Условия препятствующие нормальному воспитанию и развитию ребенка

Условия препятствующие нормальному воспитанию и развитию ребенка thumbnail

В данном комментарии попробую изложить некоторые свои замечания по поводу проекта федерального закона № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» (внесен 23.03.12, рассмотрен Советом Государственной Думы 23.04.12, 14.05.12), (далее – Законопроект).

При анализе Законопроекта следует, прежде всего, не забывать о том, что речь в нём идёт о помощи семьям, находящимся в социально опасном положении.

Понятие такой семьи уже сформулировано в Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних», и его предлагается дополнить словами «…либо создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие их нормальному воспитанию и развитию» (ст. 2 , п.1, пп.«а» Законопроекта).

Таким образом, полностью определение семьи, находящейся в социально опасном положении будет выглядеть так:

«семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, либо создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие их нормальному воспитанию и развитию».

Все основные понятия, как то: «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении», «безнадзорный», «беспризорный» и др. даны в Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних». Поэтому не буду заострять на этом внимание. Остановлюсь лишь на некоторых моментах предлагаемых нововведений, которые мне представляются весьма сомнительными или явно непроработанными.

Предлагаемое дополнение «…создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие их нормальному воспитанию и развитию» уже введено в законодательство Федеральным законом N 49-ФЗ от 24.04.2008 (см. ст. 121 СК РФ). Однако до сих пор нигде нет более или менее чётких критериев определения этой «нормальности». В комментариях к Семейному кодексу, вышедших после принятия указанных поправок к нему, понятие «нормальное воспитание и развитие несовершеннолетнего» не раскрывается. Что считать нормальным и не нормальным в современных условиях жизни ребёнка? То, например, что ребёнок не каждый день получает завтрак, обед или ужин? Или то, что у него нет какого-нибудь «айфона» последней модели? Я, конечно, утрирую, но ведь критериев-то нет.

Поэтому если уж законодатель вводит оценочную категорию «нормальное воспитание и развитие несовершеннолетнего», то необходимо на законодательном же уровне установить позиции, по которым следует оценивать эту «нормальность».

Весьма и весьма сомнительной, если не сказать больше, мне представляется также норма, позволяющая несовершеннолетнему, достигшему 10-летнего возраста, самостоятельно обращаться с заявлением об установлении социального патроната (п. 2 статьи о социальном патронате). Не говоря уже о прочих аспектах такой гражданско-правовой новеллы, это просто – юридический нонсенс в буквальном смысле этого слова. Предоставляя 10-летнему(!) ребёнку право самостоятельно обращаться в государственные органы, законодатель признаёт тем самым за ним право дееспособности в данной области, то есть, как минимум, право своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права в сфере государственного управления.

Однако дееспособность у гражданина России возникает по общему правилу с момента его совершеннолетия (ст. 21 ГК РФ), ограниченная дееспособность – с 14 лет (ст.26 ГК РФ), а дееспособность малолетних, не достигших 14-летнего возраста, ограничивается лишь мелкими бытовыми сделками (ст. 28 ГК РФ). Причём перечень таких сделок является исчерпывающим, и всю ответственность за них несут родители или другие законные представители.

Перечень правомочий несовершеннолетних от 14-ти до 18-ти лет также исчерпывающий и касается лишь права совершения мелких бытовых сделок; права распоряжаться своим заработком, стипендией, или иным доходом; авторского права; права распоряжения своим вкладом в кредитные учреждения и право быть членом кооператива (последнее – с 16-ти лет). Всё! О праве несовершеннолетнего, а уж тем более – малолетнего, самостоятельно обращаться в официальные государственные структуры с какими бы то ни было заявлениями, не идёт даже речи (и не может идти!).

Почему тогда законодатель, предлагая ввести указанную норму, не предлагает внести соответствующие поправки в перечисленные выше положения Гражданского кодекса? Или почему бы не пойти ещё дальше, и не предоставить малолетнему право выходить в суды с самостоятельными исками? И здесь я уже ничуть не утрирую. Ведь логика данного Законопроекта именно такова – предоставить ребёнку право писать официальные бумаги в госорганы. И чем, например, отличается право ребёнка подать заявление об установлении социального патроната от права ребёнка подать исковое заявление в суд? По-моему – ничем! В общем, абсурд полный… Конечно же, данную норму Законопроекта нельзя принимать ни в коем случае!

Ещё одно положение Законопроекта представляется крайне важным, поскольку содержит потенциально опасную отсылочную норму. Это – последний абзац пункта 3 статьи о социальном патронате, который гласит, что «в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, мероприятия, предусмотренные планом организации социального патроната, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» .

Иными словами, если в принципе, сначала речь идёт о «мероприятиях, направленных на обеспечение надлежащих условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего» именно в рамках семьи (п.3, абз. 5 статьи о социальном патронате), то данная норма позволяет, на мой взгляд, устанавливать «особые случаи», когда ребёнка можно будет отдавать «на воспитание» в различные государственные учреждения. Этого также нельзя допускать. Не следует издавать по этому поводу специальные подзаконные акты Правительства, и если уж устанавливать такие «особые случаи», то они должны быть определены в Законе!

Если говорить в целом о Законопроекте, то по существу в нём прослеживается явная тенденция отхода от главной стратегической задачи – задачи борьбы с безнадзорностью и беспризорностью, реальной помощи так называемым «неблагополучным семьям», а также семьям, находящимся в тяжёлом материальном положении. Ведь, посмотрите, везде в Законопроекте говорится только о «социально-педагогической, медико-психологической помощи…» (ст. 2, п. 1, пп. «б» Законопроекта; п.3, абз. 5 статьи о социальном патронате), но нигде нет даже намёка на хоть какую-то материальную помощь таким семьям. А зачастую многие проблемы возникают именно из-за низкого семейного достатка.

Вместо расширения круга крайне расплывчатых и оценочных правовых норм, позволяющих трактовать положения Закона как угодно, в зависимости от преследуемых целей правоприменителя, необходимо выработать конкретные меры по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью, средства и методы помощи «неблагополучным» семьям и семьям с низким достатком. Именно эти направления деятельности являются, на мой взгляд, самыми важными.

Это основные замечания по законопроекту, которые, по моему мнению, следует учесть в том случае, если не удастся избежать его принятия.

В принципе же, полагаю, что в принятии Законопроекта нет необходимости, во всяком случае – в том виде, в котором он предложен.

Ныне существующая законодательная база вполне позволяет органам опеки и попечительства обойтись уже имеющимися у них полномочиями, и совершенно непонятно зачем вводить новый правовой институт, да к тому же, очевидным образом непроработанный и не вполне понятный.

Ещё раз повторюсь, что Законопроект не следует принимать вообще, а необходимо обратиться к соответствующему Министерству с требованием разработать программу конкретных действий по указанным выше направлениям и в кратчайшие сроки предложить её на обсуждение в Государственную Думу в форме нового законопроекта.

Участник рабочей группы «Юридический фронт» Михаил Кузнецов

Виртуальный клуб «Суть времени»

Источник

Причины, по которым может быть принято решение об отобрании детей у родителя, не зависят от него. Ограничение родительских прав возможно из-за трудных жизненных обстоятельств или тяжелой хронической болезни, мешающей исполнять обязанности родителя

«Отец четверых детей воспитывал их один на протяжении 7 лет после того, как мама их оставила. Все было хорошо, пока он не заболел: орган опеки и попечительства забрал у него детей и передал на воспитание маме. Но она до этого момента детьми не интересовалась. К тому же сейчас она состоит в браке с человеком, который ранее был привлечен к уголовной ответственности. Правомерны ли действия органа опеки?» – такое письмо поступило в редакцию «АГ».

В этой статье мы рассмотрим причины ограничения родителей в правах и порядок определения места жительства ребенка в таких случаях.

Почему родителей могут ограничить в правах?

Ограничение в правах родителя возможно лишь в том случае, если оставление с ним детей подвергает их опасности. Причины и обстоятельства, приводящие к этому, не зависят от родителя: трудные жизненные обстоятельства, расстройство психики, тяжелая хроническая болезнь, мешающая исполнять обязанности родителя, и т.п.

Иск на ограничение прав родителя рассматривает суд, который будет принимать решение, руководствуясь положениями ст. 73 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ): «Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав). Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и др.). Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав».

Кому ребенка передадут на воспитание?

В решении суда об ограничении или о лишении родительских прав должно быть указано, кому передается ребенок на воспитание: другому родителю, опекуну (попечителю), если он уже назначен, или органу опеки и попечительства.

В целях защиты прав несовершеннолетнего и обеспечения надлежащих условий его дальнейшего воспитания, а также охраны прав родителя, не проживающего вместе с ребенком, суд должен известить этого родителя о времени и месте рассмотрения дела об ограничении или о лишении родительских прав и разъяснить ему, что он вправе заявить требование о передаче ему ребенка на воспитание.

При невозможности передать ребенка другому родителю либо в случае ограничения или лишения родительских прав обоих родителей, когда опекун (попечитель) еще не назначен, ребенок передается судом на попечение органа опеки и попечительства. При этом суд не решает вопрос о том, как должна быть определена судьба ребенка (помещение в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, назначение опекуна и т.п.), поскольку выбор способа устройства детей относится к компетенции органа опеки и попечительства. Передача судом ребенка на воспитание родственникам и другим лицам допускается только в случае, когда они назначены его опекунами или попечителями (п. 5 ст. 71, п. 4 ст. 74, ст. 121 СК РФ)1.

Как выявляется отсутствие родительского попечения над ребенком?

Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского попечения над ребенком, выявляются в ходе тщательного обследования условий его жизни2. Такое обследование проводится перед судебным заседанием, а также ранее, сразу после поступления в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устных и письменных обращений юридических и физических лиц, содержащих сведения о детях.

Обследование осуществляется с целью принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав или ограничения в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, их длительного отсутствия, уклонения от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных или медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Обследование проводит в течение 3 дней с момента получения сведений о детях специалист органа опеки и попечительства либо образовательной, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации (далее – организация), которой передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких детей и их семей.

Что именно проверяют при обследовании условий жизни ребенка?

  • Состояние здоровья и степень удовлетворения основных потребностей.

    Уровень физического развития и его соответствие возрасту ребенка; наличие у него заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании и лекарственном обеспечении; удовлетворение базовых потребностей ребенка в пище, жилье, гигиене, обеспечении одеждой, предоставлении медицинской помощи; режим дня и режим сна ребенка и др.

  • Социальная адаптация.

    Наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность его поведения в различной обстановке и др.

  • Воспитание и образование.

    Наименования образовательных организаций, в том числе учреждений дополнительного образования детей, которые посещает ребенок; форма и успешность освоения им образовательных программ; организация его свободного времени и отдыха; наличие развивающей и обучающей среды.

  • Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.
  • Семейное окружение.

    Состав семьи и его изменение в настоящем и прошлом; особенности отношений между членами семьи, их влияние на ребенка и степень его привязанности к ним; распределение обязанностей в семье; наличие и место жительства близких родственников ребенка; степень участия родителей, других совместно проживающих лиц и родственников в воспитании и содержании ребенка.

  • Жилищно-бытовые и имущественные условия.

    Наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места для сна, игр, занятий; наличие личных вещей ребенка (игрушек, книг) и др. Обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом (отсутствие доступа к опасным предметам, медикаментам, электроприборам, газу и т.п.).

  • Структура доходов семьи.

    Источники дохода родителей и других членов семьи; среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; сведения об удовлетворении его основных потребностей.

  • Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию или нарушают его права и интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ним, покушения на его половую неприкосновенность.

В ходе обследования используются такие способы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком и их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и др. При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.

Что будет после проверки условий жизни ребенка?

По результатам проверки составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи. В нем должна быть дана оценка выявленных в ходе обследования обстоятельств, а также изложены выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка или препятствующих его нормальному воспитанию и развитию; выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком; рекомендации о форме защиты его прав и законных интересов.

Акт обследования оформляется в течение 3 дней после проверки, подписывается проводившим обследование специалистом и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации, если ее сотрудник провел проверку. Акт обследования, проведенного специалистом организации, оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в орган опеки и попечительства в течение одного дня, следующего за днем его утверждения, а второй хранится в организации.

Копия акта обследования, заверенная уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта РФ или органа местного самоуправления либо руководителем организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений об их месте жительства или месте пребывания.

При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение одного дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства.

Как суд принимает решение о дальнейшей судьбе ребенка?

Ответ на этот вопрос можно найти в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

При подготовке дел данной категории к судебному разбирательству судье следует правильно определить обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора и подлежащие доказыванию сторонами, обратив особое внимание на те из них, которые характеризуют личные качества родителей или иных лиц, воспитывающих ребенка, а также сложившиеся взаимоотношения этих лиц с ребенком.

Независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Он обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение, подлежащее оценке в совокупности с другими доказательствами (ч. 2 ст. 47 ГПК РФ, ст. 78 СК РФ). Причем такие дела назначаются к разбирательству в судебном заседании только после получения от органов опеки и попечительства актов обследования.

Решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), суд должен исходить из его интересов и учесть мнение ребенка, если ему исполнилось 10 лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания условий для его воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения его требований), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

Суд учитывает все обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что ни родители, ни лица, у которых находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд, отказывая в удовлетворении иска, передает несовершеннолетнего на попечение органа опеки и попечительства, чтобы были приняты меры для защиты прав и интересов ребенка и был выбран наиболее приемлемый способ устройства его дальнейшей судьбы (п. 2 ст. 68 СК РФ).

Должно ли учитываться мнение ребенка?

Пунктом 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Согласно ст. 12 Конвенции ребенку, способному сформулировать собственные взгляды, должно быть предоставлено право свободно выражать их по всем вопросам, затрагивающим его. Причем взглядам ребенка нужно уделять должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. С этой целью ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.

Как указано в ст. 57 СК РФ, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145 СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, если ему уже исполнилось 10 лет.

1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав».

2 Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 10 января 2019 г. № 4 «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»).

Источник