Упражнения на развитие у ребенка реакции

Разбирается в самых «реакционных» видах спорта, дает советы и видеоурок Анна Зайцева, тренер по теннису с 20-летним стажем.

С чего начать?

Итак, для развития реакции подходят виды спорта с движущимся предметом, особенно: сквош, настольный теннис, баскетбол, теннис, футбол…Чем раньше вы займетесь способностями малыша быстро реагировать на меняющуюся реальность, тем лучше. Начинать можно с тех пор, как только вы заметили, что ребенок способен ловить и бросать мячик, бегать и прыгать!

Используйте поролоновые мячи и мячи сниженной упругости, жесткости – 25% от жесткости стандартного теннисного мяча. Поролоновые мячи приятные на ощупь, детям нравится их ловить и сжимать. Кроме того, они не только не оставят синяков на ребенке, но и сохранят стены в квартире и обеспечат покой соседям.

Одновременно с тренировками, или до/вместо них, вы можете начать заниматься с ребенком в домашних условиях. Упражнения легкие и вызывают радость и у взрослых, и у детей. Смотрите видео.

Сквош или теннис?

В крупных городах появляется все больше площадок для сквоша, где могут тренироваться и дети. Чем полезен и интересен сквош?

Анна Зайцева:

Стенка всегда была отличным «партнером» для теннисиста. Цель теннисиста-новичка – удержание мяча (не терять мяч) несколько ударов. Этому легче научиться, начав играть о стенку. Более того, технику, то есть. удар справа, слева, слета, смэш, подача и тип подкрутки (плоский, резаный, крученый) можно отработать со стенкой.

Переход на корт будет значительно проще. Превратить отработку техники и долбление стены в захватывающую игру – задача тренера. Пробуйте оба вида спорта, и вы увидите, что захватит вашего ребенка больше.

Миф об «однобокости» физнагрузки в теннисе

Многие родители боятся отдавать ребенка в теннис из-за устойчивого мифа, что развивается одна рука – та, которая держит ракетку и идет сильная нагрузка на ноги.

Миф комментирует Анна Зайцева:

У новичков 3-6 лет на первых порах вся тренировка проходит на ногах, хоть и на половине корта через мини-сетку, а вот ракетка используется лишь часть времени. Дети играют в игры, развивающие подвижность, реакцию, равновесие и координацию.

Во время же использования ракетки основная нагрузка приходится на кисть, т.к. самая первая задача теннисиста научиться удерживать мяч на ракетке.

У спортсменов, переходящих к бОльшему размеру корта и к более жестким мячам (50%, 75% жесткости от стандартного мяча), увеличивается и нагрузка на мышцы рук. Однако, на данном уровне и работа ног начинает играть значительную роль. Больше корт – больше движения. К моменту овладения стандартным мячом теннисисты подключают дополнительно занятия фитнесом и силовые тренировки, поэтому нагрузка идет на все тело.

Смотрите вторую часть домашних упражнений с мячиками. Теперь и с двумя. Это весело!

P.S. Даже если ваш ребенок спокоен, или флегматичен, развивайте его реакцию, и пусть он не станет первой ракеткой мира, но эти способности пригодятся ему в повседневной жизни: от катания на велосипеде и лыжах, до вождения автомобиля. Занимайтесь с ним дома, водите на тренировки, и все получится!

Фото: pinterest.com, tennisworld.com, tabletennismaster.com

Источник

Методическая разработка по теме:

Использование игровых упражнений для развития быстроты реакции детей младшего школьного возраста.

Быстрота – это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени .

Быстрота является решающим фактором во многих видах спорта. Обычно выделяют три разновидности проявления скоростных качеств. Основные формы проявления быстроты человека :

1.- время двигательной реакции

2.- скорость одиночного движения

3. – максимальный темп движения.

Оценка времени двигательной реакции (ВДР) производиться от момента подачи сигнала до ответного действия. Она является одним из наиболее распространенных показателей при тестировании быстроты. Современная физиология считает, что эти данные формируются у детей до 10-13 лет и в дальнейшем почти не изменяются. Вот почему необходимо уделять особое внимание развитию быстроты у детей младшего школьного возраста.

Упражнения для развития быстроты реакции в подготовительной части урока:

1. Ходьба (бег) в колонне по одному с заданием:

На один свисток- присесть, встать продолжить движение; на два- поворот, отталкиваясь двумя ногами на 360° , продолжить движение. Для 3,4х классов можно дать третье задание (по хлопку изменить направление движение).

2. Ходьба (бег) в колонне по одному с заданием:

По свистку последний ученик выполняет бег с ускорением, пробегая мимо всего класса, становиться первым.

3. Ходьба (бег) в колонне по одному с заданием:

Ученики предварительно выполнили расчет по порядку. Учитель называет порядковый номер ,ученик с этим номером выполняет задание:

-бег с ускорением, становиться первым;

-бег с ускорением, до центра зала, вернуться на свое место.

4. Ходьба(бег) в колонне по одному с заданием:

Ученики предварительно выполнили расчет на 1,2ой. Учитель называет номер, ученики с этим номером выполняя бег с ускорение добегают до круга 9ориентира)в центре зала, коснуться рукой линии , вернуться на свое место.

5. Ходьба (бег) в колонне по одному с заданием:

Ученики предварительно выполнили расчет на 1,2,3,4ый. По команде ученики с одинаковыми номерами должны построиться в четыре колонны(шеренги)в указанных местах. Можно использовать обручи разных цветов для ориентиров, а расчет выполнить по цвету.

6. Задание «Бегает ,прыгает , летает» .

Ходьба в колонне по одному с заданным интервалом. Когда учитель называет животное, которое бегает – ученики выполняют бег в колонне по одному. Когда учитель называет животное, которое прыгает- выполняют прыжки на двух ногах. Если названа птица- бегут поднимая и опуская руки.

Упражнения для развития быстроты реакции в основной части урока:

1.Выбегания по сигналу из различных исходных положений (И.п.):

-И.п. – стойка ноги врозь ;

-И.п.- стойка ноги врозь, спиной по направлению движения;

-И.п.- прыжки ноги вместе, ноги врозь( без продвижения);

-И.п.- прыжки на двух ногах (без продвижения);

-И.п.- прыжки на двух ногах в приседе вокруг своей оси;

– И.п.- упор присев;

– И.п.- упор лежа.

2.Выбегания по сигналу в парах ( первый убегает, второй должен догнать и дотронуться рукой до плеча, до определенной линии).Расстояние 1,5 метра, затем 1 метр. Поменяться ролями.

3. Эстафеты(круговая, с бегом ,прыжками).

4. Подвижные игры:

«Пустое место» – веселая, подвижная игра для школьников, хорошо развивающая реакцию детей и рассчитанная на большое количество игроков.

Описание игры

Участники игры встают в круг, а водящий остается за кругом. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до одного из игроков, касаясь плеча или руки. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Водящий бежит за кругом в одну сторону, а вызванный – в противоположную. Встретившись, они здороваются и продолжают бежать дальше, стараясь наперегонки занять свободное место (оставленное вызванным игроком). Тот, кому удалось занять это место, там и остается, а оставшийся без места становится водящим, и игра продолжается.

Правила игры:

  1. Игроки встают в круг, а водящий остается за кругом
  2. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до одного из игроков, касаясь плеча или руки – это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование
  3. Водящий бежит за кругом в одну сторону, а вызванный – в противоположную
  4. Встретившись, они здороваются и продолжают бежать дальше, стараясь наперегонки занять свободное место
  5. Кому первому это удается – остается на этом месте, а второй становится водящим

“Шишки, жёлуди, орехи”.

Подготовка. Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер – в трёх-четырёх шагах от водящего). Руководитель даёт всем играющим названия: первые в тройках “шишки”, вторые “жёлуди”, третьи “орехи”.

Содержание игры. По сигналу водящий громко произносит, например: “Орехи”. Все играющие, названные “орехами”, должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет “жёлуди”, меняются местами стоящие в тройках вторыми, если “шишки” – стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трёх игроков в тройках, например: “шишки, орехи”. Вызванные также должны поменяться местами.

Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.

Правила игры: 1. Вызванным запрещается оставаться на месте. 2. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в противном случае игрок становится водящим).

«Вызов Номеров»

Подготовка. Место, инвентарь и подготовка – те же, что и в предыдущей игре. Если позволяет помещение и играющих немного, можно построить их в две шеренги лицом в одну сторону на одной линии. На расстоянии 2 м от линии построения играющих (линии старта) параллельно ей чертится линия финиша.

Содержание игры. Играющие рассчитываются по порядку номеров в каждой колонне – команде. Руководитель вызывает игроков по номерам, чередуя их по своему усмотрению. Каждый раз прибежавшему к финишу первым записывается выигрышное очко.

Побеждает команда, набравшая большее количество победных очков.

Правила игры: 1. Если играющие стоят в шеренгах, то их можно поставить в положение высокого или низкого старта, и из этого положения они должны выбегать по вызову руководителя. 2. Если игрок нарушает правила, у его команды вычитается очко. Это правило рекомендуется применять начиная с 3-го класса, когда учащиеся познакомятся с низким стартом.

Упражнения для развития быстроты реакции в заключительной части урока:

  1. Игра «Запрещенное движение» Правила: Учитель показывает движение, которое нельзя делать. Потом быстро показывает упражнения, ученики повторяют все движения, кроме «запрещенного». Ученик, повторивший «запрещенное движение» делает шаг вперед, продолжает играть.
  2. Игра «Класс смирно!» Правила: Учитель называет движение, если перед этим сказано слово «класс» (например: «Класс! Руки вверх» ученики выполняют. Если слово «класс» не сказано, ученики не выполняют задание. Ошибившиеся делают шаг вперед, продолжают играть. Постепенно увеличить темп игры.
  3. Игра «Рыба, птица, зверь». Правила: Учитель по очереди делает передачу мяча с отскоком от пола ученикам и говорит на выбор птица, зверь или рыба, ученик в соответствии с заданием говорит название. Выполняет обратно передачу мяча учителю. Если название повторяется, ученик выбывает из игры. Играют до последнего ученика.

Источник

Введение

Дети дошкольного возраста активно растут год за годом и для полномерного, всестороннего развития им необходима, адекватная для каждого возраста, физическая нагрузка.

На занятиях физической культурой в детском саду дети должны не только играть в различные подвижные игры, но и развивать основные физические качества, такие как: ловкость, сила, выносливость, быстрота, гибкость.

Любой педагог, работающий с детьми, знает, что все физические качества развиваются у человека неравномерно, и имеют свои сенситивные периоды развития, которые могут между собой пересекаться по возрастам, а могут и не пересекаться.

На занятиях физической культурой в детском саду мы не можем в полной мере развить у ребенка все физические качества, но мы можем создать хорошую базу – предпосылки, для развития тех или иных качеств в будущем.

В данной работе я попытаюсь раскрыть тему развития быстроты реакции у дошкольников, используя различные методы развития скоростных способностей, являющиеся наиболее адаптированными для дошкольного возраста, а именно старшего (5-6 лет) и подготовительного к школе (6-7 лет).

Цель: Развитие быстроты реакции у детей в возрасте 5-7 лет, в рамках занятий по физической культуре в детском саду.

Задачи.

Оздоровительное развитие.

  1. Развитие физических качеств: быстрота, ловкость, сила
  2. Укрепление опорно-двигательного аппарата

Социально-коммуникативное развитие.

  1. Воспитывать внимание и умение слушать.
  2. Воспитывать умение помогать друг другу.
  3. Воспитывать умение выигрывать и проигрывать.
  4. Воспитывать дисциплину на занятиях физической культурой.

Познавательное развитие.

  1. Создавать у детей представление о понятиях: скорость, быстрота, реакция.
  2. Создавать представление у детей о строевых упражнениях.
  3. Создавать представление о манере поведения на занятиях физической культурой.

Понятия: быстрота реакции и скоростные способности.

Для того, чтобы правильно и грамотно развивать у детей те или иные физические качества необходимо углубиться в физиологию и ознакомиться с базовыми определениями каждого из них – общие понятия и для чего человеку необходимо развитие отдельных физических качеств. В данном случае мы рассмотрим скоростные способности и быстроту реакции, как подвид скоростных способностей человека.

Из четырех подвидов быстроты мы подробно рассмотрим быстроту реакции и способы развития именно этого вида скоростных способностей.

Быстрота реакции – способность человека к максимально быстрому реагированию на определенный условный сигнал (свисток, хлопок, гудок и т.д.).

Развитие быстроты реакции человеку необходимо не только для занятий спортом, а именно для участия в соревнованиях, где лучшим показателем проявления быстроты реакции будет реакция на звуковой сигнал стартового пистолета стартера, но и в повседневной жизни: хорошая скорость реакции позволяет водителям быстрее принимать решения в условиях сложных ситуаций на дороге, требующих молниеносных решений, пассажирам общественного транспорта, например, не пропустить свою остановку, пешеходам – успеть на зеленый сигнал светофора, или резко остановиться при неожиданном приближении автомобиля, в некоторых жизненных ситуациях хорошая быстрота реакции даже может спасти жизнь человеку.

В данном конкретном случае мы рассматриваем развитие быстроты реакции именно у дошкольников, а они не водят машины, чаще всего, пользуются общественным транспортом только в сопровождении взрослых и т.д. – можно сказать, что быстрота реакции им на данном жизненном этапе и не нужна, тем более, что сенситивные периоды развития быстроты приходятся на возраст 9-13 лет.

Да, все это так, но и у дошкольников хватает ситуаций, где пригодится быстрота реакции, она, конечно, может быть не такой быстрой, как у школьника, который находится в сенситивном периоде ее развития, но тем не менее важно обладать и учиться обладать этими навыками в любом возрасте.

У детей в возрасте 5-7 лет мы не можем максимально развить быстроту реакции, но мы можем создать хорошие предпосылки, для развития этого, немаловажного жизненно, качества в будущем, а самое главное – разнообразить занятия физической культурой у ребят, добавляя игры и задания на развитие скорости реакции.

Способы и методы развития быстроты реакции.

Способы развития быстроты реакции не очень многообразны, но могут быть достаточно вариативными в применении.

Основным способом развития быстроты реакции является подача условного сигнала, с последующей реакцией на него занимающегося.

Для дошкольников являются актуальными упражнения на развитие быстроты реакции в игровой форме, в форме эстафет, командных игр, реакции на сигнал по ходу движения, с последующим действием по сигналу и др.

Способы применения методов развития быстроты реакции в условиях занятия по физической культуре

Игровой метод – является основным для дошкольников, поскольку дети в возрасте 5-7 лет лучше усваивают информацию и запоминают движения именно в игровой форме.

Пример игры: Дети бегут по кругу, по звуковой команде инструктора должны занять свободное место в середине круга, замереть изобразив какое-нибудь животное. Инструктор самостоятельно проходит по залу и дотрагивается, выборочно, до ребят, те «оживают» и говорят какое животное они изобразили, затем инструктор отходит, дает звуковой сигнал, и ребята снова бегут по кругу. Инструктора можно заменить на одного из ребят, который будет водящим.

Соревновательный метод – является не менее интересным для детей, чем игровой и позволяет дополнять или разнообразить занятие.

Пример: Дети строятся в одну шеренгу на лицевой линии зала, на противоположной стороне зала лежат обручи, которых по количеству меньше, чем ребят, по звуковому сигналу инструктора ребята должны побежать и занять свободный обруч быстрее других, кому не достанется обруч выбывает из игры. Игра продолжается до того момента пока не останется определенное количество ребят – 1, 2, 3… на усмотрение инструктора.

Повторный метод – этот метод является менее интересным для ребят, но его так же можно разнообразить, что обычная «повторка» превращается в веселую игру соревновательного плана.

Пример: инструктор делит группу на 2 или 3 команды, ребята строятся за лицевой линией зала, каждая команда в одну колонну. По команде инструктора те ребята, которые стоят первыми начинают выполнять какое-нибудь упражнение (прыжки на двух ногах, вращаясь вокруг своей оси), затем по условному сигналу инструктора выполняют ускорение до противоположной лицевой линии, затем возвращаются обратно. Как только первые убежали, следующие начинают сразу делать то же задание, что делали ребята перед ними, без команды инструктора.

Переменный метод – данный метод считаю наиболее актуальным для окончания подготовительной части занятия, когда ребята еще идут в одной колонне по кругу.

Пример: дети идут по кругу друг за другом, по условному сигналу (свистку) начинают бежать, по второму сигналу идут шагом. Инструктор может менять интервалы между сигналами то удлиняя интервал, то уменьшая.

Возможно существуют еще методы, для развития быстроты реакции, но эти четыре метода считаю наиболее актуальными и простыми в адаптации под дошкольников.

Данные способы являются примерными и могут применяться в различных дополнениях и вариациях, все только упирается в фантазию инструктора по физической культуре.

Заключение

Развитием основных физических качеств у дошкольников можно и нужно заниматься, естественно, делая поправку на возраст и способности того или иного возраста, например: мы не можем развивать силу у ребенка 5 лет используя приседания со штангой, или заставить бежать марафон 7 летнюю девочку, для развития выносливости и т.д.

Как гласит известная русская пословица: «Всему свое время» – действительно так, и задача инструктора по физической культуре это адекватно понимать и создавать предпосылки для развития тех или иных физических качеств в будущем, не пытаясь сегодня воспитать ультрамарафонца или тяжелоатлета, такие попытки могут быть чреваты травмами и задержками физического развития ребенка.

Развитием быстроты реакции на занятиях по физической культуре педагоги могут заниматься не опасаясь, что навредят ребенку, естественно, при соблюдении правил техники безопасности на занятиях по физкультуре.

В развитии быстроты реакции дети могут упражняться с самого младшего возраста (3-4 года), но занятия не будут для них такими интересными, как для детей 5-7 лет, в силу разницы в умственном и физиологическом развитии.

Список литературы

  1. «Теория и методика. физической воспитания и спорта» (Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, 2009)
  2. «Физиология человека» (А.С. Солодков; Е.Б. Сологуб., 1999)
  3. Интернет-ресурсы: https://studfile.net/preview/3355886/page:46/; https://www.fizkulturaisport.ru/fizicheskie-kachestva/bystrota; https://mirznanii.com/a/132347/koordinatsionnye-sposobnosti.

Источник