Упражнения при дцп ребенка 1 года

Медицинский эксперт статьи
х
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
ДЦП – серьезная патология, которая связана с нарушением мозговых функций, ответственных за движения. Такие нарушения не усугубляются с ростом и развитием ребенка: они возникают при рождении и не исчезают с возрастом. Упражнения для детей с ДЦП – важный момент помощи больному малышу, ведь расстройства двигательной функции часто выражаются в слабости некоторых мышечных групп.
Занятия могут позволить ребенку больше координировать свои движения, по возможности выпрямить походку, улучшить повороты шейного отдела.
Упражнения лечебной физкультуры лучше чередовать с сеансами массажа, а также с другими процедурами, улучшающими микроциркуляцию в тканях.
[1], [2], [3], [4], [5]
Лечебная физкультура при ДЦП
Применение занятий лечебной гимнастикой при ДЦП входит в обязательную схему детского медицинского восстановления, как активная составляющая комплексного лечения, средство поддержания организма ребенка в активном двигательном состоянии, стимулятор внутренних резервов и защитных сил.
Из чего состоит комплекс лечебной физкультуры?
- Выполнение физических упражнений, самостоятельно или при помощи взрослых.
- Массажные процедуры.
- Закаливание и укрепление организма, активный образ жизни.
- Рефлексотерапия, иглоукалывание.
- Привлечение ребенка к легкой трудовой деятельности.
Все перечисленные методы в комплексе способны вылечить патологические расстройства и восстановить поврежденные функции пациента. Помимо этого, улучшается общее состояние организма, укрепляется иммунитет, стабилизируется психологическое состояние ребенка.
Успех в лечении детей с ДЦП напрямую зависит от четкого соблюдения графика тренировок, недопущения пропуска занятий, поддерживания режима дня. Однако необходимо отдавать себе отчет в том, что процесс восстановления будет длительным и достаточно сложным.
Основные направления и цели занятий:
- приведение мышечной системы в нормальный тонус, укрепление неразвитой и ослабленной мускулатуры;
- улучшение движений в суставах;
- развитие координационных функций, умения поддерживать равновесие;
- разработка навыков самостоятельной смены положений тела (стояния, сидения, передвижений);
- активизация двигательных функций (подвижные игры, развитие реакции);
- развитие самостоятельности, прививание бытовых и трудовых навыков.
Любой комплекс упражнений следует начинать с верхней части туловища, а заканчивать нижними конечностями. Иногда ребенку легче выполнять упражнения перед зеркалом: имея возможность следить за своими движениями, малышу легче их координировать.
Комплекс упражнений для детей с ДЦП
Предлагаем вам ознакомиться с рядом наиболее эффективных упражнений, которые рекомендуются для проведения детям с ДЦП.
Занятия, развивающие навыки движения:
- ребенок сидит на корточках, взрослый становится перед ним так же, кладет ручки ребенка на свои плечи и, придерживая его у пояса, пытается поставить малыша на колени;
- ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его подмышками и наклоняет в разные стороны. Такой прием позволяет ребенку научиться распределять нагрузку то на правую, то на левую ножку;
- взрослый стоит позади стоящего ребенка, придерживая его подмышки, и мягко толкает своими коленями подколенные впадины ребенка, заставляя его присесть;
- ребенок сидит на стуле, взрослый стоит напротив него, зафиксировав его ножки, прижав ступни к полу. Взрослый берет руки ребенка и вытягивает их кпереди и кверху, что заставляет малыша встать;
- придерживая ребенка, просить его постоять попеременно на каждой ножке, стараясь сохранить равновесие;
- подстраховывая ребенка за руки, производить толчки и тянущие движения в разные стороны, заставляя ребенка сделать шаг.
Занятия для нормализации суставных функций:
- ребенок лежит на спине, одна ножка вытянута, а другую следует постепенно приводить коленом к животу, после чего вернуться в первоначальное положение;
- ребенок лежит на боку, при помощи взрослого медленно отводя бедро то в одну, то в другую сторону. Колено при этом согнуто;
- ребенок лежит на спине, попеременно поднимает и опускает ножки, сгибая их в колене;
- ребенок лежит на животе, под грудью подложена подушка. Взрослый приподнимает ребенка за верхние конечности, разгибая верхнюю часть туловища.
Занятия для мускулатуры живота:
- ребенок сидит на стуле, взрослый помогает ребенку наклониться вперед. Возврат в исходное положение малыш должен проделать самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого;
- ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела. Необходимо стимулировать попытку малыша перевернуться на живот и снова на спину самостоятельно, не используя при этом ручки;
- научить ребенка напрягать мышцы животика, упражнение можно сочетать с глубокими вдохами и выдохами;
- ребенок сидит на полу, ножки вытянуты. Помочь малышу дотянуться пальчиками рук до пальчиков ног, не сгибая ножки в коленях;
- ребенок лежит на спине, взрослый помогает ребенку поднять прямые ножки и довести их, прикоснувшись пальцами пола над головой.
Занятия для устранения гипертонуса мышц рук:
- проводить активные движения кистью ребенка в разных направлениях, изредка потряхивая рукой и расслабляя мускулатуру;
- крепко удерживать руку или предплечье ребенка до устранения состояния гипертонуса, после чего покачать или встряхнуть конечность для расслабления.
Занятия для мышц ног:
- ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела, ножки привести к животу. Взрослый удерживает голени и поочередно отводит ножки в тазобедренном суставе, сочетая отведения в стороны с круговыми вращениями ноги;
- взрослый проводит ребенку сгибательные и разгибательные движения тазобедренного сустава, после этого ребенок пробует удержать ножку самостоятельно.
Занятия для поддержания шейной мускулатуры и мышечного корсета туловища:
- ребенок лежит на спине, а взрослый, приподнимая туловище за подмышки, покачивает его из стороны в сторону, поворачивает вправо и влево, не позволяя ребенку сопротивляться. Точно так же покачивают и голову, придерживая её на весу;
- ребенок лежит на боку, а взрослый пытается опрокинуть его на живот, либо на спину. При этом малыш должен пытаться не поддаваться толчкам, оказывая сопротивление;
- ребенок сидит на стуле, руки и голова расслаблены. Взрослый поворачивает голову в разные стороны, наклоняет вперед и назад, а ребенок пытается максимально расслабить мышцы шеи.
Занятия для стабилизации дыхания:
- попросить ребенка сымитировать глубокое дыхание, задуть горящую свечу, сдуть с ладони перышко. Полезно вместе с малышом надувать воздушные шарики или играть, пуская мыльные пузыри;
- отличный эффект можно ожидать, если научить ребенка петь. Схожее действие наблюдается при игре на губной гармошке, свирели, для начала можно использовать обычный свисток;
- научить ребенка пускать пузыри через соломинку в стакан воды.
[6]
Развитие мимики лица у детей с ДЦП
Зачастую ребенок с диагнозом ДЦП не всегда может определить свое эмоциональное состояние, правильно отреагировать на положительные и негативные эмоции, продемонстрировать именно то выражение лица, которое бы соответствовало необходимому чувству, которое испытывает малыш. Как научить ребенка распознавать эмоциональное разнообразие и правильно толковать его? Как добиться имитации малышом тех или иных эмоций, чтобы в будущем быть понятым в обществе и понимать окружающих? Для этого существуют специальные психогимнастические упражнения:
- взрослый должен демонстрировать малышу, как принюхивается щенок, прислушивается птица, как кошка выслеживает мышку. Затем следует попросить ребенка повторить увиденное;
- продемонстрировать удивленные глаза, попросить повторить;
- описать момент счастья и удовольствия, показать, как радуется ласке котенок, а щенок – вкусному угощению;
- описать ощущение боли, продемонстрировать боль в животе, плач, чувство холода;
- показать момент отвращения: пусть малыш представит, что пьет горькое лекарство или ест лимон;
- объяснить, что такое злость, показывая сердитого человека;
- продемонстрировать чувство страха, потери родного дома или родных людей;
- развивать чувство стыда и вины за свои поступки, научить просить прощения.
[7], [8]
Упражнения в бассейне при ДЦП
Водные процедуры успешно применяются при физическом восстановлении детей, пораженных ДЦП. Ни для кого не секрет, что вода отлично расслабляет мускулатуру, стабилизирует мышечный тонус, придает энергии. Занятия в воде ослабляют действие стрессов и излечивают депрессивные состояния. Особый эффект можно ожидать от совмещения ЛФК с пребыванием в воде. Такой способ лечения называют гидрокинезотерапией. Он может включать в себя проведение определенных упражнений или игр в воде, а также применение подводного массажа. Непередаваемый эффект наблюдается при плавании ребенка в дельфинарии: общение с дельфинами считается истинно лечебным. Понять механизм данного лечения трудно, однако положительные результаты такой терапии неоспоримы.
Собственно, следует понимать, что лечебные мероприятия и уход за малышом с ДЦП – это длительный процесс, которому необходимо посвятить максимум времени и сил, и лишь тогда принятые меры воздадутся долгожданными положительными результатами. Только постоянная забота и безграничное внимание близких помогут добиться желаемых сдвигов в физическом развитии ребенка. Упражнения для детей с ДЦП необходимо проводить постоянно и настойчиво, на протяжении всего периода патологии.
[9], [10]
Источник
Рассмотрим возможности ЛФК для детей с ДЦП, что это такое, возможный комплекс упражнений, правила проведения лечебной физкультуры.

Что такое ДЦП?
Детский церебральный паралич – это патологическое заболевание. Если ребенку поставили такой диагноз, значит, у него поражен определенный отдел мозга.
Определить степень и природу заболевания можно примерно в 2 месячном возрасте.
Бывают случаи, когда поражаются несколько отделов. Паралич центральной нервной системы может наступить у ребенка еще тогда, когда он находится в утробе, а также уже после рождения.

Это заболевание достаточно серьезное и может со временем развиваться. Чтобы предотвратить ухудшение ситуации и увеличить вероятность её исправления, необходимо выполнять различные упражнения по специальным методикам.
Важно! Самостоятельные упражнения ЛФК при ДЦП возможны, но лучше всего воспользоваться помощью специальных медицинских инструкторов ЛФК.
Важность ЛФК
В период реабилитации при ДЦП особое значение уделяется лечебно-физкультурному комплексу упражнений. Данная нагрузка успешно помогает:
- развивать непосредственность и легкость торможения движений;
- уменьшает гипертонус мышечной ткани;
- позитивно влияет на координацию движений;
- способствует улучшению подвижности суставов;
- приобретать необходимые в быту навыки;
- благотворно влияет на возможность самообслуживания.
Начинать упражнения для детей с ДЦП необходимо в раннем возрасте.
ЛФК способствует не только развитию мускулатуры и подвижности, но также делает мозг больного ребенка более пластичным. Снижается риск серьезной задержки умственного развития.
Внимание! Общих противопоказаний к ЛФК для детей с ДЦП нет.
Существуют персональные запреты на проведение конкретных упражнений, но их можно уточнить лишь у лечащего врача.
Лечебная физкультура включает в себя множество различных комплексов, всегда можно подобрать подходящий.
Программа упражнений
Программа упражнений для детей с ДЦП должна включать следующие виды нагрузок:
- Комплекс на растяжение мышц. Для профилактики тератогенеза необходимо развивать мышечную подвижность. Это поможет снять напряжение и увеличить область совершения движений.
- Упражнения на поддержание чувствительность мышечной ткани и ее развитие. Это помогает регулировать силу взаимодействия с конкретными мышцами, позволяя совершать обыденные ритуалы в быту.
- Нагрузка на улучшение реакции нервных окончаний. Позитивно влияет на функционал нервной ткани.
- Программа для совершенствования антагонистических мышц.
- Комплекс, направленный на развитие выносливости, стойкости, дисциплины организма.
- Упражнения, способствующие закреплению нормальной ходьбы, корректирующие походку.
- Нагрузки на удержание равновесия. Тренировка вестибулярного аппарата.
Следует относиться с особым вниманием и сосредоточенностью к комплексу занятий, проводимому в домашних условиях!
Цель упражнения | Вид упражнения |
Для поддержания или увеличения подвижности суставов | 1. упражнения на диапазон движений 2. упражнения на растяжку |
Для поддержания или увеличения силы | 3. укрепляющие упражнения с движением: упражнения, которые прорабатывают мышцы и двигают сустав, преодолевая сопротивление. 4. укрепляющие упражнения без движения: упражнения, которые прорабатывают мышцы без движения сустава. |
Для улучшения положения | 5. практика удержания вещей или практика делать что-то в хорошей позиции |
Для улучшения контроля | 6. практика выполнения определенных движений и действий для улучшения баланса или контроля |
Все потенциальные программы тренировок необходимо согласовать с врачом и досконально изучить технику выполнения каждого упражнения.
Упражнения для малышей
Ниже приводятся два небольших комплекса упражнений для проведения их с малышами.
Комплекс № 1:

Комплекс № 2:

Комплекс упражнений Кириченко Валентины
Ниже предлагаю вам посмотреть комплекс упражнений для детей-инвалидов с ДЦП от специалиста Кириченко Валентины Анатольевны.
Упражнения в бассейне
Вода для детей всегда являлась источником радости, веселья, беззаботности. Дети с церебральным параличом, конечно же, не являются исключением.
Водные процедуры проводятся не более 30 минут. Не следует переутомлять мышцы.
Лучше проводить занятия регулярно, терпеливо достигая результатов, чем за один раз, который не принесет успеха.
Занятия необходимо выполнять постепенно, комплексами.
Шаг 1
Первые 2-3 занятия проводятся на суше у бассейна, без контакта с водой.
Необходимо объяснить ребенку, как правильно двигаться в воде. Следует, путем гимнастики, научить больного правильно шевелить руками и ногами.
Шаг 2
При первом спуске в воду следует быть очень внимательным. Дети с ДЦП легко пугаются и могут не понять контакта с водой.
Ребенку понадобится дополнительная поддержка, как физическая, так моральная. Однако, нужно заметить, привыкают детки к плаванию очень быстро.
Шаг 3
Далее уделяется внимание разминке рук. Движения верхними конечностями во время плавания способствуют укреплению шейных позвонков.
Необходимо показывать ребенку, как правильно двигать руками. Первые махи обязательно должны быть плавными, медленными. Мышцам предстоит привыкнуть к изменениям. На следующих занятиях приступают к ускорению вращения.
Шаг 4
Позже отдают должное движению ногами. Ввиду неверного развития опорно-двигательного аппарата у детей с ДЦП, необходимо исправлять это в бассейне.
Хорошим способом служат прыжки в воде. Для их выполнения рекомендуется придерживать малыша за руки.
Правила выполнения упражнений
В первую очередь, необходимо соблюдать базовые правила, касающиеся комплекса упражнений ЛФК для детей с ДЦП:
- занятия должны быть регулярными;
- подход – индивидуальным к каждому ребенку;
- следует соблюдать систематичность занятий, не прерывая их;
- увеличение нагрузок должно происходить постепенно и строго под присмотром врача;
- при назначении комплекса обязательно учитывается тяжесть патологии и психическое развитие больного.
Каждый ребенок индивидуален. Никто, кроме родителей и врача, не сможет определить, подойдет ли конкретная методика исключительному малышу.
Массаж в ЛФК
Любой массаж служит вспомогательным, но очень важным элементом при отклонениях ДЦП. Массаж ребенку при ДЦП нужно начинать делать сразу, как только выявлен точный диагноз.
Он нормализирует кровообращение, способствует улучшению обмены веществ, оказывает благотворное влияние на мышечную ткань, снимает спазмы.
Выделяется три основных вида массажа при ДЦП:
- классический;
- сегментарный;
- точечный.
Подробно ознакомившись с каждым методом, родители могут делать массаж самостоятельно дома.
Классический массаж направлен на снятие спазма с напряженных мышц и тонизирование ослабленных. Это помогает изменить искаженные позы ребенка.
Движения при проведении процедуры должны быть плавными, медленными. Кожа не должна смещаться вслед за рукой.
Применяются следующие способы стимуляции:
- непрерывное поглаживание – разогревает и расслабляет мышцы;
- валяние – применяется для воздействия на большие группы мышц;
- катание – идеально подходит для влияния на тазобедренный и плечевой суставы;
- глубокое прерывистое поглаживание – подходит для поддержания тонуса в мышечных тканях;
- растирание внешней частью ладони – ребристая поверхность способствует стимуляции крупных мышц (ягодицы, спина, бедро);
- легкое поколачивание, пощипывание.
Вспомогательные тренажеры
Лучше всего иметь дома дополнительные тренажеры для раннего развития.
Коврик с неровной поверхностью, покрытый небольшими бугорками
Необходимо приучать ребенка ходить по нему босыми ножками. Упор лучше делать на пяточки. Именно там сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний.
Также безусловным достоинством процедуры служит нормализация кровообращения. Для создания большего интереса к данному занятию у ребенка коврик рекомендуется раскрасить, нанести интересные аппликации, узоры.
Такое решение поспособствует интеллектуальному развитию.
Специальный эспандер
Сейчас уже встречается достаточно подобных тренажеров для развития хватательных рефлексов. Но раньше использовались красивые тряпичные мешочки с крупой (греча, рис).
Данное средство также исключает спастику пальцев (спазм или судорога).
Ходунки или прыгунки
Необходимо внимательно отнестись к выбору данного тренажера.
Желательно подбирать специальные – для детей, страдающих ДЦП. В них существует уникальная ортопедическая вставка, обладают функцией крепления к вертикальной поверхности. Однако мнения врачей по поводу необходимости использования ходунков сильно расходятся. Рекомендуется родителям изучить все отзывы и, посоветовавшись со специалистом, принимать решение.
На данный момент широко развивается область оздоровления и профилактики для детей с ДЦП разных возрастов. Программы успешно помогают нормально функционировать в обществе и быту. Главное – не «запускать» с лечением, выполнять все предписания врача и запастись терпением.
Роль лечебной физкультуры нельзя недооценивать при профилактике множества заболеваний. Отдельно она не обладает заживляющим эффектом. Однако в комплексе с медикаментозным воздействием и массажем дает превосходные результаты. ЛФК является неотъемлемой частью жизни детей, страдающих ДЦП.
Источник