Упражнения раннего развития ребенка
Неля Янузакова
Развивающие игры и упражнения для детей раннего возраста
Игры на развитие речи, памяти, внимания в первой младшей группе.
«Что дать?». Разложите знакомые игрушки на столе.Спросите ребенка: «Что дать?». Если ребенок, молча, показывает, на игрушку громко назовите этот предмет и скажите (например): «Скажи: «Дай Лялю». Ребенок повторяет и получает игрушку («На Лялю»).
«Помоги мне». Цель игры помочь ребенку запомнить названия отдельных игрушек и научить его выполнять действия по просьбе взрослого.
Для игры понадобятся игрушки, сервировочная салфетка с наклеенными на нее силуэтными изображениями вилки, ножа и двумя кругами разного диаметра, детская посуда (тарелка, вилка, чашка, ложка).
1. На полу раскладываются знакомые ребенку игрушки. Взрослый, обращаясь к ребенку по имени,говорит: «Вова принеси мне кубик. Спасибо. А, теперь, Вова принеси мне мячик. Спасибо. А теперь принеси мне машину (и т. п.). Вот и нет игрушек на полу». Собранные игрушки складываются в корзину.
Аналогичные занятия можно проводить,используя разные знакомые ребенку игрушки и давая поручения: «Дай», «На», «Покажи», «Брось».
2. Взрослый просить ребенка помочь расставить посуду на салфетке, предварительно показав способ действия. Посуда расставляется на силуэты.
«Поручения». Продолжайте знакомить ребенка с названиями действий куклы, зверюшки, человека. Учите понимать общеупотребительные названия этих действий (ходить, сесть, упасть, лечь и т. п.) и использовать в активной речи их облегченные варианты («Маша ходит – топ-топ»). Можно придумать сюжет исходя из детского опыта и интереса к действиям персонажей. Например, сначала матрешка пришла, затем она садится, ест, спит, ходит, танцует, поет…. Взрослый называет, действия игрушки и поощряет ребенка к выполнению с помощью игрушки определенных действий.
«Чтение и рассказывание сказок». Это занятие обогащает словарный запас детей, учит их слушать, задавать вопросы, создает тесный эмоциональный контакт взрослого и ребенка. Начинать следует с коротких и простых сказок, например «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».
Побуждайте детей проговаривать отдельные слова и фразы, называть последовательность событий, действия героев книг, выразить свое отношение к героям (понравился или нет и почему, находить соответствующую картинку-иллюстрацию и показывать на ней персонажи сказки.
«Семейный альбом». Рассматривая вместе с ребенком фотографии, рассказывайте ему, кто на них изображен, как зовут членов семьи. Побуждайте самостоятельно находить на фотографиях и называть членов семьи.
«Театр сказки». С помощью соответствующих игрушек разыграйте хорошо знакомую ребенку сказку. Побуждайте ребенка к участию в рассказывании.
«Рассказ по картинке». Используя красочные сюжетные картинки и иллюстрации к сказкам, с помощью вопросов побуждайте ребенка рассказывать, что или кто изображен на рисунке, что происходит, кто, чем занят, тепло или холодно, какой персонаж – грустный или веселый.
Стимулируйте ребенка называть подробности и детали. Пытайтесь направить воображение ребенка за пределы рассматриваемой картины. Если это задание окажется слишком сложным, то рассказывает педагог, задавая ребенку вопросы, уточняя детали.
Это задание помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире.
«Покажи и назови». 1. Выкладывая поочередно перед ребенком предметные картинки, побуждайте его назвать изображение, произносить звукоподражание («Как лает собака?», «Как гудит самолет?»)
2. Разложите перед ребенком 9-10 картинок и попросите найти заданную.
3. Дайте ребенку рассмотреть две картинки, затем переверните их изображением вниз и попросите показать одну из названных. Если ребенок справляется с заданием, количество картинок можно увеличить.
4. Разложите перед ребенком несколько игрушек, предложите рассмотреть предметные картинки с их изображениями, а затем положить карточки к соответствующим карточкам.
5. После рассматривания предметных карточек ребенок находит пары (медведь и плюшевый мишка, игрушечная машинка и настоящий автомобиль).
«Что изменилось?». Расставив на столе несколько (до 5-6) знакомых ребенку игрушек (фигурки зверей, кукольная посуда, попросите его посмотреть на них и запомнить. Накройте игрушки платком, затем спросите, какие игрушки стояли на столе («Кто спрятался?»). Проверьте ответ, показав игрушки, а затем предложите ребенку отвернуться.Затем уберите одну игрушку и спросите: «Чего не хватает?» («Кто ушел?»). Вариант игры – менять место расположения игрушек на столе. Усложнение игры – увеличить количество игрушек.
Игры, развивающие речевое дыхание.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот.
Педагог обращает особое внимание на то, чтобы у ребенка слитно звучали гласные в звукоподражаниях («АУ», «ИА», УА» и т. д., он должен произносить их на одном выдохе, плавно переходя от одного к другому. Это поможет сделать речь ребенка более ясной и выразительной, научит его плавно произносить звуки и слова.
Здесь приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагаю подуть на предмет (ветку, лист бумаги, кораблик). Такие игры помогают ребенку достичь плавного выдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.
«Чей одуванчик улетит дальше?». Педагог предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза.
«Водичка». (Развитие речевого дыхания произнесение звука на одном выдохе, протяжно, формирование правильного произношения звука «С») Педагог открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как поет текущая из крана вода («С-с-с»). Затем показать картинку с изображением умывающихся детей и прочесть потешку:
Водичка, водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток.
Чтоб кусался зубок!
Педагог с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водочки. Ребенок поет «длинную песенку». Т. е. произносит звук «С» протяжно.
«Пузырь». (Развитие речевого дыхания и звукового аппарата). Играют несколько детей.Они становятся тесным кругом и надувают пузырь: наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой» (один на один). Дети образуют тесный круг, стоя рядом держась за руки,и произносят слова:
«Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!»Педагог дотрагивается до соединения рук и говорит: «Воздух выходи!». Дети сбегаются к центру и произносят звук «т-с-с-с-с-с», изображая выходящий воздух. Затем игра возобновляется.
«Паровоз». (Развитие речевого дыхания). Игрушечный паровозик или картинка с изображением паровоза. Педагог показывает ребенку паровозик, напоминает, как паровозик гудит (протяжно произносит звук «У», и предлагает так же протяжно и громко повторить этот звук.
Педагог следит, чтобы при воспроизведении звука «У» ребенок складывал губы «трубочкой». В конце игры ребенок и педагог идут по комнате «паровозиком». И ребенок громко подражает гудку паровоза.Педагог читает стихотворение:
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чох-чох, чу-чууу
Я далеко укачу-уууу!
«Катись карандаш». (Развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц). Ребенок сидит за столом. Сначала педагог показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
«Уточки». (Развитие правильного направленного воздуха; активизация губных мышц). Подготовить тазик с водой и резиновые уточки с утятами (или другие легкие резиновые пластмассовые игрушки, плавающие в воде). Научить ребенка выдыхать воздух через рот медленно и длительно, не надувая щек. Сначала заставляем утят двигаться, а затем подгоняем его к определенному месту.
«Перышко, лети. (Развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц). Педагог подбрасывает перышко верх и подует на него, не давая упасть вниз. Затем предлагает подуть ребенку. Обращает его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.
«Султанчик». (Развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц). Педагог предлагает ребенку подуть вместе с ним. Обращая внимание, как красиво разлетаются полоски.
«Мыльные пузыри». (Развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц).Поиграть с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Подсказать,как можно с ними поиграть: побегать за ними, поймать их, хлопнув в ладоши. Не забывайте следить за безопасностью ребенка – не позволяйте пробовать и пить жидкость.
«Бульканье». (Развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц). Подготовить стакан, на треть наполненной водой, и коктейльную трубочку. Показать ребенку, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье (булькающий звук).
«Пастушок». (Развитие сильного ротового выдоха). Вдыхая воздух, через нос и резко выдыхая в рожок или дудочку, ребенок («пастушок») созывает коров, овечек, коз.
Попросить ребенка подуть как можно сильнее. Пока ребенок упражняется, достаньте «разбежавшихся животных».
«Снег идёт» (Формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц).
Педагог дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показать, как надо дуть. Упражнение выполняется 2-3 раза.
Источник
Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах.
Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение
Методика раннего развития детей Гленна Домана
Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».
В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития
Основные принципы методики:
1) Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);
2) Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);
3) Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);
4) Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);
5) Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).
Методика Домана-Маниченко
Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.
Основные принципы методики:
1) Игровые микроуроки.
2) Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.
3) Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.
Монтессори-методика раннего развития
Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию
Основные принципы методики:
1) «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.
2) Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.
3) Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.
4) Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.
5) Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.
Методика раннего развития Сесиль Лупан
Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.
Основные принципы методики:
1) Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.
2) Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.
3) Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.
4) Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.
5) Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.
6) Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.
Методика развития талантов Синити Сузуки
Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.
Основные принципы методики:
1) Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.
2) Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.
3) Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.
4) К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.
Методика Масару Ибука
Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.
Основные принципы методики:
1. Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.
2. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.
3. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.
4. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.
5. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.
6. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.
7. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.
7. Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.
Вальдорфская методика раннего развития
Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.
Основные принципы методики:
1. Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.
2. Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.
3. Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.
4. Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.
5. Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.
6. Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.
7. Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.
Методика раннего развития Макото Шичида
Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.
Основные принципы методики:
1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.
2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.
3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.
Источник