Упражнения для ребенка с проблемами в развитии

Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка…
Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе,
когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит
прежде всего в игре»
А. С. Макаренко.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие. В настоящее время имеет место быть проблема состояния здоровья детей дошкольного возраста. За последние годы возросло число дошкольников 5 – 6 лет, имеющих различные нарушения нервно – психического развития. Эти неблагоприятные процессы в значительной степени связаны с неудовлетворительным состоянием окружающей среды, деформацией семейных отношений, недостатками в работе лечебно – профилактических учреждений и др.
Известно, что дети с задержкой психического развития имеют разные физические возможности и характеризуются большой подвижностью, высокой реактивностью, неуравновешенностью. Движения их резки, быстры, часто бесцельны. Как правило, они хорошо выполняют простые упражнения, но избегают движений, требующих точности, сосредоточенности, сдержанности. Среди детей с ЗПР встречаются дети и с малой двигательной активностью, они вялы, пассивны, быстро утомляются.
Для того чтобы добиться эффективности в работе с детьми с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, нужно включать в согласованную работу все анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, кинестетический.
Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии (в частности с ЗПР), которые можно использовать и в домашних условиях.
«Что изменилось»
Цель: развивать произвольное внимание.
На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?
«Четвертый лишний»
Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.
Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?
«Нарисуй»
Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.
Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).
«Картинки»
Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).
Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет(время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.
«Игра в слова»
Цель: развитие слуховой памяти.
Инструкция:
– Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….Попросить повторить через 15-20 секунд.
Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:
– мальчик устал
– девочка плачет
– папа читает
– мама готовит
– бабушка отдыхает
«Угадай, что я загадал?»
Цель: развивать образную память, речь.
Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.
Игра: « Что сначала, что потом?»
Цель: Развитие временных представлений и ориентировки в пространстве.
1) Покажи – развитие пассивного словаря.
2) Назови – развитие активного словаря.
Примерные вопросы:
– Какое время года недавно закончилось?
– Какое время года сейчас?
– После, какого времени года приходит весна?
– С какого времени начинается год?
Игра: « Чудесный мешочек» или «Узнай на ощупь ».
Цель: Развитие тактильных ощущений.
1.Детям предлагается узнать предмет на ощупь и назвать её.
2. Найти цифры по заданию (только1).
Игра: « Составь фигуру»
Цель: Развитие целостного восприятия.
Детям предлагается составить и назвать геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник) из 2,4,6,8 частей.
Игра: « Узнай фигуру».
Цель: Закрепление формы, цвета, размера.
Перед ребёнком выкладываются разные геометрические фигуры.
Родители описывают одну из фигур по форме, размеру, цвету. Ребёнку необходимо узнать её из других фигур и назвать. Можно произвести смену ролей, когда ребёнок называет, а родители угадывают.
Игра: « Большие, маленькие, одинаковые»
Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по размеру.
Детям предлагается найти геометрические фигуры по размеру.
1. Найти все большие фигуры.
2. Найти все маленькие фигуры.
3.Найти одинаковые фигуры.
Игра: « Подбери пару»
Цель: Соотнесение размера
Перед ребёнком набор одноимённых предметов разного размера (листья, шишки, жёлуди и т. д.)
1. Выбрать большой и маленький предметы и объяснить.
2. Подобрать к большому и маленькому предметам одинаковые предметы по размеру.
Игра: « Что сверху, а что снизу?»
Цель: Ориентировка в окружающем пространстве, умение определять «верх», «низ» на плоскости, на листе бумаги.
Перед ребёнком картинки разных предметов (солнце, облако, птица, цветы, деревья, грибы и т. д.)
1. Выбери предметы, которые должны находиться вверху. 2. Найди предметы, которые должны находиться внизу.
3. Расположи картинки на столе (на листе) вверху и внизу.
Игра: « Выполни, не ошибись»
Цель: Ориентировка в пространстве по инструкции. Построение предложений с предлогами и наречиями.
Родители выставляют перед детьми игрушки, предлагая выполнить соответствующие инструкции без ошибок.
Например: Поставь зайца после машины. Мишку поставь между машиной и куклой. ( Слева, справа, за, перед, около)
Источник
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края | |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Проверил________/_______
Игры и упражнения для младших школьников с различными проблемами в обучении
Выполнила студентка Ш-31 группы
Игнатенко Полина
Преподаватель: Карасёва Л.П.
Ейск,2020г.
Пояснительная записка
Несмотря на начало совершенно другой-школьной жизни, игровая деятельность продолжает оставаться ведущей в жизни ребенка даже в школе.
Предложенная подборка упражнений направлена на развитие процессов мышления и памяти учащихся начальной школы, имеющим различные проблемы в обучении.
Про таких детей часто говорят «неуправляемый», «ничего не слышит». Ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), действительно, невозможно не заметить.
Первое – это импульсивность. Дети с СДВГ почти всегда высказываются и совершают поступки, не подумав об их последствиях. Импульсивность мешает им соблюдать этикетные нормы общения (почти всегда много говорят, при этом создается впечатления, что они не умеют слушать, все время перебивают других, часто отвечают на вопросы, не выслушав их до конца.) Это всегда создает дополнительные трудности в школе, где существуют строгие правила поведения ученика по отношению к учителю.
Второе- это нетерпеливость, которая мешает учителю во время урока. Детям трудно дождаться своей очереди в игре или при ответе. Они всеми силами пытаются увильнуть от скучных и надоедливых заданий, требующих предельной сосредоточенности (списывания, решения однообразных математических примеров).
Третье – это возбудимость. Дети с СДВГ пребывают в постоянном движении, им физически трудно просидеть весь урок. Ребенок вертится на стуле, пытается встать и походить по классу, выбежать к доске, забывая о правилах поведения на уроке.
«Древо мудрости»
Ведущий. Сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий.) После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.
«Отгадай и назови»
Необходимо назвать слово по его значению.
Надпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, куда и кому посылают письмо и т.д. (Адрес)
Место, где приготовляют лекарства и продают их. (Аптека)
Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж)
Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье)
Тот, кто сражается с врагом. (Воин, боец)
Детёныш овцы. (Ягнёнок)
Лиственное дерево с белой корой. (Берёза)
Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой. (Бутерброд)
«Говори наоборот»
Цель: развитие мышления, воображения.
Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.
«Свет, зажгись!»
Цель: формирование навыков мышления, развитие памяти на события.
Материал: настольная лампа или торшер.
Ход игры:
Скажите: «Свет, зажгись!» – и в этот момент включите лампу. При зажженной лампе расскажите ребенку его любимый стишок или спойте песенку. Затем скажите: «Свет, погасни!» – и выключите лампу. Приложите пальцы ко рту и скажите еле слышно: «Пришло время помолчать». Затем снова скажите своим обычным голосом: «Свет, зажгись!» – и начинайте игру сначала. Вскоре ребенок сам будет произносить нужные слова
Источник
Содержимое публикации
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Комплекс упражнений для детей с нарушением развития
по УД ОП.01 Педагогика
СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
ГРУППЫ Ш-32
Мельниковой Валерии Дмитриевны
Преподаватель педагогики: Великановская Людмила Анатольевна
Ейск,2019г.
Содержание
1). Упражнения для развития опорно-двигательного аппарата…………………………………………………..3
2). Упражнения для развития сенсорных ощущений (слуха и зрения) …………………………………………8
3). Упражнения для интеллектуального развития……13
4).Упражнения для детей с комплексными (комбинированными) дефектами развития ………….21
5). Упражнения для детей с искаженным (дисгармоничным) развитием ………………………18
6). Упражнения для детей с нарушением речи………20
Упражнения для развития опорно-двигательного аппарата
«Колобок»
Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление мышц позвоночника, верхних и нижних конечностей.
Что за странный колобок
На окошке появился?
Полежал чуток,
Взял и развалился.
И.п.: лечь на спину, а затем сесть, обнимая руками колени. Убрать голову в колени. Прижать колени к плечам и посмотреть на свои ступни ног.
Вот вы все и колобки!
Раз, два, три, четыре, пять –
Развалились все опять.
Вытянуть ноги и лечь на спину.
«Ножницы»
Цели: укрепление мышц нижних конечностей, участвующих в формировании свода стопы.
Давайте представим, что наши ножки – ножницы. И.п.: лежа на животе, поднимать поочередно прямые ноги вверх-вниз. Чтобы «ножницы» хорошо резали, ноги должны быть прямые. Лечь на спину, отдохнуть. Повторить 3 раза. (Второй вариант: и.п. – лежа на спине).
«Мышка и мишка»
Цели: укрепление мышц верхних и нижних конечностей, формирование правильной осанки, улучшение координации движений.
У мишки дом огромный. У мышки – очень маленький. Мышка ходит В гости к Мишке, Он же к ней не попадет. | Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука (ш). |
«Кошечка»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника.
И.п.: встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук. «Кошечка сердится» – спина круглая, голову опустить как можно ниже. «Кошечка добрая, ласковая» – прогнуть спину, голову приподнять.
«Сидячий футбол»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника и мышц нижних конечностей.
И.п.: сидя на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Движением ног вперед отбросить мяч сидящему напротив ребенку. Он ловит его руками, а затем ногами резко отбрасывает мяч своему партнеру. (Варианты: ловить отбрасываемый мяч ногами, прокатывать его то одной, то другой ногой, сбивать мячом кегли, которые стоят на равном расстоянии между играющими). После игры ведущий предлагает детям лечь на спину, поднять руки и потянуться. Затем повернуться на живот и снова потянуться (поднять голову и посмотреть вперед).
Упражнения для развития сенсорных ощущений (слуха и зрения)
«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Учитель: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук [Э] (А-У-О-Э-У-И-О-Э-Ы-И-А).
«Выбери нужные цвета»
Цель:
•Развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета;
•Развитие умения узнавать и называть цвет;
•Развитие слухового восприятия, зрительной памяти.
Ход упражнения:
Педагог предлагает детям определить цвет ленточек, затем – цвет выемок. Если при выполнении задания у детей возникают затруднения, педагог помогает им.
Затем дети находят цвета ленточек, соответствующие цветам выемок. Если при выполнении этого задания у детей возникают затруднения, педагог помогает детям найти правильные соответствия.
«Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков – называй»
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.
Ход игры. Учитель, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.
«Нарисуй фигуру»
Цель:
•Активизация зрительного восприятия;
•Закрепление цвета, формы, величины;
•Развитие мелкой моторики.
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на зеркало и краски. Он предлагает детям нарисовать на зеркале: зеленый круг, красный квадрат, оранжевый треугольник и т.д.
При повторении упражнения следует усложнить задачу – нарисовать красный круг, маленький, треугольник зеленый, большой и т.д.
Упражнения для интеллектуального развития”Сходство и различие”
Цель: развитие способности мышления сравнивать между собой разные объекты.
Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Для младших школьников это сравнение хорошо знакомых предметов: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд, – при этом можно использовать и их изображение. Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним.
«Незаконченные фигуры»
Цель: Развитие фантазии и мышления.
Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У каждого ребёнка наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5 – 10 минут пририсовать к фигуркам всё, что угодно так, чтобы получились предметные изображения. Когда ребёнок сдаёт листочек, экспериментатор обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из восьми рисунков и подписывает под каждой картинкой её название.
Игра «Поезд»
Необходимые приспособления: набор картинок с изображением всевозможных объектов.
Картинки складывают в центре стола, дети стоят вокруг него. Затем ведущий предлагает построить поезд из картинок, складывая их на основе сходства каких-либо признаков: «Я прикрепляю помидор к огурцу, потому что это овощи», «Я прикрепляю мячик к солнышку, потому что они круглые», – и т. д. Поезд можно строить в обоих направлениях.
Комментарий: необходимо стимулировать детей к поиску нестандартных решений, чтобы в поезд вошли все картинки, предложенные взрослым. Если поиск объединяющих признаков вызывает затруднения, взрослый помогает наводящими вопросами.
Игра «Четвертый лишний»
Ребенку называют группу слов, три из которых объединены по какому-либо признаку, а четвертое не может быть включено в эту группу (например: кукла, юла, погремушка, молоко; или: сандалии, ботинки, сапоги, кошка). Ребенок должен найти лишнее слово.
Упражнения для детей с комплексными (комбинированными) дефектами развития
Игры и упражнения для развития двигательной активности и речи
Игра «Солнышко».
Дети становятся вокруг обруча, держатся за него. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение несколько раз. Детям необходимо поднять обруч вверх, опустить вниз под стихи, которые читает учитель.
Утром солнышко встает-
Светом озаряет.
Вечером оно заходит-
Ночка наступает.
Если дети не могут самостоятельно удерживать равновесие с помощью обруча, осуществляется педагогическое сопровождение.
Подвижная игра «Посуда»
Дети выходят на ковер. Логопед читает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник. Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули- «носик».
Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные бедняжки. Присели, одну руку поставили на пояс
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни- разобьются. Рисуют в воздухе круг.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке. Потянулись, сомкнули руки над головой.
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес. Легли, вытянулись.
Упражнения для детей с искаженным (дисгармоничным) развитием
Игра «Съедобное – несъедобное»
Оборудование: мяч.
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Игра «Нос, пол, потолок»
Дети выполняют различные команды, сказанные взрослым. Взрослый произносит слово «нос» – дети должны дотронуться рукой до кончика своего носа. «Пол» – показать вытянутой рукой на пол, «потолок» – показать рукой на потолок. Взрослый запутывает детей, одновременно с ними показывая неверные движения.
Упражнения для детей с нарушением речи
Упражнение «Громко – тихо»
Попросите ребёнка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо; протяжно, потом отрывисто; высоким голосом – низким.
Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.
Игра «Скороговорки разной длины»
Детям предлагается повторить за ведущим наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается в прогрессии:
Наш Полкан попал в капкан (5 слов).
Три свиристели еле-еле свистели на ели (7 слов).
Грабли – грести, метла – мести, весла – вести полозья – ползти (8 слов).
В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит (11 слов).
Источник