Условия активизации развития ребенка раннего возраста
ДОКЛАД
на тему
«Условия активизации речевого развития детей раннего возраста»
Сергеева Т.В.
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 2 «Аленушка»
г. Тамбов
Речь – могучее средство общения и взаимодействия людей, по словам
Анны Александровны Люблинской.
Ранний возраст – ответственный период в речевом развитии детей. Формирование речи на протяжении первых лет жизни ребенка – не просто накопление словаря, это сложный нервно-психический процесс – один из самых сложных. Именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы.
Поэтому в развитии ребёнка раннего возраста главным является активизация его речевого развития.
Основные задачи развития речи ребенка раннего возраста:
Развитие понимания речи окружающих
Развитие активной речи
Формирование фонематического слуха
Развитие речи как средства управления собственным поведением
Для успешного решения задач речевого развития, учителям-логопедам необходимо провести просветительскую работу среди воспитателей младших групп по вопросам развития речи детей и вместе создать условия, в которых стало бы возможным интенсивное развитие их речи.
Начнем с развивающей среды. Психолог Роберт Семенович Немов трактует среду как совокупность внешних условий, в которых развивается ребенок.
Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Важно обратить внимание на развитие сенсорного восприятия: зрительного, слухового, кинестетического. Для этого в группах создаются сенсорные уголки.
С самого рождения ребенка окружает множество звуков, Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.
Книжный уголок в групповой комнате особенно нравится малышам и способствует развитию речи. Сказки, потешки, прибаутки, загадки – первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Которые побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произнесении звуков, обогащают речь детей.
Необходимо иметь театральный уголок, в котором разнообразие видов театров: кукольный, пальчиковый, настольный.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают дидактические, настольно-печатные игры, которые активно используются на занятиях и в свободной речевой деятельности.
Таким образом, создавая развивающую среду, повышается речевая активность, возникает стремление детей к общению.
Еще одно условие развития речевой активности детей раннего возраста это – общение со взрослым, которое предполагает:
Установление социальных контактов.
Развитие ответных положительных эмоций, без которых невозможно
установить тесный контакт с ребенком и развивать его речь.
Налаживание практического взаимодействия.
Налаживание речевого взаимодействия, т.к. речь – это способ общения,
и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована, а если у ребенка нет потребности в общении с окружающими, если он не тянется к разнообразным контактам, речь возникнуть не может.
В раннем возрасте общение является основной формой воспитания.
Для формирования активной речи необходимо развивать у детей способность слушать речь взрослого и подражать часто слышимым словам и звукосочетаниям, развивать умение отвечать на вопросы доступными, ранее усвоенными словами, а не действиями.
Для этого нужно постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях.
1. Ситуация общения организуется в любое время в режиме дня, может возникать спонтанно.
2. Небольшая продолжительность по времени (3-5 минут) .
3. Организация ситуации общения с небольшой подгруппой детей.
4. Возможность использования одного дидактического средства для различных ситуаций общения (игрушка, иллюстрация, природный материал, книга) .
5.Ситуации общения могут быть реально-практическими (рассматривание картины, чтение художественного произведения) и игровыми («Напоим куклу чаем») .
Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим условием становления речи является семья.
Ведь самые чуткие, самые близкие ребёнку люди – родители, они всегда находятся рядом, и только они помогут создать максимально благоприятные условия для развития ребёнка. Поэтому – налаживание тесного контакта с родителями является одним из главных условий для развития речевой активности ребёнка.
Таким образом, создание условий для активизации речевого развития детей предусматривает:
-создание развивающей предметно-пространственной среды;
-общение с взрослым во всех видах детской деятельности;
-повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития детей раннего возраста;
-участие родителей в речевом воспитании детей.
Выполняя перечисленные условия, мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию малыша.
Список используемой литературы:
Выготский Л.С. Детская речь. – М.: Педагогика, 2006
Гвоздев Н. А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство – Пресс, 2007
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада – М.: Мозаика-Синтез, 2011
Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М.: Просвещение, 2004
Закревская О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008
Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. – СПб: Питер, 2009
Лурия А.Р., Юдович, Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. – М.: Просвещение, 2006
Теплюк С.Н. Ребенок третьего года жизни: Пособие для родителей и педагогов. – М.: Мозаика -Синтез, 2015
Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду: Младшая группа. – М.: ВАКО, 2011
Источник
Педагогические условия развития детей раннего возраста
Характеризуя преддошкольный период, Н.М. Аксарина пишет: “Ребенок родится, не умея произносить ни одного членораздельного звука. В первые месяцы жизни во время гуляния у ребенка совершенствуется артикуляционный аппарат, а с 7-8 месяцев, слыша звуки человеческого голоса, он начинает произносить повторные слоги. В 1 год ребенок из этих ленетивных слогов образует первые 10-12 слов. Затем наступает период как бы некоторого затишья – медленное нарастание новых слов. На протяжении первого полугодия 2-го года идет быстрое накопление понимаемых слов, установление связей слышимого слова и предмета. Количество же слов, которыми он активно пользуется, увеличивается незначительно, к 1 г.5 мес. у ребенка лишь 30-40 слов. В 1 г.5 мес. – 1 г.7 мес. происходит бурный скачок (быстрое нарастание новых слов), к 2 годам активный словарь равен 300 – 400 словам. На 3-м году происходит дальнейший темп роста словаря (к 3 годам – 1200-1300 слов), совершенствование качества речи – произношения, построения, осмысления”. Быстрый темп морфологического и функционального развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета способствуют тому, что дети раннего возраста заболевают от самых незначительных нарушений в питании и гигиеническом уходе. В то же время каждое перенесенное острое заболевание может привести к развитию хронических болезней, повлечь за собой отставание в физическом или нервно-психическом развитии ребенка, между которыми имеется очень большая взаимозависимость и единство
Применительно к раннему возрасту существуют специфические и конкретные задачи развития, которые и становятся содержанием работы, как психолога, так и педагога. Остановимся на них подробнее.
Прежде всего, это развитие предметной деятельности, поскольку эта деятельность в раннем возрасте является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребёнка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность целенаправленность и пр. В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определённые методы реализации.
Во-первых, это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий. Маленький ребёнок должен научиться пользоваться окружающими предметами “по-человечески”: правильно есть ложкой, рисовать карандашом, копать савочком, причёсываться расчёской, застёгивать пуговицы и пр. Это задача не только развития движений руки и общей моторики. Все эти действия требуют преодоления спонтанной, импульсивной активности, а значит овладения собой и своим поведением. Ребёнок должен понять и присвоить смысл этих простых действий, увидеть их результат почувствовать свою умелость. Всё это даёт ему чувство своей компетентности, самостоятельности, уверенности в себе. Для решения этой задачи необходимо, начиная с 1 года, приучать детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причёсываться, держать ложку или чашку, оставляя им возможность самостоятельных действий и побуждая к ним. Помимо обычных бытовых процедур, нужны специальные игрушки, созданные для детей раннего возраста (савочки, лопатки, удочки с магнитом и пр)
Другой линией предметной деятельности является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности. Ребёнок раннего возраста мыслит, прежде всего, действуя руками. Соотнося форму или размер отдельных предметов, он связывает свойства предметов, учится воспринимать их физические качества. Для таких занятий существуют многочисленные игрушки, специально предназначенные для малышей. Это всевозможные вкладыши различной формы, пирамидки, простые матрёшки, башенки и пр. Проводя шарики по лабиринту или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятан желанный приз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий и познавательной активности. Задача взрослого здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т.е. подсказать решение задачи) а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.
Ещё одним важнейшим направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленности и настойчивости действий ребёнка. Известно, что деятельность ребёнка до 2-х лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат ещё не имеет какого-либо самостоятельного значения. К трём годам у ребёнка уже складывается определённое представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать действия ребёнка. Ребёнок действует уже не просто так, а с целью получения определённого результата. Таким образом, деятельность приобретает целенаправленный характер. Очевидно, что нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели является важнейшей характеристикой не только деятельности ребёнка, но и его личности в целом. Для формирования этого ценного качества необходима помощь взрослого. Маленькому ребёнку нужно помогать “удерживать” цель, направлять его на достижение желанного результата. Для этого можно использовать конструктивные игры и игрушки, предполагающие получение определённого продукта. Это могут быть фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определённый предмет (машинку, солдатика, собачку и пр.), всевозможные мозаики или пазлы, из которых складываются картинки, кубики или простые конструкторы для маленьких детей. Все эти игры требуют определённого представления о том, что должно получиться, и настойчивости в достижении результата.
Все перечисленные виды предметных действий предполагают индивидуальную работу ребёнка. Маленькие дети ещё не умеют действовать совместно; предметы и действия с ними всецело поглощают интересы малышей, они не могут при этом ориентироваться на действия партнёра, учитывать чужие желания и пр. У каждого ребёнка должна быть в руках своя игрушка и свои способы действия с ней. Такая индивидуальная деятельность с предметами вызывает сосредоточенность и концентрацию на предмете, своеобразную “завороженность” своими действиями. Это очень важное и ценное состояние. Монтессори видела в концентрации малышей на действиях с предметами начало воли ребёнка. Поэтому нужно всячески поддерживать индивидуальную работу ребёнка с предметами и создавать для неё все возможные условия. Это в свою очередь требует достаточного количества адекватных пособий и особой организации развивающей среды. Консультации воспитателей по подбору нужных игрушек, создание игровой развивающей среды, её периодическое обновление – всё это задачи психолога, который должен ориентироваться на интересы и возможности детей данного возраста
Другой чрезвычайно важной и ответственной задачей воспитания детей раннего возраста является развитие речи. Овладение речью, как известно, в основном происходит именно в этот период – от года до трёх. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни – сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения.
Речь маленького ребёнка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим даже самым правильным образцам. Чтобы ребёнок заговорил, у него должна быть потребность в этом, необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно. Такую речевую задачу (задачу сказать нужное слово) ставит перед ребёнком взрослый.
На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включённость слов в конкретные действия, (или “единство слова и дела”) очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию. Создание такой речепорождающей ситуации активизирующей речь детей – специальная психолого-педагогическая задача, которая должна решаться в сотрудничестве педагога и психолога.
Второй важной линией речевого развития является совершенствование так называемой пассивной речи, т.е. понимания речи взрослого. Большинство малышей в 1,5-2 года уже хорошо понимают все слова и простые фразы, когда они включены в конкретную ситуацию. Преодоление ситуационной связанности и становление грамматической структуры речи – важнейшая линия развития в раннем возрасте. Неоценимую роль для этого играет литература для малышей. Короткие и простые детские сказки, стишки А. Барто или С. Маршака, народные потешки и песенки дают неоценимый материал для речевого развития. Однако, взрослые должны открыть малышам этот материал, сделать его понятным и привлекательным. Для этого нужно выразительное чтение, которое сопровождается жестами, яркими интонациями и возможно спектаклем игрушек. Разработка методики речевого развития детей раннего возраста также входит в задачи психолога .
В раннем возрасте возникает ещё одна важнейшая функция речи – регулятивная. Появляется способность управлять своим поведением с помощью слова. Если до 2-х лет действия ребёнка определяются в основном воспринимаемой ситуацией, то во второй половине раннего возраста возникает возможность регулировать поведение ребёнка посредством речи, т.е. выполнение речевых инструкций взрослого. Эту форму поведения психологи рассматривают как первый этап развития произвольного поведения, когда действия ребёнка опосредованы речевым знаком, который направлен на своё поведение. Поэтому действие по инструкции открывает возможность развития саморегуляции и самоконтроля. Эту важнейшую способность следует развивать и упражнять. Важно выбрать для каждого ребёнка определённый уровень сложности инструкции, который соответствует его возможностям и способностям. Это очень существенная в раннем возрасте линия развития ребёнка, которая нуждается в соответствующей психолого-педагогическом сопровождении.
Овладение речью в раннем возрасте делает возможным становление детского воображения. Воображение возникает на третьем году жизни, когда появляется способность к игровым замещениям, когда знакомые предметы наделяются новыми именами и начинают использоваться в новом качестве. Такие игровые замещения являются первой формой воображения ребёнка и составляют важнейший шаг к новой ведущей деятельности ребёнка – сюжетно-ролевой игре. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что игра не возникает сама по себе, без участия тех, кто уже умеет играть – взрослых или старших детей. Маленького ребёнка нужно научить играть. Обучение игре осуществляется конечно же не на занятиях, а в процессе совместной игры со взрослым, который передаёт ребёнку способ замещения одних предметов другими. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передаёт им необходимые способы игровых действий, но и “заражает” их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием: она требует и умственных, и волевых, и физических усилий, и координации своих действий и конечно же (если ребёнок по-настоящему включён в неё) приносит эмоциональное удовлетворение. Поэтому развитие творческой игры и воображения у детей 2-3 лет является важнейшей задачей психолога.
В раннем возрасте возникает ещё одна чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности ребёнка – его общение и взаимоотношения со сверстниками. Несмотря на то, что потребность в сверстнике занимает далеко не главное место в раннем возрасте и обычно не рассматривается как главная линия его развития, первые формы взаимодействия малышей играют исключительно важную роль для развития личности ребёнка и дальнейшего развития межличностных отношений. Именно здесь закладывается чувство непосредственной общности и связи с другими, равными ребёнку людьми. Как показывают исследования, потребность в общении со сверстниками возникает на третьем году жизни. В этом возрасте общение малышей имеет весьма специфическое содержание, которое представляет собой эмоционально-практическое взаимодействие. Особое место в таком взаимодействии занимает подражание друг другу. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и эмоциями и через это чувствуют взаимную общность. Такое взаимодействие даёт ребёнку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Переживание сходства и общности вызывает бурную радость и способствует осознанию себя. Воспитатель может придать ему культурную, организованную форму. Оптимальным средством для этого являются известные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково – Каравай, Карусели, Раздувайся пузырь, Зайка и пр. Эти игры в раннем возрасте должны проходить при непосредственном участии взрослого, который организует детей, показывает им нужные движения и слова, погружает их в общую атмосферу игры. Разработка, подбор и проведение таких игр составляет важное направление работы психолога.
Источник