Условия развития ребенка в семье
Каждый родитель мечтает вырастить успешного, умного, счастливого ребенка. Все это возможно, при правильном воспитании детей в семье. Взрослые должны придерживаться определенной стратегии, помогающей сформироваться личности. С их помощью ребенок познает мир, учится новому, понимает, как вести себя в обществе, узнает о моральных ценностях. Какой сложится картина мира, во многом определяет атмосфера в доме. Самое важное в воспитании детей в семье — домашняя культура, любовь и индивидуальный подход родителей. Поэтому, воспитательную стратегию важно составить правильно и гармонично.
Содержание:
- 1 Роль семьи в воспитании детей
- 1.1 Совместное воспитание ребенка в семье
- 1.2 Участие отца в жизни ребенка
- 2 Современный взгляд на метод воспитания
- 2.1 Принципы семейной педагогики
- 2.2 Как развивать ребенка
- 3 Советы родителям по воспитанию детей
1 Роль семьи в воспитании детей
Для ребенка дом — маленький мир, с которого он начинает познавать. Воспитание складывается за счет участия всех членов семьи. Они являются для него эталоном, на который нужно равняться. Семейный институт — первый на жизненном пути человека, который закладывает важные понятия о бытие, социуме, культуре, нормах. Все знания, полученные ребенком от родителей и родных, будут сопровождать его в будущем. Плохо, если «багаж» окажется легким, посредственным, не несущим ценности. Пример: не рассказывали о правилах этикета, почему важно иметь собственное «Я», что самое главное в жизни. Такие дети, оказываются неприспособленными к социальной жизни, не понимают причин трудностей в школе, общении с друзьями. Важно делиться с собственным опытом, объяснять в чем особенность общения между детьми, детьми и взрослыми, только взрослыми. Чем чаще говорить с ребенком, тем более он адаптирован к социуму. Постепенно расширяйте круг общения чадо: приглашайте своих и его друзей, родственников, устраивайте семейные вечера. Не забывайте, ребенку интересно общаться с разными людьми, но чужие не заменят родителей, их наставничество, опеку, заботу.
Члены семьи и родители, ответственны за интеллектуальное развитие, они стимулируют ребенка к покорению гранитных вершин науки. Если малыши наблюдают пренебрежительное отношение взрослых к саморазвитию, чтению, изучению мира, то перенимают эту манеру. Когда родитель говорит: «книжки для дураков, а мы уже все знаем», » я устаю, мне не до книг», «потом почитаю сказку, лучше поспать» — ребенок истолковывает фразы, так «чтение — малонужное занятие, его можно отложить». Продумайте кто сможет почитать ребенку на ночь, договоритесь с малышом читать не больше одной страницы в будни. Семья должна приучать чадо к умственному развитию, начиная от развивающих игр до занятий в прописях. Если они входят в привычку, то ребенок будет хорошо учится в школе, быстро усваивать информацию, о таких говорят «схватывает на лету». Мотивировать на это должна семья, самостоятельно ребенок к этому не придет.
1.1 Совместное воспитание ребенка в семье
В воспитании детей участвует вся семья, каждый домочадец оказывает влияние на ребенка. Сюда относят родителей, бабушек, дедушек, братьев/сестер, теть — всех, кто окружает чадо. Он наблюдает за взаимоотношениями, копирует их манеры, перенимает реакции взрослых. Важно, чтобы семья придерживалась общей линии воспитания, прививала единые ценности. Если они будут отличаться: сила денег и бескорыстность, главенство физической силы и доброта — ребенок растеряется, придет в ступор. Дисбаланс и подмена ценностей вредит на этапах становления личности. Только когда она сформируется, то сможет самостоятельно выделять приоритеты. Правда, тоже на основе тех, которые привили родные. Поэтому сразу договоритесь с домочадцами провести беседу. Запишите в одну колонку, что по мнению каждого, представляет нравственные ценности, жизненные приоритеты. Согласовывайте ответы. В итоге, должны остаться те, которые действительно нужны. В другую выпишите запреты, что нельзя ребенку. Обсудите, как будет проходить воспитательный процесс. Пример: нельзя бить ребенка, сравнивать с другими, ругать, что не успел на горшок. Если проводить беседы не в стиле семьи, то просто коротко обсудите с родственниками, каких правил придерживаться. Не отчаивайтесь, если будут критиковать и учить, как правильно воспитывать детей. Прежде чем терять контроль, подумайте, есть ли смысл в советах, прав ли человек? Отбросьте эмоции и посмотрите на наставление с другой стороны. Вдруг он действительно говорит так из лучших побуждений, у него есть опыт.
Если совет абсолютно «мимо», то поблагодарите за помощь и… Все! Не заставляйте себя следовать чужим сомнительным рекомендациям. Делайте, как велит родительское сердце и чутье. Но, не забывайте прислушиваться к рассудку. Ищите компромиссы с членами семьи, рассказывайте почему нужно воспитывать так, умейте друг друга слышать. Иначе, скандалы и оживленные споры, навредят ребенку: будет винить себя, считать, что стал яблоком раздора. Совместное воспитание — как плыть на лодке, и грести в одну сторону всем вместе.
1.2 Участие отца в жизни ребенка
Кто катает на плечах, шутит смешнее всех, готов побыть «лошадкой», даже после работы и покатать на могучей спине. В воспитании детей в семье, важную роль играет папа. Вне зависимости от пола ребенка, дочка и сын одинаково нуждаются во внимании и любви отца. На уровне подсознания, он первый защитник. Обычно папы выбирают более строгие стили воспитания, чем мамы. Это объясняется разницей мужчин и женщин. Основной проблемой является неправильное представление, о малозначимой роли отца в жизни ребенка. Мало только обеспечивать едой, одеждой, игрушками. Нужно общаться, проводить совместно время, учить новому. Не расстраивайтесь, если муж только играет с ребенком. Игра — тоже способ развития и воспитания. Предложите найти общие интересы, которыми бы они могли заниматься вместе. Выжигание по дереву, футбол, катание на коньках по выходным, игра на музыкальном инструменте, домино.
Если семья неполная, то найдите представителя мужского пола, который бы компенсировал отсутствие отца. Он его не заменит, но окажет необходимую психологическую поддержку. Это может быть дедушка, крестный, дядя, близкий друг семьи, которому доверяете.
2 Современный взгляд на метод воспитания
Если раньше придерживались универсальных способов воспитания, то сейчас методы изменились. Многие психологи: Карл Юнг, Алина Делисс, Юлия Гиппенрейтер, советуют определить психотип ребенка. По мнению Карла Юнга, темперамент проявляется уже в раннем возрасте. Понимая, к какому типу относится чадо, можно выработать уместный подход. Вы будете лучше чувствовать ребенка, понимать настроение, причины поступков, особенности характера. Придерживаться одного шаблона воспитания и обучения ребенка в семье — бессмысленно. Родители двух и более детей, могут подтвердить, что у каждого неповторимый характер. То, что действовало со старшим безотказно, на младшего может никак не влиять. Интроверт и экстраверт требуют разного подхода. Найти общий язык и понять меланхолика, будет сложнее, чем сангвиника. Все люди разные, в том числе и дети. Учитывайте это в воспитательном процессе, а еще пол, возраст, характер, историю жизни ребенка.
2.1 Принципы семейной педагогики
Воспитательный процесс в семье состоит из:
- Чувство равенства и взаимоуважения. Если в семье есть авторитет (чащу мужчина), то это никак не должно унижать достоинство других. Все члены семьи равноценны, в том числе и ребенок.
- Дружба. Объяснить, в чем ее смысл. Приводить примеры из сказок и жизни. Какая бывает дружба: между членами семьи, соседями, одноклассниками, с животными и т.д.
- Любовь. Какая бывает любовь, почему важно любить себя и окружающих. Прививать чувство любви и заботы: поливать цветы, обнимать близких, говорить о чувствах.
- Принятие ребенка, какой он есть. Взрослые могут корректировать поведение чадо, но не пытаться сделать из него своих копий или образов грез.
- Право на плохое настроение, желания побыть одному.
- Выделять личное пространство.
- Не требовать от ребенка, что ему не по силам. Задача взрослых, постепенно его к этому подготавливать.
- Давать внимание и заботу. Безразличное отношение, инертность семьи — сказывается на психологическом состоянии, изменяет видение мира. Этим детям сложно обрести счастье, добиться уважения в кругу знакомых или одноклассников. Они неуверенные, застенчивые, слабохарактерны.
- Игра — понятный способ для детей, изучения мира и развития. В форме игры будет легко привить правила, нормы, новые знания.
- Большинство вредных привычек у детей, можно обнаружить у их родителей. Поэтому боритесь со слабостями. Теперь есть ради кого стараться взять себя в руки.
- Развивайте положительные качества у ребенка и корректируйте негативные, научите с ними совладать. Можете обратиться к разновидностям детской арт-терапии.
- Введите доверительные отношения.
- Поощряйте достижения ребенка. Мотивируйте на новые свершения. Хвалите.
Детские психологи отмечают, что вредит не только безучастность к жизни ребенка, но и гиперопека.
2.2 Как развивать ребенка
Существует множество способов, позволяющих повысить уровень знаний и навыков. Воспитание ребенка в семье, как и развитие — ежедневный процесс. Занятия должны быть разными, чтобы развивать разностороннюю личность. Чередуйте их, чтобы они не наскучили.
- Чтение. Первые книги крохе читают родители, формируя у него интерес к занятию. Потом он сам начнет делать первые попытки. Поощряйте стремления. Для разнообразия, читайте вслух по ролям. Можно выучить диалоги и разыгрывать кукольные спектакли. Расширяйте жанры книг: от сказок до детских энциклопедий.
- Теплые беседы. По вечерам делитесь впечатлениями, воспоминаниями. Так, ребенок получает из ваших уст драгоценный жизненный опыт, учится на чужих ошибках, понимает как устроен мир. Постарайтесь «дозировать» негативные истории. Ребенок должен о них знать, но преподносите их правильно. Разъясните, почему так случается, как на это реагировать.
- Придумывайте вместе сказки, героями которых будет ваша семья. Развивайте у ребенка фантазию, обогащайте внутренний мир. Проектируйте возможные жизненные сюжеты, прививая через них манеры поведения. Пример: праздник, поход в школу, решение спора.
- Развиваем творческое мышление, оно пригодиться не только для креативных заданий. Такие дети умеют с легкостью выходить из трудных ситуаций, благодаря нестандартному виденью проблемы.
- «Очумелые ручки». Занимайтесь создание поделок, мастерите. Научите ребенка видеть, как можно использовать повторно ненужные предметы, создавать из них новые.
- Лепим, творим, вытворяем, в общем занимаемся рукоделием. В распоряжении множество вариантов, найти нечто по душе не составит труда. Скрапбукинг, создание топиариев, лепка из теста, фелтинг, ошибана, вышивка крестиком на картоне. Возможно, одно из них станет хобби.
Обучение ребенка в семье, сочетается с воспитанием. Поэтому, чадо будет получать двойную пользу от занятий. Проводите их весело — они отложатся в памяти и будут ассоциироваться с самым приятным.
3 Советы родителям по воспитанию детей
Родители несут ответственность за детей, их будущее. Некоторых, это по-настоящему пугает, ведь страшно совершить проступок. Быть мамой и папой не так просто, как кажется. Тяжелый груз изнуряет, бывает родители начинают считать себя плохими. Есть несколько советов, которые могут облегчить родительскую ношу.
- Признайте — от ошибок никто не застрахован. Смиритесь с этим, а не пытайтесь избежать. Простите заранее ошибки, которые вы можете совершить. Вот увидите, станет легче. Ваше легкое душевное состояние передается и ребенку. Делитесь рассказами про казусы с ребенком, тогда он сможет избежать ваших ошибок, проще относиться к неудачам.
- Будьте терпеливы. Развитие и воспитание ребенка в семье длительный и сложный процесс. Чадо испачкалось, разбило дорогую вазу, не может научитьсяопределять время по часам — вспомните сразу Карлсона. «Спокойствие! Только спокойствие». От криков, агрессивных споров, телесных наказаний, ребенок не станет вас лучше понимать. Наоборот, доверие и взаимопонимание, будет трудно вернуть. А вазу можно будет купить новую.
- Не забывайте, что ребенок, даже маленький, тоже имеет право на плохое настроение. Любому родителю хочется, чтобы чадо всегда улыбалось и бегало довольное. Но нельзя этого требовать. Чтобы не усугублять положение, поинтересуйтесь в чем причина хандры. Поддержите ребенка, попробуйте его порадовать.
- Питание и режим сна влияет на самочувствие ребенка. Разнообразие в рационе блюд, соблюдение часов сна — улучшает интеллектуальные способности, повышают психологическую устойчивость, физическую активность.
- Вносим разнообразие в жизнь. Детский сад, школа, дополнительные занятия, дом — однообразие дня психологически истощает. Постепенно, ребенок эмоционально выгорает, угнетает рутина. Но менять что-либо ему сложно. Распорядок входит в привычку, единственным местом отдыха становится дом. Но даже в родных стенах он не может получить расслабления. А выходить из зоны комфорта становится тяжелее. Регулярно выезжайте на природу, дачу, ходите в парк, посещайте мероприятия. У ребенка есть увлечения? Запишитесь в соответствующий кружок, секцию.
Контролировать себя ради дитя.
Пример: папа обжегся, закономерная реакция выпустить пар и выругаться. Ребенок скорее всего продублирует ее в будущем. Хорошо, если близкий готовый объяснить, почему так повторять нельзя. Но вряд ли, отцу понравится, когда его начнет отчитывать в следующий раз ребенок. Это подрывает авторитет главы семейства. Поэтому, нужно справляться с вредными привычками и контролировать реакции.
Плохой пример.
Ребенок еще не знает, что хорошо и плохо. Поэтому отрицательный пример, который показывают взрослые, чадо может расценивать как норму. Его будет трудно переубедить в обратном, ведь основы уже заложены. Если себя так нельзя вести, то почему маме или папе позволительно? Это распространенная проблема в воспитательном процессе. Взрослые должны избавиться от вредных привычек и контролировать себя.
Главное в семейном воспитании ребенка — это любовь. Говорите, как сильно вы любите ребенка, проявляйте внимание, заботу. Дети, растущие в ласке, вырастают счастливыми людьми. Они реже страдают от психологических недугов, добиваются высоких положений в обществе.
Источник
Казенное учреждение ХМАО-Югра
«Урайский специализированный Дом ребенка»
Статья
«Главные условия воспитания детей в семье».
Подготовила: воспитатель Фирсова Алена Михайловна
г. Урай
Главные условия воспитания детей в семье
Семейный климат.
Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п. Именно такая спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и страха атмосфера больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его последующее развитие.
Методы воспитания.
Холодное, эмоционально нейтральное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его, обедняет, ослабляет. В то же время эмоциональное тепло, в котором ребенок нуждается так же, как и в пище, не следует выдавать в избыточном количестве, заваливая малыша массой эмоциональных впечатлений, привязывая его к родителям в такой мере, что он становится неспособным оторваться от семьи и начать жить самостоятельной жизнью. Воспитание не должно стать идолом разума, куда чувствам, эмоциям вход запрещен. Здесь важен комплексный подход.
Самое главное в семейных отношениях – отношения между супругами, их взаимодополняемые роли и их единая линия в воспитании ребенка, когда ни один из них не подрывает ни авторитета, ни любви другого.
положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными в процессе воспитания детей, поэтому ребенка следует чаще хвалить и поощрять, чем бранить и наказывать.
Отношения между братьями и сестрами.
Проблемы, обычно, возникают там, где родители неразумно сравнивают детей друг с другом и говорят, что один из детей лучше, умнее, милее и т. д.
Роль бабушек и дедушек в воспитании детей.
та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.
Современная семья.
В некоторых случаях трудности, наблюдаемые в развитии ребенка, являются отражением проблем семьи, признаком нарушения нормальных семейных отношений. И чтобы помочь ребенку, надо прежде всего помочь его семье. В настоящее время задачи воспитания стали более сложными. Дело в том, что во всех областях жизни происходят сегодня резкие изменения. В течение жизни одного поколения полностью изменился образ жизни людей. Если раньше родители готовили своих детей для вступления в мир, который они хорошо знали, который был таким же, как и тот, в котором они жили сами, где действовали те же самые законы и требования, то сегодняшние родители готовят своих детей для вступления в жизнь, которой они не могут знать, о требованиях которой они не имеют понятия. Недостаточно сегодня дать детям одни лишь готовые знания: через двадцать-тридцать лет они, возможно, не будут иметь никакой цены; привитые навыки и умение их тоже вряд ли выручат, т.к. в корне изменится все производство и весь образ жизни; едва ли им поможет и послушание – кого они будут слушать, став взрослыми?
Думается, что здесь есть только один выход: учить ребенка с малых лет самостоятельному, творческому мышлению, помогающему находить новые решения в новых ситуациях, учить его критически относиться к чужим взглядам и мнениям, быть терпимым к мнению других, но принципиальным и требовательным к себе самому. Воспитание ребенка сегодня должно стать чем-то большим, чем простой передачей готовых знаний, умений, навыков и стиля поведения. Подлинное воспитание сегодня – это постоянный диалог воспитателя с ребенком, в процессе которого ребенок все в большей мере осваивает способность к принятию самостоятельных решений, что поможет ему стать полноправным членом общества, наполнит его жизнь смыслом.
Главные условия воспитания ребенка в семье
Семейное воспитание всегда было наиболее значимым в жизни каждого человека. Как известно, воспитание в широком смысле этого слова — это не только направленное и намеренное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т.п.
Рассмотрим ряд важных условий, которые оказывают наибольшее значение в воспитании ребенка в семье.
Анализ литературы по проблемам семейного воспитания показывает, что между детьми, которых воспитывали в строгости (с наказаниями) с детьми, воспитывавшимися более мягко (без наказаний) — если
не брать крайние случаи — нет большой разницы. Следовательно, воспитательное воздействие семьи — это не только ряд целенаправленных воспитательных моментов, оно состоит в чем-то более существенном.
Как правило, в памяти каждого человека остается особая атмосфера родного дома, связанная со многими ежедневными незначительными событиями, или страх, который мы переживали в связи со многими, непонят-ными для нас событиями. Именно такая спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и страха атмосфера больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его последующее развитие.
Поэтому одним из ведущих условий благоприятного воспитания в семье мы можем выделить — благоприятный психологический климат. Как известно, одним из важных условий является семейная атмосфера, которая определяется, прежде всего, тем, как члены семьи общаются друг с другом, тем социально-психологическим климатом, характерным для той или иной семьи, он и составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.
Вторым условием воспитания в семье являются те воспитательные методы и приемы, с помощью которых родители целенаправленно воздействуют на ребенка. Разные позиции, с которых взрослые подходят к воспитанию своих детей, можно оха-рактеризовать следующим образом: прежде всего — это различная степень эмоцио-нального участия, авторитетности и контроля за воспитанием детей, и, наконец, — это степень участия родителей в переживаниях детей.
Холодное, эмоционально нейтральное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его, обедняет, ослабляет. В то же время эмоциональное тепло, в котором ребенок нуждается так же, как и в пище, не следует выдавать в избыточном количестве, заваливая малыша массой эмоциональных впечатлений, привязывая его к родителям в такой мере, что он становится неспособным оторваться от семьи и начать жить самостоятельной жизнью. Воспитание не должно стать идолом разума, куда чувствам, эмоциям вход запрещен. Здесь важен комплексный подход.
Третье условие — авторитет родителей, взрослых в воспитании детей. Анализ современной ситуации показывает, что родители с уважением относятся к потребностям и интересам своих детей, их взаимоотношения более демократичны и направлены на сотрудничество. Однако, как известно, семья является особым общественным институтом, где между родителями и детьми не может быть такого равенства, как между взрослыми членами общества. И хотя мы считаем, что сегодня следует предоставлять ребенку больше свободы, чтобы он был более самостоятельным, мог действовать с большей ответственностью, все-таки не следует забывать, что жизненный опыт ребенка еще слишком ограничен. Поэтому он должен знать, что есть определенная область, где он волен действовать свободно, но есть и другая, где он должен подчиниться. В тех семьях, где отсутствует контроль за поведением ребенка и он не знает, что правильно, а что — нет, из этой неуверенности вытекает и его собственная нетвердость, а иногда даже и страх.
В социальном плане ребенок лучше всего развивается таким образом, что ставит себя на место того, кого он считает авторитетным, мудрым, сильным, нежным и, любящим. Ребенок отождествляет себя с родителями, имеющими эти ценные качества, старается подражать им. Лишь родители, пользующиеся авторитетом у своих детей, могут стать для них таким примером. Важно, правда, чтобы это был естественный авторитет, основанный на большом опыте, мудрости, силе и доброте, чтобы послушание ребенка было добровольным и сознательным.
Следующее важное условие, которое необходимо учитывать в семейном воспитании — роль наказаний и поощрений в воспитании детей. Ребенок учится многое понимать таким образом, что ему ясно дают знать, что является правильным, а что — нет: он нуждается в поощрении, признании, похвале или иной форме одобрения в случае, если он поступает правильно, и в критике, несогласии и наказании в случае неправильных поступков. Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но которых не наказывают при неправильных действиях, обычно учатся всему более медленно и с трудом. Такой подход к наказанию имеет свою обоснованность и является вполне резонной составной частью воспитательных мер.
При этом не следует забывать, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными в процессе воспитания детей, поэтому ребенка следует чаще хвалить и поощрять, чем бранить и наказывать. Об этом родители часто забывают. Им иногда кажется, что они могут испортить ребенка, если лишний раз похвалят его за что-то хорошее; хорошие поступки они считают чем-то обычным и не видят того, с каким трудом дались они малышу. И родители наказывают ребенка за каждую, плохую отметку или замечание, принесенные им из школы, тогда как успеха (хотя бы относительного) они не замечают или намеренно недооценивают. На самом же деле им бы следовало поступать наоборот: за каждый успех ребенка надо похвалить и постараться не заметить его неудач, которые случаются с ним не так уж часто. Важным в вопросе о наказании является условие, что оно должно следовать сразу же за проступком, так как если ребенок не знает, за что его наказывают, то и наказание не имеет никакого смысла и даже может принести ребенку вред.
Естественно, наказание никогда не должно быть таким, чтобы оно нарушало контакты между ребенком и родителями. Физические наказания чаще всего свидетельствуют о бессилии воспитателя, они вызывают в детях чувство унижения, стыда и не способствуют развитию самодисциплины: де-ти, которых наказывают подобным образом, как правило, бывают послуш-ными лишь под надзором взрослых, и ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними их нет. Развитию сознательности скорее способствуют наказания «психологические«: если мы дадим ребенку понять, что не согласны с ним, что хотя бы на какой-то момент он не может рассчитывать на нашу симпатию, что мы на него сердимся и поэтому чувство вины, является сильным регулятором его поведения. Каким бы ни было наказание, оно не должно вызывать в ребенке чувство, что он потерял родителей, что его лич-ность унижена и отвергнута. Итак, можно сказать, что хотя наказание и играет определенную роль в воспитании детей, к нему следует прибегать с большой осторожностью.
Кроме любви и авторитета, успех воспитания определяется и мерой сопереживания родителей по отношению к детским поступкам. Родители по-разному разделяют с детьми все пережитое, их радости и горести. Некоторые родители знают много о своих детях, другие же — почти ничего. Есть и такие родители, для которых остаются незаметными тяжелые душевные потрясения их детей, а в случае неожиданной для них трагедии они не перестают удивляться. С другой стороны, некоторые родители чуть ли не принуждают ребенка к доверию, а если ребенок что-то утаивает от них, они считают это неблагодарностью и обижаются на него. Ребенок, понуждаемый таким образом полностью открыть свой внутренний мир, начинает чувствовать себя лишенным права иметь что-то свое, личное, сокровенное, принадлежащее только ему.
Следующее условие, влияющее на воспитание в семье — это отношения между братьями и сестрами. Семья с одним ребенком была раньше исключением, сегодня таких семей очень много. В некотором роде одного ребенка воспитывать легче, родители могут уделить ему больше времени и сил; ребенку также не приходится с кем-то делить любовь родителей, у него не возникает повода для ревности. Но, с другой стороны, положение единственного ребенка незавидное: ему не хватает важной жизненной школы, опыт которой лишь частично может восполнить его общение с другими детьми, но которую в полной мере нельзя заменить. Школа большой семьи — это отличная школа, где дети учатся не быть эгоистами.
Однако влияние братьев и сестер на развитие ребенка не столь сильно, чтобы можно было утверждать, что единственный ребенок в своем социаль-ном развитии обязательно должен отставать от ребенка из большой семьи.
Дело в том, что жизнь в большой семье несет с собой ряд конфликтных ситуаций, которые не всегда удается правильно решить детям и их родителям. Прежде всего, это взаимная ревность детей. Проблемы, обычно, возникают там, где родители неразумно сравнивают детей друг с другом и говорят, что один из детей лучше, умнее, милее и т.п. Очень часто ссоры между братьями и сестрами родители пытаются решить так, что ответственность за них обычно сваливают на старшего ребенка, который, с их точки зрения, должен быть разумнее, который во всем, что бы ни случилось, бывает виноват, что несомненно вызывает у детей чувство несправедливости, горечи, гнева против того, кто к нему так относится.
Иногда родители считают, что ревности между братьями и сестрами не будет, если они справедливо разделят все между детьми и каждому из них дадут одинаковую долю вкусных вещей, игрушек, подарков и т.д. Однако вещи и предметы — это скорее повод для спора и зависти, чем их прямая причина. Очевидно, не так важно справедливо делить вещи, как сделать то же самое в отношении симпатии, похвал, — признания и восхищения, точно так же, как и брани и наказаний. Невыгодное положение старшего и младшего ребенка в
семье также несет с собой ряд проблем. Необходимо следить и за тем, чтобы обязанности, которые возлагаются на старших детей, были им под силу и не в ущерб занятиям другими интересными делами. Старшие дети, сравнивая себя со своими товарищами, часто таят обиду на своего младшего братишку или сестренку, которых им приходится «таскать за собой», а, оставшись с ним наедине, они могут и обидеть их. Младшие дети в таком случае в отместку начинают реветь громче обычного, жаловаться по каждому пустяку.Родители, которым приходится решать мелкие детские споры, должны вести себя дипломатично. Итак, семейные отношения учат ребенка умению найти путь к сосуществованию с другими людьми в духе дружбы и сотрудничества.
Роль бабушек и дедушек в воспитании детей. Большую или меньшую роль в семье часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.
Прежде всего, это помощь, которую оказывают сегодня бабушки и де-душки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.
Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна. Однако не всегда она положительна, так как нередко многие бабушки и дедушки портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону. В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие «подводные рифы» — они вольно или невольно подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что они запретили. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, заслоняя собой настоящую мать ребенка. Иногда бабушки и дедушки требуют, чтобы все с ними делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, все решать сами, во все вмешиваются и т.п. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.
Однако в любом случае совместное сосуществование поколений является школой личной зрелости, иногда суровой и трагической, а иногда — приносящей радость, обогащающей взаимоотношения людей. Больше, где бы то ни было, люди здесь учатся взаимопониманию, взаимной терпимости, уважению и любви. И та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.
Таким образом, воспитание ребенка сегодня должно стать чем-то большим, чем простой передачей готовых знаний, умений, навыков и стиля поведения. Подлинное воспитание сегодня — это постоянный диалог воспитателя с ребенком, в процессе которого ребенок все в большей мере осваивает способность к принятию самостоятельных решений, что поможет ему стать полноправным членом общества, наполнит его жизнь смыслом.
Литература:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции
«Социально-психологические проблемы современной семьи» (с международным участием)
Армавир, 2007
Источник