Упражнения для развития зрительной память ребенка

Упражнения для развития зрительной память ребенка thumbnail

Органы чувств позволяют получать информацию из окружающего мира. Более 80% из нее воспринимается с помощью глаз, но само получение данных не имело бы практически никакого значения, если бы их нельзя было запомнить. Помогает в этом зрительная память, позволяющая сохранить в голове все, что человек смог увидеть. Как и другие составляющие интеллекта, она требует постоянного поддержания. Развитие зрительной памяти – не такая трудная задача. Справиться с ней сможет каждый человек самостоятельно.

Особенности запоминания

Зрение становится первым способом контакта с окружающим миром для маленьких детей. С его помощью они начинают запоминать все, что происходит вокруг, и воспринимать других людей. Уже после этого задействуются иные виды памяти.

Взрослый же человек имеет уже сформированный интеллект и определенные способности. Многие могут сказать, что их зрительная память не так уж и хороша. В таких случаях можно воспользоваться специальными упражнениями и постараться исправить ситуацию.

При желании каждый может протестировать себя. Простое упражнение покажет, насколько развита зрительная память. Учитывая его результаты, можно будет решить, нужно ли вообще тренировать запоминание с помощью глаз. Суть теста в следующем:

  1. Помощник должен подобрать 10 разных изображений. Подойдут любые картинки, между которыми есть серьезные различия (например, разные животные). Желательно их распечатать и порезать на маленькие карточки.
  2. Задача тестируемого в том, чтобы максимально четко рассмотреть все картинки. На это ему дается всего лишь 20 секунд. Когда время выйдет, потребуется назвать все, что было увидено на карточках.

Помощник должен внимательно выслушать тестируемого и сделать выводы о качестве его памяти. Чаще всего такой тест применяется для детей, т.к. для многих взрослых является не таким сложным. Тем не менее выявить плохую память с его помощью точно удастся. Если хочется усложнить задачу, то допускается использование более специфичных карточек или создание дополнительных условностей.

Флешка

Зрительная память улучшается каждый раз, когда человек ее активно использует. Ее формирование начинается еще в детстве и продолжается на протяжении всей жизни. Поэтому она особенно развита у тех людей, чья профессия часто требует визуально запоминать различные вещи и документы.

Люди, обладающие хорошо развитой зрительной памятью, отличаются повышенной внимательностью и способностью легко концентрироваться.

Хобби и мини-тренировки

Применять для развития зрительной памяти упражнения, требующие наличия большого количества свободного времени, совсем необязательно. Можно обойтись ежедневными короткими тренировками или использовать для этой цели свои привычные хобби.

Такие методы позволят добиться результата с минимальными затратами времени. Однако ждать особенно высокой эффективности от них не стоит. Эти варианты отлично подойдут для тех, кто хочет просто немного улучшить качество зрительной памяти или усилить действие основных упражнений, которые применяются каждый день.

Чтение

Первым способом натренировать зрительную память является чтение. Оно также развивает классический навык запоминать информацию, повышает словарный запас и улучшает интеллектуальные способности. Для людей, считающих такой вид деятельности своим хобби, этот вариант станет настоящим подарком.

Для достижения цели подойдут любые книги. Их следует выбирать, ориентируясь на свои интересы и способности. Если есть желание, можно прочитать серьезную научную работу или учебник по школьному предмету, с которым когда-то были проблемы в прошлом. Именно сложная литература приносит максимальный эффект.

Постель

Рисование

Многие дети ежедневно рисуют. В этом увлекательном занятии есть своя польза, которую с помощью определенных условий можно направить в улучшение визуальной памяти. Если ребенок занимается обычным рисованием, то у него развивается фантазия, появляется усидчивость, формируются творческие способности.

Сделать так, чтобы во время занятий у ребенка развивалась память очень просто. Для этого достаточно задать ему правило, что рисовать нужно знакомое для него место или известный предмет. Его целью будет максимально правильное отображение картины с минимальными отклонениями от реальности. Такой метод подойдет для дошкольника или школьника младших классов. При усложнении задачи он может быть применим даже взрослыми.

Новизна

Простейший способ развивать визуальную память. Он заключается в том, чтобы наполнять свою жизнь чем-то непривычным, с чем еще никогда не было зрительного контакта. Это могут быть просто новые места или внезапные знакомства.

Пользоваться такой методикой просто. Нужно лишь ходить на работу или в другие известные места необычными маршрутами, где раньше не приходилось бывать. Также можно просто гулять в незнакомых районах или вообще съездить в другой город. Параллельно с этим нужно заводить новые знакомства.

Воспоминания

Неплохое развитие образной памяти можно получить с помощью простого упражнения. Выполнять его лучше всего каждый день в домашних условиях перед сном. У некоторых людей оно будет вызывать интерес, из-за чего захочется проявлять особое внимание к деталям в течение всего дня.

Задача человека в том, чтобы просто вспомнить весь свой день в хронологическом порядке. Делать это нужно с учетом всех мельчайших деталей, причем следует постараться найти воспоминания даже о тех вещах, на которые не приходилось обращать особого внимания.

Портрет

Воспользоваться таким способом сможет каждый, кто встретил в течение дня нескольких человек. Нужно будет постараться вспомнить, как именно выглядел любой из них. Если наблюдать за прохожим удалось долго, то нужно вспомнить все его действия.

Портрет

«Портрет» применять лучше всего сначала на знакомых людях, т.к. попытки вспомнить случайного прохожего из сотен людей, с которыми довелось столкнуться за день, довольно трудно. Когда это станет легко, можно перейти к незнакомцам.

Рассматривание предмета

Самая простая мини-тренировка. Для нее потребуется любой предмет и несколько минут свободного времени. Желательно использовать вещи, контактировать с которыми приходится очень редко.

Нужно просто посмотреть на предмет в течение минуты, а потом закрыть глаза. Задачей будет мысленная визуализация увиденного. Следует постараться вспомнить картинку максимально четко и правильно.

Дополнительно можно применять свои личные мини-тренировки, в которых требуется задействовать зрительную память.

Основные тренировки

Максимального результата удастся достичь с помощью коррекционных тренировок. Выполнять их рекомендуется ежедневно, комбинируя по 2-5 видов упражнений. При этом не стоит перенапрягаться, заставляя себя заниматься излишне долго, т.к. такой подход принесет больше вреда. Во всем есть своя мера.

Представленные упражнения направлены на развитие визуальной памяти у взрослых людей, но могут применяться для школьников старших классов. Во втором случае следует учитывать, что не каждый подросток сможет справиться с некоторыми заданиями. Поэтому их можно незначительно упрощать.

Упражнение 1

Первое упражнение похоже на мини-тренировку с рассматриванием предмета. Его суть примерно та же, но есть ряд условностей, которые значительно усложняют задачу, повышая эффективность занятий.

Как его выполнять:

  1. Рассмотреть любой попавшийся под руку предмет, вдыхая воздух (5 секунд).
  2. Закрыть глаза, вызвать представление этого предмета, задержав дыхание (3 секунды).
  3. Растворить в мыслях образ предмета, медленно выдыхая.

Упражнение нужно многократно повторять, при этом каждые 5 раз меняя ритм всех действий. Выполнять его рекомендуется 2-3 раза в день по 10 минут. Постепенно время нужно увеличивать, пока количество повторений не возрастет до 50.

Упражнение 2

Для выполнения этого упражнения потребуется посторонняя помощь. Желательно, чтобы это был один из близких людей, с кем будет комфортно работать. При желании тренироваться можно в обе стороны, т.е. поочередно, меняясь ролями.

Суть упражнения:

  1. Помощник пишет на листочке разные слова в виде ромба. Верхнее и нижнее слово должны быть самыми короткими, а к середине длина должна возрастать.
  2. Тренирующийся должен посмотреть на этот ромб в течение 10 секунд, а потом воспроизвести увиденные слова на отдельном листочке.
  3. В конце слова нужно сверить и определить, насколько правильно тестируемый смог все зрительно запомнить и написать.

Важно, чтобы заданные слова были похожи и начинались с одинаковой буквы, иначе выучивать их за такой короткий промежуток времени будет очень трудно.

Упражнение 3

Многие взрослые помнят, как в детстве решали разные головоломки, в которых использовались спички. В тренировке по такой методике они тоже понадобятся, но применяться будут для задействования внимания и образной памяти. Для выполнения упражнения понадобится помощь второго человека.

Спички

Как тренироваться:

  1. Помощник должен разложить спички таким образом, чтобы составить определенную фигуру. Лучше всего усложнять задачу, местами используя по две-три спички рядом.
  2. Тренирующийся должен взглянуть на эту картину, но взгляд задерживать дольше 3 секунд нельзя. После этого помощнику следует закрыть спички бумагой.
  3. Задачей тренирующегося будет воспроизвести увиденную картину с помощью других спичек, учитывая все ее особенности.

Усложнить задачу можно, включив в картину спички разных цветов. Чем правильнее тренирующийся составит изображение, тем лучше.

Упражнение 4

Тренироваться таким упражнением для развития зрительной памяти можно по пути с работы или во время вечерней прогулки. Никакая помощь в выполнении задач не понадобится, что делает метод более универсальным и легким. Однако во время тренировки потребуется быть особенно внимательными.

Порядок действий:

  1. Внезапно остановиться, на секунду зафиксировав взгляд на любой точке, где находится достаточное количество различных объектов, которые можно запомнить. Закрыть глаза.
  2. Восстановить образно только что увиденную картину, вспомнив максимальное количество мелких деталей. Удерживать ее в голове несколько минут, наполняя по памяти.

Когда попытки вспомнить будут закончены, можно наглядно оценить реальность и сравнить ее с тем, что сформировалось в мыслях.

Упражнение 5

Последнее упражнение позволит также задействовать фантазию и общие интеллектуальные возможности. Его нужно выполнять на улице, т.к. потребуется видеть других людей. Метод подразумевает создание образных историй в своей голове, которые будут основаны на реальных увиденных людях.

Выполнение упражнения:

  1. Выбрать на улице подходящую лавочку, где не слишком шумно.
  2. Обратить внимание на любого прохожего, запомнить его внешний вид.
  3. Закрыть глаза, представить, как он идет дальше и что будет происходить.

Начинать лучше всего с визуализации простой ходьбы, а уже потом придумывать более подробные и необычные ситуации. Слишком стараться и сочинять длинные истории тоже не следует, если целью не является развитие фантазии.

Если выполнять эти упражнения лишь изредка, то достичь желаемого результата не удастся. Только регулярные тренировки принесут пользу.

Тренировки для детей

Ребенок может развиваться не так быстро, как хотелось бы его родителям. Многое зависит от индивидуальных особенностей и генетической предрасположенности. Поэтому некоторые дети обладают довольно слабой зрительной памятью, которую требуется обязательно улучшать. Сделать это проще всего с помощью специальных упражнений, вызывающих у них интерес.

Девочка и папа

Упражнение 1

Первый тип тренировки очень эффективен для развития зрительной памяти и внимания у маленьких детей, которые еще не пошли в школу.

Суть тренировки в следующем:

  1. Родители выкладывают узор из спичек и пуговиц, показывают его ребенку на 10 секунд.
  2. Ребенок должен создать такое же изображение, не обращаясь к узору родителей.

Если малышу слишком сложно, то задание можно упростить, уменьшив количество элементов. Также вместо спичек и пуговиц можно использовать другие предметы.

Упражнение 2

Тренировка таким методом больше похожа на игру. Перед ее выполнением родители должны подготовить карточки с разными звездами, которые отличаются внутренним узором и размерами.

Упражнение проходит так:

  1. Родители дают ребенку одну звезду на 10 секунд, чтобы он ее рассмотрел, а потом забирают и перемешивают с другими карточками.
  2. Далее они выкладывают все карточки перед ребенком, а его задача будет в том, чтобы найти уже знакомую звезду.

Начинать лучше всего с 6 карточек, но сделать их можно намного больше. Все зависит от возраста и способностей ребенка.

Упражнение 3

Одним из самых любимых упражнений для детей становится именно это. Для его выполнения родители должны найти любую картинку, на которой много разных элементов.

Проводится тренировка следующим образом:

  1. Родители показывают ребенку картинку на 30 секунд.
  2. После этого ее убирают и задают малышу вопросы, касающиеся увиденного.

Вопросы могут быть о количестве тех или иных вещей, их цветах, месторасположении и т.д.

Упражнение 4

Сложность этого упражнения определяется родителями с учетом навыков ребенка. Они должны заранее нарисовать 3 разных дерева, состоящих из геометрических фигур.

Выполнять тренировку нужно так:

  1. Родители показывают малышу картинку с 3 деревьями на полминуты.
  2. Заданием ребенка будет нарисовать то дерево, номер которого назовут взрослые.

Для усложнения задачи можно использовать разные цвета. Но делать это рекомендуется только для школьников.

Упражнение 5

Очень простая тренировка, которая подойдет для дошкольников. Родителям следует заранее собрать небольшие карточки разных цветов. Важно, чтобы цвета были максимально отличными друг от друга.

Как выполнять:

  1. Родители раскладывают карточки в определенном порядке и показывают ребенку.
  2. Спустя 10 секунд карточки закрывают, а малыш должен вспомнить их порядок.

Если ребенок не может справиться с задачей, то допускается уменьшение количества карточек, а также замена цветов на цифры или рисунки.

Можно воспользоваться и более простыми заданиями. Например, дать ребенку две похожие картинки, на которых нужно находить отличия.

Сколько времени потребуется

Если знать, как правильно тренировать зрительную память, и регулярно проводить занятия, то добиться результата сможет каждый. На это может потребоваться от пары недель до нескольких месяцев. Все зависит от целей и личных способностей.

Источник

Статья:

Умение создавать мысленно картинку — зрительный образ — важно в процессе обучения. Этот навык помогает лучше и быстрее запоминать конкретный и абстрактный материал. Хорошая зрительная память поможет школьнику справляться со сложными задачами и надолго запоминать выученный предмет, поэтому тренировку зрительной памяти лучше всего проводить с наглядным материалом и элементами игры. Каждое упражнение неплохо снабдить коротким рассказом или предысторией. 

Проверка зрительной памяти

Перед тем, как приступить к упражнениям, необходимо выявить, насколько сложно ребенку запоминать картинки. Для этого перед ним стоит разложить 10 изображений предметов, разных по форме, цвету и предназначению. На протяжении 30 секунд ребенок рассматривает их, старается запомнить. Потом картинки переворачиваются, а ребенок по памяти рассказывает, какие объекты он запомнил.

Если удалось назвать менее 5 предметов, то необходимо уделить внимание тренировке зрительной памяти. Но и детям, которые показали довольно высокий результат, также не помешает время от времени выполнять упражнения.

ВАЖНО!

Перед тем, как ребенок приступит к заданиям, стоит объяснить, что его задача — запоминать рисунок, предметы, которые ему будут показаны. А после того, как он закроет глаза, нужно представить образ увиденного.

Упражнения для улучшения зрительной памяти

Упражнение 1. «Археолог»

Археолог — это человек, который ведет раскопки и ищет древние вещи и их части. Ему необходимо хорошо запомнить узор на осколке старой чаши, чтобы потом воссоединить ее с другими частями. Помоги археологу!

Последовательность действий:

  • Из счетных палочек и пуговиц выложить орнамент.
  • Попросить ребенка посмотреть на него 15 секунд.
  • Ребенок воспроизводит орнамент без подглядывания на оригинал.

Уровень сложности можно повышать, подключая пуговицы разных размеров и палочки разных цветов.

Упражнение 2. «Цветная путаница»

Жители далекой страны «Разноцветка» не знают о правиле размещения цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Поэтому им постоянно необходимо запоминать новое размещение цветов. Помоги жителям!

Последовательность действий:

  • В ряд выложить однотонные яркие карты.
  • Ребенок пытается запомнить линейку 10-15 секунд.
  • Устно воссоздает цветной ряд.

Для начала следует использовать 5-6 разных цветов (синий, желтый, красный, черный, зеленый, белый). Постепенно подключаются оттенки (розовый, голубой, оранжевый), увеличивается количество карт.

Упражнение 3. «Геометрический сад»

В стране «Великая Математика» существует не простой, а геометрический сад. В нем растут деревья, которые состоят только из фигур: квадратов, треугольников, ромбов, кругов, прямоугольников. Посмотри на чудесные растения!

Последовательность действий:

  • Ребенок получает карточку с изображением трех деревьев. Каждое изображено условно с использованием геометрических фигур.
  • 15 секунд отводится на запоминание объектов.
  • Ребенок рисует дерево, которое находилось посредине.
  • Ребенок и взрослый сравнивают получившуюся картинку с оригиналом.

Задание занимает всего несколько минут и может использоваться на уроке математики в младших классах. Это хороший способ повторить или систематизировать знания о фигурах, немного отвлечься, потренировать зрительную память.

Упражнение 4. «Фотографируй… глазами!»

Каждый из нас умеет пользоваться фото- и видеокамерой. Но если под рукой нет изображения необходимого места, человека или объекта? Тогда придется подробно рассказать о нем, используя только свою память. Давайте потренируемся.

Последовательность действий:

  • Ребенку дается изображение комнаты, открытой местности, сказочного объекта. Оно должно содержать крупные и мелкие детали, которые отличаются цветом, местом расположения, количеством.
  • Ребенок рассматривает картинку полминуты, стараясь запомнить максимум деталей.
  • Картинка прячется, а ребенку задаются различные вопросы: «Сколько было…?», «Где находилась…?», «Какой самый большой предмет?», «Что было возле…?» и т. д.

Упражнение можно гармонично вплести в полотно урока, посвященному географическим объектам, изучению сказки.

Упражнение 5. «Звездопад»

Кажется, что дарящие свет миллиарды звезд на небе совершенно одинаковые. Но, на самом деле, каждая из них особенная. Запомни свою звезду и твоя мечта сбудется!

Последовательность действий:

  • Изображения 6 звезд выполняются на одном листе бумаги. Они должны быть похожи между собой, но отличаться деталями. Например, внутри первой — сердечко, а по краям завитушки; вторая имеет острые края и квадраты внутри и т.д.
  • Ребенок внимательно смотрит на звезды в течение 10 секунд.
  • После этого рисунок закрывается. Ребенок получает одну звезду, и его задание — сказать, где она должна быть размещена.

Упражнение можно облегчить: попросить ребенка найти такую же звезду, глядя на изображение всех объектов.

Упражнение 6. «Собери конструкцию»

Попробуй построить такой же объект!

Последовательность действий:

  • Из различных фигур собирается конструкция. Это может быть большой круг с двумя прямоугольниками внутри, четырьмя овалами снаружи и небольшой надписью посредине.
  • Ребенок изучает «строение» 30-40 секунд.
  • Затем конструкция закрывается или разбирается.
  • Ребенок самостоятельно воссоздает увиденное.
  • Обсуждаются ошибки.

Можно усложнять упражнение, используя объемные предметы (кубики, конусы), цифры, знаки.

На уроках иностранного языка

Тренировка зрительной памяти особенно важна для младших школьников. Но и в средней школе применяются соответствующие упражнения. Актуальны они на уроках иностранного языка. Детям всегда чаще запомнить произношение и научиться говорить иностранное слово, чем писать его.

Во время введения лексического материала наиболее сложные единицы необходимо записать на доске и дать ученикам несколько секунд на их запоминание. Далее класс «засыпает», а учитель стирает одно слово. Задача — назвать, что исчезло.

Тренируем зрительную память: аудитория

Учителям не стоит отказываться от внедрения подобных упражнений в классный урок. Есть задания, которые выполняются индивидуально в тетрадях, несколько учеников могут работать возле доски (если требуется нарисовать увиденное). Для группы детей следует подготовить большого размера изображения и поместить его на доске или же сделать раздаточный материал. При любой возможности стоит включать в работу на уроке задания на тренировку различных видов памяти, в т.ч. и зрительной, и слуховой.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник