Уровень умственного развития ребенка 10 лет методики

1-й класс
Субтест 1 (осведомленность)
Какое слово подходит?
1. Месяц зимы…                4.У дерева всегда есть…

а) сентябрь                       а) цветы
б) октябрь                        б) плоды
в) февраль                        в) листья
г) ноябрь                          г) корень
д) март                             д) тень

2. В году…                         5. Пассажирский транспорт — это…
а) 24 месяца                     а) самосвал
б) 3 месяца                       б) комбайн
в) 12 месяцев                   в) автобус
г) 4 месяца                       г) экскаватор
д) 9 месяцев                     д) тепловоз

3. Отец старше сына…      6. Летом всегда…
а) всегда                           а) светит солнце
б) часто                            б) тепло
в) никогда                        в) сухо
г) редко                            г) жарко
д) иногда                          д) прохладно

Субтест 2 (классификация)
Какое слово лишнее?
1. а) тюльпан, б) лилия, в) слива, г) ромашка, д) фиалка.
2. а) река, б) озеро, в) море, г) мост, д) пруд.
3. а) кукла, б) прыгалка, в) кирпич, г) мяч, д) юла.
4. а) стол, б) ковёр, в) кресло, г) кровать, д) табурет.
5. а) курица, б) петух, в) орёл, г) гусь, д) индюк.
6. а) круг, б) треугольник, в) четырёхугольник, г) указка, д) квадрат.
7. а) Саша, б) Витя, в) Петров, г) Стасик, д) Коля.
8. а) весёлый, б) быстрый, в) грустный, г) вкусный, д) осторожный.

Субтест 3 (словесно–логическое мышление)
Надо подобрать к слову «гвоздика» такое слово, которое подходило бы друг другу так же, как «овощ» — «огурцу».

1. ОГУРЕЦ              ГВОЗДИКА
———————      ——————————————————
овощ                        а) сорняк, б) роса, в) садик, г) цветок, д) земля

2. ОГОРОД              САД
———————      ——————————————————
морковь                   а) забор, б) трубы, в) яблоня, г) колодец, д) скамья

3. ЧАСЫ                  ГРАДУСНИК
———————      ——————————————————
время                       а) стекло, б) больной, в) кровать, г) температура, д) врач

4. МАШИНА           ЛОДКА
———————      ——————————————————
мотор                       а) река, б) маяк, в) парус, г) волна, д) берег

5. СТОЛ                   ПОЛ
———————      ——————————————————
скатерть                   а) мебель, б) ковёр, в) пыль, г) доски, д) гвозди

6. ПУГОВИЦА        БОТИНОК
———————      ——————————————————
пальто                      а) портной, б) магазин, в) нога, г) шнурок, д) шляпа

7. БЕЖАТЬ              КРИЧАТЬ
———————      ——————————————————
стоять                      а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) плакать
Субтест 4 (обобщение)
Каким одним словом их можно назвать?
1. Окунь, карась…
2. Огурец, помидор…
3. Шкаф, диван…
4. Июнь, июль…
5. Слон, собака…
Ключ


№ п/п

Суб. 1

Суб. 2

Суб. 3

Суб. 4

2 балла

1 балл

0 баллов

    в

    в

    г

    рыбы

    животные

    живут в воде

      в

      г

      в

      овощи

      растения

      зеленые

        а

        в

        г

        мебель

        дом. предметы

        деревянные

          г

          б

          в

          месяцы

          лето

          тепло

            в

            в

            б

            животные

            звери

            друзья человека

              б

              г

              г

                в

                а

                  г

                  2-й класс
                  Субтест 1 (осведомлённость)
                  Какое слово подходит?
                  1. У сапога всегда есть…
                  а) шнурок, б) пряжка, в) подошва, г) ремешок, д) пуговицы.
                  2. В тёплых краях обитает…
                  а) медведь, б) олень, в) волк, г) верблюд, д) пингвин.
                  3. В году…
                  а) 6 месяцев, б) 8 месяцев, в) 12 месяцев, г) 14 месяцев, д) 9 месяцев.
                  4. Месяцы осени…
                  а) июнь, б) сентябрь, в) август, г) декабрь, д) февраль.
                  5. В Беларуси не живут…
                  а) соловей, б) аист, в) синица, г) страус, д) скворец.
                  6. Мать старше своего сына…
                  а) часто, б) всегда, в) никогда, г) редко, д) иногда.
                  7. Время суток…
                  а) год, б) месяц, в) неделя, г) день, д) понедельник.
                  8. Вода всегда…
                  а) прозрачная, б) холодная, в) жидкая, г) белая, д)вкусная.
                  9. У дерева всегда есть…
                  а) листья, б) цветы, в) плоды, г) корень, д) тень.
                  10. Столица Беларуси…
                  а) Смоленск, б) Осиповичи, в) Минск, г) Брест, д) Москва.
                  Субтест 2 (классификация)
                  Какое слово лишнее?
                  1. а) тюльпан, б) лилия, в) фасоль, г) ромашка, д) фиалка.
                  2. а) река, б) озеро, в) море, г) мост, д) болото.
                  3. а) кукла, б) медвежонок, в) песок, г) мяч, д) машина.
                  4. а) шиповник, б) сирень, в) каштан, г) жасмин, д) смородина.
                  5. а) курица, б) петух, в) воробей, г) гусь, д) индюк.
                  6. а) окружность, б) треугольник, в) четырёхугольник, г) указка, д) квадрат.
                  7. а) Сергей, б) Света, в) Миша, г) Иванов, д) Коля.
                  8. а) число, б) деление, в) сложение, г) вычитание, д) умножение.
                  9. а) весёлый, б) быстрый, в) грустный, г) вкусный, д) осторожный.
                  10. а) одеяло, б) подушка, в) простынь, г) матрац, д) диван.

                  Субтест 3 (словесно-логическое мышление)
                  Подобрать к слову «георгин» слово, которое подошло бы так, как «овощ» — «огурцу».

                  1. ОГУРЕЦ              ГЕОРГИН
                  ———————      ——————————————————
                  овощ                        а) сорняк, б) роса, в) садик, г) цветок, д) земля

                  2. ОГОРОД              САД
                  ———————      ——————————————————
                  лук                           а) забор, б) грибы, в) яблоня, г) колодец, д) скамейка

                  3. УЧИТЕЛЬ            ВРАЧ
                  ———————      ——————————————————
                  ученик                      а) очки, б) больница, в) палата, г) больной, д) укол

                  4. ЦВЕТОК              ПТИЦА
                  ———————      ——————————————————
                  ваза                          а) клюв, б) чайка, в) гнездо, г) перья, д) крылья

                  5. ПЕРЧАТКА         САПОГ
                  ———————      ——————————————————
                  рука                          а) чулки, б) подошва, в) кожа, г) нога, д) щетка

                  6. ТЁМНЫЙ            МОКРЫЙ
                  ———————      ——————————————————
                  светлый                    а) солнечный, б) скользкий, в) сухой, г) теплый,
                  д) холодный

                  7. ЧАСЫ                  ТЕРМОМЕТР
                  ———————      ——————————————————
                  время                       а) стекло, б) температура, в) кровать, г) врач, д) боль

                  8. МАШИНА                    ЛОДКА
                  ———————      ——————————————————
                  мотор                       а) река, б) маяк, в) парус, г) волна, д) берег

                  9. СТОЛ                   ПОЛ
                  ———————      ——————————————————
                  скатерть                   а) мебель, б) ковёр, в) пила, г) доски, д) гвозди

                  10. СТУЛ                 ИГЛА
                  ———————      ——————————————————
                  деревянный              а) острая, б) тонкая, в) блестящая, г) стальная, д) короткая
                  Субтест 4 (обобщение)
                  Каким общим понятием их можно объединить?
                  1. Метла, лопата…..            6. Шкаф, диван…..
                  2. Лето, зима…..                  7. Май, август…..
                  3. Окунь, карась…..            8. День, ночь…..
                  4. Огурец, помидор…..       9. Слон, собака…..
                  5. Сирень, жасмин…..         10. Дерево, цветок…..
                  Ключ


                  № п/п

                  Суб.1

                  Суб.2

                  Суб.3

                  Суб.4

                  2 балла

                  1 балл

                  0 баллов

                    в

                    в

                    г

                    орудия труда

                    инструмент

                    предметы

                      г

                      г

                      в

                      времена года

                      пора

                      тепло, холод

                        в

                        в

                        г

                        рыбы

                        животные

                        живут в воде

                          б

                          в

                          в

                          овощи

                          растения

                          в огороде

                            г

                            в

                            г

                            кустарник

                            растения

                            растут в саду

                              б

                              г

                              в

                              мебель

                              дом. принадл.

                              вещи

                                г

                                г

                                б

                                месяцы

                                лето

                                теплые

                                  в

                                  а

                                  в

                                  время суток

                                  сутки

                                  часы

                                    г

                                    г

                                    б

                                    животные

                                    звери

                                    друзья человека

                                      в

                                      в

                                      г

                                      живая природа

                                      растения

                                      цветок на дереве

                                      3-й класс
                                      Субтест 1
                                      Подчеркни одно слово, которым нужно закончить предложение.
                                      1. На ветвях деревьев всегда есть…
                                      а) иней, б) плоды, в) почки, г) кора, д) листья.
                                      2. У каждой собаки есть…(выбрать одно словосочетание)
                                      а) чёрное ухо, б) пушистый хвост, в) четыре лапы, г) длинная шерсть.
                                      3. У лошади всегда есть…
                                      а) конюшня, б) подкова, в) уздечка, г) грива, д) седло.
                                      4. Год, месяц, неделя, минута — это…
                                      а) времена года, б) дни, в) время, г) длина, д) век.
                                      5. Крылатая летательная машина — это…
                                      а) самолёт, б) ракета, в) вертолёт, г) воздушный шар.
                                      6. У кустарника всегда есть…
                                      а) листья, б) корень, в) плоды, г) цветы, д) тень.
                                      7. Километр, метр, сантиметр, миллиметр — это…
                                      а) длина, б) сумма, в) масса, г) площадь, д) объём.
                                      8. В предложении всегда есть…
                                      а) точка, б) восклицательный знак, в) вопросительный знак, г) слово,
                                      д) запятая.
                                      9. Сутки — это…
                                      а) 20 часов, б) 12 часов, в) 10 часов, г) 23 часа, д) 24 часа.
                                      10. Число «25» делится без остатка на…
                                      а) 5, б) 6, в) 3, г) 8, д) 7.
                                      Субтест 2
                                      В каждом ряду слов зачеркни лишнее:
                                      1. а) метр, б) дециметр, в) килограмм, г) сантиметр, д) километр.
                                      2. а) сахар, б) соль, в) мука, г) вода, д) чашка.
                                      3. а) дождь, б) град, в) лёд, г) ветер, д) снег.
                                      4. а) плащ, б) костюм, в) платье, г) туфли, д) пальто.
                                      5. а) солнце, б) свеча, в) звезда, г) река, д) лампа.
                                      6. а) минута, б) секунда, в) час, г) сутки, д) утро.
                                      7. а) около, б) кольцо, в) колоть, г) колесить, д) околица.
                                      8. а) капуста, б) помидор, в) морковь, г) лук, д) яблоко.
                                      9. а) колхоз, б) дежурный, в) однажды, г) пятница, д) лопата.
                                      10. а) корень, б) суффикс, в) окончание, г) прилагательное, д) приставка.

                                      Субтест 3
                                      Дано три слова. Между первым и вторым существует определённая связь. После третьего слова — прочерк. Из пяти слов или словосочетаний, приведенных ниже, необходимо найти такое, которое было бы связано с ним так, как первые два друг с другом. Нужное слово (словосочетание) подчеркни.
                                      1. ХЛЕБ — ЗЕРНО. РЕКА —
                                      а) ручей, б) вода, в) родник, г) море, д) лужа.
                                      2. ДОБРО — ЗЛО. НЕЖНОСТЬ —
                                      а) грубость, б) любовь, в) жадность, г) ненависть, д) зависть.
                                      3. ДЕРЕВО — ВЕТКА. КНИГА —
                                      а) буква, б) древесина, в) картинка, г) слово, д) страница.
                                      4. ДЯДЯ СТЁПА — ГУЛЛИВЕР. ДЮЙМОВОЧКА —
                                      а) мышка, б) гном, в) Иванушка, г) Мальчик-с-Пальчик, д) лилипут.
                                      5. ПТИЦА — САМОЛЁТ. РЫБА —
                                      а) подводная лодка, б) вертолёт, в) корабль, г) чайка, д) машина.
                                      6. ВИШНЯ — САД. КОЛОС —
                                      а) лес, б) поле, в) земля, г) зерно, д) луг.
                                      7. ЧИСЛО — ЦИФРЫ. СЛОВО —
                                      а) книга, б) фраза, в) буквы, г) читать, д) рассказ.
                                      8. БОЛЕЗНЬ — ЛЕЧЕНИЕ. ПОЛОМКА —
                                      а) мастер, б) ремонт, в) деталь, г) смазка, д) мастерская.
                                      9. БЕЖАТЬ — СТОЯТЬ. КРИЧАТЬ —
                                      а) молчать, б) шептать, в) шуметь, г) звать, д) говорить.
                                      10. ПАРОВОЗ — ВАГОНЫ. КОНЬ —
                                      а) конюх, б) лошадь, в) ехать, г) конюшня, д) телега.
                                      Субтест 4
                                      Подумай и напиши, что общего между этими двумя словами. Например: ТРАМВАЙ, АВТОБУС — это виды пассажирского транспорта.
                                      1. ГОД, НЕДЕЛЯ — это …
                                      2. ВЕТЕР, ТУЧА — это …
                                      3. ДИВАН, СТОЛ — это …
                                      4. КОНЬ, СОБАКА — это …
                                      5. ПРИСТАВКА, ОКОНЧАНИЕ — это …
                                      6. ШАПКА, ПЛАТОК — это …
                                      7. МУРАВЕЙ, ДУБ — это …
                                      8. ОБРУЧ, МЯЧ — это …
                                      9. ТЕТРАДЬ, ПЕНАЛ — это …
                                      10. СЕНТЯБРЬ, ИЮНЬ — это …

                                      Субтест 5
                                      Найди зависимость между числами и вставь пропущенное число.
                                      1) 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, …     6) 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, …
                                      2) 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52, …   7) 20, 28, 36, 44, 52, 60, 68, …
                                      3) 30, 39, 48, 57, 66, 75, 84, …   8) 18, 28, 38, 48, 58, 68, 78, …
                                      4) 15, 35, 55, 75, 95, 115, …       9) 3, 6, 12, 24, 48, 96, 192, …
                                      5) 2, 8, 32, 128, 512, …               10) 4, 40, 400, 4000, 40000, …

                                      Ключ

                                      № п/п
                                      Суб.1

                                      Суб.2

                                      Суб.3

                                      Суб.5

                                      Суб.4

                                      2 балла

                                      1 балл

                                      0 баллов

                                      1.

                                      в

                                      в

                                      б

                                      43

                                      время

                                      дни

                                      времена года

                                      2.

                                      в

                                      д

                                      а

                                      59

                                      явл. природы

                                      природа

                                      дождь

                                      3.

                                      г

                                      г

                                      д

                                      93

                                      мебель

                                      гарнитур

                                      деревянные

                                      4.

                                      в

                                      г

                                      г

                                      135

                                      дом. животные

                                      животные, звери

                                      5.

                                      а

                                      г

                                      а

                                      2048

                                      части слова

                                      русский язык

                                      часть речи

                                      6.

                                      б

                                      д

                                      б

                                      51

                                      головн. убор

                                      одежда

                                      пуховые

                                      7.

                                      а

                                      в

                                      в

                                      76

                                      живой организм

                                      природа

                                      муравей
                                      на дубе

                                      8.

                                      г

                                      д

                                      б

                                      88

                                      игровые
                                      предметы

                                      игрушки

                                      круглые

                                      9.

                                      д

                                      в

                                      а

                                      384

                                      школьные
                                      принадлежности

                                      вещи

                                      лежат в
                                      портфеле

                                      10.

                                      а

                                      г

                                      д

                                      400000

                                      месяцы

                                      4-й класс
                                      Субтест 1
                                      Подумайте и закончите предложение, используя один из приведённых ответов. Нужный ответ подчеркните.
                                      1. У дерева всегда есть…
                                      а) листья, б) плоды, в) почки, г) корень, д) тень.
                                      2.У лошади всегда есть…
                                      а) подкова, б) конюшня, в) седло, г) грива, д) уздечка.
                                      3. Леса никогда не бывают без…
                                      а) птиц, б) зверей, в) травы, г) болот, д) деревьев.
                                      4. Настоящий товарищ всегда…
                                      а) дисциплинирован, б) добр, в) приветлив, г) силён, д) поможет.
                                      5. Дисциплинированность — это…
                                      а) ответственность, б) послушание, в) скромность, г) застенчивость,
                                      д) вежливость.
                                      6. У книги всегда есть…
                                      а) иллюстрации, б) автор, в) страницы, г) стихи, д) рассказы.
                                      7. Полезными ископаемыми называется всё то, что …
                                      а) находится под землёй, б) приносит пользу людям, в) добывают из-под земли, г) нефть, газ, уголь, железо, д) человек берёт у природы.
                                      8. Тундра находится…
                                      а) на юге, б) на севере, в) на востоке, г) на западе, д) на юго-западе.
                                      9. Четверг, пятница, суббота, среда, вторник — это…
                                      а) время, б) сутки, в) дни недели, г) дни, д) времена года.
                                      10. Город Москва — это столица…
                                      а) Грузии, б) Украины, в) России, г) Латвии, д) Польши.
                                      Субтест 2
                                      Дано пять слов. Подумайте, и найдите такое слово или словосочетание, которое является лишним. Подчеркните его.
                                      1. а) коза, б) баран, в) рысь, г) корова, д) лошадь.
                                      2. а) дорога, б) проезжая часть, в) тротуар, г) перекрёсток, д) дом.
                                      3. а) шкаф, б) стул, в) кровать, г) печь, д) тумбочка.
                                      4. а) отвёртка, б) болт, в) сверло, г) молоток, д) замок.
                                      5. а) имя существительное, б) имя прилагательное, в) глагол, г) предлог,
                                      д) наречие.
                                      6. а) красный, б) розовый, в) бордовый, г) жёлтый, д) оранжевый.
                                      7. а) тюльпан, б) ромашка, в) гвоздика, г) роза, д) ольха.
                                      8. а) хоккей, б) футбол, в) шашки, г) волейбол, д) баскетбол.
                                      9. а) отважный, б) смелый, в) храбрый, г) талантливый, д) трусливый.
                                      10. а) бережливость, б) обязанность, в) добросовестность, г) ответственность, д) старательность.
                                      Субтест 3
                                      Дано три слова. Между первым и вторым существует определённая связь. После третьего слова — прочерк. Из пяти слов или словосочетаний, приведённых ниже, необходимо найти такое, которое было бы связано с ним так, как первые два друг с другом. Нужное слово (словосочетание) подчеркнуть.
                                      1. ИСКАТЬ — НАХОДИТЬ. ДУМАТЬ —
                                      а) расследовать, б) запоминать, в) приходить к выводу, г) забывать,
                                      д) рассуждать.
                                      2. ГОЛОД — СЛАБОСТЬ. ТРУД —
                                      а) усилие, б) отдых, в) плата, г) усталость, д) подъём.
                                      3. САМОЛЁТ — СИГНАЛЬНЫЕ ОГНИ. КОРАБЛЬ —
                                      а) сирена, б) бакен, в) маяк, г) парус, д) мачта.
                                      4. АВТОБУС — ЕХАТЬ. БАРАБАН —
                                      а) стучать, б) звать, в) играть, г) брать, д) завязывать.
                                      5. САД — ДЕРЕВЬЯ. ВАЗА —
                                      а) сосуд, б) цветы, в) украшение, г) держатель, д) приспособление.
                                      6. ТУНДРА — КРАЙНИЙ СЕВЕР. ПУСТЫНЯ —
                                      а) жара, б) сухо, в) песок, г) Юг, д) лето.
                                      7. РАСТЕНИЕ — СЕМЯ. КУРИЦА —
                                      а) мясо, б) перо, в) лететь, г) яйцо, д) клюв.
                                      8. КОЗА — ЖИВОТНОЕ. ХЛЕБ —
                                      а) обед, б) пища, в) батон, г) тарелка, д) булка.
                                      9. РОЖЬ — ПОЛЕ. ЯБЛОНЯ —
                                      а) сажать, б) яблоки, в) урожай, г) сад, д) дерево.
                                      10. ПАРОХОД — ПРИСТАНЬ. ПОЕЗД —
                                      а) депо, б) вокзал, в) рельсы, г) шпалы, д) вагоны.
                                      Субтест 4
                                      Подумай и напиши, что общего между этими двумя словами.
                                      Пример: ТРАМВАЙ, АВТОБУС — это виды пассажирского транспорта.
                                      1. КОРОВА, ЛОШАДЬ —         это …
                                      2. МУРАВЕЙ, ДУБ — это …
                                      3. ЧЕЛОВЕК, ПТИЦА — это …
                                      4. ОЗЕРО, РЕКА — это …
                                      5. ПОРТФЕЛЬ, РУЧКА — это …
                                      6. ЯБЛОКО, ЗЕМЛЯНИКА — это …
                                      7. САМОЛЁТ, ПАРОВОЗ — это …
                                      8. ЛЫЖИ, КОНЬКИ — это …
                                      9. ГОЛОД, ЖАЖДА — это …
                                      10. ВАГОН, ТЕЛЕГА — это …

                                      Субтест 5
                                      Найди зависимость между числами и вставь пропущенное число.

                                      1.          16      28      41      58
                                      21      33      46      ?

                                      2.           2        4        8
                                      3        6        12
                                      4        ?        16

                                      3.           10,     7,       12,     9,       …

                                      4.           8,       2,       8,       3,       8,       4,       …

                                      5.           3        5        7        9
                                      9        25      49      ?

                                      6.           1,       3,       5,       7,       9,       11,     …

                                      7.           10,     7,       12,     9,       14,     11,     16,     …

                                      8.           6,       9,       12,     15,     18,     …

                                      9.           21,     42,     63,     84,     …

                                      10.        4,       1,       5,       2,       6,       3,       …
                                      Ключ

                                      № п/п

                                      Суб.1

                                      Суб.2

                                      Суб.3

                                      Суб.5

                                      Суб.4

                                      2 балла

                                      1 балл

                                      0 баллов

                                      1.

                                      г

                                      в

                                      в

                                      63

                                      дом. животные

                                      животные

                                      живут в сарае

                                      2.

                                      г

                                      д

                                      г

                                      8

                                      жив. организмы

                                      животные

                                      живут в лесу

                                      3.

                                      д

                                      г

                                      а

                                      14

                                      жив. организмы

                                      природа

                                      летают, ползают

                                      4.

                                      д

                                      д

                                      а

                                      8

                                      Водоемы

                                      вода

                                      текут

                                      5.

                                      а

                                      д

                                      б

                                      81

                                      Школьные принадл.

                                      вещи

                                      лежат
                                      в портфеле

                                      6.

                                      в

                                      г

                                      г

                                      13

                                      плоды

                                      имеют
                                      кожуру

                                      красные

                                      7.

                                      г

                                      д

                                      г

                                      13

                                      Транспорт

                                      машины

                                      железные

                                      8.

                                      б

                                      в

                                      б

                                      21

                                      Спорт. инвентарь

                                      кататься

                                      вещи
                                      для катания

                                      9.

                                      в

                                      г

                                      г

                                      105

                                      Состояние человека

                                      страдание

                                      хотеть есть

                                      10.

                                      в

                                      б

                                      б

                                      7

                                      прицеп

                                      грузы возят

                                      жел. дорога

                                      [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]

                                      Источник

                                      План:

                                      1. Методические рекомендации
                                      2. Цели и задачи исследования
                                      3. Общая инструкция к проведению исследования
                                      4. Обработка и анализ индивидуальных тестовых результатов
                                      5. Количественный анализ групповых тестовых результатов
                                      6. Интерпретация результатов
                                      7. Стимульный материал методики

                                      Назначение: используется для исследования структуры умственных способностей.
                                      Содержание субтестов:
                                      1. Дополнение предложений — способность формулировать суждения.
                                      2. Выбор слова — проверка чувства языка, понимание значения слова.
                                      3. Аналогии — комбинаторные способности, подвижность и переключаемость мышления.
                                      4. Обобщение — способность к формированию понятий.
                                      5. Числовые ряды — теоретическое математическое мышление.
                                      6. Память — исследование кратковременной памяти, умение работать с формальными признаками и смысловыми признаками, сохраняемыми в памяти.
                                      7. Фигурки — способность к пространственному воображению, конструктивные способности.
                                      8. Кубики — способность к объемно–геометрическому анализу.
                                      Методика предназначена для возрастной категории от 6 до 12 лет. В ее основе лежит тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Адаптированный вариант имеет семь самостоятельных модификаций, используемых для работы с конкретными возрастными группами.
                                      6-7 лет — до момента поступления в 1-й класс и начало 1-го класса.
                                      7-8 лет — конец обучения в 1-м классе.
                                      8-9 лет — 2-й класс.
                                      9-10 лет — 3-й класс.
                                      10-11 лет — 4-й класс.
                                      11-12 лет — 5-й класс.
                                      9-12 лет — невербальная часть теста.
                                      Комплексное использование адаптированных методик позволяет получить сведения об уровне интеллекта и его структуре. При использовании всех вариантов теста на протяжении пяти лет можно проследить динамику развития общих умственных способностей.
                                      Интеллект понимается как субструктура в структуре личности человека, как структурированная целостность умственных способностей человека, которые реализуются в достижениях и дают человеку возможность жить жизнью действующего субъекта. Отдельные способности взаимосвязаны, имеют определенную структуру и их нельзя понимать как изолированные элементы.
                                      Тест позволяет интерпретировать результаты на трех уровнях:
                                      1. Общий уровень интеллекта выявлен на основе общего результата, переведенного в стандартный показатель. При интерпретации, однако, необходимо учитывать следующие специфические требования со стороны теста:
                                      а) тест требует определенной быстроты мышления;
                                      б) из–за относительной сложности заданий тест меньше годится для тестирования лиц с явно заниженной результативностью; чем дальше их результативность отклоняется от среднего уровня, тем менее надежны полученные результаты;
                                      в) на тестовые результаты положительно влияет образовательный уровень, результаты школьного обучения; поэтому более адекватно сравнить испытуемых с лицами с одинаковым образованием, чем с лицами одного возраста;
                                      г) общие достижения в тесте явно зависят от социокультурных условий, т.е. от неспецифического учения.

                                      2. Интерпретация профилей на базе группы субтестов, близких по факторному признаку. Благодаря субтестовой структуре тест позволяет дифференцированно оценивать уровень развития интеллекта. Отдельные субтесты возможно объединять в следующие группы:
                                      а) вербальные субтесты, требующие способности обращаться со словами, как с символами (субтесты 1, 2, 3, 4, 6). У лиц с высшей результативностью в этих субтестах можно предполагать превалирование вербального интеллекта, они чаще ориентированы на общественные науки или изучение иностранных языков, интересуются такими видами практической деятельности, в которых могут использовать вербальное мышление;
                                      б) математический субтест, требующий способности обращаться с математическими символами, с числами;
                                      в) наглядные субтесты, которые выявляют уровень мышления, основанного на наглядности (наглядно-образное). Высокая результативность в наглядных субтестах (7, 8) указывает на превалирование «конкретного» мышления, на мануально-техническую или иную направленность интеллекта. Кроме того, тест позволяет определить профили на основании результатов по отдельным субтестам. Лучшая результативность в субтестах 1 и 3 указывает на одаренность «скорее практическую», в то время как лучшая результативность в субтестах 2 и 4 говорит об одаренности «скорее теоретической». Однако необходимо учитывать и результаты по остальным субтестам, особенно если опыт в наших условиях не полностью подтверждает точку зрения Амтхауэра (а если и да, то только по отношению к вербальному интеллекту, т.е. к общественно–научной ориентации одаренности). Сравнение результативности по отдельным субтестам указывает на существование фактора ригидности — подвижности мышления в тесте: у лиц, достигших лучших результатов в субтесте 4 по сравнению с субтестами 3 и 7 можно ожидать скорее ригидное мышление, и наоборот, у лиц с высшими результатами в субтестах 3 и 6 можно ожидать большую подвижность мышления.

                                      3. Интерпретация результативности по отдельным субтестам. На основе достигнутых в отдельных субтестах результатов можно проводить анализ компонентов структуры интеллекта, исходящих из направленности отдельных субтестов:
                                      1) дополнение предложений: возникновение рассуждений, здравый смысл, акцент на конкретно–практическое чувство реальности;
                                      2) исключение слова: классификация, чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность вчувствоваться; включается рецептивный компонент.
                                      3) аналогии: словесно-логическое мышление, способность комбинировать, подвижность мышления, индуктивное мышление.
                                      4) обобщение: способность к абстракции, образование понятий; присоединяется умение словесно выражать мысль.
                                      5) нумерические ряды: индуктивное мышление с числами, больше теоретическое нумерическое мышление; присоединяется ритмический компонент.
                                      6) мнестическое умение: способность запоминать, удерживать заученные слова, а также выносливость к нагрузке и длительность сосредоточения.
                                      7) выбор геометрического образца: воображение, богатство представлений, наглядно–образное мышление; присоединяются конструктивные компоненты.
                                      8) задачи с кубиками — пространственное воображение; могут присоединяться аналитические компоненты.
                                      Возможно индивидуальное и групповое предъявление теста. Время для решения отдельных субтестов различно, но возможен и вариант, при котором максимальным временным интервалом для каждого субтеста будет служить десятиминутный интервал. Для решения всего теста необходимо (вместе с инструкциями) 90 минут. Для того чтобы сократить время, тест поделен на две части: вербальную и невербальную. Обе части самостоятельны и могут предъявляться как самостоятельно, так и вместе. Учитывая ограниченное время для решения задач, важно, чтобы испытуемые полностью поняли инструкцию и проверили способ решения задач. Инструкция вместе с указанием решения отдельных для каждого субтеста задач, а также задачи для решения приводятся в данном пособии в соответствующих разделах.
                                      Учитывая сложность теста и ограниченность времени для решения, важно, чтобы были соблюдены все условия для оптимального решения теста, а также чтобы психолог, использующий этот метод, имел опыт работы с тестом.

                                      Источник