Уровень развития ребенка логика

Уровень развития ребенка логика thumbnail

Теория

Для формирования словесно-логического мышления мы предлагаем свою теоретическую базу по всем разделам логики, адаптированную для детей младшего школьного возраста. В текстовом формате раскрываем основные понятия, категории и органично дополняем их изображениями, видеоматериалами и примерами заданий с разбором решения.

Таким образом расширяется понятийный аппарат школьника, он учится учиться, выбирать, какие из приобретенных теоретических знаний необходимо использовать при решении конкретной задачи, и применяет их.

Мама и дочка, а также мама и папа заказали разные блюда. Как правильно распределить тарелки?

Авторы и разработчики программы LogicLike учли и такую особенность детского мышления, как нечувствительность к противоречию, из-за чего для детей характерно совершение одной и той же ошибки многократно. Чтобы помочь учащемуся избежать этого и лучше усвоить новый материал, а не просто запомнить правильный ответ, в лаборатории Logic предусмотрены комментарии с логическими рассуждениями к уже выполненным заданиям.

Мотивация и социальный аспект

Уровень развития ребенка логика

Психологи утверждают, что у детей с возраста 7-8 лет особенно ярко начинает проявляться стремление к лидерству и накоплению собственных достижений. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка становится мотив достижения успеха. Также для младших школьников характерен эгоцентризм, а постоянно обновляемые рейтинги позволяют ему сравнить свои успехи с достижениями других ребят-ровесников, объективно оценить эффективность своих занятий по логике.

Хорошо продуманная система рейтинга и наград за каждое правильно выполненное задание является мощным стимулом для школьника стремиться выполнять упражнения правильно с первой попытки, а значит, серьезно подходить к процессу обучения, размышлять и принимать решения.

Уровень развития ребенка логика

В лаборатории Logic дети воспринимают себя частью хорошей компании друзей. Всегда рядом Профессор, который похвалит или заставит задуматься, и Робот Клапан, готовый прийти на помощь дельным советом. В рейтинге ребёнок видит десятки тысяч таких же как он ребят, которые на пути к новым вершинам логики увлеченно решают одну головоломку за другой. На странице достижений родители наблюдают за прогрессом ребёнка.

Система

Более 3500 уникальных задач на развитие логического мышления LogicLike распределены по 17 тематическим разделам. Кроме востребованных в школе текстовых задач на логику, вопросов по темам «Закономерности», «Ложные и истинные высказывания», на сайте десятки других видов заданий: загадки на логическое мышление, головоломки для развития пространственного мышления, адаптированные для детского понимания задания по темам «Алгоритмы» и «Комбинаторика», математические ребусы, упражнения и игры на развитие логического мышления.

В отличие от уроков математики, на ЛогикЛайк ученик может выбрать раздел, который интересует его сегодня. Однако перейти на новый, более сложный уровень нельзя, пока не решены все задачи из предыдущего уровня. Так мы исключаем возможные пробелы знаний, обеспечиваем системность обучения.

Прохождение программы LOGIC обеспечивает формирование у детей гибкого критического мышления и развивает умение мыслить логически. А главное – учебный процесс очень нравится нашим юным любителям логики. И мальчики, и девочки с удовольствием «играют в Лоджик»: выполнение заданий воспринимается как увлекательная компьютерная игра, а не школьный урок.

Занимательные занятия онлайн — современный и эффективный подход к развитию логики у детей и взрослых.

Источник

Кристина Аветисян
Развитие логического мышления у дошкольников

Развитие логического мышления у дошкольников.

Дошкольное детство – это очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Расширяется среда деятельности ребенка – от общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. У него формируются определенные навыки, способности, умения и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность) .

В этот период интенсивно идет познавательное развитие. Малыш овладевает родным языком, он учится не только понимать речь, но и овладевает фонетикой и грамматикой родного языка.

Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени, формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать.

Малыш учится в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать ее выполнение. Происходит становление наглядных форм мышления, а также мыслительных операций. Появляются элементы логики, которые развиваются во всех видах деятельности.

Впоследствии логика будет иметь большое значение на всех этапах жизни ребенка до вступления его во взрослую жизнь.

В последнее время часто употребляется слова «логика», «логические операции» по отношению к ребенку, его мышлению.

Развитие логического мышления – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основной его деятельностью является не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

С помощью мышления мы получаем знания, поэтому так важно развивать его с детства.

Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление – это одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка. Развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко усваивать новое. Логическое мышление нужно развивать, и лучше всего делать это в игровой форме.

Основными задачами по развитию логического мышления являются:

*Формирование приемов умственных операций дошкольников

*Развитие у детей вариативного мышления, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

*развивать творческие и интеллектуальные способности через логико-математические игры, дидактические, развивающие, игры на развитие пространственного воображения.

*Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть

себя глазами окружающих.

Развитие логического мышления напрямую связано с возрастными особенностями детей.

Существуют следующие виды мышления:

-Предметно- действенное мышление;

-Наглядно-образное мышление;

-Словесно-логическое мышление.

У детей младшего дошкольного возраста основной вид мышления предметно –действенное: 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет.

При этом преобразование ситуаций в ряде случаев осуществляется на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В среднем возрасте возрастает объём памяти и начинает развиваться наглядно-образное внимание – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Основные достижения среднего возраста связаны с развитиемигровой деятельности: совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, познавательной мотивации, совершенствование восприятия.

В старшем дошкольном возрасте систематизируются представления детей, развивается словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.

Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления,

Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Суждение – истинное и ложное

– общее, частное и

единичное

– утвердительное и

отрицательное;

Понятие – житейское

– научное;

Умозаключение –

– индуктивное

– дедуктивное

– умозаключение

по аналогии.

Логическое мышлениевключает в себя ряд компонентов:

-умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей;

-целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;

-умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени;

– умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденций развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок;

-умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.

В структуру мышления входят следующие логические операции:

Сравнение – основано на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация.

Анализ – разъединение сложного объекта на составляющие его части или характеристики, с последующим их сравнением.

Синтез – позволяет мысленно воссоздать целое из заданных частей.

Обычно анализ и синтез осуществляются вместе.

Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей предмета, от несущественных.

Обобщение – мыленное объединение явлений и предметов по их общим и существенным признакам.

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.

Конкретизация – замена слова с более конкретным значением.

В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно – временные отношения, многообразие геометрических фигур. В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов.

От уровня развития логического мышления во многом зависит успешность овладения ребенком некоторыми видами учебной деятельности. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале.

В. А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк любознательности».

Учитывая положение всеобщей педагогики и психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, считаю, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие осуществить необходимое развитие мышления ребенка.

Все игры и пособия, которые предназначены для развития логического мышления дошкольника, можно условно разделить на несколько типов.

1. К первой категории относятся упражнения, способствующие формированию такой важной для логического мышления функции как память. Перед дошкольником нужно будет поставить игровую задачу, в которой ему предстоит запоминать. Давайте ему для этого ряды картинок, которые он должен будет запомнить, разбив по группам (например, транспорт, мебель, растения, одежда, посуда, животные и т. д.). С этой целью можно использовать яркие привлекательные дидактические карточки с изображениями. Хорошая тренировка памяти возможна также с применением различных кубиков,объемных букв или цифр: выкладывая перед ребенком ряды из тех или иных элементов, предлагайте ему повторить увиденную последовательность.

2. Особую категорию игр составляют логические упражнения, в которых ребенку нужно будет отыскать закономерность или найти недостающую фигуру. Чтобы выполнить такие игровые задания, ребенку нужно будет провести простой анализ путем сравнения предметов, входящих в горизонтальный или вертикальный ряд.

3. Важную роль в формировании логического мышления играет умение воссоздавать изображенные на схеме фигуры из нескольких элементов. С этой целью можно использовать различные головоломки на плоскости, состоящие из геометрических деталей. Для этого отлично подойдут известные многим мировые головоломки, такие как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Пифагр» или «Пентамино». Показывайте ребенку схематичную фигуру, составленную из треугольников, прямоугольников, квадратов и ромбов и просите его выложить точно такую же.

4. Развитьнавыки классификации ребенку помогут игры типа: «Найди лишнее». В них дошкольнику предстоит из нескольких изображений отыскать то, которое не подходит к данной группе по какому-либо критерию. Детям 3 лет можно предложить самые простые игры данного типа, постепенно наращивая их сложность. В детских магазинах сегодня не трудно найти специальные игровые наборы карточек для выполнения подобных увлекательных занятий. Полученные в ходе таких игр навыки позволят детям быстрее овладеть смысловой группировкой, с которой они столкнутся в школе.

5. Пространственное восприятие и внимание являются основой и составной частью логического мышления, поэтому важно давать дошкольнику задания и на развитие этих процессов тоже. Предлагайте детям карточки, на которых нужно отыскать различия между двумя изображениями — это поможет улучшить концентрацию внимания. Пространственно-логическое мышление развить помогут самые разнообразные объемные головоломки и конструкторы, благодаря которым ребенок сможет научиться представлять в воображении положение предмета, размещать объекты в пространстве в соответствии с созданным в голове образом. Из современных объемных головоломок очень интересны оригинальные сборные фигуры от Qiddicome, изготовленные из натурального дерева и имеющие различные уровни сложности.

Такие головоломки подойдут как для 3-летних малышей, так и для будущих первоклашек.

6. Развить аналитическое и стратегическое мышление помогут разнообразные настольные интеллектуальные игры, в которых ребенку предстоит просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Например, это могут быть любимые всеми шахматы или шашки, домино, загадки-шарады или популярные сегодня игры-квесты. Для формирования способностей проводить анализ, детям подойдет упражнение «Небылицы», в котором им предстоит отыскать на картине экстравагантного художника те детали или фрагменты, которые нарисованы неверно.

7. Словесно-логическое мышление помогут развить разнообразные игры в слова. Например, широко известные настольные забавы,которые любимы уже ни одним поколением детей: игры типа «Эрудит» или «Словодел».

Игры на логику с дошкольниками можно проводить не только на специальных занятиях сидя за столом, но и — в любое удобное для этого время, даже в путешествиях на прогулке. Большинство упражнений не требует каких-либо специальных приспособлений, например, те же игры на классификацию можно устроить, просто назвав ребенку ряд слов и предложить ему исключить то, которое не подходит к данной последовательности.

Главная особенность игр на логику, которые необходимо проводить с детьми дошкольного возраста — это их регулярность. Только систематические занятия будут способствовать развитию важных мыслительных операций, которые являются составной частью развития логического мышления: сравнения, классификации, синтеза и анализа.

Источник

Это, наверное, один из самых важных вопросов родителей.

Прежде чем мы начнем углубляться в навыки по отдельности, расскажем вам вот о чем. Очень большая и распространённая ошибка родителей, когда они пытаются самостоятельно измерить уровень развития логики, внимания и так далее у ребенка.

Тогда родитель думает:

«Раз я могу решить эту задачу, то и ребенок должен. А если он не может – значит, у него логика плохо развита».

Другое, полярное мнение:

«Ребенок еще слишком мал, он не сможет. Не надо и пытаться. Вот вырастет и сможет.»

Мы не будем вам рассказывать о конкретных тестах или задачах. Интернет ими просто кишит. Не все они действительно качественные, но они, конечно, есть.

Вы все эти упражнения можете при желании найти и структурировать занятия с ребенком, измерить его результаты. Но здесь, чем бы вы не занимались с ним – важны не какие-то точечные результаты (скорость чтения моего ребенка 130 знаков в минуту), а динамика. Причем динамика не в чем-то одном (например, скорости чтения или скорости решения примеров), а в самом широком диапазоне вещей. Именно поэтому динамику и развитие может заметить только родитель или учитель – люди, которые проводят с ребенком долгое время и находятся с ним в постоянном контакте.

И правы большинство родителей, когда говорят, что главное – это хороший учитель. Хороший – это тот, кто обращает внимание динамику развития ребенка, не гонится за скоростью или красиво написанными буквами. И тот, кто вовремя заметит, если какие-то важные функциональные навыки у ребенка хромают, обратит на это внимание, постарается исправить. Потому что в средней школе нагрузка по определению возрастает, у ребенка уже намного меньше времени и меньше скорость приобретения этих навыков.

Поговорим о каждом навыке по отдельности.

???? Память

Обратите внимание, что память бывает разных типов: визуальная, слуховая, и мышечная. А также оперативная и долговременная.

И навык памяти – это умение быстро перенести информацию из оперативной (краткосрочной) в долгосрочную память, а потом эффективно эту информацию «вынуть» из памяти в случае необходимости.

Так вот, если он у вас за 10 минут выучил стих, то это еще не показатель хорошо развитой памяти. Нужно еще этот стих через 3 дня вспомнить и перед классом рассказать.

Развить память – это не только тренировки в стиле «какой из предметов убрали» – это полезно, безусловно, но недостаточно.

Научите ребенка классифицировать получаемую информацию – это и читательские дневники, и игры самые разные. Покажите, как пользоваться мнемоническими приемами.

Например, знаете ли как легко запомнить порядок расположения планет солнечной системы?

Пример мнемотехники с запоминанием Планет

Мы в Умназии развиваем память в прикладных для детей областях, например, через техники запоминания стихов. Если вам интересно, посмотрите наш курс по развития памяти для детей 6-12 лет.

???? Логика

Наверное, самый популярный на сегодня навык. На логику задач просто не счесть. А еще что интересно, когда мамы говорят логика, то чаще всего подразумевают «математика». Конечно, логические задачи вроде ЕСЛИ, ТО… и задачи на счет – это логика. Но класс логических задач значительно шире. Математика и логика – это не синонимы.

И, например, даже систематические ошибки детей могут указывать на высокий уровень развития логики. Например, если дошкольник регулярно делает ошибки при склонении слов, но при этом у него достаточно большой словарный запас, то это индикатор того, что ребенок уже делает логические выводы.

Например, “Я НАШАЛЮ, Я ПОБЕЛЮ”, отсюда и появляется эта конструкция “Я РАЗБУДЮ и ПОБЕДЮ”.

Хорошие занятия по развитию логики – это игры, особенно игры вместе со взрослыми. В ходе игры родители очень хорошо могут наблюдать уровень развития ребенка, а ребенок на конкретных примерах может увидеть разные подходы к решению проблем.

Например, есть такая игра «Данетки» – слышали? Когда ведущий зачитывает какой-то странный факт, а игроки задают вопросы, на которые можно ответить только ДА или НЕТ. И пытаются понять, что же на самом деле произошло. Рекомендуем попробовать.

Игра “Данетки” хорошо развивает логику детей

Развитие логики в этом возрасте – это не форсировать события и постоянно давать ребенку пищу для ума и для размышлений.

Самая победа – это когда ребенок через несколько дней, или даже месяцев вдруг находит ответ на какой-то вопрос. Для развития этого навыка отлично подходит тренажер Умназии!

???? Внимание

Это умение концентрироваться, не отвлекаться от задачи. Нужно заметить, что этот навык, даже если его особо не развивать, будет развиваться сам постепенно. Просто мозг ребенка становится более зрелым, поэтому ребенок с возрастом будет в состоянии дольше удерживать внимание. Но и развивать этот навык тоже можно и нужно.

Есть множество заданий и игр на развитие этого навыка – это и поиск различий между рисунками, “тест Струпа”, поиск чисел от 1 до 100 на рисунке, способов очень много.

Другой практический метод тренировки активно используется в бизнесе – метод Помидора. Он очень простой и действенный и мы очень советуем рассказать о нем вашим детям.

Описание подхода к использованию Метода Помиодра. Сохраните себе!

  • Во взрослой версии человеку предлагается поставить конкретную задачу (например, читать книгу, делать презентацию) не отрываясь и концентрируясь в течение 25 минут, а затем дать себе отдых на 5 минут. Именно активный отдых – прекратить думать о проекте, максимально переключится. И делать большой перерыв в 15-30 минут после каждый 4 помидоров.
  • Для ребенка активная фаза будет 10-15 или даже 5 минут, но высокой концентрации, с последующим перерывом. А потом постепенно удлинять этапы интенсивной работы. Здесь важно именно убедить ребенка работать очень сосредоточенно и внимательно, фокусируясь только на одной задаче.

Такие упражнения позволяют тренировать глубину концентрации. Занимаясь по принципу Помидора вы сможете довольно объективно заметить, как постепенно удлиняются периоды осознанной глубокой концентрации у ребенка. А ребенок сможет самостоятельно убедится, что однозадачность и фокус позволяют заканчивать задачи значительно быстрее и качественнее.

Как Умназия развивает эти навыки?

Мы верим, что именно познавательные навыки являются фундаментом для успешной учебы ребенка в более старшем возрасте. Провал по любому из этих навыков в начальной школе может привести к очень и очень серьезным последствиям дальше.

Поэтому в Умназии мы предлагаем упражнения не на один какой-то навык, а на все познавательные навыки.

Занимаясь на нашей онлайн-платформе ребенок совершенствует их все и развивается гармонично. Потому что большого смысла в очень усидчивом и эрудированном ребенке, который не может применить свои знания и внимание нет!

В Умназии вы можете выбрать навык, который хотите развивать в ребенке, и выполнять разнообразные интерактивные задачи по этому навыку, которые будут одинаково увлекательны и полезны для ребенка.

Попробуйте сами в нашем тренажере навыков мышления.

Источник