Уровень развития памяти ребенка 6 7 лет

Уровень развития памяти ребенка 6 7 лет thumbnail

Как развить память у ребенка 6-7 лет?

Многих родителей волнует вопрос, как улучшить память ребёнка, чтобы он лучше запоминал учебный материал и не испытывал трудностей при поступлении в 1 класс. Давайте разберемся, как развить память у ребенка 6-7 лет.

Возрастные нормы формирования памяти в 6-7 лет

В этот промежуток времени ребёнок начинает обучение в школе. Из дошкольника он превращается в ученика. По-прежнему ведущую роль играет наглядно-образная память, но уже идёт формирование вербальной мыслительной деятельности.

Малышу всё ещё важна эмоциональная окраска для удержания в памяти нужной информации.

Развивается произвольная память, и младший школьник может запомнить информацию целенаправленно. К 6-7 годам у детей повышается навык самоконтроля. Для перехода знаний из кратковременного хранилища в долгосрочный архив памяти ребёнку требуется повторение заученных сведений.

В силу возраста детям сложно структурировать учебный материал и разбивать его на блоки. У них только начинает формироваться логическое мышление. Мальчики лучше девочек запоминают цифры, но хуже слова. Им легче даётся решение кроссвордов, построение ассоциативных связей.

Уровень развития памяти ребенка 6 7 лет

Причины плохого запоминания

Временное ухудшение запоминания информации в этот возрастной период считается нормой, потому что начало обучения в школе приводит нервную систему к сильному напряжению. Ребёнок боится не оправдать ожидания родителей, опасается насмешек со стороны одноклассников. У него появляется забывчивость и рассеянность. Проблему родители могут решить самостоятельно с помощью специальных упражнений и игр.

Слабая продуктивность запоминания иногда появляется из-за сильного переутомления или болезни. Обеспечьте малыша полноценным питанием. Включайте в его рацион грецкие орехи, шоколад, морскую рыбу, свежие овощи. Эти продукты содержат все необходимые витамины и микроэлементы, способствующие улучшению памяти. Помогает пребывание на свежем воздухе и крепкий сон. При возникновении стойких нарушений в процессе усвоения знаний следует обратиться к психологу или неврологу. Причины могут крыться в интоксикации, гипоксии или полученной черепно-мозговой травме.

Уровень развития памяти ребенка 6 7 лет

Как улучшить?

Есть несколько рекомендаций по развитию памяти семилетнего ребёнка. Ежедневно спрашивайте его впечатления о прошедшем дне. Пусть он извлекает из памяти подробности школьной жизни. Задавайте побольше уточняющих вопросов.

Такой беседой вы сможете укрепить с ним эмоциональную связь, а также поможете ему научиться запоминать информацию, формулировать свои мысли.

Предложите ребёнку найти 10 отличий на похожих картинках из детских журналов. Пусть он фокусирует внимание на мельчайших деталях. Со временем усложняйте задания. Попробуйте ограничить малыша во времени. Отведите 5 минут для поиска отличий.

Уровень развития памяти ребенка 6 7 лет

Медленно произнесите 10 слов и тут же предложите малышу повторить их. Если он перечислит хотя бы 5 из них, то кратковременная память у юного человека работает прекрасно. Воспроизведение 7-8 слов свидетельствует о хорошей долгосрочной памяти. Подобные упражнения улучшают оба вида памяти.

Научите ребёнка создавать ассоциативные ряды. Играйте с ним в ассоциации. Пусть пробует запомнить слова, не связанные между собой логически. Для этого надо создать в воображении образ. Например, слова «книга», «дельфин», «карандаш», «мотоцикл», «часы» можно запомнить с помощью создания ярких образов. Чем насыщеннее образ, тем дольше он удержится в голове: «Открываю книгу и вижу нарисованного дельфина, который неожиданно зашевелился. В этот момент у него изо рта выпал ярко-красный карандаш. Он упал на пол и начал рисовать мотоцикл, у которого вместо фары висел огромный циферблат».

Уровень развития памяти ребенка 6 7 лет

Тренировать память можно с помощью метода ассоциативных связей. Для этого надо найти 10 картинок, соответствующие любым словосочетаниям. Их раздают детям и вслух произносят названия предметов с определением: цветущая сирень, смешной мышонок, озорная девочка, вкусный обед, рычащий тигр, летний вечер, проливной дождь, строгая учительница, мужская дружба, искренняя радость. Затем картинки убирают. Дети занимаются другими делами. Через 30 минут им раздают листки с изображением ранее произнесённых понятий и предлагают их озвучить. Эта техника хорошо подходит для формирования навыка закрепления знаний.

Развить детскую память можно с помощью мнемотехники. Метод Цицерона подходит для запоминания необходимых слов. Каждое понятие прикрепляется к хорошо знакомому предмету, находящемуся в квартире или комнате ребёнка. Слуховую память тренируют чтением вслух интересных книг и стихов, пением и определением посторонних звуков, доносящихся отовсюду. Перед сном разучивайте вместе несложную фразу на иностранном языке или отрывок из стихотворения.

Уровень развития памяти ребенка 6 7 лет

Упражнения

С целью обучения удерживать информацию в голове длительное время надо у детей развивать ассоциативное мышление. Можно делать с ними тренировочные упражнения. Предложите малышу несколько не связанных между собой слов, а он пусть придумает рассказ, где задействует их. Задания на логику формируют умение устанавливать связи между явлениями. Предлагается цепь слов, среди которых нужно найти лишние предметы. Например, «тарелка», «чашка», «холодильник», «блюдце».

Можно предложить малышу графический диктант для развития слуховой памяти. Надо выбрать простой узор и продиктовать. Например, «3 клетки вверх», «2 клетки вправо», «3 клетки вниз», «2 клетки влево».

Обязательно обсудите с дошкольником, что получилось.

Уровень развития памяти ребенка 6 7 лет

Хорошо укрепляют память скороговорки, прочитанные в стихотворном ритме. Заучивание напоминавших стихи скороговорок является своеобразным тренажёром для улучшения дикции, преодоления косноязычия, выработки правильного дыхания, тренировки памяти и внимания, развития воображения и пробуждения творческих способностей.

Научить запоминать буквы можно с помощью развешанных по всей квартире табличек на различных предметах обихода. Например, на шифоньере должна красоваться надпись: «шкаф», на тумбочке – «тумбочка», на табуретке – «табурет». Гласные буквы советуют оформить красным тоном, а согласные – чёрным цветом. В течение дня заостряйте внимание малыша на табличках.

Игры

Детям 6 лет необходима внешняя мотивация для закрепления знаний, поэтому обучение предпочтительно проводить в игровой форме. Разложите на столе несколько картинок. Через несколько минут предложите ребёнку отвернуться. За это время поменяйте местами две картинки. Попросите малыша ответить на вопрос, что изменилось. Затем пусть ещё раз отвернётся на несколько секунд. Спрячьте одну из картинок. Малыш должен назвать исчезнувшее изображение.

Уровень развития памяти ребенка 6 7 лет

Эффективны групповые игры. Один из участников внимательно разглядывает товарища. Потом он должен отойти и отвернуться. Ему предлагают назвать всю цветовую гамму, имеющуюся в одежде ранее изучаемого им субъекта.

По принципу снежного кома образуют цепочки слов. Один ребёнок произносит фразу: «Клумба пестрит разноцветными георгинами». Следующий участник должен повторить это предложение и добавить ещё одно слово: «Клумба пестрит разноцветными георгинами, астрами». И так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не собьётся. Отличным результатом считается добавление не менее 20 слов.

Уровень развития памяти ребенка 6 7 лет

Заучивание стихов

Запоминание стихов приносит огромную пользу детской мыслительной деятельности, так как мозг находится в активном развитии. С 6-7 лет ребёнок способен осваивать сложные стихи. Он уже может проанализировать действия персонажей, представить себя на их месте, ответить на вопросы, связанные с содержанием произведения.

К этому возрасту формируется логическое мышление, поэтому дети могут изобразить на бумаге события сюжета. Помогите им почувствовать эмоции поэта. Глубокое яркое впечатление повышает восприятие и запоминание.

Образное оживление стихотворения способствует эффективному запоминанию рифмованных строк. Каждая строфа должна визуально превратиться в яркий образ. Все мысленно созданные картинки надо подчинить определённому ритму. Попробуем «оживить» стихотворение С. Погореловского «Снежная сказка».

Уровень развития памяти ребенка 6 7 лет

Сначала объединяем первые две строчки и создаём красочные образы. Представляем высокие сугробы, над которыми снежные вихри на человеческих ножках лихо пляшут. Дальше воображаем гигантских снегирей. В их клювах виднеются огромные судейские свистки, из которых доносится песня. Завершается стихотворение прорезающими снег коньками. Но их название «снегурки» даёт возможность дать волю фантазиям и представить Снегурочек с ножами в руках. Они разрезают ими лёд на частички, напоминающие коньки.

Не забудьте уделить внимание ритмике.

Советы психолога

Установите чёткий распорядок дня. Не забывайте о прогулках. Получение достаточного количества кислорода улучшает мозговые процессы. Полноценный сон помогает снять нервное напряжение и восстановиться. Обязательно запишите ребёнка в спортивную секцию. Физическая нагрузка развивает мыслительную деятельность, помогает удерживать в мозге большой объём информации.

Никогда не заставляйте ребёнка заниматься через силу. Такие тренировки не принесут никакой пользы. Младшие школьники быстро утомляются, поэтому нужно завершить работу над упражнениями до наступления усталости. Оптимальная длительность занятия – 20 минут.

Упражнения для развития памяти у ребенка приведены далее.

Источник

Кононенко Л.В. Рекомендации о развитии и особенностях памяти у детей 5-7 лет

Рекомендации для родителей

Воспитатель ГБДОУ №27 Центрального района города Санкт-Петербурга

Кононеко Людмила Викторовна

Рекомендации о развитии и особенностях памяти у детей 5-7 лет

У детей 5-7 лет преобладает непроизвольная память, при которой отсутствует сознательно поставленная цель. Память ребёнка этого возраста – это его интерес. Ребёнок легко и надолго запоминает то, что вызвало у него непосредственный интерес, что привлекло его своей яркостью, необычностью, то, с чем ребёнок непосредственно действовал (конструировал, перекладывал). Если предметы при этом ещё и называются, то эффективность запоминания значительно увеличивается.

Психолог П.И. Зинченко, исследовавший непроизвольное запоминание у детей 5-7 лет, установил, что продуктивность непроизвольного запоминания увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребёнку, предполагает непросто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (например, придумывание слов, установление конкретных связей и т.д.)

Но механизмы памяти детей этой возрастной группы не исчерпываются непроизвольным запоминанием. К 6-7 годам в жизни ребёнка появляется важное психологическое новообразование – дети овладевают собственно мнемической деятельностью, у них возникает непроизвольная память.

По степени развития произвольной память у детей 5-7 лет З.И. Истомина предлагает выделять три уровня:

  1. отсутствие вычленения цели запомнить или припомнить;
  2. наличие данной цели, но без применения каких-либо способов, направленных на её осуществление;
  3. наличие цели запомнить или припомнить и применение мнемических способов для осуществления этого.

Следовательно, дети этой возрастной группы уже достаточно хорошо могут выделить цель запоминания. Это происходит только в том случае, когда ребёнку создают условия, требующие от него активного запоминания и припоминания. Но одного этого недостаточно.

Запоминание детей этой возрастной группы должно быть чем-то мотивировано. Экспериментальным путём была выявлена зависимость вычисления мнемической цели от вида деятельности, которую выполняет ребёнок. Оказалось, что наиболее благоприятными условиями для формирования произвольной памяти являются игровая деятельность и выполнение ребёнком поручения взрослого.

Важным показателем развития произвольной памяти является не только умение поставить цель запоминания и припоминания, но и проконтролировать её выполнение. Психологами было установлено, что к 6 годам возможности самоконтроля в процессе запоминания значительно увеличиваются. Большая часть детей этого возраста успешно используют самоконтроль при запоминании наглядного и словесного материалов. Это очень важно в дальнейшем для успешного овладения учебной деятельностью.

В основе перехода от непроизвольного к произвольному запоминанию лежит повышение регулирующей роли второй сигнальной системы (речи) в поведении ребёнка. Дошкольник постепенно учится подчинять свои действия указаниям взрослого, в частности, его требованиям запомнить тот или иной материал получило подкрепление, приводило к достижению важного для ребёнка результата.

Количественные характеристики мнемической деятельности детей 5-7 лет достаточно высоки.

Большую роль в развитии памяти у ребёнка 5-7 лет играют слуховые и зрительные впечатления. но следует учитывать и то, что двигательные впечатления продолжают существенно влиять на формирование таких навыков, как бег, прыжки. Ребёнок учится умываться, застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. В дальнейшем работа двигательной памяти становится более сложной.

Шести-семилетний возраст очень важен для развития для развития многих двигательных способностей: именно в этом возрасте тренеры проводят отбор детей в секции гимнастики, акробатики, фигурного катания. Двигательная память детей этого возраста позволяет им освоить достаточно сложные движения, выполнять их быстро и точно, с меньшим напряжением, нежели прежде, гибко изменять освоенные движения.

Высокой степени развития достигает у детей эмоциональная память. Но ребёнок запоминает не вообще чувство, а чувство к конкретному человеку, предмету, т.е. эмоциональная память неотделима от образной, наглядной.

Чем меньше ребёнок, тем более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. Память на чувства с развитием ребёнка становится несколько другой, как и сами чувства, и причины, их вызывающие.

Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклоняется от первоначального текста, то ребёнок тотчас же его поправит, напомнит пропущенную деталь.

У детей этого возраста сильно развито механическое запоминание. Однако детям 6-7 лет доступно не только механическое запоминание, но и элементы логического. Этот вид памяти проявляется в том случае, если содержание запоминаемого материала понятно детям. Ребёнок 6-7 лет воспроизводит в среднем из 10 хорошо знакомых слов – 4-8, а из незнакомых всего 1-2 слова.

Основную роль в развитии логической памяти играет процесс обучения. В качестве примера можно привести исследование З.М. Истоминой. Своих испытуемых она обучала тому, как нужно подбирать картинки, чтобы лучше запомнить слова. Среди шестилетних детей, входящих в экспериментальную группу, результаты после обучения приёмам запоминания логических связей выросли в 1,5 раза.

Дети этого возраста могут овладеть приёмами логического запоминания: смысловым соотнесением и смысловой группировкой. Такое обучение должно проводиться в три этапа, в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина:

  • этап практического действия (дети учатся раскладывать картинки по группам);
  • этап речевого действия (после предварительного ознакомления с картинками ребёнок должен рассказать, какие из них можно отнести к той или иной группе);
  • этап умственного действия (на этом этапе распределение картинок по группам осуществляется ребёнком в уме, затем он называет группу).

Когда дети научатся в предъявленном материале определённые группы (например, животных, одежду, посуду и т.д.), относить каждую картинку к определённой группе или обобщающей картинке, подбирать отдельные элементы, тогда переходят к формированию умения применять группировку в целях запоминания.

Хотя у детей в возрасте 5-7 лет преобладает наглядно-образная память, но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться существенные признаки предметов.

Важным моментом в развитии памяти дошкольников выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются наиболее важные события в жизни ребёнка, его успеха в деятельности, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Так, ребёнок долго помнит нанесённую ему обиду, подарок ко дню рождения, те или иные события (как он вместе с дедушкой прошлым летом собирал в лесу грибы).

Подводя итог, отметим особенности развития памяти у детей дошкольного возраста:

  • преобладает непроизвольная образная память;
  • память всё больше объединяется с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
  • словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет познавательную деятельность ребёнка;
  • складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции процесса запоминания сначала со стороны взрослого, а затем и со стороны ребёнка;
  • формируются предпосылки для овладения логическими приёмами запоминания;
  • развитие памяти включается в развитие личности.

Предлагаем задания, способствующие развитию памяти у детей 5-7 лет:

«Разучи стихотворение» Для развития памяти ребёнка 5-6 лет, особенно слуховой, можно рекомендовать заучивание стихотворений русских поэтов о природе: А.С. Пушкина, А.А. Бунина, А.А.Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова. Разучивание стихотворений следует обязательно сопровождать беседой о временах года, их признаках, это будет способствовать развитию восприятия и мышления у ребёнка, умения сравнивать. Прочитайте ребёнку один раз стихотворение, затем попросите воспроизвести его. Если ребёнок сразу может повторить, то это говорит о высоком уровне памяти. Кроме того, стихи учат чувствовать слово, интонацию, понимать настроение автора, сопереживать.

Зима

***

***

Весело сияет

Чудная картина,

Месяц над селом,

Как ты мне родна:

Белый снег сверкает

Белая равнина,

Синим огоньком.

Полная луна.

И.С. Никитин

А.А. Фет

Весна

***

***

Травка зеленеет,

Снова птицы летят издалека

Солнышко блестит;

К берегам, расторгающим лед,

Ласточка с весною

Солнце тёплое ходит высоко

В сени к нам летит.

И душистого ландыша ждёт.

А.Н. Плещеев

А.А.Фет

Лето

***

***

Всё темней и кудрявей

Как мой садик свеж и зелен!

Берёзовый лес зеленеет;

Распустилась в нём сирень;

Колокольчики ландышей

От черёмухи душистой

В чаще зелёной цветут;

И от лип кудрявых тень…

На рассвете в долинах

А.Н. Плещеев

Теплом и черёмухой веет,

Соловьи до рассвета поют.

И.А. Бунин

Осень

***

***

За весной, красой природы,

Кроет уж лист золотой

Лето знойное идёт –

Влажную землю в лесу…

И туман и непогоды

Смело топчу я ногой

Осень поздняя несёт:

Вешнюю леса красу.

Людям скучно, людям горе;

С холоду щёки горят:

Птичка в дальние страны,

Любо в лесу мне бежать,

В тёплый край, за сине море,

Слушать, как сучья трещат,

Улетает до весны.

Листья ногой загребать!

А.С. Пушкин

А.Н. Майков

Обязательно спросите ребёнка то, о чём рассказывается в стихотворении. Так ребёнок лучше запомнит признаки времён года.

Рассматривая рисунки, расспросите ребёнка, как ещё можно описать времена года: зиму, весну, лето и осень, что ещё происходит в каждое время года?

Выучите с ребёнком стихотворения С. Маршака «Пожар», «Багаж», С. Михалкова «А что у вас?», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Обязательно читайте ребёнку, и пусть он постарается запомнить отрывки из произведений К. Чуковского «Айболит», «Федорино горе», «Тараканище», « Путаница».

После чтения стихотворений предложите ребёнку вопросы:

  1. О ком или о чём рассказывается?
  2. Что делает персонаж?
  3. Что происходит?

Для лучшего запоминания предложите ребёнку нарисовать то, о чём говориться в стихотворении. Затем нужно обсудить с ребёнком всё то, что он нарисовал: цвет, форму, размеры нарисованных предметов.

После этого следует разучить стихотворение.

Если потребуется менее 10 повторов, то это говорит о хорошей памяти ребёнка.

«Стихи – небылицы»

Эти стихотворения позволяют развивать не только память ребёнка, но и мышление, внимание, умение выявлять нелогичные ситуации.

Прочитав ребёнку стихотворение, сначала следует расспросить его, какие нелогичные ситуации он заметил и запомнил. А затем уже после повторных прочтений попросить повторить стихотворение.

***

***

Сел воробышек на дом –

Кисель там варят из резины,

Провалилась крыша.

Там шины делают из глины,

Под берёзкою с котом

Кирпич там жгут из молока

Пляшут польку мыши.

Творог готовят из песка.

Мухи съели паука,

Стекло там плавят из бетона.

Рыбы ловят рыбака,

Плотины строят из картона.

На телегу села лошадь,

Обложки там из чугуна,

Погоняет седока.

Там варят сталь из полотна.

А. Арсирий

А. Арсирий

***

***

В реке там рыба на бугре,

То не дождь пошёл из облака

Мычит корова в конуре,

И не град,

Собака лает на заборе,

То посыпался из облака

Поёт синичка в коридоре,

Виноград.

Играют дети на стене,

И вороны над полями

Висит картина на окне.

Вдруг запели соловьями.

Узоры инея в печурке,

И ручьи из-под земли

Горят дрова в руках девчурки.

Сладким мёдом потекли.

Нарядная там кукла в клетке,

Куры стали павами,

Ручной щегол прядёт салфетки.

Лысые – кудрявыми.

Там на столе лежат коньки,

Даже мельница – и та

К зиме готовят там очки.

Заплясала у моста.

Г. Граник

Г. Граник

Если развитию ребёнка взрослые уделяют достаточно внимания, то хорошие результаты не заставят себя долго ждать. Желаем успехов!

Список используемой литературы

  1. Ермолаев М.В., Миланович Л.Г. Метод работы психолога с детьми дошкольного возраста. М., 1996.
  2. Игры для интенсивного обучения/Под ред. В.В. Петрусинского. М.: Прометей, 1991.
  3. Психология дошкольника. Хрестоматия/Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Академия, 1998.
  4. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников. Ярославль: Академия развития, 1997.

Источник