Упражнения для развития ребенка с дцп
Медицинский эксперт статьи
х
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
ДЦП – серьезная патология, которая связана с нарушением мозговых функций, ответственных за движения. Такие нарушения не усугубляются с ростом и развитием ребенка: они возникают при рождении и не исчезают с возрастом. Упражнения для детей с ДЦП – важный момент помощи больному малышу, ведь расстройства двигательной функции часто выражаются в слабости некоторых мышечных групп.
Занятия могут позволить ребенку больше координировать свои движения, по возможности выпрямить походку, улучшить повороты шейного отдела.
Упражнения лечебной физкультуры лучше чередовать с сеансами массажа, а также с другими процедурами, улучшающими микроциркуляцию в тканях.
[1], [2], [3], [4], [5]
Лечебная физкультура при ДЦП
Применение занятий лечебной гимнастикой при ДЦП входит в обязательную схему детского медицинского восстановления, как активная составляющая комплексного лечения, средство поддержания организма ребенка в активном двигательном состоянии, стимулятор внутренних резервов и защитных сил.
Из чего состоит комплекс лечебной физкультуры?
- Выполнение физических упражнений, самостоятельно или при помощи взрослых.
- Массажные процедуры.
- Закаливание и укрепление организма, активный образ жизни.
- Рефлексотерапия, иглоукалывание.
- Привлечение ребенка к легкой трудовой деятельности.
Все перечисленные методы в комплексе способны вылечить патологические расстройства и восстановить поврежденные функции пациента. Помимо этого, улучшается общее состояние организма, укрепляется иммунитет, стабилизируется психологическое состояние ребенка.
Успех в лечении детей с ДЦП напрямую зависит от четкого соблюдения графика тренировок, недопущения пропуска занятий, поддерживания режима дня. Однако необходимо отдавать себе отчет в том, что процесс восстановления будет длительным и достаточно сложным.
Основные направления и цели занятий:
- приведение мышечной системы в нормальный тонус, укрепление неразвитой и ослабленной мускулатуры;
- улучшение движений в суставах;
- развитие координационных функций, умения поддерживать равновесие;
- разработка навыков самостоятельной смены положений тела (стояния, сидения, передвижений);
- активизация двигательных функций (подвижные игры, развитие реакции);
- развитие самостоятельности, прививание бытовых и трудовых навыков.
Любой комплекс упражнений следует начинать с верхней части туловища, а заканчивать нижними конечностями. Иногда ребенку легче выполнять упражнения перед зеркалом: имея возможность следить за своими движениями, малышу легче их координировать.
Комплекс упражнений для детей с ДЦП
Предлагаем вам ознакомиться с рядом наиболее эффективных упражнений, которые рекомендуются для проведения детям с ДЦП.
Занятия, развивающие навыки движения:
- ребенок сидит на корточках, взрослый становится перед ним так же, кладет ручки ребенка на свои плечи и, придерживая его у пояса, пытается поставить малыша на колени;
- ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его подмышками и наклоняет в разные стороны. Такой прием позволяет ребенку научиться распределять нагрузку то на правую, то на левую ножку;
- взрослый стоит позади стоящего ребенка, придерживая его подмышки, и мягко толкает своими коленями подколенные впадины ребенка, заставляя его присесть;
- ребенок сидит на стуле, взрослый стоит напротив него, зафиксировав его ножки, прижав ступни к полу. Взрослый берет руки ребенка и вытягивает их кпереди и кверху, что заставляет малыша встать;
- придерживая ребенка, просить его постоять попеременно на каждой ножке, стараясь сохранить равновесие;
- подстраховывая ребенка за руки, производить толчки и тянущие движения в разные стороны, заставляя ребенка сделать шаг.
Занятия для нормализации суставных функций:
- ребенок лежит на спине, одна ножка вытянута, а другую следует постепенно приводить коленом к животу, после чего вернуться в первоначальное положение;
- ребенок лежит на боку, при помощи взрослого медленно отводя бедро то в одну, то в другую сторону. Колено при этом согнуто;
- ребенок лежит на спине, попеременно поднимает и опускает ножки, сгибая их в колене;
- ребенок лежит на животе, под грудью подложена подушка. Взрослый приподнимает ребенка за верхние конечности, разгибая верхнюю часть туловища.
Занятия для мускулатуры живота:
- ребенок сидит на стуле, взрослый помогает ребенку наклониться вперед. Возврат в исходное положение малыш должен проделать самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого;
- ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела. Необходимо стимулировать попытку малыша перевернуться на живот и снова на спину самостоятельно, не используя при этом ручки;
- научить ребенка напрягать мышцы животика, упражнение можно сочетать с глубокими вдохами и выдохами;
- ребенок сидит на полу, ножки вытянуты. Помочь малышу дотянуться пальчиками рук до пальчиков ног, не сгибая ножки в коленях;
- ребенок лежит на спине, взрослый помогает ребенку поднять прямые ножки и довести их, прикоснувшись пальцами пола над головой.
Занятия для устранения гипертонуса мышц рук:
- проводить активные движения кистью ребенка в разных направлениях, изредка потряхивая рукой и расслабляя мускулатуру;
- крепко удерживать руку или предплечье ребенка до устранения состояния гипертонуса, после чего покачать или встряхнуть конечность для расслабления.
Занятия для мышц ног:
- ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела, ножки привести к животу. Взрослый удерживает голени и поочередно отводит ножки в тазобедренном суставе, сочетая отведения в стороны с круговыми вращениями ноги;
- взрослый проводит ребенку сгибательные и разгибательные движения тазобедренного сустава, после этого ребенок пробует удержать ножку самостоятельно.
Занятия для поддержания шейной мускулатуры и мышечного корсета туловища:
- ребенок лежит на спине, а взрослый, приподнимая туловище за подмышки, покачивает его из стороны в сторону, поворачивает вправо и влево, не позволяя ребенку сопротивляться. Точно так же покачивают и голову, придерживая её на весу;
- ребенок лежит на боку, а взрослый пытается опрокинуть его на живот, либо на спину. При этом малыш должен пытаться не поддаваться толчкам, оказывая сопротивление;
- ребенок сидит на стуле, руки и голова расслаблены. Взрослый поворачивает голову в разные стороны, наклоняет вперед и назад, а ребенок пытается максимально расслабить мышцы шеи.
Занятия для стабилизации дыхания:
- попросить ребенка сымитировать глубокое дыхание, задуть горящую свечу, сдуть с ладони перышко. Полезно вместе с малышом надувать воздушные шарики или играть, пуская мыльные пузыри;
- отличный эффект можно ожидать, если научить ребенка петь. Схожее действие наблюдается при игре на губной гармошке, свирели, для начала можно использовать обычный свисток;
- научить ребенка пускать пузыри через соломинку в стакан воды.
[6]
Развитие мимики лица у детей с ДЦП
Зачастую ребенок с диагнозом ДЦП не всегда может определить свое эмоциональное состояние, правильно отреагировать на положительные и негативные эмоции, продемонстрировать именно то выражение лица, которое бы соответствовало необходимому чувству, которое испытывает малыш. Как научить ребенка распознавать эмоциональное разнообразие и правильно толковать его? Как добиться имитации малышом тех или иных эмоций, чтобы в будущем быть понятым в обществе и понимать окружающих? Для этого существуют специальные психогимнастические упражнения:
- взрослый должен демонстрировать малышу, как принюхивается щенок, прислушивается птица, как кошка выслеживает мышку. Затем следует попросить ребенка повторить увиденное;
- продемонстрировать удивленные глаза, попросить повторить;
- описать момент счастья и удовольствия, показать, как радуется ласке котенок, а щенок – вкусному угощению;
- описать ощущение боли, продемонстрировать боль в животе, плач, чувство холода;
- показать момент отвращения: пусть малыш представит, что пьет горькое лекарство или ест лимон;
- объяснить, что такое злость, показывая сердитого человека;
- продемонстрировать чувство страха, потери родного дома или родных людей;
- развивать чувство стыда и вины за свои поступки, научить просить прощения.
[7], [8]
Упражнения в бассейне при ДЦП
Водные процедуры успешно применяются при физическом восстановлении детей, пораженных ДЦП. Ни для кого не секрет, что вода отлично расслабляет мускулатуру, стабилизирует мышечный тонус, придает энергии. Занятия в воде ослабляют действие стрессов и излечивают депрессивные состояния. Особый эффект можно ожидать от совмещения ЛФК с пребыванием в воде. Такой способ лечения называют гидрокинезотерапией. Он может включать в себя проведение определенных упражнений или игр в воде, а также применение подводного массажа. Непередаваемый эффект наблюдается при плавании ребенка в дельфинарии: общение с дельфинами считается истинно лечебным. Понять механизм данного лечения трудно, однако положительные результаты такой терапии неоспоримы.
Собственно, следует понимать, что лечебные мероприятия и уход за малышом с ДЦП – это длительный процесс, которому необходимо посвятить максимум времени и сил, и лишь тогда принятые меры воздадутся долгожданными положительными результатами. Только постоянная забота и безграничное внимание близких помогут добиться желаемых сдвигов в физическом развитии ребенка. Упражнения для детей с ДЦП необходимо проводить постоянно и настойчиво, на протяжении всего периода патологии.
[9], [10]
Источник
Ригана Тотиева
Комплекс игр и упражнений для детей с ДЦП
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений
«Свободное рисование»
Цель: освобождение телесных ощущений и эмоций от интеллектуальной составляющей. Подобная работа позволяет ребенку актуализировать негативные чувства (обиду, страх, агрессию и др.) в безопасной среде, вывести их вовне (за границы себя, не опасаясь при этом быть раскрытым или наказанным.
Подсобный материал: лист бумаги, простой карандаш, музыкальное сопровождение (спокойная, медленная музыка).
Процедура проведения: включается музыка. Педагог дает ребенку бумагу и карандаш и предлагает закрыть глаза и послушать, что нужно делать. Инструкцию следует произносить медленно, с паузами; она может быть трансформирована в соответствии с индивидуальными особенностями (скоростью работы) каждого ребенка.
Инструкция: «Слушай музыку. Води карандашом по бумаге, не думая о том, что получится. Разреши своей руке двигаться так, как ей захочется. Сначала ее движения будут несмелыми, но потом она начнет двигаться свободно, легко. Пусть она делает это столько, сколько ей захочется.»
Когда педагог видит, что ребенок закончил работу, музыкальное сопровождение приглушается и следует обсуждение рисунка: «Рассмотри свой рисунок. Ты можешь взглянуть на него с разных сторон. Что ты там видишь? Может это похоже на какие-то вещи, предметы, людей или жинотных. Какие чувства вызывают у тебя эти образы?».
Можно предложить написать текст прямо поверх каракулей (таким образом преодолевается страх «белого листа»): «Напиши о том, что ты там увидел или о том, как рождался твой рисунок».
Развитие речи
«Кто больше?»
Цель: игра направлена на расширение словарного запаса, а также развитие произвольного внимания ребенка и слухового восприятия.
Процедура проведения: педагог предлагает ребенку посмотреть вокруг и найти как можно больше слов, в которых слышится заданная буква (например «с»). Можно превратить этот процесс в соревнование с педагогом или другим ребенком.
«Анаграммы» («Заколдованные слова»)
Цель: игра способствует формированию образа слова, расширению словарного запаса, а также развитию пространственных представлений.
Подсобный материал: лист бумаги; карандаши.
Процедура проведения: педагог пишет несколько слов, переставляя в них буквы местами, и предлагает ребенку разгадать эти слова. Если это окажется трудным, то педагог «шифрует» названия трех предметов, которые ребенок может видеть вокруг себя, сообщая ему об этом. Эти предметы будут служить ребенку подсказками.
Потом ребенок и педагог меняются ролями.
Развитие равновесия, осознание схемы тела, развитие умения владеть телом
«Пяточка к носочку»
Подсобный материал: шнур длиной около 1,5-2 м; небольшая игрушка.
Процедура проведения: ребенок идет по шнуру, при каждом шаге приставляя пятку одной ноги к носку другой. Задача — удержать равновесие.
Усложнение задания: при ходьбе ребенок должен нести на тыльной стороне кисти руки или на голове мелкую игрушку.
«Аист» («Завяжи шнурок»)
Подсобный материал: не требуется.
Процедура проведения: ребенок стоит на одной ноге, изображая аиста или завязывание шнурка. Задача — удержать равновесие.
«Удержи мешочек на ноге»
Подсобный материал: мешочек с песком; кубик.
Процедура проведения: ребенок поднимает ногу, удерживая на ее пальцах мешочек песка. Задача — сохранять равновесие.
Усложнение задания: – ребенок водит ногой с грузом назад-вперед. Затем можно предложить ребенку одновременно с движениями ногой двигать и руками: вытягивать их перед собой и отводить назад либо в том же направлении, куда движется нога, либо в обратном;
– ребенок, удерживая мешочек на одной ноге, приседает на другой;
– ребенок, удерживая мешочек, вытягивает вперед руку. На тыльную сторону кисти руки ставится предмет (кубик, мячик); ребенок приседает.
«Цапля уснула»
Подсобный материал: не требуется.
Процедура проведения: ребенок стоит на одной ноге, глаза закрыты. Задача «цапли» – «спать», пока педагог считает до 10.
«Пройди по дорожке»
Цель: кроме развития равновесия, игра способствуй развитию функций контроля и переключения.
Подсобный материал: шнур; всевозможные предметы разного размера и цвета.
Процедура проведения: на «дорожке», выложенной шнуром, раскладываются препятствия различного размер и цвета. Задача ребенка — двигаясь по «дорожке», перешагивать или перепрыгивать эти препятствия.
Снятие психоэмоционального напряжения
«Игра с платком»
Подсобный материал: платок или шарф.
Процедура проведения: ребенку дается платок или шарф, и с его помощью он пытается изобразить добрую старушку, злую фею, веселого фокусника, хитрую лисичку, ласковые волны, печальный падающий листок, веселый ветер и т. д.
Источник
ГБОУ Школа 166 ДО «Солнышко»
Комплекс коррекционно – развивающих упражнений
для детей с ДЦП
Подготовила:
Пироговская О.А
Москва 2020
Упражнения направлены на развитие тактильных навыков, мелкой и крупной моторик, хвата, пересыпания, насыпания, соотношение величины и форм.
Главное правило – желание ребенка и наличие свободного времени у родителей. Время занятия примерно 15-20 мин, можно брать несколько упражнений подряд, в зависимости от сил ребенка. Занятия 2-3 раза в неделю. Можно и каждый день,но не более 2-3 упражнений.
Волшебный мешочек:
Цель: развивать тактильно-двигательное восприятие.
Задачи: Коррекционно-развивающие:
- Развивать пространственную ориентацию.
- Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции .
- Развивать координацию движений
- Вызывать чувство радости за свои действия
Понадобится любой небольшой мешочек, наполненный знакомыми ребенку игрушками. Поочередной левой или правой рукой ребенок «ловит» предметы, не заглядывая внутрь. Вытаскивая предмет взрослый описывает предмет, показывая ребенку.
«Найди все сокровища или коробка с крупой».
Цель.Развивать тактильные ощущения, стимулировать развитие чувственного восприятия, активизировать активные точки.
Описание игры. В лоток с разными видами круп спрятать мелкие игрушки. Игровая ситуация: «На дне моря спрятан клад, давай его найдем». Дать ребенку возможность соприкоснуться с крупой, тем самым осуществляя естественный массаж ладоней и пальчиков. Когда ребенок вытащит игрушку или предмет рассказать о нем. Также можно предложить различные емкости, детскую посуду, чтобы ребенок смог насыпать крупу.
«Я – художник».
Цель. Учить работать двумя руками, развивать крупную и мелкую моторику, развивать творческие задатки, тренировать координацию рук.
Описание игры. Ребенку предлагается поднос с манной крупой. Показать, как можно рисовать пальчиком по крупе. Рисовать можно все, что захочется.
«Мы – музыканты».
Цель. Развивать слуховое восприятие, внимание, мышление.
Описание игры. В присутствии ребенка насыпать разные виды круп в одинаковые емкости и показать, как они звучат. А затем предложить ребенку побыть музыкантом, уточняя, что крупная крупа громче, а мелкая тише.
«Узор»
Цель: развитие мелкой моторики рук, координации движений, цветового восприятия.
Понадобится планшет от мозаики. Совместно с ребенком вставить несколько деталей мозаики, формируя узор, а затем предложить натянуть резиночки на шляпки мозаик. Обязательно проследить, чтобы ребенок использовал обе руки.
Если мозаики нет, то допускается использовать картон, кусок пенопласта, пробковой доски со вставленными безопасными иголками (ОБЯЗАТЕЛЬНО КОНТРОЛЬ ВЗРОСЛЫХ). И так же предложить ребенку совместно со взрослым одеть резиночки, составляя узор.
Речевая гимнастика
Рекомендации по проведению речевой гимнастики:
1.Проветрить помещение! В комнате, где проводятся занятия, должен быть свежий прохладный воздух.
2.Занимаемся не раньше чем через час после принятия пищи! Лучше всего на голодный желудок.
- Одежда свободная, которая не стесняет движения.
- Следим за тем, чтобы не возникало напряжения в руках, ногах, шеи, груди.
- Помним, что нагрузка дыхательными упражнениями должна быть дозированной. В противном случае получим такой симптом гипервентиляции легких, как головокружение и другие неприятные ощущения.
- Не заниматься в острой стадии болезней органов дыхания.
Упражнения на формирования воздушной струи.
- «Загнать мяч в ворота»
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
- «Кто дальше загонит мяч»
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.
- «Паровозик свистит»
Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.
- «Фокус», «Парашютик»
Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
Ватку можно прикрепить к нитке!
- «Фасолевые гонки»
Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.
- «Чья фигурка дальше улетит?»
На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.
- «Добавь слог»
Педагог произносит 2,3,4 и более слогов. А ребенок каждый раз на один слог больше. Н-р, взрослый: «па-па-па», ребенок: «па-па-па-па».
- «Снежинка»
На кончик языка положить «снежинку» (бумажный квадратик) размером 1х1 см и сдуть его, как бы произнося звук «Ф».
- «Шторм в стакане»
Посередине языка положить соломинку для коктейля, конец которой опустить в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила.
- «Волчок»
Направленной струей воздуха раскрутить волчок (или вертушку). Следить, чтобы не раздувались щека. Воздушная струя должна идти посередине языка.
- «Праздничные трубочки-шутки»
Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок
- «Мыльные пузыри»
Провести соревнования. Победителем становится тот, кто выдует самый большой пузырь. Или тот, у кого получится больше всего пузырей.
- «Кораблик»
Потребуются таз с водой и бумажные кораблики (или кораблики из скорлупок грецких орехов). Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [Ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но, не надувая щек.
- «Салют»
На соломинку надеть кольцо с новогодним дождиком. Подуть в соломинку, из дождика получается салют.
Источник