Условия для социального развития ребенка в детском саду
Дошкольный возраст ребенка – период формирования социального развития и поведения, важный этап его социального воспитания. Итак, каким же должно быть социальное воспитание ребенка и какая роль в этом детского дошкольного учреждения?
Что такое социальное развитие дошкольника?
Социальное развитие ребенка – это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения. Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем ребенок учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами. Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение ребенка максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения.
Семья на первом этапе является главной ячейкой передачи опыта и знаний, накопленных ранее. Для этого родители малыша, его бабушки и дедушки обязаны создать в доме оптимальную психологическую атмосферу. Это атмосфера доверия, доброты, взаимного уважения, которые и называются первичным социальным воспитанием детей.
Общение – ключевой фактор социального становления личности малыша. Коммуникация лежит в основе социальной иерархии, что проявляется в отношениях “дети-родители”. Но главным в этих отношениях должна быть любовь, которая начинается еще с утробы матери. Не зря психологи говорят о том, что желанный ребенок – это счастливый, уверенный в себе и в перспективе успешный в социуме человек.
Социальное воспитание дошкольника
Социальное воспитание – основа социального развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей.
В раннем детстве дети усваивают широкий круг действий с предметами, они открывают для себя способы употребления этих предметов. Это «открытие» и приводит ребенка к взрослому как носителю способа выполнения этих действий. А еще взрослый становится образцом, с которым ребенок себя сравнивает, которого наследует, повторяет его действия. Мальчики и девочки внимательно изучают мир взрослых, выделяя взаимоотношения между ними, способы взаимодействия.
Социальное воспитание дошкольника – это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей – отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентна, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи. В этой игре дети наследуют поведение врача, его действия с фонендоскопом, осмотром горла, шприцами, выписыванием рецепта. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих участковых педиатров.
Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре “Семья” или, как говорят дети, “в папу и маму”, то можно узнать, какая атмосфера царит в семье детей. Так, ребенок будет подсознательно брать на себя роль лидера в семье. Если это папа, то даже девочки могут быть папой, ходить на работу, а затем “идти в гараж ремонтировать машину”. Они могут давать указания своей “половине” купить что-то в магазине, приготовить любимое блюдо. При этом в детской игре может проявляться и моральный климат, взаимоотношения между родителями. Это поцелуй родителей перед уходом на работу, предложение полежать после работы и отдохнуть, тон общения – приказной или ласковый. Копирование ребенком стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют у ребенка образец отношений в семье. Равенство это будет либо подчинение, взаимоуважение или диктат – зависит от родителей. Они должны помнить об этом каждую минуту.
Социальное воспитание дошкольника – это формирование гуманистических чувств и отношений. Например, внимание к интересам других людей, их нуждам, интерес к их работе, уважение любой профессии. Это и способность мальчика и девочки сочувствовать бедам и радоваться чужим радостям. Сегодня это очень важно, поскольку часто уже в дошкольном возрасте у детей формируется зависть. А это как раз и есть неумение радоваться за своего ближнего, которое с взрослением ребенка перерастает в двуличность и хамелеонство, преобладание материальных ценностей над моральными. Социальное воспитание – это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения. Например, мальчик должен чувствовать раскаяние за то, что отобрал машинку у сверстника, он должен просить прощение за обиду. Девочка должна переживать за поврежденную куклу. Она должна понимать, что портить игрушки нельзя, к ним следует относиться бережно, как и ко всем вещам, предметам, одежде.
Социальное воспитание дошкольников – это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.
Социальное развитие в детском саду
Поскольку в своем большинстве родители – люди занятые и работающие (учащиеся), то важную роль в социальном развитии девочек и мальчиков дошкольного возраста играет детский сад и воспитатели.
Социальное развитие детей в детском саду – это целенаправленное формирование ценностей и традиций, культуры и норм поведения в обществе. Это и усвоение ребенком этических норм, формирование любви к природе и всем окружающим людям. Такие задачи социального развития детей, охватывающие их деятельность в детском дошкольном учреждении.Играя и общаясь с взрослыми, ребенок учиться сосуществовать с другими, жить в коллективе, учитывать интересы членов этого коллектива. В нашем случае – группы детского сада.Если ребенок посещает детсад, то в его социализации активное участие принимают воспитатели и музработники, няни и физруки.
Ребенок доверяет воспитателю и наделяет его авторитетом, поскольку вся жизнь мальчика и девочки в детском саду зависит от него. Поэтому нередко слово воспитателя будет главенствующим над словом родителей. «А воспитательница сказала, что так делать нельзя!» – такую фразу и ей подобные часто приходится слышать родителям. Это говорит о том, что воспитательница действительно является авторитетом для ребенка. Ведь она устраивает интересные игры, читает книжки, рассказывает сказки, учит петь и танцевать. Воспитательница выступает судьей в детских конфликтах и спорах, она может помочь и пожалеть, поддержать и похвалить, а может и поругать. То есть поведение воспитателя служит для ребенка образцом в разных ситуациях, а слово воспитателя – руководством в действиях, поступках, взаимоотношениях с другими детьми.
Социальное развитие ребенка в детском саду может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе – это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают замечания. Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У ребенка таким образом формируется чувство собственного достоинства и веры в себя. Он знает, что на него надеются на утреннике, что он обязан помочь няне и вовремя полить цветы при дежурстве. Словом, социальное развитие ребенка – это умение жить в коллективе, добросовестно выполнять порученные обязанности и готовиться к более серьезному и взрослому этапу социальных отношений – учебе в школе.
Источник
На чтение 6 мин.
Каждый человек – это отдельная личность со своими убеждениями, интересами, ценностями. Но живет он не изолированно, а в социуме – в непосредственных взаимоотношениях с другими людьми, определяющихся, в свою очередь, едиными условиями жизни, морально-нравственными нормами и культурными традициями.
Социализация ребенка начинается с первых дней его жизни и реализуется через общение с родителями. Мамино прикосновение, слово, её улыбка учат малыша доверять окружающему миру, усваивать элементарные правила поведения. В дальнейшем в этот процесс вовлекаются другие члены семьи, посторонние взрослые и сверстники. К году ребенок овладевает такими необходимыми социальными умениями, как: устанавливать зрительный контакт, открыто выражать эмоции, просить чужую игрушку, делиться своей, здороваться, прощаться и другое.
Дети получают основы общения в детском саду
Роль детского сада в социальном развитии дошкольника
К двум годам в жизни ребенка наступает новый этап, обусловленный важным событием – он начинает ходить в детский сад.
Дошкольное общеобразовательное учреждение (ДОУ) – один из важнейших институтов социализации. Если до этого процесс социального развития ребенка проходил в большей степени ситуационно и стихийно, то в стенах ДОУ он становится целенаправленным и планомерным.
Цель социального развития ребенка в дошкольном учреждении – сформировать полноценную личность, обладающую опытом взаимодействия с другими членами общества в рамках приемлемых норм и правил поведения.
Социальное развитие – определение
Реализуется через задачи:
- Дать ребенку необходимые знания: познакомить с допустимыми правилами поведения в дошкольном учреждении и группе;
- Научить ребенка вести себя в соответствии с общепринятыми нормами;
- Помочь ребенку самоопределиться в рамках данного социума;
- Помочь ребенку приобрести положительный опыт взаимодействия в саду с детьми и взрослыми
Поставленные задачи выполняются следующим образом:
- Создаются благоприятные условия для вовлечения дошкольника в социальное взаимодействие;
- Применяются специальные методы и приемы работы:
- наблюдение;
- анкетирование;
- беседа, разъяснение;
- приучение, тренировка;
- индивидуальная коррекционная работа;
- создание воспитывающих ситуаций;
- эмоциональное воздействие, поощрение.
Совместные занятия родителей и детей помогают социализации
Основные направления и виды работы по социальному развитию в дошкольном учреждении
Детский сад дает возможность для социализации ребенка как в процессе его повседневного общения и взаимодействия с педагогами и сверстниками, так и в рамках специально организованных занятий посредством специфических методов, форм и видов работ:
- Вовлечение в социально полезную деятельность (трудотерапия).
- Слушание музыкальных произведений (музыкотерапия).
- Рисование, рассматривание иллюстраций и репродукций картин (арт-терапия).
- Чтение педагогической литературы (сказки, детские стихи, рассказы).
- Сюжетно-ролевые игры.
Утренник в саду – один из видов арт-терапии
Арт-терапия – эффективный метод формирования у дошкольника мировоззрения, социального самоопределения, адекватной самооценки. Используется, в первую очередь, на диагностическом этапе: по детскому рисунку можно определить психологический климат в семье, асоциальные и антисоциальные тенденции. Например, изображение преступника или полицейского является признаком отклонения в социальном развитии ребенка.
На дальнейшем этапе посредством изобразительной деятельности дошкольник избавляется от скрытых негативных факторов, повышает самооценку, разрешает внутриличностные и межличностные конфликты.
Работа педагога заключается в следующем:
- Создание доверительной и психологически комфортной обстановки для проведения занятия.
- Анализ детских работ (все исправления вносятся только на словах и в корректной форме).
- Постановка перед ребенком посильных для выполнения задач, оказание необходимой помощи.
- Организация выставок детских работ в саду.
К данным занятиям для повышения их эффективности можно привлекать родителей.
Основные понятия социального развития
Совместная арт-терапия поможет наладить межличностные отношения и решить имеющиеся или назревающие проблемы в семье.
Сказкотерапия в социальном развитии – метод психологического воздействия на ребенка посредством чтения и анализа сказок. Уникальность и эффективность данного метода обусловлены яркими запоминающимися персонажами, наглядными примерами моделей поведения героев.
В сказке прослеживается тесная связь социального и морально-нравственного: четкое разграничение добра и зла, что хорошо и что плохо, как можно поступать и как нельзя.
Сказкотерапия – любимые занятия детей
Примерный список сказок для дошкольного чтения: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Кукушка», «Айога», «Крылатый, мохнатый, масляный» (в обработке А.Толстого), «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и волк», «Двенадцать месяцев» (в обработке С.Маршака), «Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен.
Сюжетно-ролевая игра – один из основных и наиболее значимых инструментов осуществления социального развития дошкольников.
По сути своей – это моделирование общественных взаимоотношений, в которых есть участники, совершающие конкретные совместные действия в рамках установленных правил для достижения определенных целей.
Этот уникальный вид деятельности дает возможность ребенку получить положительный опыт социального взаимодействия в двух плоскостях: между участниками игры и между её персонажами.
Сюжетно-ролевая игра “В больнице”
Играя, дошкольник:
- Овладевает нормами социального поведения и навыками общения.
- Учится выходить из той или иной жизненной ситуации (смоделированной в игровой форме).
- Реализует свою потребность в самоопределении в рамках детского общества.
- Повышает уровень самооценки.
Систематическая сюжетно-ролевая игровая деятельность в ДОУ – залог успешной социализации ребенка в школе и в дальнейшей взрослой жизни.
Примерная тематика игр: «На приеме у врача», «Едем в автобусе», «Идем в гости», «Дочки-матери», «В парикмахерской», «В магазине» и другое.
Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в реализации социального развития ребенка
Для повышения эффективности процесса социального развития дошкольника необходима слаженная работа детского сада и семьи на основе взаимного доверия.
Совместная работа родителей и детей – хороший метод социального воспитания
В рамках данного взаимодействия предусмотрено следующее:
- Совместная помощь ребенку, в период адаптации к дошкольному учреждению: соблюдение единых режимных моментов, создание максимально благоприятной психологической обстановки в семье.
- Индивидуальная работа с родителями ребенка, имеющего сложности в успешном овладении нормами общественного поведения.
- В трудных педагогических случаях – привлечение к данной работе психолога.
- Оформление стендов с полезной информацией: рекомендованный список детской и педагогической литературы, тематика сюжетно-ролевых игр и совместной творческой деятельности в семье.
- Привлечение родителей к участию в досуговых мероприятиях: викторины, игры, эстафеты, утренники.
- Организация получения активной обратной связи.
Умение жить в обществе – одно из важнейших составляющих полноценной, гармонично развитой личности.
Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность осуществлять как естественный, так и специально организованный процесс социального развития своих воспитанников. Посредством занятий, с использованием педагогических методов и видов работ у ребенка формируется модель положительного и продуктивного взаимодействия с другими членами общества, сформировавшегося в условиях детского сада. Успешное овладение данной моделью в дошкольном возрасте – залог будущей интересной, яркой и счастливой жизни ребенка.
Оставить комментарий
Источник
«Создание условий для развития социальной компетентности
у воспитанников ДОУ»
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка.
По словам Льва Семёновича Выготского «социальное – не просто влияние среды, а источник развития личности».
Взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками становится исходным моментом формирования социальных связей дошкольника и является важным условием благополучного психологического развития ребенка, а также подготовки его к успешному обучению в школе и к дальнейшей жизни в обществе.
Целевые ориентиры, сформулированные Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования, подчеркивают значимость успешной социализации воспитанников.
Социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
– ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства;
– ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
– ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
– ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Наличие у выпускника детского сада этих личностных характеристик свидетельствует о его успешной социализации, в ходе которой формируется такое личностное качество, как социальная компетентность.
Социальная компетентность в дошкольном возрасте означает готовность ребенка самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием с взрослыми и сверстниками.
Социальная компетентность дошкольника обладает интегративной природой и включает 4 компонента:
– мотивационный, это потребность в общении и одобрении, желание занять определенное место среди значимых для ребенка взрослых и сверстников;
– когнитивный, или познавательный, это наличие представлений об окружающем мире, осознание себя и своего места в обществе;
– эмоциональный, это умение понимать и выражать свои чувства и эмоции и правильно реагировать на чувства и эмоции других людей;
– поведенческий, или собственно коммуникативный, это эффективное взаимодействие со средой, способность поступать так, как принято в культурном обществе.
С целью социализации детей, сохранения и укрепления психологического здоровья в условиях дошкольного учреждения в нашем детском саду реализуется психолого-педагогическая система работы по развитию социальной компетентности дошкольников.
Основными задачами работы являются: обогащение эмоционального опыта, развитие позитивного отношения к себе и окружающим, обучение способам конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ежегодно в начале учебного года мы проводим мониторинг «Сведения о детях». Анализ результатов позволяет определить наличие социальных и психолого-педагогических проблем воспитанников ДОУ.
Результаты мониторинга подтверждают необходимость развития социальной компетентности дошкольников, их эмоциональной сферы и формирования у детей навыков конструктивного общения.
В целом последовательность системы работы по формированию социальной компетентности в нашем учреждении выглядит следующим образом.
В результате мониторинговой и психодиагностической деятельности выявляются и изучаются особенности развития воспитанников, определяются актуальные направления работы.
С учетом полученных данных осуществляется планирование и реализация взаимодействия с педагогами и родителями по вопросам эмоционального, социального и познавательного развития.
На основе координации работы специалистов и воспитателей ДОУ осуществляется организованная детская деятельность.
С целью отслеживания динамики развития воспитанников, анализа результативности системы мероприятий проводится промежуточная и итоговая психологическая диагностика.
Для определения уровня развития социальной компетентности у воспитанников используются различные методы: контрольные листы наблюдения (листы адаптации, профили социального развития и др.), диагностические беседы, проективные и цветоассоциативные методики, социометрические исследования.
Координация работы воспитателей и специалистов (педагога-психолога, учителей-логопедов, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) осуществляется в рамках психолого-медико-педагогических консилиумов, взаимопосещений занятий, подгрупповых и индивидуальных консультаций.
Кроме обсуждения результатов диагностики, планирования индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов детей, определяются формы и методы эффективного взаимодействия специалистов по организации детской деятельности, способствующей комплексному познавательному, эмоциональному и социальному развитию воспитанников.
Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как личностно-развивающий и гуманистический и предъявляет чёткие требования к основным компетенциям педагогов.
Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога:
- Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка.
- Поддержка индивидуальности и инициативы детей.
- Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях.
- Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника.
- Организация сотрудничества с родителями воспитанников.
Важным фактором развития социальной компетентности дошкольников является ежедневная работа воспитателей, психологически грамотных, владеющих современными развивающими технологиями, саморегулятивными техниками, навыками эффективного общения с воспитанниками и их родителями.
Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ организовано по основным направлениям психологической деятельности:
- Психологическая диагностика: анкетирование, наблюдение деятельности, тестирование.
- Консультационная работа: тематические консультации, подгрупповые и индивидуальные консультации по результатам обследования, индивидуальные консультации по профессиональным вопросам.
- Психопрофилактическая и развивающая работа: семинары, семинары-практикумы, сообщения на педсоветах, консилиумах, печатная информация (памятки, буклеты), занятия по психологической разгрузке, совместные социальные проекты, акции.
Вот тематика лишь некоторых консультаций и семинаров в рамках представленной темы: «Психологическая поддержка как условие благоприятной социальной адаптации ребёнка», «Толерантность, или как жить в мире с собой и другими», «Обучение без стресса», «Эмоциональные состояния ребёнка-дошкольника и их оценка в условиях детского сада», «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков детей» и др.
Хочется отметить, что в нашем детском саду сложилась благоприятная атмосфера сотрудничества с семьями воспитанников. Мы стараемся помочь родителям в организации конструктивного взаимодействия с детьми на основе повышения их психолого-педагогической грамотности и используем для этого различные формы сотрудничества.
Родители включаются в обсуждение информации, активные формы работы, подготовку и проведение мероприятий. Взаимодействие с семьям воспитанников осуществляем через разнообразные формы: «дни открытых дверей», родительская конференция, родительский клуб, мастер-классы, проектную деятельность.
Формирование социальной компетентности детей начинается на самых ранних этапах развития. В условиях дошкольного учреждения прослеживается уже в адаптационный период, когда ребёнок только начинает постигать азы общения со сверстниками и незнакомыми ему взрослыми.
В группах раннего возраста мы совместно с воспитателями наблюдаем за детьми и анализируем результаты наблюдений, рассказываем родителям об условиях успешной адаптации, о необходимости учёта возрастных и типологических особенностей детей.
Взаимодействие с родителями воспитанников раннего возраста организуется через работу родительского клуба «Мамина школа» и индивидуальные консультации.
Аналогичная работа проводится и в группах компенсирующей направленности. Специфика таких групп заключается в частом обновлении детского коллектива, дети приходят в логопедическую группу в 5-6-летнем возрасте и посещают её на протяжении одного-двух лет. Для позитивной социальной адаптации воспитанникам таких групп требуется дополнительная психологическая помощь.
В результате наблюдения за ходом адаптации мы совместно с воспитателями заполняем и анализируем контрольные листы наблюдения, планируем работу по социальному развитию дошкольников.
С воспитанниками групп компенсирующей направленности в начале учебного года педагог-психолог проводит цикл занятий «Давайте дружить», способствующих повышению уверенности в себе, сплочению детского коллектива.
С целью обогащения эмоционального опыта детей старшего дошкольного возраста проводится цикл развивающих занятий «Азбука эмоций». Обсуждение и проигрывание ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребёнка, помогают ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия в жизни. В ходе работы дети опосредованно знакомятся со способами релаксации и саморегуляции, что помогает им управлять своим эмоциональным состоянием.
После данного цикла занятий психолог проводит изучение эмоционального климата в группах. Анализ результатов позволяет определить отношение ребёнка к самому себе, к окружающим, к детскому саду, сделать вывод об эмоциональной комфортности детей в группах. Задачи развития эмоциональной сферы детей решаются комплексно на занятиях со всеми специалистами. Во всех возрастных группах, начиная с младшей, организованы уголки настроения, во многих группах есть уголки уединения.
Следующий этап развивающей работы – это цикл занятий «Секреты общения» с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия.
Использование подвижных игр, психогимнастических упражнений, литературных произведений делают занятия интересными, доступными и привлекательными для детей. Атмосфера доверия даёт возможность ребёнку раскрыться, поделиться внутренними переживаниями со взрослыми и сверстниками. После занятий психолог даёт рекомендации воспитателям по закреплению социально-поведенческих норм в форме «секретов общения» в повседневной жизни, по использованию коммуникативных игр в организованной игровой деятельности.
Важным условием формирования социальной компетентности воспитанников является обогащение их игрового опыта через разные виды игр: сюжетные, игры с готовым содержанием и правилами, социально-ориентированные игры.
Игровая деятельность детей, специально организованная взрослым в свободное от занятий время, способствует успешному социальному развитию дошкольников. Играя, ребёнок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.
Важным социализирующим средством в настоящее время стали инициируемые детским садом социальные проекты. В нашем дошкольном учреждении совместными усилиями педагогов разработаны и успешно реализованы такие проекты, как «Мы этой памяти верны», «От сердца к сердцу», «Музей открывает двери» и другие.
В результате реализации таких проектов развиваются все компоненты социальной компетентности дошкольников: повышается мотивация общения со взрослыми и сверстниками, расширяется круг социальных контактов и представлений об окружающем мире, обогащается эмоциональный опыт.
Данные наблюдений, анализ профилей социального развития детей свидетельствуют о положительной динамике в социально-эмоциональном развитии воспитанников. Как показывает опыт работы, поэтапно организованная деятельность педагогов по развитию социальной компетентности дошкольников способствует формированию позитивного отношения к себе и окружающим, обогащению коммуникативного опыта воспитанников, совершенствованию родительско-детских отношений, повышению эффективности взаимодействия педагогов с детьми.
Литература:
Решетова С. Г. Формирование социальной компетенции дошкольника на современном этапе развития дошкольных образовательных учреждений. // Тамбов: Грамота, 2014. № 10 (48): в 3-х ч. Ч. II. C. 162-165.
Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.-2000.
Кукушкина Е.Ю. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду – М.: Сфера, 2013.
Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2006.
Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М.: Генезис, 1998.
Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.
Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2004
Источник