Условия для творческого развития ребенка

«Создание условий для развития творческих способностей детей»

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Развивать творческие способности у детей очень важно, так как они способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.

Основную роль в развитии творческих способностей детей играет, несомненно, взрослый, который знает возрастные особенности детей, их возможности. Так же на развитие творческих способностей детей большую роль играет окружающая среда и применяемые методы, приёмы, стимулирующие развитие воображения, одного из важных критериев творчества. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей – это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от нас воспитателей особого внимания. Все мы знаем, что при выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, а  некоторым детям  моей группы, нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах. Развитие творчества – это целостный процесс, который должен реализовываться во всех сферах детской деятельности. Ребёнку всегда необходимо предоставлять ситуацию выбора и возможность творчески использовать весь предоставляемый материал.

У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого,  формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют на формирование нравственных чувств.

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал – бумага, карандаш, мелки, кубики. В педагогической литературе этот период носит название «до изобразительный» т.к. здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла или желания что – то изобразить, но этот период играет большую роль в дальнейшем развитии изобразительных способностей. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.

Если материал попадает впервые в руки детей 5-6 лет и 2-3 лет, то конечно, у старших ребят быстрее возникает замысел, т.к. опыта у них в познании окружающего мира больше. Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им способами изображения. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда кто-нибудь из ребят замечает, что его штрих или бесформенная масса, глины напоминает знакомый предмет.

Обычно ассоциации у ребенка неустойчивы: в одном и том же рисунке он может увидеть разные предметы.

Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу. Одним из путей такого перехода является построение той формы, которая получилась у него случайно. Узнав в нарисованных линиях какой-либо предмет, ребенок сознательно рисует еще раз, желая вновь изобразить его. Такой рисунок начинает говорить о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, т.к. он появился в результате замысла.

Первые изображения предметов в рисунке, лепке очень простые, в них отсутствуют не только детали, но и части основных признаков. Объясняется это тем, что у маленького ребенка еще мало развито аналитико-синтетическое мышление, а следовательно, и четкость воссоздания зрительного образа, мало развита координация движений рук, нет еще технических навыков.                                                                                                                       Развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Из опыта своей работы могу сказать, что необходимо расширять опыт ребенка, если  хочешь создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Воображение формируется на основе восприятия, а восприятие в свою очередь, на основе целенаправленного наблюдения. Воспитатель должен научить детей видеть весь предмет целиком, а также его детали, характерные и индивидуальные его особенности. Таким образом, воображение – это ведущий компонент художественно-творческой деятельности.

Также для детей дошкольного возраста особое значение имеет овладение технической стороной деятельности. Без ручной умелости ребёнок не сможет воплотить в картине, образы восприятия и воображения, как бы богаты они не были.                                                                                                                     Так как я работаю с детьми старшего возраста, то могу сказать, что этот возраст благоприятен для развития способности к творчеству. Именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Одним из важных условий развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной свободной деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: «то есть, стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает.                                                                   

Критерии творческих способностей

Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников

 

Восприятие

– наблюдение;

– экскурсии;

– рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, предметов;

– создание и рассматривание альбомов разных видов изображения того или иного предмета или явления;

– индивидуальная беседа;

– вопросы;

– дидактические игры на формирование пространственных отношений, восприятие цвета и цветовых оттенков;

– рассматривание и анализ детских работ;

-тематические выставки рисунков;

– художественное слово, загадки;

– пластические и психологические этюды;

– коммуникативные игры;

– слушание аудиозаписей, музыки и др.

 

Воображение

– сюжетно-ролевая игра;

– игры и игровые упражнения («На что похоже?», «Дорисуй картинку», «Нарисуй сказку», «Рисуем музыку», «Несуществующее животное», «Добрый или злой» и т.п.);

– рисование по замыслу;

– коллективное рисование

 

Особенности зрительной чувствительности

– использование схем, алгоритмов, технологических карт;

– упражнения на ориентировку в пространстве (далеко-близко, слева-справа, впереди-сзади и т.д.)

 

Специальные умения руки

– пальчиковая гимнастика;

– упражнения на развитие мелкой моторики;

– игры с мелкими игрушками, мозаики;

– лепка из пластилина;

– работа с ножницами;

– использование нетрадиционных материалов (акватушь, мелки, сангина) и способов рисования (пластилином, крупой, колоском, губкой и др.)

 
   

Ну и, конечно, не стоит забывать, что основным критерием развития творческих способностей детей является эмоциональная чувствительность и эмоциональная отзывчивость ребёнка. Лишь только то, что интересно ребёнку и близко его пониманию вызовет желание действовать, а значит, будет способствовать развитию его творческих способностей. Большую роль в развитии у ребенка изобразительных способностей играет природа во всем ее многообразии.

Следует чаще водить детей на экскурсии: в лес, на озеро, на дачу. Обязательно надо привлекать ребенка к ее красоте, животному миру, растительности, к явлениям природы (снег, дождь).

При правильном знакомстве ребенка с природой у него появляется положительное представление об окружающем мире, эмоции, чувства, а это очень отчетливо может сказаться на его изобразительных способностях в лучшую сторону. Знания о природе, любовь к ней, интерес будут побуждать ребенка к изобразительной деятельности. Для осуществления желания ребенка отобразить увиденную красоту природы понадобится не многое: альбомный лист, карандаши, краски или даже ручка.

Для того чтобы  обогатить знания детей о природе (животных, явлениях природы), о поведении в ней человека  я использую в своей работе: видеофильмы, мультфильмы, иллюстрации, литературные произведения (сказки, рассказы, стихи), наглядные пособия и многое другое. Все эти средства имеют большое педагогическое и психологическое значение. Они развивают у ребенка эстетический вкус, познавательную сторону. Из выше сказанного можно сделать вывод, что для развития творческих способностей детей в первую очередь необходима мотивация, накопление и обогащение чувственного, эмоционально-интеллектуального опыта. Важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, обучать ребёнка разным способам действия для реализации своего замысла, используя комплекс методов и приёмов. Воспитатель здесь выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный творческий человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу.

Источник

ДАРЬЯ КОВАЛЕНКО
«Условия развития детского творчества». Консультация для воспитателей

Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы, творчество как стиль жизни. Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни и во всех видах деятельности. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творчеством, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.

Другое важное условие проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального и интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Другим условием развития детского творчества является обучение, как организованный взрослым процесс передачи (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творчества.

Еще одно условие развития творчества детей – это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выполняющих задачу, и отсутствие средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность. Учет индивидуальных особенностей ребенка – одно из основных условий развития творчества в процессе обучения.

Важным условием развития творчества ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Чрезвычайно важное, условие эффективного развития творчества вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

Условие успешного развития творчества заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку.

Известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.

Однако создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться.

Воспитание творчества детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Источник

Ольга Чадова
Создание условий для творческого развития дошкольников

Быстрые темпы научно-технического развития общества,динамичность всех сфер жизни: производства, культуры, искусства, требуют быстрой реакции, гибкого мышления, творческого подхода к решению жизненно важных проблем. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают, что дети, обладающие творческими способностями, имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. В маленьком возрасте рекомендуется уделить внимание всестороннему развитию, то есть развивать и литературные, и художественные, и музыкальные способности дошкольников.

По исследованиям психологов считается, что к трем годам способности к изобразительному искусству у всех детей находятся примерно на одном уровне. Поэтому, ожидать от ребенка проявления особого таланта и только после этого его развивать не стоит. Развить художественные способности можно у каждого ребенка, соблюдая несколько простых условий. И одно из самых главных – создать в группе обстановку для творческой активности детей, способствовать возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста.

Формирование интереса у детей к исследовательской деятельности является одним из главных факторов и важнейшим условием развития творческого потенциала личности. Для этого в группе создается предметно-развивающая среда – уголок изобразительной деятельности. Он художественно оформляется, оснащается дидактическими играми, пособиями, которые постепенно пополняются в связи с расширением тематики деятельности дошкольников.

У детей в свободном доступе должны быть материалы для креативной деятельности, такие как краски и карандаши, мелки,альбомы для рисования и различные материалы для лепки: пластилин, глина, цветное тесто.

Для развития творческих способностей дошкольников важны не только те предметы, которые специально созданы для игры, рисования и конструирования. Используйте предметы быта, поощряя нестандартное мышление ребенка. Так, из пустых картонных коробок можно смастерить домик, животных, машинки, старые газеты превращаются в материал для папье-маше, журналы – в коллаж, пластиковые крышки от бутылок — в «ювелирные изделия».

Настольные игры, пазлы, конструкторы, блоки из различных материалов, детские музыкальные инструменты, книги и диски со стихами, сказками, песенками – все это побуждает ребенка к неструктурированной игре и развивает его воображение.

Для того, чтобы уголок изодеятельности действительно стал центром детского творчества необходимо обратить внимание на условия его оформления и оснащения,а именно:

– расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, универсальность, подвижность;

– использование детского дизайна в оформлении;

– наличие произведений искусства;

– соблюдение возрастных требований;

– изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность;

– оборудование для рисования, лепки, аппликации;

– работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

– работа и линией (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

– различная техника изобразительного творчества (образцы);

развитие композиционных умений (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

– знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

– жанры живописи – старший дошкольный возраст;

– образцы из глины (игрушки, предметы народного промысла);

– уголок художественного ручного труда (образцы тканей, швов и др. материал);

– организация работы с детьми вне зоны художественно-эстетического развития – перспективные планы;

– наличие игрового персонажа.

Есть привычные вещи, которые когда-то казались педагогам и родителям правильными, но сейчас доказано, что они мешают развитию творческих способностей дошкольника. Взрослые не должны делать следующее.

1. Наблюдать за ребенком, не участвуя в его деятельности, а также следить за дошкольником постоянно. Стоит не только играть с ребенком, но и давать ему возможность чем-то заняться в одиночестве.

2. Оценивать его творчество по привычной шкале. Исследователи доказали, что когда дети ждут награду за «правильные» ответы или поведение, они стремятся угодить взрослым, и это мешает их творческому развитию, они учатся искать стандартные выходы, а не мыслить креативно.

3. Критиковать как результат, так и сам процесс, а также идеи ребенка. Ищите во всем то, что можно похвалить, а недостатки указывайте, только акцентируя внимание на том, как их можно исправить.

4. Отмахиваться от вопросов ребенка как от нелепых или «неправильных», избегать вопросов, ответов на которые вы не знаете. Развитие творческих способностей дошкольника возможно только тогда, когда ум его находится в интеллектуальном напряжении – поощряйте любознательность и покажите, что некоторые ответы нужно искать, размышляя над ними.

И в заключение хочется сказать следующее. Стимулирование творческих способностей ведет к гармоничному умственному, эмоциональному и социальному развитию ребенка.

Источники: https://womanadvice.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov#ixzz2tgvspWjI

https://pedsovet.su/publ/49-1-0-1413

: https://vitaportal.ru/razvitie-rebenka/razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-doshkolnikov.html#ixzz2tgxhclwg

https://nsportal.ru/detskii-sad/risovanie/konsultaciya-dlya-vospitateley-dou-na-temu-osobennosti-oformleniya-ugolkov

Источник