Условие для благоприятного развития ребенка

Благоприятные условия 
умственного развития ребенка

Детям дошкольного возраста свойственно необычное стремление к познанию окружающего мира. Новые знания и умения приобретает в процессе приобщения к труду, во время игр, специальных занятий. Очень важно правильно их организовать, создать благоприятные условия развития, придать им нужное направление. Взрослый может подсказать игру, помочь усложнить ее или продолжить игру, начатую ребенком по собственной инициативе. Но никогда не стоит заставлять детей играть по указке взрослого. В таких случаях дети теряют интерес к игре, могут бросить ее или начинают протестовать против вмешательства взрослых.

Организуя деятельность ребенка, для создания благоприятных условий развития следует учитывать его возрастные индивидуальные особенности, склонности, интересы, правильно оценивать и использовать его возможности. Перегрузка может вызвать переутомление и оказать отрицательное влияние. Избежать перегрузок помогает рациональная организация режима дня.

Ребенка нужно учить лишь тому, что он в данный момент в состоянии не только заучить, но и осмыслить. С другой стороны, обучение не должно слепо следовать за развитием, плетясь в его хвосте. Развитие формируется через обучение. Правильно поставленное обучение способствует нормальному умственному развитию.

До 4—5-летнего возраста ум ребенка весьма восприимчив ко всем видам внешней информации. Однако мозг у детей этого возраста довольно быстро утомляется, и, чтобы он мог справляться с огромной умственной нагрузкой, необходим оптимальный режим его работы, разумное чередование активной деятельности и отдыха, физических упражнений и умственных нагрузок, развлечений, сна и бодрствования.

Для умственного развития ребенка лучше ему не читать, а больше рассказывать и беседовать с ним на тему рассказа. Если ребенку только читают, у него нет стимула для развития своей речи, а потому задерживается умение высказывать свои желания, пересказывать увиденное. Беседуя с детьми и слушая их, необходимо обращать внимание на способность ребенка правильно выражать мысль, бороться с примитивной речью.

Родители часто недооценивают свою роль в становлении многих черт характера ребенка. В семьях, где по каждому поводу выражают неудовольствие, выговаривают детям за малейшую провинность, многое запрещают, дети также привыкают быть недовольными, становятся скрытными, угрюмыми, боязливыми. Ласковое же обращение породит доброту, требование соблюдения порядка — дисциплинированность, систематическое проведение гимнастических упражнений — выносливость и волю, посильный домашний труд — сознание необходимости повседневной работы, доведение любой игры или занятия до конца — настойчивость и упорство, уход за младшими членами семьи, домашними животными, растениями, помощь взрослым — чуткость и теплоту человеческих отношений, способность в любом коллективе чувствовать себя своим и располагать к себе людей. Общеизвестно, что способность к сопереживанию и сочувствию формируется довольно рано, проявляется раньше и сильнее у детей из многодетных семей, чем у единственного ребенка.

Развитие мышления детей определяется объемом и характером информации, которую они получают. Огромным источником информации являются радио и телевидение. Они приносят ребенку много нового и интересного. Однако необходимо установить грань, за которой начинается перенасыщение малыша информацией, когда ее обилие не соответствует возрастным возможностям и ведет к переутомлению. Помимо психической перегрузки злоупотребление просмотром телевизионных передач лишает ребенка необходимой ему физической разрядки. Просидел у телевизора — лишился прогулки, которая очень нужна перед сном.

В процессе воспитания необходимо отмечать любые достижения ребенка, поощрять его добрым словом, лаской, улыбкой. Ощущение успеха очень важно, оно повышает уверенность в себе и стремление в дальнейшем к большему. В случае неудачи не следует одергивать малыша, делать ему резкие замечания.

Источник

Новое поколение всегда рождается умнее, чем предыдущее. Это хорошая новость, но она не отменяет необходимости занятий с ребенком.

Дети способны соответствовать всем происходящим в мире изменениям. Задача родителей – помочь малышу освоить те навыки и умения, которые пригодятся ему во взрослой жизни.

Лучше успеть сделать это еще до поступления в детский сад, то есть до момента столкновения с системой. Тогда ребенку будет легче сохранить свою индивидуальность и адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

1. Побуждаем к действию!

Малыш сам стремится к развитию, но пока не знает, что он может изучить. Ваша задача – поймать и не упустить нужный момент. Крохе мы даем в руки погремушки и предметы с различной фактурой, чуть позже знакомим его с книгами, пазлами, пирамидками, конструктором. Именно с этого и начинается замечательное путешествие в мир знаний.

В первые годы своей жизни дети получают знания естественным образом, через действие. Поэтому методики развития и направлены на опыт практической деятельности. Еще совсем недавно было модно с раннего возраста учить чтению, письму, языкам. Но, как оказалось, это не избавляет от проблем с обучением в старшем возрасте.

2. Хвалим правильно!

Мы привыкли хвалить малышей за малейшее усилие, за то, что они хорошо кушают, сами ходят на горшок, рисуют и собирают свои игрушки. Но уже совсем скоро Вы не станете отмечать все это похвалой.

Своими словами мы приучаем детей к оцениванию. Но в школе никто не будет ставить «пятерки» лишь за старание, там важен результат. Получается, что ребенка вообще нельзя хвалить?

На самом деле всегда важно отмечать те качества характера, которые привели кроху к успеху: усидчивость, терпение, настойчивость, трудолюбие. Вполне возможно, что вам это покажется глупым. Но присмотритесь, как реагирует малыш. Он узнает о себе много нового, у него формируется правильная самооценка, он учится критически оценивать свои действия. Не будет стремления получить похвалу любой ценой, а главное, формируется понимание того, почему же он молодец.

3. Показываем, как все устроено!

Дети всегда повторяют действия старших – вначале наблюдают, затем копируют. Иногда для этого необходимо несколько попыток. Простой пример – нанизывание на пирамидку разноцветных колечек. Вы показываете, а малыш, не всегда удачно, пытается повторить. И вдруг у него все получается, быстро и легко!

Поэтому так важно учить ребенка играть новыми игрушками, демонстрировать, что с ними можно делать.

4. Переживаем неудачи!

Очень важно научить малыша проигрывать достойно, примирить с этим. Поначалу всем детям такое дается непросто. Любой проигрыш в игре, допущенная ошибка, неудачная попытка что-либо сделать приводят к слезам, истерикам, капризам. При этом следите за тем, чтобы это не отбивало у ребенка желания продолжать добиваться своей цели.

Для этого попробуйте озвучить за него те чувства, которые он испытывает, но еще не умеет выражать словами: «Я знаю, что тебе сейчас больно и обидно. Но ты старался, сумел проявить лучшие качества. Я верю, что в другой раз ты обязательно выиграешь». А в случае повторной неудачи не забудьте отметить не только старание малыша, но и его смелость, риск, полученные новые навыки в игре.

5. Учимся взаимодействовать!

Насколько часто Вы вместе что-либо делаете? Игрушки-самоделки, различные поделки, настольные игры, конструирование, складывание пазлов… Важно, чтобы мама умела сдерживать себя, не делала все за ребенка, а лишь помогала ему в случае необходимости.

Любая подобная деятельность очень полезна. Каждый из участников учится работать в команде, прилагать усилия ради общего результата, уважать мнение партнера, наслаждаться как процессом, так и результатом.

6. Принимаем нестандартные решения!

В детской реальности все возможно – и красные слоны, и фиолетовые волки, и оранжевые верблюды. Не нужно исправлять рисунки, доказывая малышу, что так не бывает. Наоборот, важно сохранить и развить это качество. Не доверяйте утверждениям, что арбуз всегда круглый и зеленый в полоску. Сейчас можно найти в продаже продолговатые арбузы самых разных оттенков. Просто потому, что однажды кто-то подошел к селекции этих ягод нестандартно…

Хотите почаще выбираться с ребенком “в свет” и путешествовать, а не сидеть всё время дома и в песочнице во дворе?

Закажите готовый детский набор игрушек в дорогу и для игр вне дома от бренда Ребёнок Занят на сайте>>> (10+, 20+, 30+ или 50+ предметов) и перспектива оказаться с ребёнком в кафе или на выставке не покажется уже такой пуающей: у Вас под рукой будет целый арсенал интересных и новых “развлекашек” для ребёнка!

Вы бесплатно получите еще ряд полезных «плюшек» и блокнот с советами/полезностями внутри, сможете указать имя ребёнка на сумке с набором, которая, к тому же, пригодится Вам в будущем еще не раз.

Кстати, такие детские наборы часто заказывают в качестве подарка детям и их родителям (а что может быть ценнее, чем спокойствие и немного свободного времени!).

Подобрать набор по возрасту и полу ребёнка можно в нашем каталоге на сайте www.busybag.ru

Вам также может быть интересно:

Источник

Светлана Калинберг
Создание благоприятных условий в ДОУ для развития индивидуальных способностей детей

Благоприятная психологическая атмосфера для воспитанников и педагогов в дошкольном учреждении является важнейшим условием воспитания ребёнка дошкольного возраста и развития личности педагога.

Не секрет, что дети и сотрудники большую часть своего времени проводят в стенах этого учреждения. Мы стараемся создать наш «Дом радости» и быть одной семьей.

Именно в дошкольном возрасте основой областью познания мира является мир человеческих взаимоотношений. Как малыш сумеет понять эти взаимоотношения, зависит во многом от нас – администрации, воспитателей, специалистов и ото всех сотрудников учреждения. Необходимо создать благоприятные условия для развития и воспитания детей в детском саду.

В соответствии с ФГОС мы должны создать индивидуальное развитие личности каждого ребёнка. А как это сделать правильно, когда в группах от 25 до 30 малышей?

Мы выработали свою концепцию. Работаем по нашей образовательной программе, как во всех ДОУ. Но мы разработали ряд проектов по всем направлениям.

На музыкальных занятиях дети занимаются все вместе. Мы видим детей, у которых в их возрасте удивительно поют, удивительно пластичные движения в танце. Педагоги создают вокальные и танцевальные коллективы. Музыкальный руководитель и воспитатели ставят номера, а потом приглашают воспитанников на концерт.

Руководитель по физическому воспитанию индивидуально подходит к каждому ребёнку, она понимает, кто из детей может выступать в тех или иных соревнованиях. Но в любом случае все праздники и досуги конечно для всех детей.

Это помогает создавать кружки по интересам детей, учитывается индивидуальность каждого ребёнка. Воспитатели стараются найти к ребёнку индивидуальный подход. Кто – то великолепно рисует, кто-то артистичен, а кто-то увлекается историей и экологией.

Команды детей выступают и задействованы все, но с учётом их индивидуальных качеств. Это речь не об усвоении образовательной программы, это кружки по интересам.

Создание радостной, творческой атмосферы в детском саду невозможно без творческих и профессиональных педагогов. Очень важно, чтобы сотрудники учреждения смогли раскрыть и развивать свои возможности.

В последнее время распространено корпоративное обучение сотрудников на базе своих учреждений. Я считаю, что для прохождения целевых программ прекрасный способ обучения. И на базе нашего учреждения мы проводили такое обучение. Моё мнение, что педагоги должны проходить курсы повышения квалификации по различным направлениям, учитывая и их индивидуальные возможности. Это помогает каждому специалисту и воспитателю развиваться в личном и профессиональном плане.

Мы создали проект для сотрудников «Педагог – личность творческая». Эмблема выбрана была солнышко и на нем 56 ДС. Удача! Воспитатели, помощники воспитателей, специалисты детского сада стали выступать в творческих конкурсах и в спортивных соревнованиях. Огромный успех у танцевального коллектива, призовые места в спортивных соревнованиях, сдавали нормы ГТО.

Важным условием комфортного пребывания ребёнка в детском саду является выбор методов и подходов благоприятного общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса – детьми, родителями, сотрудниками дошкольного учреждения.

Созданы творческие группы педагогов по всем направлениям образовательного процесса. В коллективе стало больше улыбок, больше идей, больше желания совершенствоваться в своей профессии. Это очень важно, ведь и дети получают больше добра, тепла, радости и знаний. Мы смогли заинтересовать родителей. Они стали участвовать во всех наших проектах. Проводят мастер – классы, уделяться с детьми своими увлечениями, строят скворечник, создают с детьми великолепные скворечники, болеют за наши команды! Выступают папы и мамы в соревнованиях, на каждом мероприятии стараются детям сделать сюрприз – песня под гитару, совместный танец. Детские глаза светятся от счастья!

Я надеюсь, что у нас много интересных проектов. Вот такой он наш «Дом детской радости»

Источник

Условия развития успешного ребенка

По П.Ф. Лесгафту

  1. Атмосфера любви. Человек должен быть зачат в любви, выношен и рожден в любви. Все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей. Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родин, делать людям добро. И при этом, слепая, неразумная материнская любовь забивает ребенка хуже, чем розги, делает его безнравственным потребителем или честолюбивым карьеристом.
  2. Высоконравственный родитель. Учит ребенка размышлять, быть правдивым, соблюдать единство слова и дела.
  3. Общественно-полезный труд. Труд в присутствии ребенка, способствует подражанию, изначально в игре, далее как помощник и затем как самостоятельный исполнитель.
  4. Исключение «прибавочных раздражителей» в жизни ребенка. Роскошь; нищета; чрезмерные лакомства; беспорядочная еда. Все должно быть в пределах разумного. Иначе не вырабатывается, у ребенка, способность к целенаправленной деятельности.
  5. Гармоничное развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок; слушание музыки, песен; занятие сборными игрушками; чтение стихов; рисование и лепка. Это разнообразие необходимо, чтобы со временем определить свое призвание.
  6. Принцип постепенности и последовательности. Родитель должен следить за тем, чтобы ребенок брался за те дела, которые в данное время ему по силам, иначе он потеряет интерес к занятиям, появится лень.
  7. Ограждение ребенка от контакта с безнравственными людьми.

Факторы влияния на личность ребенка

По С.В. Ковалеву.

  1. Социальная микросреда семьи. Приобщение к социальным ценностям и ролям.
  2. Внутри и вне-семейная деятельность. Бытовой труд.
  3. Семейное воспитание. Комплекс целенаправленных воздействий.

Типы отношений в плоскости.

Горизонтальная плоскость. Супруги-родители и другие взрослые члены семьи (особенности взаимодействия, взаимоотношения с другими людьми).

Вертикальная плоскость. Родители – дети. Возрастная динамика таких отношений «Обними покрепче – пусти – отстань». С возрастом функции этих отношений изменяется.

  • Младенец (0 – 3). Родители – источник эмоционального тепла и поддержки.
  • Дошкольник (3 – 6). Родители – власть, высшая инстанция, распорядитель благ.
  • Мл. школьный возраст (7-10). Родители – образец и пример для подражания.
  • Пубертатный период (11-14). Родители – друзья и советчики.

Типы сотрудничества с ребенком.

По Г.С. Абрамовой.

  • Ситуативный. «Делай то, что умеешь». Формула взаимоотношений – «Делай сам, не приставай ко мне и не мешай мне».

Взрослый как бы создает искусственную преграду для возможного развития ребенка, ограничивая сферу взаимодействия с ним.

  • Операционный. «Давай делать вместе, и ты научишься делать хорошо». Формула взаимоотношений – «Делай как я и ты будешь делать хорошо».

Этот тип сотрудничества ориентируется не только на актуальные, но и на потенциальные личностные возможности ребенка, но тем не менее взрослый всю инициативу в этом взаимодействии берет на себя. Ребенок не имеет собственной позиции, собственное мнение. Самостоятельность ребенка взрослый не всегда оценивает положительно. Этот тип взаимодействия конфликтен по своей природе.

  • Ценностный. Где каждый представляет ценность для другого. Эмоциональный фон + система оценок. «Я очень рад, что у тебя получается». Формула взаимоотношений – «Завтра ты обязательно будешь лучше, чем сегодня, а для этого учись видеть в других людях и плохое и хорошее».

Условия развития успешного ребенка

Делай то, что умеешь.

Делай сам, не приставай ко мне, не мешай мне.

Давай делать вместе, и ты научишься делать хорошо.

Делай как я и ты будешь делать хорошо.

Я очень рад что у тебя получается.

Завтра ты обязательно будешь лучше, чем сегодня, а для этого учись видеть в других людях и плохое и хорошее.

Источник

Психологический комфорт,

как условие благоприятного развития личности ребёнка.

В настоящее время ученые в области дошкольной педагогики и психологии, педагоги-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к детям в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в детском саду атмосферы психологического комфорта.

Психологический комфорт – элемент здоровьесберегающей технологии, обеспечивающий социально-психологического благополучия ребенка, который позволяет создать эмоциональный комфорт и позитивное психологическое самочувствие дошкольнику в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

Идея моего опыта – развитие детей дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром возможно только при создании в ДОО психологически комфортной среды.

Любой педагогический опыт, хотя бы в небольшой степени, всегда является самостоятельным, несет в себе новизну. Новизна моего опыта состоит в обобщении теоретического и практического опыта работы по теме и создание условий, при которых в детском коллективе присутствует благоприятный психологический климат, что способствует благоприятному развитию личности дошкольников. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Мой опыт возник в результате противоречий, которые заключаются в столкновении традиционных форм работы педагога дошкольника и появлением новых современных технологий, способствующих оптимизации совместной деятельности воспитателя с дошкольниками.

Работая с детьми младшей группы и наблюдая за детьми и их родителями, была выявлена проблема адаптации детей к условиям ДОО, несформированность коммуникативных навыков, незрелость эмоциональной сферы и высокая тревожность. Кроме того, был выявлен низкий уровень компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей. Исходя из этого, возникла проблема поиска эффективных средств по профилактике эмоционального неблагополучия у детей младшего дошкольного возраста. Это явилось основанием для возникновения данного педагогического опыта.

На первом этапе работы была определена цель – создать условия для сохранения психо – эмоционального здоровья детей дошкольного возраста. Поставлены задачи: создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций; способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого; дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения; научить налаживать отношения между сверстниками и устранять конфликтные ситуации.

В ходе реализации педагогического опыта при работе с дошкольниками использовался комплекс мероприятий: занятия, при разработке которых акцент был сделан на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивное психологическое самочувствие дошкольника; игры и упражнения на снятие мышечного напряжения, усталости, перевозбуждения, преодоление застенчивости, повышения самооценки; минутки вхождения в день; ежедневно проводился утренний рефлексивный круг, была обогащена предметно – пространственная развивающая среда группы уголком уединения, сухим бассейном, уголком настроения, играми. Также в целях успешной реализации поставленных задач было принято решение о необходимости построения тесного контакта с родителями дошкольников, т.к. общение ребенка в семье, с близкими ему людьми – важнейшее условие его психологического комфорта. В ходе реализации педагогического опыта были выстроены доверительные отношения с родителями, проведены консультации и беседы, организованы семинары, занятия, дни открытых дверей; совместно с родителями оформлены праздничные газеты, фотовыставки.

Источник