Условия личностного развития ребенка в младенческом и раннем возрасте
Ранний возраст – важный период для личностной социализации ребенка (процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его интеллектуального и личностного развития, присвоение социально-нравственных ценностей, норм, правил поведения, формирование мировоззрения). Социализация становится возможной благодаря подражанию ребенком поведению взрослых, за которыми он регулярно наблюдает.
Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. Он рано узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, сам активно начинает пользоваться местоимением «Я».
После возникновения первичного представления о себе как об отдельно существующем субъекте и открытого заявления о себе как о личности в психике ребенка появляются и другие новообразования личностного характера. Дети-трехлетки начинают сравнивать себя с другими людьми, в результате чего у них складывается определенная самооценка, выраженное стремление соответствовать требованиям, предъявляемым взрослыми людьми. Далее у детей формируются чувство гордости, чувство стыда, уровень притязаний.
В это же время появляется и потребность в самостоятельности. Свое право на независимое поведение дети начинают активно отстаивать после заявления: «я сам», когда взрослый пытается в чем-либо помочь ребенку против их воли.
Многие дети создают себе трудности такого плана, как взбирание на гору, когда ее можно обойти, на предметы мебели, ходят с закрытыми глазами, что доставляет удовольствие ребенку. Это способствует становлению характерологических свойств личности: силы воли, настойчивости, целеустремленности.
С появлением самосознания у ребенка развивается способность к эмпатии – пониманию эмоционального состояния другого человека. Так, после 1,5 лет дети способны утешать расстроенную маму, обнимать, целовать, дать что-нибудь вкусное ей. Психологические состояния способны понять уже 2-х летние дети.
Пример: «Майкл, которому 1,5 года, дрался с Полом из-за игрушки, и тот заплакал. Майкл отдал игрушку Полу, он все равно плакал. Майкл подождал немного и принес своего медвежонка, но Пол был безутешен. Майкл снова подождал и принес полу из соседней комнаты свое одеяльце». (Развитие личности ребенка, С. 154)
В период от 1,5 до 2-х лет дети начинают усваивать нормы поведения. Например, быть аккуратными, сдерживать свои эмоции, быть послушными, выполнять требования и просьбы.
При переходе со 2 на 3-й год жизни у ребенка формируются такие свойства мотивации, как потребности в достижении успеха. Эта потребность появляется в том, что а) дети приписывают свои успехи и неудачи каким-либо обстоятельствам, например, усилиям. Другой признак этой потребности – б) характер объяснения ребенком успехов и неудач других людей. Эта мотивационная сторона тесно связана с имеющейся самооценкой ребенка.
Еще показателем развития мотивации достижения успехов является в) способность ребенка различать задания разной степени трудности и осознавать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения этих заданий. Наконец, 4-й г) показатель – это умение различать способности и прилагаемые усилия. Это говорит о том, что ребенок готов к анализу причин своих успехов и неуспехов, способен управлять деятельностью, направленной на достижение успеха и избегания неудач.
Признаки развития самосознание у ребенка:
1) Влияние на поведение других людей. 2-х летние дети начинают подчинять поведение других людей своим требованиям (малыш просит пересесть маму на другой стул, издать забавный звук). Таким образом, дети осознают свою способность влиять на поведение других людей.
2) Описание своего поведения. На 3-м году, малыш, выполняя какое-либо действие, описывает его. Взбираясь на стул, приговаривает: «Я сяду», строя башню из кубиков: «Я строю», «Я ем», «Тима сидит» и т.д.
3) Узнавание себя. Узнает себя в зеркале (с 22 месяцев, так. проводился эксперимент: детям пачкали нос и подводили к зеркалу. Дети до 22 месяцев не реагировали на свое изображение, а старшие – трогали нос).
4) Чувство собственности. Пример: два 3-х летних незнакомых мальчика играли в разных концах незнакомой комнаты в присутствии своих матерей. В течение первых 20 минут игры один из мальчиков, Джек, несколько раз отбирал игрушки у другого мальчика Билла. Вначале Билл на это не реагировал. Но после очередного «нападения» Билл пересек комнату, взял игрушку, с которой играл Джек, и отнес ее к своим игрушкам. Через несколько минут Джек пытался отнять ее, но Билл крепко схватил ее, и ему удалось отстоять игрушку. Так Билл проявил чувство собственности (забрал игрушку и отстоял ее).
5) Эмпатия. (Развитие личности ребенка, 87 г., С. 70)
3.2.6 Психологические новообразования раннего возраста
Речь.
Наглядно-действенное мышление.
Репродуктивное воображение.
Правильный способ употребления предметов.
Самосознание.
Прямохождение
Кризис 3-х лет
Благодаря ведущей, предметной, деятельности в раннем возрасте появляются такие новообразования, как речь, развитие репродуктивного воображения, наглядно-действенное мышление, переходящее в наглядно-образное. Однако, самым важным, центральным новообразованием является возникновение феномена «Я сам», которое Выготский называл «внешнее Я сам». Именно это новообразование и является тем стимулом, благодаря которому распадается старая социальная ситуация развития, которая проявляется в кризисе 3-х лет. (Обухова, С. 222)
Основные симптомы этого кризиса впервые были описаны Эльзой Келер в работе «О личности 3-х летнего ребенка».
1. Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте. Выготский писал: «ребенок не делает, потому что его кто-то попросил».
Пример: Выготский пишет: «Девочка хочет, чтобы ее взяли на конференцию, на которой обсуждают детей. Она даже собирается идти туда. Я приглашаю девочку. Но так как Я зову ее, она ни за что не идет. «Ну, иди сюда», – она не идет и сюда. Когда ее оставляют в покое, она начинает плакать. Ей обидно, что ее не взяли. Таким образом, негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Девочке хотелось бы пойти, но т.к. ей предложили, она отказалась».
2. Упрямство. Это реакция на собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Выготский пишет: «Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему этого хочется, а потому, что он это потребовал». Например: ребенка зовут со двора в дом; он отказывается, ему приводятся доводы, его убеждают, но т.к. он отказался, он уже и не идет. Мотивом упрямства является первоначальное решение.
3. Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома, против норм воспитания, образа жизни, к интересовавшим ранее игрушкам. Строптивость направлена вовне, в отличие от упрямства.
4. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис 1-го года жизни, но там ребенок стремится к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности намерения, замысла.
Это были наиболее важные симптомы, кроме которых различают еще 3 второстепенных:
5. Обесценивание взрослых. Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка в свой адрес: «дура».
6. Протест-бунт. Проявляется в частых ссорах с родителями. Выготский пишет: «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».
7. Деспотизм. Встречается в семье с единственным ребенком. Ребенок проявляет деспотическую власть ко всем окружающим и изыскивает для этого множество способов. Например: мать не должна уходить из дома, она должна сидеть в комнате, как ребенок этого требует. Ему должны достать все, что он требует; есть этого он не станет, а будет то, что требует. Можно сказать, что он пытается вернуться в младенчество, где фактически исполнялись все его желания.
В семьях с несколькими детьми этот симптом проявляется в ревности: по отношению к старшим или младшим.
Благодаря этим симптомам, ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими (Выготский). Наступает отделение ребенка от взрослого. В результате чего, взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. Возникает тенденция к самостоятельной деятельности, но похожий на деятельность взрослого, т.к. он – образец.
Кроме этих главных симптомов, есть и другие, невротического характера: возможен энурез, ночные страхи, иногда резкие затруднения в речи, гипобулические припадки.
Описав все 7 симптомов, Выготский определяет их в целом как трудновоспитуемость. Определяя это понятие, он говорит об изменениях в социальных отношениях ребенка с ближайшими взрослыми. Все симптомы, по Выготскому, вращаются вокруг оси «Я» и окружающих людей. Все это заставляет говорить о психологическом отделении от ближайших взрослых.
Выготский делает вывод, что в 3 года ребенок мотивирует свои поступки отношениями с окружающими; т.е. кризис 3-х лет – «это прежде всего кризис социальных отношений; возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка…, мотив дифференцирован от ситуации».
Согласно Божович, с появлением новообразования – системы «Я», выражающегося в слове «Я», доминирующей становится потребность в реализации и утверждении собственного Я. Депривация именно этой потребности вызывает трудности в поведении детей. После возникновения системы «Я», возникают и другие новообразования, наиболее значительным из которых является самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть «хорошим».
Появление самооценки (желания быть хорошим) приводит к усложнению внутренней позиции ребенка: с 1 стороны, присутствует желание действовать по-своему, с другой – соответствовать требованиям взрослых (значимых только!). Это приводит к возникновению амбивалентных тенденций в поведении.
Д.Б. Эльконин, определяет такое новообразование раннего возраста – личное действие (правильный способ употребления предмета) и сознание «Я сам». В совместной предметно-манипулятивной деятельности ребенка со взрослым к 3-м годам возникает желание действовать по собственному усмотрению, действовать вопреки ситуации, предложенной взрослым.
Наиболее развернутое исследование кризиса 3-х лет проведено Т.В. Гуськовой, в котором анализирует отечественные и зарубежные исследования. Она установила, что кризис приводит к появлению у ребенка двух наиболее ярких черт: уязвимости и непредсказуемости поведения. Также Гуськова выделяет два «пояса» симптомов: 1) симптомы, направленные на достижение в предметно-практической сфере; 2) симптомы, концентрирующиеся вокруг отношений ребенка и взрослого.
Гуськова вводит представление о поведенческом корреляте центрального новообразования 3-х лет – «гордости за достижение».
Коррекционная работа
Новообразование раннего возраста приводит к экспериментированию с собственной самостоятельностью. Негативизм в поведении связан с внешне немотивированными требованиями самостоятельности. Часто проявляется в отказе от действия, даже нечастого по собственному желанию. Поведение характеризуется действием по собственному произволу (в противоположность произвольному действию). Родители четко выделяют ситуации, в которых необходимо твердо и спокойно настоять на запрете, не реагировать на провоцирующее поведение ребенка. Ребенок нуждается в эмоциональном принятии, ласке. Очень полезны совместные игры, в которых показывается, как действовать с игрушками. Можно предоставить малышу возможность играть самостоятельно (пусть поначалу 1-2 минуты).
В целом кризис 3-х лет объективно завершается с возникновением у ребенка полноценной игры. Для этого необходим перевод личного действия в игровой план. В течение кризиса выделяются 2 линии: линия становления личного действия и линия возникновения игры. Первая линия оформляется в столкновении намерения ребенка и запрета, вторая возникает в совместных со взрослыми игровых действиях. Соответственно строится и поведение взрослого. Обычно протестное поведение адресовано близкому взрослому (родителю), а с начала игры могут возникать и с родителями, и в детском саду. (Поливанова)
ТЕМА 3.3 Дошкольный возраст
Источник
Младенческий возраст – возрастной период в периодизации психического развития, основанной на выделении ведущей деятельности, охватывает первый год жизни ребенка. Младенческий возраст, в свою очередь, подразделяется на три этапа:
– новорожденность;
– первое полугодие жизни;
– второе полугодие жизни.
Этап новорожденности охватывает первый месяц жизни младенца и по психологическому содержанию представляет собой период подготовки ребенка к эмоциональному (или ситуативно-личностному) общению со взрослыми.
Первое полугодие жизни представляет собой этап эмоционального общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте играет роль ведущей деятельности. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления. Основным психологическим новообразованием, складывающимся как продукт ведущей деятельности – ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми. Аффективно-личностные связи служат основой для становления личности ребенка в первом полугодии и залогом его дальнейшего успешного развития. Под влиянием общения со взрослыми в этом возрасте интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается до них руками и, наконец, научается захватывать предметы.
Первый акт захватывания является началом развития предметно-манипулятивной деятельности и знаменует переход младенца на новый этап – во второе полугодие. Во втором полугодии на положение ведущей деятельности выдвигается предметно-манипулятивная деятельность. В этом возрасте общение со взрослым преобразуется из ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которая «обслуживает» предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок научается овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности, ведущей на следующем возрастном этапе – в раннем возрасте. Основным психологическим новообразованием во втором полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Оно проявляет себя в наличии активной позиции младенца в отношении к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. При нормальном физическом и психическом развитии младенец во втором полугодии овладевает все более сложными локомоциями: меняет произвольно позу; научается садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги; научается понимать речь взрослых и произносить первые слова; осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и пр.). Период младенчества завершается кризисом одного года, в котором манифестирует личность ребенка.
При дефиците эмоционального общения задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности в первом полугодии и ситуативно-делового общения во втором полугодии, что приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивность в отношении к людям и предметному окружению, несформированности отношения к себе.
Кризис первого года – период в личностном развитии ребенка на стыке младенческого и раннего возраста, когда впервые «заявляет» о себе консолидировавшееся личностное образование. Опыт, накапливавшийся ребенком в отношениях с окружающими людьми, предметном миром, преломляющийся в отношении ребенка к себе, качественно изменяет характер этих отношений: они из непосредственных становятся опосредованными двояко – отношением ребенка к себе и его оценкой действия взрослого.
В поведенческом плане этот критический период проявляется в симптомах, во многом схожих с симптомами других «критических» возрастов (кризис трех лет, кризис семи лет), различных в зависимости от характера отношений с окружающими взрослыми людьми. При адекватном отношении взрослых к личности, умениям и возможностям ребенка отмечаются прогрессивные изменения в деятельности и поведении: быстрое накопление навыков и умений, появление уверенности, настойчивости в достижении цели, в общении с близкими и посторонними людьми. В случае завышенных или, напротив, заниженных требований взрослых к ребенку, а также при индифферентном отношении, игнорировании личности малыша и его достижений часто проявляются такие симптомы, как обидчивость, капризность, упрямство, агрессия, резкие аффективные вспышки. Особенно характерны проявления непослушания в режимных моментах: трудности при укладывании спать, кормлении, одевании. Обычно такие симптомы исчезают, если родители начинают больше играть с ребенком, положительно оценивая его умения, самостоятельный действия, проявлять чуткость и уважение к личности малыша, его желаниям, право на выбор действий, занятий и т.п. Если родители не сумеют перестроить свое отношение к ребенку, то может произойти подавление его личности либо закрепление конфликтных отношений.
Ранний возраст – стадия психического развития ребенка, охватывающая возраст от 1 года до 3 лет включительно. Основные отличительные особенности психических процессов в раннем возрасте:
– зависимость от наглядной ситуации;
– функционирование в неразрывной связи с практическими действиями;
– аффективный характер направленности на познание окружающего мира.
Ведущей деятельностью детей в раннем возрасте является овладение предметными действиями: культурно фиксированными способами употребления предметов. Ребенок усваивает их постоянное значение, функции и способы обращения с ними. Становление предметных действий происходит при усвоении детьми образцов использования вещей утилитарного назначения (ложка, чашка, расческа и пр.), в игре с дидактическими игрушками (конструкторы, мозаики, пирамидки и пр.) и в процессуальной игре с сюжетными игрушками. Формирование предметных действий неотделимо от общения ребенка со взрослым, которое выступает на данном этапе развития как ситуативно-деловое общение.
Микропериодизация раннего возраста:
1) этап доречевого развития (от 1 года до 1,5 лет);
2) этап речевого развития (от 1,5 до 3 лет).
Основные линии психического развития детей в раннем возрасте:
1) развитие ходьбы, локомоций, мелкой моторики, расширяющих возможности познания окружающего мира;
2) развитие ситуативно-делового общения со взрослыми;
3) развитие когнитивных процессов: рост устойчивости внимания, увеличения объема памяти и постепенное высвобождение ее от опоры на восприятие; усвоение сенсорных эталонов, таких как геометрические формы, цвета, величины, звуки; совершенствование наглядно-действенного и зарождение наглядно-образного мышления; формирование целеполагающей деятельности; становление процессуальной игры;
4) овладение пассивной и активной речью;
5) развитие аффективной и волевой сферы: усиление настойчивости в деятельности, стремлении достичь в ней результата;
6) становление общения со сверстниками;
7) формирование самосознания: появление знаний о своих возможностях и способностях, конкретной самооценки, гордости за достижения в предметной деятельности; становление половой идентификации.
Роль опыта, приобретаемого детьми в раннем возрасте, для дальнейшего психического развития: овладение предметно-манипулятивной деятельностью, речью, общением со взрослыми и сверстниками закладывает основы наглядно-образного мышления, умения действовать во внутреннем плане, творческого воображения и фантазии, овладения социальными навыками, появления новых познавательных и коммуникативных потребностей, способствует формированию более глубоких знаний о себе.
Кризис трех лет. Относительно кратковременный (приблизительно от 2,5 лет до 3,5 лет) этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и становлением новых, преимущественно позитивных черт сознания и личности ребенка, а также сменой его ведущей деятельности и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Процесс перехода детей этого возраста на новую возрастную ступень связан с разрешением накапливающихся в ходе развития противоречий между сложившимися у детей формами взаимоотношений с окружающими и своими возросшими физическими и психическими возможностями и притязаниями. Этого рода противоречия вызывают к жизни объективный, нормативный кризис (кризис развития), который хотя и может сопровождаться непродолжительным обострением взаимоотношений с близкими взрослыми (конфликты, негативизм, упрямство, своеволие), однако не является главным смыслом кризисной фазы развития или ее обязательным атрибутом. Примерно у 1/3 детей прохождение этого возрастного этапа не связано с кризисными поведенческими проявлениями. В возникновении кризиса трех лет немалую роль играют семейно-эмоциональная депривация, погрешности воспитания, стремление взрослых подавить инициативу ребенка. Нередко это дает начало невротическому развитию личности.
Позитивными психическими приобретениями детей на этапе нормативного кризиса выступают в большей или меньшей степени осознанное стремление ребенка к психологической эмансипации от взрослого, выделение в самосознание своего собственного «Я», своих желаний как отдельных, особых и не всегда совпадающих с желаниями других людей. Это находит свое выражение в формировании и отстаивании своих собственных замыслов (на начальном этапе кризиса – в виде негативизма, упрямства, дискредитации замыслов, исходящих от взрослого); в учащающихся попытках действовать самостоятельно; в обостренной эмоциональной реакции на критику своих собственных, «личных» действий.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы границы периода новорожденности?
2. В чем состоит кризис новорожденности?
3. Что понимается под “комплексом оживления”? С появлением какой потребности он связан?
4. Какие реакции ребенка свидетельствуют о завершении периода новорожденности и вступлении в младенческий возраст?
5. Является ли ребенок существом социальным с самого рождения?
6. Анализируя социальную ситуацию развития младенца, определите, какое противоречие лежит в основе развития в этот период.
7. Какая деятельность является ведущей в младенческом возрасте?
8. Каковы последствия дефицита общения со взрослыми для психического развития ребенка?
9. Дайте определение госпитализма. Что характерно для современного госпитализма?
10. Как можно объяснить факт опережения развития сенсорных процессов по отношению к моторному развитию у ребенка?
11. Как развиваются зрительное восприятие и предметные действия в первый год жизни?
12. Что такое «акт хватания»? Когда он возникает и какое значение имеет для психического развития ребенка?
13. Какие из приведенных ниже действий называют соотносящимися, а какие орудийными? Действия детей:
а) нанизывание колец пирамидки;
б) закрывание коробки крышкой;
в) манипулирование молотком;
г) складывание матрешки;
д) действие ложкой.
14. Когда ребенок начинает ползать, стоять, ходить?
15. Какие неречевые формы общения со взрослым характерны для младенца?
16. Какая потребность лежит в основе первых форм общения ребенка с матерью? Когда ребенок биологически и психологически отделяется от матери?
17. Когда начинает интенсивно развиваться понимание речи ребенком? Когда появляются первые слова? Какие условия для этого должны создавать взрослые?
18. Перечислите основные достижения в развитии ребенка к концу первого года жизни. Какие из них можно считать центральным новообразованием периода младенчества?
19. Какое значение имеет ходьба для психического развития ребенка?
20. Что такое «автономная речь»? Какие ее особенности выделяет Л.С.Выготский?
21. Перечислите основные моменты в развитии ребенка, характерные для кризиса первого года.
22. Выделите основные линии развития понимания речи и активной речи ребенка от 1 года к 3 годам.
23. Какое значение имеет речь для психического развития ребенка? Предположите, каким может быть развитие ребенка, его мышления и сознания в ситуации отсутствия речевого общения.
24. Может ли ребенок научиться говорить, если его «собеседником» будет только телевизор?
25. Назовите условия развития речи и обоснуйте их.
26. Почему именно эмоционально–личностное общение должно быть ведущим на ранних стадиях развития ребенка?
27. Какая деятельность становится ведущей в раннем возрасте? Какие новые виды деятельности начинают появляться к концу периода?
28. Развитию предметно-манипулятивной деятельности ребенка способствует его общение со взрослыми. Как осуществляется такое общение? Какая потребность лежит в его основе?
29. Как развиваются предметные действия ребенка? В связи с чем возникают орудийные операции?
30. Чем предметное действие отличается от манипуляций младенца?
31. Приведите примеры, показывающие зависимость ребенка от наглядной ситуации.
32. Почему мышление ребенка на данной стадии развития названо наглядно-действенным?
33. Какое место в системе психических функций занимает восприятие?
34. Почему, только находясь среди людей, ребенок приобретает потребность в познании?
35. Прокомментируйте высказывание Л.С.Выготского: “…в этом возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в действие”.
36. Что можно сказать о памяти (опоре на прошлый опыт) и воображении ребенка в раннем детстве?
37. Когда у ребенка появляется отношение к действиям как к своим собственным (личное действие) и сознание “я сам”? Как в связи с этим будет изменяться социальная ситуация развития?
38. Какое новообразование считается центральным в раннем детстве?
39. Перечислите основные симптомы, характерные для кризиса трех лет.
40. Чем негативизм отличается от обычного детского непослушания, а упрямство от настойчивости?
Источник