Условия для проживания и развития ребенка

Для чего нужно проводить обследование жилищно-бытовых условий семьи ребенка?
Не секрет, что в нашей стране есть семьи, дети в которых находятся в социально неблагоприятных и опасных условиях: не имеют собственного «угла» (места для отдыха, игр и выполнения домашних заданий), не имеют возможности вести нормальный образ жизни, в силу условий жизни не соблюдают режим дня, неправильно питаются, живут в антисанитарных условиях и т.д. Обследование жилищных условий неблагополучных семей призвано оказать воздействие на родителей с целью улучшения жизни детей в семье или изъятия детей из этих условий.
Также обследование жилищно-бытовых условий может проводиться в семьях, которые планируют усыновить ребенка или взять в опеку. В этом случае комиссия проверяет наличие необходимых условий для полноценной жизни ребенка.
В целом можно отметить, что обследование жилищно-бытовых условий педагогами проводится в случаях:
- Систематическое нарушения ребенком дисциплины, правил поведения в школе, прогулов, драк, появления в школе в нетрезвом состоянии и т.п. Обследование условий жизни такого ребенка может носить предупреждающий характер: педагоги, поняв причины поведения, смогут принять меры для оказания помощи или воздействия на семью ребенка.
- Постановка ребенка на учет в полицию или комиссию по делам несовершеннолетних.
- Ребенок был изъят из семьи и решается вопрос о дальнейшем месте жительства ребенка (дом, детский дом и т.п.).
- Ребенок усыновляется. В этом случае проводится проверка жилищно-бытовых условий потенциальной семьи ребенка.
- Семья меняет место жительства (необходимо выяснить и обезопасить ребенка от ухудшения условий жизни ребенка в новой квартире).
- Жалоба на родителей от соседей, педагогов и т.п. о ненадлежащем обращении с ребенком, на жестокое поведение и т.п.
- Обращение ребенка (в т.ч. с родителями) за медицинской помощью при получении бытовых травм. В этом случае проверка условий может помочь понять, была ли травма случайной или является следствием жестокого обращения родителей или халатного отношения к ребенку.
- На ребенка было написано заявление в полицию или ребенок находится под следствием.
Обследование жилищно-бытовых условий семьи, в которой проживает ребенок, может проводиться комиссией по обследованию ЖБУ. В эту комиссию «от школы» могут входить социальный педагог, классный руководитель, заместитель директора, а также:
- инспектор по делам несовершеннолетних
- представитель органов опеки и попечительства
- участковый полиции
- врач, представитель медицинского учреждения
- работники Санэпиднадзора (СЭС), Бюро технической экспертизы (БТИ)
- и др. лица в зависимости от целей осмотра условий жизни ребенка.
Обследование жилищно-бытовых условий призвано оценить:
- материальное положение семьи
- состояние жилого помещения (дома, квартиры)
- количество совместно проживающих людей в доме
- санитарное состояние жилья
- наличия обособленного места для ребенка (для полноценного сна, игр, времяпрепровождения)
- в случае приема в семью ребенка – готовность родителей к этому и возможность полноценного проживания ребенка в доме.
В какое время проводится обследование ЖБУ?
Проверка жилищно-бытовых условий ребенка может быть как без предупреждения семьи, спонтанной, так и заранее оговоренной.
6. При проведении обследования выявляются:
6.1. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка.
6.1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком.
6.1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и так далее.
6.1.3. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и так далее.
6.1.4. Воспитание и образование: форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды;
6.1.5. Обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома.
6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.
6.2. Семейное окружение ребенка.
6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.
6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями.
6.3. Жилищно-бытовые и имущественные условия.
6.3.2. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и так далее).
6.4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.
Приказ Министерства образования и науки РФ
от 14 сентября 2009 г. N 334
“О реализации постановления Правительства РФ
от 18 мая 2009 г. N 423″. Вступает в силу: 9 января 2010 г.
Приложение №2.
На что обратить внимание при проверке ЖБУ?
- Общее состояние квартиры (пол, потолок, стены, отопление, проветривание и т.п.).
- Наличие своего «угла» ребенка: места для сна, приготовления уроков, игр, свободного времяпрепровождения.
- Наличие продуктов и полноценной еды для ребенка.
- Наличие игрушек (пусть самых простых), школьных принадлежностей, средств личной гигиены (дезодорант, мыло).
- Санузел (чистота).
- Наличие одежды (как теплой, так и легкой, для разных сезонов).
- Наличие домашних животных, чистота их содержания (аквариум, террариум, клетка и т.д. – все должно быть чисто и убрано), безопасность для ребенка.
- Свободный вход и выход из квартиры.
- Состояние, внешний вид родителей и совместно проживающих родственников.
- Обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома.
Акт осмотра жилищно-бытовых условий семьи
Сроки составления акта и уведомлений
По итогам обследования жилищно-бытовых условий составляется акт осмотра жилищно-бытовых условий, в которых проживает (планируется проживание) ребенок. Акт составляется в течение 3-х дней со дня проведения обследования, в двух экземплярах. Каждый экземпляр заверяется руководителем учреждения, сотрудники которого проводили обследование. Один экземпляр направляется в орган опеки, второй остается в учреждении. Копия акта, заверенная органами опеки или руководителем учреждения, направляется родителям в течение 3-х дней, если известен адрес пребывания родителей.
Если в ходе обследования было выяснено, что ребенок не имеет надлежащего попечения со стороны родителей, в течение 1 дня со дня проведения обследования, организация должна уведомить об этом органы опеки по месту фактического пребывания ребенка.
В акте указывается:
- Состав комиссии (ФИО, должность)
- Объект обследования (семья …, проживающая по адресу…)
- Характеристики жилого помещения (вид жилья: дом, квартира, площадь, количество комнат, наличие удобств (электроэнергия, газ, отопление, водоснабжение, телефон, интернет, лифт и т.д.)
- Состав семьи, лица, совместно проживающие с ребенком (мать, отец, другие дети и родственники – ФИО, место работы, иногда доход, наличие заболеваний и т.д.)
- Наличие домашних животных
- Другие сведения по списку «На что обратить внимание при проверке ЖБУ» – в свободной форме.
- Заключение комиссии.
- Подписи всех членов комиссии.
- Дата проведения обследования.
Родители ребенка не должны расписываться в акте (это не обязательно).
Фото: ShinePhantom.
Источник
Определить место жительства ребенка – значит решить вопрос о том, с кем из родителей будет проживать ребенок.
КАКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ ДЕЛА И ПОДЛЕЖАТ ДОКАЗЫВАНИЮ СТОРОНАМИ?
Согласно п. 3 ст 65 СК РФ суд учитывает:
привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам,
возраст ребенка,
нравственные и иные личные качества родителей,
отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком,
возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).
Таким образом, суд должен установить, оставление с каким из родителей наиболее соответствует интересам ребенка и при решении этого вопроса учесть мнение ребенка.
Суд при решении вопроса о месте жительства ребенка должен учитывать также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей. (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»)
Наиболее полный перечень иных обстоятельств, которые должен учитывать суд, приведен в «Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011 (опубликован в «Бюллетене Верховного Суда РФ» № 7 за 2012 год).
Перечень иных (помимо указанных в ст. 65 СК РФ) обстоятельств, которые должен учитывать суд:
проявление одним из родителей большей заботы и внимания к ребенку;
социальное поведение родителей;
морально-психологическая обстановка, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей;
привлечение родителей ребенка к административной или уголовной ответственности;
наличие судимости;
состояние на учете в психоневрологическом, наркологическом диспансерах;
климатические условия жизни ребенка, проживающего с родителем, при проживании родителей в разных климатических поясах;
возможность своевременного получения медицинской помощи;
наличие или отсутствие у родителей другой семьи;
привычный круг общения ребенка (друзья, воспитатели, учителя);
привязанность ребенка не только к родителям, братьям и сестрам, но и к дедушкам, бабушкам, проживающим с ними одной семьей, приближенность места жительства родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер и т.д.), которые реально могут помочь родителю, с которым остается проживать ребенок, в его воспитании;
удобство расположения образовательных учреждений, спортивных клубов и учреждений дополнительного образования, которые посещает ребенок, и возможность создания каждым из родителей условий для посещения таких дополнительных занятий;
цель предъявления иска (например, по одному из дел, рассмотренных районным судом Челябинской области, было установлено, что доводы истца об определении места жительства сына с ним были связаны с получением пенсии на сына-инвалида).
Но данный перечень не является исчерпывающим. Суд может учесть и другие обстоятельства при решении вопроса об определении места жительства ребенка. Ни одно из указанных обстоятельств не является определяющим при решении вопроса. Любые обстоятельства оцениваются в совокупности.
Так, в п. 5 ПП ВС РФ «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» особо подчеркнуто, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не может являться безусловным основанием для удовлетворения требования этого родителя об определении места жительства ребенка с ним.
Таким образом, минимальный комплект фактов следующий:
ЖИЛЬЕ
Жилье может быть в собственности, в пользовании по договору социального найма, по договору коммерческого найма, найма служебного жилого помещения, договору безвозмездного пользования, в жилое помещение родитель ребенка может быть вселен в качестве члена семьи собственника или нанимателя и т.д. Не имеет принципиального значения, на каком основании родитель ребенка имеет право пользоваться жилым помещением.
Жилье должно быть достаточно благоустроенным применительно к условиям местности, в которой проживает ребенок. В крупном городе логично требовать всех удобств. Если же речь идет о сельской местности, где большинство живет в деревянных домах с удобствами на улице, достаточно иметь такое жилье.
Перечень требований, которым должно отвечать жилое помещение, установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ РЕБЕНКА
К таким условиям относятся:
отдельное спальное место,
детская одежда,
игрушки,
письменный стол или место для занятий для школьников,
продукты питания.
Все это проверяют органы опеки и попечительства при обследовании жилищно-бытовых условий.
родитель, который просит определить место жительства ребенка с ним, должен иметь ДОСТАТОЧНЫЙ ДОХОД ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ РЕБЕНКА
Доход может быть от трудовой деятельности или предпринимательской, от сдачи имущества в аренду, сбережения и т.д. Достаточность дохода понятие относительное. Можно ориентироваться на размер прожиточного минимума.
БЛАГОПРИЯТНЫЙ ДЛЯ РЕБЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ
В определении этого помогут психолого-психиатрическая экспертиза и другие экспертизы по делам об определении места жительства ребенка
В ряде случаев требуется применение специальных познаний в области психологии и психиатрии для установления обстоятельств, имеющих значение для дела.
В таких случаях назначаются экспертизы для:
диагностики внутрисемейных отношений и взаимоотношений ребенка с каждым из родителей,
выявления психологических особенностей каждого из родителей и ребенка,
психологического анализа ситуации в целом (семейного конфликта),
определения наличия или отсутствия психологического влияния на ребенка со стороны одного из родителей
других вопросов.
УЧЁТ МНЕНИЯ РЕБЕНКА (с кем хочет жить ребенок?)
Согласно п. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ споры о месте жительства детей решаются судом не только исходя из интересов ребенка, но и с учетом мнения ребенка.
Статьей 57 СК РФ установлено, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Особенности применения данной нормы разъяснены в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».
В данном пункте Постановления Пленума указано, что до опроса несовершеннолетнего в суд следует выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде. Опрос следует производить с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога, в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц.
При опросе ребенка суду необходимо выяснять, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него одного из родителей или других заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает, и тому подобные обстоятельства.
Однако в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» правовая позиция Верховного Суда РФ по вопросу о вызове и опросе в судебном заседании ребенка изложена иначе. В ней с учетом положений Конвенции о правах ребенка и ст. 57 СК РФ по-другому расставлены акценты в отношении обстоятельств, которыми суду следует руководствоваться при решении данного вопроса. Прежде всего судье следует исходить из права ребенка быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства, затрагивающего его интересы. И лишь затем, и только при наличии оснований полагать, что присутствие ребенка в суде может оказать на него неблагоприятное воздействие, судья выясняет по этому поводу мнение органа опеки и попечительства.
В «Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011 указано, что следует руководствоваться п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей», т к анализ судебной практики и материалов по ее обобщению показывает, что мнение ребенка по спорам, связанным с воспитанием детей, выясняется судами во многих случаях опосредованно, т.е. через заключение органа опеки и попечительства, что не согласуется с нормами ст. 12 Конвенции о правах ребенка и ст. 57 СК РФ о праве ребенка выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства.
Кроме того, опосредованное выяснение мнения ребенка нарушает требование ст. 67 ГПК РФ о непосредственном исследовании судом имеющихся в деле доказательств (в частности, сведений о фактах, полученных из объяснений сторон).
Источник
Наше дело – быть оптимистом
в отношении любого ребенка
в любых случаях.
Шалва Амонашвили.
“Экология детства”…Толкование данного понятия многозначно и оно еще не устоялось в теории и практике дошкольного воспитания (Д.С. Лихачев, Р.М. Чумичева, О.Б. Широких и др.). Мы рассматриваем понятие “Экология детства”, как – “создание мира детьми, и то, что создали и создают взрослые для детей”. А именно:
– “Создание мира детьми” – это создание детьми собственной детской субкультуры, детского сообщества;
– “То, что создали взрослые для детей”, а здесь необходима выработка общего взгляда всех участников педагогического процесса (воспитателей, специалистов, родителей) на развитие ребенка в дошкольный период детства. Взгляда с позиции сохранения самоценности этого периода и непреходящего значения, как периода формирования основ дальнейшего развития ребенка (физического, социального, умственного, эстетического).
Основой успешности достижения дальнейшего развития ребенка является создание условий для обеспечения комфортного самочувствия, пребывания его в образовательном учреждении, т.е. речь идет о душевном комфорте, который характеризуется состоянием внутреннего спокойствия, отсутствием разлада с самим собой и окружающим миром, т.е. мы ответственны:
во-первых, за сохранение, защиту эмоционально-позитивности, благополучности, ценности мира детства;
во-вторых, за обеспечение творческого развития индивидуальности ребенка, не ранимое взаимодействие субкультуры ребенка с миром взрослого.
Главная задача – творческое, развивающее, индивидуально-ориентированное, интеллектуальное и практическое обогащение мира детства.
Результат – счастливое детство, комфортность, успешность, адаптация к социуму.
Научный поиск, в данном направлении, организовывался в рамках проекта “Экология детства”. Научно-методическое обеспечение проекта ориентировалось на цель – формирование основ личностной культуры участников образовательного процесса (дети, родители, педагоги), развитие эмоциональной потребности в творческом освоении культурных ценностей.
Перед нами встала задача поиска путей гуманизации воспитательно-образовательного процесса, т.е. поиск образовательных творчески-развивающих технологий, формирования основ культуры ребенка, на основе приобщения к эколого-краеведению.
Организация жизни и деятельности детей, с точки зрения обеспечения их комфортности, должна учитывать их потребности: в признании, общении, движении, познании, проявлении активности, самостоятельности и творчества.
Каждый ребенок нуждается в признании детским сообществом, благодаря которому он может успешно социализироваться. И тут особое значение имеет признание его как партнера по игре. Встраивание ребенка в детское сообщество, особенно играющее, имеет важное значение для осознания своего статуса, факта признания как основы для осознания своего статуса, факта признания, как основы для возникновения чувства комфортности.
Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра, изменяется от возраста к возрасту по форме и содержанию. В ней ребенок познает разные смыслы – функционирования предметов, человеческих отношений. В ней формируются мотивы других видов деятельности (рисования, экспериментирования, конструирования и т.д.), потребность в познании и освоении способов общения со сверстниками и взрослыми.
Второй важный фактор обеспечения комфортности – общение взрослых с ребенком, но при условии, что оно строится с учетом изменения потребности самого ребенка в таком общении в течение дошкольного возраста, что определяет изменение форм общения.
Комфортное проживание ребенком дошкольного периода, периода детства – это мотивированная и осмысленная деятельность: игра, рисование, разыгрывание различных сюжетов и т.д., что задается определенным содержанием педагогического процесса, сущность которого, заключается в его направленности на обогащение творческого, индивидуально-ориентированного детского развития.
Претворяя в жизнь данные подходы гуманизации воспитательно-образовательного процесса, педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения отдает предпочтение игровым и проектным технологиях, в основе которых лежат принципы развивающей дидактики:
– развивающее обучение должно опираться на потенциальные возможности ребенка, “зону ближайшего развития”;
– реализация деятельностного подхода, самой деятельности, основных ее компонентов (поставленные цели, выбор средств, поиск способов решения и использование их в новых ситуациях) – это способствует развитию ребенка;
– системный подход в организации содержания через принцип “от общего к частному”;
– интегрированный принцип организации освоения содержания;
– создание проблемных ситуаций;
– создание условий для проектного экспериментирования;
– наглядное моделирование;
– интерактивное взаимодействие детей между собой;
– учет индивидуальных возможностей;
– востребованность освоенного на занятиях в дальнейшей свободной самостоятельной деятельности;
– учет гендерных особенностей развития;
Главным условием в организации педагогического процесса, успешного использования игровых и проектных технологий является создание творчески-развивающей предметно-игровой среды для каждого дошкольного возраста, имеющего свою специфику развития.
Окружающая ребенка среда, в которой он постоянно живет, действует, творит, обуславливает содержание и способы реальной деятельности самого ребенка. Значит, предметная среда должна:
– стимулировать к проявлению творческой активности, т.е. проблематизировать взаимодействие с ней, побуждать к познанию через практическое экспериментирование и т.д., т.е. обогащать любую детскую деятельность, тем самым развивать детей в ней;
– быть системной (отвечать целям обучения и воспитания и требованиям проектной культуры);
– учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка;
– обеспечивать возможность взаимодействия детей со взрослыми и между собой.
Качество реализации образовательного процесса дошкольного учреждения предполагает учет всех основных его компонентов:
- Цель и задачи.
- Содержание образовательного процесса.
- Методическое сопровождение (технологии).
- Материальное обеспечение.
- Отслеживание результатов (мониторинг, диагностика).
Конечный результат нашей работы: формирование у ребенка уверенности, направленности на успешность, открытость и доверительность, что является немаловажным для адаптации его к новым условиям дальнейшей жизни.
Мониторинг качества образовательного процесса – отслеживание результатов работы, направленных на формирование ключевых компетенций у детей старшего дошкольного возраста, свидетельствует о неравномерности усвоения программ. Это говорит о том, что каждый ребенок уникален, индивидуален, своеобразен, у каждого индивидуальные типологические особенности, способности, возможности, свой образовательный маршрут. И с этим надо согласиться – это реальность.
А.Франц говорил: “Детей надо учить весело и с аппетитом”, т.е. с удовольствием, от деятельности, в том числе и познавательной, дети должны получать наслаждение и радость.
Следуя девизу программы “Детство” – “Чувствовать, познавать, творить” в своей работе мы учим детей, чувствовать с наслаждением, познавать с удовольствием, а творить с радостью.
Литература:
- Н.А.Карабанова, С.С.Курынова, И.В.Руденко, О.Е.Тумакова “Экология детства”. Комплексное сопровождение ребенка в условиях ДОУ: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./под ред. И.В.Руденко. – Тольятти, 2005-132 с.
- Л.Д.Назарова “Экология души: формирование нравственной позиции человека по отношению к миру”. Научно-практический журнал “Управление ДОУ”. Изд. ООО “Творческий Центр Сфера” №3, 2007, 26-40 с.
- Л.А.Парамонова “Качество современного дошкольного образования”. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Изд.ЗАО “МЦФЭР” №6, 2008, 4-24 с.
Источник