Уроки для развития речи ребенка

Уроки для развития речи ребенка thumbnail

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

ОТ 1 ГОДА

ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик – «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

Пальчиковые игры для детей 1-2 лет

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

ОТ 1 ГОДА – ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4

ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

  • Задувать свечку;

  • Дуть в дудочку;

  • Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

  • Надувать мыльные пузыри;

  • Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

  • Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», – и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!

***

На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «Стихи-болтушки» (Ozon, Лабиринт, My-shop) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

Стихи-болтушки фото

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

  • Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» – колесо сдувается.

  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ. СКАЗКИ И СТИХИ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

Методика Домана

Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

10. Постоянно разговаривайте с ребенком!

Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.

Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.

Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие – «Альбом по развитию речи для самых маленьких» (Ozon, My-shop). О нем я уже немного писала раньше здесь.

Батяева Альбом по развитию речи для самых маленьких

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, .

Искренне ваша, Яна Разначенко

играем с геометрическим лото

УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ГОДА

Как уложить ребенка спать без слез

КАК УЛОЖИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ БЕЗ СЛЕЗ И СКАНДАЛОВ

Развивающие книги для детей 1-2 лет

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

Источник

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик

В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду – пускаем пузыри
  • Задуваем свечки – конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» – дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами – полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!

Как коровка мычит? Му-му-му!

Как барабанчик стучит? Та-та-та!

Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!

Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!

Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)

Ля-ля-ля! (Металлофон)

Динь-динь! (Колокольчик)

Как-кап-кап ! (Треугольник)

Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) – ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование – это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник

Даже безобидные речевые нарушения у детей, вроде легкой картавости, способны помешать качественному общению, учебе и порождать комплексы. Конечно, можно просто «сбросить» решение на логопеда, но без выполнения домашних заданий даже самые продуктивные встречи в кабинете не принесут результата. Родителям придется участвовать в любом случае.

Как проводить с ребенком не только полезные, но и интересные логопедические занятия дома, расскажем в нашем материале.

Причины нарушений речи у детей

  1. Наследственность – умственная отсталость, нарушения слуха у родителей.
  2. Внутриутробные патологии (мать во время беременности перенесла вирусное заболевание, получила травмы). Развиваются, когда плоду от 1 до 4 месяцев.
  3. Преждевременные роды и родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям.
  4. Болезни и травмы в первые годы жизни: рахит, коклюш, менингит, повреждения черепа или неба, воспаление среднего уха.
  5. Психологические причины: родители не общаются с ребенком, плохо обращаются с ним, слишком часто оставляют одного.

Как понять, что речью ребенка пора заняться?

Первоначально ребенок учится произносить звуки, потом – складывать их в слова, затем – строить фразы и выражать мысли. Не стоит ожидать от двухлетнего малыша безупречно чистого произношения и красивой речи с соблюдением родов и падежей. К тому же лет до трех ребенок не сможет концентрироваться на занятиях дольше 10 минут.

Оптимальный возраст начала занятий для здорового ребенка – четыре-пять лет. К шести он уже должен правильно произносить звуки и связано излагать мысли. Произношение лучше корректировать, пока не выросли коренные зубы.

Занятия нужны, если:

  • малыш неправильно выговаривает отдельные звуки;
  • ребенок переставляет слоги в словах, неправильно строит фразы, путает падежи, рода, числа;
  • «каша во рту»;
  • речь слишком быстрая, смазанная;
  • ребенок заикается;
  • малыш перенес родовую травму или инфекционное заболевание;
  • у ребенка диагностировали поражение слуха, легкую степень умственной отсталости, задержку в развитии.

Даже если вы не собираетесь водить ребенка к логопеду на постоянной основе, привести его на консультацию стоит – вы получите рекомендации по домашним занятиям. Также советуют перед школой показать малыша логопеду, даже если очевидных проблем нет.

Проблема речевых нарушений не всегда сугубо логопедическая – иногда корректировать произношение имеет смысл только после лечения.

Проблемы с речью у детей

Речевые нарушения у малышей могут быть вызваны следующими причинами.

1. Фонетическое недоразвитие

Пожалуй, самый распространенный тип нарушений – неправильное произношение одного или нескольких звуков. До логопеда можно посетить ортодонта – иногда проблему можно решить, подрезав уздечку.

2. Фонетико-фонематическое недоразвитие

При таком нарушении малыш не может даже услышать звук правильно. Возникают трудности и с речью, и с письмом, и с изучением языков. Попросите ребенка повторить за вами цепочки слов: «дом-сом-ком-лом» или слогов: «гу-ку-гу-ку». Если ошибается, это тревожный знак.

3. Общее недоразвитие

Скудный словарный запас, трудности с выражением мысли, неспособность составить описание к картинке… Как правило, такие дети начинают говорить позже сверстников. Им сложно концентрировать внимание, запоминать. Кроме логопеда, скорее всего, понадобится невропатолог.

4. Патологии, связанные с травмами, пороками сердца, поражениями нервной системы

Примерами таких патологий могут быть алалия, афазия и дизартрия.

Алалия возникает в связи с поражением нервной системы. Ребенок говорит очень плохо, и его речь лишена смысла, либо он не говорит вовсе. Также иногда малыш может страдать двигательными расстройствами, гиперактивностью или, напротив, заторможенностью.

Если алалия подразумевает, что речь изначально развивается неправильно либо не развивается, то афазия – приобретенное нарушение. Она может быть вызвана поражением коры головного мозга, травмами головы, пороками сердца. При афазии малыши не понимают чужую речь и не контролируют собственную, плохо запоминают слова, меняют звуки и слоги местами.

Дизартрия – относительно редкое нарушение, при котором человек говорит невнятно и нечленораздельно. Дизартрию провоцируют нарушения речевого дыхания и артикуляции, которые связаны с поражениями нервной системы.

С такими проблемами нужно бороться комплексно – с помощью неврологов, педагогов, психологов и логопедов.

Как построить занятие дома?

Главные принципы домашних занятий:

  1. Регулярность. Заниматься каждый день, но не перегружая малыша и учитывая его возраст и самочувствие. Начинать можно с 3-5 минут в день, постепенно доведя до 15-25.
  2. Игровая форма. Только вы знаете, что больше всего понравится вашему ребенку: пересказ интересной истории или соревнование, кто быстрее произнесет скороговорку. Начните с заданий, которые более интересны малышу, постепенно переходя к менее увлекательным.
  3. Комфортная обстановка. Для многих видов занятий нужны, как минимум, стол, удобный стул, часто – зеркало на подставке.
  4. Терпение. Невозможно достичь потрясающего результата за один мини-урок. Подбадривайте ребенка, хвалите за успехи и не злитесь за ошибки, не смейтесь и не передразнивайте. В противном случае малыш замкнется в себе, и речевые проблемы могут усугубиться.
  5. Не делайте заданий за своего ребенка, если он с ними не справился. Смысл занятий в том, чтобы принести пользу малышу, а не впечатлить логопеда.

Виды занятий для развития речи

1. Артикуляционная гимнастика

Это комплекс упражнений, которые развивают речевой аппарат и способствуют постановке звуков. Артикуляционная гимнастика помогает произносить слова чисто и внятно даже без помощи логопеда. Подойдет для преодоления любых речевых дефектов.

Заниматься нужно ежедневно по два раза в день. Каждое занятие – по 3-5 минут, каждое упражнение – по пять раз. В день можно добавлять не более чем по одному новому упражнению. Все занятия необходимо проводить сидя перед настольным зеркалом. Хорошо, если мать или отец выполняет их вместе с ребенком.

Примеры:

1. «Трубочка»: губы вытягиваются вперед, зубы смыкаются.

2. «Шлагбаум»: язык поднимается за верхние зубы, рот приоткрыт.

3. «Качели»: язык двигается вниз и вверх поочередно, в каждой позиции – по несколько секунд.

4. «Заборчик»: губы удерживаются в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажаются.

5. «Блинчик»: расслабленный язык удерживается за нижними зубами.

6. «Потягушки»: язык высунут и тянется к носу, подбородку, уголкам рта поочередно.

7. «Грибок»: ребенок должен улыбнуться,широко открыть рот и присосать широкий язычок к нёбу.

8. «Лошадка»: рот открыт, губы удерживаются в улыбке. Кончик языка нужно присосать к нёбу и начать щелкать языком. Выполняется 5-6 раз.

9. «Чашечка»: улыбнуться, открыть рот и загнуть края языка в форме чашечки.

Важно научиться удерживать выбранную позу в течение необходимого времени – например, под счет от 1 до 5 или 10.

2. Развитие мелкой моторики

Речевой центр головного мозга расположен близко к моторному. Ученые доказали, что если развивать мелкую моторику рук ребенка, то есть учить его выполнять мелкие точные движения кистями и пальцами, активизируется и речевой центр. Такие упражнения полезны при любых нарушениях речи.

Упражнения:

  1. Игры с пластилином. Детям помладше достаточно мять его и лепить фигуры одного цвета, детям постарше поручайте многоцветные фигуры посложнее.
  2. Сортировка маленьких предметов (особенно важна на третьем году жизни). Смешайте в одной емкости два вида бусин или пуговиц, горох с фасолью, ракушки и камушки – и попросите малыша отделить одни от других. Можно «подогнать» под это какую-нибудь историю – например, одна кукла любит на ужин горох, а другая фасоль. Постепенно усложняйте задание – пусть в одной емкости окажутся предметы трех, четырех и более видов. Упражнение малыш должен выполнять двумя или тремя пальчиками, а остальные подогнуть.
  3. Упражнение с сыпучими веществами. Научите ребенка пересыпать крупу, горох, чечевицу из одной посуды в другую (стакан, бутылку) с помощью ложки или воронки. Погрузите в песок мелкие игрушки, бусинки и попросите малыша их найти и вытащить пальцами.
  4. Катание шариков. Ребенок катает ладонью или пальцем маленькие шарики по плоской поверхности и не дает им выскользнуть.
  5. Игра с бумагой. Ребенок комкает, рвет и разминает лист бумаги, учится попадать им в мусорную корзину.
  6. Упражнение с изюмом. Раскатайте тесто и предложите малышу украсить его изюминками. Пусть берет каждую двумя пальчиками и раскладывает на расстоянии друг от друга.

3. Пальчиковые игры

Одна из разновидностей упражнений – «пальчиковые игры». Это короткая инсценировка (часто ритмичная, стихотворная) историй, сказок с помощью пальцев. Ребенок повторяет движения взрослых.

Примеры:

  1. Молоточком я стучу (кулачки стучат друг о друга), дом построить я хочу (кончики пальцев обеих рук соединяются, изображая крышу дома). Строю я высокий дом (ладони, прилегая друг к другу, поднимаются вверх), буду жить я в доме том (хлопаем в ладоши).
  2. Мы писали, мы писали (изображаем процесс письма), наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем (встряхивание кистями рук) и опять писать начнем (движение, аналогичное тому, что было в начале упражнения).
  3. Идут четыре братца навстречу старшему (пальцы поочередно соединяем, чтобы получилась щепотка). Здравствуй, большой! Здорово, Васька-указка! (большой палец соединяем с указательным). Здорово, Мишка-середка! (большой – со средним). Здорово, Гришка-сиротка! (большой – с безымянным). Здравствуй, крошка Тимошка! (большой – с мизинцем).
  4. В прятки пальчики играли и головки убирали. Вот так, вот так, и головки убирали. (Все десять пальцев одновременно ритмично сгибаются и разгибаются.)
  5. Наши пальчики проснулись, потянулись, потянулись и встряхнулись. По ладошке побежали, побежали, побежали, поскакали, поскакали – и устали. (Изображаем все движения поочередно, затем встряхиваем пальцами и кладем руки на колени.)
  6. Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – папочка, этот – мамочка, этот- я, вот моя семья! (Вначале рука сжата в кулак, затем разгибаем поочередно по пальцу, в конце – раскрытая ладонь.)

Желательно выполнять упражнения медленно, от 3 до 5 раз: одной, потом другой рукой, затем обеими. После каждого «сеанса» расслаблять пальцы и кисти, тряся ими.

Жестких правил по периодичности упражнений нет. Главное – регулярность.

4. Развитие слухового восприятия, фонематического слуха

Без развитого слухового восприятия невозможна правильная устная речь. Показывайте детям картинки с животными и предлагайте воспроизвести звуки, которые они издают. На прогулке обращайте внимание детей на звуки улицы, их различия. Включайте аудиозаписи со звуками природы и спрашивайте ребенка, что и где звучит. Приобщите его к аудиосказкам.

Держите дома банки с камешками, шишки, сосуды с водой, дудочки и свистки. Пусть ребенок сам извлекает из них звук.

К первому классу у ребенка уже должен быть развит фонематический слух – способность слышать и различать речевые звуки. Он должен уметь определять, есть ли в слове тот или иной звук, и подбирать слова с его использованием.

Упражнения:

  1. «Первый звук». Предложите малышу назвать первый звук в именах героев любимой сказки.
  2. «Хлопок». Выговаривайте поочередно разные звуки – пусть ребенок хлопнет в ладоши, когда услышит заданный вами.
  3. «Найди сходства». Произнесите несколько слов с одним и тем же хорошо различимым звуком и спросите ребенка, что общего между ними.
  4. «Угадай предмет». Загадайте звук – пусть ребенок назовет начинающийся с него овощ/фрукт/игрушку.
  5. «Потерянный звук». Произнесите предложение так, чтобы в одном из слов «потерялся» первый звук, и дайте ребенку «отыскать» его.
  6. «Верно-неверно». Покажите малышу вещь, назовите ее и повторите это слово, вначале произнеся один из звуков правильно, а потом – неправильно. Пусть ребенок обозначит, какой вариант верный.

5. Пополнение словарного запаса

Богатый словарный запас способствует эффективному общению и успешной учебе, а также сигнализирует окружающим, что перед ними эрудированный человек с развитым интеллектом. Словарный запас можно развивать без помощи логопеда и с любой периодичностью.

Активное пополнение начинается примерно с 2-3 лет. Если для трехлетки достаточно знать около 1200 слов, то для ребенка шести-семи лет специалисты определяют норму в 3,5 тысячи. Важно, чтобы малыш не только мельком услышал слово, но и понял его значение, запомнил и несколько раз использовал. Тогда оно закрепится в активном словаре.

Как помочь процессу:

  1. Читайте ребенку и вместе с ним, а главное – пусть он регулярно видит, как увлеченно читаете книги вы сами. Прочитанные вместе книги непременно обсуждайте.
  2. Вовлекайте ребенка в разговор, при беседе с ним и при нем говорите правильно, используйте синонимы, антонимы.
  3. Играйте с ребенком. Например, в игру «Черный-белый не берите, «да» и «нет» не говорите». Она начинается с вопроса: «Вы поедете на бал?» Далее ведущий выстраивает диалог так, чтобы вынудить игрока произнести слова «да», «нет», «черный» или «белый», а тот должен отвечать, избегая их. Если случайно произнесет – проигрывает.

Упражнения:

  • попросите ребенка придумать или найти в тексте синонимы или антонимы к заданным словам;
  • «Что такое помидор? Это овощ. А какие ты знаешь овощи?»;
  • «Солнце что делает? Утро какое?»;
  • пусть ребенок поучится подбирать родственные слова («стол», «столик», «столовая», «настольный»);
  • попросите подробно охарактеризовать предмет или существо;
  • предложите подобрать к названию животного название его детеныша.

6. Дыхательные игровые упражнения для тренировки речевого дыхания

Правильное речевое дыхание обеспечивает грамотное звукообразование, нормальные тембр, четкость, громкость, выразительность. Малышу следует научиться экономно расходовать воздух и контролировать время выдоха.

Примеры упражнений (каждое выполняется по 4-5 раз):

  1. «Задувание свечки». В роли свечи – полоска бумаги, которая удерживается в 10 см от губ ребенка. Ему предлагается медленно и плавно подуть на «свечу» так, чтобы «пламя» дрогнуло. Дуть нужно не дольше 10 секунд, после – 5-секундный перерыв.
  2. «Накачивание шины». Ребенок разводит руки перед собой, произносит «ш-ш-ш» на выдохе, медленно скрещивает руки так, что правая оказывается на левом плече и наоборот. Затем занимает исходное положение. После сжимают руки в кулаки, взяв «ручку насоса». Плавный наклон вперед с выдохом на звуке «с-с-с». Выпрямление, непроизвольный вдох.
  3. «Самолет». Пусть малыш разведет руки в стороны кверху ладонями. Поднятие головы – вдох. Поворот в одну сторону с произношением «жжж», в