Уровень развития эмоциональной стороны личности ребенка
Почему психоэмоциональное развитие ребенка сейчас является важной и актуальной проблемой для родителей? Причина в том, что появляется все большее количество детей, которые не умеют адекватно реагировать на чувства и состояния окружающих. Иными словами, дети страдают из-за неправильного эмоционального развития. Место сверстников заняли мобильный телефон и телевизор, а дворовую игру заменили компьютерные игры. Из-за этого внимание ребенка ухудшается, он плохо адаптируется в обществе, поскольку не может нормально с ним взаимодействовать. Часто родители сталкиваются с проблемой тревожности у малыша.
Необходимо помнить: любые негативные переживания, в том числе и у детей – это сигнал о какой-либо неудовлетворенной потребности. И если базовые нужды ребенка чаще всего удовлетворены, то его психологические потребности нередко остаются без внимания. В этой статье мы рассмотрим особенности развития эмоциональной сферы у младенцев и в раннем детстве, проявления тревожности у ребенка, явление задержки психического развития, а также способы коррекции нежелательных состояний у малыша.
<<Оглавление>>
Эмоциональное развитие младенцев
В возрасте до двух месяцев ребенок уже способен выражать эмоции. Они возникают в зависимости от ощущений малыша. Он также находит способы самоуспокоения, например, сосет большой палец. Психоэмоциональное развитие ребенка – это способность к выражению своих переживаний, а также к их контролю.
В младенческом возрасте ребенок:
- Может показывать грусть или радость – при дискомфортных ощущениях ребенок плачет, когда испытывает позитивные ощущения – гулит, агукает;
- Любит тактильный контакт, ласку;
- Может выражать свои переживания внезапной переменой настроения;
- Постепенно учится использовать мимику для того, чтобы окружающие знали о его настроении.
Для того, чтобы психоэмоциональное развитие ребенка в этом возрасте проходило без нарушений, мать должна вовремя реагировать на его сигналы, распознавать их. Например, если малыш плачет, и мать берет его на руки, то он чувствует, что его понимают. Когда мать перекладывает ребенка, если он показывает, что устал – тогда он знает, что его ощущения важны и ценны.
Установлено, что уже в возрасте 3-х месяцев поведение ребенка со взрослыми направлено на восприятие их настроения. Малыши ожидают от родителей проявления эмоций. Был проведен эксперимент, в течение которого родитель, внезапно прерывая эмоциональное общение с ребенком, должен был сделать «каменное» лицо. Младенец сначала удивлялся и пытался вернуть расположение родителя гулением, движениями. Если родитель продолжал быть безучастным, малыш показывал признаки страдания и тревоги: он отворачивался и начинал сосать палец.
Эмоциональное развитие в раннем детстве
В раннем дошкольном периоде ребенок все больше изучает разнообразные чувства и эмоции, учится их распознанию и выражению. Малыш открывает для себя новые эмоции – эмпатию и восхищение. В дальнейшем эти чувства помогают облегчить поведение ребенка со сверстниками, умение устанавливать контакт. Но родители могут столкнуться и с такими трудностями, как повышенная тревожность ребенка, страхи.
В возрасте от 1,5 до 5 лет малышу еще тяжело сдерживать свои реакции. Он может бить ногами, капризничать. Иногда такое поведение ребенка в обществе может смущать родителей, и, конечно, его не стоит поощрять. Однако нужно помнить: так малыш избавляется от накопившегося стресса и напряжения.
Мало-помалу ребенок учится контролировать свои переживания, у него формируются волевые навыки. Он понимает, что истерика и демонстрация эмоций не всегда помогают удовлетворить желания. Одной из опасностей в этом возрасте может быть чрезмерное увлечение родителей техниками раннего развития. Делая упор на развитие интеллекта, родители оставляют без внимания эмоциональную сферу ребенка. В последующем это может вылиться в отставание ребенка от школьной программы. Ведь психоэмоциональное развитие ребенка необходимо не только для выражения малышом своих переживаний. Эта сфера имеет непосредственное влияние на развитие у ребенка воли, мотивации, решительности.
В этом возрасте для ребенка важно эмоциональное общение с матерью и отцом, разговоры, объятия. Малышу также необходимы новые впечатление – цирк, театр, путешествия. Родители также могут найти полезными детские книжки. Прочитав ребенку сказку, хорошо также обсудить ее с малышом. Сочетание ласки, любви, внимания, творчества и игровой активности помогает дальнейшему полноценному развитию ребенка.
Эмоциональное развитие дошкольника
Дошкольный период непродолжителен по времени. Поэтому в это время важно заложить правильную основу личности. В том числе необходимо работать и над развитием психоэмоциональной сферы дошкольника. Рассмотрим ее главные черты.
В возрасте от 1 до 3 лет эти свойства следующие:
- Эмпатия практически отсутствует;
- Ребенок не умеет принимать решения;
- Он эгоцентричен;
- Его эмоциональные реакции имеют прямую связь с желаниями;
- Самооценка завышена;
- Для ребенка важно то, каким образом его действия оцениваются взрослыми.
От 4 до 6 лет:
- Восприятие становится более спокойным;
- Ребенок способен к адекватной оценке своих действий;
- У него возникают новые мотивы для действий;
- Он учится управлять своими эмоциональными реакциями.
В дошкольном возрасте ребенок обладает широким диапазоном эмоциональных переживаний. Они бывают связаны, прежде всего, с атмосферой дома. На психоэмоциональное развитие ребенка большое влияние оказывает расширение сферы интересов, приобретение новых умений и навыков. Дошкольник уже может ощущать не только страх или радость, но и другие оттенки переживаний: бодрость, удивление, грусть, нежность, ревность, гнев.
Важной составляющей для полноценного психического развития дошкольника является способность к эмпатии – умение правильно воспринимать эмоции и переживания других людей, сочувствовать им. Если у дошкольника сформирована эмпатия, то в дальнейшем ему легче адаптироваться в школьном окружении, поведение ребенка со сверстниками будет бесконфликтным. Поэтому родителям необходимо уделять внимание не только интеллектуальному и познавательному развитию ребенка, но и его эмоциональной сфере.
Как можно развить эмпатию у дошкольника?
- В семье должна быть теплая, наполненная пониманием, атмосфера;
- Ребенка необходимо знакомить с правилами поведения в социуме;
- Малышу необходимо пояснять, какие следствия приносит определенный вид поведения человека;
- Его необходимо учить совершать хорошие поступки;
- Ребенку нужно сопереживать, демонстрировать понимание его чувств;
- Родитель должен показывать ребенку пример своим поведением.
Тревожность у ребенка
Детская тревожность не является нарушением, она скорее представляет собой негативное состояние психики. Психоэмоциональное развитие ребенка может сопровождаться тревожностью с младенческого возраста. Проявления беспокойного состояния у младенцев – плаксивость, плохой аппетит или сон. С возрастом строение центральной нервной системы усложняется, поэтому и эмоциональные переживания ребенка становятся комплексными. Если родители вовремя не обращают внимания на детскую тревожность, впоследствии это может отразиться на адаптации в школьных условиях. В некоторых случаях постоянное беспокойство может быть признаком задержки психоэмоционального развития. Как же определить, что ребенок подвержен этому неприятному переживанию?
Тревожность – это повышенная склонность к беспокойству, опасениям. Она бывает ситуативной (возникающей как реакция на неприятные события), а также постоянной (когда ребенок беспокоится постоянно). Ситуативная тревожность может быть оправдана, однако постоянная тревожность требует вмешательства.
Признаки повышенной тревожности у ребенка:
- Настороженность;
- Подавленное настроение в течение длительного времени;
- Трудности с общением;
- Конфликтность, мрачное восприятие мира;
- Низкий уровень самооценки.
Причины возникновения тревожности:
- Неблагоприятный климат дома (ссоры родителей, крики);
- Серьезный испуг (происшествие на воде или пожар, встреча с пугающим животным);
- Большое количество времени, проведенного за просмотром ТВ. Психологи предостерегают: часто причиной детских страхов могут быть отрицательные персонажи из мультфильмов;
- Недружелюбная обстановка в детском саду, насмешки сверстников. Иногда тревожность ребенка повышается из-за поведения воспитателя, например, если он угрожает детям или наказывает их. Также малыши, которые подвергаются насмешкам одногруппников, ощущают себя беспомощными и униженными, что приводит к повышению тревожности.
- Высокие требования родителей, авторитарность;
- Тревожность может повысится у ребенка вследствие постоянного ожидания неприятностей. Ребенок ощущает, что взрослые не ждут от него ничего хорошего. Это происходит в случаях с пьянством или приступами агрессии взрослых, а иногда и просто из-за плохого настроения родителя.
Детское беспокойство: выявить и обезвредить
Для начала рассмотрим основные признаки повышенной тревожности у детей:
- В неприятной ситуации ребенок постоянно что-то крутит или теребит в руках;
- Скованность движений, повышенная напряженность;
- Плохая концентрация внимания, ребенок постоянно теряет или роняет свои вещи;
- Потливость;
- Вздрагивание при неожиданных звуках;
- Дрожание рук;
- Нарушения сна и/или аппетита;
- Жалобы на кошмары;
- Ребенок часто испытывает смущение, краснеет, или, наоборот, бледнеет;
- Плаксивость, повышение пульса, частые позывы к мочеиспусканию;
- Жалобы на головную боль или боль в животе.
Чтобы психоэмоциональное развитие ребенка не пострадало от высокого уровня тревожности, необходимо регулярно проводить корректирующие занятия по снятию этого состояния. Среди способов преодоления повышенного беспокойства у ребенка выделяют специальные коррекционные игры, методы арттерапии (например, рисование), обучение навыкам релаксации.
Одной из коррекционных игр, которая должна перерасти у ребенка в ежедневную привычку замечать хорошее каждый день, является игра «Копилка успеха». Необходимо взять банку или коробку, и вместе с ребенком украсить ее. Также заранее нужно заготовить листочки бумаги. Когда ребенок будет возвращаться со школы, он должен записывать хотя бы одно свое достижение за текущий день. Записи могут быть такими: «Хорошо выполнила задание по математике», «Сделала красивую поделку». Даже в самом плохом дне ребенок обязательно должен научиться находить что-нибудь хорошее.
Тревожное состояние часто сопровождается мышечными зажимами в области верхнего плечевого пояса, шеи, лица. Чтобы снять накопившееся напряжение, полезно научить ребенка техникам глубокого дыхания, использовать массаж. Можно использовать игру под названием «Драка». Она помогает расслабить мускулы лица и рук, наладить дыхание. Попросите ребенка вообразить следующую ситуацию: «Вы с другом не поладили. Еще чуть-чуть – и начнется драка. Сделай глубокий вдох, сожми челюсти. Зафиксируй пальцы рук, как можно сильнее сожми кулаки. А теперь попробуй затаить ненадолго дыхание. Может быть, не стоит драться? Выдохни и расслабься. Драка отменяется!».
Психоэмоциональное развитие ребенка: ЗПР
Задержка психического развития у детей (сокращенно ЗПР) является пограничной формой недостаточности интеллекта у ребенка. ЗПР не является клинической формой нарушения, а представляет собой замедление темпа развития. Проявляется в личностной незрелости, временном отставании отдельных частей психики (эмоций, волевых проявлений, моторно-сенсорных функций, памяти или внимания).
Выделяют следующие причины возникновения ЗПР:
- Нарушения развития ЦНС вследствие травм или инфекций во время беременности;
- Наследственные болезни (напр., синдром Дауна);
- Тяжелые инфекции (менингит, заражение крови);
- Ограничение социальной активности ребенка;
- Педагогическая запущенность, неблагоприятный климат в семье;
- Постоянные психологические травмы.
Признаки задержки психоэмоционального развития:
- Нарушения восприятия: ребенок не может создать целостный образ, плохо воспринимает информацию на слух;
- Нестойкость, поверхностность внимания, любые внешние стимулы могут отвлечь ребенка от занятий;
- У детей с ЗПР отмечается преобладание наглядно-образного типа памяти, мыслительная активность на низком уровне, ребенку сложно воспроизводить информацию;
- Наблюдаются также нарушения образного мышления, операции абстрактного и логического мышления ребенок в состоянии производить только с преподавателем или родителем;
- Страдает речь: наблюдаются нарушения воспроизведения звуков, может быть ограничен словарный запас, другие отклонения.
Задержка психоэмоционального развития также влияет на сферу межличностного общения ребенка. Дети с нормальными темпами развития редко предпочитают общаться с детьми, страдающими ЗПР. Часто на уроках дети с задержкой психического развития занимаются в одиночестве. Некоторые дети выбирают общение с детьми младшего возраста. ЗПР – одна из самых распространенных форм нарушений психического развития. Согласно статистике, порядка 8-10 % от общего количества младших школьников не справляются со школьной программой. Порядка половины из них страдают ЗПР.
Коррекция ЗПР
Есть большое количество способов, позволяющих скорректировать ЗПР. Одним из самых эффективных методов является педагогика Монтессори. Ее смысл заключается в том, что учителю или воспитателю отводится вспомогательная роль – он лишь наблюдает за малышом, позволяя ему полнее раскрыть свои познавательные возможности.
Свою эффективность в коррекции ЗПР также показали кубики Зайцева. Они позволяют ребенку в игровой форме научиться читать, освоить правила русского языка. С их помощью даже дети с гиперактивностью осваивают школьную программу быстрее одногодок.
Немалую роль в развитии познавательной активности ребенка также играют сенсорные ощущения. Поэтому детям с ЗПР показаны следующие виды терапии: песочная, игровая, сказкотерапия. Когда психокоррекционных мер оказывается недостаточно, одновременно с терапией деткам назначаются медикаментозные препараты.
Для профилактики ЗПР достаточно придерживаться следующих правил:
- Во время беременности и родов необходимо создать благоприятную, дружественную атмосферу;
- Следить за состоянием младенца с самого рождения;
- Вовремя лечить соматические заболевания;
- Развивать ребенка, не допускать педагогической запущенности.
Также большую роль играет физический контакт матери с ребенком – объятия, поцелуи. Общение с матерью помогает ребенку ощутить защищенность и уверенность.
Заключение
Неприятные переживания одинаковы для всех возрастов – это чувство страха, тревоги, гнева или агрессии. Они разрушают как психику ребенка и его здоровье, так и способность взаимодействовать с другими. Родители нередко делают слишком большой упор на развитие интеллекта ребенка, или же учат малыша скрывать негативные переживания обиды или страха. В результате, эти ощущения «закупориваются», и малыш начинает страдать. Для того, чтобы сделать психоэмоциональное развитие ребенка гармоничным, в первую очередь необходима родительская забота, любовь и внимание.
Источник
Развитие эмоциональной сферы детей.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Данной проблемой занимались следующие ученые:БатуринаГ.И,Веккеру Л.М,Вундт В., Выготский, Л. С. Вилюнас В. К.,ЗапорожецА.В. ИзардК.Е. ,ЛеонтьевА.Н. ,Мак-Дауголл,Неверович Я.З., Рейковский Я., Рубинштейн С.Л.,Фортунатов Г.А. ,ЯкобсонП.М.
К.Е. Изард был одним из ведущих учёных в области эмоций. Он изучает человеческие эмоции во всех аспектах. Изард старается объяснить, каким образом эмоции образуют существенную часть человеческого познания, сознания и действия. Он подвергает анализу эмпирические исследования и важнейшие теории. Изард исследует человеческие эмоции в непосредственной связи с деятельностью человека и познавательной способность.
Эмоции возникают при сложном взаимодействии субъекта и объекта, и зависят от особенностей предметов, которыми могут быть вызваны. По этому, как считаeт Г.И Батурина, эмоции, выполняют оценочную функцию познания, отражая окружающую действительность
“В процессе познания субъeкт с одной стороны отражает предметы и явления такими, каковы они есть в eстественных отношениях и связях, с другой стороны, он оценивает эти явления с точки зрeния своих установок и потребностей “
Вильгельм Вундт, основоположник интроспективной психологии, первая трактовка эмоциональных явлeний принадлeжит ему. Так же он является представителeм и сенсуалистических теорий, которыe связывают эмоции с ощущениями и проcтейшими психическими процeccами. Вундт указывает на двухкомпонентность структуры эмоциональных процeссов. Вундт на основе эмпирических данных предложил три основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоениe, направлениe-разрешeние. Это нашло отражение вего трёхмерной тeории чувствований.
По мнeнию Л. М. Веккера, эмоциональные процессы – это непосредственное отражение человека к дeйствительности. Л.М Веккер предлагает формулу эмоций (двухкомпетентную), которая содержит субъективный и когнитивный компонeнты. Когнитивный компонент – это психическое отображение объекта эмоции, осуществляeмое интеллектом; субъективный компонент – это отображeние состояния субъекта-носителя психики. Таким образом, по Л.М Веккеру “…во-первых, эмоция, как отражение отношения субъекта к объекту… Во-вторых, эмоция, как непосредственное психическое отображение отношения субъекта к объекту…”
Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Эмоция — это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» (А. В. Запорожец).
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития.
Эмоциональная сфера- одна из сфер проявления темперамента. Его проявления здесь выражаются в виде разнообразных эмоций. Предлагались различные варианты структурирования сферы эмоциональной. Один из них основан на выделении отдельных чувств как субъективных элементов сознания. Предлагались три пары элементарных чувств, составляющие независимые оси трехмерного пространства всей сферы эмоциональной:
1)удовольствие-неудовольствие;
2)возбуждение-успокоение;
3) напряжение-разрядка.
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.
Под дошкольным возрастом мы понимаем благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.
Под эмоциональным развитием дошкольников мы понимаем целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
К психолого-педагогическим средствам эмоционального развития дошкольников относятся: развивающая среда, музыка, детское художественное творчество, художественная литература, а также игровая деятельность.
Эмоциональная сфера человека в процессе развития переживает несколько стадий. Начиная от младенчества, до взрослого состояния эмоциональная сфера постоянно. Но те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Опосредованно, через отношение к другим людям у человека устанавливается отношение к самому себе. Для всего психического здоровья человека главной целью является его правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства и на протяжении всей жизни. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания. Необходимо использовать специально организуемые разные виды детской деятельности. Создание в этой деятельности условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а также включение ребенка в разнообразные жизненные ситуации, значимые и неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и формировался новый эмоциональный опыт ребенка, – все это может обеспечить существенный воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Таким образом, педагогам необходимо проводить целенаправленную и последовательную работу по развитию эмоциональной сферы дошкольников. Активировать эмоции детей через разные виды деятельности, отдавая предпочтение игре. Подбирать подходящие методы и приёмы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности эмоционального развития детей.
Можно сделать вывод, что эмоции это корень всего нашего жизненного состояния, общения, развития и существования в этом мире, так как мы реагируем на мир через свои эмоции.
Литература:
- Батурина Г.И. Эмоции и чувства как спeцифическая форма отражения действительности
- Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов)
- Головин С. Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г
- Калинина Р. Р. программа развития личности дошкольника «В гостях у Золушки»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г.
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник