Упражнения на развитие внимательности у ребенка 7 лет
Внимание можно назвать одним из наиболее важных условий для хорошего обучения. И поэтому родители детей, которые собираются в школу или уже пошли в первый класс, часто интересуются, как сделать так, чтобы ребенок был внимательнее, лучше сосредотачивался на нужной информации, меньше отвлекался и не забывал о важных вещах. Если проявились какие-то проблемы, то переживать не стоит, так как существуют специальные упражнения на развитие внимания и концентрацию, которые успешно применяются у детей 6, 7 и 8 лет.
Особенности проведения занятий
Поскольку игровая деятельность является основной в раннем возрасте, развивать детей лучше всего именно с помощью игр. Если организовать их правильно, малышам легко справляться с поставленными задачами, они с интересом вовлекаются в процесс и развиваются без какого-либо принуждения. Но чтобы игры для внимания действительно принесли ожидаемую пользу, важно помнить о таких условиях:
- Регулярность. Занятия следует проводить систематически, выделяя для них время минимум 2-3 раза в неделю. Это обеспечит результат гораздо лучше, чем периодические игры без какой-либо организации.
- Длительность. Поскольку дети не могут долго концентрировать внимание на чем-то одном, все развивающие игры должны быть короткими. Помните, что в возрасте 6-7 лет ребенок может заниматься определенной деятельностью, не теряя к ней интерес, не дольше 30-40 минут.
- Последовательность. Начинать тренировки внимательности следует с простых заданий, а затем постепенно ставить более сложные задачи. При этом обязательно убедитесь, что ребенок хорошо понял, какие правила у игры и что именно от него требуется.
Также нужно учитывать свойства, которые выделяют у внимания. Если ребенок рассеян и неорганизован, у него могут быть проблемы с концентрацией.
Если у крохи не получается обобщать предметы и классифицировать их, это указывает на недостаточный объем внимания.
Длительность работы над определенным заданием характеризуют как усидчивость, а возможность одновременно следить за несколькими делами называют переключением и распределением внимания. Бывает, что одно из таких свойств требует коррекции, в то время как другие не страдают. Это влияет на выбор заданий и упражнений для конкретного малыша.
Виды игр
Все занятия в игровой форме для активного развития внимания можно поделить на такие большие группы:
- Игры с бумажными пособиями. Они весьма популярны и предусматривают использование заранее приготовленных листов, тетрадей, книг, журналов и других печатных пособий с яркими рисунками, буквами, цифрами. Подобные игры очень разнообразны, хорошо концентрируют внимание и готовят к обучению в школе.
- Игры со словами. Примером такой игры может быть «Съедобное-несъедобное», когда взрослый бросает мяч и называет продукты вперемешку с несъедобными предметами, а ребенок должен быть внимательным и ловить мяч лишь в ответ на «съедобное». Второй пример – ребенок должен называть предметы по какому-то определенному признаку, например, только зеленые или только деревянные. Третий пример – ребенку надо рассказать сказку или спеть песенку, а взрослый в это время будет разными способами его отвлекать. Подобные игры дополнительно стимулируют речь и фантазию.
- Активные игры с физическими упражнениями. Они нравятся малышам и особенно интересны, если участвует сразу несколько детей. Ведущий должен показывать какое-то упражнение или движение, а все остальные – повторять за ним. В таких играх можно использовать «запретные» движения (не повторять какое-то определенное упражнение), заучивание нескольких движений подряд и другие задания.
- Настольные игры. Играя с ребенком в домино, морской бой, шашки, лото, крестики-нолики и другие увлекательные игры, вы сможете развить не только внимание, но и мышление, логику, память и прочие функции мозга.
Упражнения на развитие избирательности внимания
Существует немало интересных заданий, с помощью которых можно тренировать внимательность в 6, 7 и 8 лет. К ним относят:
- Поиск одинакового. Ребенку предлагается лист с множеством похожих между собой изображений. Но лишь два из них совпадают во всех деталях. Рассмотрев каждый рисунок, ребенок должен отыскать одинаковые картинки.
- Поиск различий. Ребенку дают две картинки, на которых есть похожие изображения, но у них имеется ряд отличий. Задача – найти все отличия.
- Поиск пар. На предложенном листе имеется много картинок, большинство из которых имеют пару (нарисованы дважды). Однако есть и два изображения, у которых пара отсутствует. Именно их и нужно отыскать, сконцентрировав свое внимание.
- Прохождение лабиринта. Ребенок получает картинку с лабиринтом, по которому нужно «провести» животное, персонажа мультика или автомобиль. Такое упражнение помогает выработать не только внимательность, но и пространственное мышление.
- Разделение изображений. На предложенном листе ребенок видит несколько контуров изображений, перекрывающих друг друга. Для самых маленьких каждый контур делают отдельного цвета, чтобы было легче найти отдельные изображения.
- Рисование по образцу. Хорошей тренировкой внимания является и повторение рисунка по образцу, когда в одном окошке есть уже готовое изображение, а во втором – лишь его контур в виде точек. Заданием такого же типа является продолжение определенного узора.
- Выделение групп предметов. Такая тренировка отлично стимулирует избирательность внимания. На листе, который дают ребенку, обычно изображено много разных предметов, которые следует поделить на группы с учетом общих признаков. К примеру, надо обвести отдельными линиями транспорт, овощи, грибы или музыкальные инструменты.
Детям, которые хорошо знают цифры, можно предложить заниматься с таблицами Шульте. В таких табличках цифры расположены хаотично, поэтому ребенку придется быстро переключать внимание, чтобы отыскать все по порядку.
Чаще всего таблица имеет 25 ячеек (5х5), соответственно, в ней «спрятано» 25 чисел. Однако существуют и другие размеры – от 9 элементов (3х3) до 256 (16х16).
Кроме того, встречаются и буквенные таблицы, в которых нужно искать буквы по алфавиту.
Отдельно выделяют таблицы Горбова-Шульте, отличающиеся от стандартных цветом. В них используются красный и черный цвет, который может быть как у фона, так и у чисел.
Помимо внимательности, применение таблиц Шульте способствует также развитию устного счета, памяти и периферийного зрения, а буквенный вариант используется в изучении скорочтения. Младшие школьники также с удовольствием занимаются с текстом, например, вычеркивают в нем все буквы «а», «о» или «м». Также можно подчеркивать определенную букву или подсчитывать ее в заданном отрывке текста.
Советы специалистов
Организовывая дома занятия, которые помогут ребенку улучшить внимательность, важно быть доброжелательными и терпеливыми. Родители должны помнить о своих целях и заинтересовать малыша тренировками, но не перегружать его.
Не стоит постоянно повторять одинаковые упражнения или зацикливаться на тех заданиях, которые детям даются тяжело. Такая тактика приведет к потере интереса.
В случае неудач ругать ребенка тоже не надо. Это не будет его мотивировать учиться, а лишь ухудшит отношение к занятиям. Постарайтесь подбирать задачи и игры, которые будут интересны конкретно вашему сыну или дочке. Кроме того, проводите занятие в таком месте, где кроху не будет отвлекать что-либо другое. Если же вы видите, что ребенок устал, лучше прервать урок и вернуться к нему позже.
Игры на развитие внимания для детей 6 лет приведены далее.
Источник
Внимание! Внимание! Очень важная информация!
Здравствуйте, друзья! Тема действительно очень важная. Поговорим о внимании. Часто можно услышать от родителей жалобы на то, что ребенок невнимателен, что не может сосредоточиться на том, что он делает и постоянно отвлекается. Это мешает учиться. Мешает применять знания, которые есть в голове. Но самое страшное, что это может помешать жить. Подумайте, что может случиться, если невнимательно переходить дорогу?
К счастью, с невнимательностью можно бороться. И сегодня я хочу рассказать вам про упражнения для развития концентрации внимания, которые я успешно практикую со своими детьми. Это не наши изобретения, но мы как всегда дали известным упражнениям свои интересные названия, чтобы было веселее заниматься.
Упражнение 1. «Сапёры»
Про корректурные пробы когда-нибудь слышали? Я о них узнала на собрании в школе. Это упражнение порекомендовала делать с детьми учительница начальных классов. Сказала, что это, пожалуй, самый мощный инструмент для развития внимательности у детишек.
В чем суть? Нужно произвести определенные действия (вычеркнуть, подчеркнуть, обвести и т.п.) с символами, которые ты видишь перед собой. Но сначала эти символы нужно отыскать. Сложно объяснить это словами. Проще один раз увидеть и все станет понятно. Так что внимательно посмотрите на картинку.
Здесь стояла задача, найти и подчеркнуть в тексте букву «е», и зачеркнуть букву «а». Мы с детьми называем это упражнение «Сапёры». Искомые буквы – это как будто мины, которые нужно обезвредить определенным способом.
Для проведения корректурных проб можно использовать старые книги или журналы и искать буквы прямо в тексте.
Если ребенок еще дошкольник и не знает букв, то можно использовать пробы с различными символами: картинками, стрелками, смайлами и т.п.
Начинать лучше с чего-нибудь попроще. Например, попросить зачеркнуть все звездочки.
А потом задания можно усложнять. На картинке ниже дан образец и задание. В каждый ромб нужно поставить точку, в кружочках поставить минус, в квадратах — галочку, а в треугольниках плюс.
Самым отважным и отчаянным юным сапёрам можно предложить выполнять эти упражнения на время.
Упражнение 2. «Дети-шпионы»
Попробуйте прочитать, что написано на картинке.
Не можете? А дети шпионы могут! А почему? А потому, что у них есть ключ, к разгадыванию этой шифровки. Вот он!
Теперь и вы сможете узнать, что написано на верхней картинке. Варианты ответов оставляйте в комментариях. Для того, чтобы составить письмо-шифровку или наоборот расшифровать его, нужно быть очень внимательным иначе получится полная ерунда.
Если хотите абсолютной секретности, придумайте свой шифр и никому его не показывайте. Тогда никто и никогда не узнает, что написано в вашем тайном послании. Ну а для тренировки можно поискать шифр в интернете. Мне очень понравился вот такой.
Это не письмо получается, а дискотека!
Упражнение 3. «Спасательная операция»
Это простое упражнение на поиск слов слов, цифр, или каких-нибудь символов. Но если включить воображение, то получится самая настоящая поисковая спасательная операция, и без внимательности здесь не обойтись.
Вариант первый. Нужно найти и спасти (подчеркнуть) домашних животных, которые по невнимательности заблудились в буквенном лесу.
ОРВАГЛНФЕПФНУАИГКОТОЫВАМЛОТВ
ЛМКОЗАОЛЫИАОСОБАКАОЛАЛФОЛЫО
ФРЛОШАДЬЫИАБРФЛИАЛОФИКОРОВА
РВИЛФИЛФИХОМЯКОКППОЛАОДФЖА
Вариант второй. Ищем число 2016 среди цифр.
47638947201648758900008743720169458
50320169596677663620164584987384783
35142632822016906858683764578593578
78589220164395476782016433487743833
Вариант третий. Подойдет он не только для младших школьников, но и для дошколят, которые ни букв, ни цифр пока не знают. Нужно найти и обвести на картинках выделенные фрагменты.
Упражнение 4. «Кто здесь учитель?»
Наверно каждый ребенок хоть раз хотел оказаться на месте учителя или мамы с папой. Чтобы не его проверяли, а он проверял. И, указывая на ошибки, говорил: «Ай-яй-яй, как не стыдно…» Давайте дадим ему такую возможность!
Мамы с папами решают примеры. Только не какие-нибудь логарифмические уравнения, а нормальные примеры, с которыми ребенок уже знаком. И специально допускают несколько ошибок. А потом сдают работу на проверку. Ну и волнуются, конечно. А ребенок проверяет. Внимательно проверяет, ведь он же теперь учитель.
Это упражнение, не только внимание развивает, оно дает родителям возможность на своем примере показать, как нужно реагировать на критику или замечания. Так что, дорогие родители, если вдруг получите двойку, держите себя в руках. Будьте мужественными и пообещайте исправиться.
Можно не только примеры решать, а и диктанты писать или сочинения. Главное не забыть допустить ошибки, букву не дописать, точку не поставить и т.п.
Дошкольники, которые еще не знакомы с буквами и цифрами, могут проверять работу художников. Нарисуйте для ребенка картинку. Например, пейзаж. Изобразите треугольное солнышко, морковку, которая выросла под елкой, черепаху, парящую в облаках. В общем, какую-нибудь нелепицу. И пусть малыш ищет ваши ошибки.
Ну а если рисовать вы не умеете, то вам в помощь развивающие журналы для детей. Практически в каждом найдете картинку подобную этой.
И еще несколько слов о детских журналах. Это же просто кладезь разных интересных упражнений и заданий на развитие внимательности у детей!
Например, задания, где нужно найти отличия.
Или различные лабиринты.
Журналы чаще всего красивые, яркие и детям нравится по ним заниматься. Мои киндеры с нетерпением каждый месяц ждут выхода «Внеклассного журнала». Это наш любимый! Новое издание, в мае только 6 выпуск.
Упражнение 6. «Театральное чтение»
А теперь поиграем в актеров. Будем читать. Но не просто читать, а читать внимательно и немного странно. Обратите внимание на картинку ниже и прочитайте вслух стихотворение Нины Тарасовой «С точки зрения кота».
Прочитали? Молодцы! А теперь прочитайте снова, только когда в тексте встретится слово «кот» или «кота», «котов», «коту» его нужно выкрикнуть.
Справились? Прекрасно! А теперь добавляем еще пару условий. В конце каждого предложения будем вставать, а в середине предложений, там где встречается любой знак препинания, будем топать ногой.
Так читать намного интереснее. Не правда ли? Иногда мы совмещаем это упражнение с заучиванием стихов наизусть.
А если ребенок читать самостоятельно пока не умеет? То почитайте ему вы, а он пусть внимательно слушает.
Когда услышит слово «кот», пускай крикнет «ура!». Когда услышит название предмета мебели — хлопнет в ладоши. А когда услышит слово «хвост» — топнет ногой.
Такое театральное чтение применимо к любым текстам.
Это были наши любимые «внимание-развивательные» упражнения. Попробуйте и вы! Вам понравится! Только не превращайте занятия с детьми в нудные уроки. Лучше включите воображение и превратите их в игру. Толку будет больше. И веселья тоже!
И еще один сюрприз! Очень полезное видео специально для вас!
Дорогие друзья, если вам понравилась статья, поделитесь ею в социальных сетях. Ну и как всегда жду ваших комментариев!
Заходите в гости снова!
Здесь вам всегда рады!
Евгения Климкович.
Источник
Очень часто родители учеников младших классов сталкиваются с необходимостью развивать внимательность у своего ребенка. Ведь успешного обучения без этого не получится. Ребенку 7-8 лет в силу возрастных особенностей еще тяжело долго концентрировать свое внимание. Однако ученики, которые уже справляются с этим, гораздо быстрее и легче решают, поставленные учителем, задачи. В развитии внимательности могут помочь особые игры и интересные упражнения.
Каким бывает внимание?
Принято выделять три типа внимания:
- Непроизвольное – появляется неожиданно, само по себе. Это ответ на яркое, броское, издающее много шума, вызывающее интерес, но быстро пропадает, как только предмет становится обычным. Такой тип внимания преобладает у детей до 7 лет.
- Произвольное внимание – кроха учится контролировать себя, делая уже не то, что интересно ему в данный момент, а то, что необходимо. Он учится сосредотачиваться на поставленной перед ним задаче. В период начала обучения в школе произвольное внимание начинает развиваться.
- Послепроизвольное внимание появляется, когда малыш уже увлекся выполнением задания и ему не нужно никаких усилий для сосредоточения на нем.
Также внимание подразделяют на зрительное, слуховое и моторно-двигательное.
Для развития каждого из этих типов можно подобрать соответствующие игры и упражнения.
Особенности проведения занятий
- Выбирайте подходящее время. Не стоит отвлекать малыша, если он чем-либо увлечен. Лучше подождать пока он закончит свою деятельность.
- Попросите домочадцев не беспокоить вас и кроху во время занятия.
- Пусть ребенок перед началом занятия выполнит первостепенные нужды: попьет, сходит в туалет, уберет игрушки.
- Применяйте нестандартные способы для того, чтобы увлечь кроху. Лучше если они будут сопровождаться большим количеством положительных эмоций с вашей стороны. Упражнения должны быть интересными, понятными и доступными.
- Начинайте с пошаговых инструкций к выполнению. Следите за тем, чтобы ребенок до конца выполнял каждый пункт задания.
- Контролируйте свои эмоции. Занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере. Не стоит критиковать ребенка, ругать, повышать на него голос. Поощряйте, хвалите, улыбайтесь, говорите ласковые слова, оказывайте необходимую помощь, если требуется.
- Все психические функции взаимосвязаны между собой. Чем лучше у ребенка будет развита речь и память, тем легче ему будет концентрироваться на чем-либо. Поэтому необходимо позаботиться не только о развитии внимательности малыша, но и о его общем интеллектуальном развитии – тренировать память, развивать речь.
- Очень важна систематичность и регулярность занятий. Занятиями «раз от разу» вы вряд ли сможете добиться успехов.
Полезные игры и упражнения
Для повышение концентрации внимания.
Корректурная проба
Предложите ребенку лист бумаги с напечатанным на нем текстом. Шрифт должен быть крупный. Попросите малыша найти в тексте как можно больше одной и той же буквы (к примеру, буквы «а») и зачеркнуть ее карандашом. Задание выполняется на время. Ребенок 7-8 лет за 5 минут должен успеть просмотреть 350-400 знаков и должен допускать не более 10 ошибок. Родитель при этом должен контролировать кроху, наблюдая за тем, чтобы он осуществлял поиск строго по строчкам. Занятиям необходимо посвящать 7-10 минут каждый день. Постепенно его можно делать сложнее, увеличивая количество букв до 5.
Зашифрованное письмо
Малышу предлагается лист бумаги с набором букв русского алфавита. Среди них необходимо найти слова.
ИПАОДРОТПМАМАНГШГЩЛДПСВАЩЛРПАКЕТЫКПЬООПСРКЫУЦЫЛОЮТВЫЕГЛАЗАШИАНИСВЖСФУТОРАКРЛОЖКАТМВСВРОДШВЫВЧСМИЬЮЮДМОЛОКОНУКЦЙАЬЬИМВНЛШДСВРОДЖДЖВ
- Лабиринты разных уровней сложности.
- Графические диктанты – рисунки по клеточкам.
Моторно-двигательную внимательность и умение переключаться развивают следующие игры.
Игра «Съедобное-несъедобное»
Задача ведущего – кидать мяч игрокам называя при этом слова. Если ведущий назвал съедобный предмет, то игроку необходимо мяч поймать, если же несъедобный – мяч отталкивается.
Пианино
Игроки усаживаются рядом друг с другом и кладут руки на колени соседей справа и слева. Нужно поочередно хлопать ладонями в заданном темпе. Первый и последний игроки хлопают по колену дважды, и игра продолжается в обратном порядке. Игрок, который пропустил свой хлопок или сбился с темпа, выбывает из игры.
Запретное движение
В начале игры все игроки договариваются о каком-либо движении, которое будет запретным, т. е. повторять его нельзя. Далее ведущий в быстром темпе показывает игрокам различные движения, которые они должны за ним повторить. Игрок, который повторил запретное движение – становится ведущим.
Игра «Пол-нос-потолок»
Попросите ребенка показывать то, что вы называете. Называйте и показывайте вместе с ним. Когда малыш начнет с легкостью справляться с заданием в быстром темпе, усложните его. Теперь вы можете называть одно, а показывать другое. Он должен показывать только то, что вы говорите.
Для слуховой внимательности:
Найди пару
Необходимо взять четное количество одинаковых непрозрачных бутылочек. Наполните их парами разным содержимым. К примеру, две бутылочки – песком, еще две – мелкими камнями, еще две – рисом, следующие можно наполнить монетками, различными крупами – горох, фасоль, манка, веточками, шелестящими обертками от конфет. Вариантов можно придумать множество. Возьмите себе по одной бутылочке с каждым наполнителем, а вторые отдайте крохе. Потрясите одну из ваших бутылок, малыш должен внимательно послушать звук, который она издает. Теперь попросите ребенка среди своих бутылочек найти пару по звуку вашей.
Маленьким детям можно предложить найти одинаковые рукавички.
Прохлопывания
Попросите кроху прохлопать за вами предложенный ритм. Постепенно усложняйте задачу.
Угадай звучащий предмет
Продемонстрируйте ребенку звучание различных предметов. Это могут быть деревянные ложки, погремушки, различные музыкальные инструменты. А теперь попросите его отвернуться и отгадать, что звучит.
Зрительную внимательность развивает:
Запомни и скажи
Разложите перед малышом 5 разных игрушек и попросите его запомнить их. Попросите малыша отвернуться или закрыть глаза и в это время спрячьте одну из игрушек. После того как кроха откроет глаза, он должен назвать какой игрушки не хватает. Постепенно задачу усложняйте, увеличивая количество игрушек до 10. Эту игру можно провести и в другом варианте. Игрушку необходимо не прятать, а менять местами их порядок.
Дидактическая игра «Парные картинки»
С помощью такой игры ребенок быстро научиться искать похожие картинки. Игра – лучший метод изучить с ребенком какие-то правила, стихи и развить внимание. Но! Как только ребенок будет уставать, игру следует прекратить и продолжить через несколько часов или на другой день.
Повтори последовательность
Вырежьте из цветного картона различные геометрические фигуры. Они должны отличаться по форме, цвету и размеру. А теперь выложите перед ребенком определенную последовательность из них и попросите его запомнить. Далее необходимо смешать все фигуры в одну кучку и попросить кроху повторить ту последовательность, которая была перед ним. Начинайте с 5 фигур. Постепенно усложняйте задачу, увеличивая их количество.
Распределение внимания
Для тренировки подходят упражнения, в которых ребенку необходимо выполнять сразу два действия одновременно. Например, можно попросить одной рукой рисовать круг, а второй – квадрат. Предложите малышу читать книгу и после каждого абзаца хлопать в ладоши или каждое предложение отстукивать карандашом. Пусть ребенок попробует одновременно прикоснуться правой рукой к левому уху, а левой к носу, а затем левой рукой к правому уху и правой – к носу. Это задание необходимо выполнять в максимально быстром темпе.