Упражнения для развития замкнутого ребенка

Упражнения для развития замкнутого ребенка thumbnail

«Игры с замкнутыми детьми»

«ПАРОВОЗИК»

Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения (без слов). Ведущий как бы паровозик, который ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения. Дети -«вагончики» должны повторить то, что изображает ведущий. И если он показывает не просто набор движений, а какого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает.

«ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ»

Ведущий предлагает детям выполнить следующие движения: поднять брови вверх, сдвинуть их, сильно зажмуриться, широко раскрыть глаза, надуть щеки, втянуть щеки в полость рта.

Ведущий предлагает детям показать жестом слова. Например: высокий, маленький, там, я, здесь, он, толстый и т. п.

Ведущий предлагает детям произвольно принять условленную позу: показать, как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот, когда мы несем тяжелую сумку и т.п.

«ВОЛШЕБНЫЕ ЗАРОСЛИ»

Цель: Снятие телесных барьеров, развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами общения.

Содержание: Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными водорослями» – всеми остальными участниками. «Водоросли» понимают человеческую речь, чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропустить его, если их плохо «просят».

Затем следует обсуждение: когда водоросли расступались? Когда нет?

«МАГАЗИН ИГРУШЕК»

Игра развивает умения выполнять разные роли, индивидуальный замысел и инициативу ребенка. Играющие делятся на «покупателей» и «игрушки». «Игрушки» сидят в ряд, изображая товар. Дети-«игрушки» с помощью пантомимы показывают «покупателям» свой товар. «Покупатель» должен отгадать, какую игрушку ему предлагают. Кто не угадал, уходит из магазина без покупки. Игру можно моделировать, вместо магазина играйте в «зоопарк», в «слушай сказку» и т.п.

«САЛОЧКИ»

– подвижная игра, направленная на развитие активности, коллективизма и проявление смелости у ребенка. Детки разбегаются по определенной территории. Водящий должен «осалить» (дотронуться) до убегающего и берет его за руку. Так образуется цепочка. Теперь они вдвоем догоняют другого ребенка и т.д. Постепенно цепочка становится все длиннее. Теперь их задача – взять в кольцо убегающего. Это требует координации совместных действий в цепочке.

«МЕНЯЛКИ»

– игра способствует развитию памяти, внимания, установлению контакта между детьми. Иг8рающие образуют круг. В руках они держат маленький предмет (игрушку). Водящий старается запомнить, у кого какая игрушка. Затем он отворачивается, дети, молча (!) меняются своими игрушками. Для этого они подмигивают друг другу. Задача ведущего: вернуть каждому ребенку свою игрушку, угадать, кто с кем поменялся.

«СМАК»

– игра развивает уверенность в себе, помогает освоить навыки общения, тренирует умение вести разговор. В основе лежит известная телевизионная передача «Смак». Предложите ребенку (он самый лучший повар) выступить в этой передаче и показал способы приготовления самых любимых его блюд. Учтите, что в «студии» должны быть и зрители, роль которых выполняют другие члены семьи, или сверстники. В зависимости от возраста передачу «Смак» можно заменить передачами «Путешествия», «В гостях у сказки» и другими. Фантазируйте!

«ПОЙМАЙ МЯЧ»

– игра развивает уверенность в себе и доверие к другим людям. Играющие по очереди бросают друг другу небольшой мячик, при этом называют какое-либо достоинство того ребенка, кому они бросают мяч. Очень важно, чтобы в процессе игры каждому ребенку удалось услышать о себе добрые, приятные слова.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

– упражнение направлено на повышение уверенности в себе и собственных силах. Предложите ребенку закончить следующие предложения:

Я хочу….

Я умею…

Я смогу…

Я добьюсь…

Источник

Коррекционная программа «Замкнутый ребенок»

Цель: помочь ребенку преодолеть замкнутость и раскрыться в коллективе

Задачи:

– преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;

– развитие эмоционально-выразительных движений;

– развитие коммуникативных способностей; снижение психоэмоционального напряжения.

Нормальное психическое состояние ребенка – хорошее и бодрое настроение, тяга к веселью и шалостям. У детей, конечно же, происходит смена настроения в зависимости от всевозможных случайных обстоятельств. Но здоровый ребенок, пока он не выдохся, не устал, легко возвращается в исходное хорошее настроение.

Однако в период адаптации к школе шестилетний ребенок испытывает большие затруднения. Некоторые дети в этот период становятся очень ранимыми, плаксивыми, быстро утомляются, с трудом выдерживают урок, на каждое замечание реагируют слезами, раздражением или совсем замыкаются в себе, отказываются отвечать. Порой у них отмечается заикание, непроизвольное подергивание век, мышц лица, шеи, становится тревожным сон.

Замкнутость – нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, затруднении эмоционального контакта с окружающими людьми, сложности установления новых социальных отношений.

Советы родителям

1. Проявите к ребенку больше внимания независимо от возраста – это то, в чем нуждается и двухлетний и 12-летний. Целуйтесь и тискайтесь хоть целый день – этим вы детей не испортите, если только не будете потакать всем их желаниям.

2. Будьте щедры на похвалу. Чем ребенок меньше, тем сложнее ему оценить адекватно свои успехи. Наша задача как родителей – укреплять их самооценку всеми «экологичными» способами.

3. Регулярно приглашайте к себе друзей, особенно если у них дети такого же возраста. Ваше чадо быстрее привыкнет к обществу в привычной обстановке, сможет раскрепоститься и благополучно общаться с ровесниками.

4. Придумайте собственные праздничные традиции. При этом будет полезно поощрять ребенка к публичным выступлениям. Танцы, пение в караоке, загадки, домашние спектакли – эти вещи помогут ему выйти из привычного состояния апатии и сверхпокоя, если почаще помогать ему выигрывать.

5. Откажитесь от солдафонских замашек. «Чего ты молчишь все время? А ну выкладывай, что случилось?» Если на вас так насесть, то вы точно не захотите откровенничать. Чтобы ребенок вам доверял, будьте с ним так же тактичны, как и с взрослыми.

6. Добавляйте новшества осторожно. Замкнутые дети склонны к консерватизму. Им легче живется, если соблюдается четкий режим. Поэтому все новое, что касается еды, сна, игр, прогулок и сказки на ночь, должно добавляться потихоньку – замените сказку прогулкой, мультиком или разговором по душам.

7. Даже когда ребенок сопротивляется вашим попыткам внедрить его в общество, проявите терпение и настойчивость. Негативная реакция ребенка на происходящее – это лучше, чем если он будет загонять свои эмоции вглубь! И к тому же, если родители сдадутся, то кто же в таком случае будет помогать ребенку социально адаптироваться?

8. Главное правило – постепенность. Если ваш малыш не подходит близко к детской площадке, не форсируйте события – пусть он сначала поиграет в стороне от других детей самостоятельно, а потом вы его аккуратно начнете сближать с ровесниками. Все ваши действия должны быть ненавязчивыми и мягкими.

Тематический план.

Упражнение «Попроси игрушку»

Упражнение «Паровозик»

Упражнение «Рычи, лев, рычи!»

25 мин

Занятие 2

Игра “Закончи предложение”.

Рисунок “Каким ты представляешь себя в будущем?”

25 мин

Занятие 3

Разыгрывание ситуаций

Упражнение «Необычная радуга».

25 мин

Занятие 4

Упражнение «Незнайка»

Упражнение «Изобрази пословицу»

25 мин

Занятие 5

Рисунок “Как мы боремся с трудностями”

Упражнение “Назови свои сильные стороны”

25 мин

Занятие 1

Упражнение «Попроси игрушку»

Цель: Обучить детей эффективным способам общения.

Проведение: Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет.

Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать».

Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Упражнение «Паровозик»

Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения (без слов). Ведущий как бы паровозик, который ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения. Дети-«вагончики» должны повторить то, что изображает ведущий, и, если он показывает не просто набор движений, а какого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает.

Эта игра «без слов» помогает замкнутому ребенку легче вступить в контакт со сверстниками.

Упражнение «Рычи, лев, рычи!»

Упражнение направленно на релаксацию

В эту игру хорошо играть с детьми, страдающими скованностью и пассивностью. Взрослый говорит: «Все мы – львы, большая дружная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».

Занятие 2

Игра “Закончи предложение”.

Упражнение повышает уверенность в себе. Дети должны закончить предложения и объяснить ответ: Я умею… Я добьюсь… Я смогу… Я хочу…

Рисунок “Каким ты представляешь себя в будущем?”

Это упражнение помогает осознать возможность преодоления замкнутости, дает перспективу на будущее. Ребенок должен нарисовать себя таким, каким он видит себя, прокомментировать, как он будет выглядеть, чувствовать себя, какие отношения у него будут с друзьями, родителями. братьями и сестрами.

Занятие 3

Разыгрывание ситуаций

Игра «Разыгрывание ситуаций» может использоваться для коррекции практически всех нарушений в сфере общения у детей. Можно проиграть следующие сценки:

– два незнакомых ребенка вышли погулять во двор, там, кроме них, никого нет;

– два незнакомых ребенка встречаются у качелей, оба хотят покачаться;

– ребенок гулял во дворе – видит другого, незнакомого, который громко плачет.

Разыгрывание ситуаций помогает ребенку отработать определенные навыки поведения. Это своеобразная «репетиция поведения», которая снимает некоторые трудности, возникающие у ребенка в процессе общения с детьми и взрослыми.

Упражнение «Необычная радуга».

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

«Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко.

Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».

Занятие 4

Упражнение «Незнайка»

Каждый ребенок – Незнайка. Ведущий (взрослый) задает детям различные вопросы, а они только пожимают плечами, разводят руками.

выразительные движения: приподнятые брови, опущенные уголки рта, приподнятые на миг плечи, руки слегка разводятся в стороны, ладони раскрыты.

После игры определяется лучший Незнайка. Эта игра способствует развитию выразительности жестов. Замкнутый ребенок может более легко вступить в контакт, используя неречевые формы общения, которые помогут ему свободнее и выразительнее высказать свою мысль.

Упражнение «Изобрази пословицу»

Дети разбиваются на подгруппы. Каждая подгруппа задумывает какую-либо пословицу и изображает её с помощью мимики и жестов. Пословицы подбираются достаточно простые, знакомые всем детям. Вторая группа угадывает, какая пословица изображается.

Эта игра также способствует развитию умения использовать не только речевые формы общения.

Занятие 5

Рисунок “Как мы боремся с трудностями”

Сначала нужно рассказать ребенку, что нельзя бояться ошибок и неудач. Ведь каждый день новые задачи, которые невозможно выполнить без ошибок. Не надо расстраиваться, обвинять себя или других, а терпеливо их исправлять. От этого мы становимся уверенней в себе и сильнее. Что значит “на ошибках учатся”? Ошибки помогают понять, что сделано не так, чтобы в следующий раз поступить правильно. Если трудно или непонятно – надо обратиться за помощью к взлослому или другим детям, которые, возможно уже сталкивались с этим.

После беседы поговорите об известных вам способах предололения трудностей, пусть дети попробуют их придумать сами или вспомнят, какие они уже использовали в своей жизни. Пусть ребенок нарисует их. Это поможет ему научиться вступать в контакт, приоткрыть другим свой внутренний мир, сделает его более уверенным в себе.

Упражнение “Назови свои сильные стороны”

Каждый ребенок должен за определенное время рассказать о своих сильных сторонах – что он принимает в себе, ценит, любит, благодаря чему он уверен в себе. Можно говорить как о положительных, так и об отрицательных чертах характера. Пусть только он не умаляет достоинств и старается не использовать слова-паразиты: “вот”, “короче”, “ну” и т.п. Развивается умение говорить не стесняясь о себе позитивно.

Источник

Игры, предлагаемые для работы с замкнутыми детьми1. «ПАРОВОЗИК» Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения (без слов). Ведущий как бы паровозик, ко¬торый ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения. Дети-«вагончики» должны повторить то, что изображает ведущий, и, если он показывает не просто набор движений, а какого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает.

2. «ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ» Ведущий предлагает детям выполнить следующие движения: поднять брови вверх, сдвинуть их, сильно зажмуриться, широко раскрыть глаза, надуть щеки, втянуть щеки в полость рта. Ведущий предлагает детям показать жестом слова «высокий», «маленький», «там», «я», «здесь», «он», «толстый» и т. п. Ведущий предлагает детям произвольно принять условленную позу: показать, как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот, когда мы не¬сем тяжелую сумку.

3. «НЕДОТРОГИ» Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисуют карточки с пиктограммами. Необхо-димо обсудить с детьми, что означает каждая пикто¬грамма. Например, картинка с изображением улыба¬ющегося человечка может символизировать Веселье, с изображением, например, двух одинаковых нарисо¬ванных конфет – Доброту или Честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно за¬писать на каждой карточке какое-либо положитель¬ное качество ребенка (обязательно положительное!). Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сиг-налу ведущего дети стараются закрепить на спинах товарищей (при помощи скотча, стакеров и т. п.) все карточки. По следующему сигналу взрослого дети прекраща¬ют игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу». На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при мно¬гократном повторении игры и после проведения об¬суждений ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточ¬ки. Затем можно спросить, что приятнее: дарить хо¬рошие слова другим или получать их самому. Как пра¬вило, дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех детей, которые совсем не получили карточек или по¬лучили совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили, но им бы тоже хотелось получить в подарок карточку. Воспитатель тоже может принимать участие. Если есть опасение, что какой-то ребенок останется без карточки, воспитатель может предотвратить эту си-туацию, приклеив такому дошкольнику пиктограмму.

4. «ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА» Цель: Упражнение направлено на конкретную проработку, применение «волшебных» средств понимания, раз¬витие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Содержание: Упражнение выполняется в парах. Воспользовавшись «волшебными» средствами по¬нимания, дети должны помочь:

1) плачущему ребенку, он потерял мячик;

2) мама пришла с работы, она очень устала;

Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста

3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболе¬ла мама;

4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;

5) девочка-соседка попросила тебя сделать ей апп¬ликацию…

Примечание: Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

5. «ВОЛШЕБНЫЕ ЗАРОСЛИ» (Р. Р. Калинина, 1997) Цель: Снятие телесных барьеров, развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами общения. Содержание: Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшими¬ся друг к другу «волшебными водорослями» – всеми остальными участниками. «Водоросли» понимают че¬ловеческую речь, чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропустить его, если их плохо «просят». Затем следует обсуждение: когда водоросли рассту-пались? Когда нет?

6. «ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ» Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – голова драко¬на, последний – кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребе¬нок.

7. «ЛОВИШКИ» (М. И. Чистякова, 1990) Ведущий выбирает ловишку. Ловишка стоит, по¬вернувшись к стене лицом. Остальные дети у проти¬воположной стены. Под музыку дети подбегают к ло-вишке, хлопают в ладоши и говорят: «Раз-два-три, раз-два-три, Скорее нас лови!». Затем бегут на свои места. Ловишка догоняет ребят. Игра повторяется. Ловишкой становится тот, кого поймали.

8. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина, 1996)

Цель: Повышение уверенности в себе, в своих силах. Содержание: Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

– Я умею… Я хочу…

– Я смогу… Я добьюсь…

Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ.

9. «СМАК» (Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина, 1996) Цель: Упражнение помогает развить уверенность в себе и освоить некоторые способы общения в присутствии большого количества людей, а также оно тренирует умение вести разговор. Содержание: Для этой игры можно использовать любые подсобные материалы. Она обычно очень охотно восприни-мается замкнутыми детьми, поскольку построена по сценарию проведения известной телевизионной пе¬редачи, которую любит смотреть ребенок. Для прове¬дения этого упражнения можно использовать и дру¬гие телепередачи, важно только, чтобы они нравились вашему ребенку.

Ребенку предлагается представить себе, что он са¬мый лучший повар на свете и его пригласили высту¬пить в телевизионной передаче «Смак», чтобы про¬демонстрировать способы приготовления самых изысканных блюд. Для этой игры необходимо выбрать ведущего передачи (им может быть взрослый). Жела¬тельно также, чтобы присутствовали и зрители.

Источник