Упражнения на развитие особого ребенка
Обычные дети от природы «запрограммированы» на обучение и развитие. Они живо откликаются на все новое, пробуют, рискуют, у них есть внутренние стимулы, которые помогают им двигаться вперед. Ребенку же с нарушениями развития — независимо от его диагноза — необходима дополнительная стимуляция, помощь со стороны взрослых, чтобы осваивать новые навыки и исследовать мир.
Для того чтобы эта помощь была действительно эффективной, родителям стоит учесть несколько важных принципов взаимодействия с таким ребенком. О них рассказывает Сара Ньюмен, которая сама вырастила сына с нарушениями развития и написала одно из лучших практических руководств в этой области — «Игры и занятия с особым ребенком».
1. Давайте ребенку больше времени для ответа, чем вам кажется достаточным
Задавая ребенку вопрос, все родители ждут некоторое время ответа. Они делают это бессознательно. Исследования показали, что «время ожидания» у большинства из них примерно одинаково. Однако ребенку с особыми нуждами требуется больше времени, поэтому родителям следует ждать дольше, чем подсказывает инстинкт.
Дети с церебральным параличом испытывают затруднения в управлении лицевыми мышцами: чтобы ответить улыбкой на улыбку, им требуется время. Когда, играя с ребенком, вы ожидаете от него словесного ответа, улыбки или иной реакции, подождите столько, сколько подсказывает вам интуиция, а затем сосчитайте про себя до десяти. Не торопите ребенка. Будьте терпеливыми.
2. Настойчиво повторяйте свои слова и действия
Чтобы добиться от ребенка понимания и отклика, возможно, придется повторять снова, снова и снова. Вы можете чувствовать, что пытаетесь прошибить головой стену, но рано или поздно настойчивость принесет свои плоды.
3. Привлекайте внимание ребенка
Одно из тяжелейших испытаний для родителей связано с недостатком отзывчивости, который часто проявляют дети с особыми нуждами. Чрезвычайно тяжело постоянно отдавать ребенку любовь, время, внимание и заботу и ничего не получать взамен. Все, что вам остается, — не сдаваться и продолжать любить его. Рано или поздно вы получите свою награду, пусть и скромную.
Чтобы привлечь внимание ребенка, когда вы собираетесь с ним играть или заниматься, прежде всего сделайте что-то неординарное, не похожее на то, к чему он привык. Попробуйте сделать свое лицо «интересным», нескучным для ребенка. Вы можете, например:
- Широко и часто улыбаться.
- Строить рожицы — морщить нос, поднимать брови.
- Издавать забавные звуки.
- Надеть на себя что-то необычное: экстравагантную шляпу, необычные очки (очень большие, цветные, фигурные), большие яркие серьги, «клоунский» нос, маску.
- Раскрасить лицо.
Еще вы можете легонько подуть ему в щеку. Или даже просто сидеть очень тихо и неподвижно. Перемена в поведении может привлечь больше внимания, чем бурная активность. Никогда не заставляйте ребенка силой смотреть на вас, как бы трудно и долго он ни шел на контакт.
4. Задействуйте все его органы чувств
Большинство детей с особыми нуждами легче познают новое, если взрослые стараются задействовать все их органы чувств. Это особенно важно для детей с нарушениями восприятия, но очень полезен мультисенсорный подход и для тех, кто страдает недостатком коммуникативных навыков.
Запомните фразу: «Услышал, увидел, сделал!» Вместо того чтобы просто рассказывать ребенку о каком-то предмете, включите и другие способы восприятия. Если речь идет о фруктах, покажите ему фрукты, дайте их подержать, понюхать, поиграть ими и попробовать. Реальный предмет воспринимается гораздо легче, чем картинка в книжке.
Многие дети лучше воспринимают зрительные образы, чем слова. Поэтому недостаточно просто показать или рассказать ребенку, что вы делаете, он должен сам попробовать выполнить то же действие. Можно использовать метод «рука в руке» — взять руки ребенка в свои и помочь ему.
Даже взрослые нередко сталкиваются с этим: слушая объяснение, мы, кажется, все понимаем, а через пять минут все сказанное улетучивается из памяти. Гораздо лучше запоминается то, что мы видели, или пробовали сделать сами, или записывали, — словом, когда усвоение сопровождается действиями, помогающими закрепить новые сведения в памяти.
Используйте:
1. Игрушки, на которые интересно смотреть (ярко раскрашенные, игрушки с мигающими лампочками, мыльные пузыри, разные фонарики и необычные светильники).
2. Физические движения. Качайте ребенка на коленях, щекочите, обнимайте, катайте по кровати, кружите вокруг себя, подбрасывайте и ловите, прыгайте вверх-вниз с ребенком на руках.
3. Звуки. Играйте на музыкальных инструментах и пойте любимые песни. Играйте с ребенком на ксилофоне, используйте «звучащие» игрушки, берите его на концерты, слушайте с ним уличных музыкантов.
4. Запахи. Попробуйте сделать «ароматные коробочки». Возьмите несколько маленьких коробочек, например из-под драже «Тик-так», наполните их пахучими веществами (специями, кофе, чаем, измельченными апельсиновыми корками) и давайте ребенку понюхать. Используйте масла для ароматерапии.
5. Осязание. Давайте ребенку ощупывать предметы, изготовленные из материалов, вызывающих различные тактильные ощущения: гладких (шелк и бархат), грубых, колючих (щетка для волос), холодных, теплых, твердых (камень), мягких (мех) и т.п.
5. Будьте последовательны и предсказуемы в своих действиях
Дети любят четкий режим дня и постоянство окружающей обстановки, потому что хотят понимать, что происходит вокруг них, и уметь предсказывать события: это дает им чувство уверенности и безопасности.
Если ребенок страдает нарушениями восприятия или недостатком коммуникационных навыков, ему может быть трудно понять, что происходит вокруг. Тем более важно организовать его жизнь по принципу четкой повторяемости и постоянства.
Избегайте резких перемен в обстановке: например, если у ребенка нарушено зрение, не меняйте и не переставляйте мебель в квартире. Будьте последовательны и постоянны в своих реакциях на поведение ребенка (особенно дурное).
Создайте для него расписание: ребенок должен вставать, ложиться, обедать в одно и то же время. Соблюдайте четкие правила поведения: например, «есть и пить можно только сидя за столом». Однако расписание не должно мешать жить, поэтому некоторые вариации в нем допустимы и даже необходимы, чтобы предотвратить нездоровую фиксацию на расписании, свойственную некоторым детям.
6. Обобщайте приобретенные навыки
Слова «ребенок свободно владеет таким-то навыком» означают, что он способен выполнять требуемое действие не только со своими игрушками, но и с незнакомыми предметами, не только дома с родителями, но и в незнакомой обстановке и перед посторонними людьми. В частности, врачи и психологи всегда проверяют успехи ребенка именно таким образом.
Если родители сообщают, что ребенок научился подбирать предметы по цвету, он должен продемонстрировать свое умение не только с тем набором, на котором тренировался дома, но и с незнакомыми вещами. Чаще давайте ему возможность проверить себя: предлагайте незнакомые предметы для игры, побуждайте играть в разной обстановке.
7. Не «застревайте» на одном навыке
Родители часто фиксируются на каком-либо одном умении и развивают его так старательно, словно от него зависит жизнь ребенка. Это может произойти оттого, что окружающие постоянно спрашивают: «А он уже сидит?», «Ну как, он уже пошел?» или может быть связано с собственными представлениями родителей о том, что для ребенка наиболее важно.
В любом случае, подобное «застревание» вредно. Ребенок — целостная личность, его навыки развиваются сложным путем, во взаимодействии друг с другом, и трудно изолировать какое-то одно умение от остальных.
Ребенок должен чувствовать, что его занятие — важное дело, которое необходимо закончить
Например, чтобы положить предмет в коробку, ребенок должен овладеть и физическими навыками — умением брать и отпускать предмет, и интеллектуальным навыком — способностью сопоставить размеры коробки и предмета. Изучение одного навыка может оказать благоприятное воздействие на освоение других, даже если связь между ними не очевидна. Развитие навыков общения помогает ребенку лучше понимать чувства и реакции людей и, таким образом, влияет на поведение.
8. Всегда доводите дело до конца
Если вы просите ребенка выполнить какое-то задание, а он не хочет или не может этого сделать, сделайте это за него, сказав, например: «Хорошо, тогда мама сделает». Ребенок должен чувствовать, что его занятие — важное дело, которое необходимо закончить. Если вы просто пожимаете плечами и переходите к чему-то другому, у ребенка возникает впечатление, что его успех по-настоящему никому не нужен.
Читайте также
«Степа у меня единственный ребенок, мне не с чем было сравнивать. Я все принимала как есть. Например, одна знакомая мама организовывала домашние музыкальные занятия. Степа никогда ни в чем не участвовал, ни за кем не повторял, на детей не обращал внимания. Сейчас-то я понимаю, что все это были признаки. Но тогда мне просто казалось, что у меня необщительный ребенок. А что не разговаривает — ну так мальчики всегда позже начинают».
Пожалуй, каждая пара мечтает о здоровых и счастливых отношениях. Но почему одни союзы способны преодолеть любые трудности, тогда как другие распадаются при первом же столкновении с препятствиями? Шансы на долговечный брак значительно повышаются, если оба супруга обладают определенными качествами, уверен коуч и консультант по личностному развитию и искусству отношений Кит Дент.
Источник
Как заниматься с особым ребенком в домашних условиях |
Все родители хотят, чтобы их дети росли и развивались, постоянно приобретая новые полезные навыки.
Успешнее всего ребенок с нарушениями в развитии приобретает новые навыки в интересной игре, где он может проявить самостоятельность и инициативу.
v *При организации домашних занятий с особым ребенком тщательно продумывайте каждый шаг и творчески подходите к выбору упражнений, выстраивая их в игровой, доступной для него форме, при необходимости оказывая помощь ребенку.
*Несколько раз в день, по 10-15 мин. играйте с ребенком дома, в специально отведенном месте, оборудованном в соответствии с его проблемами и нуждами, где в поле его зрения будет ограниченное число игрушек.
*Определите для себя цели и задачи, которые вы ставите в данной игре для формирования у ребенка определенных умений и навыков.
*Начинайте занятие с тех заданий, которыми ребенок уже овладел, и постепенно вводите новые упражнения, но не больше одного.
*Не забывайте поощрять старательность ребенка, даже если его попытки справиться с заданием были неудачными, показывайте, как вы радуетесь, когда он правильно выполняет упражнение.
*Демонстрируйте ребенку свою уверенность в том, что он справится с заданием, не торопите его действия, дайте ему время на обдумывание ответа.
*Делайте ребенку простые короткие указания, содержащие не более 10 слов, избегайте многословия.
*Для одних и тех же событий или действий используйте одинаковые слова, что поможет ребенку научиться выполнять простые указания.
*При успешном выполнении задания предложите ребенку применить полученные навыки в домашней обстановке. Планируйте для него виды деятельности, в которых он мог бы закрепить приобретенные умения.
*Всегда доводите до конца выполнение упражнения или задания, не прерывайте занятия.
*На одном занятии ограничьтесь выполнением одного нового упражнения или задания.
*Старайтесь приучать ребенка к самостоятельным действиям в играх и на занятиях, что поможет ему в обыденной жизни быть, более независимым от помощи взрослого.
Помните:ваше регулярное общение с особым ребенком будет способствовать развитию у него познавательных процессов, формированию новых ,необходимых умений и навыков.
В домашних занятиях с ребенком главной предпосылкой и основой успеха становится непосредственное регулярное общение его с матерью, роль которой в обучающем процессе высока.
*Всегда выполняйте предварительно сами свои действия, которым вы хотите научить ребенка,
повторяя их несколько раз.
*Описывайте словами каждое действие, необходимое для выполнения поставленной задачи,
пусть ребенок внимательно наблюдает за вами.
* Постарайтесь выстраивать домашние занятия в удобном для обучения порядке – от простого к сложному.
* По мере освоения ребенком новых навыков постепенно уменьшайте свою помощь,
предлагайте ему более сложные задания, побуждая к освоению более трудных действий.
*Создавайте благоприятные условия для развития инициативы и игровой активности малыша.
*Занимаясь с особым ребенком, всегда помните о вреде перегрузки во время занятий, которая
может отрицательно сказаться на его нервной системе; старайтесь, чтобы домашние задания
приносили детям радость и пользу для их дальнейшего развития.
Как считают специалисты, семья не должна становиться «отделением» школы, не следует уделять слишком много времени обучению детей в ущерб детским играм. Это может привести к умственной пассивности ребенка.
Ребенок с нарушениями в развитии, так же как и здоровый, обучается в самостоятельной игре.
Литература: Раздаточный материал. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями. Выпуски 1 – 6./ Сост. Е.П. Арнаутова, К.Ю. Белая, Е.Ю. Колобаева, А.А. Фомина (Программа «Московская семья – компетентные родители»). М.: Школьная Пресса. 2011. – 224с.
Источник
Светлана Коссе
Тренинг для педагогов «Мир особого ребенка»
Автор: Коссе Светлана Федоровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад № 6 «Рябинка»
Населённый пункт: город Нягань Тюменская область
Наименование материала: тренинг для педагогов
Раздел: Работа с детьми с ОВЗ
Тренинг для педагогов «Мир особого ребенка…»
Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить педагогов с особенностями детей с ОВЗ,
• способствовать учету этих особенности при организации учебно-воспитательного процесса.
• представить рекомендации «Особенности организации работы с детьми инвалидами и с ОВЗ.
Развивающие:
• развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ.
• развивать позитивное отношение к себе.
Используемые формы и методы: метод проблемного изложения материала, частично-поисковый метод, тренинговые упражнения направленные на эмоциональный подъем, снижение напряжения, сплочение.
Целевая группа: педагоги ДОУ
Оборудование: магнитная доска, макет солнца, лучи солнца (бумажные, бумага, карандаши и ручки, фломастеры, маркеры, заготовленная схематичная фигура мальчика вырезанная из ватмана без улыбки (сделать отдельно улыбку и на двухсторонний скотч, проектор, релаксационная музыка.
Подготовительная работа: подготовка помещения, материалов для работы, памяток по особенностям детей с ОВЗ, рекомендаций педагогам для работы с детьми с ОВЗ.
Ход проведения мероприятия
1. Организационный момент.
Психолог: Добрый день, уважаемые педагоги! Рада присоединиться к своим коллегам специалистам и продолжить работу на нашем педсовете. Надеюсь на плодотворную работу и на то, что каждый сегодня уйдет с определенным багажом информации. Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы поговорить о детях с особенностями развития, и об отношении к ним.
2. Вступительная часть.
Психолог (зачитывает стихотворение):
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
Разминка. Упражнение «Передай импульс»
Предлагаю перед активной работой немного зарядиться энергией. Давайте создадим большой круг. Закройте глаза, представьте радостное солнце, свежий зеленый лес, нежный ветерок играет в ваших волосах, улыбнитесь. Почувствуйте, как Вы заряжаетесь от энергии природы. А теперь, возьмитесь за руки. Сейчас спокойно, уверенно начнем передавать импульс радости, духовных сил друг другу. Вот мы с вами образовали круг добра и энергии. Встряхните руки и активно выдохните, на счет «Три». Раз, два, три! Замечательно! (релаксационная музыка)
3. Основная часть.
Психолог: Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка. А работа с детьми, у которых есть какие либо нарушения в развитии вдвойне сложна. Для того, чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей необходимо принять их такими, какие они есть. Но для начала следует принять себя.
Упражнение «Солнце способностей»
Цель: осознание собственных способностей.
Задача участников создать солнце своих способностей. Каждому раздаются лучики. Участники пишут на них свои качества, способности, умения, которые им помогают в работе с детьми. Затем каждый приклеивает свой лучик к общему солнцу.
Вопросы для обсуждения
— Кто испытывал неловкость, затруднения?
— Узнали ли вы что-то новое о своих коллегах?
Психолог: Большой «багаж» способностей мы с вами собрали. Пусть это солнце греет нас всё занятие и помогает в работе. После того, как вы приняли себя со всеми своими недостатками, а тем более способностями можно двигаться дальше.
Обратите внимание, на доске представлена схематичная фигура ребёнка, который олицетворяет всех детей с ограниченными возможностями здоровья, и зовут его ОВЗейка! Он нас будет сопровождать на период тренинга.
Упражнение «Погружение»
Родился он долгожданным и желанным. Мама и папа его очень любят, но так случилось, что он не такой, как все. (Пауза). Особый. Он плохо слышит, у него текут слюни, ещё он много прыгает на месте, улыбается и говорит что-то не понятное нам взрослым, желая при этом увидеть искорку понимания. Он не умеет играть с детьми, общаться со взрослыми, но ему так хочется этому научится и быть рядом с нами. В этот мир он пришел таким не понятным и сейчас он с нами.
Сейчас, я предлагаю, по кругу, каждому из нас ответить на вопрос:
Какое чувство родилось у вас при встрече с ОВЗейкой (или с похожими детьми?
Психолог: Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: “дети с проблемами”, “дети с особыми нуждами”, “нетипичные дети”, “дети с трудностями в обучении”, “исключительные дети”. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Упражнение «Поводырь»
Участники разбиваются на пары, и внутри каждой пары решается, кто будет ведущим, а кто ведомым. Ведомый закрывает глаза и при помощи ведущего ходит по комнате, слушая его команды, дотрагивается до различных предметов. По окончании участники меняются ролями.
Обсуждение: Скажите, уважаемые коллеги, когда вы с закрытыми глазами двигались по залу, какие ощущения вы испытывали? Комфортно ли было ходить с закрытыми глазами? Дети с ОВЗ испытывают подобные ощущения, попадая в новые изменённые условия ДОУ, и поэтому нуждаются в особом внимании и поддержке с вашей стороны, уважаемые педагоги.
Упражнение «Трудности»
Каждый из нас в своей профессиональной деятельности сталкивается с детьми, имеющими ограничения возможностей по здоровью, инвалидами. Что вы можете сказать о них, есть ли у вас какие-то опасения связанные с этой категорией детей, какие именно?
Попадая в условия ДОУ, дети с ОВЗ испытывают целый ряд трудностей, которые им необходимо преодолевать с помощью взрослого для успешной адаптации и социализации в коллективе, где обучаются нормированные дети.
Следующее упражнение поможет нам представить и перечислить трудности детей с ОВЗ связанные с процессом освоения программы, с общением со сверстниками и взрослыми. Каждый по очереди называет определённую трудность, педагог-психолог рядом с фигурой в столбик записываются все предлагаемые варианты ответов.
Итак, подведём итоги.
У детей с ОВЗ в процессе освоения программы и в общении со сверстниками часто встречаются следующие затруднения:
1. очень низкий темп выполнения заданий;
2. постоянная нужда в помощи взрослого;
3. отсутствие мотивации к познавательной деятельности
4. низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. низкий уровень развития речи, мышления (классификация, сравнение, аналогии);
6. трудности в понимании инструкции;
7. нарушения координации движений;
8. низкая самооценка и повышенная тревожность;
9. высокий уровень психомышечного напряжения;
10. низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
Психолог: Различные авторы выделяют разные классификации видов ОВЗ у детей. В нашем ДОУ чаще всего встречаются дети РАДА, дети с нарушением интеллекта, и дети с нарушением слуха, дети с нарушением зрения, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. И сейчас с вашей помощью мы познакомимся с особенностями этих детей.
Упражнение «Портрет ребенка с ОВЗ»
Цель: Понимание особенностей ребенка с ОВЗ и способы работы с ним.
Участникам предлагается разделиться на группы. Каждая группа получает памятку, на которой даны особенности ребенка. Задача представить портрет остальным участникам в произвольной форме.
Психолог: Молодцы! хорошо! Давайте похвалим себя за проделанную работу.
Упражнение «Погладь себя по макушке»
Цель: Эмоциональный подъем.
Ведущий. Погладьте себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем. Для того чтобы снять стресс, погладьте себя по макушке (здесь много биологически активных точек, похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня. Спасибо вам за работу.
Психолого-педагогические рекомендации
– Принимать ребенка таким, какой он есть.
– Как можно чаще общаться с ребенком.
– Избегать переутомления.
– Использовать упражнения на релаксацию.
– Не сравнивать ребенка с окружающими.
– Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
– Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он должен знать за что.
– Обращаться к ребенку по имени.
– Не предъявлять ребенку повышенных требований.
– Стараться делать замечания как можно реже.
– Оставаться спокойным в любой ситуации.
4. Заключение. Рефлексия.
Вернемся к нашему ОВЗейке. Подумайте, что может дать ему каждый из присутствующих на тренинге как педагог?
Раздаются стикеры на клеевой основе, каждому по одной.
Запишите на стикерах свое предложение, пожелание этому ребенку.
Собираются все стикеры. Зачитываются и наклеиваются на фигуру мальчика в виде одежды. Один цвет – это рубашка, другой цвет – брюки. Часть педагогов пишут на розовых стикерах то, что они как педагоги могут дать ребёнку с ОВЗ, другая часть педагогов на голубых стикерах пишут свое предложение, пожелание этому ребенку.
В итоге, наклеивается на него «улыбка».
Посмотрите, ОВЗейка улыбается, столько всего доброго и необходимого пожелали педагоги. Ему приятно, что его принимают, его любят и поддерживают.
Спасибо, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в Вашей профессиональной жизни, что полученная информация Вам пригодится, и Вы задумаетесь, в каком направлении будете работать. До свидания!
Источник