Условия для развития личности ребенка в школе
Создание условий для развития личности ребёнка
в образовательном учреждении.
Выступление на форуме.
Мир, окружающий современного человека, чрезвычайно сложен и многообразен. И задача учителя – подготовить учащихся к целостному восприятию окружающего пространства как сложного, постоянно развивающегося природно-социального комплекса.
Цель нашей работы направлена на формирование личности, овладевшей основами наук, включая знания и умения, которые дают ему возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в новых ситуациях.
Основными задачами педагогической деятельности являются: создание оптимальных условий, выявление задатков развития интересов и способностей каждого школьника, подготовка учащихся к самостоятельному, творческому труду, развитие функциональной грамотности учащихся, совершенствование процесса обучения в целом. Образование – это достояние человека, средство его самореализации в жизни.
Адаптация современного человека к рыночным отношениям напрямую связана с освоением нравственных ценностей, с гражданской позицией, трудолюбием, творчеством. Старшеклассник, готовясь к выбранной профессии, имеет знания, которые он получает на уроках, для того чтобы уверенней чувствовать себя в жизни. На уроках мы помогаем осознавать, что успех зависит не только от трудолюбия и творчества, но и от инициативности, профессиональной грамотности. С педагогической точки зрения важно, что модель, способствующая созиданию знаний, а не их получению в готовом виде, развивает духовный, интеллектуальный, нравственный, творческий потенциал учащихся. Это помогает им разобраться в социальных проблемах, выработать собственную точку зрения на важнейшие жизненные проблемы, найти свое место в жизни. Руководствуясь технологией личностно-ориентированного образования, воспитываем каждого ученика развитой самостоятельной личностью, ищущей свое место в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, с тем, чтобы жить полноценной, осмысленной и творческой жизнью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям, навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.
Анализируя нынешний этап развития школы, мы пытались ответить на 3 основных вопроса, сведя их сознательно к формулировкам в самом упрощенном и понятном виде: чего от нас хотят? Кто мы и что мы можем сделать? Как мы это будем делать?
Ученики хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, чтобы можно было общаться друг с другом, хотят иметь учебный успех, хотят получить качественное образование.
В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельный подход, который позволяет учителю:
• способствовать раскрытию в каждом ученике творческого потенциала, развитию его потребностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
• позволяет строить образовательный процесс в форме диалога.
Отношения с учащимися строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества. На уроках создаём благожелательную творческую атмосферу, воспитывая в детях любовь к Родине, доброе и бережное отношение к окружающему миру, интеллигентность и порядочность в общении между людьми, постоянно обращаясь к субъектному опыту школьников, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности, признавая самобытность и уникальность каждого ученика. Морально-психологический климат на уроке – основа основ взаимопонимания, поэтому стремимся к тому, чтобы и оформление кабинетов вызывало положительные эмоции, деловой настрой.
Используем такой вид работы, как сменяемость, что позволяет избежать перегрузки на уроках. Погружение даёт возможность как можно больше усвоить на уроке, учащимся со слабыми способностями усвоить и закрепить обязательный минимум, а учащимся с творческими способностями поработать с дополнительным материалом, расширить и углубить знания.
Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков, которые вызывают у учащихся особый интерес: уроки путешествия, деловые игры, КВН, устные журналы, экскурсии и другие, которые вносят разнообразие в учебную деятельность. В традиционные уроки вводим игровые моменты. Активно используем дифференциацию обучения ради школьников, ради развития их склонностей и потребностей, а не в ущерб их личностному развитию.
Внешкольная информация усиливает мотивацию учащихся при изучении предметов. Используя информацию средств массовой информации, решаем одну из сложнейших методических задач – обучение школьников выделению главного в тексте и отчленение его от «белого шума». Учащиеся не должны воспринимать получаемую информацию как истину в конечной инстанции, им нужно понимать ее суть, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать ее по заданным признакам, аргументировать собственные высказывания, находить ошибки и вносить предложения по их исправлению. При этом воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать собственные аргументы «за» и «против». Используя медиаобразовательную технологию подготавливаем подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях, учим понимать информацию и критически оценивать ее качество.
В работе с детьми, исходим из того, что у ребёнка есть все задатки к развитию неплохих способностей в какой-либо области человеческой деятельности. Воспитательное воздействие нацелено на выявление творческих способностей, интеллектуальной инициативы, социальной ответственности. Исходя из того, что сегодня обществу нужна личность конкурентоспособная, волевая, умеющая ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы, стараемся создать условия для максимально возможного раскрытия способностей ребёнка.
Планирование воспитательной работы многие классные руководители проводят на базе предварительной психодиагностики, точного определения зоны их потенциальных интересов, целей и задач воспитания, которые ставит перед собой школа. Учитывают это и при планировании тематических классных часов и при индивидуальной работе с учащимися.
Создаём благоприятные условия для развития всесторонне развитой личности, для этого расширили внеклассную воспитательную работу путём обеспечения единства работы школы со всеми внешкольными учреждениями: музыкальной школой, Домом культуры .Итогом этих встреч явилось решение о создании условий для деятельности детей во внеурочное время, о помощи ребёнку найти любимое занятие, реализовать творческие замыслы, а также менять их в зависимости от желания.
В течение всего учебного года работает единая программа досуговой деятельности детей. В школе уделяется особое внимание вовлечению учащихся в кружки и секции учреждений дополнительного образования:
Семья – наиболее мощный по исходным данным влияния на развитие ребенка и поразительно стихийный в дидактическом отношении социум. Школу и семью связывает единый объект взаимного влияния, исходя из этого, руководствуемся едиными требованиями по отношению к ребёнку, информируем родителей учащихся с новым содержанием и новыми технологиями обучения. Тесные и систематические контакты с родителями строим на взаимном доверии и доброжелательности, опираясь на всё то положительное, что есть в ученике.
Ребёнок – связующее звено в сотрудничестве школы и семьи, консолидирующий центр, главная фигура коллективного педагогического творчества, вокруг которой выстраивается целостный учебно-¬воспитательный процесс. В этой ситуации ребенок становится субъектом не только учебной и внеучебной деятельности, но и собственного воспитания. Более того, он становится активным субъектом совместной деятельности всех участников педагогического процесса – учителей, учащихся, родителей и заинтересованной в воспитании детей общественности. Школа, учителя, классные руководители могут успешно выполнять свои функции по воспитанию подрастающего поколения только в тесном сотрудничестве с семьей. Лишь общими целенаправленными усилиями педагогов, родителей, общественности удается плодотворно влиять на развитие личности ребенка, решать воспитательные задачи. Систематическое приобщение родителей, общественности к жизни и деятельности школы дает возможность проникнуться насущными заботами школы, сознанием общей ответственности за подготовку юной смены.
Привлечение родителей, выпускников школы и местного сообщества к участию в школьных делах, в учебно-воспитательной работе помогает педагогам решать многие задачи, существенно облегчает их труд. В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей, профессии одни родители принимают участие в оформление классных комнат, оборудовании учебных кабинетов, изготовлении наглядных пособий; другие охотно проводят беседы, рассказывают о себе, своей специальности; третьи организовывают кружок или секцию, экскурсии, походы, соревнования, стремятся заинтересовать в совместной деятельности других родителей, воздействовать на нерадивых школьников.
Таким образом, в нашей школе и создаются условия для развития личности ребёнка.
Источник
В мировой образовательной практике понятие компетентности, как цели образования, выступает в последние годы в качестве одного из центральных понятий, а включение в образовательные цели школы формирование ключевых компетенций и связанных с этим изменение методов учебной работы – как основное направление модернизации школы.
Миссия нашей школы, обозначенная в программе развития школы: создание оптимальных условий, обеспечивающих каждому обучающемуся доступное качественное образование, развитие ценностных ориентаций, формирование ведущих компетенций, успешную социализацию через
- фундаментальные знания,
- профильное обучение,
- вариативные образовательные программы,
- блок дополнительного образования,
- деятельностно-рефлексивные формы организации обучения и воспитания,
- психолого- педагогическую поддержку.
Программа развития – инструмент переориентации от технократической «знаниево-навыковой» парадигмы обучения к компетентностно-ориентированной парадигме как единству ценностей, путей, средств, способов образования, нацеленных на обеспечение
- саморазвития личности в процессе ее непрерывного образования,
- самообразования,
- самоопределения,
- самореализации в различных информационно-предметных и социально-коммуникативных сферах.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования.
Методической основой компетентностного подхода служат труды Шацкого, Эльконина, Давыдова, Якиманской и Серикова. Кроме них, еще Скаткин, Лернер, Краевский в ранних работах, определяя содержание образования, указывали именно опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностых отношений.
На основании анализа различных научно-педагогических источников мы выделяем ключевые компетенции, определяющие успешность личности:
- компетенция в сфере гражданско-общественной деятельности;
- компетенция в сфере социально-профессиональной деятельности;
- компетенция в сфере социально-культурной деятельности;
- методологическая компетенция;
- кросскультурная компетенция.
Идеи компетентностно ориентированного образования – один из ответов системы на целостный социокультурный заказ, содержащий требования достижения высокого качества жизни. В этом состоит социально-педагогическое значение данного вида образовательной деятельности. В личностно-педагогическом смысле школа, обеспечивая компетентности выпускника, формирует внутренний ресурс его личностного роста.
Компетентности формируются в процессе обучения не только в школе,
но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.
Компетентностный подход не следует противопоставлять традиционному, основанному на знаниях, умениях и навыках. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, так как оно с одной стороны, включает их, но в тоже время к ним не сводится, то есть не является простой суммой ЗУНов. Понятие компетентности включает не только когнитивную (что ?) и операционально-технологическую (как делать ?) составляющую, но и мотивационную (почему?), этическую (как отнесутся ?), социальную (с кем?) составляющие. Оно включает также результаты обучения (способности решать задачи определенного типа), систему ценностных ориентации, привычки и прочее.
Образовательные компетенции по А.В. Хуторскому “совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности”.
Компетенции ключевые реализуются
- на метапредметном, общем для всех предметов содержании ;
- общепредметные реализуются на содержании, интегративном для совокупности предметов, образовательной области;
- предметные формируются в рамках отдельных предметов.
Под понятием формирования ключевых компетенцийследует понимать формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Ключевые компетенции наиболее общие (универсальные) выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества и
- приобретаются в образовательном процессе в результате опыта их успешного применения;
- проявляются в деятельности;
- применяются в новых ситуациях.
В отечественной педагогике получило развитие понятие « общеучебные умения и навыки». Формируя ОУУН, школа выполняет ведомственный заказ системы образования на подготовку человека, умеющего учиться, формируя ключевые компетенции – выполняет общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить.
Компетентностный подход не отрицает, но изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, интернете. В то же время, ученик должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для решения тех или иных проблем. Зуновский и компетентностный подходы в этом близки друг другу, но первый ограничивается рамками предметных умений и навыков, тогда как второй делает акцент на применение знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях.
Нередко у учителя возникает вопрос? ОУУН и ключевые ключевые компетенции – это одно и тоже или нет?
Рассмотрим сходства и различия
Сходства:
- Востребованы при изучении всех учебных предметов, а так же во внеурочной деятельности учащихся (на занятиях БДО, экскурсии);
- Не могут формироваться средствами одного предмета, поскольку требуются согласованные действия всех учителей, а так же классного руководителя;
- Педагогические задачи по формированию ОУУН, так и ключевых компетенций являются не столько обучающими, сколько развивающими задачами, они требуют не столько «наполнения» учащегося новыми знаниями и умениями, сколько изменения стратегии его мышления, речи, учебной деятельности в целом.
Различия:
ОУУН охватывают учебную деятельность, а ключевые компетенции – все виды деятельности, включая будущую профессиональную.
Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует постановки вопроса: «Каким способам деятельности обучать». Новые программы, стандарты второго поколения, определяют инвариантную (обязательную) часть учебного курса и авторский выбор вариативной составляющей содержания образования. В программах определены учебные достижения:
- личностные результаты,
- метапредметные результаты,
- общие предметные,
- частные предметные результаты
В образовательном процессе ключевые компетенции могут быть приобретены учеником, если создаются следующие условия:
- Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство.
- Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности,
- Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели,
- Четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации.
- Организация продуктивной групповой работы,
- При создании КИМов Ддля ЕГЭ используется как один из подходов- компетентностный. Кимы по всем предметам состоят из 3-х частей, включающих задания различного типа и различной сложности. Задания первой части проверяют достижения уровня общеобразовательной подготовки. Задания 2 – проверяют более сложные умения – применять освоенные умения и знания в измененной ситуации. Часть 3 – задания используются для проверки умения применять знания из различных разделов учебных предметов в новой ситуации, отличающейся от стандартной, т.е. на проверку уровня развития компетентности школьника.
- Демонстрация учителем своего собственного компетентного поведения
Ключевые компетенции требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления, они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др).
Цели формирования данных компетенций у школьников:
- умение школьника добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ, INTERNET) и передавать ее.
- осмысленная организация собственной деятельности.
- знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, формирование навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
- развитие навыков исследовательской деятельности, воспитание интереса к предмету.
- раскрытие красоты науки, развитие к ней интереса.
Основная задача учителя не информировать ученика, а научить решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:
- в познании и объяснении явлений действительности;
- при освоении современной техники и технологии;
- во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;
- в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина;
- при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;
- при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.
К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на уроках по любым предметам и во внеурочной деятельности относятся:
- обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся;
- открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого непосредственно оказывается задействованной субъектная позиция учащихся и, опосредованно, их прежний опыт;
- решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту учащихся данного возраста;
- дискуссия учащихся, столкновение их субъективных позиций;
- игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум;
- проектная деятельность, творческие, ролевые, практико- ориентированные мини проекты и проекты – практические работы, имеющие жизненный контекст.
Внеклассная деятельность должна быть организованна как групповая деятельность , в процессе которой формируется и осмысливается личный опыт.
Проблема компетентности учащихся является межпредметной, в условиях реальной жизни служит основой для дальнейшего обучения, эффективного участия в жизни общества, организации своей личной деятельности.
Основные блоки, обеспечивающие развитие личности школьника:
Основное образование – формирует достаточный запас базовых знаний, для продолжения образования;
Вариативное образование – способствует индивидуализации, дифференциации
обучения, профильному самоопределению;
Дополнительное образование – развивает творческую самоактуализацию личности, культуру общения;
Уклад школы – создает обстановку комфортности и ценностных отношений.
В результате школьник обладает
- предметной компетентностью;
- исследовательской компетентностью;
- информационной компетентностью;
- социальной компетентностью;
- коммуникативной компетентностью;
- самостроительной компетентностью.
Управление реализацией компетентностного подхода на различных уровнях УВП осуществляется:
1. На уровне образовательного результата:
При планировании результатов деятельности школы учитывается не только запрос государства, выраженный в стандарте, но и запрос общественных групп и субъектов образовательного процесса, т.е. ориентирование образовательного процесса на формирование ключевых компетентностей.Формирование и развитие компетентностей является частью содержания учебной деятельности, вполне законной для каждого учителя-предметника.Особенно актуально преломление компетентностного подхода в реализации профильного обучения, т.к. основной целью профильного образования должна стать подготовка человека, имеющего качественную базовую подготовку, владеющего способами самостоятельного овладения знаниями, способного к перемене профессии в течение всей жизни.
2. На уровне образовательного процесса:
В образовательном процессе происходит смещение с передачи-усвоения определенного объема знаний на организацию и сопровождение самостоятельной познавательной и социально-ориентированной деятельности учащегося, вводим в образовательный процесс школы педагогические технологии, адекватные новым результатам образования. Мировая педагогическая практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является метод проектов. В рамках проектной деятельности создается педагогическое пространство, в котором происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся, кроме того, может быть оценен уровень их сформированности.
3. На уровне ресурсов:поиск новых форм организации обучения
- проектные формы обучения
- ролевые игры
- уроки-исследования
- уроки с ИКТ сопровождением
- групповые формы деятельности
- экстернат по отдельным предметам
Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения,
Наиболее интенсивно возможности ИКТ используется по следующим направлениям:
- подготовка учащихся к ЕГЭ, (пробное компьютерное тестировании) – программные продукты «Готовимся к ЕГЭ», «Школьный мониторинг»;
- использование обучающих и тестирующих программ;
- конструирование и ведение уроков с использованием SMART – доски;
- подготовка презентаций на уроках по определённым темам;
- использование в младших классах развивающих игр для детей, позволяющих закрепить и расширить знания, полученные на «некомпьютерных» уроках информатики; использование программы «Лого-миры» в проектной деятельности;
- использование возможностей глобальной сети Internet для подготовки к урокам, развития языковых навыков
- Подготовка аналитико-статистических данных
- результаты мониторинговых исследований (в том числе и по программе СтадГрад);
- электронные журналы.
Школа становится «открытой в социум» не только для изучения запроса, но и для использования его ресурсов.(Сайт школы, дни открытых дверей для родителей, приглашение на открытые уроки, педсоветы – конференции, которые проводятся ежегодно в апреле, научно – практические конференции учащихся «Человек в изменяющемся мире»).
4. На уровне учебно-материальной базы
Учебно-материальная база школы достаточна для реализации инновационных педагогических процессов, вместе с тем, требует последовательного развития и укрепления.
5. На уровне педагогических кадров
Компетентность педагога — необходимое условие для формирования и развития компетентностей обучающихся.
Одной из важных форм методической работы является работа над единой методической темой.
Педагоги должны владеть педагогическими технологиями, обеспечивающими формирование ключевых компетентностей учащихся, и освоить нетрадиционные для современной школы педагогические роли: консультант, кроме того, использование в образовательном процессе информационных ресурсов требует высокого уровня сформированности информационной компетентности самого педагога
Задачи учителя
- Осознание новой миссии, изменение педагогической психологии (замена знаньевой ориентации на компетентностно-ориентированное образование, партнерская позиция учителя в проекте).
- Овладеть теоретическими знаниями о новых методах и технологиях обучения.
- Овладеть умениями и практическими действиями, связанными со способностью формировать компетенции
- Овладеть новыми технологиями
- Обучение компьютерной грамотности с перспективой обучения информационной культуре, овладение педколлектива современными интернет-технологиями.
Школа должна не только обучать ребенка физике, биологии или русскому языку, но одновременно развивать его способность к адекватной самооценке, критическому мышлению, умению соотносить свои интересы с интересами других. В этой связи, основным результатом деятельности школы должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, социальной, культурной, информационной и прочих сферах.
Поэтому целью школы является:
- Овладение учащимися коммуникативными компетенциями, на основе которых происходит целостное развитие высоко нравственной, интеллектуально развитой, готовой к саморазвитию и адаптации в современном обществе личности.
- Создание творческой команды педагогов, переориентированных с традиционного подхода в обучении на компетентностный
- Проектирование методик, условий процесса формирования коммуникативных компетенций у школьников при адекватной охране и укреплении здоровья.
- Через организацию социального партнерства в проектной деятельности привлечение родителей в единое школьное сообщество для совместного проектирования профессиональной и жизненной траектории учащихся.
- Совершенствование системы психолого-педагогической поддержки, включающей и профессиональную диагностику, и сопровождение, и поддержку всего процесса обучения.
- Рост уровня удовлетворенности всех: учащихся, педагогов, администрации, обслуживающего персонала, партнеров школы, родителей учащихся всеми сторонами жизнедеятельности школы
Источник