Уровень развития речи ребенка методики

Уровень развития речи ребенка методики thumbnail

Развитие речи – это очень важный процесс в формировании человеческого организма. Дети начинают произносить первые слова в 11-12 месяцев, а в 3 года они уже могут составить предложения и небольшой рассказ.

В этот период очень важно следить за тем, что речь ребёнка развивается правильно без каких-либо задержек или нарушений. Для этого медицинские специалисты разработали методики для диагностики речи у детей.

Методика для изучения словарного запаса у детей

Целью её проведения является проверка достаточного знания слов для возраста ребенка. Его способность быстро подобрать точное слово, а также составить простейшие грамматические конструкции.

Для диагностики нужно взять группу любых картинок по 10-15 штук с животными, растениями, фруктов и овощей, игрушками и транспортом.

Всего карточек должно быть не более 30 шт. Взрослый называет ребёнку одно обобщающее слово, обозначающее группу картинок, которую собирается показывать. Ребёнок должен сказать, что входит в данную группу и отобрать картинки по схеме.

После выполнения задания человек должен посчитать сколько картинок было выбрано ребёнком правильно. За одну карточку он получит 1 балл.

Высокий уровень – 25-30 шт.

Средний уровень – 10-25 шт.

Низкий уровень – до 10 шт.

Важно подбирать такие карточки, соответствующие возрасту. Лучше всего подойдут картинки обыденных вещей. Например, в разделе животные могут быть кошки, собаки, птички, зайцы и мышки. То есть то, что ребёнок уже точно видел в своей жизни.

Методика проверки лексический, грамматических навыков у детей и словарного запаса

Цель диагностики выявить правильно ли ребёнок произносит звуки. Употребляет слова. Верные ли ассоциации возникают у него с представленным словом. Проверяет словарный запас ребёнка.

Для проверки взрослый должен задавать ребёнку вопросы на разные темы. Например, «Что значит слово мяч? (яблоко, машина, игрушка) У тебя дома есть этот предмет? Какой он? Откуда он у тебя? Что ты делаешь с ним?»

Высокий уровень – ребёнок четко отвечает на вопросы. Называет примеры и действия с предметом. У него получается небольшой рассказ о вещи.

Средний уровень – называет предмет и описывает его только поверхностно. Отдельными словами или фразами.

Низкий уровень – Называет 1-2 слова.

Далее взрослый называет предметы или его признаки, а ребёнок должен подобрать к ним правильное слово, противоположное по значению. Таким образом, человек поймет правильно ли ребёнок понимает сущность слова. Например, называется слово «длинный». Ответ должен быть «короткий». Светлый – темный. Быстрый – медленный и т. д.

Высокий – правильно называет противоположные слова.

Средний – подбирает слова с отрицательной частицей «не». Не светлый, не длинный.

Низкий – не всегда или неправильно называет слова.

Методика проверки фонетического развития речи

Целью является выявление правильности произношения звуков. Взрослому нужно понять, понимает ли ребёнок различия звуков и может ли он их отличить друг от друга.

Во-первых, взрослый проверяет может ли ребёнок правильно произнести каждую букву в алфавите. Для этого он может воспользоваться заранее приготовленной таблицей. Если ребёнок ещё не знает написания букв, то можно называть ему слова и просить повторить.

Высокий – все звуки произносятся правильно.

Средний – звуки произносятся правильно, кроме шипящих или сонорных.

Низкий – есть ошибки в произношении многих звуков.

Во-вторых, человек показывает ребёнку картинки с изображением предметов. Это могут быть простейшие группы слов. Главное, чтобы ребёнок их хорошо знал. Взрослый должен попросить выбрать и произнести карточки на которых есть звук, например, «л». Аналогично нужно сделать с другими звуками. Предпочтительнее выбирать сонорные и шипящие, т.к. при произношении их дети наиболее часто испытывают трудности.

Высокий у – правильно отбирает картинки на все названые звуки.

Средний – отбирает только 2-3 карточки.

Низкий – указывает только на одну картинку или не указывает совсем.

Заключительным этапом нужно проверить, различает ли ребёнок интонацию произношения и может ли он говорить с ней.

Человек просит ребёнка произнести любую фразу с разной интонацией. Например, я иду в зоопарк. Нужно произнести удивлённо, радостно и вопросительно.

Высокий – правильное произношения предложения

Средний – правильно передают только 2 интонации.

Низкий – может прочитать только в повествовате

льной или 1-й из предложенных интонаций.

Методика проверки связной речи

Целью является выявление способности логически выстраивать предложения. Строить небольшое повествование.

Человек предлагает описать предмет на картинке или выбрать из окружающего. Например, любимую игрушку, медведя или стол.

Высокий – составляет правильное описание предметов. Рассказ разбит на 3 логические части с началом, серединой и заключением.

Средний – описывает только некоторые внешние черты предмета.

Низкий – называет отдельные слова и небольшие фразы.

Методика общей проверки развития речи

В этой диагностике человек проверяет может ли ребёнок самостоятельно менять формы слова, правильно ли он понимает их значение, может ли построить различные предложения. Правильно ли у него работает ассоциация предметов с другими вещами.

Для этого взрослый человек загадывает простое слово. Например, волк, лиса, кукла, машина и т.д. Ребёнок должен задавать наводящие вопросы. Спрашивая про описание предмета. Как выглядит он. Какой у него размер. Есть ли он у него дома.

Высокий – правильно отгадывает все слова.

Средний – может отгадать только 1. Или все, но с большими подсказками.

Низкий – не может отгадать слово.

Многие родители не проводят диагностику развития речи у детей дома. Хотя разработанные методики позволяют это делать. Большое количество заболеваний и отклонений можно выявить с помощью диагностики на ранних стадиях и вовремя помочь ребёнку.

Источник

Уровни развития речи

Несформированная речь у дошкольника – это показатель того, что ребенок имеет проблемы с психическим развитием, социализацией и познавательной деятельностью. Родители обязаны контролировать и способствовать развитию речевых навыков у своих детей, больше разговаривать с ними, читать художественную литературу, и при необходимости посещать специалистов (логопедов, дефектологов).

Уровни развития речи

Наличие грубых ошибок в речевой деятельности (фонетических, лексических или грамматических) при здоровой системе слуха и зрения и при хорошем умственном развитии принято считать общей недоразвитостью речи (ОНР). Дети, которым диагностировали ОНР, значительно выделяются среди группы нормально развивающихся сверстников.

Заболевание имеет типичную характеристику уровней речевого развития:

  • первые слова произносятся в возрасте старше трех лет;
  • невыраженность звуков;
  • серьезные ошибки при произношении;
  • импрессивная речь опережает экспрессивную (ребенок хорошо понимает то, что ему говорят, но не может быстро и внятно ответить);
  • малопонятная, дефективная речевая деятельность.

При появлении первых симптомов ОНР необходимо обратиться к врачу – записаться к логопеду и неврологу (для назначения медикаментозного лечения).

Помните! При своевременном обращении в лечебное учреждение можно избежать серьезных психических заболеваний и проблем в будущем.

Выделяют четыре уровня речевого развития детей, отличающихся патологиями речевой деятельности и наличием сопутствующих заболеваний.

Общая характеристика

1

Отсутствие связной речи, использование жестов и звуков для общения с окружающими. Разговорная речь у дошкольников этого уровня характерна трехлетнему возрасту нормально развивающихся детей.

2

Использование простых слов (мама, баба, папа, дядя, яблоко, дом, кошка), нарушение формы слова при произношении (сокращение окончаний, перестановка слогов местами).

3

Появление трудностей в общении с новыми людьми, но при разговоре с близкими (мамой, папой) у малыша отсутствуют грубые речевые ошибки.

4

Хорошее произношение, основные проблемы возникают при написании сложных словоформ и изменении слов по падежам.

Первый уровень

Уровни речевого развития детей с ОНР помогают определить план логопедических занятий, так как дети, например, с 1 и 4 степенью недоразвитости речи имеют существенные отличия в своей речевой деятельности.

Первый уровень речевого развития у дошкольников можно охарактеризовать следующим образом:

  • Несформированная речь. Ребенок не использует слова в общении, а если говорит, то часто использует их неправильно.
  • Скудный словарный запас, состоящий в большинстве случаев из звукового подражания (мычания, ауканья).
  • Сопровождение звукоподражания и лепетания жестами, придуманными самими детьми.
  • Объединение одним словом ряд внешне схожих признаков, действий и предметов. Например, словом “нога” обозначает и свои ступни, и лапы у собаки, и колеса у коляски.
  • Отсутствие связных фраз и предлогов в общении. Дошкольник не может сказать “мама, открой или закрой дверь”, а просто указывает на дверной проем, или словом “спать” заменяет слова “диван, кровать, полежать”.

У старших дошкольников 1 уровень речевого развития приводит к серьезному отставанию в познавательном развитии и сложностям при адаптации в первом классе. В большинстве случает такие дети понимают все, что им часто говорят (на улице плохая погода, идет дождь или нужно одеваться и идти гулять), но они не могут сказать ничего в ответ. Дошкольники, имеющие лепетную речь, обязательно должны проходить подготовку к школе, например, в подготовительном классе в логопедической школе. В возрасте 7-8 лет, при своевременном лечении, регулярных занятиях и спокойных домашних условиях, ребенок без труда достигает следующие уровни речевого развития при ОНР, а его речь становится грамотной и красивой.

Второй уровень

Дети с ОНР 2 уровень речевого развития имеют достаточно широкий словарный запас, хорошо отличают один предмет от другого, например, показывая на помидор, может сказать, что это “не яблоко”, т.е. узнавая что-то новое активно использует частицу “не” в своей речи.

Второй уровень речевого развития у дошкольников определяется по ряду признаков:

  • незнание значений слов, часто используемых в быту;
  • неправильное произношение и перестановка букв в слове при произношении “молоток” произносят как “мо-ТО-ЛОк”;
  • трудности при рассказе или восприятии фраз (аграмматизм);
  • замена названий предметов и действий жестами, например, вместо фразы “нужно вытереть воду на полу” ребенок лепечет “пол и тряпка” и указывает на то место, где пролил воду;
  • проблемы с родом и числом “я гулял с мамой” вместо “мы гуляли”;
  • сложности с употреблением слов среднего рода, союзы и частицы.

Эти уровни речевого развития детей дошкольного возраста отличаются от остальных резкими ошибками в грамматике и фонетике, и наличием трудностей в общении с окружающими людьми. Наиболее часто 2 уровень речевого развития диагностируют у младших дошкольников. Без специального дополнительного обучения они не способны усвоить то, что прочитано вслух третьим лицом.

Третий уровень

Если сравнить третий уровень речевого развития с двумя предыдущими, то можно отметить хорошую устную речь у детей, они свободно могут рассказать о том, что их окружает, что они слышат и видят. Эти уровни речевого развития дошкольника характеризуются:

  • Развернутая речевая деятельность без грубых лексических, грамматических и фонетических ошибок;
  • Устная речь сопровождается незначительными аграмматичными фразами, неуместным использованием сложных словоформ.
  • Использование только простых, общеупотребляемых фраз. При употреблении синонимов и антонимов дети испытывают значительные трудности, а длинные фразы и предложения они делят на несколько коротких.
  • При описании каких-либо картин или сюжетов книг ребята могут забыть рассказать о главных героях, но при напоминании – они быстро исправляют свой рассказ.
  • Дети с 3 уровнем речевого недоразвития часто путают начало и конец предложения и их причинно-следственную связь, например, “прошел апрель и весь снег растаял” звучит как “снег растаял, когда прошел апрель”.
  • Использование простых предлогов для описания пространственных действий “взять книгу из шкафа”, “приехать НА лошади, но, В переполненном автобусе”. Сложные предлоги “около”, “между”, “через” – употребляют редко в своей речи.
  • Возникают проблемы с подборов однокоренных слов, а также изменением формы слова по падежам.

Дети, имеющие ОНР 3 уровня речевого развития, могут обучаться чтению и письму без специальной подготовки, но нужно понимать, что их общее образование будет ограничено. Во время школьных занятий ребята с этим уровнем развития хуже воспринимают учебный материал по сравнению с нормально развивающимися одноклассниками, поэтому они также нуждаются в дополнительных занятиях с логопедом до полного устранения речевых недостатков.

Четвертый уровень

Выявить нарушения в развитии речи могут как сами родители, так и воспитатели в детском саду и педагоги в начальной школе. Возникающие ошибки незначительны, корректируются в процессе обучения учителем, поэтому 4 уровень речевого развития детей не требует дополнительных логопедических занятий. Заметить незначительные проблемы в речевом развитии дошкольника можно по следующим признакам:

  • нечеткость звуков;
  • перестановка слогов;
  • сокращение окончаний слов и пропускание слогов при устном рассказе;
  • невнятная дикция;
  • замена слов, на другие, более общие, но близкие по значению “чистит пол” вместо “моет пол”, “маленький куст” вместо “низкий куст”.
  • если по заданию ребенок должен выбрать верный ответ из нескольких, он без труда сделает правильный выбор (что невозможно в тех случаях, когда у ребенка 2 и 3 уровень речевого развития).

Важно! При постановке ОНР любого уровня, ребенок имеет право обучаться в логопедической группе дошкольного учреждения или школы.

Причины и диагностика

Если дошкольник системно нарушает лексическую или грамматическую структуру слов, а также плохо произносит звуки, то ему диагностируют нарушение речевого развития, часто осложненное клиническим заболеванием – заиканием. Диагностика уровня речевого развития подразумевает анализ логопедом исходного состояния речи (врач просит малыша выполнить ряд заданий, в соответствии с его возрастом) и наличия сопутствующих заболеваний, мешающих нормальному развитию речевых компонентов.

Основные причины:

  • врожденные патологии центральной нервной системы;
  • проблемы со зрением и слухом;
  • недостаточная психическая и познавательная активность;
  • наличие врожденных генетических заболеваний;
  • родовая травма;
  • отсутствие соответствующего дошкольного образования (в неблагополучных семьях).

При определении уровня речевого развития характерно указывать причину (клинический диагноз), чтобы в дальнейшем определить способ коррекции и дальнейшего обучения ребенка. Переход с одной ступени на другую возможен при регулярных занятиях с логопедом. Определение уровня речевого развития и того, как быстро речь ребенка станет нормальной, возможно только с учетом индивидуальных качеств малыша, развития психики, сложности заболевания и формы дефектов речи.

Несмотря на то, как говорит ребенок и сколько уровней речевого развития необходимо ему преодолеть на логопедических занятиях, сколько на это нужно времени и денежных средств, важно оказать своевременную помощь малышу. Дефективная речь может стать причиной многих комплексов у взрослого человека, так как ему будет сложнее устроиться на хорошую работу, общаться с окружающими людьми и заводить новые знакомства.

Видео

037

Источник

Пояснительная записка

Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 минут). Для проверки речевого развития детей младшего возраста необходимо использовать наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Все ответы ребенка заносятся в протокол (дословно). Форма протокола прилагается.

Вопросы в протоколе идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). 3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно (см. ход обследования, ответ № 1); 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (ответ № 2); 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (ответ№3).

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины – 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень. (Либо: средний балл 2,6 – высокий уровень, от 1,6 до 2,5 – средний уровень; 1,5 и ниже- низкий уровень)

При необходимости возможна оценка речевого развития ребенка по каждому разделу в отдельности. Такая диагностика позволяет выявлять наиболее «проблемные» направления в развитии речи дошкольников.

Критерии речевого обследования детей  по методике О.С. Ушаковой

средняя группа

Словарь. Выявить умения:

  1. Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;
  2. Понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);
  3. Подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;

4.Сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.

Грамматика. Выявить умения:

1.Соотносить названия животных и их детенышей (лиса – лисенок; корова – теленок);

2.Употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);

3.Правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);

4.Составлять предложения разных типов.

Фонетика. Выявить умения:

1.Правильно произносить звуки родного языка;

2.Находить слова, сходные и различные по звучанию;

3.Правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.

Связная речь.

1.Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;

2.Составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;

3.Выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;

4.Выявить умение пользоваться разнообразными формами речи.

Материал для обследования

1.Кукла, которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти.

2.Картинки:

– собака со щенятами;

– посуда (чашки, стаканы, нож, вилка, блюдо, тарелка, сковорода, хлебница, масленка, сахарница, солонка);

– санки, шишка, лыжи, юбка, корова, вагон, мак, хлеб, зима, осень, солнце, чайник, щётка, малина.

Ход обследования

1 Серия заданий. Кукла.

Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.

1.Скажи, что такое кукла?

1) Ребенок дает определение (кукла – это игрушка, с куклой играют);

2)называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она стоит);

3)не выполняет задание, повторяет слово кукла.

2.Какая на кукле одежда?

1)Ребенок называет более четырех слов;

2)называет более двух вещей;

3)показывает не называя.

3. Дай кукле задание, чтобы она побегала, помахала рукой.

1)Ребенок употребляет правильные формы: Катя, побегай, пожалуйста (помаши рукой);

2)говорит только глаголы – побегай, помаши;

3)употребляет неправильные формы.

4. К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?

1) Ребенок называет обобщающее слово (посуда, угощение);

2)перечисляет отдельные предметы;

3)называет один предмет.

5.Какую посуду ты знаешь?

1)Ребенок называет более четырех предметов;

2)называет два предмета;

3)называет один предмет.

6.Куда кладут хлеб (в хлебницу), сахар (в сахарницу),масло(в масленку), соль (в солонку)?

1)Правильно отвечает на все вопросы;

2)ответил на три вопроса;

3)выполнил только одно задание.

7.Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?» (показать картинку с разной посудой).

1)Называет по цвету (или форме или величине);

2)перечисляет отдельные признаки (эта чашка зеленая, эта – красная, эта – высокая);

3)называет одно отличие.

8.Назови, что это? Стеклянный, прозрачный – это стакан или ваза? Металлическая, блестящая – это вилка или нож? Глиняное, расписное – это тарелка или блюдо?

1)Выполняет все задания;

2)выполняет два задания;

3)выполняет одно задание.

9. Подскажи (подбери) слово. Одна тарелка глубокая, а другая… (мелкая); один стакан высокий, а другой…(низкий); эта чашка полная, а эта…(пустая).

1)Правильно подобрал все слова;

2)выполнил два задания;

3)выполнил одно задание.

10.У чашки есть ручка. Какие еще ручки ты знаешь?

1)Называет ручку у трех – четырех предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика);

2)называет две ручки (у кастрюли, сковородки.);

3)показывает руку у чашки.

2.Картина «Собака со щенятами»

1.Воспитатель спрашивает: «Ты видел собаку? Кто такая собака? Какая она?»

1)Ребенок обобщает: «Собака – это животное. Собака лает. Она пушистая.»;

2)называет: «Это собака. Она черная»;

3)повторяет за взрослым одно слово.

2.Как зовут детеныша собаки? Как назвать его ласково? Собака бегает быстро, а щеночек…(медленно); собака лает громко, а ее детеныш…(тихо).

1)Ребенок называет детеныша, заканчивает предложения;

2)называет детеныша словом собачонок;

3)говорит одно слово.

3.Что умеет делать собака? (лаять, бегать, грызть косточку). Если собака увидит кошку, она…( залает, побежит за ней).

1)Ребенок называет 3 -4 действия;

2)называет два действия;

3)говорит одно слово.

4. Сравни собаку и щенка, найди, чем похожи и чем отличаются. Загадки «большая, лохматая – это собака или щенок?», «Маленький, пушистый – это щенок или собака?»

1)Ребенок отвечает на все вопросы;

2)выполняет только одно задание;

3)называет одно – два слова.

3.ЗКР

1.Проверка звукопроизношения. Отмечаются те звуки, которые ребенок не произносит.

1)Ребенок произносит все звуки;

2) не произносит только сложные звуки – сонорные или шипящие;

3)не произносит свистящие.

2. Выявляется сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность. Ребенку предлагается произнести потешку или скороговорку быстро, медленно, громко, тихо.

1) Ребенок произносит текст отчетливо;

2)нечетко произносит фразу, недостаточно регулирует силу голоса;

3)имеет серьезные недостатки в произнесении текст.

Примечание: полное обследование по ЗКР проводится по отдельной методике.

4.Развитие связной речи.

Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составлять описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.

1.Опиши куклу. Расскажи какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

1)Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла. Она красивая. Ее зовут Катя. С Катей можно играть;

2) рассказывает по вопросам педагога;

3)называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

2. Опиши собаку, какая она, или придумай рассказ про нее.

1) Ребенок составляет описание (рассказ);

2)перечисляет качества и действия;

3)называет два-три слова.

3. Ребенку предлагают составить рассказ на одну из предложены тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».

1)Составляет рассказ самостоятельно;

2)рассказывает с помощью взрослого;

3)отвечает на вопросы односложно.

4.Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать.

1)Ребенок пересказывает самостоятельно;

2)пересказывает с помощью взрослого;

3)говорит отдельные слова.

Протокол обследования речи детей средней группы

Словарь и грамматика.

1Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.

2К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?

3Какую посуду ты знаешь?

4Куда кладут хлеб, сахар, масло, соль?

5Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?».

6.Назови, что это? Стеклянный, прозрачный – это стакан или ваза? Металлическая, блестящая – это вилка или нож? Глиняное, расписное – это блюдо или тарелка?

Подбери слово. Одна тарелка глубокая, а другая …(мелкая); один стакан высокий, а другой …(низкий); эта чашка полная, а эта … (пустая)

У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?

II.

Картина «Собака со щенятами»

1.Кто такая собака? Какая она?

2.Как зовут детенышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щеночки ….

3.Собака лает громко, а ее детеныши

4Что умеет делать собака?

5.Сравни собаку и щенка, найди, чем они похожи и чем отличаются.

Итог:

Уровень:

Звуковая культура речи.

Скажи чистоговорку: «Са-са-са – прилетела к нам оса» быстро, медленно, громко, тихо

Итог:

Уровень:

Связная речь

1.Опиши собаку. Расскажи, какая она, или придумай про нее рассказ.

2Составь рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».

3Педагог читает сказку или рассказ и предлагает пересказать.

Итог:

Уровень:

Старшая- подготовительная группа

Ход обследования

I серия заданий (словарь и грамматика)

1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?

1) Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);

2) называет отдельные признаки, действия;

3) называет 1—2 слова.

2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?

1) Выполняет все задания, называет 1—2 слова к Прилагательному (глубокая яма,

глубокое море);

2) подбирает слова к 2—3 прилагательным;

3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

3. Что называют словом ручка?

1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери

есть ручка);

2) называет два значения этого слова;

3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).

4. Придумай предложение со словом ручка.

1) Составляет грамматически правильно предложение из трех слов;

2) называет два слова (словосочетания);

3) называет только одно слово (ручка).

5. Ручка нужна, чтобы… (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой

можно… (писать, открывать дверь).

1) Правильно заканчивает разные типы предложений;

2) называет два слова;

3) подбирает только одно слово.

6. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у

него веселое. Вернулся он домой такой… (радостный, оживленный, довольный). А если

зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а… (мчался, несся, летел)».

1) Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);

2) называет 2—3 слова;

3) подбирает только одно слово.

Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его

обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный,

печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а… (плелся,

тащился, брел)»,

1) Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);

2) называет 2—3 слова;

3) подбирает только одно слово.

7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы,

испугался бы.)

1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;

2) подбирает два слова;

3) называет только одно слово.

8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.

1) Правильно называет слова в повелительном наклонении;

2) подбирает два слова;

3) называет одно слово.

9. Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много…

(зайчат).

Аналогичные вопросы задаются цро других животных: «У лисы…, волка…, медведя,

ежа…»

1) Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;

2) называет правильно только одну форму;

3) не выполняет задание.

10. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки,

много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь — жеребенок —

жеребята — много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).

1) Ребенок называет все слова правильно;

2) называет два-три слова;

3) говорит одно слово.

11. Где живут звери? (Влесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной,

лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, ле-совичок.)

1) Называет более двух слов;

2) называет два слова;

3) повторяет заданное слово.

12. Что называют словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?

1) Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;

2) называет только одно значение этого слова;

3) повторяет слово за взрослым.

13. Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые?

1) Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);

2) правильно подбирает два слова;

3) называет одно слово.

14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна?

1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);

2) называет два действия (накалывать грибы, шить);

3) называет одно действие (шить).

15. Составь предложение со словом игла.

1) Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);

2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);

3) называет одно слово.

16. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди

шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли

так сказать? Как сказать правильно?

1) Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя

сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);

2) правильно исправляет два предложения;

3) повторяет предложения без изменения.

II серия заданий (звуковая культура речи).

1. В названии, каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка) звук ль?

(Лев, лиса, леопард.)

2. В названии каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь?

(Черепаха, курица.)

3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж и з?

(Железо.)

1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;

2) называет более двух слов;

3) называет одно слово.

4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко

— шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).

1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

2) недостаточно четко произносит;

3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.

5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует,

удивляет или ты об этом спрашиваешь.

1) Ребенок передает заданные интонации;

2) передает только вопросительную интонацию;

3) повторяет повествовательную интонацию.

6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? (Я

грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)».

1) Ребенок ритмично заканчивает фразу;

2) отвечает, нарушая ритм;

3) говорит одно слово.

III серия заданий (связная речь).

1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало,

середина, конец. Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они

нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах;

2) рассказывает, опуская начало (или конец);

3) перечисляет отдельные качества.

2. Воспитатель предлагает серию картинок (3—4), объединенных сюжетом, предлагает

ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет

связный рассказ;

2) рассказывает с помощью взрослого;

3) перечисляет нарисованное на картинках.

3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно

выбранную тему.

1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;

2) составляет рассказ с помощью взрослого;

3) не справляется с заданием.

Результаты: низкий уровень 1-балл, средний уровень 2-баллов, высокий

уровень 3баллов.

При диагностическом обследовании детей выявлено, что у дошкольников есть

проблемы со словарным запасом, недостаточный уровень развития связной речи,

несформированность навыков грамматически правильной речи. У 25% (5 человек) детей

группы речь развита на низком уровне, 75% (15 человек) воспитанников имеют средний

уровень развития речи. Высокого уровня развития речи у детей выявлено не было.

 Для наглядности поместим результаты диагностики сводную таблицу развития

детей.

Ф.И ребенка

Словарь

Грамматика

Фонетика

Связная речь

1

2

3

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

4

Критерии оценки

Источник