Упражнения для развития речи ребенка старшего дошкольного возраста

Упражнения для развития речи ребенка старшего дошкольного возраста thumbnail

Ольга Акулова
Игры и упражнения по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

«Что такое звук, слово, предложение?»

Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные – согласные, твердые – мягкие, звонкие – глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово. стол? (Предмет мебели.).

— Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает.Поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.

Приложение 3

— Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных. (клички).

— У каждой вещи есть свое имя, название.Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? что может звучать? на чем можно сидеть? спать? ездить?

— Подумай,почему так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов понятно, для чего они нужны.

— У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова.

— Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а» (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя, на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба).

— Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.

«Где мы были, не скажем, а что делали, покажем»

Цель – учить называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо).

Ход игры: воспитатель, обращаясь к детям,говорит:

– Сегодня мы поиграем так: тот, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется,он спросит: «Где вы были? Что вы делали?»Мы ему ответим: «Где мы были, не скажем, а что делали покажем».

Выбирают водящего, он выходит. Воспитатель изображает, что будто бы он рисует.

– Что я делаю? – спрашивает он у детей.

– Рисуете.

– Давайте все будем рисовать.

Приглашают водящего. Отгадав, выбирают нового водящего. Игра продолжается. Педагог предлагал самим детям придумать действие (в качестве подсказки использовались сюжетные картинки, которые изображали действия взрослых, детей, животных и т. д.). В данной игре учим не только придумывать и показывать разные ситуации, но и подбирать соответствующие слова, строить фразу, предложение.

«Картина – корзина»

Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок,на котором изображены: картина, ракета, лягушка.

— Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.)

Приложение 3

— Подбери слова,сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина, «лягушка» (подушка, кадушка, «ракета» (конфета, котлета, «вертолет» (самолет, «береза» (мимоза).

— Что делает лягушка (прыгает, плавает, ракета (летит, мчится, картина (висит?

— Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.

«Едем, летим, плывем»

Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

На рисунке шесть картинок,изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай (рис. 4).

— Назови все предметы одним словом. (Транспорт.)

— Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова «трамвай», по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова? (Звук «Т» встречается в начале слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет», «самолет».)

— Составь предложение с любым словом («Самолет летит быстро»).

— Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход.)

— Угадай по первому и последнему звуку,какой вид транспорта я задумала: Т-С (троллейбус, А-С (автобус, С-Т (самолет, В-Т (вертолет, М-О (метро, Т-И (такси).

Упражнение «Узнай и назови»

Детям предлагались наборы картинок с последовательным развитием действия на тему «С утра до вечера» (разработанные автором).Педагог спрашивал: “Посмотри внимательно и скажи, кто нарисован на картинках? Что он делает на первой картинке? Как ты думаешь, что он будет делать потом? Найди картинку (ребёнок должен найти необходимую картинку). Чем всё закончится? (Ребёнок вновь находил картинку и называл, что на ней нарисовано)“. Выполнение заданий проверялось путем наглядного сравнения с правильным расположением картинок. Сравнивая, ребенок передавал содержание картинок в речи.

В ходе выполнения данного задания многие дети испытывали трудность в определении последовательности действий и раскладывании картинок, поэтому очень часто обращались к помощи воспитателя.

Параллельно серии картинок использовались инсценировки с игрушками, в которых главные герои – выполняли ряд действий (мишка и зайчик качаются на качелях; кукла Маша и ежик строят дом; лисенок катается на лошадке и т. п.). Затем предлагались готовые игровые ситуации, созданные взрослым с помощью игрушек и фигурок на фланелеграфе.

Игровая ситуация: «К кукле Маше приходят гости». На столе стоят игрушки,расставленные в виде комнаты: стол, на столе чашки, сахарница, чайник; кукла Маша стоит рядом со столом; за столом сидят зайчик, мишка.

Приложение3

Педагог говорит: «Сегодня к Маше пришли гости. Она решила напоить их чаем. Что сделала Маша?»

Дети: «Поставила чашки и чайник».

Дальше педагог производит действия,которые дети называют: «Маша села за стол; разливает чай; угощает конфетами гостей; подаёт чашку мишке». В заключение воспитатель предлагал придумать, что будут делать Маша и гости, когда попьют чай. Дети придумывали ситуацию, а педагог инсценировал ее с помощью игрушек («День рождения», «Идем в гости», «Строим дом» и др.).

Читайте также:  Физическое развитие ребенка его основные составляющие

Игра «Так бывает или нет»

Ход игры: педагог объясняет правила игры:

– Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.

Примерные рассказы воспитателя:

«Наступила осень. Все птицы улетели. Грустно стало детям. Давайте сделаем для птиц скворечники!» – предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».

Все дети обрадовались наступлению осени. «Вот теперь мы будем собирать красивые листья, и делать букеты», – сказала Света. «А я люблю купаться в реке, – сказала Люда, – мы с мамой будем ездить на речку и загорать».

(Сначала рассказы педагога сопровождались показом картинок, которые наглядно демонстрировали нарушения последовательности и логики действий. При повторном проведении игры наглядность не использовалась).

Игра «Телефон»

Ход игры:педагог предлагал детям сесть полукругом или в линию и объяснял: «Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Телефон». По телефону мы друг другу будем рассказывать сказки, интересные истории. Можно рассказать сказку или рассказ самому, а можно остановиться в любом месте и предложить продолжить собеседнику. Педагог следил за правильностью пересказа. Если кто-то ошибался, телефон «ломался». Продолжить игру можно было лишь тогда, когда дети выясняли и устраняли причину «поломки». В игре принимало участие любое количество детей. В ходе игры дети старались подобрать наиболее точные слова, характеризующие события рассказа (сказки, передать события последовательно, в доступной для слушателя форме. Мы обратили внимание на то, что увеличилось количество пауз (6-8 в одном тексте, но, очевидно, это было вызвано поиском боле точного слова, предложения для выражения мысли.

Источник

Тамара Грузинова
Упражнения для развития выразительности речи старших дошкольников

1. Игры и упражнения на речевое дыхание.

Свеча.

Цель. Развивать правильное речевое дыхание.

Описание. Педагог предлагает детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии.

Правило: не задуть свечу, а лишь заставить пламя плавно «танцевать». Выдох необходимо делать тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы.

Надуем мыльные пузыри.

Цель. Развивать правильное речевое дыхание.

Описание. Каждый ребенок с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает воображаемые «мыльные пузыри».

Правило: выдох должен быть плавным и направленным, чтобы пузырь сразу не лопнул.

Футбол.

Цель: Развивать умение выдувать сильную воздушную струю

Описание.

Вариант 1. К столу – «стадиону» приглашаются два ребенка. На центр поля воспитатель кладет мячик от пинг-понга.Задача каждого ребенка: постараться перегнать мячик на половину соперника.

Вариант 2. Задача игроков загнать мячик в ворота соперника.

Правило: выдох должны быть сильными, но короткими. Также в работе над речевым дыханием мы использовали такой инвентарь как ветерок и бабочки на лесках.

2. Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

Насос.

Цель: совершенствовать умение произносить звук «С»

Описание: При произнесении звука язык должен находиться за нижними зубами, струя воздуха должна быть холодная. Губы в улыбке. Воспитатель предлагает ребенку длительно произнести звук «С», представляя, что так выходит воздух из насоса.

Маляр.

Цель: упражнять мышцы языка, отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить. Чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубиков, когда продвигается вперёд, и не высовывался изо рта. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёба, делая движения языком вперёд – назад.

Качели.

Цель: упражнять в умении быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука «Л» с гласными «А», «Ы», «О», «У».

Описание. Работать необходимо только языком, не задействуя нижнюю челюсть и губы. Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Так, поочерёдно менять положение языка 4 – 6 раз.

Гармошка.

Цель: развивать мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание. Когда открывается рот, губы должны оставаться неподвижными. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. Улыбнуться, приоткрыть рот, «приклеить» к нёбу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Немой диалог.Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.

3. Риторические игры на быстрое и чёткое проговаривание звукорядов.

Ма-ма-ма – дома я сижу сама.

Оль-оль-оль – мы с тобой купили соль.

Лу-лу-лу – все столы стоят в углу.

Ул-ул-ул – у меня сломался стул.

Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.

Ло-ло-ло – на дворе стоит тепло.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу.

За-за-за – уходи домой, коза.

Же-же-же – дождь прошёл уже.

Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.

Песенка жука

Жу-жу-жу – я на ветке сижу

Букву – Ж – всё твержу.

Я жук, я жук, я тут живу,

Жужжу, жужжу, лежу, гляжу,

Всю жизнь жужжу: ж-ж-ж-ж.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа

Жи-жи-жи – здесь живут ежи.

Ба-ба-ба – из окна видна труба.

Бы-бы-бы – на дворе стоят столбы.

Га-га-га – как гудят провода. Ж

Жу-жу-жу – молоко дадим ежу

4. Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности.

Скажи с настроением.

Цель: развивать умение передавать голосом различные эмоции интонацией (радость, безразличие, огорчение, удивление, страх).

Педагог предлагает детям сказать с определенной интонацией предложения: «Дождь пошел», «Снег идет», «Он победил», «Цветок цветет», «Паук ползет». Но предложения должны быть сказаны так, чтобы другие дети смогли угадать эмоцию, с которой ведущий произнес слова.

Читайте также:  В каком возрасте отдавать ребенка в школу раннего развития

Придумай.

Цель. Формировать умение детей произносить с разной интонацией придуманные предложения (с радостью, со страхом, с удивлением, с обидой, с безразличием)

Описание. Детям предлагается придумать предложение и сказать его так, чтобы всем стало понятно с каким настроением оно сказано.

Например, «Светит ярко солнышко!» (это радостное событие, произносится с радостью, «Но скоро пойдет дождь» (эти слова произносятся с грустью).

Педагог: «Что может вас удивить?» – дети придумывают предложения с интонацией удивления.

Педагог: «А что может вас огорчить/испугать/обидеть?» – дети придумывают предложения с заданной эмоциональной окраской.

Чтение по ролям.

Цель: формировать умение передавать различный интонационный окрас в речи.

Описание. Воспитатель предлагает детям почитать по ролям хорошо знакомые сказки («Теремок», «Зайкина избушка» и др., а также короткие стишки.

Веселый Старичок-Лесовичок.

Цель: совершенствовать умение пользоваться разными интонациями. Педагог читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.

Педагог:

Жил в лесу старичок маленького роста.

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

Старичок-Лесовичок:

Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух-бух!

Бу-бу-буда бе-бе-бе,

Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Педагог:

Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока,громко рассмеялся:

Старичок-Лесовичок:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!

Бо-бо-бо да буль-буль-буль.

Педагог:

А увидя стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился:

Старичок-Лесовичок:

Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

Бо-бо-бо да бах-бах-бах!

Ой, ребята, не могу!

Ой, ребята, ах-ах-ах!

5. Игры и упражнения на развитие силы голоса, темпа, речевое дыхание.

Эхо.

Цель: развивать силу голоса, темп, речевое дыхание.

Описание. Воспитатель показывает детям картинки, а дети должны изобразить звук, которые может произносить изображенный предмет или животное.

Правило: один ребенок произносит звук громко, второй тихо. Например, паровоз – один ребенок громко произносит «У-У-У», второй – тихо «у-у-у». Также эта игра проводится командами. Одна команда громко произносила определенный звук, вторая – тихо.

Чей домик?

Цель: формировать умение пользоваться вопросительной интонацией. Описание. Первый участник задает вопрос «Кто в домике живет?» (при этом он должен произнести эту фразу голосом какого-нибудь животного, второй участник должен ему ответить «Я хозяин домика» чьим-то голосом. «Хозяин домика» должен угадать, кто к нему в гости пришел, а «гость» должен угадать, чей домик.

Весенние голоса.

Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса. Описание. Воспитатель читает текст и показывает детям движения, дети повторяют.

1.«Пригрело солнце» – дети поют высокий звук «у-у-у»

«С пригорка побежал весёлый ручеёк» – дети болтают языком,

«С пригорка побежал весёлый ручеёк» – дети болтают языком, подражая весёлому «бульканью».

«До краёв наполнил большую глубокую лужу» – дети «булькают» низкими звуками.

«Перелился через край» – дети «булькают»волной: вверх-вниз.

«И дальше побежал» – дети продолжают весело «булькать».

2.«Выбрались из-под коры жучки» – дети произносят звук «ж-ж-ж».

«И букашки» – звук «з-з-з»

«Расправили крылышки»«крш-крш» с повышением

«И полетели куда-то»«тр-тр-тр» шёпотом.

3. «Лес наполнился птичьими голосами» – дети имитирую голоса птиц.

«Вот и пришла весна!»

Скороговорки. Чистоговорки.

Цель: Совершенствовать чистоту произношения.

Описание. С детьми заучивались и разыгрывались скороговорки и числоговорки.

«Горячи кирпичи! Соскачи-ка с печи, Испеки-ка в печи, Из муки калачи!»

«Тары- бары, растабары, У Варвары куры стары

«Сеня вёз воз сена»

«Палкой Саша шишки сшиб».

«Орёл на горе, перо на орле».

«Жужжит над жимолостью жук, Зелёный на жуке кожух»

Телефон.

Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.

Петрушкина загадка:

Поверчу волшебный круг

– И меня услышит друг. Что ЭТО? (Телефон.)

Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд. 1. Уговорить человека пойти с тобой в кино.

2. Попросить у друга его любимую игрушку.

3. Один участник жалуется на то, что получил плохую оценку, второй его успокаивает.

4. Один просит прощения у друга за сломанную игрушку, другой – долго не прощает, объясняя почему.

5. У вас день рождения. Вы обзваниваете друзей, приглашая их на праздник.

6.Разыгрывание ситуации: «Не хочу я кушать кашу!»

Цель: учить интонационно выразительно, проговаривать фразы.

Педагог делит детей на пары. Один из участников – мама или папа, другой – ребенок. Задача родителя накормить ребенка кашей, используя для уговоров различные доводы. В одной из них «ребенок» капризничает, мама нервничает. Во второй – «ребенок» настойчиво, но вежливо просит уступить ему. И «взрослый» ему уступает.Подобную ситуацию разыграть с другими персонажами: воробьиха и воробышек (дети общаются чириканьем, курочка и цыпленок, кошка и котенок – мяуканьем; лягушка и лягушонок – кваканьем, корова и теленок, тигрица и тигренок.

Шум.

Цель: формировать умение выразительно произносить слова.

Педагог: «Жил был Шум! Ел Шум»Дети: «Хрум, хрум, хрум!»

Педагог: «Ел суп»Дети: «Хлюп, хлюп, хлюп!»

Педагог: «Спал так»Дети: «Храп, храп, храп!»

Педагог: «Шел Шум»Дети: «Бум, бум, бум!»

Источник

Упражнения для развития речи ребенка старшего дошкольного возраста

Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии нового материала. Уже «с пеленок» необходимо развивать речь ребенка, тем самым малыш развивается в целом.    Дети, подражая окружающим, усваивают разговорную речь. Но, к большому сожалению, многие родители часто не уделяют этому нужного внимания и пускают процесс развития речевых навыков ребенка на самотек. Особенно эта проблема актуальна в настоящее время, в век технического прогресса, так как малыш проводит много времени у телевизора, за компьютером, которые заменяют ему сказки родителей. Детям не хватает простого человеческого общения. Родителям необходимо дома самим заниматься с детьми. Необязательно обучение превращать в строгие школьные занятия, игры для детей легко использовать по дороге в магазин или детский сад, гуляя или укладывая малыша спать. Более тесное общение пойдет на пользу, отношения станут ближе и доверительнее.

Читайте также:  Развитие ребенка с мышечной дистонией

Речевые проблемы дошкольников

Следствием недостаточного живого общения детей с окружающими являются проблемы перед поступлением в школу:

– речь ребенка односложная, построенная только из простых предложений;

– словарный запас очень скуден;

– употребление не литературных выражений, использование сленга;

– неспособность пересказать своими словами какого-либо сюжета или рассказа;

– плохая дикция, неумение изменять темп речи и громкость голоса, использовать различные интонации.

Упражнения и игры для детей помогут сформировать выразительность речи, обогатить словарный запас, выработать четкость произношения, грамотность.

Речевые игры  для детей 3-4 лет

Основное внимание уделяется правильному произношению звуков, развитию речи и артикуляционного аппарата.

Упражнения по произношению шипящих звуков объедините по темам. Например, по картинке «Еж и ежата», произнесите несколько упражнений: жа-жа – мы посмотрим на ежа,

жу-жу – дадим листик мы ежу,

жи-жи – шишки на спине несут ежи и т.д.

Произнося фразы и слова и обращая внимание на определенный звук, ребенок научится разделять понятия – звук и слово.

Игра «Чей голос или звук?»

Целесообразно использование подражание музыкальным инструментам или голосам животных. Например, малышу дают колокольчик и говорят: «Колокольчик «динь-динь». Аналогичные сравнения: корова «му-му», собака «гав-гав», цыпленок «пи-пи», утенок «кря-кря».

Игра «Угадай»

Целью игры является умение находить предмет по его признакам и действиям. Вначале покажите малышу несколько игрушек. Затем опишите одну: зайчик серенький, у него маленький хвостик, он любит морковку. Пусть ребенок попробует отгадать.

Игра «Опиши предмет»

Положите в коробку несколько фруктов и овощей. Доставая, назовите: это помидор. Путь ребенок опишет его: он красный, круглый, сочный. Или: арбуз – полосатый, большой, сладкий. Так малыш научится определять признаки предметов.

Игра «Сравнение»

Ребенку предлагают двух кукол, он дает им имена и находит отличия. Например, у Маши голубые глаза, а у Таня – коричневые. Аналогично: волосы – светлые и рыжие, одна в платье, другая в брюках. Ребенок сможет сравнивать предметы с разными характеристиками.

                Упражнения и игры для детей 5 лет

В этом возрасте больше внимания уделяется составляющим слова – звукам. Ребенок учится определять на слух, присутствует ли в слове заданный звук. Малыш различает близкие и различные слова по звучанию. Все это способствует развитию речи. Выполняя упражнения, игры для детей, включайте в повествование диалоги, разнообразьте действия персонажей.

Игра «Первый звук»

Предложите ребенку выбрать из нескольких игрушек и покатать в машине только тех, названия которых начинаются с определенного звука, например: к – кукла, кот, клоун. При выборе ребенком «неправильной» игрушки (например, собака), машина не будет ехать. Объясните, что в слове «собака» звук «к» стоит в середине слова, а не на первом месте.

Игра «Кто заблудился?»

Учите ребенка образовывать однокоренные слова, находить синонимы к словам. Предложите малышу думать и рассуждать. Предположите такую сюжетную ситуацию: в лесу потерялся заяц. Назовите ласково: зайчик, зайчонок. Где он, почему плачет? Заблудился, потерялся, кушать хочет. Какой он? Грустный, голодный, печальный. Как ему помочь? Вылечить, успокоить, покормить. Ребенок подсказывает возможное описание зайца.

Игра «Придумаем историю»

Вместе с ребенком можно пофантазировать, придумать историю. В процессе ребенок поймет последовательность повествования, логическую структуру рассказа. Предположите, например, что в лес пошла белочка и встретила волка. Она какая? Шустрая, смелая. А волк? Злой, сердитый. Затем взрослый начинает рассказывать, а ребенок продолжает: белочка вышла погулять … и орехов набрать, она залезла … на высокое дерево, а там орехов … видимо-невидимо, тут навстречу… волк, но она … не напугалась, и бросила орех … прямо на волка.

Игры и упражнения для детей 6-7 лет

В процессе занятий по развитию речи у детей предшкольного возраста совершенствуется речевой слух, закрепляются навыки правильной и четкой речи. Используются на занятиях скороговорки, стихи, это поможет выработать дикцию, регулировать силой голоса, его темпом.

Игра «Слоги и звуки»

Произнося слова по слогам, учите определять их количество в словах, например: жук, мак – слова из одного слога; за-бор, цап-ля – слова из двух слогов. Попросите ребенка назвать несколько слов, начинающихся с одного звука: «ш» – шапка, шахматы, «ж» – жук, жаба. Учите различать твердость и мягкость звуков «р» и «л»: твердый «р» – морковь, груша, мягкий «рь» – редька, абрикос.

Занятие «Зарисовка наблюдений прогулки»

Приготовьте бумагу и цветные карандаши. После прогулки ребенок рисует увиденное на прогулке, комментируя и рассуждая, взяв первый лист: «На улице небо голубое (окрашивает верх в голубой цвет), «светило солнце (рисует солнце)». На втором листе он продолжает рисовать изменившуюся картинку: «Пришла тучка и закрыла солнце (рисует тучку)», «пошел дождь (рисует капли в виде линий сверху вниз)». Потом на третье листе: «Дождь перестал, солнце выглянуло (рисует тучку, а из-под нее солнце)», «На земле появились лужи (рисует голубые овальные островки на коричневой земле)». Потом разложите перед ребенком все три рисунка, получилось как три кадра из фильма. Эмоциональный отклик ребенка закрепится в форме зрительной памяти, что поможет расширить словарный запас. 

Упражнения по развитию речевого дыхания

Для развития речи у детей и чтобы ребенок хорошо выговаривал звуки «с-з», «ж-ш», «р», важно научиться делать сильный вдох. Простые упражнения помогут при пропуске в разговоре ребенком звуков и слов.

Упражнение «Снежинки»

Возьмите маленькие кусочки ваты или бумажных салфеток, положите малышу на ладонь. Покажите, как надо сдувать «снежинки», надувая щеки и набирая в рот побольше воздуха. Пусть ребенок повторит 3-4 раза.

Упражнение «Бабочки»

Несколько бумажных ярких бабочек подвесьте на уровне лица. Подуйте на них, и они «полетят». Путь ребенок тоже подует на них, но не более семи-десяти секунд, так как может закружиться голова.

В результате, благодаря терпеливой и целенаправленной работе взрослых с детьми, речь ребенка станет богаче, ярче, и он придет в школу вполне подготовленным.

Источник