Уровни развития мотивации ребенка

Понятие «учебная мотивация». Уровни учебной мотивации.
Т.В. Гольцвардт
ФГОС начального общего образования устанавливает требования к личностным результатам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, и к метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регуляторные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
– Какие универсальные учебные действия описаны в ФГОС? (таблица)
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее, контролировать и оценивать, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
ФГОС основного общего образования в метапредметных результатах выделяет «умение учащихся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности».
В профессиональных стандартах «Педагог» и «Специалист в области воспитания» выделено трудовое действие: «формирование мотивации к обучению». Для этого педагогу необходимо:
знать педагогические технологии мотивации обучающихся к самореализации;
уметь:
– применять методы, приемы и способы мотивации обучающихся к саморазвитию, самореализации;
– владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
– развивать у детей познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.
Как же научить детей учиться?
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом же заинтересованы и родители учащихся (в данном случае мы – педагоги детского дома). Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Каждый педагог знает, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед образовательными организациями стоит задача по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того чтобы ребенок по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но, что немаловажно еще и приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Что такое мотив?
Мотив – это то, что побуждает человека к действию.
Можно сказать, что мотивированным человеком как-будто что-то движет, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, и достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Учебная мотивация – это частный случай мотивации.
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться: чтобы получить образование, окончить институт, стать уважаемым человеком и т.п. Но эти причины не очевидны для детей. Для того чтобы ребенок учился, у него тоже должна быть мотивация.
Давайте посмотрим, как формируется мотивация в соответствии с возрастом.
Учащиеся начальной школы могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение взрослых. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо. К любимым они чаще относят учебные предметы, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, труд. В этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его. Нужно помнить, что смысл слова «учиться» в понимании детей может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками.
У учеников средней школы интерес к школьным предметам еще сильно зависит от личности учителя, но постепенно на первый план выходит стремление быть если не лучше, то хотя бы не хуже одноклассников. В этом нет ничего плохого, но есть опасность, что неудачи могут привести к формированию низкой самооценки ребенка, и, возможно, отказу от деятельности («Нечего и стараться, все равно я хуже всех», мне все равно не поставят хорошую оценку…). Поэтому стоит объяснить, что соревноваться лучше не с другими, а с самим собой.
В старших классах подростки начинают понимать полезность приобретенного знания как средства получить что-то более ценное.
Таким образом, постепенно формируется мотивация.
– Какие уровни учебной мотивации выделяют?
Выделяют пять уровней учебной мотивации.
Высокий уровень мотивации. У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.
При среднем уровне школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.
Сниженный уровень мотивации – внешняя школьная мотивация. Дети, показавшие такой уровень мотивации, имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
При низкой школьной мотивации дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.
Если выработано негативное отношение к школе, то такие дети испытывают серьезные трудности: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Такие дети могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического характера.
Источник
Мотивация –это процесс побуждения , это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.
В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:
Первый тип – игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:
1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж – подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.
5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Вопрос: В каких видах НОД можно использовать данную мотивацию?
Например: НОД аппликация, конструирование, рисование.
– Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики (из кубиков, аппликацию, из палочек Кюизенера, нарисовать красками)
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что – либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.
Каждому ребёнку даётся посильное задание.
В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Например: в НОД Сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности
– Ребята, я хочу угостить наших кукол печеньем. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения.
Третий тип мотивации «Научи меня» – основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
Вопрос к слушателям: В каких возрастных группах и видах деятельности лучше использовать этот вид мотивации? (В игровой деятельности, в НОД старших группах) .
Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:
1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой – либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.
4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.
Например: -Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?
Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» – основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.(Художественное конструирование, ориентировка, логика, ручной труд, художественное творчество)
Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.
Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.
Например: – Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовит
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:
– нельзя навязывать ребёнку своё видение
– обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
– обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
– действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.
Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.
Использование игровых персонажей.
На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.
Игрушки или игровые персонажи:
– должны соответствовать возрасту детей;
– должны быть эстетичными,
– должны быть безопасными для здоровья ребёнка,
– должны иметь обучающую ценность,
– должны быть реалистичными;
– не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявленияе жестокости.
– Игровых персонажей не должно быть много.
Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка – спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.
Использование ИКТ, как средства повышения мотивации к образовательной деятельности
Воспитанники групп имеют разный интеллектуальный уровень развития. Организация обучения детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Это проблема мотивации. Очень часто ни желания педагога, ни владения методикой проведения занятий недостаточно для положительной динамики умственного развития детей.
С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшилось бы обучение детей, значительно возросла бы мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.
I. МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дети под веселую музыку проходят в музыкальный зал, на музыкальную лужайку, где живет зайчик. Зайчик встречает детей. Дети здороваются с зайчиком «Здравствуй, зайчик!» веселым голосом.
– Смотрите, какая чудесная лужайка у зайчика, она не простая, а музыкальная. Мне кажется, что зайчик приготовил для нас сюрпризы… Ой, смотрите дети, какие яркие красивые флажки приготовил нам зайчик.
Флажки тоже могут вас поприветствовать (отстукиваю ритм палочками флажков «Доброе утро»), а теперь вы ответьте флажкам ладошками (дети пробуют, если ритм четко не получается, подсказываю приветствие: «Доброе утро!», проговаривают и прохлопывают).
Части НОД | Содержание | Области |
1. Вводная часть Создание мотива для деятельности детей. Определение цели. Анализ, обследование,выводы. | Дети входят в зал. Музыкальный руководитель: Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро! И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!» – Давайте улыбнемся друг другу и скажем: «Доброе утро!» Когда мы улыбаемся, все вокруг становятся очень красивыми, добрыми. – давайте послушаем песенку (звучит песня «Доброта»), ребята, о чем мы с вами будем говорить на нашем занятии? | Коммуникация Художественная литература Познание Социализация |
Источник
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 3-7 лет
- приемы воспитания
- мотивация
- 7-10 лет
- семейное воспитание
Родители часто обращаются к психологам с вопросом, как заставить ребенка учиться/убираться/посещать кружки. Все просто: его нужно мотивировать. Будем разбираться, как у детей работает мотивация и откуда она берется.
Мотивация — какая она?
Мотивация – это импульс, заставляющий человека что-либо делать. Похвала, хорошие оценки, деньги, сладости формируют положительную мотивацию, а ругань, наказания и низкие оценки — отрицательную.
В отличие от внешней мотивации, внутренняя — это когда сам так решил, когда самому важно это сделать. Например, занятия спортом ради удовольствия – внутренняя мотивация, ради участия в соревнованиях – внешняя.
Мотивация устойчива при удовлетворении базовых потребностей, например, утолении голода. При неустойчивой мотивации человеку нужна постоянная поддержка. Пример — избавление от лишних килограммов.
Откуда берется мотивация
Чтобы мотивация сформировалась, необходимы следующие факторы: потребности человека, его цели, уровень притязаний, мировоззрение, убеждения, идеалы.
Итак, что же должно произойти, чтобы ребенок, например, убрался в комнате?
В первую очередь, необходимо, чтобы уборка удовлетворила какую-либо потребность ребенка. В зависимости от возраста, желания могут быть разными, более того, иногда деятельность, мотивация к которой формируется, удовлетворяет потребность лишь опосредовано.
Как работает мотивация
Например, у ребенка есть потребность в игре. В простом случае схема такая:
потребность в игре → ребенок ее удовлетворяет
Рассмотрим другой случай: чтобы родители разрешили поиграть, нужно сначала убраться в комнате — приходится выполнять деятельность, интереса к которой нет, и которая непосредственно не удовлетворяет желание.
потребность в игре → ребенок убирает в комнате → родители разрешают поиграть → потребность удовлетворена
Мотивация работает не только на базе «хочу», но и на базе «надо». Это становится возможным в старшем дошкольном возрасте.
У дошкольников появляется мотив достижения успеха. Схема становится такой:
я стараюсь → у меня получается → я стараюсь еще больше
Именно в этом возрасте наиболее действенным в формировании мотивации является поощрение. Схема работает так:
я стараюсь → у меня получается → меня похвалили → я стараюсь
Получение похвалы или высокой оценки достигает своего пика в младшем школьном возрасте, так как ведущей деятельностью становится учебная, которая вытесняет собой сюжетно-ролевую игру. Ради высокой оценки младшие школьники готовы выполнить любую работу, то есть схема остается прежней:
я стараюсь → у меня получается → меня высоко оценили → я стараюсь
Чем старше ребенок, тем сложнее работает его мотивационная сфера. Появляются внутренние мотивы, которые начинает превалировать над внешними. В подростковом возрасте становится очень важным удовлетворить свою потребность в самореализации, самоутвердиться в собственных глазах, поднять самооценку. И схема усложняется:
я стараюсь → у меня получается → я сам высоко себя оцениваю → я стараюсь
Если обращать внимание на потребности ребенка и правильно интегрировать их в повседневную жизнь, никаких проблем с формированием мотивации не будет.
Что нужно делать родителям, чтобы мотивация работала
Безусловно, замотивировать ребенка на выполнение какой-либо работы часто бывает трудно. В этом могут помочь несложные способы.
Совместная деятельность
Вместе — не так скучно. Не секрет, что некоторая деятельность детям кажется неинтересной, нудной, трудной… Делая что-то вместе, можно подсказать, как сделать проще, интереснее, можно незаметно сделать ту часть работы, которая у ребенка не получается. Постепенно ребенок поймет, что рутина идет рука об руку с интересным и занимательным, и что скучную работу лучше не затягивать.
Поощрение и одобрение
Здесь главное не переборщить, иначе малыш привыкнет к тому, что любая его деятельность оплачивается, и начнет и посуду мыть за деньги, и школу посещать только ради нового айпада, обещанного ему в конце четверти за хорошие оценки. Тем не менее, поощрение – отличный способ мотивации, ведь взрослые люди тоже работают в основном ради денег.
Поощрения бывают не только материальными — похвала, гордость, слова одобрения — тоже будут мотивировать ребенка стараться. Ведь каждый хочет услышать от мамы «Ты молодец, я горжусь тобой, сынок!». Но подсаживать сына или дочь на постоянное «молодец» нельзя — так они будут постоянно добиваться одобрения людей и зависеть от их оценочного мнения. Отмечая достижения, доставшиеся с трудом, прогресс в каком-то деле, важно не сформировать прямую зависимость: «получилось — похвалили», чтобы вместо мотивации не выработать страх неудачи.
Утешение и поддержка
Входить в положение, помогать и поддерживать тогда, когда не получилось, не постарался, провалил — такое запоминается надолго, особенно если родители утешили поездкой, прогулкой, походом в кафе. Уже готовясь махнуть на все рукой, ребенок поверит в себя, но это в том случае, если для него изначально был важен результат.
Свобода выбора
Мотивация для человека любого возраста – свобода выбора. Предлагайте ребенку самому решать, когда ему убираться, когда выполнять домашнее задание, какую одежду приготовить в школу. Договоритесь, что вам важно, чтобы эта деятельность была выполнена. Подарите ежедневник, предложите вести его и планировать свою деятельность – так ребенок не только почувствует себя взрослым, но и будет мотивирован на выполнение необходимых дел.
Внутренняя мотивация
Дети часто хотят чего-то, думая, что быстро научатся, и не желая, например, тренироваться три раза в неделю по два часа или играть на гитаре по часу в день, быстро теряют запал, потому что успехов пока нет! Стоит поддержать мотивацию ребенка, научить получать удовольствие и от маленьких, внутренних побед (выучил красивую песню, забил нестандартный гол) которые грели бы душу в период, когда опускаются руки.
Справедливость
Интерес детей к законам жизни, справедливости можно использовать для мотивации на скучные или трудные дела — помогать по дому, заниматься лечебной физкультурой, гулять с сестренкой. Очень часто не хочется вести себя прилично, когда другие дети ведут себя, как хотят. Чувство справедливости может создать мотивацию, когда оговорены и права, и обязанности!
Если живут в квартире все, то и убирать, и мыть посуду по мере возможностей тоже должны все — это справедливо, как и то, что если полдня сидел с сестренкой, то имеешь право поиграть в любимую игру, чтобы никто не отвлекал и не трогал. Если мама помогала с поделкой в школу, то имеет право отдохнуть вечером — справедливо, что дети сами накроют стол к ужину и уберут.
Иногда отказ от деятельности заключается не в отсутствии к ней интереса, а в реальной преграде. Это может быть страх, стеснение, неуверенность в своих силах. В этом случае необходимо сначала устранить преграду, создать такие условия, в которых ребенок не будет стесняться или бояться, и тогда мотивация к деятельности вернется.
Автор: Анна Сафина
Фото с сайта shkolazhizni.ru
Мы составили для вас тест, определяющий преобладающий тип воспитания в Вашей семье, а так же разработали некоторые рекомендации по итогам тестирования для того, чтобы Ваш ребёнок развивался наиболее гармонично.
Пройти тест
Источник