Упражнения для ребенка на развитие произвольности

Упражнения для ребенка на развитие произвольности thumbnail

Игры и упражнения на развитие произвольности деятельности.

Упражнение 1. « Раскрась фигуры».

Ребенку показывают бланк с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.

Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.

Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной и монотонной работы.

Упражнение 2. «Копирование образца».

Попросите ребенка как можно точнее скопировать образец, представленный на бланке.

Анализируя результат, посмотрите, насколько число и расположение точек соответствует образцу. Возможно небольшое (но не более чем в 2 раза) увеличение или уменьшение общего размера рисунка. Большинство детей 6-7 лет справляются с этим заданием с небольшим отклонением точек от строки или колонки.

Упражнение 3. «Зачеркни фигуры».

Детям предлагается бланк с предметами. Предлагается зачеркнуть все домики, мячики, елочки или только два любых предмета, по выбору педагога. Время работы ограничивается до 2,5 мин.

Упражнение 4. «Закончи ряд до конца».

Детям выдаются бланки .Начало задания показано на образце. Задание: «Продолжите рисунок и закончите ряд».

Упражнение 5. ««Да» и «Нет» не говорить».

Цель: Развитие умения действовать по правилам.

Детям дается инструкция: «Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны мне на них правильно отвечать, но существует правило, при ответе на вопрос нельзя говорить «Да» и «Нет»». Примерные вопросы:

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Ты хочешь остаться еще на один год в детском саду?

5. Ты любишь гулять?

6. Ты любишь играть?

7. Ты хочешь учиться?

8. Ты любишь болеть?

Чтобы правильно ответить на вопрос, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контролировать свои ответы, сдерживать непосредственное желание ответить словами «да» и «нет» и одновременно обдумывать содержательный ответ.

Упражнение 6. «Сделай так же».

Детям предлагаются рабочие листы. Задание: «Соедините фигуры так же как на образце».

Игра 7. «Сосед!»

Играющие, сидя или стоя (в зависимости от условий), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Сосед!» Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребенка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т.е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он пытался поднять не ту руку.

Игра 8. «Летает – не летает».

Дети садятся или встают в круг. Ведущий (обычно это взрослый) объясняет правила игры: «Я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?» Например: «Муха летает? Стол летает?» Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимите руки. Если я назову нелетающий предмет, не нужно поднимать рук. Пожалуйста, будьте внимательными».

Затем ведущий начинает игру: «Голубь летает?» – и поднимает руки. Дети говорят:»Летает» и тоже поднимают руки. «Автомобиль летает?» – спрашивает взрослый и провокационно поднимает руки. Дети, как правило повторяют этот жест и проигрывают.

Игра заключается в том, что дети должны сохранить бдительность во время уловок взрослого и всегда различать зрительный сигнал и содержание вопроса.

Игра 9. «Нарисуй домик».

Ребенку предлагают как можно точнее срисовать домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв и цифр. Взрослый говорит: «Перед вами лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуйте, пожалуйста, точно такую же картинку, какую вы видите на этом рисунке. Не торопитесь, постарайтесь быть внимательными, чтобы рисунок был точно таким же, как образец. Если вы что – то не так нарисуете, то не стирайте, а нарисуйте поверх неправильного или рядом правильно».

При сравнении рисунка с образцом следует обращать внимание:

А) на соотношение размеров деталей,

Б) на присутствие всех деталей,

В) на правильность изображения – нет ли зеркального отражения, не путает ли ребенок верх и низ,

Г) на количество деталей и способ их изображения – считает ли ребенок или рисует на «глазок».

Игра 10. «Скучно, скучно так сидеть»

Цель: Развитие раскованности; тренировка самоорганизации.

Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья. Возле одной – по количеству детей, возле другой – на один стул меньше. Дети садятся на стулья вдоль стены. Ведущий читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть.

Друг на друга все глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться.

Как только ведущий заканчивает читать, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула. Продолжая игру, каждый раз нужно убирать по одному стулу

Игра 11. «Графический диктант»

Цель: Вырабатывать у детей умение внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Учить работать под диктовку и самостоятельно по образцу.

Подготовьте тетрадные листы в клеточку. На них поставьте точки в начале строки. Дайте детям карандаши и скажите: «Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги»

Пример: «Поставь карандаш на точку. Рисуй! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Дальше продолжай самостоятельно рисовать этот узор до конца строки».

Игра 12.«Палочки и крестики»

Цель: Развитие уровня саморегуляции и самоконтроля.

Приготовьте для ребенка (или группы детей) тетрадный лист в клеточку с полями и попросите его писать палочки и крестики так, как это записано в образце, в течение 5 минут

I + I + I – I + I + I – I

Правила игры.

1. Писать крестики и палочки точно в такой же последовательности, как в образце.

2. Переходить на другую строчку только после знака “-“.

3. Нельзя писать на полях.

4. Каждый знак следует писать в одной клеточке.

5. Соблюдать расстояние между строчками – 2 клеточки.

Игра 13. «Четыре стихии»

Цель: Способствует развитию произвольного поведения, организации.

Играющие встают в круг. Ведущий объясняет правила игры: если он скажет слово земля, все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» – поднять руки вверх, слово «огонь» – произвести вращение в лучезапястных и локтевых суставах.

Игра 14. “Запретный номер”

Цель: развитие самоконтроля, самодисциплины, укрепление навыков счета, развитие внимания.

Выбирается определенная цифра, например 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1,2,3… Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза. В качестве “запретных” выбираются цифры: 4, 7, 11, 14, 15, 18, 21, 23, 25.

Игра 15. “Тень”

Цель: развитие наблюдательности, произвольности поведения, внутренней свободы и раскованности.

Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные – “зрители”. Один ребенок – “путник”, другой – его “тень”.

“Путник” идет через поле, а за ним на два-три шага сзади идет второй ребенок, его “Тень”. Последний старается точь-в-точь скопировать движения “путника”.

Желательно стимулировать “путника” к выполнению разных движений: “сорвать цветок”, “Присесть”, “поскакать на одной ножке” и т. п.

Игра 16. “Замри!”

Цель: развитие произвольного внимания и произвольных движений.

Играет веселая музыка. Дети подпрыгивают и свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается, и дети замирают в тех позах, в которых застал из музыкальный перерыв. Затем через минуту снова включается музыка и игра продолжается. В конце выбирается самый внимательный – победитель.

Игра 17. “Слушай хлопки”

Цель: развитие произвольного внимания и поведения.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз – они приседают, два раза – вытягивают руки вверх, три раза – замирают. После выполнения команды движение по кругу продолжается.

Игра 18. “Раскрась”

Цель: Развитие произвольной сферы, произвольного внимания.

Ребенку (детям) дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Можно придумывать и усложнять задания для детей, вводя несколько правил.

Источник

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества»

Формирование произвольности

у детей младшего школьного возраста

Сборник игр и упражнений

Составитель:

Васик Лариса Анатольевна,

педагог-психолог,

педагог дополнительного образования

Надым, 2020

Формирование произвольности поведения у детей

Развитие произвольности – многокомпонентный процесс, который требует обязательного формирования целой системы осознанной саморегуляции (способности удерживать цель деятельности, составлять программу исполнительных действий, формировать модель значимых условий деятельности, уметь увидеть свои ошибки и скорректировать их в деятельности и после нее).

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

  • первым этапом формирования произвольности является обучение работе по образцу. Например, реальный образец уже построенного дома, который необходимо воспроизвести из деталей. Их число должно превышать набор элементов, необходимых для конструирования, с тем чтобы научиться производить правильный выбор блоков, соотнося их по форме, размеру и цвету;

  • дальнейшее совершенствование произвольной саморегуляции осуществляется путем целенаправленного усложнения условий деятельности. Эффективным упражнением развития произвольности, максимально приближенных к условию учебной деятельности, служит «Графический диктант».

Методика работы с детьми, имеющими низкий уровень произвольности поведения:

  • формирование положительной мотивации к участию в занятиях (поддержка любых начинаний, введение поощрений (баллы, призы, санкции и др.));

  • соблюдение четкой структуры занятий, неизменное расположение предметов, введение и соблюдение правил, временного регламента (с целью организующего момента при формировании произвольности);

  • чередование групповых и индивидуальных форм работы (выполнение задания индивидуально, в парах, тройках, группах);

  • переход от контроля, ведущего за выполнением заданий, сначала к взаимоконтролю (оценивают друг друга), затем к самоконтролю (каждый оценивает себя сам);

  • упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера);

  • игры с правилами: сюжетно-ролевые, подвижные; дидактические, развивающие игры, настольные игры; беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций.

Упражнения для развития произвольности и самоконтроля

1. « Раскрась фигуры».

Ребенку показывают бланк с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.

Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.

Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной и монотонной работы.

2. «Копирование образца».

Попросите ребенка как можно точнее скопировать образец, представленный на бланке.

Анализируя результат, посмотрите, насколько число и расположение точек соответствует образцу. Возможно небольшое (но не более чем в 2 раза) увеличение или уменьшение общего размера рисунка. Большинство детей 6-7 лет справляются с этим заданием с небольшим отклонением точек от строки или колонки.

3. «Зачеркни фигуры».

Детям предлагается бланк с предметами. Предлагается зачеркнуть выбранный предмет или только два любых предмета, по выбору педагога. Время работы ограничивается до 2,5 мин.

4. «Закончи ряд до конца».

Детям выдаются бланки. Начало задания показано на образце. Задание: «Продолжите рисунок и закончите ряд».

5. ««Да» и «Нет» не говорить».

Цель: Развитие умения действовать по правилам.

Инструкция для учащихся: «Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны мне на них правильно отвечать, но существует правило, при ответе на вопрос нельзя говорить «Да» и «Нет»». Примерные вопросы:

Ты живешь в берлоге?

Ты хочешь ходить в школу?

Ты любишь, когда тебе читают сказки?

Ты любишь смотреть мультфильм

Ты любишь гулять?

Сейчас зима? (весна, лето, осень)

Ты сейчас спишь?

Тебя зовут Вася?

Зимой жарко?

  • Ты любишь играть?

  • Ты хочешь учиться?

  • Ты любишь болеть?

  • Ты мальчик? (девочка)

  • Ты был в зоопарке?

  • Ты любишь мороженое?

  • Ночью светит солнце?

  • Коровы летают?

  • Солнце синее?

Чтобы правильно ответить на вопрос, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контролировать свои ответы, сдерживать непосредственное желание ответить словами «да» и «нет» и одновременно обдумывать содержательный ответ.

6. «Сделай так же».

Детям предлагаются рабочие листы. Задание: «Соедините точки так же как на образце».

7. «Сосед!»

Играющие, сидя или стоя (в зависимости от условий), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Сосед!» Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребенка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т.е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он пытался поднять не ту руку.

8. «Летает – не летает».

Дети садятся или встают в круг. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть предметы, а ваша задача определить летает этот предмет или не летает. Если я назову предмет, который летает, вы поднимите руки. Если я назову нелетающий предмет, вы топаете ногами. Пожалуйста, будьте внимательными».

Примерный список: муха, стул, самолет, книга, линейка, снег, пчела, дерево, дирижабль, телевизор, яблоко, сокол, диван, ковер, автомобиль, ворона, синица и пр.

Ведущий, называя слова, провоцирует детей неправильными действиями. Игра заключается в том, что дети должны сохранять бдительность во время уловок и всегда различать зрительный сигнал и содержание вопроса.

9. «Нарисуй домик».

Ребенку предлагают как можно точнее срисовать домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв и цифр. Педагог говорит: «Перед вами лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуйте, пожалуйста, точно такую же картинку, какую вы видите на этом рисунке. Не торопитесь, постарайтесь быть внимательными, чтобы рисунок был точно таким же, как образец. Если вы что – то не так нарисуете, то не стирайте, а нарисуйте поверх неправильного или рядом правильно».

При сравнении рисунка с образцом следует обращать внимание:

А) на соотношение размеров деталей,

Б) на присутствие всех деталей,

В) на правильность изображения – нет ли зеркального отражения, не путает ли ребенок верх и низ,

Г) на количество деталей и способ их изображения – считает ли ребенок или рисует на «глазок».

10. «Скучно, скучно так сидеть»

Цель: Развитие раскованности; тренировка самоорганизации.

Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья. Возле одной – по количеству детей, возле другой – на один стул меньше. Дети садятся на стулья вдоль стены. Ведущий читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть.

Друг на друга все глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться.

Как только ведущий заканчивает читать, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула. Продолжая игру, каждый раз нужно убирать по одному стулу

11. «Не сбивайся».

Упражнение развивает концентрацию внимания и учит правильно его распределять. Участники считают вслух, например, от 1 до 31, но при этом не включают в счёт числа с цифрой 3. Вместо них они должны говорить «не собьюсь».

12. “Сделай так же”.

Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку.

13. “Сохрани слово в секрете”.

Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть разные слова, а вы будете их четко за мной повторять. Но помните об одном условии: названия цветов – это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, вы должны молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.

Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции – научить детей длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, “удерживать” его. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано – подойдет любое. Варианты:

  • нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];

  • нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;

  • нельзя повторять названия животных;

  • нельзя повторять имена девочек;

  • нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.

Когда дети будут хорошо и постоянно удерживать правило, переходим к игре с одновременным использованием двух правил.

Например:

  • нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;

  • нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

14. “Спрячь букву от буквоежки”.

За несчастной буквой “а” охотятся прожорливые Буквоежки. Им кажется, что “а” – самая вкусная из всех букв. Спаси ее. Перепиши это предложение, вставляя точки вместо буквы “а”.

Наступила ранняя весна.

А теперь задание потруднее. Нужно переписать рассказ, только вставляй точки вместо буквы “ы”.

1. Рыжий кот спал на крыше. Из норки выскочили мышата. Они стали играть. Кот прыгнул к мышатам. Они быстро умчались в норку. Кот только рот раскрыл.

А здесь вставляй точки вместо буквы “р”.

2. Над норой лисы жила белка. Белка прыгала по веткам и дразнила хитрую лису. Однажды утром лиса легла на полянку перед сосной, будто мёртвая. Любопытная белочка бросила в лису шишку. Лиса не поднялась. За шишкой полетела ветка. Лиса не двигалась. Белка совсем близко пробежала около лисы. Лиса быстро вскочила. Белочка чуть не очутилась в лапах хитрой лисицы.

Примечание.

Условие в этом задании может быть любое. Например, вставлять точки вместо букв “о” или “е”, вместо мягких знаков или шипящих. Таким образом, каждый текст можно использовать несколько раз.

15. Как превратить “о” в “и”.

Ученик доброй феи говорил: “Я не волшебник, я только учусь”. Эти слова относятся и к нам: мы еще не умеем делать серьезных превращений, но превратить одну букву в другую нам под силу. Попробуем? Ниже напечатаны слоги. Не просто читай их, а во всех случаях, когда встречается звук [о], меняй его на [и].

Столбики со слогами:

Примечание.

Работая с этим упражнением, можно задать ребенку самые разнообразные задания:

  • пропускать (не читать) все слоги, начинающиеся на звук [п] или [к] или на гласный звук. Вместо этого надо произносить слово “лишний”;

  • менять в слогах звук [п] на звук [с];

  • слоги, оканчивающиеся на гласный, читать наоборот.

16. « Помоги пчёлке собрать урожай».

Настоящая пчела – очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.

Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.

Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.

Примечание. Начинать игру можно с любого места. Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте “пространственную” инструкцию.

Эту игру можно использовать много раз. Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.

Ниже, в качестве примера, несколько вариантов игры.

Вариант 1.

Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.

Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка. Направо, вверх, остановка. Влево, влево, вниз, остановка. Какое слово получилось? (ШКОЛА)

Вариант 2.

Пчелка сидела на букве Г. Запиши ее. Дальше она полетела так:

Влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка.

Направо, направо, направо, вверх, остановка.

Налево, налево, налево, остановка. (ГРОМ)

Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось?

17. Можешь ли ты делать два дела сразу?

Как ты думаешь, можно ли одновременно читать и про себя, и вслух? Еще как можно! Убедись сам. Читай рассказик про себя, но каждое второе слово произноси громко.

Сказка об умном мышонке.

В это время по дорожке

Шел зверёк страшнее кошки,

Был на щётку он похож.

Это был, конечно, ёж.

А навстречу шла ежиха,

Вся в иголках, как портниха.

Закричал мышонку ёж:

– От ежей ты не уйдёшь!

Вот идет моя хозяйка,

С ней в пятнашки поиграй-ка,

А со мною – в чехарду.

Выходи скорей – я жду.

А мышонок это слышал,

Да подумал и не вышел

– Не хочу я в чехарду, –

На иголки попаду.

Долго ждали ёж с ежихой,

А мышонок тихо-тихо

По тропинке меж кустов,

Прошмыгнул – и был таков.

С. Маршак

Примечание.

Для выполнения задания можно использовать любые тексты по возрасту ребенка, Правила чтения также можно менять:

  • называть вслух каждое 3 слово;

  • произносить вслух последнее слово в предложении;

  • произносить вслух все имена собственные;

  • произносить вслух все слова, начинающиеся на звук [к] или, например, на гласный.

18. «Как сказать слово, не произнося ни звука».

Перед тобой сокращенный алфавит. В нем остались только те буквы, которые чаще всего встречаются в словах.

Под каждой из них написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать.

Давай попробуем. Три хлопка, пауза. Один хлопок, пауза. Два хлопка. Что мы прохлопали? Правильно: получилось слово “КОТ”. Начинаем играть. Надеюсь, ты не прохлопал мои объяснения.

Попробуем прохлопать слово “ТОК”, “СОК”, “КИСА”.

А теперь внимательно послушай, что за слово прохлопаю я.

Загадывать можно любые слова, которые состоят из этих букв: коса, сито и т. д.

Варианты сокращенных алфавитов:

19. Игра «Бери осторожно».

Цель: развитие навыков саморегуляции и произвольного контроля, умения следовать инструкции.

Ведущий на стол рассыпает счетные палочки (спички). Ученики по очереди должны брать их из кучки так, чтобы остальные спички при этом не сдвинулись с места. Если это не удается, ход переходит к следующему игроку. Инструкцию можно разнообразить подсчетом очков (на спички наносят полосы, кодирующие очки), ограничением пальцев, которыми можно работать или работая руками поочередно.

Примечание: задание можно выполнять на ковре, сидя в кругу.

20. Игра «Собираем букет».

Цель: развитие умения слушать и следовать инструкции, произвольной концентрации внимания, навыков самоконтроля, мысленной ориентировки в зрительном поле.

Ведущий организует игру в клеточном поле (слайд). В клеточках располагаются цветы, названия которых знакомы участникам.

Инструкция для учащихся: сегодня мы с вами соберем букет и для украшения кабинета. Для этого на нашем цветочном поле необходимо сделать правильные шаги и оказаться на клетке с нужным вам цветком. За один ход можно переместиться лишь на одну клеточку. Все ваши шаги проговаривайте вслух: вправо, влево, вверх, вниз). Все по очереди проговаривают ходы и «срывают» цветок в общий букет.

21. Игра «Запретное движение».

Участники образуют полукруг. Ведущий показывает группе несколько движений, одно объявляется запретным. Группа должна повторить все движения, кроме запретного. Кто ошибся становится ведущим.

22. Игра «Черепаха»

Цель: развитие навыков двигательного самоконтроля.

Дети располагаются вдоль стены помещения. Ведущий, стоя у противоположной стены, говорит: «Представьте себе, что все мы – черепахи. Я – большая черепаха, а вы – маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов. По моей команде вы пойдете ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы – черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов». Ведущий следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2-3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы.

Упражнение можно повторить несколько раз. Затем проходит обсуждение в группе, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.

23. Игра “Тропинка”

Цель: развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности детей.

Дети берутся за руки, образуя круг. По сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесет слово-задание. Задания чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит задание, получает поощрительные очки. Чемпионом становится ребенок, набравший наибольшее количество очков.

24. «Палочки и крестики»

Цель: Развитие уровня саморегуляции и самоконтроля.

Материал: тетрадный лист в клетку с полями, ручка или простой карандаш.

Задание: пишите палочки и крестики так, как это записано в образце, в течение 5 минут

I + I + I – I + I + I – I

Правила игры.

1. Писать крестики и палочки точно в такой же последовательности, как в образце.

2. Переходить на другую строчку только после знака “-“.

3. Нельзя писать на полях.

4. Каждый знак следует писать в одной клеточке.

5. Соблюдать расстояние между строчками – 2 клеточки.

25. «Кричалки – шепталки – молчалки».

Материалы: три силуэта ладони из плотного картона: красный, желтый, синий.

Когда ведущий поднимает красную ладонь – «кричалку», то можно бегать, кричать, шуметь; желтую ладонь – «шепталка» является сигналом к тому, что нужно тихо передвигаться и перешептываться; синяя ладонь – «молчалка» означает, что дети должны замереть на месте и не шевелиться. Заканчивается игра «молчалкой».

26. «Графический диктант»

Цель: развитие ориентации в пространстве, умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Материал: лист бумаги в клетку, простой карандаш или ручка.

Педагог диктует учащимся направление линий графического изображения.

27. Игра «Пишущая машинка»

Цель: развитие произвольного внимания, закрепление навыков чтения.

Каждому ребенку присваивается буква алфавита. Ведущий произносит слово и/или пишет его на доске. Дети, которым присвоены буквы, хлопают в ладоши (по одному хлопку) в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове. Когда слово «напечатано», все дети хлопают в ладоши.

Слова для игры: дом, папа, мама, цирк, щелк, чаша, каша, рама, рука, ложка, вода, бык, герб, заря, сон, эра, я, стул.

Слова подбираются так, чтобы каждый ребенок поучаствовал в игре.

Источник