Условия развития общения ребенка раннего возраста со взрослыми
Развитие общения ребенка раннего возраста со взрослыми
Автор: Смирнова Людмила Ермиловна
Организация: ФГКДОУ Детский сад №145
Населенный пункт: Московская область, г. Можайск-3
Аннотация: в статье автор раскрывает проблему и значение общения со взрослыми для психического развития ребенка раннего возраста. Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства, но особенно важным оно является в ранний период, когда закладываются основы личности и деятельности растущего человека. Особую остроту эта проблема приобрела в связи с недооценкой родителями общения с ребенком в раннем возрасте, а так же организации сотрудничества педагога с ребенком в условиях детского сада.
Ключевые слова: ранний дошкольный возраст, общение, формы общения, игровое взаимодействие.
В период от рождения до школы ребенок интенсивно развивается и необходимо, чтобы это развитие было разносторонним и гармоничным. В общеобразовательной программе «От рождения до школы» говорится о создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства [с.7]. Считаем, что одним из важных психолого-педагогических условий является обеспечение эмоционального благополучия ребенка, под которым понимаем организацию взаимодействия с ребенком в ситуациях детского сада и семьи. Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства, но особенно важным оно является в ранний период, когда закладываются основы личности и деятельности растущего человека. Причем, чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослыми; на более старших этапах развития ребенку интересно общение со сверстниками. Исследования выдающихся отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Л.А Венгера, А.В. Запорожца и др. доказали, что общение является ведущий фактор психического развития ребенка и на ранних этапах формирования ребенка особое значение имеет общение со взрослыми. Это эмоциональное общение, первый вид социальной активности ребенка, в процессе которого вырабатывается доверие к миру и уверенность в собственных силах. Именно, благодаря любви близких взрослых, которые ласково разговаривают с ребенком, приговаривают при общении, поют колыбельные начинается приобщение к взаимодействию и социальному миру. Потребность в любви, в нужности другому человеку – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Обедняют жизнь детей те родители, которые по разным причинам не обращают внимание на эмоциональное общение с ребенком, это так или иначе даст о себе знать в дальнейшем. Общение в семье – это актив ребенком, на котором строится дальнейшее его психическое развитие и развитие речи. Компенсировать их неудовлетворенную потребность во внимании и доброжелательности взрослых в более позднем возрасте бывает очень трудно. Поэтому родители должны знать и понимать, как важно для маленького ребенка простое внимание и доброжелательность близких взрослых. Следовательно, проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна, это первая человеческая деятельность, обеспечивающая вхождение ребенка в мир человеческих отношений. Особую остроту эта проблема приобрела в связи с недооценкой родителями общения с ребенком в раннем возрасте, а так же организации сотрудничества педагога с ребенком в условиях детского сада.
По исследованиям М.И.Лисиной в раннем возрасте существует две формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная (от рождения до шести месяцев жизни), которая включает «комплекс оживления» и ситуативно-деловая (в период от 6 месяцев до 2 лет), которая протекает на фоне практической деятельности ребенка со взрослым – манипулятивной, предметной деятельности. В связи с развитием активной речи ребенка на 3 г.ж., что является существенным показателем его психического развития, выступает новая форма общения: внеситуативно-познавательная, которая помогает ребенку расширить рамки сотрудничества со взрослыми в познавательной деятельности. Опираясь на индивидуальных и возрастные особенности детей раннего возраста, можно и надо строить взаимодействие с ребенком в развивающей речевой среде, т.е. учить общаться. Для этого имеется богатый арсенал средств, прежде всего, народная педагогика, произведения устного народного творчества. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучали ребенка, приобщали его к культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Например: потешки – песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки», «Сорока»). Смысл пальчиковых игр не только в развитии мелкой моторики ребенка, они дают ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальчики, ладошки, локоть, плечо – это дает ребенку чувство уверенности и эмоциональной стабильности. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые выразительные средства родного языка – речевые, смысловые, звуковые. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, прибаутки легко запоминаются и широко используются детьми в играх.
Наиболее полно ребенок выражает свои чувства и переживания через игру. Игра – естественная форма детского существования и самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие. Играть с ребенком – значит разговаривать с ним на самом понятном ему языке. Педагог при помощи одной и той же игры может решать разнообразные задачи по развитию общения через поэтические и музыкальные жанры фольклора. Игры на основе прибауток нетрудно придумать самим – тексты которых, подсказывают характер движений. Придумывание движений вместе с детьми, обыгрывающих текст, занятие не только увлекательное, но и полезное: дети учатся соотносить эмоциональную окрашенность интонации с ритмикой и пластикой своего тела. Это поможет им развить выразительность своей речи, станет основой для формирования эмоциональной культуры, навыков невербальной коммуникации, а значит, поможет полноценному социальному общению, самореализации и успешной адаптации в жизни.
Пример игрового взаимодействия педагога с детьми 3 г.ж.
(проводится с подгруппой детей)
Педагог вносит в группу игрушку Зайчика, прижимая его к себе, собирает вокруг себя малышей чтением стихотворения А.Барто:
Зайку бросила хозяйка-
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Рассказ педагога, как она нашла зайца и обсуждение с детьми ситуации стихотворения. Давайте порадуем зайчика, исполним песенку «Заинька» в обработке Н. Римского-Корсакова.
Дети выполняют движения под музыку по образцу педагога, соответственно тексту:
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, эдак повернись.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, эдак топни ножкой.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, эдак попляши.
Педагог: какой зайка, кто знает? (белый, пушистый, трусишка и тд.).
Педагог предлагает детям пальчиковую игру «Зайка»:
Зайка мчится без оглядки (дети хлопают в ладоши),
Лишь сверкают его пятки (ударяют кулачками друг о друга).
Мчится, что есть духу (руки сцепляют в замок и шевелят пальчиками),
Хвост короче уха (ударяют кулачками друг о друга).
Живо угадай-ка: кто же это? (хлопают в ладоши и показывают пальцем на зайку).
Имитационно-образные движения детей «Зайка» (музыка на усмотрение педагога).
Проводится игра «Зайка беленький сидит».
Заканчивается мероприятие рисованием пальчиками «Следы зайца» на подносах с манной крупой дети оставляют отпечатки двух пальчиков одновременно сначала правой рукой, потом левой, двигаясь по всей плоскости подноса.
Педагог хвалит детей, раздает игрушечных зайчиков для самостоятельных игр детей.
Используемая литература:
1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2004.-128с.
2.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. -2 изд.
3.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.-352с.
Опубликовано: 31.01.2019
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №44 «Сказка» комбинированного вида города Белово»
Консультация
«Особенности общения детей раннего возраста с взрослыми».
Автор: Г.В.Борщева,
педагог-психолог
2013
Взрослый продолжает оставаться главной фигурой для детей З – го года жизни, т.к. дети во многом еще зависят от него. Взрослые – промежуточное звено между детьми и окружающим миром. Маленькие дети не могут познавать мир, если им не объяснят смысл того, что они видят, слышат и т.д. Пожарная машина остается для них шумной пугающей, непонятной вещью до тех пор, пока взрослый не объяснит, что это пожарная машина, она спешит с пожарными тушить огонь. Без помощи взрослого ребенок не может справиться с различными бытовыми ситуациями. Раздеться? – Пожалуйста! Но одеться полностью самостоятельно удается далеко не каждому ребенку и не всегда. Самостоятельно есть ложкой, многие уже умеют, а разрезать котлетку, картофелину еще не умеют.
В своих маленьких делах ребенок часто попадает в трудные и неприятные ситуации: то больно ушиб коленку, то сверстник отнял лопатку и не отдаёт или сердитая собака бежит на встречу. Во всех случаях ребенок ищет помощи, сочувствия, защиты и может найти их только у взрослых.
Ребенку третьего года жизни необходимо знать чувствовать, что взрослый готов ему помочь, поддержать, защитить. Общение с взрослыми как бы вплетается в новую для ребенка сферу овладения предметными действиями. Взрослый выступает как партнер по игре, образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка.
Потребность ребенка в поддержке и оценке взрослыми его действий – один из основных стимулов поведения в раннем возрасте. Внимание взрослого придает ребенку уверенность в своих силах, поддерживает его тонус, дает ощущение важности его дел. Ведь недаром дети так любят устраивать со своими игрушками поближе ко взрослому. даже если они оба заняты своими делами, малыш чувствует себя спокойнее и увереннее в присутствии взрослого, который изредка поглядывает на него, разговаривает с ним или просто улыбается ему.
Строя свои взаимоотношения с ребенком второго года жизни, родителям необходимо знать, что ребенок лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем инструкции, содержащие запреты. Многие родители остаются в недоумении:
«Почему он не хочет понимать меня, когда я даю ему очень важные указания? Я прошу его не трогать, не хватать, не ломать, а он продолжает делать все по своему, как будто бы на зло». Нет, ребенок не пытается досадить Любиной маме, просто в этом возрасте слово «нельзя» часто остается без внимания и должного понимания. В таком случае ребенку лучше вместо «не трогай!» сказать: «положи на место!» вместо: «отойди от стола!» просто позвать его к себе. Ребенок хорошо понимает, что ему надо делать, но еще не всегда может понять, что значит «не делать чего – либо».
Другая картина наблюдается на третьем году жизни. Малыш начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними, В этот период речь взрослого особенно привлекает внимание ребенка. Он не только начинает понимать инструкции родителей, но и с удовольствием слушает все, о чем говорят старшие между собой, В этот период дети с огромным удовольствием слушают сказки, стихи, которые читают им взрослые. И эту уникальную возможность не стоит упускать.
Не смотря на то, что на протяжении раннего возраста взрослый остается центральной фигурой для ребенка, но уже на первом году жизни младенцы начинают проявлять интерес к сверстникам. Но до 1,5 лет дети обычно действуют со сверстником как с неодушевленным предметом, игрушкой и малочувствительны к протестам и гневу сверстников, недовольного тем, как с ним обращаются.
После 1 ,5 лет в отношении детей происходит заметный перелом. Идут на убыль действия с ровесником как с неодушевленным предметом, бурно нарастают инициативные действия, чтобы заинтересовать собою сверстника, одновременно нарастает чувствительность малышей к отношению сверстников.
Со сверстниками ребенок общается на горизонтальной плоскости. Перед ним равное существо, которое так же легко освобождается от внешних окон и готово разделить стремление к самовыражению. В общении с ровесниками ребенок приобретает умение постоять за свои права, адаптироваться в обществе.
Отсутствие опыта общения со сверстниками притупляет способность понимания других людей.
К концу второго года жизни возникает особая форма общения со сверстниками – эмоционально окрашенная игра. Большинство совместных игр основано на стремлении друг другу подражать, дети вместе прыгают, падают на пол, кривляются.
Примерно с 1,5 лет дети начинают бояться незнакомых детей. Они могут переставать играть, прятаться за маму, и даже плакать при приближении других детей. К 2 – 2,5 годам эта тревога при встрече с другими детьми должна пройти. Совместные действия детей в этом возраста еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают, т. к. дети еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать интересы друг друга. Очень часто возникают конфликты из-за игрушек. Играть игрушкой одному или уступить ее другому – решить в этом возрасте непросто. Нравиться нам это или нет, но дети в этом возрасте собственники. Поэтому, покушение на игрушку – это покушение на его безопасность, на его личное пространство, даже мы взрослые не любим делиться, но требуем этого от детей. А ведь для малыша обладание машинкой или куклой, тоже самое, что для нас владение телевизором или машиной. Необходимо осознать право ребенка на собственность – это снимет многие ненужные проблемы.
Литература
1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Психология общения в детском возрасте, 3 – издание, из серии «Детскому психологу» Питер, 2008 г. – 272с
2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости, Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 г. – 464с.
3. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 г. – 164с.
4. Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005 г. – 445с.
Источник
Общение со взрослыми как условие речевого развития ребенка
раннего возраста
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает у ребенка, и благодаря которому он получает необходимую для его индивидуального развития информацию.
Вне человеческого общения невозможно развитие личности ребенка, подтверждением того являются дети – маугли. Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других – к педагогической запущенности. Достоверными еще являются факты, свидетельствующие о том, что недостаточное общение или полное его отсутствие пагубно сказывается на развитии детей. Например, явление госпитализма, возникающее в закрытых детских учреждениях: из – за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии.
Одной из задач ФГОС является – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Поэтому, одним из условий развития речевой активности детей раннего возраста это – внимательное и бережливое отношение взрослого к ребёнку, обеспечивающее развитие ответных положительных эмоций, без которых невозможно установить тесный контакт с ребенком и развивать его речь.
Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Эмоциональное общение – первичная психическая связь взрослого с ребенком сохраняется на всем протяжении раннего детства. Речь взрослого является образцом для подражания.
Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию.
Необходимостью для полноценного развития ребенка является, конечно же игра, которая предоставляет благоприятные условия для развития языка. Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными и проявлять речевую активность. Очень хорошо воспринимаются маленькими детьми игры, сопровождаемые потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя, один ребенок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают кто что может, пританцовывают – ждут своей очереди. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет психологический эффект, когда ребенок чувствует внимание к себе лично и вступает в разговор, охотнее идет на речевой контакт.
Для развития словаря также используем приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, спрашиваем: «Что ты принёс? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать взаимозависимости между объектами и словами. Важно, чтобы ребёнок стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.
Таким образом вторым условием развития речевой активности является организация совместной деятельности ребёнка со взрослым доступной по форме и средствам.
Правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса является ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста.
При его организации необходимо предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию. Установлено, что лучшим временем для занятий с ребенком является первая часть бодрствования, когда малыш находится в состоянии оптимальной возбудимости и не сразу после еды, а спустя минут 30. Не рекомендуется проводить с детьми занятия в неблагоприятное для этого время: сразу после сна, когда ребенок еще находится в несколько заторможенном состоянии, сразу после прогулки, когда ребенок уже несколько утомлен, или непосредственно перед едой и перед сном, что снижает качество проведения следующего процесса.
Игры-занятия с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал должен быть динамичным, ярким, звучащим.
Важно обратить внимание на развитие сенсорного восприятия: зрительного, слухового, кинестетического. Большое значение для развития познавательной активности детей имеет стремление рассматривать предметы и действовать с ними: соединять, расстегивать и т.д. Под влиянием предметной деятельности развивается восприятие, память, речь. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования всей личности. Поэтому, в соответствии с ФГОС, следующим условием для развития речевой активности детей будет – создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами. Например: игровые пособия, дидактические игры, наборы парных картинок, картинок для группировки, разрезные картинки и др.
Книжная зона в групповой комнате особенно нравится малышам и способствует развитию речи детей.
Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте в 1 младшей группе, и над которой работаем в дальнейшем в младшей и средней группе детского сада это – необходимая база, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старших возрастных группах, в том числе и в первую очередь, обучая детей рассказыванию.
Таким образом, выполняя перечисленные условия мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». М., 1999 г.
2.Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего;возраста/ Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. М: Гуманитар: изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
3.Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит: Книга для тех, кому интересно / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2004. 4.Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет’, Ярославль,
Академия Холдинг. 2001 г.5.ФГОС дошкольного образования.
Источник