Уровень развития функций ребенка сложился
Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №1413
Семинар
на тему:
«Особенности развития высших психических функций
у детей 3-7 лет»
Составила :Учитель-дефектолог
Ярковенко Галина Юрьевна
- 3-4 ГОДА (младшая группа)
Развитие психических процессов
Годы дошкольного детства – это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность – игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой.
Восприятие. Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию, хотя и продолжит развиваться. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения, речи. Восприятие младшего дошкольника 3-4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.
Внимание. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7-8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка, желание немедленно получить понравившийся предмет, ответить, сделать что-то.
Память. Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой вербальной памяти два объекта, к концу года – до четырех объектов [там же].
Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.
Мышление. В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта.
Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).
На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований. Однако отношение общего к частному и частного к общему понимается ребенком своеобразно. Так, например, слова посуда, овощи являются для него лишь собирательными названиями для групп предметов, а не отвлеченными понятиями, как это бывает при более развитом мышлении.
Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться [там же].
У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. Малыши еще не умеют направлять свое воображение. У детей 3-4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности.
- 4-5 лет (средняя группа)
Развитие психических процессов
Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.
Восприятие. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной, предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие.
Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка 4-5 лет просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он будет в состоянии произвольно в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.
Память. В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Решив что-то запомнить, ребенок теперь может использовать для этого и некоторые действия, например повторение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания.
Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.).
Очень важно, чтобы ребенок с помощью взрослого осмысливал то, что заучивает. Осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить. Бессмысленные элементы легко запоминаются лишь в том случае, если материал привлекает детей своей ритмикой, или, как считалки, вплетаясь в игру, становится необходимым для ее осуществления.
Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил. Так, пересказывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Мышление. Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых и спросить: «Каких кружков больше – черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых. Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания.
Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4-5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и главная задача педагога – формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека – это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.
Воображение. Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
- 5-6 лет (старшая группа)
Развитие психических процессов
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов.
Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемое. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5-6 объектов, к концу года – 6-7.
Память. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5-6 слов.
Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений).
Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Ж. Пиаже показал, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.
Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.
- 6-7 лет (подготовительная группа)
Развитие психических процессов
Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания – 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Память. К концу дошкольного периода (6-7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти – наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.
Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.
Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6-8 последовательных картинок.
Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения – вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период – сензитивный для развития фантазии.
Источник
Развитие и воспитание дошкольника – это целостный и непрерывный процесс, который нуждается в постоянном внимании со стороны педагогов и родителей. Понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, постижении собственного внутреннего мира, возможно при квалифицированном подходе к изучению достижений ребенка.
Проблема методологического обеспечения процесса оптимизации образовательной деятельности в ДОУ и управление им является в настоящее время очень актуальной.
Одним из важных организационных условий оптимизации процесса управления развитием образовательного комплекса ДОУ является создание и поддержка в нем самоорганизационных сил. Этому способствует адекватность оценки коллективом собственной деятельности и своевременность ее коррекции в нужном направлении.
В психологии и педагогике накоплен значительный опыт исследования механизмов психического и физического развития растущего человека. Поэтому важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике, позволяющей педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою педагогическую деятельность.
Каждый педагог должен иметь полное представление о характере своей деятельности, чтобы обеспечить управляемое позитивное развитие ребенка. Решение этих проблем тесно связано с отслеживанием результатов образовательной деятельности. Эта задача может быть успешно решена при осуществлении психолого-педагогического мониторинга. Ценность его заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы ребенка, а в выявлении причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть направлены усилия всех педагогов, работающих с ребенком. Результаты диагностики – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов каждого ребенка.
Таким образом, суть мониторинга – систематическое отслеживание результатов деятельности педагога, уровня развития ребенка, его коррекция.
Исследователями понятие психолого-педагогического мониторинга трактуется по-разному: как инновация, как диалог проекта с текущими процессами, как бор и обобщение информации, как метод оптимизирующего деятельность контроля.
Психолого-педагогический мониторинг – это сложный процесс, включающий в себя систему взаимосвязанных специфических видов деятельности, носителями которых являются разные участники, выполняющие различные функции, необходимые для оперативного отслеживания результатов педагогических воздействий и среды дошкольного учреждения на здоровье, физическое и психическое развитие ребенка.
В современной социокультурной ситуации все большее значение приобретает ценность развития личности. Развитие личности ребенка (становление его инициативности, самостоятельности, ответственности) требует проектирование особой системы образования. Прежде всего, этот тезис имеет смысл применительно к дошкольному образованию, закладывающему базис личностной культуры ребенка, который будет в дальнейшем определять траекторию развития его личности.
Основными задачами мониторинга, как механизма комплексным управлением качеством образования становится:
- создание единой системы и пакета методик диагностики качества образования;
- выявление данных, обеспечивающих анализ состояния образования в ДОУ;
- получение вторичных сравнительных данных о динамике развития;
- организация, сбор, хранение, обработка информации о динамике качества образования в ДОУ.
Говоря о мониторинге уровня развития ребенка и определение его зоны ближайшего развития, можно выделить несколько этапов:
1 этап – организационный
- Определение цели мониторинга (что я буду делать, зачем).
- Подбор инструментария мониторинга (с помощью чего я буду обследовать ту или иную функцию).
- Определение метода мониторинга (как я буду это делать).
2 этап – обследовательский
- Проведение диагностики
- Заполнение индивидуальных карт развития ребенка, протоколов обследования.
3 этап – контролирующий
- контроль результатов (что было сделано из запланированного, что осталось невыполненным)
- контроль процесса (имели ли место отклонения от нормы деятельности, удачно ли подобраны средства, правильно ли определены временные параметры).
4 этап – анализ результатов мониторинга с определением зоны ближайшего развития каждого ребенка, постановка проблемы.
5 этап – планирование деятельности по разделам программы с учетом зоны ближайшего развития каждого ребенка.
Таким образом, психолого-педагогический мониторинг включает критику, проблематизацию, конструирование, анализ, диагностику, нормирование и программирование.
Определяя индивидуальную траекторию развития ребенка, очень важно обратиться к такому понятию. Как зона ближайшего развития ребенка.
В последнее время можно отметить повышенный интерес к этому понятию и рост числа экспериментальных исследований, посвященных и конкретизации и дальнейшей разработке этого понятия в рамках культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.
Можно выделить два основных направления, в рамках которых ведутся исследования «зоны ближайшего развития» ребенка. Первое связано с изучением «формы» существования «зоны ближайшего развития». Данная традиция основывается на понимании общения как движущей силы развития, на представлении Л.С.Выготского процесса развития, как сотрудничества «умеющего» взрослого и «неумеющего» ребенка. Собственно, разница между тем, что ребенок умеет сам и в сотрудничестве, и есть показатель «зоны ближайшего развития». В рамках данной линии исследования, были сделаны важнейшие выводы, касающиеся организации «развивающего общения» ребенка со взрослым и более умным сверстником («психологически взрослым»).
Психика ребенка развивается при активном освоении внешнего мира в разных видах деятельности. Руководство деятельностью ребенка со стороны взрослого осуществляется в специально организованных способах передачи общественно исторического опыта – воспитания и обучения. Овладение ребенком средствами осуществления деятельности определяет процесс психического развития ребенка, его индивидуальность. Рассматривая проблему соотношения обучения и воспитания, Л.С.Выготский подчеркивал их ведущую роль в развитии ребенка. Он отмечал, что обучение всегда должно идти впереди развития.
Мы должны определить два уровня развития ребенка, без знания которых не сумеем найти верное отношение между ходом детского развития и возможностями его обучения в каждом конкретном случае
Л.С.выготский выделил два уровня развития детей:
- Уровень актуального развития. Это те наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день. Это то, чего ребенок уже достиг.
- Зона ближайшего развития. Это то, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества со взрослыми, с его помощью. Т.е., это разница между тем, что ребенок умеет делать сам, и что при помощи взрослого. Педагог может видеть завтрашний день развития ребенка, его ближайшие возможности: то, что вчера делал ребенок с помощью взрослого, а завтра сможет сделать сам.
. Уровень актуального развития – тот уровень развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся циклов развития. При определении умственного возраста с помощью тестов мы почти всегда имеем дело с уровнем актуального развития ребенка. Но простой опыт показывает, что уровень актуального развития не определяет с достаточной полнотой состояние детского развития на сегодняшний день. Например, мы исследовали двух детей и определили умственный возраст в 7 лет. Это значит, что оба ребенка решают задачи, доступные семилеткам. Однако, при дальнейшей работе, между двумя детьми возникают различия: один из них с помощью наводящих вопросов, примеров, показа легко решает тесты, отстоящие от его уровня на 2 года; другой решает только те тесты, которые простираются на полгода вперед. Здесь мы непосредственно сталкиваемся с центральным понятием. необходимым для определения зоны ближайшего развития ребенка – проблема подражания.
Считалось, что для уровня умственного развития ребенка являлась показательной его самостоятельная деятельность, но никак не подражание. При оценке умственного развития только те решения принимаются во внимание, которые ребенок совершил самостоятельно, без помощи других, без показа, без наводящих вопросов.
Однако, это положение, как показывает исследование, несостоятельно. Существенное отличие подражания ребенка от животных заключается в том, что он может подражать действиям, которые выходят далеко за пределы его собственных возможностей. Ребенок в состоянии с помощью подражания в коллективной деятельности, под руководством взрослого сделать гораздо больше, с пониманием, самостоятельно. Таким образом, то, что ребенок может сделать с помощью взрослого, указывает нам на его зону ближайшего развития. Следовательно, с помощью тестов мы можем учесть не только законченный на сегодняшний день процесс развития, уже законченные его циклы, но и находящиеся сейчас в состоянии становления, созревания, развития.
То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно. Зона ближайшего развития поможет нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития. Двое детей в нашем примере показывают одинаковый умственный возраст с точки зрения уже завершенных циклов развития, но динамика их развития совершенно разная.
Особо важным является также положение о том, что процессы развития не совпадают с процессами обучения, что первые идут за вторыми, создающими зоны ближайшего развития.
Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития на завтрашний день. Зона ближайшего развития вооружает педагога возможностью понимать внутренний ход, сам процесс развития. Она позволяет предсказывать, что будет в развитии завтра.
Зона ближайшего развития – понятие, объясняющее связь обучения и психического развития ребенка и зависимость от ведущей роли взрослого.
В педагогике есть принцип – подход каждому ребенку как к единственному и неповторимому, как к зарождающейся индивидуальности. В основе этого принципа лежат важные психологические закономерности: постепенность, неравномерность психического развития, индивидуальный темп развития. Поэтому нельзя зацикливаться на сегодняшней неудаче, слабости ребенка. Ему необходимо дать шанс, возможность осуществления самого себя. Почему мы нередко не даем этого шанса ребенку? Чаще потому, что мы знаем уровень развития той или иной психической функции, свойства, качества ребенка, но соотнести с возрастом ребенка, его индивидуальными особенностями и индивидуальным темпом развития затрудняемся.
Известно, что зону ближайшего развития ребенку задает взрослый, и это касается не только развития отдельных функций, психических качеств, но и личности в целом. Л.С.Выготский подчеркивал, что сотрудничество взрослого с ребенком – один из центральных факторов детского культурного развития.
Сотрудничество в учебной деятельности создает зону ближайшего развития познавательных способностей ребенка. Общение взрослого с ребенком – это тоже сотрудничество, но оно, прежде всего, ответственно за создание зоны ближайшего развития личностных характеристик.
Определению зоны ближайшего развития способствует применение специального методического аппарата, состоящего из методик определения уровня актуального развития и собственно методик по определению зоны ближайшего развития.
Ребенок один, а взаимодействуют с ним многие взрослые. В сотрудничестве и взаимодействии со взрослыми развитие ребенка и происходит. Взрослый на основе ведущей для того или иного возраста деятельности создает для ребенка зону ближайшего развития.
Для ребенка – дошкольника главное – мама (либо человек, ее заменяющий). «Я делаю так, потому что так мама сказала». Педагогам следует учитывать это в общении и взаимодействии с ребенком.
Обучаемость, как общую способность к усвоению знаний и способов деятельности выделяют в качестве важнейшего условия успешности обучения ребенка в школе. В основе понятия «обучаемость» лежит положение Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, которая определяет его возможности в сотрудничестве со взрослыми усваивать знания.
Для оценки обучаемости ребенку предлагают заведомо трудное задание для того, чтобы возникла необходимость в оказании обучающей помощи. Детям с высоким уровнем обучаемости достаточно одного объяснения или небольшой подсказки, чтобы выполнить задание правильно. Детям с низким уровнем обучаемости приходится объяснять несколько раз, и, тем не менее, они могут выполнить задание неправильно.
В ходе обследования учитывается не только «количество» оказываемой ребенком помощи при решении мыслительных задач, но и ее «качество», так как затруднения в обучении могут быть связаны не только с недостатками умственного развития, но и эмоционально-волевыми особенностями ребенка.
Психолог Костикова М.Н. предложила различать пять видов помощи, которые могут быть оказаны ребенку в процессе решения мыслительных задач:
- Стимулирующая (активизация собственных сил ребенка: «Подумай», «посмотри внимательно»).
- Эмоционально-регулирующая (положительная и отрицательная оценка деятельности «Молодец», «Очень хорошо», «Ты не подумал»).
- Направляющая (постановка цели, повторение инструкции «Вспомни, что нужно сделать…»).
- Организующая (организация мыслительной деятельности и контроль действий ребенка «Чем отличается?», «Как назвать одним словом?»)
- Обучающая (объяснение способа выполнения задания).
Обучаемость – сложное интегральное психическое качество, которое развивается прежде всего в процессе общения ребенка со взрослым в ситуациях стихийного или организованного обучения и во многом определяется индивидуальными особенностями интеллектуального и личностного развития ребенка.
Зона ближайшего развития способностей и личности для каждого ребенка индивидуальна. Это осложняет деятельность педагогов, которые работают по стандартным программам. Каждая из программ, даже самая инновационная, ориентируется на некую общую зону ближайшего развития ребенка определенного возраста. И не всякий ребенок в нее попадает: одни еще не готовы туда войти, другим так уже скучно. Следовательно, всякий раз на каждом уровне ребенок попадает или не попадает в результаты сотрудничества с педагогом в свою зону ближайшего развития. От этого зависят и результаты обучения, и самочувствие ребенка, и межличностные отношения.
«Педагог в процессе обучения создает ряд зародышей, т.е. вызывает в жизни процессы развития, которые должны проделать свой цикл, для того, чтобы принести плоды. Привить ребенку в прямом смысле слова, минуя процессы развития, какие-нибудь новые мысли нельзя, можно только приучить его к внешней деятельности. Для того, чтобы создать зону ближайшего развития, т.е. породить ряд процессов внутреннего развития, нужно правильно построенные процессы обучения»,- отмечал Л.С.Выготский.
Источник