Урок рост и развитие ребенка

Урок рост и развитие ребенка thumbnail

Тема урока: Рост и развитие ребёнка после рождения.

Тип урока по ФГОС: Урок открытия нового знания

Вид урока: урок смешанного типа

Тип урока (по способу организации): урок-беседа

Тип урока (по дидактической цели): комбинированный

Цели урока: проследить этапы развития ребенка после рождения, выяснить причины, их определяющие.

Задачи урока:

образовательные: изучение этапов развития человека после рождения, их причин и закономерностей, закрепление полученных на уроке знаний;

развивающие: развитие логического мышления, умения формулировать выводы на основе имеющихся знаний;

воспитательные: формирование научного мировоззрения.

Планируемые результаты обучения

Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение вредного влияния алкоголя, наркотиков, никотина и других факторов, разрушающих здоровье, на потомство.

Познавательные: Умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные носители

Коммуникативные: Использование для решения поставленных задач различных источников информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества

Регулятивные: Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, медиапроектор, презентация, видеоурок «Рост и развитие ребенка после рождения».

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Подготовка к уроку

Проверка выполнения домашнего задания

1.Проверка наличия домашнего задания в рабочих тетрадях.

2.Актуализация знаний учащихся о естественных и искусственных биоценозах (фронтальная беседа с использованием таблиц и слайдов презентации предыдущего урока )

1.что такое беременность и каковы ее основные признаки?

Ответы в соответствии с записями в рабочей тетради

2.каковы основные условия нормального протекания беременности?

3.какова роль плаценты в период беременности?

4.охарактеризуйте особенности внутриутробного развития плода?

Подготовка к активной познавательной деятельности

Вам нужно сформулировать самостоятельно, пользуясь предложенными подсказками (слайды 1-5).

Учащиеся должны подобрать слово, объединяющее смысл всех подсказок: метаморфозы, превращения, изменения.

Как вы думаете, ребята, о чем сегодня пойдет речь?

Давайте попробуем выделить основные задачи нашего урока. Что мы сегодня будем изучать?

Учащиеся определяют задачи урока.

Усвоение новых знаний

При изучении нового материала учитель использует словесные методы (рассказ, рассказ с элементами беседы), наглядные (демонстрация видеоурока, слайдов презентации), практические (работа в тетради, работа с учебником).

Примерное содержание.

а) изучение понятия «возрастные периоды »

Просмотрите фрагмент видеоурока. Ответьте на вопрос «какие возрастные периоды выделяют в развитии ребенка после рождения?». Составьте схему, используя текст с. 234 учебника

Просмотр фрагмента.

Работа с текстом учебника.

Записывают схему.

б) изучение особенностей развития ребенка в различные возрастные периоды

Работа с учебником – прочитайте стр. 234 – 237

1 вариант – период новорожденности

2 вариант – ясельный период

3 вариант – дошкольный период

4 вариант – школьный период

5 вариант – подростковый период

Заполните таблицу (слайд 8)

Работа в парах.

Заполнение таблицы.

(после заполнения ознакомиться с таблицей приложение 1)

Закрепление знаний

Обсуждение и проверка выполнения самостоятельной работы с уточнениями и дополнениями учителя (презентация)

Учитель (обобщение ответов учащихся). В течение месяца после рождения ребенок считается новорожденным. В это время происходит приспособление его к жизни вне организма матери. В этот период тело ребенка непропорционально: большая голова, короткие руки и ноги. Кости черепа несросшиеся (роднички); позвоночник без изгибов; тазовые кости несросшиеся. Проявление первых врожденных рефлексов: первый вдох, сосание. Через месяц после рождения и до года ребенок считается грудным. В первый год жизни значительно увеличиваются длина и масса тела, усложняются движения. Происходит образование изгибов позвоночника, в следствии различных движений (держит голову, садится, встает, ходит). Появляются первые молочные зубы. Ребенок овладевает основами общения. Произносит первые слова. Значительно повышается его устойчивость к неблагоприятным факторам. К году ребенок способен самостоятельно ходить.

Ясельный период (1-3 года) характеризуется: изменениями пропорций тела (уменьшение головы, удлинение конечностей); зарастанием родничков, развитием головного мозга; выраженными эмоциями; членораздельной речью и т.д.) Для дошкольного возраста (3-7 лет) характерно: смена молочных зубов на постоянные; развитие коры больших полушарий; согласованные движения; речь, связанная с мышлением; формирование условно-рефлекторных центров речи и письма. Младший школьный возраст для девочек – 6-12 лет, для мальчиков – 6-13 лет. В этот период завершается дифференцировка клеток головного мозга, срастание костей таза к 10 годам. Развитие абстрактного мышления.

Подростковый период (юноши – 13-17 лет, девушки – 12-16 лет) – это период, когда человек перестает быть ребенком, становится взрослым, – период расцвета. Этот период характеризуется половым созревание организма. Происходит максимальный рост, увеличение массы тела. Появляются вторичные половые признаки. Изменения деятельности коры больших полушарий и желез внутренней секреции вызывает психологические изменения (преобладание процессов возбуждения над торможением) и физиологические (у мальчиков – поллюция, у девочек – менструация).

В юношеский период (девушки – 16-20 лет, юноши – 17-21 год) развития завершается формирование организма.

Обобщение и систематизация знаний

Каковы причины происходящих изменений?

Учебник с. 237

Выполнение заданий «Вопросы», «Подумайте»

Фронтальная проверка.

генетическая программа, влияние условий внешней среды, возрастные гормональные сдвиги

работа в парах

Контроль и самоконтроль знаний

Выполнение тестовых заданий (приложение 2). Текст – на отдельных листах (раздаточный материал).

Самоконтроль – проверка по эталону (слайд презентации).

Фронтально: поднимите руку, кто получил «5», «4», «3»?

Учащиеся выполняют задание (индивидуально); осуществляют самопроверку по эталону, выставляют отметки простым карандашом; сдают работы учителю.

Домашнее задание

Изучить § 57, ответить на вопросы в конце параграфа, дополнить словарь, выполнить задание 1-5 в рабочей тетради

Подведение итогов, рефлексия

Какую тему изучали?

Какие задачи урока решали?

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

Приложение 1.

Периоды

Возраст

Характеристика

Новорожденный

1-10 дней

Вскармливание ребенка молозивом

Грудной

возраст

10 дн. – 1 год

Вскармливание молоком. Рост увеличивается в 1,5 раза, масса – в 3 раза. В 6 месяцев прорезываются молочные зубы.

Раннее детство

1-3 года

В 2 года заканчивается прорезывание молочных зубов.

Первое детство

4-7 лет

В 6 лет появляются первые постоянные зубы.

Второе детство

М.: 8-12 лет

Д.: 8-11 лет

Появляются половые различия, рост увеличивается в длину, начинают развиваться вторичные половые признаки.

Читайте также:  Роль восприятия в развитии ребенка

Подростковый возраст

М.: 13-16 лет

Д.: 12-15 лет

Половое созревание, вторичные половые признаки. Скачок роста – пубертатный скачок.

Юношеский возраст

М.: 17-21 год

Д.: 16-20 лет

Завершается процесс роста и формирование организма.

Приложение 2.

Тест по теме «Размножение и развитие человека»

1. Мужские половые железы:

1)яичники

3)семенники

2)сперматозоиды

4)яйцеклетки

2. Женские половые клетки:

1)яичники

3)семенники

2)сперматозоиды

4)яйцеклетки

3.В ядрах мужских половых клеток содержится:

1)46 хромосом

3)28 хромосом

2)36 хромосом

4)23 хромосомы

4.Половой гормон мужского организма:

1)адреналин

3)эстрадиол

2)тестостерон

4)тироксин

5.Развитие зародыша в организме матери происходит в:

1)яйцеводе

3)матке

2)семенниках

4)яичниках

6.Плод человека, находясь в организме матери, получает кислород через:

1)кожу

3)трахею и бронхи

2)легкие

4)плаценту и пуповину

7.Ускоренное физическое и половое развитие детей:

1)акселерация

3)адаптация

2)акклиматизация

4)овуляция

8.Этап развития человека, характеризующийся нравственной устойчивостью, умением контролировать собственное поведение в семье и обществе:

1)психологическая зрелость

3)половая зрелость

2)физическая зрелость

4)социальная зрелость

9.Этап развития человека, при котором сформирован сознательный полноценный член общества, с завершенным образованием, начавший трудовую деятельность, экономически состоятельный:

1)психологическая зрелость

3)половая зрелость

2)физическая зрелость

4)социальная зрелость

10.Установите соответствие между полом и характеризующим его признаком.

Признак пола

Пол

А.Половые хромосомы ХХ

1. Мужской

Б.Половой гормон – тестостерон

В.Таз широкий. Кости тонкие. Грудная клетка широкая и короткая.

Г.Половые клетки – сперматозоиды

2.Женский

Д.Половые железы – яичники

Е.Половые хромосомы XY

Приложение 3 .Список литературы.

1.Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс/Сост. Н.А. Богданов. – 3-е изд. – М., ВАКО, 2017. – 112 с.

2.Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Биология. 8 класс. Линия жизни (ФГОС) – М.: Просвещение, 2014.

3.Пасечник В.В. Рабочая тетрадь. Биология. Линия жизни. 8 класс. – М.: Просвещение, 2014.

4.Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Уроки биологии. 8 класс. Пособие для учителя.

5. Рабочая программа ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Дрофа 2014 Автор: В.В. Пасечник Биология. 5-9 классы: программа. – М.: Дрофа, 2014

Интернет-ресурсы.

1. individualnoe_razvitie.doc

2.kopilkaurokov.ru›Биология›Уроки›…-urok-po-fgos

3.urok_morfozy_na_sayt.doc

Источник

Инфоурок

› Биология ›Презентации›Презентация по Биологии на тему: “Рост и развитие ребёнка после рождения” (8 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ТЕМА: РОСТ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ

2 слайд

Описание слайда:

Лев Семёнович Выготский Посвятил жизнь изучению процессов развития организма и становления личности. (1896-1934 гг.)

3 слайд

Описание слайда:

Периоды развития ребёнка

4 слайд

Описание слайда:

Новорождённый какое-то время остаётся совершенно зависимым от матери.

5 слайд

Описание слайда:

В период новорождённости происходит адаптация ребёнка к новой среде обитания.

6 слайд

Описание слайда:

Комплекс оживления — это первое проявление потребности в другом человеке.

7 слайд

Описание слайда:

Грудной период длится до года.

8 слайд

Описание слайда:

В 3 месяца у ребёнка формируется шейный изгиб, что связано с самостоятельным держанием головы.

9 слайд

Описание слайда:

В 6 месяцев начинают появляться молочные зубы, хрящи постепенно заменяются костной тканью.

10 слайд

Описание слайда:

На первом году жизни идёт интенсивный процесс развития речи и мышления.

11 слайд

Описание слайда:

Следующий период детства называется ясельный, и он длится от одного года до трёх лет.

12 слайд

Описание слайда:

Дети ясельного возраста быстро развивают интеллектуальные особенности.

13 слайд

Описание слайда:

Дошкольный возраст определён психологами от 3 до 6 лет.

14 слайд

Описание слайда:

Становится более крепким скелет, улучшается кровообращение, увеличивается жизненная ёмкость лёгких.

15 слайд

Описание слайда:

Очень важные изменения в этот период происходят в нервной системе.

16 слайд

Описание слайда:

За период с 3 до 6 лет длина тела ребёнка увеличивается в среднем на 30 см.

17 слайд

Описание слайда:

Особенность роста в дошкольном возрасте – заметное изменение пропорций тела.

18 слайд

Описание слайда:

С трёх лет человек учится обращаться с вещами.

19 слайд

Описание слайда:

Трёхлетний ребёнок использует примерно 1200 слов, около 4000 слов в речи ребёнка 6-7 лет.

20 слайд

Описание слайда:

К возрасту 7 лет значительно возрастает потребность в общении с другими детьми.

21 слайд

Описание слайда:

Школьный период

22 слайд

Описание слайда:

Младший школьный возраст – 7-11 лет.

23 слайд

Описание слайда:

Повышается точность работы органов чувств.

24 слайд

Описание слайда:

Средний школьный возраст длится от 11 до 14 лет.

25 слайд

Описание слайда:

В 12-13 лет значительно активизируется процесс самовоспитания.

26 слайд

Описание слайда:

Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 14 и продолжается до 18 лет, это период, когда человек входит во взрослую жизнь.

27 слайд

Описание слайда:

Рост скелета идёт быстрее, чем развитие мышечной ткани.

28 слайд

Описание слайда:

Идёт серьёзная гормональная перестройка и половое созревание.

29 слайд

Описание слайда:

Появление своих мыслей означает, что мышление подростка перешло на новый уровень.

30 слайд

Описание слайда:

Все психологи сошлись во мнении, что подростковый возраст самый трудный из всех.

31 слайд

Описание слайда:

Психологи советуют каждому подростку найти близкого, верного друга.

32 слайд

Описание слайда:

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, что вошло в разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет малыш». В.А. Сухомлинский

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник: «Биология», Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В.

Тема: § 57. Рост и развитие ребёнка после рождения

Номер материала: ДБ-1162010

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Тема урока: Развитие человека после рождения

УМК А.И. Никишов, Н.А.Богданов.

Задачи:

Рассмотреть особенности роста и развития ребенка первого года жизни, периоды формирования организма, их особенности. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Оборудование:

Таблицы по теме, модель «Зародыши млекопитающих на разных стадиях развития» , проектор, фильм рождение ребёнка.

Ведущие понятия:

Рождение

Периоды жизни

Активный образ жизни

Продолжительность жизни

Методы обучения:

Проблемный. Может ли человек жить вечно? Хорошо ли быть бессмертным?

Формы организации учебной деятельности:

Комбинированный урок. Работа в группах.

Приемы деятельности учителя:

Организация работы в группах, обсуждение выступлений, подготовка вывода, ответы на проблемный вопрос урока.

Организация деятельности учащихся:

Используют имеющиеся знания, работают в группе с текстом учебника и другими источниками информации, обсуждают проблему урока.

Развитие умений учащихся:

Использовать имеющиеся знания и личный опыт, опят социального общения, работать в группе, обсуждать проблему.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
    • Задания на с. учебника 260-265
  1. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.
  • В чем суть полового размножения?
  • Какой набор хромосом имеет мужчина?
  • Каково строение яйцеклетки?
  • Что называется оплодотворением?
  • Где происходит оплодотворение?
  • Как выглядит зародыш на самом раннем этапе развития? Где он развивается?
  • Какую функцию выполняет плацента?
  • Сколько недель продолжается развитие плода?
  • Какое состояние женщины называется беременностью?
  1. Изучение нового материала и его поэтапное закрепление.
  1. Рассказ учителя о рождении ребенка.

В. Дзюба

Я славлю миг

Рождения ребенка,

Когда впервые

От шлепка руки

Он вдруг зальется

Трепетно и звонко,

И расцветут глаза,

Как васильки.

Нет, он не плачет,

Он совсем не плачет.

Пока мы вяжем

Узел на пупке –

Он радуется жизни,

Но иначе,

На непонятном

Взрослом языке.

По истечении срока беременности наступают роды. Рождение плода происходит благодаря маточной мускулатуры (схваткам) и потужной деятельности, в которой кроме маточных сокращений участвует брюшной пресс.

В родах различают три периода:

  • Раскрытие шейки матки
  • Рождение плода
  • Выход последа (детского места, или плаценты)

После рождения ребенка его пуповину (пупочный канатик) перевязывают в двух местах, а затем перерезают между перетяжками.

Ребенок становится самостоятельным. Прекращение обмена кровью с организмом матери приводит к накоплению в крови новорожденного углекислого газа, который возбуждает дыхательный центр. Возбуждение передается к дыхательным мышцам и вызывает первый вдох, являющийся началом самостоятельного дыхания новорожденного. Легкие ребенка расправляются, и он кричит.

  1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 188 – 189 с последующим заполнением таблицы

80% женщин, баюкая грудных детей, держат их на левой руке. Это характерно для самок горилл, шимпанзе и орангутангов.

Девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики.

Основные возрастные периоды развития человека

Название периода

Возраст

Особенности развития

Новорожденный ребенок

До месяца

Ребенок слаб и беспомощен. Благодаря врожденным рефлексам он сосет грудь матери

Грудной ребенок

До года

Масса тела ребенка увеличивается, движения усложняются. Ребенок может делать хватательные движения, овладевает основами общения. Растет быстро, с 6 месяцев у него начинают прорезываться молочные зубы. Ряд органов (глаз, внутреннее ухо) быстро достигают почти взрослых размеров

Детство

С 1 до 3 лет

У ребенка прорезываются все молочные зубы, он быстро растет и прибавляет в весе. Развиваются речь и память ребенка. Он начинает ориентироваться в окружающем мире, активно познает мир

Дошкольный и младший школьный возраст

С 3 до 11 лет

Головной мозг достигает массы 1250 г. Клетки коры головного мозга, борозды и извилины больших полушарий приобретают форму взрослого человека.

Период формирования личности ребенка, активного развития памяти, мышления, воображения, речи.

Этап освоения базовых знаний, умений и навыков (письма, чтения, счета.)

Подростковый возраст

12 – 16 лет

У девочек и мальчиков усиливаются вторичные половые признаки, изменяются пропорции тела

Юношеский возраст

16 – 21 год

Завершается рост и развитие организма

Зрелый возраст

22 – 60 лет

Строение тела изменяется мало

Пожилой возраст

61 – 74 года

Замедляется обмен веществ, снижается работоспособность всех систем органов

Старческий возраст

75 – ….. лет

ИЛИ

Периоды

Возраст

Характеристика

Новорожденный

1-10 дней

Вскармливание ребенка молозивом

Грудной

возраст

10 дн. – 1 год

Вскармливание молоком. Рост увеличивается в 1,5 раза, масса – в 3 раза. В 6 месяцев прорезываются молочные зубы.

Раннее детство

1-3 года

В 2 года заканчивается прорезывание молочных зубов.

Первое детство

4-7 лет

В 6 лет появляются первые постоянные зубы.

Второе детство

М.: 8-12 лет

Д.: 8-11 лет

Появляются половые различия, рост увеличивается в длину, начинают развиваться вторичные половые признаки.

Подростковый возраст

М.: 13-16 лет

Д.: 12-15 лет

Половое созревание, вторичные половые признаки. Скачок роста – пубертатный скачок.

Юношеский возраст

М.: 17-21 год

Д.: 16-20 лет

Завершается процесс роста и формирование организма.

Зрелый возраст

I период

М.: 22-35 лет

Д.: 21-35 лет

Форма и строение тел остаются практически неизменными (постоянными).

II период

М.: 35-60 лет

Д.: 35-55 лет

Пожилой

возраст

М.: 61-74 года

Д.: 56-74 года

Масса и длина тела уменьшаются за счет атрофических изменений в тканях и уменьшения в них воды.

Старческий

возраст

75-90 лет

Изменение длины и массы тела, его старение.

Долгожители

90 лет и более

Геронтология – наука об особенностях строения и жизнедеятельности организма пожилых и старых людей.

  1. Рассказ учителя о подростковом периоде (возможны элементы дискуссии). Или сообщение обучающегося.

У подростков происходит глубокая перестройка деятельности всех органов и физиологических систем. Эта перестройка связана с интенсивным образованием гормонов и с половым созреванием. У мальчиков в возрасте 13 – 15 лет происходит развитие мускулатуры спины и груди, увеличивается масса тела, уменьшается толщина подкожного жирового слоя. Формируется брюшной тип дыхания: у мальчиков вдох происходит в основном за счет сокращения мышц диафрагмы живота. Ломается голос, пробиваются усы и борода, волосы на лобке и в подмышечной впадине. У мальчиков в ночное время начинает происходить извержение семени из мочеиспускательного канала – поллюция. Промежутки между поллюциями составляют 7 – 14 дней.

Половое созревание мальчиков

У девочек в возрасте 11 – 14 лет, наряду с развитием мышечной системы, равномерно увеличивается подкожный жировой слой, формируется грудной тип дыхания, т.е. вдох происходит в основном за счет сокращения межреберных мышц. У девочек развиваются грудные железы, начинается менструальная функция. Внешне она проявляется в периодических, возникающих через равные промежутки времени кровотечениях из матки (менструации). По существу это – отражение сложного физиологического процесса, который состоит в регулярно повторяющихся глубоких изменениях в женском организме. Они вызваны тем, что в женском организме периодически созревает яйцеклетка. Если она не оплодотворяется, возникает менструация.

Половое созревание девочек

В это время у подростков увеличивается возбудимость, возникает повышенная раздражительность, наблюдается расстройство сна. Разумные советы родителей и учителей, тактичное отношение друг к другу, внимательное и заботливое отношение к девочкам помогают тому, чтобы переходный период проходил без серьезных расстройств и осложнений.

Усиленное выделение гормонов у подростков, в особенности из коры надпочечников, поддерживает в организме подростка состояние высокой активности. Могут возникнуть резкие колебания артериального давления, неприятные ощущения в различных частях тела, снижение аппетита, частые смены настроения. Такое напряжение снимается различными видами спорта, участием в кружках самодеятельности, моделирования, выполнением интересных общественных дел, приобщением к домашнему труду.

В подростковом возрасте заканчивается развитие речи, происходит становление характера, а также нравственное формирование личности. Этому способствует правильный, здоровый режим, спокойная обстановка, доброжелательность со стороны окружающих людей, интересные для подростка занятия, воспитание в себе высоких моральных качеств.

  1. Сообщение обучающегося на тему «Активный образ жизни и проблемы старения».

Определение зрелого возраста становится все более расплывчатым по мере того, как увеличивающаяся продолжительность жизни, более здоровый образ жизни и меняющиеся взгляды на мир отодвигают начало зрелости и увеличивают ее продолжительность. В среднем началом зрелого возраста считается 36 лет для мужчин и 39 для женщин, однако большинство людей не относят себя к этой категории, пока не перешагнут 40 – летний рубеж.

За последнее столетие средняя продолжительность жизни увеличилась примерно на 70% в основном за счет снижения детской смертности. Возросла и продолжительность жизни людей зрелого возраста – на 40 – 60 %. Средний возраст женщин детородного периода сегодня составляет 28 лет. Все больше 30 – 40 – летних семейных пар считаются молодыми семьями.

Середина жизни – это также возраст, когда человек достигает пика своей карьеры и финансового успеха.

Расширяются перспективы и для последующих лет жизни, поэтому многие люди продолжают вести активную профессиональную, общественную и личную жизнь, когда им далеко за 60 лет.

Долгий период зрелого возраста стал восприниматься как расцвет жизни, а не как начало старости.

ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД

У подростков происходит глубокая перестройка деятельности всех органов и физиологических систем. Эта перестройка связана с интенсивным образованием гормонов и с половым созреванием. У мальчиков в возрасте 13 – 15 лет происходит развитие мускулатуры спины и груди, увеличивается масса тела, уменьшается толщина подкожного жирового слоя. Формируется брюшной тип дыхания: у мальчиков вдох происходит в основном за счет сокращения мышц диафрагмы живота. Ломается голос, пробиваются усы и борода, волосы на лобке и в подмышечной впадине. У мальчиков в ночное время начинает происходить извержение семени из мочеиспускательного канала – поллюция. Промежутки между поллюциями составляют 7 – 14 дней.

У девочек в возрасте 11 – 14 лет, наряду с развитием мышечной системы, равномерно увеличивается подкожный жировой слой, формируется грудной тип дыхания, т.е. вдох происходит в основном за счет сокращения межреберных мышц. У девочек развиваются грудные железы, начинается менструальная функция. Внешне она проявляется в периодических, возникающих через равные промежутки времени кровотечениях из матки (менструации). По существу это – отражение сложного физиологического процесса, который состоит в регулярно повторяющихся глубоких изменениях в женском организме. Они вызваны тем, что в женском организме периодически созревает яйцеклетка. Если она не оплодотворяется, возникает менструация.

В это время у подростков увеличивается возбудимость, возникает повышенная раздражительность, наблюдается расстройство сна. Разумные советы родителей и учителей, тактичное отношение друг к другу, внимательное и заботливое отношение к девочкам помогают тому, чтобы переходный период проходил без серьезных расстройств и осложнений.

Усиленное выделение гормонов у подростков, в особенности из коры надпочечников, поддерживает в организме подростка состояние высокой активности. Могут возникнуть резкие колебания артериального давления, неприятные ощущения в различных частях тела, снижение аппетита, частые смены настроения. Такое напряжение снимается различными видами спорта, участием в кружках самодеятельности, моделирования, выполнением интересных общественных дел, приобщением к домашнему труду.

В подростковом возрасте заканчивается развитие речи, происходит становление характера, а также нравственное формирование личности. Этому способствует правильный, здоровый режим, спокойная обстановка, доброжелательность со стороны окружающих людей, интересные для подростка занятия, воспитание в себе высоких моральных качеств.

Активный образ жизни и проблемы старения

Определение зрелого возраста становится все более расплывчатым по мере того, как увеличивающаяся продолжительность жизни, более здоровый образ жизни и меняющиеся взгляды на мир отодвигают начало зрелости и увеличивают ее продолжительность. В среднем началом зрелого возраста считается 36 лет для мужчин и 39 для женщин, однако большинство людей не относят себя к этой категории, пока не перешагнут 40 – летний рубеж.

За последнее столетие средняя продолжительность жизни увеличилась примерно на 70% в основном за счет снижения детской смертности. Возросла и продолжительность жизни людей зрелого возраста – на 40 – 60 %. Средний возраст женщин детородного периода сегодня составляет 28 лет. Все больше 30 – 40 – летних семейных пар считаются молодыми семьями.

Середина жизни – это также возраст, когда человек достигает пика своей карьеры и финансового успеха.

Расширяются перспективы и для последующих лет жизни, поэтому многие люди продолжают вести активную профессиональную, общественную и личную жизнь, когда им далеко за 60 лет.

Долгий период зрелого возраста стал восприниматься как расцвет жизни, а не как начало старости.

Источник

Читайте также:  Развитие ребенка 3 года материалы