Упражнения для развития равновесия у ребенка
Наталья Лекомцева
Серия игровых упражнений для развития равновесия у детей старшего дошкольного возраста
Серия игровых упражнений для развития равновесия.
I. Игровые упражнения в помещении.
Цель: развитие статического равновесия.Цель: развитие динамического равновесия
«Присядка»
И. п.: полный присед на одной ноге, другая вытянута вперед, руки скрещены на груди.
1 – и. п., 2 – подскок со сменой ноги, 3 – и. п., 4 – подскок со сменой ноги.
«Петрушка»
И. п.: сидя на корточках, руки внизу.
По сигналу воспитателя из положения сидя на корточках высоко подпрыгнуть, расставив широко руки и ноги в стороны, затем приземлится, снова присаживаясь на корточки.
«Палочник»
И. п.: лежа на полу, подняв ноги и корпус вверх, упереться руками в поясницу и поставить локти на пол.
1 – и. п. 2 – медленно опуститься на пол, 3 – удерживать равновесие без помощи рук, 4 – опуститься на пол.
«Аллигатор».
И. п.: сесть на колени, “подложить” пятки под себя, колени развести в стороны, локти рук опустить к нижней части живота, ладонями опереться на пол.
1 – Наклониться вперед, опираясь о пол головой, 2 – затем выпрямить корпус, оторвать голову от пола, стоя на одних руках, 3,4 – и. п.
«Уголок».
И. п.: сидя на стуле, спина прямая, руки на боковых краях сидения, ноги выпрямленные.
1 – и. п. 2,3 – медленно поднять ноги параллельно полу и удерживая их в таком положении, попытаться оторваться от сидения с опорой на руки, 4 – и. п.
«Стойкий оловянный солдатик».
И. п.: встать на колени, руки плотно прижать к туловищу.
1,2,3 – Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, 4 – выпрямиться. «Велосипедист»
И. п.: сидя на кубике, руки в опоре сзади, стопы на полу.
1-4 – круговые движения ногами вперед, 5-8 – круговые движения ногами назад.
«Цапли» (выполняется парами).
И. п. стоя на опорах на расстоянии вытянутой руки, дети держатся за руки.
1,2,3 – согнуть правое колено под прямым углом, 4 – и. п. «Бой петухов». (выполняется в парах)
И. п.: стойка на одной ноге, руки скрещены на груди.
Два ребенка становятся лицом к лицу в очерченный круг и наскакивают друг на друга, как бойцовые петухи. Пытаются оттолкнуть противника, заставить его опустить ногу или выйти из круга.
«Петрушка на скамейке»
И. п.: стоя на скамейке ноги вместе, руки в стороны.
По сигналу воспитателя ребенок на каждый шаг поднять вперед поочередно правую и левую ногу. Руки быстро спускаются, выполняя хлопок под коленом. Ногу на скамейку, руки в стороны.
«Ступеньки».
И. п.: стоя на кубике, руки на поясе.
1 – правую ногу отставить в сторону на пол, 2 – левую ногу приставить к правой, 3 – левую ногу поставить на опору, 4 – правую ногу приставить к левой, 5-8 – тоже с левой ноги.
«Разойдись – не упади!» (выполняется парами).
И. п. ноги вместе, руки на поясе.
По сигналу воспитателя двое детей идут по скамейке навстречу друг другу. Встретившись, расходятся, придерживаясь друг за друга, и продолжают движение.
«Змейка».
Ходьба по шнуру (длина 8—10 м, который лежит на полу, по кругу и зигзагом.
И. п. ноги вместе, в руках предмет (мяч, палка).
1 – шаг правой ногой, руки вверх, 2 – шаг левой ногой, руки вниз, 3,4 – повтор.
«Юла».
И. п. ноги вместе, руки на поясе.
По сигналу воспитателя совершить повороты на носках вправо и влево на 180 и 360° в быстром темпе.
«Через холодный ручей».
И. п. на скамейке, ноги вместе, руки на поясе.
1 – шаг, присед на правую ногу, левую ногу опустить вниз, касаясь носочком 2 – и. п., 3 – шаг, присед на левую ногу, правую ногу отпустить, касаясь носочком, 4 – и. п.
II. Игровые упражнения на улице.
Цель: развитие статического равновесия.Цель: развитие динамического равновесия
«Морская фигура».
И. п. произвольное.
Дети движутся произвольно по площадке. После слов «Раз, два, три – замри», дети принимают задуманную ими позу на одной ноге.
«Освоение пространства».
И. п.: ноги находятся на ширине плеч, руки свободно опущены вдоль тела.
1,2- поднять правую ногу параллельно полу, согнуть руки в локтях и поднять кисти рук на уровень груди, 3 – вытянуть ногу вперед и развести руки в стороны,4 – и. п., 5-8 – выполнить упражнение с левой ногой.
«Порыв ветра».
И. п.: ноги находятся на ширине плеч, руки свободно опущены вдоль тела.
1,2-выполнить круговые вращательные движения вправо – вверх – влево – вниз телом, 3 – руки и правую ногу отвести вправо и полностью выпрямить ногу в колене, 4 –и. п.
«Жернова».
И. п.: стойка на правой ноге, левая поднять параллельно полу, руки в стороны.
1-4 –выполнять вращательные движения прямой левой ногой по часовой стрелке, 5-8 –против часовой стрелки.
«Парусник».
И. п.: стоя ноги на ширине плеч, руки расслаблены и опущены вдоль тела, шея и спина выпрямлены.
1-согнуть руки в локтях, подтянуть кисти к подмышечным впадинам, левую ногу согнуть в коленном суставе, а правую вынести вперед параллельно земле. 2 – присед на одной ноге. 3 – выпрямить левую ногу, подняться, правую ногу медленно опустить, 4 – поставить ноги на ширине плеч, а руки вынести вперед.
«Подтягивание».
И. п.: стоя ноги вместе, руки опущены вдоль тела.
1-3 – поднять руки вверх и встать на кончики носков ступней, 4 – и. п.
“Светофор”
И. п. произвольное.
Воспитатель называет сигналы светофора, дети выполняют действия, соответствующие каждому сигналу. Красный – замереть и не двигаться; желтый – стоять на месте, хлопая в ладоши; зеленый – двигаться медленным бегом.
«Узкая тропинка»
И. п. ноги вместе, руки на поясе.
Пройти или пробежать между двумя начерченными на земле линиями, не наступая на них (расстояние между линиями 20 см).
«Змейка наоборот».
И. п. основная стойка, руки в стороны, спиной вперед.
Ходьба по шнуру (длина 8—10 м, который лежит на полу, по кругу и зигзагом, спиной вперед.
«Лягушки и цапля».
И. п. ноги вместе, руки на поясе.
Дети передвигаются по площадке, выполняя наклоны. По сигналу воспитателя дети останавливаются, замирая на одной ноге.
«Бегом по горке»
И. п. основная стойка, руки в стороны.
Вбегать и сбегать по наклонной доске или снежной горке, ограниченной флажками.
«Зайчики на горке»
И. п. основная стойка, руки согнуты перед грудью.
Прыжки по наклонной доске вверх, ограниченной флажками.
«Через кочки».
И. п. ноги вместе, руки на поясе.
На площадке по кругу расставлены предметы. Дети, идя друг за другом перешагивают их не задевая.
«Накорми кролика».
На дереве висит вырезанный из картона кролик с открытым ртом.
И. п. основная стойка, руки произвольно, в руке морковка.
На расстоянии 4-5 шагов ребенок делает 2-3 вращения, после чего подходит по прямой линии и кормит кролика.
«Дружные пары». (выполняется парами)
И. п. основная стойка, лицом друг к другу, держась за руки.
1-4 – кружатся в одну сторону, 4-8 – в другую сторону.
По мнению Д. В. Хухлаевой [43,65] для выполнения всех физических упражнений необходимы физические (или двигательные) качества.К этим качествам она относит следующие отдельные качественные стороны двигательной деятельности человека: Ловкость – это способность быстро перестраивать координационные движения и быстро их перестраивать в соответствии с требованиями обстановки которая меняется. Гибкость – наибольшая амплитуда движений человеческого тела в определенном направлении. Сила – степень напряжения мышц, развивающая мышцы при сокращении. Быстрота – способность совершать те или иные физические упражнения в минимальный отрезок времени. Выносливость – способность совершать те или иные действия в течение длительного времени. Равновесие – способность сохранять положение тела в условиях разнообразных движений на уменьшенной или повышенной площади опоры.
Статическое равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение тела в состоянии покоя (пр., фиксация тела в положении «ласточка», в стойке на руках и т. п.). Для статического равновесия применяются так называемые упражнения на «равновесия», то есть движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. К ним относятся упражнения на различные виды равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед или шагом, бегом, прыжками, различные виды лазания и так далее.
Динамическое равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение тела в движении (пр., выполнение двигательной связки на бревне и т. п.). Оно основано на избирательном совершенствовании анализов, обеспечивающих сохранение равновесия. Для совершенствования вестибулярной функции следует применять упражненияс прямолинейными и угловыми ускорениями: кувырок вперед, перекат в сторону (колесо).
Динамическое и статическое равновесие слабо коррелируют между собой. Поэтому можно обладать высокой устойчивостью в какой-либо позе и быть неустойчивым в каких-то двигательных действиях. [48]
Сохранение статического и динамического равновесия – одно из важнейших условий активного взаимодействия человека с внешней средой. В обыденной жизни сохранение равновесия происходит автоматически рефлекторным путем. Известно, что при сохранении той или иной позы тело человека не остается абсолютно неподвижным, оно все время колеблется. Человек как бы теряет на мгновение равновесие и вновь его восстанавливает. Одним из важнейших условий активного взаимодействия человека с внешней средой является сохранение равновесия.
Физические упражнения — основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей.
Игровой метод, по мнению Д. В. Хухлаевой, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста – наиболее специфичный и эмоционально – эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно образного и наглядно действенного мышления. «Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявление творческой инициативы».
Игровые упражнения представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий. Игровые упражнения по своей сложности относятся к элементарным играм.
Источник
Наталья Замятина
Упражнения и игры для развития навыков равновесия, лазания, ползания и прыжков у детей
Упражнения и игры для развития навыков равновесия в младшей группе.
№1
Принеси игрушку.
Цель: развитие ходьбы и равновесия.
Инвентарь: погремушки, игрушки, пирамидки, канаты длинные, ориентиры.
Ход игры: на расстоянии 6-7 м от детей цветные кубики, пирамидки, погремушки, небольшие мячи. От каждого ребенка до игрушки обозначены дорожки шириной 30 см. По предложению воспитателя дети идут к игрушкам, берут их, поднимают вверх и снова кладут на места.
Правила: идти по сигналу; не заходить за края дорожек, сохраняя прямолинейное направление.
№2
По тропинке.
Цель: развитие ходьбы и равновесия.
Инвентарь: Шнуры
Ход игры: На земле на расстоянии 25-30 см друг от друга проводят две параллельные линии (или кладут два шнура) длиной 2,5-3 м. Дети медленно идут по тропинке туда и обратно.
Правила: идти по сигналу; не заходить за края дорожек, сохраняя прямолинейное направление.
№3
Удержи равновесие.
Цель: развитие ходьбы, бега и равновесия.
Ход игры: Спокойная ходьба за воспитателем или бег врассыпную по площадке. По сигналу воспитателя дети встают на край песочницы и удерживают равновесие. Затем снова ходьба в чередовании с бегом
Правила: Стаять на краю песочницы и удерживать равновесие.
№4
Через ручеек
Цель: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.
Ход игры: все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.
Правила: Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.
Перебираться можно только по сигналу.
№5
Маленькие змейки
Цель: развитие ходьбы и равновесия.
Инвентарь: Веревочки
Ход игры: В нескольких местах комнаты разложите веревочки или ленты, длиной 50 см. Скажите малышу, что это змейки и что на них нельзя наступать. Играйте вместе с ребенком, держась за руки, аккуратно перешагивайте через веревочки.
Правила: идти по сигналу; не заходить за края дорожек, сохраняя прямолинейное направление.
Упражнения и игры для развития навыков равновесия в средней группе.
№1
За высоким, за низким.
Цель: развитие бега и равновесия
Ход игры: Дети идут или бегут в колонне друг за другом. На сигнал «за низким» быстро поворачиваются и бегут в противоположную сторону.
Правила: поворачиваться быстро, не наталкиваться на: впереди идущего; каждому уметь быть ведущим.
№2
Бабочки, лягушки.
Цель: развитие ходьбы и равновесия.
Инвентарь: Бубен
Ход игры: Дети идут в колонне друг за другом. По сигналу «бабочка» останавливаются и поднимают руки в стороны. С ударами бубна или под счет воспитателя продолжают ходьбу. По сигналу «лягушка» останавливаются и приседают, обхватив колени руками.
Правила: останавливаться быстро, не наталкиваясь на впереди идущего; приседая, не терять равновесие.
№3
Козлики на мосту.
Цель:развитие ходьбы и равновесия.
Ход игры:Двое детей идут с разных сторон по доске (ширина 20 см). Встретившись на середине, поворачиваются на 180° и возвращаются каждый в свою сторону.
Правила: расходясь, не терять равновесие, не оступаться.
№4
Донеси – не урони.
Цель:развитие ходьбы и равновесия
Инвентарь: мешочек и шнур
Ход игры:На землю кладут шнур, длиной 2-3 м. Ребенок подходит к шнуру, кладет на голову -мешочек с веском и проходит по шнуру, стараясь не уронить мешочек.
Правила: мешочек нельзя придерживать руками; если он упал, надо поднять и продолжать движение.
№5
Трудный переход.
Цель:развитие ходьбы и равновесия
Инвентарь: пенечки
Ход игры:Детям предлагается пройти по пенечкам (снежным бугоркам, врытым в землю на разной высоте от 20 до 30 см, расстояние между ними 10 см.
Правила: Пройти ровно и не упасть.
Упражнения и игры для развития навыков равновесия в старшей группе.
№1
Бегом по горке.
Цель:развитие бега и равновесия
Инвентарь: доска
Ход игры:Вбегать и сбегать по наклонной доске (ширина 20-15 см, бревну,
земляной и снежной горке, ограниченной флажками (палочками).
Правила: Пробежать ровно и не упасть
№2
Разойдись— неупади!
Цель: развитие ходьбы и равновесия
Инвентарь: скамья
Ход игры:Двое детей идут по скамейке навстречу друг другу (с разных сторон). Встретившись, расходятся, придерживаясь друг за друга, и продолжают движение.
Правила: Пройти ровно и не упасть.
№3
Кто дольше не уронит.
Цель: равновесие
Инвентарь: мешочек с песком
Ход игры:Играющие стоят на полу на одной ноге, вторая нога согнута в колене. Кладут на колено мешочек с песком и стараются устоять, не теряя равновесие.
Правила: мешочки кладут по сигналу и стоят не придерживая их рукой; тот, кто уронил мешочек, выходит из игры
№4
Совушка.
Цель: Терпение и равновесие
Ход игры:Играющие разбегаются в пределах площадки. На сигнал «ночь» останавливаются и не двигаются. В это время вылетает сова и уводит тех, кто шевелится.
Правила: останавливаться в позе, предложенной воспитателем: стоять на одном колене; на носках; образовав пары; поставив стопы на одну линию (пятку одной ноги к носку другой).
№5
Жмурки с колокольчиком. .
Цель: Терпение и равновесие
Инвентарь: повязка и колокольчик
Ход игры:Дети встают по кругу, взявшись за руки. В центре двое водящих. Одному из них завязывают глаза – это жмурка, другому дают колокольчик. Ребенок с колокольчиком бегает внутри круга и звонит. Жмурка пытается его догнать
Правила: бегающий звонит не все время; если жмурка долго не может поймать надо сменить обоих.
Упражнения и игры для развития навыков равновесия в подготовительной группе.
№1
Жмурки.
Цель: терпение и равновесие
Инвентарь: шнуры и повязка
Ход игры:Воспитатель назначает считалкой водящего – жмурку. Он встает на середину площадки, ограниченной шнурами. Ему завязывают, глаза и предлагают несколько раз повернуться. Все дети разбегаются, а жмурка старается кого-нибудь поймать. При виде какой-либо опасности (дерево, пенек и др.) играющие должны предупредить жмурку словом «огонь».
Правила: не выходить за обозначенную границу; убегая отжмурки, можно приседать; чтобы жмурка не вышел за пределы площадки, его предупреждают словом «огонь».
№2
Бой петухов.
Цель: равновесие
Ход игры: Двое детей встают в очерченный круг метр 1-1,5 м) лицом друг к другу, одна нога согнута в колене, руки скрещены на груди. Пытаются столкнуть противника, заставить его опустить ногу или выйти из круга.
Правила: не опускать ногу на пол; тот, кто встал на обе ноги или вышел за круг, считается проигравшим.
№3
Донеси мешочек.
Цель: равновесие
Инвентарь:мешочек и скамья
Ход игры: 3-4 детей встают на доски или скамейку кладут на спину мешочек с песком. Ползут на четвереньках (ладонях и коленях, ступнях и ладонях) до конца скамеек. Выигрывает пришедший первым.
Правила:при ходьбе не ронять мешочек; если он упал, поднять, положить снова на спину и ползти дальше; в конце скамейки взять мешочек со спины, также не роняя.
№4
Присядка.
Цель:выдержка и равновесие
Ход игры:Сесть на носок одной ноги, другую вытянуть вперед. Сделав маленький подскок, поменять ноги местами. Руки вытянуть вперед или скрестить на груди.
Правила:вначале прыгать в произвольном темпе, затем ритмично под счет.
№5
Пройди по лестнице.
Цель: равновесие
Инвентарь: стулья и палки
Ход игры:На стулья кладутся палки на расстоянии 50 см одна от другой. Дети проходят друг за другом, перешагивая через палки.
Правила:при перешагивании не держаться за стулья; недодерживаться, не наталкиваться друг на друга, соблюдать интервалы.
Источник
Кристина Арыкова
Упражнения и игры для развития равновесия у детей.
Когда маленькие дети впервые становятся на ноги
или делают первые шаги, они учатся самому трудному в своей
жизни — держать равновесие. Мозг, тело и нервная система неразрывно связаны. Так что навыки удержания равновесия необходимы в первую очередь для становления разума homo sapiens. И ошибочным будет предполагать, что этот навык приходит сам собой, это упорный труд для малыша и он, конечно же, нуждается в помощи взрослых.
Упражнения для развития равновесия у самых маленьких детей.
1. Дети очень любят простые мерные покачивания, когда вы удерживаете их за руки или под мышками. При этом говорите что-нибудь ласковое. Эта практика развивает вестибулярный аппарат.
2. Положите ребенка животом на руки и поносите по комнате, имитируя самолетик. Осторожно сделайте несколько виражей.
3. Большой фитбольный мяч – незаменимая вещь в доме, где есть малыш. Ребенка можно покатать на мяче, когда он лежит на животике и на спинке. Это упражнение развивает равновесие.
4. Стоя возьмите ребенка под мышки и поднимите до уровня глаз. Покачайте его как маятник в стороны и вверх-вниз.
5. Сидя, вытяните ноги, крепко удерживая ребенка за бедра или талию, опустите его на свои ноги. Покачайте ногами вниз-вверх. Некоторые дети приходят в восторг от «висения верх ногами».
6. Хождение спиной вперед. Возьмите ребенка за запястья, поставьте его ножки на свои ступни. Походите так по комнате. Когда ребенок освоиться с этим упражнением, он может делать его самостоятельно.
7. Качание на качелях. Прежде, чем приступить к упражнению, научите ребенка никогда не подходить к ним, когда качается кто-то другой и не пытаться спрыгивать с них самостоятельно пока они не остановятся.
Все эти упражнения не требуют большой затраты времени и сил, но при регулярном выполнении помогут ребенку развить чувство равновесия.
Подвижные игры для детей на развитие равновесия.
Спиной вперед
Описание. Игра для небольшой группы детей. Двигаясь спиной вперед, малыш должен найти совершенно новый для себя способ поддержания равновесия: все его движения координируются иначе, не так, как обычно. Голос взрослого помогает ему в ориентировании.
Материалы: спокойная инструментальная музыка.
Возраст участков: с 3 лет.
Инструкции детям. Вы видели как машина движется задним ходом. Когда ваши родители хотят
припарковать свою машину там, где мало места, они едут назад.
А вы знаете, что тоже можете сдавать назад?. Давайте
попробуем такую игру- Вы будете по очереди идти ко мне
спиной вперед, не оглядываясь. Я буду смотреть за вами и ловить
вас. Слушайте внимательно, что я вам говорю: так вы будете
знать, куда надо двигаться.
Стоите все вместе и ждите, пока я вас позову.
Странные птицы
Описание. В этой игре дети также пробуют двигаться спиной вперед, но при этом они еще превращаются в странных птиц, которые пытаются выбраться из своего загона на свободу. В этой игре ребята учатся сохранять равновесие в непривычной ситуации.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкции детям. Представьте, что в одной
далекой стране живут странные птицы, которые все время нагибаются, касаясь своих ног, и ходят спиной вперед. А еще эти птицы не могут видеть. Это очень неудобно для жизни, поэтому они почти все вымерли. Я хочу вам предложить игру, в которой вы превратитесь в таких странных птиц. А теперь я скажу, как мы будем играть. Половина из вас будет изгородью вокруг птиц. Станьте в круг и возьмитесь за руки. Остальные будут странными птицами. Войдите в круг, нагнитесь и крепко возьмитесь руками за свои лодыжки. Закройте глаза… Представьте, что вы умеете ходить только спиной вперед.
Теперь я коснусь плеч двоих детей в изгороди, они отпустят руки, и в изгороди появится калитка. Птицы пытаются выбраться через калитку на свободу…
Источник