Ускорение физического развития ребенка

Ускорение физического развития ребенка thumbnail

Ускорение физического развития ребенкаАкселерация – это ускорение формирования всех физических показателей и биологического созревания организма. Впервые она была зафиксирована при соотнесении антропометрических показателей начала 20 столетия с показателями тридцатых годов 19 столетия, когда начали проводить антропометрические измерения детей. Считается, что описываемое явление, возникает уже на этапе внутриутробного созревания. За последние 40 лет вес новорожденных вырос на 50-100 г, а длина туловища – на 0,5-1 см. Существенное ускорение роста отмечается и у грудничков. Современные дети сегодня не только крупнее и выше своих ровесников, обитавших в начале прошлого столетия, но более развитые соматически. Наряду с акселерацией роста раньше настаёт и пубертатный этап.

Причины

После нововведений в медицинскую практику, относящихся к проведению измерений и сбора антропометрических данных, учёные начали регистрировать и фиксировать явления акселерации. При этом они обнаружили закономерность, связанную с увеличением скорости роста и более ранним наступлением пубертатного периода у детей. Такое явление учёные стали именовать акселерацией, поскольку в дословном переводе это слово означает ускорение.

Процесс акселерации затронул всю территорию земного шара.

Также учёные отметили и ускорение темпов биологического созревания, о чём свидетельствует, например, более раннее прорезывание зубов.

Помимо того, существует воззрение, что в дальнейшем эскалация процессов акселерации будет наблюдаться в африканских государствах. При этом сегодня в большинстве стран отмечается резкое снижение темпов созревания и скорости роста.

Акселерация роста и развития имеет следующие причины: смешанные браки, миграционные процессы, урбанизация, поменявшиеся биологические ритмы существования, изменение рациона (так в 1812 году в среднем на одного индивида приходилось 14 кг мяса в год, в 1933 – 33 кг, в 1980 году – 60 кг); изменившейся температурный режим (современное отопление поддерживает температуру неизменной), гипервитаминозы (чрезмерное потребление витаминов, что ускоряет биохимические процессы), блага цивилизации, например, электричество, телевидение вследствие своего раздражающего воздействия и поддержания возбуждения в нервной системе, стимулируют созревание и рост, наследственные факторы.

Также, помимо выше перечисленных факторов, учёными выдвинуто ряд теорий, объясняющих возможные причины, спровоцировавшие появление описываемого явления.

Теория физико-химического воздействия объясняет возникновение данного явления влиянием радиоволновой, солнечной радиации, магнитного поля, космической радиации, экологической обстановкой, обусловленной высокой концентрацией углекислоты, спровоцированной ростом производства.

Теории факторов условий бытия объясняют данное явление алиментарными и нутритивными причинами, избыточной информацией, социальными факторами.

Акселерация развития детей и подростков может быть генетически обусловленной, например, наступать вследствие циклических биологических трансформаций, смешения популяций (гетерозис).

Виды акселерации

Сегодня описываемое явление чаще употребляется в следующих значениях: эпохальная акселерация и внутригрупповая.

Первая – обозначает ускорение темпов физического созревания детей и тинэйджеров в соотнесении с предыдущими поколениями.

Ускорение физического развития ребенка

Многочисленные исследования физического созревания детей разных возрастных периодов продемонстрировали, что большинство функциональных систем организма существенно обгоняют хронологию созревания, типичную для детей, родившихся около 40 лет назад.

Явления акселерации начинаются с этапа внутриутробного формирования. Как приводилось выше, длина туловища и вес новорожденных малышей увеличился. Рост пятнадцатилетних тинэйджеров в сравнении с их ровесниками начала столетия также увеличился на 5-10 см, а вес – на 4-10 кг. Важнейшим следствием акселерации сегодня считается более раннее формирование речи, появление реагирования на звук, свет.

Современные малыши раньше начинают удерживать головку, садиться, ходить, нежели их собратья, жившие в недавнем прошлом.

Значительно стремительно проистекает созревание отдельных сегментов скелета, эндокринной системы, что обуславливает более раннее наступление пубертатного периода.

При этом отмечается сокращение продолжительность роста. Сегодня рост молодых людей прекращается в среднем в шестнадцати-девятнадцатилетнем возрасте, а полвека назад их потомки максимального роста достигали к двадцати пяти-шестилетнему возрасту.

Акселерация развития ребёнка приводит к существенным трансформациям в формировании систем организма. Ростовой акселерации сопутствует улучшение уровня физического созревания молодых людей. У двадцати-двадцатипятилетних лиц установлен наибольший рост. Помимо того, значительно расширился объём грудной клетки (у мужчин приблизительно на 8-9 см, у женщин – на 7-8 см), диаметр черепа укрупнился на 1,5 см, средний вес тинэйджеров четырнадцати лет вырос на 7-8 кг.

Ускорение физических показателей и созревание интенсифицировало психическое развитие. Однако бытует мнение, что акселерация психического созревания порождена научно-технической революцией, улучшением, доступностью и повышением требований к образовательному процессу. Поэтому здесь целесообразнее говорить о двух вариациях акселерации психики: об ускорении, вызванном ранним формированием морфофункционального фундамента психики и акселерации, порождённой социальным прогрессом.

Под внутригрупповой вариацией акселерации подразумевают ускорение физического созревания отдельных детей и молодых лиц в возрастных группах. Такие дети ориентировочно составляют 13-20 % от общего количества детей данного возрастного этапа. Им присуща большая мускульная масса, высокий рост, больший потенциал дыхательной системы. Пубертатный период у них проходит быстрее, также раньше заканчивается рост тела и быстрее происходит психическое созревание.

Акселерация развития внутригруппового вида бывает гармоничной и дисгармоничной.

Гармоничное ускорение созревания подразумевает параллельную акселерацию биологического созревания и роста, что ведёт к более быстрому завершению этапа детскости.

Приведённый выше вариант ускоренного развития встречается довольно редко. Как правило, чаще на фоне акселерации психофизического формирования наблюдаются отчётливые соматовегетативные отклонения (на раннем периоде) и эндокринные дисфункции (в старшем периоде). В психической сфере отмечается дисгармония, обнаруживающаяся в форсированном развитии одних функций (например, речи) и недоразвитием других (например, социальных навыков, моторики), а иногда телесная акселерация обгоняет психическую. Так происходит дисгармоничная акселерация.

Педагогические проблемы акселерации

Основной современной проблемой, с которой сталкиваются педагоги, считается такой аспект акселерации, как ускоренное либо раннее половое созревание. Девочки часто страдают от неудовлетворённости собственным внешним видом, телом, ставшим резко неуклюжим, словно чужим. Часто эти проблемы дополняются появлением прыщей, угрей, что неизменно сопутствует гормональной перестройке. Вследствие чего юные девы становятся подвержены плохому настроению, депрессивным состояниям, часто грустят, что приводит к снижению заинтересованности образовательным процессам и школьной успеваемости. Аналогичное происходит и с парнями.

Ускорение физического развития ребенка

По причине ускоренного физического формирования подростки зачастую выглядят старше своего паспортного возраста. Вследствие чего родители, учителя, другие взрослые начинают выказывать им повышенные требования, считая подростков взрослыми, но соответствовать таким требованиям дети не могут, поскольку их психологическое созревание согласно их календарному возрасту. Это нередко приводит к понижению детской самооценки и возникновению депрессивных настроев.

Минусы акселерации также заключаются и в раннем старте половой жизни. Раннее вступление в интимные отношения чревато венерическими недугами, нежелательной беременностью и соответственно абортом, что может в дальнейшем повлечь бесплодие.

Поэтому родительско-учительской задачей здесь является трансформация пробуждающейся половой энергии в созидательную, например, увлечь чадо творчеством, спортом, заинтересовать учёбой.

Таким образом, раннее созревание детей ставит следующий ряд задач перед психолого-педагогической отраслью:

– улучшать отбор в общеобразовательные учреждения (необходимо учитывать не только паспортный возраст, но и биологический);

– изменить сроки введения отдельных образовательных программ;

– пересмотреть возрастной потенциал детей;

– модифицировать содержание отдельных образовательных программ согласно возросшему потенциалу детей;

– заниматься профилактикой нарушений, порождённых акселерацией.

Однако ускоренное формирование всех физических показателей не всегда заключает в себе лишь негативную сторону. Существуют и плюсы акселерации, состоящие в регулировании процессов физиологического созревания подростков, способствовании улучшению здоровья, росту потенциальных возможностей.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Я сам родитель и с данным вопросом сталкивался как минимум три раза в своей жизни. А теперь я профессиональный психолог, гештальт-терапевт и с желаниями ускоренного развития детей встречаюсь уже на консультациях. Так что же такое ускоренное развитие, что оно дает и кому оно нужно. Выскажу свою точку зрения.

Довольно часто можно встретить объявления от различных организаций, клубов про ускоренное развитие способностей детей. Обучают быстрому счету, писать, рисовать, различным иностранным языкам, в общем, развивают разные способности ребенка. В общем вроде бы все пристойно и прекрасно. Но есть несколько моментов, о которых хотелось бы написать.

Первое. Как происходит ускоренное развитие. Ребенка по определенным методикам развивают в разных направлениях. На пример в виде игры обучают иностранным языкам, или работе на компьютере, или развивают математические способности и тд. Вполне реально ребёнка развить гораздо раньше своих сверстников и на пример к шести годам хорошо читать, считать и разговаривать на иностранном языке, а то и на несколько. Все это прекрасно и такое положение вещей очень умиляет родителей, они горды ребёнком и собой. Есть случаи, когда ребёнок лет в 12, а то и раньше оканчивает курс средней школы и поступает в университет. Все это по силам ребёнку, его мозг способен многое изучить и понять. Однако что практически невозможно развить за это время это психику ребёнка, она развивается по своим законам и зачастую педагоги этот момент не учитывают. Чем это чревато для ребёнка, рассмотрим подробнее.

И так научившись читать и писать в раннем возрасте, ребёнку будет откровенно не интересно обучаться в обычной школе, где дети только все это начинают постигать. Следовательно, если родители продолжают гнуть свою линию сотворения маленького гения, то ему предстоит заниматься в специальных группах, либо в старших классах, либо индивидуально. А это с большой долей вероятности скажется на процессе социализации ребёнка. Отдельно хочется сказать про занятия с гораздо более старшими детьми. На пример когда шестилетний малыш занимается с девяти-десятилетними ребятами. Или когда 12 летний ребёнок поступает в университет, а рядом с ним оказываются 18-20 летние молодые люди. Психика младших детей, как правило, оказывается не готова к той психологической нагрузке, которую предлагает среда, в которой они находятся. На пример 12 летний ребёнок совсем не готов к тем способам обращения, разговорам которые приняты у 18-20 летних парней и девушек. И мягко говоря, детям приходится не сладко в этой ситуации, они часто отгораживаются от гораздо более старших одноклассников или однокурсников, становятся психологическими изгоями и объектами для насмешек старших. И в этом возрасте могут формироваться психологические травмы, которые в будущем могут осложнить им жизнь. И еще один момент

Психологическое развитие ребенка в любом случае оказывают родители или замещающие их взрослые. Именно они будут развивать способность ребенка обращаться со своими чувствами, с тем как строить отношения с другими людьми, как переживать весь комплекс чувств, эмоций, мыслей, фантазий которые ребенок будет осознавать. То есть в конечном итоге именно это умение позволит ему быть счастливым в этой жизни, поскольку за это отвечает именно наша психика. А для того чтобы ребенку на своем примере показать как грамотно строить отношений, как переживать весь комплекс осознаваемых феноменов во многом родителям придется самим заняться своим образованием в области психологии. Так что в любом случае если вы заинтересованы в том чтобы ваш ребенок был успешен в жизни и жил счастливой, наполненной жизнью в будущем, увильнуть от самообразования, самопознания не получится.

Второе. Важно уточнить у родителей, когда они очень хотят что-то развить у своего ребенка следующее. Важно как происходит развитие ребенка, за счет чего, в каком формате, и кто инициатор этого действия. Хотя про инициатора в принципе понятно, это родители (или родители родителей). А вот как это преподносится и с какой целью это делается, вот здесь может быть интересно. Если ребенок наверстывает упущенное когда-то родителями (по крайней мере, они так считают, что вот если бы им когда-то такому научили, вот у них было бы все по-другому), то очень большая вероятность того, что ваш ребенок будет заложником ваших несбывшихся надежд, желаний, то есть в данном случае речи о самом ребенка нет, есть речь о вас.

 Ускоренное развитие ребенка За и против

Источник

03 сентября 2010
16:41

Вести ФМ

За последние несколько десятилетий ускоренное физическое развитие детей стало очень распространенным. Называется это явление акселерация. Оно включает самые разные анатомические и физиологические проявления – как увеличение веса и роста новорожденных, так и сокращение сроков полового созревания. Ученые видят в этом опасность. Оказывается, ускоренное развитие может стать причиной различных заболеваний. О том, насколько серьезная эта опасность, “Вести ФМ” поговорили с руководителем лаборатории нейроморфологии Российского кардиологического научно-производственного комплекса Вадимом Швалевым.

“Вести ФМ”: Вадим Николаевич, добрый день. Долгое время мы радовались тому, что наши дети обгоняют нас по росту, а вот теперь врачи забили тревогу?

Швалев: Дело не только в росте. Тут, скорей всего, дело заключается в том, что и для детей, и для юношей, и для девочек нужно обязательно просвещение в отношении здоровья и, в частности, нервной системы. Между тем, все-таки в целом ряде учреждений этого абсолютно не делается.

“Вести ФМ”: А почему это важно?

Швалев: Просвещение я имею в виду об образе жизни и о здоровье. Например, в педагогическом университете удается вначале рассказать о женском, мужском организме, об его возрастных изменениях, затем современные представления о стрессах, а затем уже, в следующем семестре, речь идет о целом ряде вредных привычек, которые, к сожалению, сейчас имеют место, особенно – курение.

“Вести ФМ”: Есть фраза “все болезни от нервов”. Вот сейчас она находит свое подтверждение?

Швалев: Дело не в этом. Дело в том, что было сделано открытие, когда мы работали вместе с американцами, что даже у здоровых людей, когда человек достигает в здоровом состоянии возраста 35-40 лет, начинаются изменения нервной системы. Но природа мудро компенсирует эти изменения и человек может жить очень долго, потому что на смену вот этим нервным влияниям приходит так называемое гуморальное влияние, влияние со стороны крови. И очень обидно и досадно, что в некоторых вузах были прекрасные кафедры биологии здоровья, например, в университете Дубны, в хорошем губернаторском университете, и вдруг в этом году, увы, кафедру закрывают из-за отсутствия штата.

“Вести ФМ”: А от этих кафедр были какие-то практические результаты? Ведь объяснять правила здоровья можно было и через Интернет, есть масса средств, как донести информацию?

Швалев: Вы правы. Но в данном случае студенты настолько вовлекаются в эти занятия, что, например, в этом университете, о котором я упомянул, мы определяли состояние и нервной системы, и состояние сердца при помощи специальных приборов. И надо сказать, что если молодой человек или девушка интересуются и этим занимаются, то Интернет и так далее – это не то, что им нужно для воспитания. Для воспитания нужен непосредственный контакт с молодежью.

Комментарии Вадима Швалёва слушайте в аудиофайле.

Источник

Основные показатели, по которым оценивается физическое развитие детей раннего возраста, это динамика веса, роста и двигательные умения. Родители, осознанно или нет, влияют на все эти факторы. Иногда недостаточно, иногда отрицательно, но в абсолютном большинстве случаев дети растут и развиваются исключительно благодаря заботе и вниманию. Можно ли ускорить процесс развития ребенка, не идет ли это в разрез с природными темпами и как это лучше организовать?

Разные подходы к физическому развитию детей

Разумеется, как и во всем, что касается детей, лучше всего отталкиваться от заложенных в малыше потенциалов. Предлагая знания и умения из «ближайшей зоны развития» ребенка, родители только улучшат как физические показатели крохи, так и его будущие способности.

Классический вариант стимуляции — забота и внимание, не выходящие за пределы привычного. Вечерняя ванночка, где можно немного полежать в воде, развивающий коврик, игры и песенки. Но стоит ли ограничиваться этим немудреным набором?

Если вернуться назад к истокам, то придется признать: манежи и коляски были изобретены для удобства родителей. Изначально малышей носили на руках, использовали полоски ткани и платки для приматывания к телу и клали на пол, на землю, как только ребенок делал попытки ползать. Схожие методы сегодня можно наблюдать у племен, избежавших влияния цивилизации.

В современном мире уже есть течение, направленное на стимуляцию нервно-психического и физического развития детей в «естественном стиле». Младенец, большую часть дня проводящий в тесном контакте матери (при помощи шарфов-слингов, анатомических эргорюкзачках), действительно имеет больше шансов на высокую эмоциональную стабильность и раннюю социализацию, что благоприятно сказывается на психике ребенка.

Предоставление ребенку свободы движения также предоставляет больше возможностей для маленького исследователя в развитии.

Третий подход заключается в активном дополнительном стимулировании детей. Может показаться, что это исключительно тенденция новомодных методик «развития с пеленок». Но это не так.

Например, психолог Эрик Эриксон, исследуя обычаи и отношение к детям в изолированных индейских племенах, выяснил, что дети с рождения имеют возможность активно двигать ногами за счет свободного пеленания, причем начиная с 12 дня в обязанность бабушек входит массаж ножек грудничков для стимуляции моторного развития ребенка. А Джордж Баттеруорт и Маргарет Харрис, сравнивая психическое и физическое развитие детей в африканских племенах, выявили корреляцию между специальными упражнениями для местных младенцев и их способностью самостоятельно садиться на 5 недель раньше среднестатистической нормы.

Таким образом, концепция раннего развития ребенка уже не раз прошла «апробацию» и оправдана многими поколениями. Как же выбрать наиболее подходящие методы стимуляции физического развития детей?

Составляем план развития ребенка по месяцам

Составляем план развития ребенка по месяцам

Помня определение «ближайшей зоны развития» В. Выготского, можно применить это понятие к формированию моторных навыков у детей. Основные направления занятий и упражнений должны исходить из оценки уровня актуального физического развития детей и навыков, ожидаемых от ребенка чуть старшего возраста.

Так, малыш в возрасте до 1 месяца не имеет особых способностей. Он не держит голову, не умеет переворачиваться, ползать, хватать игрушки руками. Однако, согласно стандартным нормам развития ребенка по месяцам, все эти умения будут освоены в первом полугодии жизни.

Поэтому основное направление работ родителей в первый месяц — помощь в развитии мускулатуры ребенка (плавание, массаж и пассивная гимнастика, переворачивание на животик, подтягивание за пальчики), обеспечение свободы движения и полноценного отдыха малыша. Это нелегкая работа для крохи — активно расти и привыкать к новому миру.

Второй месяц характеризуется попытками удерживать голову, рефлекторными движениями «ходьбы» при наличии опоры. Продолжая все процедуры первого месяца жизни, родители могут добавлять упражнения, рассчитанные на раннее начало ползания. Основываясь на рефлексе «ходьбы», можно обеспечивать малышу в положении лежа на животе опору для ступней (ладонь взрослого, коробка, специальные досочки), тем самым провоцируя движения «ползания» на животе. Такие несложные упражнения укрепят мышцы и поспособствуют нарабатыванию моторных навыков.

Хватательный рефлекс активно используется в обучении присаживанию. Лежащему на спине малышу надо дать ухватиться за пальцы взрослого, легонько потянуть его на себя и опустить обратно через несколько секунд.

Новая способность — концентрация взгляда — также может быть использована для физического развития. Подвешивание раскачивающихся игрушек, стимуляция захвата и удержания погремушек — все это помогает малышу больше двигаться и оттачивать необходимые навыки.

Ребенок третьего месяца уже может приподнимать верхнюю часть тела, опираясь на предплечья и локти. Активный, любопытный, начинающий гулить и «общаться» со старшими, он готовится начинать познавать пространство самостоятельно. В этот период важно помогать начинать поворачиваться со спины на живот, обеспечивая укрепление нужных мышц. И если первые два месяца проводилась поддержка физического развития, то с этого момента дети не должны оставаться на каких-либо поверхностях без барьера. В любой момент малыш способен начать переворачиваться, отталкиваться ножками, а предшествующая имитация ползания может привести к передвижению на животе.

Начиная с третьего месяца, развитие ребенка можно перенести на пол, лучшую игровую площадку, предоставляющую большое пространство для движения и исследования, откуда невозможно упасть.

Стимуляция развития — лучшая профилактика у детей

Стимуляция развития — лучшая профилактика у детей

Такие незначительные, на первый взгляд, упражнения и процедуры, как плавание, мамин массаж, пассивная гимнастика и стимуляция движений на самом деле не только совершенствуют тело ребенка. Помогая расти здоровым и сильным, родители также обеспечивают гармоничное психическое развитие ребенка.

В раннем возрасте все новые ощущения, впечатления способствуют нервно-психическому созреванию малыша. Дети, активно занимавшиеся в раннем возрасте плаванием, гимнастикой с родителями, показывают лучшие интеллектуальные результаты в более старшем возрасте по сравнению с детишками из манежа. Тренировка тела, практически равнозначная тренировке мозга у грудничков, — лучшая профилактика у детей как физических заболеваний, так и отставаний в психоэмоциональном развитии.

Источник