Условия для социального развития ребенка 3 лет

Условия для социального развития ребенка 3 лет thumbnail

Последнее обновление статьи: 14.05.2019

С раннего детства необходимо заниматься социальным развитием малыша. Ребёнка нужно приучать к традициям, ценностям и культуре окружающего общества, нормам и правилам поведения, чтобы он мог адаптироваться к жизни в любом коллективе. Обучение ребёнка происходит посредством общения и копирования поведения взрослых. На социальное развитие наибольшее влияние оказывает семья и детский сад.

Особенности социального развития ребёнка 3 лет

База для социального развития у детей формируется в семье. Она связана с отношением мамы и папы к своему чаду с самого рождения, с отношениями между всеми членами семьи, с культурой поведения, которой придерживаются все домочадцы. Малыш как губка впитывает в себя всё что видит и слышит. Дома от папы и мамы он получает самое большое количество информации об окружающем мире.

В 3 года ребёнок начинает активно проявлять инициативу, независимость и самостоятельность. Родители всё чаще слышат от него фразу «Я сам!» Ни в коем случае нельзя ограничивает его самостоятельность. Наоборот, нужно давать ему задания (соответствующие его возрасту) и хвалить за их выполнение.

В 3 года малыш:

  1. начинает верить в свои силы;
  2. радуется, когда его заслуженно хвалят;
  3. хочет соответствовать требованиям родителей, ждёт одобрения от них;
  4. испытывает чувство гордости за свои достижения («Мой рисунок самый лучший!») или за своих родителей («Мой папа самый сильный»);
  5. выражает недовольство, когда ему в чём-то отказывают, может упрямиться, выражать протест слезами и криком («Купи шоколадку!»);
  6. огорчается и стыдится, если с чем-то не справился;
  7. ревнует, если мама или папа проявляет внимание другому малышу, сравнивают не в его пользу.

Необходимо помнить, что дети следуют не советам родителей, а их примеру.

После 3 лет ребёнок начинает задавать много вопросов, большинство из них адресуется родителям. У него уже сформирован большой словарный запас, благодаря которому он вступает в беседы, высказывает свои мысли.

Социальное развитие детей в коллективе

В 3 года большинство детей начинает ходить в детский сад. Для них это становится первым опытом нахождения в большой группе сверстников без мамы или папы. Для социальной адаптации требуется время. Ребёнку приходится учиться делиться игрушками, играть вместе с другими детьми, уступать место, сотрудничать.

Для социального развития 3-летнему малышу обязательно нужно общаться с другими ребятами. Так что если он не посещает детский сад, родители должны гулять с ним на детских площадках, где много детей. Малыша можно водить в различные кружки (танцевальный, музыкальный, гимнастический, рисования, лепки и другие), где он будет не только общаться со сверстниками, но и развиваться разносторонне.

Ребёнок в 3 года ещё очень привязан к родителям. Мама и папа должны учить его знакомиться, играться и общаться с другими детьми в песочнице и на игровых площадках. Необходимо учить его считаться с интересами других детей.

До 3 лет дети обычно играют по отдельности. После 3 лет они начинают взаимодействовать друг с другом. В этом возрасте игры основываются не на игрушках, а на воображении. Дети начинают играть в ролевые игры, где каждому достаётся своя роль, а сюжет игры строится вокруг реальных ситуаций из жизни взрослых. Сюжет для игр придумывается на основе увиденного в жизни, по телевизору или прочитанного из книг.

В 3 года у детей формируется разграничение мужского и женского. Так сюжетом воображаемых игр у мальчиков обычно становятся военные действия (с другими людьми, пришельцами, другими вымышленными монстрами), а у девочек – «дочки-матери», в доктора и пациентов, продавца и покупателей в магазине, поваров на кухне и т.п.

В играх с другими детьми 3-летний ребёнок уже может не отбирать понравившуюся игрушку, а применять коммуникативный способ, позволяющий её получить. Это может быть просьба, хитрость или обмен.

Основные признаки правильной социальной адаптации в 3 года:

  1. проявление лидерских качеств;
  2. нормальное общение с другими детьми;
  3. способность прислушиваться к мнению окружающих.

Как развивать социальную сферу 3-летнего ребёнка

Чтобы способствовать социальному развитию ребёнка в 3 года, необходимо:

  1. Относиться с уважением к малышу, демонстрировать свою любовь.
  2. Формировать у ребёнка положительное мнение о себе, хвалить, верить в его силы и способности.
  3. Учить понимать чувства других людей, сопереживать им, проявлять симпатию и отзывчивость.
  4. Демонстрировать, как нужно общаться в обществе и семье.
  5. Предоставлять свободу действий и выбора (в разумных пределах).
  6. Учить заботиться об окружающих, находить общие интересы, уметь делиться, не быть жадным.
  7. Помогать осваивать различные способы взаимодействия с другими людьми: играть вместе или наоборот, не мешать друг другу, уметь сотрудничать.
  8. Учить хорошему поведению и другим правильным вещам при помощи книг, фильмов и мультфильмов, развивающих телепередач, музыкальных произведений.
  9. Воспитывать вежливость. Ребёнок должен уметь здороваться, благодарить и т.д.
  10. Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо.

Родители должны создавать тёплый и спокойный микроклимат в семье. Они должны быть авторитетами для малыша, подавать ему пример правильного поведения, дружеского и уважительного взаимоотношения.

Развитие социальной сферы ребёнка неразрывно связано с речевым, психически и эмоциональным развитием. Общаясь в коллективе, малыш узнаёт много нового, учится у других детей и чему-то учит их. Тем не менее, основы социального развития закладываются именно в семье. Поэтому родители должны следить в первую очередь за собственным поведением и отношениями между собой, а уже потом учить ребёнка советами.

Источник

Дошкольное развитие ребенка

Автор: Развитие ребенка

фото 1Многие основы жизнедеятельности закладываются в раннем возрасте.

Дошкольный этап развития наиболее подходящий для начала процесса социализации маленького человека.

Социальное развитие ребенка – это впитывание традиций общества, культуры, окружающей среды, формирование ценностей и способностей к коммуникации.

Особенности

фото 3В общении со сверстниками ребенок учится брать во внимание не только свои, но и чужие интересы.

Окружающий мир закладывает в ребенка ничуть не меньше, чем родительское воспитание, поэтому необходимо тщательно следить за социализацией малыша.

Социально-личностное

Социально-личностное развитие подразумевает закладывание фундамента в дальнейшее поведение малыша.

Он учится у сверстников, перенимает их повадки, манеру общения, имитирует действия – это нормальный процесс жизнедеятельности.

ВАЖНО! В сознании ребенка четко закрепляются правила, полученные в раннем возрасте от окружающего мира. В большинстве своем они остаются с ним на всю оставшуюся жизнь.

Социально-эмоциональное

В дошкольном возрасте ребенок учится проявлять и распознавать эмоции. Ведь чем раньше ребенок научится отличать одну эмоцию от другого, тем с большей точностью он будет понимать других людей.

На социально-эмоциональное развитие влияют несколько факторов:

  • наследственность;
  • опыт общения со взрослыми людьми;
  • факторы обучаемости;
  • социальный опыт в кругу сверстников.

Этапы

фото 3В каждом промежутке своей жизни человек изменяется по-разному – с различной интенсивностью, результатами и временем.

Социальное развитие детей тоже нельзя назвать единым, поскольку оно разделяется на несколько групп.

3 года

Многие родители убеждены, что в столь раннем возрасте ребенок может обойтись без контакта со сверстниками.

Данное утверждение является ошибочным. В этот период своей жизни малышу нужно помочь найти общий язык с другими детьми, в этом деле могут оказаться полезными детские сады.

Коммуникативные способности малыша в этом возрасте будут адекватны, если он ощущает поддержку со стороны родителей и получается правильный ориентир.

ВАЖНО! Необходимо с большой осторожностью пресекать неправильное поведение по отношению к остальным детям – драки, оскорбления и прочие проявления легкой или тяжелой агрессии.

Малыш должен осознавать, что такое хорошо и, что такое плохо.

От четырех до пяти лет

фото 2В данном возрасте ребенок начинает интересоваться окружающим миром, он заинтересован в обучении и задает множество вопросов.

Главная зада родителей – отнестись к этому периоду максимально серьезно и постараться помочь малышу узнать окружающий мир.

Неправильно воспитание может повлечь за собой эгоизм и черствость со стороны ребенка.

От шести до семи лет

Теперь ребенку интересен не столь окружающий мир в целом, сколько взаимодействия между людьми и эмоциональная составляющая жизни.

В процессе познания окружающих зарождается индивидуальность ребенка, с помощью которой он в дальнейшем будет отличаться от всех остальных людей на планете.

От чего зависит социализация ребенка?

Существует несколько факторов, влияющих на уровень социализации малыша:

  • отношения в семье;
  • детский сад или иное дошкольное учреждение;
  • окружение;
  • увлечения или иная деятельность;
  • книги/песни/фильмы/детские передачи и прочее.

Для гармоничного воспитания социализированного ребенка необходимо сочетать все факторы.

Как помочь дошкольнику развить такие навыки?

Основными средствами для социального воспитания дошкольника являются:

  • игры, направленные на социальный контакт;
  • непосредственное общение с ребенком;
  • обсуждение происходящего вокруг;
  • упражнения для развития речи;
  • расширение кругозора;
  • чтение книг.

Крайне интересным видом деятельности в этом возрасте являются сюжетно-ролевые игры. Ребенок перенимает некоторую модель поведения и учится у персонажа, которого изображает. Это позволяет ему лучше понять поступки людей и научиться чему-то новому.

Полезное видео

Рекомендуем также посмотреть интересное видео по теме:

Если создать для малыша максимально благоприятные условия, он будет легко обучаться и быстро станет полноценным членом общества.

Источник

Дошкольный возраст (3-7 лет) – особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Импульсивное поведение ребенка начинает подчиняться нормам и правилам поведения. Закладывается внутренний образ «правильной» модели поведения. Этот образ выступает регулятором и является примером, с которым ребенок сравнивает свое поведение, происходящее или планируемое.

Главные достижения, которыми овладевает ребенок к 7 годам: осознание и регуляция поведения, самосознание, логическое мышление. Ребенок начинает понимать, что он умеет, а что нет; знает свое положение в системе отношений с другими людьми; осознает свои внутренние переживания: желания, предпочтения, настроение. Он отделяет себя от взрослого и открывает свою внутреннюю жизнь.

В дошкольном периоде ребенок переходит от мира предметов к миру людей. Он выходит за пределы семейного окружения, устанавливает новые отношения с более широким кругом людей, состоящим из других детей и взрослых. Овладение речью позволяет общаться все чаще и с разными людьми. Темы общения все меньше зависят от наличной ситуации. Также ребенок попадает в систему социальных отношений, где взрослый является носителем социальных ролей (продавец, полицейский, врач).

Общение проходит ряд этапов:

Внеситуативно-познавательная форма общения (от 3 до 5 лет). Обостренная познавательная потребность ребенка ведет к тому, что он начинает задавать взрослому огромное количество вопросов рода «почему?», «зачем?», «как?» по самым разнообразным темам. «Почему птицы летают?», «Откуда берется вода в кране?» и т.п., на все это они хотят знать ответ и взрослый выступает в роли носителя знаний, ходячей Википедии.

Такое общение позволяет ребенку сильно расширить рамки мира, доступного для познания. Так как сам ребенок не способен объективно познать окружающий его мир, то взрослый должен передать ему свои знания: что существуют причины и следствия, различные отношения между предметами, явлениями, людьми; объяснить суть и назначение вещей и т.д. Данное общение выступает значительным условием развития мышления и познавательных интересов дошкольников. Все знания, полученные самостоятельно и знания полученные от взрослого, ребенок собирает в цельную модель мира, которой пытается объяснить все на свете.

У ребенка все больше проявляется потребность в уважении со стороны взрослых. Ему нужна позитивная реакция с их стороны – похвала и одобрение. А замечания и упреки воспринимаются как личная обида. Повышенная обидчивость свойственна для данного периода и со временем проходит.

Внеситуативно-личностная форма общения (начинается около 6 лет) позволяет ребенку приобщиться к жизни взрослых, к правилам взаимоотношений и к человеческим ценностям.

Ребенку становится интересно знать различные аспекты существования взрослых: кем они работают, где живут, кто живет вместе с ними, чем они интересуются и т.п. Охотно же ребенок рассказывает и о своей жизни, интересах, своем отношение к чему-то. Становиться важным, установить доброжелательное отношение с взрослыми, получить их уважение и понимание. Ребенку важно достичь общности взглядов и оценок с взрослым, чтобы понять и закрепить «правильность» усвоенной им точки зрения, т.к. взрослый выступает образцом поведения.

Данное общение, ориентирует ребенка в правилах поведения и повышает эффективность воспитания. Поэтому, когда ребенок ябедничает, например: «Алеша рисует на обоях!», то он хочет убедиться, что такое поведение выходит за рамки правил (рисовать на обоях нельзя), и сообщить взрослому, что ему это правило известно. Жалоба – это косвенная просьба подтвердить или опровергнуть то, что он для себя выделил, как правило.

Благодаря двум данным формам общения, ребенок понимает и входит в сложный мир людей. Он учится ориентироваться среди норм и правил, устанавливать отношения с окружающими. Усваивая такой опыт и знания, ребенок начинает проигрывать его в сюжетно-ролевых играх и применять в повседневности.

Общение со сверстниками

В дошкольном возрасте общение со сверстниками отличается от общения с взрослыми и имеет ряд особенностей:

  • Чрезвычайная эмоциональная насыщенность и раскованность контактов со сверстниками. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше эмоциональных проявлений, чем с взрослыми. Разговоры с другими детьми чаще сопровождаются резкими интонациями, криком, смехом, чаще происходят конфликтные ситуации. Общаясь со сверстниками, ребенок может навязывать свою волю, успокаивать, требовать, обманывать и прочее. Здесь впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, выражение обиды, кокетство, фантазирование и др.
  • Нестандартность и непредсказуемость. Ребенку при взаимодействии со сверстниками присуща особая раскованность, он использует самые неожиданные и оригинальные действия и движения: прыгает, принимает причудливые позы, кривляется, визжит, передразнивает и т. п. Если взрослый несет для ребенка образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, нестандартных проявлений, помогая проявить самого себя и свое творчество.
  • Преобладание инициативных действий над ответными. Для дошкольника значительно важнее его собственное высказывание или действие, тогда как инициатива сверстника поддерживается им значительно реже, а иногда игнорируется. По этой причине у детей часто происходят конфликты и обиды.
Общение со сверстниками также проходит ряд этапов:
  1. Эмоционально-практическое общение (2-4 года). На данном этапе наиболее важно выразить самого себя, добиться внимания и соучастия со стороны другого ребенка. При этом сам ребенок не замечает желания и чувства своего товарища. Взаимодействие и совместные игры носят внешний характер: дети бегают друг за другом, прячутся, кричат, кривляются, действуют по типу повторения простых действий: «ты прыгаешь – я прыгаю», «ты кричишь – я кричу». Ребенку необходимо чтобы сверстник присоединился к его действиям и шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Такое общение обязательно ситуативно и зависит от конкретной обстановки. Привлекательный предмет может легко занять внимание детей и прекратить их общение. Вместе играть с одной игрушкой, они не умеют, из-за этого часто конфликтуют. Утверждение и отстаивание своего «Я», идет прежде всего, через демонстрацию собственных игрушек и предметов – «Это мое!».
  2. Ситуативно-деловое общение (5-6 лет). Дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать поведение партнера для достижения общего результата. Во главе угла становится потребность в сотрудничестве со сверстником, его признание и уважение. Реализуется это, прежде всего в игре. Также проявляется пристальный интерес ко всему, что делает сверстник. Ребенок может демонстрировать свои преимущества и достижения, а промахи и неудачи пытаться скрыть. В общении появляется конкурентное, соревновательное начало, значительно возрастает число конфликтов. Возникает зависть, ревность и хвастовство. Ребенок начинает оценивать путем сравнения с другими детьми.
  3. Внеситуативно-деловое общение (6-7 лет). В этот период становится возможным «чистое общение» не связанное с игрой. Но иногда оно может проходить на фоне игры или другой деятельности. Дети могут разговаривать между собой на отвлеченные темы, рассказывать о том, где они были, что видели, делится желаниями, интересами, обсуждать других людей и т.п. Зарождается личностное отношение к сверстнику – эмоциональная вовлеченность в его переживания, умение видеть в партнере его настроения, желания и предпочтения; появляется возможность в споре прийти к компромиссу. Игра же к концу дошкольного возраста меняется, и взаимодействие все чаще происходит на уровне реальных отношений (обсуждение правил и подготовка к игре) и все меньше на уровне ролевых позиций.

Формируется дружба. Дошкольники могут создавать небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывать предпочтение близким к себе сверстникам. Могут возникать споры и конфликтные ситуации, на основе того, «кто с кем дружит». От позиции в группе сверстников, зависит эмоциональное благополучие ребенка, которое определяет, насколько он усваивает нормы отношений с другими людьми. Поэтому ребенку очень важно общение с детьми своего возраста и умение выстраивать с ними совместную игру, контакт и диалог.

Подробнее о том, как развивать социальное общение ребенка, мы говорим в статье Принципы эффективного развития дошкольника.

Источник