Упражнения для развития образного мышления у ребенка
Мыслительная деятельность человека чрезвычайно многогранна, ведь каждому из нас ежедневно приходится решать самые разнообразные задачи. Такая особенность мышления позволяет выделить его виды: предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, которые начинают развиваться в дошкольном возрасте. Вот поэтому необходимо обеспечить условия для полноценного становления мышления ребенка. В первую очередь, заслуживает внимания образное мышление, как преобладающее у дошкольников и младших школьников. От него в большей степени зависит успешность в усвоении программ детского сада и школы. Психологами доказано, что на основе образного мышления у дошколят формируется интеллект. Младшим школьникам оно помогает построить научную картину мира, выработать внимательное отношение к окружающим объектам, сформировать умение видеть красоту вокруг себя. Все это развивает творчество и воображению, влияет на выбор профессии в дальнейшем. Например, такой вид мышления присущ людям творческих профессий: художникам, писателям, дизайнерам, архитекторам.
По научному определению, образное мышление ‒ это способность мысленно представлять, воспроизводить окружающий мир в виде образов предметов и явлений. Заботливым родителям, нацеленным на полноценное воспитание своего малыша, стоит задуматься над тем, как развить образное мышление?
Шагаем по ступеням развития образного мышления у детей
Важно: даже незначительное отставание в развитии образного мышления у детей может привести к психологическим проблемам, например, неумению формулировать свои мысли, действовать с системами образов при обучении, создавать новые образы в творческих занятиях.
Чтобы этого не случилось, родителям надо знать, что на каждом возрастном этапе существуют свои подходы к формированию мышления. «Образно» говоря, постепенно шагаем по ступеням развития наглядно образного мышления:
- В раннем возрасте образное мышление имеет второстепенное значение, так как знакомство малыша с окружающим миром проходит в основном через действия с предметами, которые он должен обязательно потрогать, пощупать, бросить, попробовать на вкус. Поэтому главным является наглядно действенное.
- Дошколята уже готовы не только действовать, но и представлять себе всю предметную ситуацию (как называется предмет, в какую группу входит, каковы его признаки, что можно сотворить с его помощью). Даже двухлетние дети способны находить предмет по словесному описанию или подбирать его зрительно по образцу. Например, в игре взрослый просит кроху подобрать среди других такой же предмет, какой был показан. Малыш должен правильно отреагировать на просьбу и найти подходящую вещь (лучше, если это будет игрушка). Правда, пока это будет конкретная игрушка без абстрагирования (отвлечения) от ее признаков (формы, цвета, размера), например, любимый мишка, яркий мячик, кубик, куколка, машинка. Взрослый говорит: «В коробке среди других машинок затерялась красная, маленькая, с синим флажком. Найди ее».
- Дети среднего дошкольного возраста учатся мысленно закреплять устойчивые образы – шаблоны, которые помогают им воспринимать окружающие предметы. Такими образами выступают объекты с ярко выраженной формой или даже представления о них. Например, дошколенок может отождествлять овальный предмет с огурчиком, а круглый – с мячиком. Такие детские действия помогут родителям понять, закрепились ли мысленно у малыша образы предметов.
- В старшем дошкольном и затем в младшем школьном возрасте идет совершенствование мыслительных процессов, расширяются характеристики объектов, появляется возможность мысленного планирования. Это позволяет оперировать различными образами, осуществлять преобразования с ними, например, соединять и разделять элементы объекта, делать группировку предметов, видеть перспективу своего манипулирования с предметами. Главное, чтобы не происходило искажение образа при попытке объединения, группирования. Например, взрослый предлагает найти объект, отличный от других, сначала по одному признаку (цвету), а потом по нескольким (цвету и форме, цвету, форме и размеру). Например, в упражнении «Сгруппируй все треугольные (квадратные) предметы» дети должны составить группы по одинаковой форме: крыша дома, кулечек, стаканчик мороженого, букет.
- Развитие наглядно образного мышления младших школьников уже не требует опоры на наглядность. Ученики на основе имеющегося опыта сами мысленно могут построить образы объектов, даже тех, которые они видели только на картинках, например, внутреннее строение стебля, пищевую цепочку в природе.
Достижения ребенка на каждом возрастном этапе
- двух – трехлетние дети умеют находить основные признаки предметов и составлять группы по одинаковым признакам, например, собрать все большие кубики, положить в коробку только мелкие игрушки, объединить картинки по цвету и т. д.; конструировать знакомые модели, копирующие реальные объекты, например, из кубиков построить машину, мебель, домик для куклы;
- четырехлетки уже могут находить предмет по описанию, составлять характеристику объекта, ориентироваться в названиях и образах животных, их детенышей, правильно излагать свои мысли при ответе на вопросы, знать профессии взрослых и характерные особенности профессионального поведения, видеть отличие и похожесть в поведении и внешнем виде окружающих людей;
- старшие дошкольники должны уметь использовать полученные знания не только в плане отдельного образа, но и системы образов, давая характеристику аналогичным предметам, правильно формулировать свои мысли, излагая ответ на вопрос об окружающем мире, рассказывать о событиях, которые происходят с ними или окружающими людьми;
- младшие школьники на основе образного мышления учатся планировать свою деятельность, видеть конечный итог, что помогает решать математические задачи, делать выводы при знакомстве со средой обитания животных и растений, использовать систему образов при выполнении творческих заданий: рисунков, аппликации, сочинений.
Используя рекомендации специалистов, родителям не составит труда диагностировать уровень развития мышления своего ребенка, чтобы сравнить с тем, как должно развиваться образное мышление у детей дошкольного возраста.
Какими средствами можно развить образное мышление у детей?
Важно: родителям для развития наглядно образного мышления у детей дошкольного возраста на домашних занятиях лучше всего помогут средства, которые просты, доступны и понятны самим взрослым (игры, общение). При этом большую роль сыграет активность родителя, его образ жизни, так как родительский пример – половина успеха в воспитании собственного ребёнка.
Специалисты предлагают!
Средства, которые помогают развитию образного мышления, бывают классические и современные. Все они могут быть полезны для детей, однако для домашних занятий главным достоинством их должны быть: несложный для подбора наглядный материал (картинки, игрушки, бытовые предметы), интересные немонотонные действия (игровые движения, действия с ножницами, красками, карандашами, совместные беседы), доступность в показе и исполнении.
Наиболее популярные средства развития образного мышления:
- настольные игры (разрезные картинки, лото, домино, вкладыши);
- творческие занятия: лепка, аппликация, рисование, макраме;
- чтение детских книг, энциклопедий, журналов;
- загадки, шарады, ребусы;
- просмотр кинофильмов и мультфильмов об окружающем мире;
- семейный досуг, праздники, путешествия;
- прогулки в природу: на даче, в лесу, парке;
- общественные мероприятия: праздники, спортивные соревнования, туристические походы.
Игры и упражнения для дошкольников и младших школьников
Игра «Мамы и их детеныши»
Развивает образное мышление, обогащает словарь, способствует установлению смысловых связей. Играть можно с детьми всех возрастов, различие в том, что для малышей количество знакомых животных до 5-7 (домашние и животные зоопарка), у средних и старших дошколят объем наглядного материала увеличивается и усложняется. Дети воспроизводят образы тех животных, которых они могли видеть только на картинках (жираф, бегемот, коала). Взрослый предлагает для рассмотрения картинки с изображением взрослых животных, ребенок должен подобрать карточку с изображением детеныша. Для поддержания интереса у детей можно использовать художественное слово (загадки, песенки, стишки):
Узнать жирафа просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.
Мишка белый — к полюсу.
Мишка бурый — по лесу.
Этот — сел на эвкалипт,
Листья ест и много спит (коала).
Игра «Чудесный мешочек»
Классическая любимая игра детишек всех возрастов, в том числе и младших школьников, помогает закреплять образы предметов, мысленно воспроизводить их. Для малышей это будут знакомые игрушки, признаки которых они хорошо знают, например, маленький, мягкий, пушистый (мишка). А ребятам постарше можно подкладывать новые предметы, которые они сами должны определить на ощупь, или найти по описанию ведущего: «Найди в мешочке круглое, гладкое, холодное, маленькое (зеркальце)».
Упражнение «Волшебные очки»
Развивает умение группировать предметы по характерному для них признаку, закрепляя устойчивые образы – шаблоны. Требуется небольшая подготовка, взрослый вырезает из плотной бумаги очки определенной формы, например, квадратные или овальные. Ребенок может сам выбирать очки или выполняет задание по указанию взрослого. В коробочку собираются все предметы той формы, очки в виде которой надеты на игрока. Например, круглые очки – блюдце, зеркальце, колечко, крышка; квадратные очки – кубик, шкатулка, салфетка.
Упражнение «Загадки – отгадки»
Помогает развивать образное мышление, так как формирует у детей умение мысленно представить, а потом воспроизвести предмет по его признакам. Начинать разгадывать загадки нужно как можно раньше, когда ребенок еще только знакомится с окружающим миром. Тогда у малыша рано сформируется умение соотносить слово и образ. Маленьким деткам загадываются те предметы, признаки которых ярко выражены и дети их хорошо знают, например, овощи, фрукты, игрушки, транспорт.
Этот фрукт на вкус хорошо,
Он на лампочку похож (груша)!
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный (арбуз).
Круглое, румяное,
С дерева достану я.
На тарелку положу:
«Кушай, мамочка!» – скажу (яблоко).
Для старших дошколят и младших школьников загадки усложняются, дети учатся видеть за описанием образа реальный предмет, понимать систему образов. Детей учат тому, что об одном и том же предмете можно сказать по-разному (коротко, просто или сложно, красочно). Тематика загадок также усложняется, используются загадки о неживой и живой природе, растительном мире, разных видах транспорта, орудиях труда, профессиях людей, бытовых предметах. Вот как, например, может быть по-разному представлен один и тот же образ (снег).
Скатерть бела, весь мир одела.
Бел, да не сахар,
Нет ног, а идёт.
Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит.
Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло.
Дженга
Все большую популярность приобретают семейные настольные игры, которые разнообразят досуг, делают общение детей и взрослых более интересным и насыщенным. Помогает формировать умение видеть перспективу, что способствует развитию наглядно образного мышления у детей дошкольного возраста. Такие игры в разнообразии представлены в детских магазинах, их можно заказать по Интернету. Настольная игра «Дженга» широко известна по всему миру, чаще всего ее называют Башня. Считается, что это практически идеальная семейная игра. Основа ее в том, что из деревянных брусочков игроки строят башню, начиная каждый новый этаж с вытаскивания по бруску из нижнего и достраивают постройку строго вверх. Побеждает тот, кто меньше всех обрушивал башню или ни разу не сломал ее. Для повышения интереса игроков бруски можно разукрасить в различные цвета или даже внести изменения в правила «Дженги» — например, играть в фанты, написав на различных брусках смешные задания, который выполняет проигравший.
Имаджинариум
Еще одна семейная интересная игра, в которой нужно придумывать ассоциации к необычным картинкам. Играть можно со старшими детьми, так как необходим опыт. Повышает возможность развития наглядно образного мышления младших школьников. По условиям один участник придумывает ассоциацию к своей карточке, а остальные – пытаются ее отгадать. В каждый новый ход ведущим становится следующий игрок. Загаданная карточка выкладывается на стол рубашкой вверх. После того, как ведущий загадал ассоциацию, остальные игроки смотрят в свои карточки и выбирают ту, которая, по их мнению, соответствует придуманной ассоциации. Выбранные карточки выкладываются на стол рубашкой вверх и перемешиваются. Затем ведущий открывает карточки и выкладывает их на стол в один ряд рисунком вверх. Задача всех участников – отгадать, какую карточку загадал ведущий. Отгадавший получает три очка и на игровом поле продвигает свою фишку (слоника) вперед. Ведущий также передвигает своего слоника вперед на одно очко за каждого отгадавшего ассоциацию. Выигрывает тот, кто быстрее придет к финишу.
Уважаемые родители! Ваше активное участие в воспитании ребенка даст возможность полноценно развить образное мышление, которое поможет деткам успешно обучаться в школе и пойти по правильному пути выбора профессии.
Источник
Картотека игр и упражнений для развития наглядно-образного мышления
детей старшего дошкольного возраста.
I этап
- «ДОСТАНЬ МЯЧ!»
Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Затем просят: «Расскажи мальчику, как достать мяч». В случае затруднения понимания изображенной ситуации педагог использует прием припоминания: «Вспомни, как ты доставал игрушку, которая была на высоком шкафу». Если этот прием не помогает выполнить задание, то создается реальная ситуация. Ребенка просят достать мяч со шкафа, а затем рассказать о выполненном действии. После организации практической ситуации ребенку снова предлагают рассмотреть картинку и рассказать мальчику, как достать мяч.
- «ПОКОРМИ КРОЛИКА!»
Ребенку предлагают рассмотреть картинку, а затем рассказать мальчику, как достать морковку. В случае затруднения создается реальная ситуация: ребенка просят достать морковку из банки, т.е. выполнить задание в наглядно-действенном плане. После этого ребенок рассказывает, как он выполнил задание, т.е. его подводят к более полному осмыслению ориентировочно – исследовательской деятельности и к установлению причинно-следственных отношений. Затем ребенку снова предлагают рассказать мальчику, как достать морковку, т.е. выполнить задание в наглядно-образном плане.
- «ПОЛЕЙ ЦВЕТОК!»
Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. Затем просят рассказать девочке, как полить цветок. В случае затруднения педагог говорит: «Вспомни, во что мы наливаем воду, чтобы полить цветок». Если и после этого ребенок затрудняется выполнить задание, используется прием наблюдения за выполнением реального действия сверстником, а затем ребенок рассказывает о наблюдаемых действиях, т.е. фиксирует последовательные действия в речи. После этого ребенок снова выполняет задание в наглядно-образном плане.
- «ДОСТАНЬ КЛЮЧИК!»
Ребенку предлагают рассмотреть картинку и говорят: «Мальчик хочет завести игрушку, но он не знает, как достать ключик. Расскажи мальчику, как достать ключик». В случае затруднения ребенку задают уточняющие вопросы: «Что хочет достать мальчик? Что ему надо взять, чтобы достать ключик? Почему ему надо взять большую лавку? Куда он ее поставит? А теперь расскажи все по порядку, что мальчику надо сделать, чтобы достать ключик».
- «КАК ПОСТРОИТЬ ПОЕЗД?»
Ребенку предлагают рассмотреть сюжетную картинку и рассказать мальчику, как присоединить вагончики между собой и присоединить к паровозику. В случае затруднения педагог помогает ему проанализировать сюжет, задает вопросы: «Где паровоз? А где вагончики? Что хочет мальчик перевезти в вагончиках? Что ему надо сделать, чтобы получился поезд? Как надо соединить вагончики между собой? А к паровозу как их присоединить? Что находится рядом с вагончиками? Зачем нужны винтики? Чем их лучше укреплять, завинчивать? Расскажи мальчику, что ему надо делать». Если эти вопросы не помогают ребенку решить задачу, то организуется наблюдение за реальными действиями сверстника. Затем ребенку предлагают рассказать о выполненных действиях. После целенаправленного наблюдения ребенка снова просят рассказать мальчику, как построить поезд.
- «КАК ДОСТАТЬ КОЛПАЧОК?»
Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку и рассказать, как девочка должна достать колпачок от пирамидки. В случае затруднения он помогает ребенку понять ситуацию, изображенную на картинке: «Кто здесь нарисован? Что делают девочки? Что хочет достать девочка из-под шкафа? Чем она достанет колпачок?» Если ребенок не может ответить на вопросы и понять ситуацию, изображенную на картинке, организуется ситуация наблюдения за действиями сверстников. Затем ребенку снова предлагают выполнить задание в наглядно-образном плане.
Приемы наблюдения и припоминания, а также уточняющие вопросы педагога помогают ребенку как в восприятии и понимании целостной ситуации, изображенной на картинке, так и в составлении осмысленного последовательного рассказа.
- «В ПЕСОЧНИЦЕ»
Ребенку предлагают рассмотреть картинку и ответить на вопросы: «Кто нарисован на картинке? Во что девочка хочет поиграть? Что ей для этого нужно? » В случае затруднения педагог обращает внимание ребенка на предметные картинки и просит его выбрать нужные предметы для девочки. Если и после этого ребенок затрудняется ответить, используется прием припоминания: «Чем ты берешь песок, когда делаешь куличики? Во что ты насыпаешь песок? Посмотри на картинки и скажи, что надо взять девочке, чтобы делать куличики?»
- «ПОСТРОЙ ЗАБОР ВОКРУГ ДОМА!»
Ребенку предлагают рассмотреть картинку и помочь мальчику: «Расскажи мальчику, как строить забор». При этом обращают внимание на предметные картинки.
В случае затруднения педагог использует прием припоминания: «Чем удобно забивать колышки, гвозди? А чем ты забиваешь гвозди? Ты видел, чем забивали колышки? Расскажи мальчику, что ему надо взять, чтобы построить забор».
- «ПОМОГИ РЫБКАМ!»
Ребенку предлагают рассмотреть картинку и помочь рыбкам. Педагог говорит: «Девочка хочет опустить рыбок в их домик, в аквариум, но не знает, как это сделать.
Расскажи девочке, как достать рыбок из банки и переложить их в аквариум». Если ребенок все-таки пытается решать задачу практическим путем, т.е. пытается взять рыбку в руку и поднести ее к аквариуму, то необходимо организовать ему наблюдение за действиями сверстника. После чего ребенок рассказывает, как надо достать рыбок из банки и опустить их в аквариум.
- «КАК ДОСТАТЬ ШАРИК?»
Ребенку предлагают рассмотреть ситуацию, изображенную на картинке, и рассказать о том, во что хотят поиграть дети. В случае затруднения педагог помогает ребенку воспринять и понять целостную ситуацию, изображенную на картинке. Он задает уточняющие вопросы: «Кто изображен на картинке? Что хочет мальчик? Во что дети хотят поиграть? Что хочет достать девочка? Чем она достанет шарик? Расскажи девочке, как достать шарик из банки». Если эти вопросы не помогают ребенку решить задачу, используется прием припоминания или наблюдения за действиями сверстников.
II этап
- «Да-нет»
Ребенку задаются вопросы, а тот, подумав некоторое время, должен ответить «да» или «нет». Если он ошибается, нужно снова задать ему тот же вопрос и попросить подумать еще раз. Если ребенок опять даст неправильный ответ, то его надо поправить и объяснить в чем его ошибка.
- «Какое время года»
Перед ребенком положить четыре карточки с разными временами года. Далее задать ребенку вопросы, касающиеся каждого времени года, а он должен указать на ту из арточек, которая ему соответствует.
- «Что каким бывает»
Спросить ребенка «Что бывает высоким?», а он предлагает разные варианты ответов. В ходе игры выяснится, что высоким могут быть и дом, и подъемный кран, и человек, и дерево, и шкаф.
- «Чего не бывает»
Сказать ребенку: «Я покажу вам картинку, а вы посмотрите на нее внимательно и найдите то, чего на самом деле не бывает». Дети находят несуществующее на картинке и рассказывают о нем полным предложением. Например: «Морковь растет не на дереве, а на грядке»; «Ежик должен быть под деревом, а не летать в небе».
- «Разложи по порядку»
Задания ребенку: I вариант. Разложить по порядку картинки с временами года. II вариант. Разложить картинки с изображением членов семьи, от самого старшего к самому младшему. III вариант. Разложить по порядку картины с одними и теми же героями: что было сначала, что потом, что в конце.
- «Разложи на группы»
Перед ребенком разложить комбинацию из 15 карточек, предлагая ему объединить карточки по тематике «Домашние животные», «Одежда для девочки», «Мебель» и найти одну картинку лишнюю. Ребенок должен найти и показать ее, а также ответить, почему именно эта карточка оказалась лишней.
- «Подбери похожее»
Задача детей – найти соответствие геометрических фигур и предметов. Детей можно разделить на группы и провести мини-соревнование. Побеждает та группа детей, которая быстрее и успешнее справилась с заданием. Для усложнения упражнения вы предлагаете детям самим подобрать к каждой геометрической фигуре соответствующий предмет так, чтобы он не совпадал с предметом другого участника.
- «Ходит-бегает-ездит»
Вы предлагаете ребенку подумать, что или кто может идти, а что или кто – бегать или ездить. Затем вы даете рассмотреть картинку и найти на ней объект, который не может идти (велосипед). При этом надо объяснить, что остальные нарисованные объекты идут. Ребенок, осознав это, должен указать, кто из нарисованных объектов может еще бегать (лошадь, человек).
- «Где моя тень»
Вы раскладываете перед детьми цветные картинки и каждому раздаете по одной черной. После этого объясняете, что каждый черный силуэт – это тень, которая из-за чего-то обиделась на своего хозяина и решила от него убежать. Дети очень помогут, если вернут каждую тень ее хозяину. Каждый должен подобрать к тени родную картинку.
- «Назови похожее»
Детям называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Нужно назвать как можно больше аналогов для него, то есть других предметов, которые сходны с ним по существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они, подбирались. Например, в данном случае могут быть названы: «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства) и др.
- «Для чего это пригодится»
Называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга». Задача ребенка – назвать как можно больше различных способов ее применения: книгу можно использовать как подставку для чего-нибудь, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д. Игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.
III этап
- «На что похоже»
Вы кладете перед детьми один из простых рисунков (треугольник, квадрат, круг и т.д.). Задача каждого из них – найти в рисунке определенный смысл, образ и сказать, что бы это могло быть. Все участники предлагают свои варианты ответов. Чем больше их в конечном счете будет, тем лучше.
- «Вопрос-ответ»
Дети садятся в один ряд. Вы задаете им вопросы, а они по очереди отвечают. Вопросы могут быть следующие: что бывает высоким? что бывает узким? Что бывает глубоким? Что бывает круглым? И т.д.
- «Составь предложение»
Ребенку предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание – составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь опустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере») и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).
- «Нарисуй целое»
Разложить перед ребенком разрезную картинку и попросить нарисовать целую картинку, не складывая ее. Ребенок рисует, а затем называет предмет, который он нарисовал. После этого педагог просит его сложить картинку и снова нарисовать ее.
- «Назови три предмета»
-Назови мне три предмета голубого (красного, черного) цвета;
-Назови мне три предмета, которые меньше твоего мизинца;
-Назови мне три предмета, которые больше чем автобус;
-Назови три предмета, которые могут находится в земле;
-Назови три предмета, которые могут летать;
-Назови три предмета, которые стоят;
-Назови три предмета, которые сделаны из бумаги (дерева, металла).
- «Рисунок из палочек»
Детям раздаются комплекты палочек и им показываются разные картинки, на которых изображены различные предметы (ежик, домик, самолет, елка, пароход, юбка, флажок и т.д.). затем спросить у детей, могут ли они выложить из палочек, те предметы, которые видят на картинках. Затем дети пробуют отгадать кто какие предметы выложил.
- «Что общего между?..»
Ребенку предлагается найти в двух объектах общие признаки. Начинать лучше со сравнения предметов, имеющих много общего, например лимон и апельсин. Постепенно следует предлагать для сравнения предметы, внешне не похожие.
- «Что можно сделать из?..»
Ребенку предлагается придумать множество вариантов использования хорошо знакомого предмета (газета, консервная банка, фольга, карандаш и т.д.), а также комбинировать и сочетать в одном предмете признаки и свойства других предметов.
- «Бывает – не бывает»
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.
- «Опиши предмет»
На столе разложены карточки с перевернутыми вниз картинками. Дети по очереди берут карточку, но не показывают ее остальным участникам. Ребенок должен описать предмет, изображенный на картинке, не называя его. если после рассказа остальные участники не смогли угадать, что нарисовано на картинке, то они могут задавать наводящие вопросы.
- «Веселый зоопарк»
Дети удобно усаживаются и по очереди изображают разных животных. Один из детей получает задание изобразить, к примеру, веселого крокодила. При этом остальные дети об этом не знают. Ребенок изображает животное с помощью жестов и определенных движений. А вы по наводящим вопросам помогаете угадать, кого изображает ребенок.
Список использованной литературы:
- Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. – М.: Книголюб, 2004. – 56с.;
- Круглова А.М. Простые упражнения для развития логического мышления/ А.М.Круглова. – М.: РИПОЛ классик, 2013. – 96с.;
- Модестова Т.В. Скоро в школу: Экспресс программа подготовки и развития. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 160с.:ил.;
- Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога/ Е.А. Стребелева: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 256с.: ил.;
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн.для педагога-дефектолога/ Е.А.Стребелева. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 180с.: ил.
Источник