Уровень развития детей в доме ребенка

Особенности детей проживающих в детских домах и домах ребёнка.
Дети, воспитывающиеся в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки детства, характеризуются резко выраженной дезадаптацией, которая усиливается такими психотравмирующими факторами, как изъятие ребенка из семьи и помещение его в разного рода учреждения (больница, приемник-распределитель, приют временного пребывания, санаторий и т.д.).
Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.
Психолог, воспитатель, социальный педагог, работающий с детьми в таких учреждениях, должен отдавать себе отчет в том, что все это – лишь часть общей картины, ее внешнее проявление. Другая часть, намного большая, – это внутренний мир ребенка, который трудно поддается диагнозу, коррекции, но очень сильно влияет на дальнейшую его жизнь, психическое развитие и становление личности.
В настоящее время приходится с сожалением констатировать, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей,
отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен.
Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.
Все дети из детских домов обнаруживают задержку психомоторного и речевого развития, выраженную в разной степени (легкая, средней тяжести и тяжелая), отклонения в состоянии эмоционально-волевой сферы и поведения. Задержка речи имеет место в 95% случаев. Уровень познавательной деятельности и способы выполнения действий у всех детей ниже возрастной нормы, некоторые из них не различают цвет и форму, не переносят усвоенные знания на другие виды деятельности. (Дубровина И.В., Рузская А.Г., 1990 г.)
Отставание в познавательном развитии у воспитанников детских домов – это характерное явление. Частично оно может быть преодолено в рамках учебного процесса, в то время как собственно психологическая коррекция должна быть направлена в первую очередь на формирование познавательной и творческой активности, абстрактно-образного мышления, произвольной саморегуляции; однако эти дети обучаемы, что говорит о правомерности благоприятного прогноза.
В области внимания наблюдается отставание, прежде всего, в плане произвольной его функции. Дети легко отвлекаемы, сосредоточение возникает на уровне спонтанной мотивации, что в целом выступает как проявление несформированности произвольной саморегуляции. Характерны также нарушения устойчивости внимания, быстрая утомляемость, что может быть связано и с общей психастенизированностью, и с органической патологией у ряда детей.
В области речевого развития наблюдается обычное косноязычие, особенно заметное у младших дошкольников, имеет место запаздывание в области синтаксиса и содержания высказывания. Еще одной областью, в которой проявляется отставание речевого развития, является социальная. Дети комментируют конкретные бытовые события, но не всегда могут сформулировать свои мысли по поводу будущего.
Общая характеристика эмоционального статуса следующая: высокая тревожность и в большинстве случаев агрессивные тенденции, явные или вытесненные (по данным проектных методик), одиночество, агрессии, страхи сказочных персонажей (причем, по содержанию страхов можно судить о тенденциях к отставанию в развитии).
Для большинства воспитанников учреждений, подобных нашему характерны следующие специфические особенности:
* неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
* нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;
* низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;
* слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
* потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;
* неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
* несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;
* несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);
* низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;
* склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты. (Нечаева А.М., 1994 г.)
Почему же так происходит?
Психическая жизнь ребёнка начинается задолго до рождения. Она отличается от жизни взрослого. У ребёнка постепенно формируются структуры мозга, которые также постепенно достигают зрелости и учатся анализировать поток сигналов, который непрерывно воздействует изнутри организма и снаружи.
Всем своим телом,(а не ушами, как это делает взрослый), в утробе матери малыш ощущает уже на 3-4 месяце биение сердца матери, шум лёгких, которые вздымаются примерно 18 раз в минуту. Именно поэтому после рождения ребёнок с таким удовольствием лежит на животе матери и легко успокаивается, каждый раз когда его берут на руки и прижимают к груди. К 9 неделям эмбрион может шевелиться. Он делает более 50 движений в час, т.е. фактически каждую минуту можно отметить то или иное движение. К концу третьего месяца внутриутробного развития плод зевает и глотает, чувствует запах и прикосновения. Рано формируется вкус. Внутреннее ухо формируется в 8 недель, наружное ухо и слуховой анализатор развиваются к 5 месяцам.
Слышать звуки вне тела матери ребёнок начинает после 7 месяцев. Звук, проходя через оболочки и амниотическую жидкость, меняется. Тем не менее, уже в конце пребывания в утробе матери ребёнок становится полноценным участником всех коллизий, которые происходят в семье его родителей. Кроме звука на него воздействует изменение состава крови, зависящее от переживаемых ею эмоций. Сначала ребёнок узнает мать изнутри, реагируя вместе с ней на все неприятные моменты её жизни, участвуя в её тревогах и переживаниях. Это не значит, что малыш понимает или сочувствует, он лишь их пассивный участник, поскольку частота его сердцебиения напрямую связана с химическим составом крови матери, который меняется, когда ей спокойно, хорошо или плохо.
Развитие мозга ребёнка имеет определённые особенности, обусловленные эволюционным происхождением человека как вида. Дело в том, что при рождении его многие структуры слишком незрелы.(женщина не может родить физически сформированную голову, со сзрелым мозгом)поэтому ещё долго после рождения продолжается процесс развития мозга. Биологическая, глубинная суть работы мозга состоит в том, что бы нейроны в период времени, который предопределён генетически начали обучаться перерабатывать свойственную им информацию. Все особенности раннего состояния мозга можно представить в виде следующих принципов:
Первый принцип гласит, что максимальная гибкость присуща мозгу на самых ранних этапах его развития.
Согласно второму принципу, степень гибкости нервной системы, зависит от участка головного мозга.(тот что развивается позже, более гибкий, лобные доли-речь).
Третий принцип состоит в том, что организм не может нормально развиваться, если не испытывает внешнего воздействия. Ж. Пиаже называет интеллект ребёнка сенсомоторным, т.е. его развитие опосредуется сенсорным стимулами из среды и возможностью движения, поэтому сейчас практикуют свободное пеленание. Нейроны соответствующих областей для формирования связей друг с другом должны активироваться.это происходит либо под воздействием сенсорных стимулов, либо благодаря стимулам от мышц ребёнка. В том случае, когда отсутствует необходимая информация нейроны гибнут, как неэффективные. Следовательно, пребывание ребёнка в обогащённой среде, то есть там, где есть разнообразная стимуляция, обеспечивающая необходимую активность мозга, создаст необходимые условия для его полноценного развития.
Пятый принцип состоит в том, что ранние травмы отделов коры, отвечающих за сложное поведение, могут быть незаметны вначале, и проявятся лишь тогда, когда будет формироваться соответствующая функция.
Шестой принцип гласит о наличии критических периодов в процессе развития мозга. В критический период(генетически предопределённый момент формирования той или иной ф-ции) клетки мозга обучаются обрабатывать информацию. К которой они генетически преформированы. Это означает, что нейроны под воздействием внешних специфических для них стимулов интенсивно образуют множественные связи друг с другом. Мозг ребёнка при рождении содержит около 10 в 14 степени нейронов. Нейроны не делятся, но могут погибать, если не создадут нужное кол-во связей. Когда ребёнок бодрствует, он нуждается в насыщенной среде – такой среде, в которой есть необходимые стимулы, позволяющие нейронам создать связи. Следовательно, интеллект ребёнка зависит не только от того, как будет обучаться ребёнок в 10 лет, но от того, сколько нейронов сохранится в мозге к этому времени. А потому общение близкого человека с ребёнком в первый год жизни в дальнейшем скажется на его интеллекте. Общение должно включать в себя возможность физической активности.
Формирование эмоциональной сферы происходит в первые 5 лет жизни. Ребёнок обучается, подражая родителям, зеркально повторяя их мимику. Новорождённые способны исследовать эмоции, переживаемые родителями до того, как точно повторят их. Развитие эмоциональной сферы требует непосредственного общения ребёнка со взрослыми. А милосердие, сочувствие, эмпатия – результат обучения в критический период онтогенеза.
Затем, ребёнок, всматриваясь во взрослого, как в зеркало, познает себя. Именно поэтому во внутренней рабочей модели представление о себе является дополнительным от представления о фигуре первичной привязанности. Следовательно, если нет фигуры первичной привязанности и отсутствует идентичность с ней, ослабевают кризисные ситуации развития и идёт более медленное и упрощённое формирование личности. Именно поэтому лучшее поведение родителей – предсказуемое поведение, позволяющее ребёнку прогнозировать и описывать мир как имеющий законы, которые подаются его осмыслению. Это не значит, что ребёнок осознать это. Всё это происходит на неосознанном уровне, но позволяет ребёнку воспринимать мир либо как безопасный, предсказуемый, либо как непредсказуемый, а потому полный опасностей. Следствием этого будет недоразвитие исследовательского поведения у такого ребёнка, у которого не сформирована безопасная среда.
Формирование личности ребёнка происходит с первых мгновений жизни. Мать может обучить справляться с разными ситуациями, находясь с ним рядом и показывая, как решаются проблемы. (а в нашей работе встречаются дети и из «Дома малютки» и холодные матери-агрессивная среда).
Что происходит с ребёнком, который сразу же после рождения оказывается в равнодушной или враждебной к нему среде, поскольку единственное существо, которому он должен быть нужен отказывается или отворачивается от него?
Мозг требует постоянной работы. У новорожденного, к которому подходят лишь изредко, а сам он не может двигаться настолько, чтобы менять поток информации, нехватка стимуляции, возможно, приводит к массовой гибели нейронов, которые не смогли образовать связи. Тем не менее, мозг также пытается создать условия для получения стимуляции, ребёнок совершает стереотипные движения(поскольку не обучен другим), может в старшем дошкольном возрасте заниматься онанизмом, проявлять агрессию и самоагрессию, сам научился, а мозг готов на любые стимулы, лишь бы они меняли поток информации.
Взрослые, обобщая и анализируя информацию, пользуются понятиями. Понятия описывают отдельные стороны, позволяя размышлять об объектах мира. У детей нет понятий , т.к. пока нет слов, но они мыслят и изучают объекты. Чтобы понять, как ребёнок мыслит, пиаже ввел понятие «Схема»-перцептивная (воспринимающая) схема у ребёнка-это набор сенсорных и моторных ощущений, относящихся к объекту одного класса.
Например, мать даёт утром ребёнку яблоко в виде фруктового пюре и говорит :
«Яблоко». Затем она достаёт ему натуральное большое красное яблоко, произнося то же слово, а позднее показывает на картинке круглый зелёный объект и говорит «Это яблоко». Все три испытанных ребёнком ребёнком порции ощущений крайне различны. Кашица жёлтого сладкого яблочного пюре не похожа на кислое красное натуральное яблоко пахнущее соответствующим образом и обдающего ладонь прохладой, и всё это совсем не напоминает плоскую зелёную окружность без запаха и вкуса и тактильных ощущений. Таким образом, каждый из этих объектов формирует свой комплекс ощущений (зрительных, вкусовых, двигательных, тактильных и запаха).
Понятие у взрослых является обобщённым представлением, облечённым в словесную форму. Ребёнок ещё не знает слов, поэтому у него нет понятий. Но, принимая от взрослого конкретное яблоко, он формирует его сенсомоторный эквивалент: комплекс ощущений из полости рта (вкус), глаз, рук. Результаты восприятия всех яблок встраиваются в эту схему, поэтому при виде нового яблока ребёнок, не умея называть его, воссоздаст комплекс возможных ощущений, обнаруживая в поведении знание о нём. ,Подобные сенсомоторные схемы создаются для всех объектов, с которыми встречается ребёнок. Взрослея, он просто связывает эти схемы с соответствующими словами. Депривированный ребёнок не имеет таких схем, более того н умет создавать подобных схем, т.к. есть критический период для обучения формированию подобных схем. За его пределами их формирование существенно замедляется. Таким детям нужно помогать выстраивать перцептивные схемы, предлагая, несмотря на их уже большой возраст, каждый предмет понюхать, пощупать, полизать, и т.д.
Особенностью формирования привязанности, явл. формирование внутренней рабочей модели, в центре которой находится представление о себе-модель психического. Модель психического- это способность понимать, как и почему действуют другие люди, которая базируется на основе рабочей модели. Более того, её формирование требует общения с различными людьми, прежде всего со взрослыми, которые могли бы давать ребёнку качественную обратную связь, сообщая о собственных чувствах и собственном видении ситуации. Ребёнок из дет.дома или живущий в семье, где родители пренебрегают им, имеет существенно более ограниченный опыт для формирования модели психического, а потому будет отставать в понимании причин поступков других людей.
А как же дело обстоит с эмоциями? Известно, что эмоции у человека врождённы. Однако врождённы не все эмоции, а так называемые базовые. Это преимущественно негативные эмоции-те, от наличия которых зависит выживание организма: страх, гнев, плач, отвращение и печаль. Положительные эмоции, особенно тонкие переливы нежных переживаний, воспитываются во взаимодействии со взрослыми в семье. Именно взрослые обращают внимание на то, как чувствует себя тот или иной член семьи как и что чувствуют они сами. Комментируя эмоциональную сторону ситуации, они помогают ребёнку связать состояние с конкретным словом. У ребёнка у которого нет совместного со взрослым проживания, нет такого членения эмоций. Именно поэтому у большинства детей проживающих не в семьях эмоции грубы и относятся преимущественно к негативной сфере. При ограниченном опыте переживания эти эмоции могут быть крайне интенсивными и менее подверженными сознательному контролю. (Они не не благодарные, они не умеют благодарит, их этому не научили)
Для детей, находящихся в ситуации депривации, характерна слабая выраженность значимости дружеских связей, отсутствие постоянных диад и триад, носящих в основном ситуативный характер. У воспитанников закрытых детских учреждений отношение к взрослым определяется практической полезностью последнего в жизни ребенка. В жизни этих детей имеет место не личное, а функционально-ролевое общение, выбор партнера по общению осуществляется на предметно-содержательной основе. (Прихожан А.М., Толстых Н.Н, 1990 г.)
Ограниченный круг контактов препятствует формированию продуктивных навыков общения со сверстниками и взрослыми и затрудняет формирование адекватной картины мира, что, в свою очередь, оказывается существенным препятствием на пути их адаптации и интеграции в более широком социуме.
Поэтому в работе с таким контингентом детей как можно чаще использовать арт-терапевтические методы, которые помогут вылиться эмоциям на лист бумаги или в игре, тогда у специалиста будет возможность обучить самоконтролю на своём примере, занятия всегда заканчивать рефлексией и выражать свои мысли и чувства по окончании занятия, чтоб воспитанник мог зеркалить взрослого и конечно же организовывать поездки и экскурсии. И если специалисту не нравится, то чем он занимается и кем работает, дети это очень быстро считают и никакого положительного воспитательного процесса не построится!
Спасибо за внимание!
Подготовил: педагог-психолог Исаева Иса-Заде К.Ю.
Источник
Инна Иванова
Особенности психо-речевого развития детей — воспитанников дома ребенка
Особенности психо-речевого развития детей – воспитанников дома ребенка.
Дом ребенка является особым учреждением, где воспитываются дети первых трех лет жизни, временно или навсегда оставшиеся без попечения родителей.
Актуальной проблемой деятельности современных домов ребенка является построение адекватного процесса медицинской, педагогической и социальной реабилитации, решаются задачи развития физиологических, возрастных, двигательных, речевых, интеллектуальных функций детей грудного, раннего и дошкольного возраста.
Дети, попадающие в дома ребенка,часто имеют отягощенную наследственность: алкоголизм и наркомания, врожденная психическая и неврологическая патология у родителей. И часто у таких матерей нежеланная беременность приводит к искажениям жизненно важного взаимодействия между матерью и ребенком во время внутриутробного развития, к нарушению сенсорных связей между ними. Сонастройка матери и малыша – это особый дар Природы. Созвучие возникает на уровне физиологии, эмоционального контакта, интуитивного понимания того, что происходит сейчас с самым любимым и значимым человеком. Такая особая связь есть между мамой и малышом дана нам природой для того непростого периода, когда ребенок еще настолько незрел, что не в состоянии сообщить нам о своих потребностях, своем состоянии, своих сложностях. С другой стороны, такая особая связь помогает малышу созревать психически через взаимодействие с маминой более зрелой, совершенной, развитой системой чувствования, мировосприятия, мышления. Ощущая эту более сложную структуру психики мамы, ребенок создает на ее основании свою собственную, как строитель дома заливает фундамент в форму, каркас.
Дети же, растущие в закрытых детских учреждениях с рождения, лишены этого главного и нужного общения с матерью.
При отсутствии общения с близким взрослым, которым чаще всего является мать, возникает отдельный вид депривации, названный материнской. У детей из Дома ребенка снижается базовое доверие к миру.
Для его возникновения необходимы два условия: теплота материнской заботы и ее постоянство.
Основными симптомами материнской депривации является резкое замедление всех сторон развития ребенка.Это проявляется в :
– замедлении темпа формирования двигательной сферы;
– трудностях в установлении прочных, доверительных взаимоотношений со взрослыми;
– замедленном развитии всех психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, в результате чего страдает развитие и становление активной речи.
Дети дома ребенка реже используют речь в общении со взрослыми, она беднее по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций и лексики. Становление речи растянуто во времени.
Как было сказано выше, причинами такого отставания является разлука с матерью, а также дефицит общения со взрослыми в самом учреждении, и, в первую очередь, недостаток эмоциональных контактов с ними.
Своевременно и правильно организованное непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослыми способствует переходу к речевому общению. В ходе непосредственных эмоциональных контактов со взрослым у ребенка формируется потребность в общении. В результате этого взаимодействия в первом полугодии наблюдается подстрой вокализации младенца к интонационным способностям взрослого. В конце второго полугодия возрастает интерес ребенка к внешним органам речи взрослого, возникает понимание речи.
Эмоциональное общение со взрослым помогает ребенку принять его требования к овладению речи и создает условия для успешного решения задач усвоения и использования слова.
Речь возникает в условиях ситуативно-делового общения ребенка со взрослым, сотрудничества между ними. Ситуативно-личностное (непосредственно эмоциональное) общение подготавливает ее появление. В исследованиях Т. А. Финашиной и А. Г. Рузской в 1982 году высказана гипотеза, которая состояла в том, что особенности развития речи детей в закрытых детских учреждениях обусловлены задержками перехода от их личностной формы общения к деловой, а также некоторой упрощенностью их реализации. Под эффективными компонентами общения подразумеваются все эмоциональные действия детей, используемые ими в общении со взрослыми (улыбки, смех, ласки и пр.); под деловыми – все контакты, опосредованные предметом.
М. И. Лисина, кандидат педагогических наук в 1980 году проводила сопоставление становления речи у детей, воспитывающихся в разных условиях (в семье и в закрытых детских учреждениях) и характера их общения со взрослыми. Она считает, что дети, воспитывающие в семьях, контактируют с ограниченным коллективом взрослых (1-2 человека). Эти взрослые и их поведение и требования постоянны. Дети вступают в качественно-однородные эмоциональные отношения. Общение эмоционально насыщено и носит доверительный характер, их взаимодействия адресуются ребенку индивидуально. Дети, воспитывающиеся в семье, практически находятся в постоянном контакте со взрослыми,общаясь с ними по различным поводам: деловым, познавательным, личностным.
Дети же, растущие в закрытых детских учреждениях с рождения, общаются с большим количеством взрослых, сменяющих друг друга, отличающихся разными проблемами поведения и отношением к ребенку. Малышу приходится каждый раз настраиваться на нового человека, чтобы узнать и понять этот сложный и такой многообразный окружающий мир. Эмоциональная составляющая, доверительность и интимность связей со взрослыми у ребенка снижена. Количество и качество взаимодействия персонала с детьми даже в режимные моменты (кормление, переодевание) не соответствует потребности ребенка, т. к. взрослый в силу объективных причин не всегда может уделить ребенку должного внимания. Понимание речи возникает с относительно небольшим запозданием (у детей с незначительными отклонениями в физическом и психическом здоровье) по сравнению с детьми из семей, снижена мотивационная сторона коммуникативных возможностей и способностей детей. Это приводит к значительному временному разрыву между моментами появления понимания речи и активного овладения ею. М. И. Лисина сделала предположение, что задержки в развитии речи у детей в доме ребенка связаны не только и не столько с дефицитом общения со взрослыми в целом и с недостаточностью эмоциональных контактов в особенности (хотя они несомненно имеют место и играют определенную роль, а связаны, прежде всего, с общей организацией их коммуникативной деятельности. Это отражается на различных аспектах их общения с окружающими людьми.
Ею был сделан соответствующий вывод, что пребывание детей в Домах ребенка противоречит основной потребности развития малыша,а именно: потребности общения с ограниченным и постоянным числом близких и доступных взрослых.
Однако, многолетний опыт работы в Доме ребенка позволяет мне сделать вывод, что в последние несколько лет ситуация кардинально поменялась к лучшему. Дети, поступающие в Дом ребенка с рождения, и не имеющие отягощенного неврологического и соматического статуса, практически не отстают в развитии (1-2 эпикризных срока). В то время как дети, поступающие из неблагополучных семей в возрасте одного, двух лет отстают в развитии на 4-5 эпикризных сроков и более. Эти дети иногда полностью отказываются от общения, и требуется достаточно длительное время коррекционного воздействия, чтобы у ребенка сформировалось прежде всего желание взаимодействовать со взрослым. Это говорит о том, что дефицит нужного и качественного общения ребенок испытывал в семье. А зачастую ребенка нужно просто «спасать» от так называемых «близких» людей. Попав в условия нашего дома ребенка, малыш быстро набирает вес, начинает улыбаться и идти на контакт, у него появляется желание и стремление общаться с сотрудниками учреждения, говорить о своих маленьких успехах и неудачах. У ребенка появляется уверенность в том, что его примут, оценят и поймут, порадуются его достижениям.
Из всего этого можно сделать вывод, что современная диагностика и правильная, своевременная организация ранней коррекционной помощи детям позволяет смягчить, а иногда и вовсе устранить недостатки в развитии.Для этого в учреждении проводятся следующие мероприятия:
1. Реабилитационные мероприятия, направленные на снижение выраженности дефекта развития ребенка.
2. Коррекционные мероприятия, направленные на формирование навыков социальной адаптации (коммуникативные навыки).
3. Психокоррекционные мероприятия, направленные на стимуляцию и развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы ребенка.
В Доме ребенка оптимизируются воспитательные и образовательные процессы сопровождения и реабилитации воспитанников:
1. Учреждение работает по своей образовательной программе, мною и коллегами разработана рабочая адаптированная программа, создаются индивидуальные программы развития ребенка со сложной структурой дефекта.
2. Значительно улучшилась предметно-пространственная среда групп и кабинетов специалистов, создана сенсорная комната.
Сенсорная комната создана для стимуляции сенсорной деятельности и двигательной активности детей, имеющих сенсомоторные нарушения; для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, тревожности и беспокойства, агрессивности.
В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира — кинестетический, аудиальный и визуальный. Специфическое оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, сочетая двигательную и речевую активность, что обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу. Этому способствуют определенные стимулы, которые имеют привлекательный, красочный вид с затейливой подсветкой и формой. В группах создается уютная, «домашняя» обстановка.
3. Количество детей в группах не превышает 5 – 6 человек, что соответствует современным требованиям (Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 “О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»).
4. Предъявляются особые требования к качеству образования и профессиональной компетенции работников учреждения.
5. Все специалисты учреждения работают в тесной взаимосвязи. Регулярно проходят медико-педагогические совещания, где специалисты и педагоги предоставляют отчет о проделанной работе, коллегиально анализируются данные диагностики развития каждого ребенка, причины его отставания в той или иной сфере и планируются основные направления его дальнейшего развития, социальной адаптации и реабилитации.
6. Социализируя ребенка, педагоги и специалисты активно посещают детские мероприятия, проводимые в городе. Организуются экскурсии с детьми в парки, на выставки, в цирк, зоопарк, аттракционы, в театр. Очень много развлекательных мероприятий проводится в самом учреждении с привлечением спонсоров.
7. Среди сотрудников и детей учреждения возникают взаимные симпатии, что очень благоприятно сказывается на дальнейшем развитии детей.
Конечно, любящую мать не заменит никто. И тем радостнее видеть счастливые и благодарные лица воспитанников, которые совсем недавно погибали в рука своих «близких» и в каждом взрослом видели прежде всего врага.
Анализ специальной литературы и многолетний опыт показывает, что проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста (с 0 до 3 лет, детей-сирот – решается в настоящее время на государственном уровне в соответствии с принятыми ФГОС. ДО.
Раннее вмешательство позволит достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, интеграции в общество.
.
Источник