Упражнения коррекции познавательного развития ребенка

Упражнения коррекции познавательного развития ребенка thumbnail

КАТАЛОГ

МЕТОДИК, ИГР, УПРАЖНЕНИЙ

УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ

(по Л.Григорович)

Творческие способности

  1. Задание 1

Назвать как можно больше вариантов использования обычного листа бумаги.

  1. Задание 2

Дорисовать 10 небольших одинаковых кругов, превратив их в разнообразные картинки.

  1. Игра «Какая осень»

Подбирать определения к словам.

  1. Игра «Что общего между?…»

Найти в двух объектах общие признаки.

  1. Упражнение «Что можно сделать из?..»

Придумать варианты использования хорошо знакомого предмета.

  1. Задание «Придумай и изобрази…»

Нарисовать фантастические предметы и животных.

  1. Придумывание сказок

Составлять сказки на тему, видоизменять и т.п.

  1. Придумывание новых игрушек, транспорта, построек

Изменять предметы, улучшая их качества.

  1. Игра «Хорошо-плохо»

Видеть противоречивые свойства и предметы, явлений и т.п.

  1. Упражнение «Ресурсы»

Выявлять ресурсы пространства и времени, качества, формы.

  1. Упражнение «На что похоже?»

Узнавать в неопределенных графических формах различные предметы.

  1. Отгадывание загадок. Узнавать предмет по словесному описанию.
  1. Составление кроссвордов.

МЕТОДИКИ, УПРАЖНЕНИЯ

(по М.Ильиной, Л.Парамоновой, Н.Головневой)

ВНИМАНИЕ

Методики для изучения различных свойств внимания

  1. Методика «Переплетенные линии»

Оценка устойчивости внимания. (Проследить за каждой линией от ее начала и до конца)

  1. Методика «Кольца»

Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания. (Находить кольца с разрывом в строго определенном месте)

  1. Методика «Цифровая таблица»

Определение объема внимания, скорости его распределения и переключения. (Находить цифры от 1 до 25)

Упражнения для коррекции и развития внимания

  1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания

Ребенок должен реагировать по договоренности на определенные слова

  1. Упражнение на развитие концентрации внимания

Сравнить картинки, назвать что не дорисовано, дораскрасить вторую половинку картинки.

  1. Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости

Среди случайно набранных в несколько строк букв отыскать «спрятанные» слова.

  1. Упражнение на развитие устойчивости внимания

Просматривать небольшой текст в газете, журнале и зачеркивать конкретную букву.

  1. Упражнение на развитие произвольного внимания

Нарисовать 10 треугольников и заштриховать в соответствии с заданиями.

  1. Упражнение на развитие распределение внимания:

А) повторять обратный счет с одновременным выполнением простых

Физических упражнений

Б) найти пропущенные цифры в таблице со случайным порядком цифр

  1. Упражнение на развитие объема внимания. По предложенным аналогам расставить точки в 8 квадратах с делениями.

ВОСПРИЯТИЕ

Методики для изучения восприятия

  1. Методика «Что не дорисовано?»

Оценка целостности восприятия. (Назвать недостающую деталь рисунка)

  1. Методика «Узнай, кто это?»

По частям рисунка определить целое.

  1. Методика «Чем залатать коврик?»

Подобрать из нескольких кусочков «материи» тот, который соответствует «коврику».

  1. Методика «Найди квадрат»

Найти из 10 четырехугольников 5 одинаковых квадратов.

  1. Методика «Пиши кружочками»

Оценка фонематического слуха. (Записать кружочками слова под диктовку)

  1. Методика «Чтение схем-слов»

Оценка фонематического слуха. (Определить, какие схемы слов в виде кружочков к каким словам подходят)

Упражнения для коррекции и развития восприятия

  1. Упражнение «Определи звуки». Показать предмет из числа нарисованных, название которого начинается с того же звука, как и произнесенное взрослым любое слово.
  2. Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур. Назвать изображенные на рисунке геометрические фигуры.
  3. Упражнение на развитие точности восприятия «Дорисуй фигуры». Дорисовать незаконченные геометрические фигуры.
  4. Упражнение на развитие восприятия длительности временного интервала. Проследить движение стрелки часов в течение одной минуты, затем посидеть столько же без подсказки.
  5. Упражнение на развитие представлений о частях суток. Определить по картинкам, о каком времени суток идет речь в каждой.
  6. Упражнение на развитие пространственных представлений. Выполнить операции, связанные с понятиями «правый», «левый», «в центре», «справа», «слева» и т.д.
  7. Упражнение на развитие пространственных представлений «Точки». Соединять изображенные на листе бумаги точки в различном порядке.
  8. Упражнение на развитие наблюдательности. Осмотреть комнату, найти геометрические фигуры.

МЫШЛЕНИЕ

Методики для изучения различных видов мышления

  1. Методика «Соедини фигуры».

Оценка наглядно-действенного мышления. Соединить прямыми линиями геометрические фигуры по образцу.

  1. Методика «Лишний предмет».

Оценка образно-логического мышления – умственных операций анализа и обобщения. (Определить один лишний из четырех нарисованных предметов и объяснить, почему он лишний)

  1. Методика «Нелепицы».

Оценка образно-логического мышления. (Рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно)

  1. Методика для оценки словесно-логического мышления.

Ответить на два десятка вопросов.

Упражнения для коррекции и развития мышления

  1. Упражнение на развитие мыслительной операции «Сравнение предметов». Сравнивать предметы, обозначенные парами слов, анализировать, в чем их сходство и различие.
  2. Упражнение на развитие скорости мышления «Оканчивание слов». Заканчивать слово, первую часть которого называет взрослый.
  3. Упражнение «Соотношение понятий». Определить порядок размещения картинок по смыслу.
  4. Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
  1. «Найди лишнее слово».
  2. «Найди лишнюю картинку»
  1. Упражнение на развитие гибкости ума.

Назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие

  1. Упражнение на развитие словесно-логического мышления.
  1. «Определи понятие»
  2. «Найди похожее слово»

Игры, развивающие мышление, сообразительность

  1. Игра «Как это можно использовать?» Найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета.
  2. Игра «Говори наоборот». Подобрать слова-антонимы.
  3. Игра «Бывает – не бывает». Ловить мяч, если называемая играющим ситуация достоверна.

ПАМЯТЬ

Методики для изучения различных свойств памяти

  1. Методика «Картинки»

Оценка зрительной памяти – кратковременной и долговременной.

  1. Методика «Запомни фразы»

Оценка смысловой памяти. (Повторить или передать смысл прочитанных взрослым 5 фраз)

  1. Методика «Запомни рисунки»

Оценка объема кратковременной зрительной памяти. (Рассмотреть рисунок с 9 фигурами и затем найти их на другом с 15 фигурами)

  1. Методика для оценки механической памяти и способности к осмысленному запоминанию. Назвать парные слова из ранее прочитанных пар слов.

Упражнения для коррекции и развития памяти

  1. Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти «Каскад слов». Устно повторять услышанный и каждый раз увеличивающийся словесный ряд.
  1. Упражнение на развитие зрительной памяти. Выложить из счетных палочек без подсказки только что рассмотренную простую фигуру.
  1. Упражнение на запоминание цифр, букв, слов. Устно повторять увиденный и каждый раз увеличивающийся цифровой, буквенный, словесный ряд.
  1. Игра на развитие памяти «Я положу в волшебный мешок..». Повторять все ранее названные участниками игры предметы.
  1. Игра «Я – фотоаппарат». Рассмотреть и без подсказки перечислить увиденные на столе, в комнате и т.п. предметы.
  1. Приемы, помогающие запоминанию.

ВООБРАЖЕНИЕ

Методики для изучения развития воображения

  1. Методика «Вербальная (словесная) фантазия».

Придумать рассказ, историю, сказку о каком-либо живом существе и изложить ее в течение 5 минут.

  1. Методика «Невербальная фантазия».

Придумать и нарисовать картинку, вылепить фигуру из пластилина.

Упражнения, игры для коррекции и развития воображения

  1. Игра «Пантомима»

Изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет или действие.

  1. Упражнение на развитие зрительного воображения.

Выполнить рисунок по незаконченным элементам, изображениям.

  1. Упражнение «Точки».

Нарисовать что-либо, соединяя точки.

  1. Упражнение «Комбинирование»

Придумать и нарисовать предметы, используя заданные геометрические фигуры.

  1. Упражнение на развитие вербального воображения

Попробовать представить, что будет, если…

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Методики для изучения произвольного поведения

1. Методика «Графический диктант»

Проводить линии по клеткам в соответствии с заданием.

2. Методика «Лабиринт»

Оценка умения соблюдать правила. (Как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта)

  1. Методика «Домик»

Оценка умения действовать по образцу. (Нарисовать домик по образцу)

  1. Методика «Палочки и крестики»

Определение уровня саморегуляции и самоконтроля. (Писать палочки и крестики по образцу 5 минут, соблюдая определенные правила)

  1. Методика «Да и нет»

Оценка умения ребенка действовать по правилу. (Отвечая на вопросы, не говорить слова «да» и «нет»)

Упражнения для коррекции и развития произвольной сферы

1. Упражнение «Раскрась фигуры»

Закрасить цветными карандашами каждую из предложенных геометрических фигур.

2. Упражнение «Копирование образца»

Скопировать образец, состоящий из точек.

3. Упражнение «Рисование узоров»

Рисовать узоры, соединяя под диктовку треугольники, кружки и квадраты.

« НАЙДИ ТОЧНОЕ СЛОВО»

ЦЕЛЬ: учить точно называть предмет, его качества и действия.

О каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное». Что это? Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.

– Дополните другими словами: снег белый, холодный…(еще какой?); сахар сладкий, а лимон…(кислый); весной погода теплая, а зимой…(холодная).

– Назовите какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

– Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона…(летает), рыба…(плавает), кузнечик…(прыгает), уж…(ползает). Кто из животных как голос подает? Петух…(кукарекает), тигр…(рычит), мышь…(пищит), корова…(мычит).

– Помогите найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь…(низко).

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь…(близко).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты…(храбрец).

Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай…(конец).

– Теперь вы придумайте слова, противоположные по смыслу.

«ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ ?»

ЦЕЛЬ: учить находить неточности в стихотворном тексте.

Послушайте стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?» Вы должны заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га!» – пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

– Послушайте, как говорили другие дети, и подумайте, можно ли так сказать, и скажите, как надо сказать правильно:

  • «Тетя, посмотри, у лошадки два хвостика – один на голове, другой на спинке»
  • «Папочка, это лошадке подметки подбивают».
  • «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»
  • «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»
  • «Мамочка, я тебя громко-громко люблю».

– А теперь вы придумайте небылицы или путаницы, а другие дети будут их распутывать.

«КОЗА-СТРЕКОЗА»

ЦЕЛЬ: развивать представление о похоже звучащих словах, развитие вербального воображения

– Подберите пары слов, похожих по звучанию (чашка – ромашка, коза – стрекоза, кошка – лукошко, сук – барсук, пар – самовар, шина – машина).

– Закончите фразы, чтобы получилось складно:

«Я поехал на машине…(у меня порвалась шина); побежал за стрекозой…(тут же встретился с козой); я разбил сегодня чашку..( и сорвал в лесу ромашку); зацепился я за сук …(а под ним сидел барсук); под столом сидела кошка…(рядом с ней стоит лукошко).

«КОМПЛИМЕНТЫ»

(для детей с 4 лет)

ЦЕЛЬ: развитие речи, коммуникативных навыков дошкольников.

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит : «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

  1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «цветочное», «молочное» слово.
  2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

«НА ЧТО ПОХОЖЕ НАСТРОЕНИЕ?»

(для детей с 5 лет)

ЦЕЛЬ: развитие речи, эмоций, коммуникативных навыков дошкольников.

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

«РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ»

(для детей с 5 лет)

ЦЕЛЬ: эмоциональное развитие, развитие мышления (обобщающие понятия)

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а…овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т.д.

«СОЧИНИМ ИСТОРИЮ»

(для детей с 5 лет)

ЦЕЛЬ: развитие речи, вербального воображения, развитие коммуникативных навыков.

Ведущий начинает историю: «Жили-были…» следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

«ЕСТЬ ИЛИ НЕТ?»

(для детей с 5 лет)

Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий – в цетре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

«ЧТО БЫЛО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ?»

Цель: развитие вербально-логического мышления.

«КЛАССИФИКАЦИЯ ЧУВСТВ»

Цель: эмоциональное развитие.

«ПУТАНИЦА»

Цель: развитие наглядно-образного мышления, развитие речи.

Источник

Необходимым условием любой человеческой деятельности, требующей организованности, точности и напряжения, является высокая активность и сосредоточенность внимания. Именно поэтому внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности.

Уровень развития внимания и памяти учащихся коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида весьма низок. Учащиеся с нарушением интеллекта смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает учитель. По этой же причине учащиеся выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им однотипной работы. Усвоение, учащимися школьных знаний предполагает некоторую cформированность произвольного внимания. Оно у младших школьников с нарушением интеллекта характеризуется целым рядом нарушений: небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью, малой произвольностью и др. Так, рассматривая и анализируя под руководством учителя предмет, который предстоит зарисовать, ученики-олигофрены слабо фокусируют свое внимание на этом объекте, у них наблюдается отвлечение внимания на другие предметы, находящиеся в их окружении. От восприятия и анализа предмета их легко может отвлечь любой посторонний звук, действие.

Учащиеся с нарушением интеллекта, особенно младшего школьного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения. Чрезмерное количество разнообразных видов деятельности, используемых учителем в ходе урока, приводит к быстрой утомляемости учащихся, следствием которой является неосознанное переключение внимания с выполняемого задания на что-то другое, оказавшееся в поле их зрения, т.е. происходит отвлечение внимания от выполняемой задачи.

Чтобы добиться лучшего усвоения, на каждом уроке с умственно отсталыми детьми необходимо преподносимый материал организовать так, чтобы было мобилизовано возможно большое число рецепторов ребенка. Надо дать возможность ребенку увидеть изучаемый предмет, осязать его, воспроизвести путем лепки, рисования или письма.

Одним из путей повышения познавательных интересов является – введение в урок игровых элементов.

1. Игровые задания на коррекцию и развитие зрительного восприятия:

направлены на формирование активного и дифференцированного характера восприятия, его целостности и константности; данные задания даются на уроке классу или группе; учитывается предмет или тема урока.

Наложенные изображения: предъявляются 3-5 контурных изображения, наложенные друг на друга: цифры, геометрические фигуры, буквы, предметы. Необходимо назвать все изображения.

Спрятанные изображения: предлагаются фигуры, состоящие из элементов букв, цифр, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.

Зашумленные изображения: предъявляются контурные изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, которые зашумлены, т.е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать.

Парные изображения: предъявляют два изображения, внешне похожие друг на друга, имеющие до 5-10 мелких отличий. Требуется их найти.

незаконченные изображения: предъявляются изображения с недорисованными элементами (птица без клюва, буква или цифра, геометрическая фигура без деталей). Нужно либо назвать либо дорисовать недостающие детали.

Точечное изображение: предлагаются изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, выполненных в виде точек. Необходимо назвать данные изображения.

Перевернутые изображения: предлагаются схематические изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, повернутые на 180°. Требуется их назвать.

Разрезанные изображения: предлагаются части 2-3-х изображений (овощи, геометрические фигуры и др. разного цвета). Собрать целые изображения.

Перекрытые изображения: карточки со словами, цифрами, схематичными изображениями предметов, где верхняя, нижняя или средняя часть карточки скрыта за полоской бумаги. Надо угадать, что спрятано.

Обобщенные схематические изображения: предлагаются фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов. Отгадать, что это м.б.

2. Игровые задания на коррекцию и развитие слухового восприятия:

проводятся на уроке в виде минуток отдыха.

Кто что слышит? Дети закрывают глаза и прислушиваются к звукам и шумам, идущим из коридора, улицы и т.д. Назвать источник звука.

Что я делаю? Дети с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам, стукам, определяют действия, которые совершает педагог или сверстники: листание книги, уронить предмет, переливание воды, писать мелом на доске, смять бумагу и т.д.

Кто тебя позвал? Ребенок с закрытыми глазами по голосу узнает того, кто назвал его имя.

3. Игровые задания на коррекцию и развитие ориентации в пространстве:

Веселые человечки: предлагают карточки со схематичными изображениями человечков, выполняющих различные гимнастические упражнения. Необходимо эти упражнения повторить (формирует знание схемы собственного тела – зеркальный перенос положения на себя).

Куда пойдешь и что найдешь? (умение выполнять словесную инструкцию) – в классе в разных местах прячут предметы или их изображения, а ребенку предлагают выполнить ряд действий по их поиску (например: вперед пойдешь – самолет найдешь, вправо пойдешь – машину найдешь и т.д. Куда ты хочешь пойти и что найти?). Ребенок должен оречевлять свои действия.

Найти спрятанный предмет: любой предмет прячут в разных местах класса, а затем по очереди ищут его, выполняя инструкцию педагога – сделай 1 шаг вперед, два шага направо, 1 шаг вперед и т.д. пока не найдут предмет.

4. Игровые задания на коррекцию и развитие ориентации в пространстве:

Чудесный мешочек: в непрозрачный мешок кладут предметы, различные по величине, форме, фактуре (исходя из темы урока). Ученику предлагают найти на ощупь предмет, в котором … 2 гласных звука и т.д.

Ходьба по контуру фигуры: на полу (ткани, бумаге) мелом (карандашом, ручкой) изображают буквы, цифры, геометрические фигуры и предлагают пройти сначала по контуру фигуры с открытыми глазами, а затем с закрытыми (ориентировка на кинестетические ощущения). Ученик может сам загадать фигуру и прошагать ее, а остальные должны ее отгадать.

Ничего не вижу: ребенка просят выполнить с закрытыми глазами любое хорошо знакомое действие – написать мелом слово на доске, собрать принадлежности в портфель, подойти к окну и т.д.

5. Игровые задания на коррекцию и развитие межанализаторных взаимодействий:

Слухо-двигательный анализатор: хлопни в ладоши, если услышишь нужный звук или слов (число).

Зрительно-двигательный анализатор: подпрыгнуть на месте столько раз, сколько покажут предметов (число на карточке и т.д.).

Слухо-тактильно-двигательный анализатор: отсчитать на ощупь столько предметов (с закрытыми глазами), сколько услышишь ударов бубна.

Тактильно-двигательный анализатор: отсчитать на ощупь столько предметов (с закрытыми глазами), сколько раз прикоснутся к твоей руке.

6. Игровые задания на коррекцию и развитие различных видов памяти:

1) Развитие механической и произвольной памяти:

№1 Детям демонстрируется карточка, на которой изображены 8-10 предметов. Время показа 10-20 секунд. надо запомнить как можно больше предметов. Карточка убирается. дети воспроизводят предметы по памяти.

№2 Предлагается по памяти описать то, что было изображено на иллюстрации учебника, с которым только что проводилась работа (непреднамеренное запоминание без установки заранее).

№3 На доске в ряд вывешивают 6-8 карточек (геометрические фигуры, предметы, слова и т.д.). Предлагают внимательно смотреть 10-20 секунд на карточки и запомнить их месторасположение. Затем дети на 1 секунду закрывают глаза, а педагог меняет 2 карточки местами или вовсе 1 убирает, а остальные сдвигает. Предлагает определить – что изменилось? (сначала убирают или меняют крайние изображения, а только потом в средине).

№4 На доске в различных ее местах прикрепляются изображение 6-8 предметов, чисел, букв (однородных и неоднородных). Предлагается внимательно рассмотреть, что где находится в течение 25-30 секунд. Затем доску закрывают. Необходимо вспомнить, какие предметы в каких местах доски находились? Упражнение повторяется 2-3 раза (сами объекты меняются, а также их положение). Вместо доски можно брать лист бумаги и мелкие предметы.

№5 Ребенку показывают 6-8 предметов в течение 10-20 секунд, предлагают хорошо их запомнить. Дети закрывают глаза, а педагог раскладывает предметы в разных углах класса, доступных взору. Нужно отыскать их среди массы других предметов (игра «Искатель»).

№6 Предложить ребенку 8-10 предметов и предложить тщательно рассмотреть в течение 30 секунд («сфотографировать»). Заранее предупреждают, что относительно предметов могут быть заданы любые вопросы ( какого цвета карандаши? что сделано из стекла и дерева? и т.д.). Дети должны ответить на разные вопросы, касающиеся просмотренных предметов. Чем неожиданнее вопросы, тем лучше готовятся дети внимательному вглядыванию.

№7 Ученик с закрытыми глазами называет определенные предметы, которые есть в классе (назови все зеленые предметы; назови все предметы круглой формы; сделанные из дерева; самые большие; гладкие и шершавые …), память здесь избирательная.

2) Развитие слуховой памяти:

№1 Учитель читает 5-7 слов, не связанных по смыслу, затем повторяет их, пропустив 1 слов, 2 слова. Дети должны восстановить цепочку слов по памяти.

№2 Учитель называет 1-2 слова, не связанных по смыслу и отдает эстафету (мяч) любому ученику, который должен назвать не только слова, но и добавить к ним еще 1 слово, эстафета идет дальше («снежный ком»). Активизируется словарь.

№3 Дети по команде учителя воспроизводят по памяти ряд двигательных действий: «копать землю», «рубить дрова», «шить», «грозит», «прощается» и т.д.

7. Игровые задания на коррекцию и развитие логических приемов запоминания:

развитие логической памяти предполагает предварительную выработку мыслительных действий, направленных на обработку запоминаемого материала, т.е. его классификацию, установлению смысла всех связей и отношений, выделение главных мыслей в рассказе, схематизация, составление плана. Эти действия используются в дальнейшем в качестве способов запоминания или мнемических приемов («мнемос» – память). Это можно использовать на уроке.

Добавь к слову новое слово: 1-ый ученик называет любое слово (предмет, цифру, букву, геометрическое тело), 2-ой повторяет это слово и добавляет свое из этой же группы, называют до тех пор, пока не названы все слова данной группы. Получается «снежный ком» с логической связью.

Картинка-схема: На доске в столбик крепятся 10-12 картинок с изображениями хорошо знакомых предметов, а на столе учителя лежат карточки с соответствующими схематическими изображениями данных предметов. Игру можно провести по рядам.

Картинка-картинка: на доске крепятся 8 картинок с предметами, а на столе лежат другие картинки, имеющие с первыми смысловые связи (1: трактор, солнце, карандаш, груша, дерево, якорь, цветок, картофель; 2: колесо, лампа, резинка, яблоко, лес, корабль, клумба, книга). Упражнение проводится по рядам в форме взаимно-обратных действий.

Слово-слово: детям предлагают запомнить цепочку из 6-8 слов (холод, молоко, обезьяна, корова, снег, банан). Чтобы лучше их запомнить, требуется предварительно образовать смысловые пары: холод-снег, молоко-корова, обезьяна-банан).

Смысловые ассоциации: предлагают детям слово (курица), к слову необходимо подобрать как можно больше ассоциаций (зерно, петух, цыпленок, яйцо и т.д.).

Схема-слово: ученикам предлагаю схематичные рисунки (погода, время года…), а они составляют рассказ по схеме.

Картинка-рассказ: учитель зачитывает небольшой рассказ, по ходу которого выставляются картинки с изображением отдельных моментов сюжета, т.н. картинный план. Составляют рассказ по серии картинок.

Схема-рассказ: учитель читает рассказ, несложный по сюжету и повествовательного содержания, состоящий из 5-7 эпизодов. По ходу чтения выставляются простые схематичные изображения каждого эпизода рассказа. На основе этой схемы ребенок рассказывает . (колобок)

Пересказ текста по плану: учитель читает небольшой рассказ, состоящий из ряда эпизодов. Затем совместно с детьми каждому эпизоду придумывают заглавие и составляют план рассказа. После этого дети пересказывают.

8. Игровые задания на коррекцию и развитие логического мышления:

для развития логического мышления используют приемы сравнения, обобщения и группировки учебного материала. Эти приемы используются при формировании понятий и представления, при их закреплении, дифференциации и общении, в процессе овладения тем или иным учебным предметом.

1-ая группа: Логические операции, осуществляемые на уровне представлений

Характеристика предмета по заданным признакам: детям предлагают дать словесное описание предмета, руководствуясь алгоритмом или схемой описания (предмет: цвет, материал, форма, величина, свойства, вид). Яблоко – красное, круглое, большое, сладкое, сочное, для варенья, фрукт.

Узнавание предметов по описанию: ученики должны определить предмет, спрятанный за ширмой, задавая учителю вопросы относительно свойств и качеств предмета по образцу (см. схему описания выше). Либо: детям предлагают определить предмет по описанию в виде готовой книжной загадки или придуманной самими детьми.

Сравнение предметов: предлагают сравнивать предметы, противопоставляя их один-другому пол ряду признаков (грач черный, а воробей – …; грач крупная птица, а воробей – …; грач – перелетная птица, а воробей – …). Либо дети самостоятельно находят признаки, сравнивая предметы попарно (роза-василек, платье-туфли, тетрадь-книга).

Группировка предметов по их основным свойствам: детям предлагаются карточки с изображением 4-х предметов, три из которых принадлежат одной группе, а 4-ый – лишний. Это можно провести как на геометрическом материале, так и на буквах (гласные-согласные), словах и т.д.

Классификация предметов по заданному (видовому, родовому) признаку: можно проводить на любом предметном материале (одежда, мебель …).

Сериация (упорядочивание) объектов: требуется найти закономерность в расположении объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в ряд. Для этого можно использовать задания, в которых к уже упорядоченным по этому признаку объектам необходимо добавить еще один такой, чтобы он не нарушал их закономерности (числовые последовательности, рисунки, слова, объекты, признаки и т.д.).

2-ая группа: Логические операции, осуществляемые на уровне конкретных понятий

Сформированность понятий: предлагают назвать одним словом ряды конкретных понятий (платье, пальто, брюки – одежда).

Конкретизация понятий: предлагают назвать объекты, входящие в понятия более широкого объема (птицы – перелетные, зимующие…).

Определение конкретных понятий: предлагают дать определение знакомых конкретных понятий, ориентируясь на существенные признаки (яблоня – это дерево, на котором растут яблоки).

Сравнение понятий: предлагают сравнивать между собой конкретные понятия 9утро-вечер, растения-животные, дождь-снег…).

Исключение понятий: предлагают 5 слов, 4 из которых объединяются родо-видовым понятием, а 5-ое – нет. Необходимо найти это лишнее слово: береза, сосна, дуб, сирень, ель (дерево-куст).

Выявление общих понятий: предлагают подобрать слова, имеющие общеродовые признаки, т.е. имеющие логические связи с определенным обобщающим словом: река: берег, рыба, рыболов, тина, вода.

Смысловое соотношение понятий: предлагают завершить неоконченное утверждение самостоятельно: дом-кирпич, стакан – …?

Смысловая сериация: предлагаются задачи, в которых заданы определенные отношения между объектами. По одному известному признаку надо ответить на вопросы: дружили три девочки – Катя, Маша, Таня. Катя училась лучше Тани, а Таня училась лучше Маши. Кто учился лучше (хуже) всех?

9. Игровые задания на коррекцию и развитие способности действовать в уме:

Ребусы (буквы, картинки + апостров);

Анаграммы (предлагаются картинки + буквы);

Кроссворды (по теме занятий);

Зашифрованные слова: предлагают ряд последовательно расположенных картинок с изображением предмета. Требуется из названия каждой картинки выделить 1-ый звук, из которых получится новое слово.

10. Игровые задания на коррекцию и развитие умения рассуждать:

Бывает-не бывает: предлагают рассмотреть картинку и модель ситуации, которая в реальной жизни не встречается, надо ответить, почему так не бывает.

Зачем и почему? учитель задает вопросы, а дети на них должны логично ответить. Вопросы могут быть на: угадывание, додумывание, предположение, выяснение причины, выяснение смысла, принятие решения, планирование действий.

Причина-следствие: учитель рассказывает о событии одним предложением (Дети бросили в лесу зажженную спичку.). Ученики должны придумать и описать возможные последствия этой ситуации. Либо: учитель называет следствие, а дети выясняют варианты причин (В лесу начался пожар.).

Рассказ по алгоритму: учитель предлагает детям последовательность описания событий: кто – что – где – зачем – как – когда – …

Пословицы: предлагают простые пословицы, дети дают свое объяснение смысла.

Логические задачи: что тяжелее 1 кг железа или 1 кг ваты?

Важно сочетать разные методы, но учитывать особенности учеников (в зависимости от дефектной зоны и ведущего анализатора), это определяет учитель путем наблюдения за учениками. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока.

Список использованной литературы:

  1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение,1989.
  2. Заика Е.В., Калмыкова И.А. Как воспитать талантливого ребенка. Сборник игр и упражнений по развитию познавательных и творческих способностей. // Практическая психология и социальная работа. – 2002. – № 7.
  3. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. – М.: Просвещение, 1987
  4. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). – М.: 1992.)

Источник