Упражнения на развитие просодики ребенка

Упражнения на развитие просодики ребенка thumbnail

Упражнения по развитию просодики:

По развитию дыхания:

  1. «Погреем ладошку». Руки, согнутые в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см ото рта. Дуть тёплым воздухом на ладони.
  2. Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными (ха-хи-хо).
  3. «Сдуй шарик». Стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.
  4. «Насос». Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.
  5. «Заморозим подбородок». Втянуть нижнюю  губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.    

По развитию ритмической организации высказывания:

  1. Логопед воспроизводит серию ударов по столу карандащом, с короткими и длинными паузами, а затем просит повторить ребёнка за ним.
  2.  «Кулачки». Вытянуть руки вперед. Сопровождаем проговаривание скороговорки, сжиманием кистей рук в кулачки. Ритм сжимания соответствует ритму произношения скороговорки. (На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.)
  3. «Хлопки». Прохлопать ритм скороговорки. (Мама мыла Милу мылом.)
  4. «Ритмические импровизации». Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.
  5. «Перемена ритма». По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.

По развитию темповой организации высказывания:

  1. Произнести слоговые ряды с разным темпом: На “з, зь” – (зы – зэ – за – зо – зу – зы), (зи – зе – зя – зё – зю – зи).
  2. Медленное проговаривание скороговорок. ( Ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.)
  3. «Часы».

     Тик-так, тик-так.
Часы большие так идут.
(Хлопают и говорят медленно.)
Тики-таки, тики-таки-
Маленькие так бегут.
(Хлопают и говорят быстро.)

  1. Произнести в разном темпе.

     Сидел воробей на сосне,

Заснул и свалился во сне.

 Если б он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

  1. Придумывание предложений и проговаривание их в разном темпе (одно предложение быстро, другое медленно).

По развитию интонационной выразительности речи:

  1. Прочитайте предложения. Подумайте, как нужно расставить логические ударения. Какие слова в предложениях помогли правильно это сделать?

Вы сегодня приедете или кто другой?

Вы сегодня приедете или завтра?

Вы сегодня приедете или не приедете?

  1. Развитие умения сказать фразу с различной интонацией вопросительной, восклицательной, повествовательной. (Сегодня 11 ноября.)
  2. Определение картинки символа, соответствующей высказыванию. (Какое сегодня число?)
  3. Хлопни в ладоши тогда, когда услышишь вопросительную интонацию.
  4. Развивать умение выделять ударный звук в слове.

По развитию голоса:

  1. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Была тишина, тишина, тишина.

Вдруг грохотом грома сменилась она!

И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит! Уже барабанит!

  1. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.
  1. Прочитайте стихотворение в заданном темпе:

Еле-еле, еле-еле – – -(медленный темп)
Завертелись карусели. – – -(медленный темп)
А потом, потом, потом – – -(средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! – – -(быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, – – -(очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! – – -(очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите – – -(средний темп)
Карусель остановите. – – -(средний темп)
Раз, два, раз, два – – -(медленный темп)
Вот и кончилась игра. – – -(медленный темп)

  1. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: “Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали… быстро ехали… быстро ехали”.      
  1. Усиление и ослабление голоса от беззвучной артикуляции до громкого произнесения.

Источник

Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрическим компонентом (игровые упражнения).

В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития. Эта проблема требует поиска путей оптимизации развивающей среды с учетом типологических и индивидуальных особенностей их онтогенеза. У детей, имеющих диагноз «дизартрия», наблюдается несформированность как фонетической, так и просодической сторон речи. Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация).

Необходимо  реализовывать следующие задачи по развитию голоса:

  • формировать правильное дыхание;
  • формировать звонкий, сильный голос;
  • формировать плавность и слитность произношения;
  • развивать методико-интонационную сторону речи;
  • формировать навык владения голосовыми модуляциями;
  • развивать слуховой контроль.

В подготовительный и первый период коррекционная работа по развитию голоса строится на правильно произносимых гласных и согласных звуках. Начинаем с постановки правильного дыхания. Работу по формированию дыхания проводим в определенной последовательности:

  • формирование правильного нижнереберного дыхания по подражанию
  • дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания)
  • развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.

Для развития нижнереберного дыхания и нижних резонаторов делаем такие упражнения:

  1. Ложимся на живот, руки за голову, на выдохе произносим «ф», животом отталкиваясь от пола.
  2. Руки на поясе, произносим «ф» на выдохе и стараемся животом разорвать руки.
  3. Правое колено к левому локтю – выдох «ф», и наоборот.
  4. Наклоняемся – выдох «ф».
Читайте также:  Заведующий центром развития ребенка

Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Вырабатывается нижнерёберное, диафрагмальное дыхание.

Предлагаются детям следующие упражнения.

«Листья шелестят» 
Детям раздаются полоски тонкой зелёной бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу: «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.

«Снежинки летят» 
На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу: «Снежинки летят».

Развитие мимических мышц строится на использовании естественных движений в игровых ситуациях:

  • «Плакса» – зажмуривание глаз;
  • «Мы удивились»- приподнимание и опускание надбровных дуг;
  • «Надуем шарик»- надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
  • «Тигренок»- оскаливание зубов;
  • «Упрямые бараны»- нахмуривание мышц лба;
  • «Веселый клоун»- улыбнуться и т.д.

Для правильного голосоведения большое значение имеет артикуляция. Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводим упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Например:

  • «Нашинкуем язык» – покусывая язык, постепенно высовывать его 4-8 раз.
  • «Лошадки цокает копытцем»- пощелкивание языком, меняя размеры и конфигурацию рта цокает далеко – близко, громко – тихо, маленькая-большая лошадка, грустно-весело, задумчиво, игриво.
  • «Футбол» – движение языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки.
  • «Иголочка» – протыкать языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки несколько раз.
  • «Щеточка» – проводить языком между деснами и губами – чистить зубы языком.
  • «Прятки» – чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов. «Обиделись» – вывернуть нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение.

Позднее детям предлагаются задания, в которых артикуляционные позы сочетаются с движением разных частей тела.

Основной задачей в работе над силой голоса – сформировать умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации: громко отвечать на занятиях, умеренно – в группе. Используем следующие приемы работы:

  • произнесение изолированных гласных звуков ( шепотом, тихо, громко);
  • произнесение согласных звуков с постепенным усилением и ослаблением голоса ( используем схемы ↑ ↓ ↑ ↓ ↑);
  • произнесение слогов, звукоподражаний и звукосочетаний с различной громкостью;
  • произнесение коротких фраз с разной силой голоса;
  • воспроизведение чистоговорок, поговорок и загадок громко, умеренно и тихо;
  • чтение стихов, потешек и считалок с различным уровнем громкости и сменой силы голоса;
  • выполнение установки – читать стихотворение громко или тихо;
  • повышение и понижение громкости голоса в зависимости от содержания текста сказки или рассказа.

Примерные игровые задания, которые мы используем на занятиях.

  • «Певцы» (пение гласных звуков).
  • «Паровозик» (пение гласного – у -, далеко – близко).
  • «Кукла спит» (гласный – а -, укачай куклу).
  • «Учим мишку петь» (гласные звуки).
  • «Строим домик» (тук – тук – тук).
  • «Играем на барабане» (та – та – та, да – да – да, та – да – та – да).
  • «Вьюга». (Пришла зима. Налетела вьюга, завыла: у – у – у, застонали берёзы: м` – м` – м` (мягко, высоко), тополя: м – м – м (громко, тяжело)).
  • «Угадай, чей это голос – мамы или детёныша».
  • «Песня вьюги, ветерка» (произнесение звука – у – громко в одной тональности, не меняя силы звучания, затем тихо, с переходом от тихого голоса к громкому без паузы).
  • «Забиваем гвозди» (произнесение слогов с ударением на последнем слоге: та – та – та – тан, га – га – га – ган).
  • «Эхо» (рассказ стихотворения с заданной силой голоса, с соблюдением нужного темпа и ритма).
  • «Разговор кошки с хозяйкой» (покажите, как кошка просит молоко, как поет песенку: мяу – мяу (весёлым, радостным голосом).
  • Проговаривание междометий «Ай!», «Ой!», «Ах!», «Ох!» (удивлённо, сердито, весело и печально).

Формированию вокальной артикуляции способствуют чтение двустиший, четверостиший. При чтению в двух регистрах (высоком и низком) необходимо использовать образные сравнения, которые соответствуют фальцетному звучанию и грудному. Например: «говорим как маленький котёнок» или «как кошка – мама», или «как большая добрая корова» и т.д. Двустишия и четверостишия разбиты на группы для различных гласных: о, а, у, и, е. На начальном этапе необходимо вырабатывать навык тянуть округлые гласные – о, а, у. И лишь после того, как появиться навык открывать рот и тянуть эти гласные, можно включать двустишия и четверостишия, содержащие гласные и и е. При проговаривании должны тянуться только гласные, на которые приходиться ударение. Например: «О» Кошка смотрит за окошко.

Для активизации резонаторных зон используется резонаторный массаж. (Постукивание пальцами рук по частям тела)

  1. Постукивание по груди – звучим «м».
  2. Лоб от центра к вискам – звучим «м, н, ми, ни».
  3. Крылья носа – зажимать и отпускать ноздри «м – м – м».
  4. Постукивать над верхней губой «ви – ви – ви».
  5. Постукивать над нижней губой «зи – зи – зи».
  6. Постукивать по второму подбородку ребром ладони «м – м – м» (губы сомкнуты, челюсти разомкнуты).
  7. По спине в области лопаток – звучим «м – м – м».
  8. Кончик языка между губами – звучим «м – м – м».

Развитию диапазона детского голоса способствуют такие упражнения, как:

  • работа над скороговорками, следуя за чёткой артикуляцией, вначале в медленном темпе, а потом в обычной разговорной манере;
  • использование слов и стихотворных текстов – голос при этом движется, как по лестнице – живот, грудь, ротовая полость;
  • сомкнуть зубы и выговаривать словосочетания и скороговорки за счёт губ, а затем свободно;
  • озвучка: один произносит без голоса знакомые скороговорки, а другой синхронно озвучивает;
  • пение отдельных слогов – «ма, мо, му, на, но, ну» по хроматической гамме в наиболее удобной для ребёнка тональности на опоре дыхания и в «маске»;
  • пение несложных мелодий, в которых сначала пропеваются только гласные, а затем все полностью.
Читайте также:  Процесс развития личности ребенка обеспечивается

Работа над голосом с дошкольниками – один из важных разделов работы над устной речью. Формирование у детей внятной устной речи неразрывно связано с формированием навыков пользования голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.

Благодаря занятиям по формированию просодической стороны речи и голоса у 92% детей происходит восстановление взаимосвязи между дыханием и звучанием, получение громкого, звонкого звучания голоса и закрепление этого в самостоятельной речи ребёнка.

Источник

Картотека упражнений для коррекции просодической стороны речи

Упражнения на развитие силы голоса

«Вьюга»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Оборудование: сюжетная картинка «Вьюга».

Описание игры: педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу педагога «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у…; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга закончилась» замолкают.

Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.

«Гудок»

Цель: та же, что и в предыдущей игре.

Описание игры: дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.

Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.

Упражнения на развитие восприятия тембра голоса

«Угадай-ка»

Цель: закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.

Описание: педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.

«Назови ласково»

Цель: закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивно речи.

Описание: детям предлагается повторить за педагогом фразу с интонацией завершённости, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые», например фраза-образец «У лисы пушистый хвост» должна звучать так: «У лисички пушистенький (или допускается «пушистый») хвостик».

Упражнения на развитие восприятия речевого темпа

«Осенние листочки»

Цель: формировать представление о темпе («быстро», «умеренно», «медленно»).

Материал: красные («медленно»), желтые («умеренно») и зеленые («быстро») кружки.

Описание: детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна.

Игра повторяется несколько

«Барабанщик»

Цель: побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

Материал: «барабанчики» – осязательные «коврики» размером 18×25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.

Описание: педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.

Упражнения на развитие восприятия мелодико-интонационной стороны речи

«Дирижеры»

Цель: формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Материал: «дирижерские» палочки (по количеству детей).

Описание: педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

«Просьба»

Цель: закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспрессивной речи.

Описание: по образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», «Замечательно сделал!» и т.д..

Игровые упражнения на развитие интонационной окраски речи

«Мимический веер»

Цель: упражнения на внешнее проявление эмоций и интонирование фраз. Описание: дети повторяют предложенную или самостоятельно составленную фразу с выбранной на веере или заданной педагогом интонацией.

 «Подслушанный разговор»

Описание: на картинках изображены листочки (снежинки и др.) со схематичным рисунком различных эмоциональных состояний. Дети рассматривают их, узнают и рассказывают, о чем думают или что чувствуют.

Список используемой литературы

  1. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 2005.
  2. Власова Т.М. Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 1996.-240с.: ил.
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, стр.158.

Источник

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение. Формирование чувства ритма у детей, имеющих различные речевые нарушения, является одной из наиболее важных и в то же время сложных коррекционных задач.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка в год и два месяца

Уважаемые коллеги, предлагаю вам комплекс упражнений для развития координации движений и речи. Эти упражнения представляют интерес для логопедов, не владеющих музыкальным инструментом. Их можно использовать не только на логоритмических занятиях, но и для проведения физкультминуток во время логопедических занятий. Игры на развитие чувства ритма создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, развивают правильное ровное дыхание, способствуют формированию правильной слоговой структуры, подготавливают ребенка к работе над ударением и интонационной выразительностью речи.

«Этот забавный ритм»

1. Игра «Веселые фигурки»

Ребенку предлагается рассмотреть определенный ритмический рисунок, проанализировать его и прохлопать или простучать. Сначала предлагаются простые ритмические рисунки в виде изображений палочек, различных геометрических фигур, точек и т. д. или отдельных фигурок, расположенных на разном расстоянии друг от друга. Необходимо объяснить ребенку, что увеличенные расстояния между предметами означают паузы.

Игра Веселые фигурки

2. Игра «Самый внимательный»

После отработки простых ритмических рисунков задания усложняют, добавляя в ритмическую цепочку изображения или фигурки разной величины. Необходимо объяснить ребенку, что маленькие точки (или низкие палочки и т. д.) означают тихий звук, а большие – громкий.

Игра Самый внимательный

Ритмические рисунки осуществляются с помощью хлопков, притопов, различных шумовых и музыкальных инструментов (деревянные ложки, игрушечные молоточки, погремушки, бубны, металлофоны и т. д.)

игрушечные молоточки

3. Игра «Ушки на макушке»

Взрослый прохлопывает или отстукивает определенный ритмический рисунок, ребенок повторяет.

4. Игра «Самый внимательный»

Взрослый прохлопывает или отстукивает ритмический рисунок, ребенок выкладывает его с помощью предметных картинок.

Игра «Самый внимательный»

5. Игра «Повторяйка»

В упражнения вводят стихотворные тексты.
Используется проговаривание чистоговорок в определенном ритме с использованием хлопков, шлепков, притопов, например:

Са-са-са – прилетела к нам оса
Сы-сы-сы – у кошки есть усы

6. Игра «Перекладка»

Упражнения с перекладыванием предметов по одному, например: из одной корзинки в другую переложить предметы по одному на каждое слово, проговаривая стихотворный текст в ритм, например: Шел Егор через двор, нес топор чинить забор и др.;

Игра «Перекладка»

7. Игра «Раз ладошка, два ладошка»

Упражнения с перекладыванием из ладошки в ладошку различных предметов, например: мячиков-попрыгунчиков, грецких орехов, других мелких предметов, проговаривая стихотворный текст, например: Укусила кису муха и болит у кисы ухо и др.;

Раз ладошка, два ладошка

7.1. Игра «Покатушки»

Упражнения с перекатыванием небольших мячиков (попрыгунчиков) по столу от правой ладошки к левой, проговаривая стихотворный текст в определенном ритме, например: Мама Милу с мылом мыла, в глаз попало Миле мыло и др.

Игра «Покатушки»

8. Игра «Веселая дорожка»

Упражнения с ходьбой: на полу разложены цепочкой картонные листья, следы и т. п., ребенок наступает на листья и проговаривает стихотворения, по одному слову на каждый лист, например: У бабушки нашей хватает забот, для Тани с Наташей и вяжет и шьет и др.

Игра «Веселая дорожка»

9. Игра «Быстрые мячики»

Упражнения с перебрасыванием мячей: ребенок и взрослый становятся напротив друг друга и, проговаривая стихотворение, одновременно перебрасывают друг другу мячи на каждое слово (усложненный вариант-дети перебрасывают мячи друг другу), например: Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он и др.

Игра «Быстрые мячики»

10. Игры на отработку ритмического ряда «Умные ладошки»

Взрослый задает определенный ритмический рисунок, под счет раз-два-три, раз-два-три-четыре и т.д., задействовав различные движения ладоней, дети повторяют, например: кулак-ребро-ладонь, кулак-ладонь, кулак-ладонь, хлопок-хлопок-хлопок и т.д.

Игры на отработку ритмического ряда

11. Игра «Продолжай цепочку»

Дети становятся в круг, начинает игру взрослый, он задает начало ритмического рисунка – хлопок, притоп, первый ребенок продолжает цепочку – хлопок, притоп, хлопок, второй ребенок – хлопок, притоп, хлопок, притоп и т.д. все дети.

12. Игры с пальчиками

Использование пальчиковой гимнастики: взрослый проговаривает стихотворный текст и показывает различные движения пальцами в определенной последовательности и определенном ритме.

Игры с пальчиками

Например: пальчиковая гимнастика «Строим дом»

Целый день тук да тук, (руки ставим поочередно то на ребро, то на ладонь)
Раздается звонкий стук. (хлопки)
Молоточки стучат, (кулачки стучат друг по другу поочередно)
Строим домик для зайчат, (ребра рук становятся на столе то параллельно друг другу, то перпендикулярно)
Молоточки стучат, (кулачки – друг по другу)
Строим домик для бельчат, (ладони рук округлены, подушечки пальцев обеих рук соединяются друг с другом)
Вот какой хороший дом, (ребро – ладонь)
Славно жить мы будем в нем! (хлопки)

13. Игра «Найди картинку»

Перед детьми несколько картинок с ритмическими рисунками, взрослый прохлопывает или отстукивает ритмический рисунок, дети находят картинку с данным рисунком.

Картинки с ритмическими рисунками

14. Игра «Волшебное пианино»

На первом этапе ребенок проговаривает или пропевает простые ритмические рисунки, нажимая пальцами на пуговицы, наклеенные на мочалку: раз-два, раз-два-три и т.д.

На втором этапе задание усложняется: ребенок проговаривает стихотворный текст или пропевает простую песенку, нажимая пальчиками в определенном ритме на пуговицы – «играет» на пианино, например: ла-ла-ла, ла-ла-ла, Мила в лодочке плыла и др.

Игра Волшебное пианино

Необходимо отметить, что для данных игровых упражнений:

  • стихотворный материал нужно подбирать так, чтобы наилучшим образом соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, туловища;
  • длина строки – лучше всего средняя, так как к ней легче подобрать соответствующее движение;
  • в стихотворном материале должен присутствовать сюжет;
  • стихотворные тексты должны быть разнообразными и часто меняться, чтобы поддерживать у ребенка интерес к определенному виду деятельности;
  • речевой материал необходимо подбирать с учетом возрастных и речевых возможностей ребенка.

Также по теме:

Источник