Уровень умственного развития ребенка 5 лет

Ребёнок в 5–летнем возрасте считается старшим дошкольником. С этих лет его начинают готовить к обучению в школе. Родителям надо обратить внимание на уровень его развития, а именно на то, что он должен знать и уметь в этом возрасте для нормального развития и подготовки к школе.
Физические данные ребёнка в 5 лет
В этот период у ребёнка формируется характер, становятся видны все промахи, которые допустили родители в предшествующие годы. Именно в этом периоде можно аккуратно подкорректировать характер, восполнить пробелы воспитания.
Развитие ребёнка в дошкольном возрасте – процесс непрерывный, на который влияет:
- функциональное и морфологическое созревание органов, тканей и всех систем организма;
- врождённые способности;
- приобретённый опыт;
- внутренний генотип;
- окружающая среда.
После 3-летнего возраста снижается интенсивность роста, но изменяются пропорции, ребёнок начинает вытягиваться. После 5 лет особенно резко проявляются различия в строении тела мальчиков и девочек.
Согласно средним нормам физиологического развития, ребёнок 5-летнего возраста должен иметь показатели:
- Рост – от 95 до 116 см.
- Вес – от 14 до 20 кг.
В возрастной границе от 4 до 6 лет, ребёнок прибавляет 5–6 см в росте.
Что должен уметь ребёнок в 5 лет:
- Бегать на длинные дистанции, 200–300 м, и не только по ровной местности, но и по пересечённой.
- Уметь координировать движения. Развивать её нужно при игре в мяч: он должен его ловко бросать и ловить обратно. Также сложно-координированные движения развиваются при действиях с карандашом, кистью, ножницами.
- Соблюдать равновесие. Проверить можно, наблюдая за тем, как ребёнок ходит по узкой дорожке.
- Лазать по шведской лестнице.
- Перепрыгивать через ступеньку, скакалку, подпрыгивать на одной ноге.
- Подтягиваться, отжиматься, хотя эти упражнения им даются плохо, потому что не очень развита мускулатура, но обучать их этому необходимо.
- Понимать значение пространственных понятий: что значит дойти до угла, повернуть направо, перейти на другую сторону.
Задача родителей состоит в том, чтобы проводить оздоровительные упражнения и мероприятия, которые способствуют:
- развитию всех групп мышц, формированию осанки;
- закаливанию организма;
- повышению иммунитета.
Родители должны стимулировать интерес к физическим упражнениям, проводить закаливающие процедуры. Желательно всё это делать совместно.
Познавательное развитие ребенка в 5 лет
В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир, начинает прослеживать связи и взаимодействия различных процессов. Отсюда и возникает водопад вопросов, на которые он хочет получить ответ.
Навыки, которые надо формировать:
- Внимание. Этот возрастной период характеризуется непроизвольным вниманием, которое часто выражается внешними впечатлениями и эмоциями. Дети часто отвлекаются, плохо сосредотачиваются, особенно если ребёнок гиперактивный. Поэтому важно формировать произвольное внимание, развивать ответственность, что очень пригодится в школе.
- Восприятие. Это чувство развивается с первых месяцев и к 5 годам они уже хорошо знают и чувствуют форму, цвет и материал предметов. Восприятие временное детям даётся труднее. Они плохо ориентируются во времени суток, часах, не могут оценить временные промежутки.
- Память. Сохранение в памяти событий у детей в этом возрасте остаётся всё ещё непроизвольным, она основана на эмоциях. Ребёнок запоминает то, что его очень заинтересовало. Но и забывание происходит быстро. В пятилетнем возрасте можно наблюдать формирование различных видов памяти: у одного ребёнка лучше развивается зрительная, у другого – эмоциональная, у третьего – слуховая память, что зависит от индивидуальных особенностей. Занятия родителей должны быть направлены на формирование всех видов памяти, что делается с помощью чтения, рассказывания, бесед с детьми.
Мышление ребёнка
Что должен уметь ребёнок в 5 лет, чтобы уровень его умственного и психического развития соответствовал возрастным нормам:
- Сравнивать, обобщать предметы, использовать причинно-следственные связи. Абстрактные понятия в этом возрасте им ещё недоступны, но сравнивать и обобщать дети уже должны уметь. Это помогает им делать вывод после прослушивания сказки, раскладывать картинки по группам и признакам.
- Делать первые обобщения, сортировать предметы, находить лишние звенья в логической цепочке. В этот период преобладает наглядно-образное мышление, которое выражается тем, что дети разбирают игрушки на детали, чтобы представить, как они работают.
В 5 лет ребенок должен уметь считать
- Составлять небольшие рассказы по картинкам.
- Придумывать свои сказки.
- Сочинять рассказы на заданную тему.
В пятилетнем возрасте у ребёнка происходит развитие как правого, так и левого полушария, что помогает ему усваивать много новой информации.
Социально-эмоциональное развитие детей в 5 лет
К пятилетнему возрасту дети учатся контролировать свои эмоции. Психологическое развитие, происходящее в этом возрасте, позволяет ребёнку сдерживать импульсивные желания, оценивать свои поступки. Он может это выразить не только плачем, но и словами и чувствует себя более уверенно, потому что его понимают.
В этот период развиваются навыки:
- усидчивость, терпение;
- умение словесно выразить просьбу;
- контакта с окружающими и незнакомыми людьми;
- умение делиться игрушками, сладостями;
- уступчивость по отношению к другим детям;
- ярко выраженное чувство справедливости;
- умение играть в группе детей бесконфликтно;
- понимания социальных ролей, выполняемых взрослыми;
- различать органы человеческого тела и условия их функционирования.
Дети в пятилетнем возрасте с удовольствием помогают родителям по хозяйству, потому что им нравится копировать их поведение и поступки. Это самый активный возраст формирования личности, закладывания положительных привычек.
И родителям не стоит упускать этот момент. Необходимо развивать инициативу, давать ребёнку возможность выбора, что повышает самооценку и вырабатывает у него чувство ответственности.
Он должен знать в этом возрасте:
- название своей страны и города;
- различать плохое поведение и хорошее не только у сверстников, но и у взрослых;
- самостоятельно выполнять все гигиенические требования.
Речевое развитие ребенка в 5 лет
Ребёнок в 5 лет имеет большой словарный запас, более 3 тыс. слов. Если у него нет логопедических проблем, то он должен уметь выговаривать почти все звуки и слова.
Речь развивается параллельно с мыслительной деятельностью. По мере получения новой информации осваиваются и новые слова. Поэтому важно для родителей в этот период больше разговаривать с ребёнком, читать, рассказывать, разговаривать с ним в форме диалога. Желательно, чтобы речь взрослых не содержала ошибок, так как они быстрее всего запоминаются детьми.
В этот период речь ребёнка должна соответствовать критериям:
- умению составлять предложения из 5–6 логически связанных между собой слов;
- использовать не только глаголы и существительные, но прилагательные, наречия, краткие причастия;
- под руководством взрослых осваивать применение синонимов и антонимов;
- уметь пересказывать сказки;
- логически выстраивать речь, не перескакивать с третьего на десятое;
- запоминать и рассказывать стихи с выразительной интонацией;
- делить слова на слоги;
- подбирать однокоренные слова.
На 6-ом году жизни можно начинать обучать чтению, потому что это период активного интереса к книжным буквам.
Развитию речевых навыков способствует развитие мелкой моторики. Следует укреплять кисть ведущей руки (правой или левой, если ребёнок левша).
Бытовые навыки детей в 5 лет
По мере развития ребёнка совершенствуются и хозяйственные навыки. Для того чтобы он научился шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы, необходимо продолжать развитие моторики.
К этому возрасту у ребёнка появляются навыки:
- лепки из пластилина;
- сборки предметов из конструктора;
- рисования фломастерами и кистью;
- умения держать ручку и карандаш;
- складывания пазлов;
- вырезания ножницами;
- завязывания узелков из верёвочек.
Ребёнок становится самостоятельным и уже может:
- есть ложкой, вилкой;
- сам умываться, чистить зубы;
- одеваться без посторонней помощи;
- расстёгивать и застёгивать пуговицы;
- помочь по хозяйству (вымыть посуду, подмести).
Должен владеть навыками общения:
- благодарить, просить прощения;
- здороваться и прощаться;
- включаться в игровую деятельность с другими детьми.
Общая таблица умений ребенка в 5 лет
Основные виды развития | Характеристики развития |
Физическое | Координирован, ловок, освоил танцевальные и спортивные движения, играет в мяч, кегли, бросает в цель, копирует геометрические фигуры, владеет элементарными гигиеническими навыками |
Социально-коммуникативное | Старается соблюдать нормы и правила общения со сверстниками и взрослыми, использует диалоги в речи, взаимодействует со сверстниками, включается в общение |
Познавательное | Проявляет интерес к новому, любит наблюдать, учится сравнивать, концентрируется при выполнении заданий |
Речевое | Рассказывает, пересказывает, отвечает на вопросы развёрнуто, правильно произносит все звуки, играет в слова, звуки, умеет рифмовать, строить фразы из 7–8 слов, знает форму множественного числа |
Художественно-эстетическое | Анализирует эмоции героев сказок, проявляет свои чувства соответственно событиям, доброжелателен, читает, танцует, рассказывает стихи, занимается творческой деятельностью с удовольствием, может самостоятельно выбрать любое творческое направление по своему интересу. |
Математика | Знает основные геометрические фигуры, сравнивает количество предметов, правильно пишет цифры. |
Тесты на развитие ребенка 5 лет
В дошкольной педагогике используется большое количество тестов, но все они опираются на определённые стандарты развития ребёнка.
Так, при определении физического развития, оцениваются следующие параметры:
- телосложение;
- физические параметры;
- развитие двигательной активности;
- функциональные параметры (нарушения, хронические заболевания, степень сопротивляемости организма внешней среде, состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания).
Существует Общероссийская система мониторинга физического развития детей дошкольного возраста. Имеются тесты, оценивающие психическое развитие ребёнка.
Они включают в себя:
- Оценку устойчивости и переключения внимания.
- Целостности восприятия.
- Способность дифференцированного восприятия.
- Цветовосприятие.
- Наличие наглядно-образного мышления.
- Оценку словесно-логического мышления.
- Определение слуховой, зрительной, смысловой памяти.
- Умение действовать по образцу и по правилу.
- Знание культуры общения.
Что должен уметь ребёнок в 5 лет (по мнению дошкольных педагогов и психологов):
- понимать инструкции и правила;
- уметь работать не отвлекаясь, определённое количество времени;
- видеть свои ошибки;
- проявлять интерес к новым заданиям.
А также проводятся тесты, оценивающие:
- Художественно-эстетическое развитие ребёнка.
- Речевое развитие.
- Уровень мыслительной деятельности.
- Развитие зрительно-пространственного восприятия.
- Социально-коммуникативное развитие.
Большой тест проводится на определение действующей ведущей руки. Это необходимо для того, чтобы выяснить, какая рука наиболее активно развита.
Все тесты имеют право на существование, основной критерий при их проведении, чтобы они осуществлялись под руководством квалифицированных специалистов. Это могут быть врачи, психологи, работники муниципальных или дополнительных дошкольных учреждений.
Наиболее полное и профессиональное тестирование проводится в соответствии с образовательной программой дошкольного образования «Ступеньки к школе».
Занятия с ребенком в 5 лет
Дети, которым исполнилось 5 лет, умеют и знают многое. Они хорошо говорят, анализируют, фантазируют, умеют считать. Необходимо понимать, что они познают окружающую жизнь через игру, общение с родителями и сверстниками.
Развитие речи
Следует, прежде всего, понаблюдать за ребёнком, правильно ли он произносит буквы и звуки.
Для улучшения произношения можно проводить простые логопедические занятия, доступные в домашних условиях:
- гимнастика для языка;
- воздушный футбол (логопедическое упражнение);
- упражнения для языка «мостик» и «балалайка».
Речь и окружающий мир тесно связаны, поэтому наилучший способ освоения речи – чтение книг. После чтения с ребёнком необходимо беседовать, просить рассказать, что ему понравилось больше и почему.
Хорошо развивают детей настольные игры, в процессе которых он знакомится:
- с профессиями;
- названиями марок автомобилей;
- животными;
- птицами;
- странами;
- кулинарными продуктами;
- растениями.
Следует предлагать словесные игры, помогающие освоить художественный образ языка. Например, придумать рифму, противоположное значение слова, подобрать несколько похожих слов. Обучая речи, не стоит забывать о сложных предлогах, которые есть в русском языке: из-под, из-за и других, подобных. Ребёнок должен знать, что такие конструкции имеются в языке и для чего они применяются.
Хорошо развивают речь словесные игры:
- Опиши одним словом (лапа собаки, чашка для чая).
- Кому что нужно (почтальону, продавцу).
- Как можно узнать (холодно ли на улице, интересная ли книга).
- Часть – целое (лепесток – цветок).
- Лишние слова (сортировка предметов по назначению).
- Скажи по-другому (употребляя синонимы)
- Скажи наоборот (употребляя антонимы).
Постепенно надо расширять тематику игр и подкреплять знания конкретными примерами.
Мышление и память
Образное и пространственное мышление развивается с помощью конструкторов, пазлов, строительных игровых материалов.
Игры на развитие памяти:
- запоминаем фигуры;
- что изменилось (игра с карточками);
- найди пару;
- продолжи логический ряд;
- подбери узор;
- определи на ощупь.
Творческое развитие
Фантазии детей в этом возрасте – обычное явление, но её надо направить в творческое русло.
Что должен уметь ребёнок в 5 лет:
- лепить из пластилина, теста, пластической массы;
- делать аппликации из бумаги;
- составлять мозаики;
- рисовать всеми доступными средствами.
Занятия математикой
Поскольку ребёнок в этом возрасте умеет и с удовольствием пользуется счётом, то занятия математические будут нелишними.
Его надо учить в игровой форме:
- знать цифры в правильном порядке;
- складывать и отнимать;
- решать простейшие математические задачи;
- знакомить с геометрическими фигурами;
- узнавать маленькие и большие числа.
Ознакомление с окружающим миром
Игры на знакомство с окружающим миром развивают логическое мышление, память, знакомят с повседневностью, формируют взаимоотношения:
- Кто где живёт.
- Кто чем питается.
- Магазин.
- Библиотека.
- Строитель.
- Продавец.
- Путешествие по городам.
Благодаря играм, ребёнок в этом возрасте может:
- Различать фрукты, овощи, знать, где они растут и когда.
- Знать названия многих насекомых, способы их передвижения.
- Угадывать по картинкам времена года, описывать присущие им явления.
- Различать домашних и диких животных, их повадки, уметь их классифицировать.
Памятка для родителей
10 принципов развития, на которые родители должны обратить внимание:
- Начинать готовить к школе. С этого возраста необходимо начинать ежедневный учебный процесс в игровой форме. Это занятия по обучению грамоте, чтению, рисованию, лепке. Не следует обучать письму, главное, научить держать правильно карандаш, кисть. Регулярность обучения создаст привычку.
- Учить управлять своим вниманием. Сконцентрироваться полностью на чём-то одном для пятилетнего ребёнка ещё сложно, но если в этом возрасте не заложить привычку, то в школе ему будет трудно слушать учителя и не отвлекаться.
- Расширять границы кругозора. Ребёнку надо предоставлять максимальный объём информации, знакомить с окружающим миром, учить наблюдать и делать выводы. Для этого следует ходить с ним в театр, посещать музеи, знакомить с энциклопедиями.
- Тренировать память. Поскольку дети в этом возрасте имеют память непроизвольную, они запоминают только то, что им интересно, следует развивать память, для которой требуются усилия. Учить много стихов, рассказывать по памяти сказки, придерживаясь фабулы, играть в игры на запоминание.
- Развивать речь. Именно в этом возрасте следует обратить особое внимание на речь ребёнка и заблаговременно до школы исправить все речевые нарушения.
- Учить читать. Умение читать поможет ребёнку в школе с лёгкостью усваивать материал, не отвлекаясь на трудности складывания букв.
- Играть с детьми в сюжетно-ролевые игры. В этот период у детей происходит активное развитие фантазии, которая находит воплощение в играх. Но деятельность в игре должна быть осмысленная, с небольшими фантазийными элементами. В этот период ребёнок нуждается в свободных играх со сверстниками.
- Развивать таланты и способности ребёнка. Этот возраст, наиболее плодотворный для занятий рисованием, пением, музыкой, танцами. Необходимо подобрать такие занятия, которые отвечают интересам самого ребёнка. Но и не забывать о домашнем обучении: совместном рисовании, лепке, поделках из бумаги.
- Привлекать детей к труду. Необходимо в этом возрасте обучать и привлекать к осмысленной трудовой деятельности, домашнему труду.
- Подавать пример. Родителям необходимо быть примером для подражания во всём.
Воспитание должно строиться по чёткой системе, которая ведёт ребёнка к определённой цели. Дети должны освоить огромный объём знаний и умений. Поэтому родителям необходимо знать, что должен уметь их ребёнок не только в 5 лет, но и в другие годы дошкольного возраста.
Автор: Беляева Анна
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео о том, что должен уметь ребенок в 5 лет
Что должен уметь ребенок в 4-5 лет:
Источник
Диагностика развития детей 5 – 6 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает одиннадцать небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.
Цель: выявление самооценки ребенка.
Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, на самую нижнюю ступеньку — самых плохих. На средней ступеньке — ни плохих, ни хороших. Чем выше ступенька — тем лучше дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит воспитатель? Мама? Папа? (можно спросить про других близких родственников)».
Критерии оценки
- Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие», «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
- Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.
Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.
Процедура проведения. Ребенку предлагают картинку со словами: «Посмотри на эту картинку». Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), взрослый может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку. Ребенок должен увидеть нелепости и затем объяснить, как должно быть на самом деле. Если ребенок затрудняется, взрослый может оказать ему помощь, задав следующие вопросы: «Может ли коза жить в дупле? Где она должна жить?», «Где и как растет морковка, редиска?». И т.п.
Критерии оценки
- Ребенок реагирует на нелепости, изображенные на картинке, живо и непосредственно, без вмешательства взрослого, улыбается, с легкостью указывает на все нелепости — 2 балла.
- Ребенок реагирует не сразу, находит нелепые места с небольшой помощью взрослого (один-два вопроса) — 1 балл.
- Ребенок эмоционально никак не реагирует на нелепость картинки и только с помощью взрослого находит несоответствие в ней — 0 баллов.
Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года.
Процедура проведения. Ребенку показывают в случайном порядке 4 картинки с изображением времен года: «Здесь нарисованы времена года. Какое время года изображено на каждой картинке? Покажи и назови. Почему ты так думаешь?»
Критерии оценки
- Ребенок понимает задание, уверенно соотносит изображение всех времен года с названиями — 2 балла.
- Ребенок понимает задание, но называет правильно только два времени года, соотнося их с картинками, — 1 балл.
- Ребенок не понимает задания — 0 баллов.
Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.
Процедура проведения. Ребенку показывают лист с рисунками.
Инструкция: «Здесь нарисовано в каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на первую картинку (в верхнем ряду) и найди точно такую же». Затем по очереди предъявляют остальные 5 рядов.
Критерии оценки
- Ребенок выполняет задание верно в 5—6 случаях — 2 балла.
- Ребенок выполняет задание верно в 3—4 случаях — 1 балл.
- Ребенок выполняет задание верно в 1—2 случаях либо не понимает и не выполняет совсем — 0 баллов.
Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные предметы и постарайся их запомнить». Затем картинку убирают и предлагают ребенку перечислить предметы, которые он запомнил.
Критерии оценки
- Ребенок запомнил 5—6 предметов — 2 балла.
- Ребенок запомнил 4 предмета — 1 балл.
- Ребенок запомнил менее 4-х предметов — 0 баллов.
Цели: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают в ряд по одной картинке из категорий: посуда, одежда, транспорт, фрукты, мебель, овощи. Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. Инструкция: «Посмотри внимательно, какие картинки лежат в верхнем ряду, назови их. Теперь я возьму одну картинку (взрослый берет картинку, относящуюся к той же группе, что и первая) и положу ее вот сюда (кладет под первой картинкой)». Затем берет любую другую карточку и спрашивает ребенка: «А куда ты положишь вот эту картинку?» И т.п. В результате должно получиться шесть групп по четыре карточки, которые в каждой группе располагаются одна под другой. Ребенок должен объяснить, почему он объединил картинки в одну группу. Если задание вызывает у ребенка затруднение, можно оказать ему помощь, выложив второй ряд картинок по категориям или попросив его назвать одним словом карточки, лежащие в одном ряду, например: «Как можно назвать одним словом апельсин и яблоко?»
Другой вариант выполнения задания: Покажите ребенку любую из картинок, изображенных на рисунке. Предложите ему назвать ее. Затем покажите ребенку другую картинку и помогите ему определиться, подходит ли она к первой картинке или нет, если не подходит, то к какой картинке подходит. Следующие картинки пусть ребенок сам рассортирует. После выполнения задания спросите у него, почему он объединил картинки в одну группу.
Критерии оценки
- Ребенок принимает и понимает задание, классифицирует картинки с учетом основного признака и может осуществить обобщение в речевом плане — 2 балла.
- Ребенок понимает задание, раскладывает картинки правильно, но не обобщает вербально, либо не сразу понимает задание, но после помощи взрослого переходит к самостоятельному выполнению — 1 балл.
- Ребенок не понимает условие задания и не использует помощь взрослого — 0 баллов.
Цели: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.
Процедура проведения. Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Правильно, это рыбка». После этого ему предлагают набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Выложи, пожалуйста, рядом точно такую же рыбку». По ходу выполнения задания можно попросить ребенка показать знакомые геометрические фигуры, назвать их и сказать, какого они цвета.
Критерии оценки
- Ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе анализа без затруднений воспроизводит изображение — 2 балла.
- Ребенок недостаточно полно и точно анализирует схематическое изображение, построение осуществляется путем проб — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Цели: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом.
Процедура проведения. Перед ребенком кладут чистый лист бумаги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».
Критерии оценки
- Рисунок ребенка похож на образцы 1 и 2 – 2 балла.
- Рисунок ребенка похож на образцы 3 и 4 – 1 балл.
- Рисунок ребенка похож на образцы 5 и 6 – 0 баллов
Цель: выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ.
Процедура проведения. Перед ребенком в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рассмотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ» (Возможный вариант – пусть ребенок на экране компьютера покажет последовательность картинок).
Критерии оценки
- Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ — 2 балла.
- Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ошибку (сам или с помощью взрослого), или его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности — 1 балл.
- Ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок, или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок — 0 баллов.
Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета.
Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Ребенку предлагают разрезанное изображение предмета. Карточки раскладываются хаотически. Ребенка просят собрать картинку после того, как он узнает нарисованный предмет.
Критерии оценки
- Ребенок узнает по частям изображенный предмет и собирает картинку самостоятельно — 2 балла.
- Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезанных картинках, до начала работы, но впоследствии при помощи проб самостоятельно собирает картинку — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Процедура проведения. Ребенку предлагают поочередно три карточки с изображениями: «Посмотри на картинку, скажи, на что она похожа?»
Критерии оценки
- Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
- Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку — 1 балл.
- Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.
Оценка результатов
Высокий уровень — 16—20 баллов.
Средний уровень — 10—15 баллов.
Низкий уровень — 0—9 баллов.
Перейти к Списку Тестов
Источник