва;

Криворотова Э.В., д.п.н., профессор кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Орлянская Р.Р. РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ИХ РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17691 (дата обращения: 31.05.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник