Уровень общего развития ребенка
Психолого-педагогическая характеристика ребенка на ПМПК
Фамилия, имя, отчество ребенка ______________________________________
Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая; д) иное _____________________________________
Особенности латерализации: а) праворукий; б) леворукий; в) амбидекстер.
Личностно-характерологические, типологические особенности:
Активный, подвижный – инертный, медлительный.
Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный
Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.
Коммуникативные навыки:
1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.
2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны
3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, понимании ситуации.
Особенности игровой деятельности: а) игра соответствует возрасту; б) игра соответствует более раннему возрасту; в) преобладает манипулятивная игра; г) игра отсутствует; д) иное _________________________________________
Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усваивает программу хорошо; б) усваивает программу удовлетворительно; в) программу усваивает с трудом; г) программу не усваивает; д) иное___________________________
Общая осведомленность
Ребенок с трудом вступает в контакт, имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен.
1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе котором живет, о животных и растениях, временах года.
2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.
3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.
Моторика
а) соответствует возрасту; б) моторно неловок, неуклюж; в) дефекты тонкой ручной моторики; г) иное ________________________________________
Наблюдается несовершенство общей моторики, общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений.
У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности.
Особенности восприятия
а) соответствует возрасту; б) имеются нарушения зрительного восприятия; в) имеются нарушения слухового восприятия; г) комплексные нарушения восприятия; д) иное _________________________________________
Основные цвета, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).
Объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках нелепицах в картинках с множеством контуров)
1. Соответствует средним показателям возрастной группы.
2. Ниже средних показателей возрастной группы.
3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.
Особенности внимания
а) без особенностей; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое
Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.
Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)
Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)
Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)
Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)
Особенности памяти
(преобладающая модальность) : а) зрительная; б) слуховая; в) моторная; г) смешанная
а) без особенностей; б) медленно запоминает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает; г) иные проблемы __________
Сохранение информации затруднено; преобладает механическая память. При воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, привносит вымышленные заимствования, повторяет отдельные фразы, но не может изложить основной смысл, допускает многочисленные ошибки в последовательности воспроизведения, искажает смысл; концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную
мысль содержания.
Запоминает быстро или медленно, с трудом. Запоминает надолго, быстро забывает.
Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная).
Общий уровень развития памяти (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)
Особенности мышления
а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сообразителен; в) грубые нарушения мышления; г) иное ______________________________________
Не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь педагога; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.
Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):
1. Правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл)анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.
2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого.
3. Выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести, освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.
4. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.
Основные трудности, отмечаемые в общении
а) трудностей нет; б) не умеет поддерживать игру; в) предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; д) конфликтен: е) иное __________________________________________________________
Речевое развитие
а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная; имеются трудности звукопроизношения; в) бедный словарный запас; г) речь грамматически неправильна; д) запинки в речи; е) речи нет; ж) иное __________________
Качество произношения, объём активного и пассивного словаря, развернутость речевого высказывания, степень развернутости ответов (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий). Речь эмоциональна или монотонная.
Социально-бытовые навыки
а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сформированы; в) нарушены; г) иное _____________________________________________________________
Ориентировка в пространстве и времени
а) соответствует возрасту; б) недостаточно сформирована; в) нарушена; г) иное ____________________________________________________________
Отношение к занятиям, деятельность
а) соответствует возрасту; б) не способен контролировать свою деятельность; в) неусидчив, не доводит дело до конца; г) мешает педагогу, детям; д) быстро истощаем; е) иное _________________________________________________
1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.
2. Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.
3. Уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.
Темп деятельности
а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп работы на занятиях не равномерен; г) работает медленно и невнимательно; д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»; е) иное __________________________________________________________________
Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении занятия; темп работы замедлен.
Особенности поведения
Имеют место нарушения поведения, вредные привычки. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены. Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими доброжелательные. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых
Особенности эмоционально-волевой сферы
Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.
Преобладающее настроение (веселое, грустное) и поведение (спокойное, беспокойное, застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, живость, навязчивость, робость)
Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает незрелость.
Поведенческие нарушения.
Трудности социализации. и т. д.).
Педагог-психолог ________________________________
Дата заполнения ______ 20_______ года
Источник
Один из главных вопросов, который волнует родителей шестилетнего ребенка – готов ли он к школе? Школьная программа образования постоянно усложняется и предъявляет первоклассникам все более строгие требования, поэтому незадолго до поступления в школу рекомендуется провести оценку уровня развития ребенка. Для определения уровня развития ребенка используются специальные тесты и задания. Полученные результаты позволят выяснить, насколько развито зрительное и слуховое восприятие ребенка, а также оценить уровень развития речи, памяти, внимания и мышления. Таким образом, можно заранее выявить возможные трудности, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения, и организовать дополнительные занятия еще до поступления в школу.
Общая оценка уровня умственного развития ребенка
Специальные задания и тесты помогают определить уровень умственного развития ребенка, то есть его интеллектуальные способности: умение анализировать, применять логику, базовые знания счета и т.п. Кроме того, с помощью тестов оценивается уровень психического развития ребенка: память, внимание, мышление.
Для оценки уровня психического развития ребенка и определения его умственного развития можно использовать следующие тесты.
Оценка уровня развития ребенка путем дополнения фраз. Ребенка просят закончить 10 предложений:
- Когда у тебя будет день рождения, то…
- Если пойдет сильный дождь, то тогда…
- Если кусочек льда положить на ладонь, то…
- Вечером становится темно, потому что…
- Девочка весело смеялась, потому что…
- Если летом будет жарко, то…
- Если гулять зимой без варежек, то…
- Девочка заболела, потому что…
- Мама похвалила мальчика, потому что он…
- В комнате погас свет, потому что…
С помощью этого задания определяется уровень психического развития ребенка: его способность устанавливать причинно-следственные связи, использовать знания об окружающем мире и ориентироваться в нем. За ответы, которые содержат причину или следствие, ставится один бал. Высоким результатом по этому тесту считается 8–10 баллов, средним – 6–7 баллов, низким – от 0 до 5 баллов.
Тест для оценки внимания и памяти. Ребенку предлагается повторять за взрослым ряд цифр, идущих в определенном порядке. Каждый ряд цифр произносится один раз, а затем взрослый жестом подает команду повторить его. Если ребенку не удается воспроизвести какой-либо ряд цифр из первой группы, ему следует дать аналогичный ряд цифр из второй группы, а затем вернуться к следующему ряду цифр первой группы.
Первая группа:
- 3 – 8 – 6
- 6 – 1 – 2
- 3 – 4 – 1 – 7
- 6 – 1 – 5 – 8
- 8 – 4 – 2 – 3 – 9
- 5 – 2 – 1 – 8 – 6
Вторая группа:
- 5 – 7 – 4
- 2 – 5 – 9
- 7 – 2 – 9 – 6
- 8 – 4 – 9 – 3
- 4 – 1 – 3 – 5 – 7
- 4 – 7 – 8 – 5 – 2
Оценки ставят следующим образом: 2 балла – ребенок повторяет три цифры; 4 балла – ребенок повторяет 4 цифры; 5 баллов – ребенок повторяет 5 цифр. Если ребенок набирает от 1 до 12 баллов, это считается низким результатом, от 13 до 18 – средним, а от 19 до 24 – высоким.
Тесты на способность к обобщению. Ребенку показывают картинки, на которых ему необходимо найти предметы, обладающие общими признаками. Для задания используются карточки с изображением четырех предметов, три из которых относятся к одному классу, а один нет. Например: игрушки, мебель, животные. Ребенку задают вопрос, какая картинка является лишней и почему:
- Кошка, собака, коза, воробей.
- Портфель, тетрадь, ручка, цветок.
- Мяч, кукла, юла, мальчик.
- Апельсин, яблоко, груша, лук.
- Тарелка, чашка, стакан, стол.
- Шкаф, стул, кресло, чайник.
За каждое из шести правильно выполненных заданий ставится по одному баллу. Шкала результата будет следующей: 0–1 балл – низкий уровень, 2–3 балла – средний, 4–6 – высокий.
Важно, чтобы ребенок справлялся с предлагаемыми заданиями самостоятельно, без подсказок со стороны взрослых. Если результаты тестирования оказываются слишком низкими, делать выводы о плохом уровне развития ребенка не следует – он мог быть уставшим или настроенным больше на игру, чем на проявление своих знаний и умений. Поэтому в таких случаях для объективной оценки через несколько дней тестирование необходимо провести еще раз. Кроме того, следует учитывать, что оценка уровня развития ребенка должна проводиться специалистами. Правильно и объективно оценить уровень умственного развития ребенка может только детский психолог или опытный педагог. Родителям рекомендуется рассматривать результаты тестов только в качестве ориентиров.
Задания для оценки уровня речевого развития ребенка
Для оценки уровня речевого развития ребенка предлагаются следующие тесты.
Тест для оценки словарного развития. Ребенку нужно объяснить значения слов: «Представь, что ты разговариваешь с иностранцем – человеком, который плохо знает русский язык и просит тебя объяснить, что означает слово». Для задания используется 5 наборов, в каждом из которых содержится по 10 слов:
- Велосипед, молоток, книжка, друг, шляпа, перья, прыгать, собирать, бить, острый.
- Автомобиль, веник, блокнот, трус, зонтик, мех, бежать, соединять, щипать, тупой.
- Мотоцикл, гвоздь, тетрадь, герой, сапоги, чешуя, качаться, разделять, кусать, мягкий.
- Автобус, лопата, альбом, ябеда, ботинки, шкура, спотыкаться, связывать, убегать, колючий.
- Самолет, швабра, письмо, враг, плащ, пух, вертеться, чесать, гладить, шершавый.
Если ребенок не может описать какое-либо слово, ему предлагается показать его жестами или нарисовать. За каждое слово ребенок получает от 0 до 2 баллов: 0 – если не знает значения слова или неправильно его указывает; 1 – понимает значение слова, но не может объяснить его словами (объясняет с помощью жестов, действий или рисует); 1,5 – без труда описывает предметы словесно, например: «Молоток – им забивают гвозди» или «Веник – нужен, чтобы подметать пол»; 2 – объясняет слова, используя определения, которые приближаются к энциклопедическим, например: «Герой – это смелый человек, который помогает другим людям».
Уровень словарного развития оценивается по сумме набранных баллов. Для шестилетнего ребенка низким уровнем считается 6,5 баллов, средним – от 7 до 12 баллов и высоким – от 12,5 баллов.
Тест на осознанность восприятия и активность использования речи. Ребенку читают короткий рассказ, в котором встречаются новые для него слова. Например: «Как-то раз Саша с папой пошли на рыбалку. Папа взял с собой спиннинг и удочку. Пока они рыбачили, по реке проплывала баржа. Саше понравилось ловить рыбу вместе с папой».
Затем ребенка просят пересказать эту короткую историю. Выполнение задания оценивается в зависимости от поведения ребенка:
- ребенок молчит и не задает вопросов даже после дополнительной стимуляции к этому;
- ребенок пытается пересказывать, употребляя новые слова, хоть и не понимает их значения;
- ребенок строит пересказ в соответствии с собственным пониманием и искажает его смысл;
- ребенок сначала спрашивает про незнакомые слова, а затем начинает пересказывать.
Попытка вычленить новые слова и выяснить их значение свидетельствует о высоком уровне речевого развития ребенка.
Источник
Все родители задаются вопросом: как понять, какие способности у моего ребёнка? Кем он станет, когда вырастет? Как ему в этом помочь? Как не ошибиться с выбором и начать обучать малыша тому, к чему у него есть талант и предрасположенность? Какие занятия, секции или кружки ему подойдут? В этой статье специально для CogniFit (“КогниФит”) психолог Ирина Гладких расскажет вам об этом, а также даст полезные практические советы о том, как распознать и развить способности ребёнка с помощью различных игр и упражнений.
Как распознать и развить способности ребёнка?
Как развивается мозг ребёнка? Этапы
Мозг – главный компьютер нашего тела. Развитие мозга зависит от множества факторов, таких как: наследственность, условия протекания беременности и родов, условия первых лет жизни ребёнка, питание, эмоциональная обстановка в семье, количество внимания, полученного ребёнком и пр.
В развитии мозга можно выделить несколько этапов:
Внутриутробный период. Своё развитие мозг начинает ещё в утробе матери, на очень ранних сроках беременности. Сначала это – нервная трубка, затем появляются мозговые пузыри, из которых впоследствии разовьются отдельные зоны мозга, и ближе к поздним срокам беременности начинает формироваться кора больших полушарий.
От рождения до года. Первый год жизни является очень важным для развития мозга. В это время лавинообразно нарастает количество нейронных связей, идёт активное созревание отделов головного мозга. Каждое новое событие, эмоция, тактильное ощущение оставляют свой значимый след в мозге ребёнка. В этот период времени очень важно как можно больше внимания уделять ребёнку – общаться с ним, поглаживать его, читать книжки, играть в простые игры. Самое главное в таком возрасте – это внимание и общение со значимыми взрослыми. Никакие самые современные развивающие игрушки не заменят ребёнку человеческого контакта. Ребёнок развивается только через человеческое общение.
От года до 3-4 лет. К 3-4 годам у ребёнка созревают зоны, ответственные за зрение, общую моторику, тактильные ощущения, т.е. основные чувства. Ребёнок уверенно ходит, держит карандаш и ложку. Однако зоны, ответственные за анализ и прогноз действий (в т.ч. и своих), ещё не вызрели, поэтому не стоит требовать от трёх- или четырёхлетнего ребёнка прогнозирования ситуации. Интенсивность работы мозга от рождения до этого возраста превышает интенсивность работы мозга у студентов.
От 3-4 до 6-7 лет. К возрасту 6-7 лет мозг ребёнка практически полностью сформирован и мало отличается по структуре от мозга взрослого человека. Активно развиваются зоны, ответственные за речевые функции и моторику. В этом возрасте хорошо учатся иностранные языки. Зоны, ответственные за эмоциональную зрелость, абстрактное мышление и рациональность до сих не развиты в этом возрасте, поэтому у детей, как и ранее, возможны истерики и перегрузки эмоционального характера.
От 6-7 до 9-10 лет. К концу этого периода практически у всех детей вызревает зона, ответственная за мелкую моторику. Почерк, рисунки и поделки становятся аккуратнее и выходят на новый уровень.
Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.
Получите подробный отчёт о работе своего мозга, пройдя Общий когнитивный тест
От 9-10 до 12-13 лет. Очень сложный период. Лимбическая система уже созрела и позволяет испытывать сильные эмоции, но область мозга, ответственная за сдерживание эмоций, ещё не развита в достаточной мере. Именно поэтому подростки очень эмоциональные и несдержанные. Продолжают развиваться интеллект и зоны мозга, ответственные за аналитическое мышление. Начинают созревать теменные доли головного мозга, которые помогают детям овладевать точными науками.
От 12-13 до 15-16 лет. В этом возрасте начинает возникать “специализация” мозга. Малоиспользуемые нейронные связи отмирают, однако те, которые используются, часто значительно усиливаются. В данном возрасте уже можно говорить про профессиональное определение или выбор наиболее интересной области для дальнейшего развития.
От 15-16 до 17-18 лет. Активно развивается префронтальная кора. Растёт самоконтроль, оценка рисков, социальная активность, появляется абстрактное мышление.
От 17-18 до 20-21 года. К возрасту 21 год мозг развит практически полностью. С этого момента зоны мозга больше не развиваются, теперь возможно только увеличение количества нейронных связей и развитие эмоциональной зрелости и узконаправленных специализаций.
Для развития мозга очень важно обеспечить ребёнку полноценный сон, достаточное количество свежего воздуха и равномерное сбалансированное питание – что особенно важно. Узнайте, какие продукты полезны для мозга. При равномерном питании колебания количества сахара в крови минимальны, и работа и развитие мозга идут без рывков и потрясений.
Отдельно хочу обратить внимание на отличия развития мозга мальчиков и девочек. У мальчиков быстрее созревает правое полушарие, а у девочек – левое. До 13 лет девочки лучше решают логические задачи и излагают свои мысли, однако затем мальчики не только догоняют девочек по уровню развития логики, но и обгоняют их.
У мальчиков гораздо сильнее заметна асимметрия в работе полушарий мозга. Мозолистое тело – часть мозга, которая соединяет два полушария, и через которую они обмениваются информацией, у мальчиков меньше и тоньше, чем у девочек. Поэтому если у девочек примерно до 13 лет бывает достаточно сложно определить, какое полушарие доминирует, то о мальчиках уже к 7 годам можно сказать, кто они – право- – или левополушарные дети. У мальчиков раньше выявляется направление их способностей, а с определением истинных склонностей девочек лучше подождать до подросткового возраста.
Этапы формирования и развития способностей. Виды способностей
Конечно, каждому родителю хочется видеть своего ребёнка успешным и социализированным, развить все способности, заложенные в ребёнке генами и природой. Для этого нужно понимать, когда и какие способности формируются и развиваются.
Способности развиваются из склонностей. Склонность – это предпочтение к занятиям той или иной деятельностью, когда главным является не результат, а процесс. Во время занятия ребёнок испытывает удовольствие, интерес. Склонность имеет более настойчивый характер, чем просто интерес, т.е. ребёнок отдаёт предпочтение определённым видам деятельности в большинстве случаев.
Формирование и развитие способностей состоит из трёх основных этапов.
Первый этап – это этап подготовки, он начинается с рождения и длится до 6-7 лет. На нём формируются физиологические основы будущих способностей, нейробиологические задатки. Развиваются общие навыки – координация рук, развиваются отдельные зоны коры головного мозга, дифференцируется их работа. Организм готовится к взрослению и дальнейшему развитию способностей. Здесь выявляются склонности, которые можно начинать закреплять.
Второй этап – этап формирования специальных способностей. Начинается с 6-7 лет и может длиться до 14-16 лет. На этом этапе склонности преобразуются в способности. Идёт формирование “специализации”, т.е. то, что было выявлено и проявилось на первом этапе, закрепляется и развивается. На этом этапе очень важна помощь в развитии памяти, внимания, пространственного мышления, мелкой моторики, координации, творческого воображения и пр. Это этап роста способностей.
Третий этап – это этап совершенствования тех способностей, которые уже в полной мере проявились в ребёнке. Здесь идёт и развитие, и закрепление специализированных способностей. На этом этапе дети, если они по-настоящему талантливы, значительно обгоняют в развитии своих сверстников и даже учителей. На этом этапе очень важна помощь родителей в поддержании интереса к областям, в которых проявляются способности, так как именно в этом возрасте растёт тяга к социализации и большему общению со сверстниками, а так же растёт зависимость от мнения друзей и окружения.
Конечно, существуют различные виды способностей. Для развития каждого вида нужны свои упражнения, о которых мы поговорим далее.
Какие виды способностей существуют:
- Художественные способности
- Музыкальные способности
- Литературные способности
- Спортивные способности
- Технические способности
- Математические способности
- Интеллектуальные способности
- Лидерские способности
Этапы развития способностей
Типы интеллекта
Способности напрямую связаны с типом интеллекта. Выделяют 8 основных типов интеллекта:
– природный (натуралистический) – ребёнок может часами наблюдать за живой природой, ему интересны растения, животные и всё, что с ними связано.
– музыкальный – ребёнок с удовольствием слушает музыку, хорошо улавливает ритм, может подобрать музыку на слух, напеть мелодию.
– логико-математический – любят распутывать задачи, решать ребусы и всё, что связано с цифрами, быстро учатся считать и любят это делать.
– экзистенциальный (философский) – интересуются устройством мира, задают философские вопросы, много размышляют, думают глобально, интересуются историей.
– кинестетический (телесный) – такие дети очень любят движение во всех его проявлениях – танцы, спортивные игры. Им сложно усидеть на месте. С лёгкостью повторяют танцевальные движения и выполняют физические упражнения. Хорошо развита крупная и мелкая моторика.
– межличностный (социальный) – очень легко сходятся с другими детьми и людьми вообще. Общение не вызывает никаких проблем, легко завязывают новые знакомства, могут понять и объяснить эмоции и поведение другого человека.
– пространственный (образный) – обладают ярко выраженной зрительной памятью. Мыслят и помнят картинками. Любят собирать пазлы, рассматривать картинки. Легко запоминают информацию, если она связана с изображением (мысленно могут воспроизвести страницу из книги, картинку и пр.). Легко ориентируются в пространстве, запоминают дорогу, расположение предметов, могут легко представлять объёмные фигуры и их изменения.
– лингвистический (вербальный) – ребёнок легко и чётко выражает свои мысли. Может уговорить и убедить другого в своей правоте. Он не просто умеет разговаривать и находить общий язык, а делает это так, что собеседник просто застывает с раскрытым ртом. Ребёнок постоянно делится своим мнением, впечатлениями, размышлениями. Делает это очень развёрнуто и красочно.
– личностный (внутренний) – Такие дети хорошо понимают себя, свои эмоции, причины своих поступков. Они редко делают что-то, не подумав. Очень трезво оценивают свои возможности и рано начинают сопоставлять их со своими желаниями. Застенчивы, но в то же время эмоциональны. Любят и умеют планировать. Буквально расписывать планы по шагам.
Как понять, какие способности есть у вашего ребёнка?
Для развития способностей очень важно своевременно заметить и определить способности ребёнка. Для выявления способностей ребёнка родителям нужно просто наблюдать за ним в период от рождения до 6-7 лет. В этом возрасте важно подмечать предпочитаемые виды занятий и способствовать разнообразию доступных видов деятельности. Если родители замечают, что из всего многообразия занятий ребёнок предпочитает или с большим желанием, увлечённостью и удовольствием занимается определёнными – это сигнал, что у ребёнка именно в этом направлении есть склонности. Поддержите их – расширьте это направление, сделайте его более разнообразным, запишите в кружок или секцию.
Какие способности есть у вашего ребёнка?
Внимательно наблюдайте за играми ребёнка, в них могут раскрываться артистические и лингвистические способности. Ребёнок любит конструкторы- присмотритесь внимательнее – он любит просто строить или конструировать, или это целый план застройки города? Ребёнок копается в песке, земле, часами может сидеть и созерцать цветы, небо, пустоту.. возможно, это растёт маленький мыслитель или гениальный биолог. Посмотрите внимательно, что именно он делает – ищет сокровища, древние клады, останки динозавров и цивилизаций, или сажает семена и смотрит, как они растут, разглядывает, как червяк копает свой ход в земле? В каждом занятии может мыть несколько уклонов, поэтому важно внимательно наблюдать и обеспечить многообразие. При сопоставлении всех типов интересующих занятий и выявляются способности ребенка. В диагностике способностей ребенка могут помочь также психологи. Первоначально проявления склонностей могут замечать не только родители, но и сотрудники детских дошкольных учреждений.
Многие родители задаются вопросом: как распознать талант у ребёнка? Талант – это вовремя замеченные и достаточно развитые способности. Способностей у каждого ребёнка может быть несколько. Будьте внимательны, настойчивы, замечайте склонности, развивайте способности своего ребёнка, и все его таланты раскроются в полном объёме! Важно помнить, что одна способность по мере раскрытия помогает раскрыться другим. Например, хорошие слуховые способности могут развиться в музыкальный или лингвистический талант. Музыкальный талант, в свою очередь, помогает в развитии логики и математических способностей и т.д.
Как развить способности и талант ребёнка? Практические советы
Для поддержки способностей и талантов даются следующие рекомендации:
1.Поощряйте занятие ребёнка. Обеспечьте его всем необходимым для занятий: маленькому художнику купите кисти, краски, карандаши. Если ребёнок поёт, разрешите ему слушать музыку и петь. Если предпочитает активные игры и танцы – запишите его в кружок, больше гуляйте и играйте. Любит наблюдать за природой – дайте ему горшок с землей, вырастите вместе горох, фасоль, мандарин. и т.д.
2. Избегайте диктата и навязывания своего видения и своей точки зрения. Пусть ребёнок делает так, как считает нужным! Рисует фиолетовое солнце и розового слона? Отлично! Он так видит! Считает, что в сказке не хватает героев и сам их придумывает – прекрасно!
3.Позвольте ребенку самому (конечно, по мере возможностей и с учётом возраста) спланировать свои занятия, их интенсивность, периодичность и место проведения.
4. Не критикуйте ребёнка, даже если он, на ваш взгляд, делает что-то совсем не так. Ребёнок имеет право идти своим собственным путём.
5. Не сравнивайте своего ребёнка с другими. Забудьте это – “А вот Саша… “. Сравнивать ребёнка можно только с ним самим, и то, только для того, чтобы видеть прогресс. “Посмотри – на прошлой неделе ты прыгнул 20 раз, а сегодня уже 25!”
6. При посещении специализированных занятий прислушайтесь к советам и рекомендациям тренеров и учителей. Посещайте занятия на регулярной основе и объясните важность системных занятий ребёнку. Общим фактором развития любых способностей является настойчивость. Если ребёнок упорен и настойчив в достижении цели, с большей долей вероятности его способности разовьются в талант. Способность к обучению очень часто проявляется именно в виде упорства в достижении цели. Будьте также упорны, показывайте ребёнку пример своим поведением и объясняйте важность настойчивости при занятиях.
7. Для положительной динамики развития задачи на занятиях должны ставиться на пределе возможностей ребёнка. Он должен напрягаться, тогда будет виден прогресс и будет идти развитие.
Играйте с ребенком в когнитивные игры, это полезно для развития всех видов способностей.
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.
Персональная тренировка от CogniFit поможет развить ослабленные способности мозга
Игры и упражнения для развития способностей ребёнка. Примеры.
Конечно , лучше всего способности ребёнка развивать игрой и во время игры.
Для развития всех видов способностей хорошо применять игры для развития когнитивных способностей:
- В частности, специальные когнитивные онлайн игры для развития интеллекта.
Детям нравится игры, нравится играть онлайн. Так совместите приятное с полезным!
- Решение головоломок, лабиринтов, кроссвордов, соединение рисунков по точкам.
- Придумывайте рассказы по картинке или по нескольким картинкам.
- Играйте в игру “кто больше назовет признаков одного и того же предмета”.
- Играйте в игру “повтори ритм”. Взрослый выстукивает ритм, задача ребенка – повторить. Важно делать это с применением тех же рук/ног или предметов, с помощью которых создавал ритм взрослый.
Очень полезны игры для развития внимания:
- “Найди, что изменилось”. Существует множество вариантов этой игры. Суть одна – нужно заметить отличия в том, что было после, от того, что было до. Можно расставлять игрушки и предлагать запомнить, просить ребенка отвернуться и переставлять их местами, менять их с другими, увеличивать/уменьшать количество, менять цвет у игрушек/предметов.
- Муха. На листе к клетку рисуется квадрат или куб 3*3 (*3) , 4*4 (*4) , 5*5 (*5) – в зависимости от возраста вашего ребёнка . В центр помещается муха. Взрослый проговаривает направления перемещения мухи. За каждый ход муха может переместиться только на 1 клетку. Ребёнок следит глазами за направлением перемещения мухи, и если муха “вылетает за пределы квадрата” (вылетает из комнаты), ребёнок должен её “хлопнуть”. Если ребёнок не успел её “хлопнуть” – муха улетает на свободу.
- “Найди пару”. Берутся карточки с картинками/словами и переворачиваются рубашками вверх. Задача – переворачивая карточки попарно найти совпадающую пару. Если пара не совпала, карточки вновь переворачиваются вверх рубашками. Если совпала – игрок забирает карточки себе.
- Шахматы – отличная игра для развития внимания и когнитивных способностей.
- Ребёнок и взрослый кидают друг другу мячик и считают. За?