Упражнение цель развитие эмоциональной сферы ребенка
В процессе взросления у каждого ребенка накапливается свой эмоциональный опыт, который помогает ему ориентироваться как в собственных чувствах и эмоциях, так и эмоциональных состояниях окружающих его людей. Так создается индивидуальный «словарь» чувств — тот набор жестов, поз, мимики, голосовых интонаций, с помощью которых выражается эмоциональное состояние. Ребенок пользуется этим «словарем» и для того, чтобы понять другого, и для того, чтобы выразить свои чувства и эмоции.
песочная и сказкотерапия.и др.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста эффективно проходит и с помощью песочной терапии. К. Д. Ушинский утверждал, что самой лучшей игрушкой для ребенка является кучка песка. И это так. Игры с песком известны ни одному поколению. Песочная игра — это просто, доступно, удобно и многообразно.
1. Познакомить дошкольника с эмоциями и способами их выражать.
2. Обучение навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми
Упражнение . Психолог предлагает рассмотреть пиктограммы четырех чувств и назвать их. С помощью наводящих вопросов выясняется, в каких ситуациях ребенок испытывает каждое из названных чувств.
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизин-цу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Упражнение Психолог предлагает ребенку множество цветных ленточек. Ребенок подбирает к каждой пиктограмме соответствующий своему мировосприятию цвет.
Материалы: бумага; краски; пиктограммы «радость», «страх», «обида», «злость».
Упражнение 3. На листе бумаги нарисован круг. Психолог предлагает ребенку раскрасить этот круг теми цветами, которые соответствуют его настроению. Можно обсудить с ним выбор цвет.
Упражнение «Бумажные мячики» или «Снежки»
Материалы: Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которая будет обозначать разделительную линию.
Ход упражнения: Все берут по большому листу газеты, как следует комкают его и делают хорошие, достаточно плотные мячики. Участники делятся на две команды, и каждая выстраивается в линию. Расстояние между командами должно составлять примерно 4 метра. За разделительную линию перебегать нельзя. По команде ведущего игроки бросают свои мячи на сторону противника. Смысл в том, чтобы как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на своей стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», игра прекращается. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей.
«Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командам(«кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
- «Довольный слон».
- Для проведения игры потребуются картинки с изображением мордочек животных. Ведущий поднимает карточку со схемой эмоции и просит найти картинку с животным, который испытывает то же чувство.
- «Пиктограммы».
- Необходимо заранее заготовить два набора карточек (разрезанный и целый). Разрезанные пиктограммы перемешиваются в общей массе, цель ребенка — собрать целый шаблон.
Упражнение «Групповое рисование по кругу»
Цель: Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу.
Материал: Бумага, карандаши.
Проведение: На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается первоначальный замысел. Участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене: создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать группе о коллективной работе в «чужом пространстве».
Данная техника может вызвать агрессивные чувства, обиды. Поэтому психолог
«Как дела?».
Наиболее простая игра, позволяющая определить настроение и эмоции детей с аффективным поведением. Нужно предложить ребенку из стопки карточек с изображением эмоций выбрать ту, которая соответствует его настроению (сейчас, час назад, вчера).
«Угадай эмоцию»
Основная деятельность в игре направлена на активное изучение жестов и мимики, возникающих при проявлении той или иной эмоции. Благодаря ей ребенок учится распознавать чувства и настроение окружающих.
Для игры потребуются маски, изображающие различные эмоции. В возрасте 5-6 лет дети уже могут принять участие в изготовлении. Обязательно нужно изобразить восторг, грусть, удивление, радость, безразличие, испуг.
Игра «Кукольный театр»
Цель: для работы с тревожными, застенчивыми, агрессивными, гиперактивными детьми.
Данный метод похож по своей концепции на метод психодрамы, он позволяет спроектировать любую терапевтическую ситуацию, при этом у ребенка есть своеобразная защита – ширма, что позволяет добиться гораздо большего эффекта, проблемы облекаются в иносказательную, метафорическую форму.
Ребенок сам выбирает героев для своей сказки. Смоделировав под руководством психолога проблемную ситуацию и найдя выход из нее, «пережив» эту ситуацию, ребенок приобретает опыт, который может быть использован в реальной жизни.
Игра «Мишки и шишки»
Цель: тренировка выдержки, контроль импульсивности.
Условия игры. По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают собрать их лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше.
Примечания. Вместо игрушек можно использовать руки других игроков, например, повернутые тыльной стороной ладони. Вместо шишек можно использовать другие предметы – мячики, кубики и т.п.
Упражнение «Выбор траектории»
Вы чувствуете себя уверенней? Теперь вы знаете какие хорошие качества заложены в вас. И, чтобы закрепить эту уверенность, сейчас вы будете искать положительные качества у своих товарищей.
состояние. Думаю, пришла пора отдохнуть
Тест «Кляксы»
Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им больше всего нравится, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась и на второй половине листа. Лист развернуть и объяснить на что или кого похожа полученная «клякса».
Обработка:
- Агрессивные или подавленные дети выбирают кляксу темных цветов. Видят в ней агрессивные сюжеты.
- Черную и красную краску выбирают дети склонные к гневу.
- Лиловые и сиреневые – дети с пониженным настроением.
- Серые и коричневые тона выбираются напряженными, конфликтными, расторможенными детьми.
Теперь вы наглядно увидели свое внутреннее
«Автопортрет»
Расслабление:
Дети садятся или ложатся на пол в удобной для них позе. Ведущий говорит: «Устраивайтесь поудобней, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас. Произнесите свое имя сначала так, как вас зовут сейчас, а потом так, как вас будут звать, когда вы вырастите. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши».
По окончании упражнения дети встают в круг, держаться за руки, каждый говорит соседу «до свиданья», назвав его «взрослым» именем.
Цель: Двигательная и эмоциональная разминка.
Ведущий. Летний день. Дети гуляют. Пошел дождь. Дети бегут домой. Прибежали они вовремя, началась гроза. Гроза прошла быстро, перестал идти дождь. Дети снова вышли на улицу и –стали бегать по лужам.
В игре используется народная музыка, музыка Д. Львова-Компанейца «Хорошее настроение», П. Христова «Золотые капельки», К. Караваева «Сцена грозы».
Игра «Переходы»
Цель: Развитие навыков кооперации, снятие психологической нагрузки.
Дети встают в круг и смотрят друг на друга. Затем по команде строятся по росту, цвету глаз, цвету волос и т.д.
«Мое настроение»
Цель: Осознание своего эмоционального состояния; умение адекватно его выразить.
Воспитатель приготавливает заранее мокрый лист и краски. После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили
Упражнение
«Тренируем эмоции»
Цель: Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Ведущий предлагает детям:
а) нахмурится как:
- осенняя туча;
- рассерженный человек;
б) позлиться, как:
- злая волшебница;
- два барана на мосту;
- голодный волк;
- ребёнок, у которого отняли мяч;
в) испугаться, как:
- заяц, увидевший волка;
- котёнок, на которого лает злая собака;
г) улыбнуться, как:
- кот на солнышке;
- само солнце;
- хитрая лиса;
- будто ты увидел чудо.
Упражнение «Танец»
Цель: Использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств.
В качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства. Под различную музыку дети выполняют следующие задания: станцуй радость, страх, горе, веселье, удивление, счастье, жалость.
Релаксация «Улыбка»
Цель: Снятие психоэмоционального напряжения.
Воспитатель предлагает сесть удобнее, оперется на спинку стула. Включается медленная приятная музыка.
«Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя… Окружающий мир есть радость для тебя… Теперь откройте глаза и посмотрите на природу. Ты всегда радость для другого… Береги себя и другого береги… Уважай, люби все, что есть на Земле – это чудо! И каждый человек – тоже чудо! Спасибо всем за работу, за то, что вы есть! Спасибо!.
Источник
екатерина кузнецова
Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников
Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприятие в дальнейшем.
Стрессовые ситуации могут привести к нарушениям в эмоционально-волевой сфере, и как следствие у ребенка проявляется тревожность.
Развивая эмоционально-волевую сферу дошкольника, мы создаем условия для формирования стрессоустойчивости ребенка и личностного роста.
Я как педагог-психолог ДОУ использую следующие упражнения для снятие напряжения и тревожности у детей дошкольного возраста.
Игра №1: «Цветочек и солнышко».
Эта игра, направлена на расслабление и стабилизацию эмоционального состояния. Дети садятся на корточки и обхватывают руками колени. Воспитатель начинает рассказывать историю про цветочек и солнышко, а дети выполняют выразительные движения, иллюстрирующие историю. В качестве фона можно включить спокойную негромкую музыку.
Глубоко в земле жило-было семечко. Однажды на землю упал теплый солнечный луч и согрел его (Дети сидят на корточках, опустив голову и обхватив колени руками).
Из семечка проклюнулся маленький росточек. Он потихоньку рос и выпрямлялся под ласковыми лучами солнца. У него проклюнулся первый зеленый листочек. Постепенно он расправлялся и тянулся к солнышку (Дети постепенно выпрямляются и встают, поднимая голову и руки).
Вслед за листочком на ростке появился бутон и в один прекрасный день расцвел в красивый цветок (Дети выпрямляются в полный рост, слегка откидывают голову назад и разводят руки в стороны).
Цветок грелся на теплом весеннем солнышке, подставляя каждый свой лепесток его лучам и поворачивая голову вслед за солнцем (Дети медленно поворачиваются вслед за солнышком, полузакрыв глаза, улыбаясь и радуясь солнцу).
Игра № 2. «Пиктограммы».
Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.
а) определить по пиктограмме,какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый и др. ;
б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;
в)игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.
Игра № 3. «Тренируем эмоции».
Попросите ребенка нахмуриться – как:
– осенняя туча,
– рассерженный человек,
– злая волшебница.
Улыбнуться,как:
– кот на солнце,
– само солнце,
– как Буратино,
– как хитрая лиса,
– как радостный ребенок,
-как будто бы увидел чудо.
Позлись,как:
– ребенок, у которого отняли мороженое,
– два барана на мосту,
Игра № 4. «Упрямые барашки».
Для этой игры нужно два и больше участника. Дети разбиваются на пары. Ведущий (взрослый)говорит: «Утром рано два барана повстречались на мосту». Дети широко расставляют ноги, наклоняются вперед и упираются лбами и ладонями друг в друга. Задача игрока — устоять на месте, при этом заставив соперника сдвинуться с места. При этом можно блеять, как барашки. Эта игра позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Но ведущий должен обязательно следить, чтобы «барашки» не переусердствовали и не навредили друг другу.
Игра № 5. «Нехочуха».
Эта игра была разработана педагогом Л. И. Петровой. Она поможет выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Кроме этого, она позволяет детям раскрепоститься и развивает чувство юмора. К тому же, она более безопасна, чем предыдущая игра.Играть в нее очень просто: ведущий рассказывает стихотворения и сопровождает его движения, задача детей — повторять их.
Я сегодня рано встал,
Я не выспался, устал!
Мама в ванну приглашает,
Умываться заставляет!
У меня надулись губы,
И в глазах блестит слеза.
Целый день теперь мне слушать:
— Не бери, поставь, нельзя!
Я ногами топочу, я руками колочу.
Не хочу я, не хочу!
Тут из спальни папа вышел:
— Почему такой скандал?
Отчего, ребенок милый,
Нехочухою ты стал?
А я ногами топочу, я руками колочу.
Не хочу я, не хочу!
Папа слушал и молчал,
А потом он так сказал:
— Будем вместе топотать,
И стучать, и кричать.
С папой мы поколотили, и еще поколотили.
Так устали! Прекратили.
Потянулись
Снова потянулись
Показали руками
Умываемся
Опустили голову, надулись
Вытираем «слезы»
Топаем ногой
Погрозили пальцем
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Ходим медленно, широкими шагами
Удивленно разводим руками
Обращаемся к другим детям
Опять разводим руками
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Шумно выдохнули, остановились
Игра № 6. «Угадай эмоцию».
На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка – по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.
Остальные дети – зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.
Игра № 7. «Как ты себя сегодня чувствуешь?».
Материал: карточки с разными оттенками настроения.
Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т. д.
Игра № 8. «Классификация чувств».
Материал: карточки с разными оттенками настроения.
Разложить карточкипо следующим признакам:
– какие нравятся;
– какие не нравятся.
Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил.
Игра № 9. «Встреча эмоций».
Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна.
Ведущий изображает «хорошую», ребенок «плохую». Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются.Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.
Игра № 10. «Испорченный телефон».
Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза («спят»). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.
Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телефон» был полностью исправен.
Вопросы при обсуждении:
1. «По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?»;
2. «Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?»;
3. «Трудно ли было тебе понять другого участника?»;
4. «Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?».
Игра № 11. «Рисуем настроение».
Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения.Вот некоторые варианты заданий:
1.Выполнение рисунка на тему: «Мое настроение сейчас».
2. Каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
3. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.
Игра № 12. «Ассоциации»
Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой – любую эмоцию (например: «слон» и «радость»). Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство.
Игра № 13.
Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.
Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой – названия эмоций.
1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.
Методический источник: https://infourok.ru/metodicheskiy_sbornik_zanyatiy_igr_i_uprazhneniy_napravlennyh_na_razvitie_emocionalno-volevoy-146433.htm
Источник
Тренинг по развитию эмоциональной сферы детей
Цель: Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольников в возрасте 5-6 лет.
Задачи: Способствовать осознанию своих эмоций и пониманию эмоций других людей. Развивать способность выражать эмоции вербально и не вербально, обучая ребят элементам техники выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой. Создавать возможность обучения приемам регуляции, саморегуляции и самовыражения.
Структура тренинга:
Вводная часть
Цель: Установление эмоционального контакта со всеми участниками тренинга, снятие напряжения и создание положительного фона.
- Игра “Солнечный зайчик”.
Дети стоят в кругу. Я “направляю лучик” (говорю, какой части тела коснулся лучик), и дети гладят себя по щекам, носу, лбу и т.д. Затем они поворачиваются лицом друг к другу и гладят друг друга.
Участники садятся по кругу. Водящий стоит в центре круга.
Инструкция: «Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак называет ведущий. Например, «пересядьте все те, кто любит мороженное». Участники меняются местами. При этом, кто стоит в кругу, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот кто останется без места, выходит в круг и продолжает игру».
Инструкция: «Кто из вас был в театре или в цирке и видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов».
Поставьте стул в центре группы и попросите всех плотно окружить его со всех сторон. «Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов?»
В первый раз иногда нужно стимулировать детей хлопать изо всех сил.
Когда они увидят, что аплодисменты приятны стоящему на «пьедестале» участнику, они будут хлопать еще сильнее.
Упражнение можно проводить несколько раз, позволяя трем-четырем детям насладиться аплодисментами группы.
Цель: стимулировать внимание друг к другу, формировать сплоченность коллектива.
Инструкция: «Пусть один из нас (доброволец) какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две группы по какому-то выбранному нами признаку».
Признак должен быть виден зрительно, и однозначно делить группу на две части (например, наличие шнурков на обуви, цвет глаз и т.д.). Две подгруппы садятся в разных местах, чтобы быть обозначенными пространственно. Вернувшийся доброволец должен будет определить, по какому признаку разделились группы. Затем выбирается другой доброволец.
- Игра “Заколдованные дети”.
Цель: преодоление застенчивости
Я называю слово или действия этюдов, а дети с помощью невербальных средств (жестов, мимики) стараются передать значение этих слов, действий.
Необходимо показать:
а) значение слов “высокий”, “маленький”;
б) жалеем бездомного котёнка;
в) мама укладывает спать ребенка, который плачет;
г) доброго, злого дядю.
- Игра “Море волнуется”.
Цель: развиваем эмоциональную сферу
Дети произносят слова: “Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, страха, испуга, боли и т.д. на месте замри”. Определяем, у кого более ярко изображена фигура.
- Упражнение «Вообрази» (взрослая аудитория)
Цель: Сближение аудитории, желание и возможность лучше узнать друг – друга
Каждый пишет ответы на следующие вопросы, лист подписывается:
- Какие три предмета взяли бы с собой на необитаемый остров?
- Если бы вас колдун превратил в животное, то в какое?
- Любимое выражение
- Когда меня хвалят я…
Ведущий собирает ответы, перемешивает и зачитывает.
Каждый участник отмечает у себя, как он думает, кто это написал. Затем, когда будут прочитаны все ответы, зачитываются имена написавших.
Проводится обсуждение:
- Всех ли отвечавших на вопросы угадал?
- У кого сколько совпадений?
- С чем связана успешность (степень знакомства, способность чувствовать другого человека)?
Заключительная часть
Цель: Релаксация: успокоение, расслабление.
1.Игра “Какой я человек”.
Дети прикладывают руку к сердцу и слушают , как оно бьется, затем берут вырезанное из бумаги сердечко и прикрепляют его к вертикальной линии на листе бумаги вверху, в середине, внизу, в зависимости от того, каким они себя считают.
2.Игра “Мусорное ведро”.
Ставлю в центр комнаты мусорное ведро и предлагаю нарисовать на листочке свои чувства, от которых бы дети хотели избавиться, а затем изорвать этот листочек и выбросить в мусорное ведро.
Источник