Упражнения для губ ребенку 1 год

Елена Попова
Картотека упражнений для губ
Упражнения для губ
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик – Бублик. Улыбка – Хоботок.
Чередование положений губ.
6. Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для развития подвижности губ
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка – Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук “поцелуя”.
7. Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
8. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Если губы совсем слабые:
– сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
– удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку, нарисовать круг (квадрат,
– удерживать губами марлевую салфетку – взрослый пытается ее выдернуть.
Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка
1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало).
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится).
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Трубочка.
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка.
1. Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2. Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
3. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. Футбол (Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5. Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
6. Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
7. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
8. Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
9. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
10. Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
11. Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
1. Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-“птенчик” сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
2. Акулы.
На счет “один” челюсть опускается, на “два” – челюсть двигается вправо (рот раскрыт, на счет “три” – челюсть опущена на место, на “четыре” – челюсть даигается влево, на “пять” – челюсть опущена, на “шесть” – челюсть выдвигается вперед, на “семь” – подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
4. Обезьяна.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
5. Сердитый лев.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.
6. Силач.
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.
10. Дразнилки.
Широко,часто открывать рот и произносить: па-па-па.
11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе)произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).
12.Произнесите гласные звуки с голосом:
аaaaaaaaaaaaa
яяяяяяяяяяяяяя
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё
иииииииииииии
13.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээааааа
аааааиииииэээээоооооо и т. д.
Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
Тренировка мышц глотки и мягкого неба
1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.
3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).
4. Глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.
5. Надувать щеки с зажатым носом.
6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.
7.Подражать:
– стону,
– мычанию,
– свисту.
8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.
Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.
9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.
10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.
11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук “и” отделяется от звука “а” паузой.
12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.
Источник
Для того чтобы в 2 года вы могли гордиться своим говорящим ребенком, нужно задуматься об этом уже сейчас. Те рекомендации, которые мы дадим сегодня, – это, конечно, не все, что необходимо малышу для того, чтобы заговорить вовремя, но овладев этими навыками, вы заложите хорошую базу для дальнейшего развития речи. Самое важное, о чем нужно помнить всегда – при общении с ребенком будьте с ним в постоянном диалоге. С самого раннего возраста малыш может ответить вам звуком, жестом, действием, мимикой.
Рекомендации данной статьи рассчитаны на родителей детей от 0 до 2-3-летнего возраста, так как развитие артикуляционного аппарата ребенка как инструмента для будущей речи начинается с самого рождения.
Новорожденный малыш при близком контакте “лицом к лицу” фиксирует свое внимание на вашей артикуляции, соотносит ее со звуками и пытается повторить. Эти попытки часто могут напоминать просто гримасу и не иметь ничего общего с вашей мимикой – но это очень важный этап, который заканчивается к 3-4 месяцам, когда ребенок начинает активно переворачиваться, и его увлекают уже совсем другие предметы.
Почему же в прежние годы не было необходимости обращать внимание родителей на столь ранний период в развитии речи у малышей? Дело в том, что в последнее время появилось много вещей, которые облегчают нашу жизнь и уход за ребенком, но при этом не дают развиваться естественным способностям детей. Плюс возросшее количество неврологии у новорожденных. Эти и другие причины приводят к задержке психоречевого развития. К сожалению, только тогда, когда в два года невролог ставит диагноз “задержка речевого развития”, родители начинают бить тревогу. Если же невролог не поставил вашему ребенку этот диагноз, но малыш еще не говорит предложениями типа “Мама, пойдем домой, я не хочу больше гулять”, то это тоже повод для того, чтобы активизировать занятия, развивающие речь.
Речь как высшая произвольная функция не может развиваться без базовых произвольных функций, поэтому не забудьте о своевременном приучении ребенка к горшку, самостоятельной еде, играм (“сорока-ворона”, “ш-и-и-и полетели…”, “ку-ку” и подобным), в которые во времена наших бабушек все дети играли очень хорошо. Не оставьте без внимания такие навыки ребенка, как:
- уметь аккуратно есть с ложки и с вилки;
- жевать твердую пишу с закрытым ртом;
- пить из чашки, пить через трубочку;
- аккуратно, под контролем взрослого, съедать сливу, вишню и выплевывать косточку;
- уметь сморкаться каждой ноздрей;
- уметь тщательно полоскать рот и выплевывать воду (в качестве игры выплевывать воду по-разному – “водопад”, “фонтан”, “дождь”);
- уметь чистить зубы;
- уметь полоскать горло (к трем годам, после того, как научились полоскать рот). Полоскать горло, особенно живя в мегаполисе, нужно так же часто, как чистить зубы, и той же водой, которой вы полощете рот – это хорошая профилактика респираторных заболеваний.
Этими навыками здоровый ребенок может овладеть к 1,5-2 годам – а значит, родители должны помочь ему в этом. Навыки эти не появляются сами по себе – ребенка им нужно учить, набравшись терпения. Так, когда в 9 месяцев малыш захочет взять в руки ложку, терпеливо отнеситесь с разлитому супу и размазанной каше, а чуть позже или чуть раньше – разлитой воде в ванной и на кухне.
Литературы по артикуляционной гимнастике сейчас издается очень много. В основном это по-разному описанный один и тот же комплекс упражнений. Мы взяли за основу статью В.Костыгиной “Артикуляционная гимнастика”. Как артикуляционную гимнастику этот комплекс упражнений обычно рекомендуют детям старше 2 лет, но, просмотрев его, вы заметите, что и более младший ребенок справится со многими из предложенных упражнений.
Для начала предлагаем родителям внимательно ознакомиться со всеми упражнениями и самостоятельно проделать весь этот комплекс. Делайте упражнения с хорошей амплитудой, фиксируя внимание на напрягающихся мышцах. Поймите, почему упражнения имеют такие называния. Может быть, исходя из вашего удобства и семейных традиций, некоторые из них вы переименуете. Это необходимо для того, чтобы вам легче было объяснить ребенку, чего именно вы от него хотите. Если же вы наберетесь терпения и сами будете проделывать этот комплекс каждый день, то для вас, взрослых, он станет хорошей профилактикой возникновения морщин, появления второго подбородка и храпа.
Родители новорожденного малыша, играя с ним, могут показывать ему все упражнения этого комплекса, сопровождая их определенными звуками. Активно осваивать с ребенком артикуляционные упражнения можно уже с 6-7 месяцев.
Упражнения “Месим тесто”, “Чашечка”, “Киска”, “Индюки болтают” ребенок будет охотно повторять за вами, подражая вашей мимике. И видя радость на вашем лице, когда у него получается это сделать хорошо, он будет повторять это с еще большим удовольствием. Не забудьте продемонстрировать ваши успехи папе, бабушке. Не стоит думать, что, научив ребенка делать эти упражнения, вы решаете только проблему артикуляции. В первую очередь вы добиваетесь от малыша произвольности выполнения тех или иных действий и тренируете сложные связи между артикуляцией и теми структурами головного мозга, которые ответственны за будущую речь. Ребенок слышит ваш голос, понимает данное ему задание, перерабатывает эту информацию и дает вам правильный артикуляционный ответ.
Такие упражнения, как “Блинчик”, “Часики”, “Вкусное варенье”, облизать верхнюю губу, облизать нижнюю губу по часовой стрелке и против часовой стрелки удобно выполнять в ванной с использованием душа. Попросив ребенка положить на нижнюю губу расслабленный язык, можно аккуратно полить его душем. Тем самым вы объясните малышу, в каком положении должен быть язык, чтобы вода не попадала в рот, и одновременно сделаете ему легкий массаж. Следить нужно за тем, чтобы язык действительно был расслабленным, лежал симметрично относительно центральной линии лица и был как можно дольше неподвижным. Облизывать губы тоже удобнее в ванной – в этом случае у ребенка не формируется привычка облизывать губы за столом или на улице, а вода смоет следы слюны, которые остались на губах, и у малыша не возникнет раздражения вокруг рта.
Выполнение упражнения “Окошко” можно объединить с протяжным произнесением звука “а-а-а” и впоследствии показать ребенку, как, вытянув губы, мы из “а” получим звук “у”. Произнесение звукосочетаний “ау” и “уа” с выраженной артикуляцией является еще одним упражнением. Его можно превратить в игру. Вы говорите ребенку: “Ау!”. Он вам отвечает: “Уа!”. И наоборот. К звуковым артикуляционным упражнениям также относится упражнение “Пароход гудит”. Может быть, у вас оно будет называться “Пылесос”.
Хорошо, если вы с ребенком будете петь песенки, заменяя обычные слова слогами “та-та-та” и “ля-ля-ля”. Тем самым вы будете тренировать у малыша правильное положение языка, которое потом поможет ему в произнесении звука “р”. Упражнение “Барабанщик” также направлено на тренировку этого навыка. Лучше всего дети делают это упражнение, подражая звуку отбойного молотка. Не упустите возможность потренироваться, услышав на улице характерный звук.
После того, как ребенок научился выполнять упражнения “Дудочка” и “Заборчик”, их можно соединить в одно: губы вытянуть – губы растянуть в улыбке, зубы сжаты, и так повторять несколько раз достаточно ритмично.
Для освоения упражнения “Слоник пьет” можно предложить ребенку выпить чай из блюдца (не через край, а из серединки). Упражнение “Качели” очень легко объяснить ребенку, если попросить его показать сначала верхние зубки, а потом нижние, но не руками, а… язычком. Нет такого ребенка, который не любил бы хлопать по надутым папиным щекам. То же самое можно делать по очереди. У вас получится упражнение “Шарик”.
Упражнения “Маляр”, “Грибочек”, “Лошадка”, “Гармошка” помогают ребенку растянуть подъязычную уздечку. Эти упражнения довольно сложны в объяснении, но, как правило, все дети умеют их делать, если родители им это показывают, играя в “лошадку”, т.к. звук в этих упражнениях для детей очень привлекательный.
Некоторые артикуляционные упражнения можно традиционно связать с ежедневными процедурами: умываемся, чистим зубы, стучим в дверь… Например, упражнение “Чистим зубки” логично соединить с собственно чисткой зубов. После того, как малыш почистил зубы, попросите его проверить, какие они у него теперь чистые – не только с внутренней стороны, но и с внешней, сначала верхние слева направо, справа налево, потом нижние точно так же. Упражнение “Орешки” дети охотно выполняют перед тем, как получить что-нибудь вкусненькое, если у них спросить: куда ты сейчас спрячешь конфетку? Хорошим упражнением будет для ребенка слизать капельку варенья со дна чашки, если, конечно, чашку подобрать по размеру так, чтобы ребенок смог дотянуться до дна языком.
Мы умышленно не ранжировали упражнения по уровню сложности. В зависимости от особенностей ребенка и его собственного опыта некоторые, казалось бы, трудные упражнения он может начать делать очень рано, непроизвольным образом. Не упустите момент, зафиксируйте на этом внимание малыша и введите их в повседневную практику. Все артикуляционные упражнения по мере их освоения должны выполняться каждый день 3-4 раза в игровой форме.
В следующей статье мы расскажем вам об играх и игрушках, которые в этом помогут.
07.11.2007
Лошинская Екатерина психолог
Источник
2 июля 2019 Последняя редакция: 24 ноября 2019 Исправление прикуса
Что такое миогимнастика, почему ее рекомендуют зубные врачи своим пациентам? Это комплекс специально разработанных упражнений для челюстных мышц, окружающих зубной ряд. Эти мышцы отвечают за правильное формирование зубов и прикуса. Рассмотрим подробно все рекомендации по выполнению комплекса.
Причины зубочелюстных патологий
Аномалии строения челюсти и зубочелюстные патологии начинают формироваться с самого рождения. Одна из причин — соска пустышка. Однако аномальное формирование челюсти может быть спровоцировано и неправильным дыханием через рот, а также некоторыми вредными привычками. Сосание большого пальца — одна из устойчивых привычек у детей, которая приводит в дальнейшем к ортодонтическим патологиям.
Родители должны уделять особое внимание формированию у ребенка правильных привычек и отучать от неправильных.
Грудное вскармливание формирует у младенца правильный прикус за счет тренировки круговой мышцы рта, языка, шеи. Кормление из бутылочки способствует нарушению работы челюстно-лицевых мышц, если у соски слишком большая дырка.
Перевод на искусственное вскармливание вместо грудного может быть обусловлен независящими от желания матери причинами. Поэтому внимательно наблюдайте за развитием челюсти малыша, во время показывайте его стоматологу. Если у соски слишком широкая дырка, малыш быстрее наедается и прекращает сосать. Следовательно, мышцы не тренируются, становятся слабыми.
Вред соски-пустышки
Чем вредна для формирования прикуса соска-пустышка? Во время сосания пустышки язык привыкает к неправильному положению в ротовой полости. Язык во время сосания должен располагаться сверху соски, а у малышей все происходит наоборот. Нижнее положение языка (под соской) способствует неправильному формированию прикуса. Чтобы не испортить малышу прикус, как можно реже давайте ему пустышку, а во время сна вынимайте ее изо рта.
В возрасте 1,5 -2 года малыша следует отучать от пустышки, чтобы не испортился прикус.
Сосание большого пальца
Некоторые малыши пытаются заменить отсутствие пустышки сосанием большого пальца или уголка подушки. От этой привычки нужно сразу же отучать ребенка, она еще вреднее сосания пустышки. Иногда привычка засыпать с большим пальцем во рту остается на всю жизнь.
Сосание большого пальца приводит к очень сильному дефекту строения зубочелюстной системы, когда передние зубы выдаются вперед и расходятся в стороны. Прикус формируется с учетом положения большого пальца между нижними и верхними зубами, поэтому появляется пустое пространство. Помимо эстетического диссонанса такое расположение фронтальных моляров делает невозможным откусывание пищи передними зубами. Выдвинутые вперед передние зубы часто подвержены травмам.
Ротовое дыхание
Как неправильное дыхание может влиять на формирование зубочелюстной системы? Во время дыхания ртом нарушается давление в полости рта, которое оказывают щеки на верхний зубной ряд. Из-за этого верхняя челюстная дуга сужается в размерах, зубы вырастают скученно.
Когда нужно обращать внимание на правильное дыхание? Это необходимо делать с первых дней жизни малыша и внимательно следить за его дыханием во время сна с пустышкой. Как только малыш перестанет плакать и заснет, пустышку немедленно удаляют изо рта. Если вы увидели, что малыш во сне открыл ротик, аккуратно закройте его своей рукой.
Что делать, если у ребенка увеличились аденоиды, и он не может дышать носом? В это время нужно следить, чтобы дыхание ртом не вошло в привычку. После исцеления от насморка и простуды следует наблюдать за правильным дыханием у ребенка во время сна и бодрствования. Для тренировки дыхания носом после удаления аденоидов существует специальный комплекс упражнений.
Подсасывание нижней губы
Есть и такая привычка у детей, которая впоследствии негативно сказывается на внешности. Из-за этой вредной привычки образуется щель между зубами, величина которой равна толщине нижней губы. Миогимнастика может исправить аномальный прикус, также рекомендуется к применению аппаратная корректировка.
Прокладывание языка между зубами
Эта вредная привычка приводит к тому, что между верхним и нижним зубным рядом формируется просвет. Этот просвет соответствует размеру и форме кончика языка, который ребенок привык высовывать вперед. Также существует незаметная для взрослых привычка прокладывать язык между жевательными зубами (сбоку). Эту патологию может заметить только стоматолог.
В результате неправильного положения языка в полости рта боковые моляры проседают, в прикус формируется аномально. Дефект можно исправить с помощью функциональных аппаратов и миогимнастики.
Неправильное глотание
Врачи разделяют функцию глотания на осознанную и бесконтрольную. Правильное глотание должно быть заметно только по движению кадыка. Если во время глотания напрягаются мышцы лица, это уже симптомы патологии. Неправильное глотание приводит к неправильному расположению моляров в зубном ряду. Если вы заметили, что ребенок глотает пищу или пьет воду как-то по-особенному, немедленно покажите его стоматологу-ортодонту.
Показания к миогимнастике
Формирование правильного прикуса зависит от слаженной работы группы мышц, расположенных вокруг зубных рядов. Любые нарушения в работе мышц отрицательно сказываются на прикусе, положении челюстной дуги и зубов. С помощью миогимнастики можно восстановить работу челюстных мышц, выровнять прикус, исправить аномальное расположение зубов.
Гимнастика может проводиться до ортодонтического лечения, совместно с ним либо после для закрепления результата. Методику лечения определяет врач-ортодонт.
Миогимнастика может быть назначена как часть комплексного лечения, так и как самостоятельная методика исправления дефектов прикуса.
Миогимнастика оказывает следующее действие на челюстно-лицевой аппарат:
- активирует рост костной ткани;
- способствует укреплению мышц;
- формирует компенсирующий механизм;
- нормализует функциональность;
- благотворно влияет на трофику тканей.
В результате гимнастических упражнений мышцы челюсти активно перестраиваются, челюстные кости обретают анатомически правильную конструкцию и форму.
Когда назначают
- аномалия прикуса разной степени тяжести;
- нарушение функции речи;
- нарушенный тонус лицевых мышц;
- неправильное расположение коронок зубов;
- профилактические меры.
Если у ребенка неправильная осанка, то вместе с миогимнастикой назначают и комплекс физических упражнений на исправление положения позвоночного столба.
Миогимнастика особенно эффективна в возрасте 4-7 лет.
Чем раньше ребенок начинает выполнять гимнастические упражнения, тем больше шансов исправить патологию без медикаментозного и ортодонтического вмешательства. Уже после девяти лет миогимнастика не может применяться как самостоятельная методика исправления дефектов прикуса. Однако ее рекомендуют выполнять как дополнительную меру воздействия на зубочелюстную систему.
Методика Роджерса
Первые методические разработки по исправлению ортодонтических дефектов зубочелюстной системы предложил американский стоматолог А. Роджерс. Согласно его рекомендациям упражнения нужно выполнять следующим образом:
- мышцы должны сокращаться с максимально широким размахом;
- интенсивность сокращений не должна превышать естественную нагрузку;
- упражнения нужно выполнять на регулярной основе;
- движения не должны быть резкими или прерывистыми, но плавными и медленными;
- упражнения нужно повторять до появления легкого (местного) утомления;
- миогимнастику можно делать с детьми от 4 лет и старше.
Правила, которые предложил взять за основу Альфред Роджерс, актуальны по сей день. На базе перечисленных правил современные ортодонты создают комплексы своих упражнений для коррекции зубочелюстных патологий.
Противопоказания
Самостоятельно практиковать миотерапию нельзя, так как это может закончиться неприятными результатами. Назначать гимнастику должен стоматолог-ортодонт после проверки состояния лицевых мышц. Пациент самостоятельно не сможет определить степень неразвитости челюстных мышц, хрящей и суставов.
Противопоказания:
- сильная аномалия прикуса (от третьей степени и выше);
- обездвиженность мышц лица;
- обездвиженность челюстных суставов;
- гипотрофия челюсти.
При этих серьезных патологиях необходима хирургическая коррекция или иные формы ортодонтического вмешательства.
Нужно учитывать и давность костно-челюстных изменений, которая зависит от возраста пациента. Если аномалия развилась давно и зафиксировалась достаточно долгое время, гимнастический комплекс не поможет исправить дефект. Поэтому старый зубочелюстной дефект относится к противопоказаниям при назначении гимнастики.
Выполнять упражнения следует на регулярной основе, чтобы увидеть эффект от применения методики. Если начать делать и бросить, весь достигнутый результат исчезнет.
Миогимнастика для детей
Гимнастику для тренировки круговой мышцы лица желательно начинать с 4-7 лет. В этот период можно добиться качественного результата по исправлению дефекта прикуса. Ребенок уже понимает, что от него требуется, может совместно работать с доктором или родителями дома. С ребенком детсадовского и младшего школьного возраста упражнения проводятся в форме игры. Это спасает малыша от переутомления и снижения концентрации внимания.
Упражнения для детей должны быть понятными, несложными в исполнении. Дети могут заниматься гимнастикой самостоятельно или в коллективе. Контроль за правильностью выполнения упражнений возлагается на взрослых (родителей, медработников, воспитателей).
Перед занятиями миогимнастикой следует удостовериться, что у ребенка нет проблем с носовым дыханием. Неправильное дыхание становится препятствием к достижению результата от миогимнастики. При ротовом дыхании выполняют специальные упражнения, направленные на устранение этой привычки. Укрепление круговой мышцы рта позволит исправить деформацию верхней челюстной дуги, сделает форму лица более привлекательной и подвижной.
Нужно уделять внимание тренировке мышц языка, чтобы он всегда находился в правильном положении: кончик касается нёба. Правильное положение языка сформирует четкую дикцию и артикуляцию, то есть, устранит или предотвратит дефекты речи.
Помимо гимнастики и упражнений детям следует чаще предлагать твердые овощи и фрукты — яблоко, морковь, репу. Употребление перечисленных продуктов в сыром виде способствует укреплению мышц лица, массирует десны, формирует правильный прикус.
Укрепление круговой мышцы рта
Эти упражнения просты в исполнении, но способствуют укреплению мышцы, отвечающей за функциональность рта.
- Взять губами палочку от мороженого и удерживать ее до ощущения легкой усталости в губах. Вместо палочки от мороженого можно взять школьную линейку (предварительно вымыть).
- Две пуговицы средних размеров прикрепляют к шнуру на расстоянии 15-17 см друг от друга. Нужно захватить одну пуговицу губами, а вторую взять пальцами и тянуть в сторону. Упражнение практикуют 2-3 раза в день, количество повторов — 10.
- Дуть на вертушку, повторять по 10 раз в два или три подхода в день.
- Ежедневно надувать по 10-15 воздушных шариков.
Укрепление мышцы, выдвигающей нижнюю челюсть
Эти упражнения необходимы для детей на искусственном вскармливании. У них нижняя челюсть уходит назад. Это называется дистальный прикус.
- Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, чтобы нижние резцы установились впереди верхних. В таком положении челюсть удерживают не менее 10 секунд.
- Повторить упражнение с поворотом головы вправо.
- Повторить упражнение с поворотом головы влево.
- По мере освоения упражнения время выполнения продлевают, а частоту повторов увеличивают до десяти раз.
- Усложненный вариант упражнения: встать прямо, ноги на ширине плеч, голову запрокинуть, руки отвести назад. После этого нужно выдвинуть нижнюю челюсть и удерживать ее максимально долгое время. Резко выдвигать челюсть нельзя, всё нужно делать плавно и в умеренном темпе.
- Нужно достать кончиком языка собственный нос. Сначала делать упражнение 2-3 раза, затем увеличить число повторов.
Укрепление верхней челюсти
Цокать языком, ощущая его положение на нёбе. Выполнять упражнение можно сколько угодно долго, пусть малыш приучится чувствовать кончик языка в правильном положении.
При сомкнутых губах нужно отвести нижнюю челюсть назад. Это следует делать одновременно: закрывать рот и отводить челюсть. Упражнение следует повторять утром, днем и вечером по 2-3 раза. Не следует резко открывать и закрывать рот, упражнение выполняют плавно в умеренном темпе.
Укрепление языка
Функции языка очень важны не только для прикуса, но и для четкости дикции и артикуляции. Неправильное положение языка устанавливается во время сосания большого пальца, привычки тянуть всё в рот, неправильном глотании. Также упражнения показаны после хирургической коррекции короткой уздечки.
- Приоткрыть рот и облизывать кончиком языка верхние и нижние губы, от одного уголка рта к другому.
- Стараться достать кончиком языка нос, а затем подбородок.
- Проводить кончиком языка по зубам, как бы пересчитывая их.
- Щелканье языком.
Эти упражнения следует повторять утром, днем и вечером по нескольку раз подряд.
При слабости задней стенки языка полощут рот до пяти раз в сутки, широко зевают 5-7 раз подряд.
Вестибулярная пластина
Это специальная пластина, с помощью которой корректируют дефекты прикуса, укрепляют челюстно-лицевые мышцы, исправляют аномальное положение языка. Ночью пластину помещают ребенку в рот, а днем делают с ней упражнения. Пластину удерживают губами, а рукой вытягивают вперед кольцо.
Нужно удерживать пластину губами, не позволяя вытянуть ее изо рта. Упражнение рекомендуется выполнять утром/вечером по 12-15 раз подряд. Начинать можно с двукратного повторения, постепенно увеличивая количество повторов до пятнадцати.
Вестибулярную пластину-пустышку рекомендуется давать детям от двух до четырех лет. Она успокаивает сосательный рефлекс, плавно замещая его жевательным. Пластина выполнена из медицинского силикона, абсолютно безопасна для ребенка. По статистике 85% малышей отвыкают от пустышки через пару недель использования пластины.
Польза вестибулярной пластины
- приучает язык к правильному расположению в полости рта;
- помогает избавиться от ротового дыхания;
- корректирует смыкание губ;
- устраняет речевые дефекты;
- укрепляет круговую мышцу рта.
Если у ребенка ярко выраженный дефект строения челюсти, для коррекции применяют особенную пластинку с козырьком.
Если ребенок привык прикладывать язык между зубами, применяют специальную пластинку с заслонкой.
При речевых дефектах (врожденных или приобретенных) применяют пластинку с бусиной. Речевые дефекты распространены среди детей дошкольного возраста. К ним относится:
- гнусавость;
- заикание;
- неправильное произношение звуков;
- замедленная либо ускоренная речь.
Также пластинка с бусиной показана при слабом языке, когда его мускулатура недоразвита.
Преортодонтический трейнер
Это устройство применяют для помощи в коррекции зубочелюстных дефектов и функций речи. Его надевают всего на час в дневное время, а затем на всю ночь. Применение трейнера облегчает аппаратное ортодонтическое лечение и способствует быстрому восстановлению функций языка, глотания, произнесения звуков. Также трейнер приучает язык к правильному положению в полости рта, устраняет ротовое дыхание и избавляет от привычки сосать палец или нижнюю губу.
Гипотонус мышц
- Сделать из губ трубочку (как для воздушного поцелуйчика) и удерживать их в таком положении до ощущения легкой усталости. Затем медленно растянуть губы в улыбке.
- Надуть щеки при сжатых губах. В это время дышат через нос. Затем нужно выдавить воздух из щек при помощи нажатия на них ладонями. Губы разжимать нельзя.
- Надувать пространство сначала под верхней губой, а затем под нижней. Продолжать чередовать верхнюю и нижнюю позицию до ощущения легкой усталости.
- Дуть на предмет, имитируя задувание свечи.
- Подбросить высоко кусочек ваты и дуть на него, не давая упасть на пол.
- При максимально сжатых губах растянуть рот в стороны пр?